Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (III УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ)

shahov_2020 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 86 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.10.2020
Обучение грамоте (письму и чтению) – сложный многоуровневый процесс, состоящий из множества компонентов. Базой для овладения письмом и чтением является достаточная сформированность компонентов устной речи, звукопроизношения, просодических компонентов лексико-грамматического строя, фонематическое недоразвитие речи. Так у детей с общим недоразвитием речи нарушены все компоненты устной речи, что влечет за собой трудности в обучении грамоте. Кроме того, у дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные нарушения пространственных представлений, чувство ритма, недоразвитие графических навыков, мелкой моторики рук. Учитывая все эти недостатки общее состояние готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи ниже возрастной нормы.
Введение

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется направленностью на решение социального запроса по подготовке дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) к предстоящему школьному обучению. Одной из задач, на решение которых направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2013), является «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)» [1]. Однако, с поступлением ребенка в школу в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение большего времени, новые требования к поведению, постоянный тесный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения и новая роль ребенка в обществе т.д. Ребенок должен приспособиться к новым условиям, иными словами адаптироваться к ним [33]. Также современные тенденции таковы, что школы предъявляют большие требования к первокласникам начиная от самостоятельности и заканчивая умением читать и писать. Отсюда следует, что на детей ложится большая нагрузка, особенно трудно к ней адаптируются дети, имеющие те или иные отклонения в развитии. В специальной педагогике имеются данные о том, что дети с отклонениями в речевом развитии значительно отстают от нормально развивающихся сверстников по уровню подготовленности их к учебной деятельности. Эти дети не проделывают необходимой познавательной работы по вычленению отдельных нарушений речи, с трудом накапливают практические морфологические обобщения. Для них сложны процессы словообразования. Отклонения в устной речи у детей проявляются по-разному в различной степени влияют на усвоение грамоты [33]. В ряде исследований (Е.А. Логинова, В.И. Ляудис, И.П. Негурэ, Л.Г. Парамонова, A.B. Семенович, Г.В. Чиркина и др.) отмечается, что в последние годы происходит усложнение симптоматики и механизмов дисграфии и дислексии, которые обусловлены увеличением количества детей с органическими поражениями отделов головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, что приводит к задержке созревания этих отделов мозга, нарушением их функционирования. В связи с этим возникает необходимость создания в ДОО условий успешной подготовки дошкольника к обучению в школе, создающих равные стартовые возможности при поступлении в нее для любых детей, в том числе детей с ОНР. Важным аспектом готовности детей 6-7 лет с ОНР к обучению в школе является формирование предпосылок к овладению грамотой. Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне определяется необходимостью изменения подходов к построению работы с детьми 6-7 лет с ОНР по формированию предпосылок к овладению грамотой; определения специфических психолого-педагогических условий построения образовательного процесса. На современном этапе развития образования проблема подготовки детей с ОНР к обучению в школе ставит перед коррекционной педагогикой задачи повышения качества учебно-воспитательного процесса в специальных образовательных дошкольных учреждениях; создание наиболее благоприятных педагогических условий для формирования предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих плавный переход детей с речевыми нарушениями к обучению в школе. Ряд значимых аспектов обучения и специфика содержания работы по подготовке к обучению грамоте детей с нарушенной речевой деятельностью представлен в трудах Б.Г. Ананьева, Д.Б. Эльконин, М.Р. Львов, Т.Г. Рамазаева, С.П. Редозубов, Л.К. Назарова, В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько и др. В исследованиях Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Р.И. Шуйфера, Л.Ф. Спировой, О.А. Токаревой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. Актуальность исследования на научно-методическом уровне определяется необходимостью разработки программ по формированию у детей 6-7 лет с ОНР предпосылок к овладению грамотой и рекомендаций по реализации в ДОО специфических психологопедагогических условий, обеспечивающих эффективность данной работы. Разработанные рядом автором (А.Е. Алексеева, Н.В. Новоторцева, Т.А. Ткаченко, Т.Б Филичева, Г.В. Чиркина и др.) методики в области предупреждения нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с ОНР направлены на формирование речевых предпосылок (представления детей о звуко-буквенном и слоговом составе слов, грамматических отношениях слов, структуре предложения и др.). Особенностью построения образовательного процесса в ДОО с детьми с ОНР является участие различных специалистов, реализующих свои функции. В коррекционных программах для детей дошкольного возраста прослеживается тенденция предусматривающая два взаимосвязанных направления логопедической работы: устранение речевого нарушения и преодоление, предупреждение его вторичных последствий. Это требует координирования всех аспектов их работы при определении индивидуальной программы работы с каждым ребенком. Готовность детей к школе является одной из важнейших составляющих, обеспечивающих школьную адоптацию, успешность обучения. Значение этих составляющих в общем комплексе качеств, включаемых в понятие готовность, особенно явно выступает в случаях несформированности, что имеет место у детей с системными нарушениями речи. В этой связи особую актуальность приобретает проблема особенностей развития детей шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи, которые труднее других овладевают программными требованиями дошкольного учреждения и перед выпуском в школу не достигают желательного уровня развития [33]. Цель исследования: изучение особенностей готовности дошкольников с ОНР III уровня к обучению грамоте и формирование навыков учебной деятельности дошкольников изучаемой категории. Объект исследования - особенности формирования навыков учебной деятельности детей с ОНР III уровня. Предметом исследования - процесс коррекционно-логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, направленный на формирование у них предпосылок к учебной деятельности. В качестве гипотезы исследования мы предположили, что у детей с общим недоразвитием речи существует несформированность речемыслительной деятельности, что создает картину неготовности их к школьному обучению. Преодоление речевого недоразвития может быть более эффективным при условии использования различных подходов, направленных на формирование у дошкольников предрасположенности к учебной деятельности. В работе были выдвинуты следующие задачи: 1. Провести литературный обзор по проблеме подготовки к обучению в школе детей с общим недоразвитием речи III уровня. 2. Проанализировать психолого-педагогическую характеристику детей с ОНР III уровня. 3. На основе обследования детей 5-6-летнего возраста с общим недоразвитием речи определить уровни общей сформированности к учебной деятельности. Проанализировать результаты. 4. Разработать и апробировать содержание и приемы педагогической коррекции речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи параллельно с формированием у них готовности к обучению в школе. Методы исследования подбирались с учетом объекта и предмета изучения, а также задач и гипотезы исследования: теоретического исследования (анализ научной психологической, педагогической и методической литературы); эмпирического исследования (диагностические задания; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ результатов исследования) [31], [7]. База исследования: исследование проводилось на базе 1 – Московский Образовательный Комплекс, г. Москва. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, главы №1 и двух параграфов, выводов по главе №1, главы №2 и двух пераграфов, выводов по главе №2, заключения, списка литературы, приложений №1 и №2.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3 Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования……………………...…..5 1.1. Описание различных подходов к проблеме подготовки к обучению в школе детей с общим недоразвитием речи III уровня………………………..….15 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи ………………………………………………………………………………....20 Выводы к главе I…………………………………………………………………....25 Глава II. Формирование навыков учебной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня………………………………..35 2.1. Количественная и качественная характеристика речевого развития и уровня подготовленности к учебной деятельности детей с общим недоразвитием речи III уровня. Анализ результатов……………………………………………………37 2.2 Коррекционная работа по формированию навыков учебной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Контрольный эксперимент…………………………………………………………………….......40 Выводы к главе II……………………………………………………………….….45 Заключение …………………………………………………………………………55 Список литературы ………………………………………………………………...65 Приложение
Список литературы

Нормативные правовые акты 1. Государственный образовательный стандарт Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ/ Принят Государственной Думой 21.12.2012 г. Монографическая литература 1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей . –– Спб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 c. 2. Актуальные проблемы логопедии: Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. Сб. науч. тр. / МГПИ им. В.И. Ленина, 1980. 3. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей . —— СПб.: Детство-пресс, 2005. — 48 с., ил. 4. Алифанова Е.А., Егорова Н.Б. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей лого групп . —— М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. — 80 с. (В помощь логопеду) 5. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Метод. пособие . –– М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с. 6. Андреева С.Л. Коррекционно-логопедическая работа с детьми-дисорфографиками // Учитель-ученик; проблемы, поиски, находки №43. Психолого-педагогическая поддержка в образовании. Юго-западный окружной методический центр. – М., 2003. – с. 76-84 7. Божович Л.И. Правильно организовать жизнь. Развитие воли в раннем и дошкольном возрасте. // Семья и школа. -1981. -№2. -с. 36-39. 8. Божович Л.И. Сознательно управлять своим поведением. Воспитывание воли в младшем школьном возрасте. // Семья и школа. -1981. -№3. -с. 28-31. 9. Бычкова Т.Б. Магистерская диссертация Педагогические условия подготовки детей предшкольного возраста к обучению в школе, Симферополь 2015. https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00578924_0.html 10. Выготский Л.С., Венгер Л.А., Гнедова Н.М., Истомина З.М. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Учебное пособие. 2 т. М., 1998. 11. Волкова, Л.С. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.– 367 с. 12. Глухов, В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. М.: 1996. – 89 с 13. Гришвина А. В., Пузыревская Е. Я., Сочеванова Е. В. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. — М., 1988 14. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2004. – 138 c. 15. Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Эксмо, 2011. – 288 c. 16. Кравцова Е.Е. Задержка развития речи в дошкольном возрасте: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.,1986. 17. Лалалева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – М. : Союз, 1999. – 75 с. 91 37. 18. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 303 с. 19. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития у детей / В.В. Лебединский. – М. : Просвещение, 2005. 20. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. 21. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: избранные труды / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М. : АРКТИ, 2005. – 224 с. 22. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М.: АльянС, 2014. – 368 с. 23. Леонтьев, А.Н. Язык, речь, речевая деятельность / А.Н. Леонтьев. – М., 2005. – 300 с. 24. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. – Ростов-на-дону: Феникс, 1998. – 306 с. 25. Миронова С А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Просвещение, 1991 26. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи –– М.: А.П.О., 1993г. 27. Муравьева Н. Н.. Логопедическая работа с первоклассниками, имеющими недостатки речи и письма // Недостатки речи и письма у детей: из опыта логопедической работы / Под редакцией Р. Е. Левиной. — М.: Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР, 1956. 28. Нищева Н. В.Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада . — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. — 120 с. + цв. вкл. 96 с 29. Поддъяков Н.Н., Онищенко О.М., Доронова Т.Е. Формирование у старших дошкольников с ЗПР в сюжетно ролевой игре и на учебных занятиях. Учебно-методическое пособие. М., 1996. 30. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: ACT, 1999. 31. Светлакова И.В. Магистерская диссертация «Психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет с ОНР неречевых предпоссылок к овладению грамотой, Тольятти 2016 https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/1130/1/Светлакова%20И.В._ППОм_1404.pdf 32. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием: Конспекты . –– М.: Книголюб, 2006. – 144 с. – (Развитие и коррекция.) 33. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи школьника. Екатеринбург, 1996. 34. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М: Альфа, 1993, 103 с. 35. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи – М., 1999. – С. 87-98. 36. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста – М., Айрис-пресс2008.-С.210 37. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей . -- М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 80 с. (Практическая логопедия.) 38. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи . –– М., 1991. - 44 с. 39. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи . -- М.: МГОПИ, 1993. - 72 с. 40. Фомичева, М.Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с. 41. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» . –– М.: Просвещение, 1989, - 239 с. 42. Фотекова, Т.А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта детей с общим недоразвитием речи / Т.А. Фотекова // Дефектология. – 1994. – № 2. – С. 16–24. 43. Хватцев М.Е. Логопедия: уч. для пед. институтов . –– М, 1937 44. Черкасова Е. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи //Дошкольное воспитание, 2006, №11, с.65-75 45. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова:система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет . -- М.: Гном Пресс, 2006 46. Шаховская С. Н., Шостак Б. И. Обследование детей с нарушениями речи в условиях медико-педагогических комиссий //Речевые расстройства у детей и методы их устранения: сб. научных трудов. - М.: МГПИ, 1978. - с.:4-16 47. Шуйфер Р. И. Логопедические занятия с учащимися первых классов, имеющими недостатки произношения // Недостатки речи и письма у детей: из опыта логопедической работы / Под редакцией Р. Е. Левиной. — М.: Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР 48. Эльконин Д.Б. Избранные психологические произведения. М., 1983. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с. 49. Юрова Е.В. 200 упражнений для развития письменной речи. Начальное обучение . -- М.: Издательство "Аквариум", Издательство Астрель, Издательство АСТ, 2000 Описание электронных ресурсов 50. Интенет ресурс. Н. НЕЧАЕВА, С. ЯКОВЛЕВА «Знакомься, школа, – твой ученик», сборник методик для диагностики готовности к школьному обучению. https://nsc.1sept.ru/article.php?id=200701609
Отрывок из работы

Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 1.1. Описание различных подходов к проблеме подготовки к обучению в школе детей с ОНР III уровня Готовность детей к школе является одной из важнейших составляющих, обеспечивающих школьную адаптацию, успешность обучения. Это сложное образование включает помимо психологической готовности, компоненты речевого развития, влияющие на успешность обучения. Значение этих составляющих в комплексе качеств, включаемых в понятие готовности, особенно актуально в случаях их несформированности, что характерно для детей с системными нарушениями речи. В отечественной психологии установлено, что психическое развитие на каждом этапе представляет собой качественно своеобразные изменения и характеризуется возникновением определенных новообразований. Под возрастными новообразованиями Л.С. Выготский [10] понимал новый тип строения личности и ее деятельности, психологические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени. Они определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутренней и внешней жизни, весь ход его развития в данный период. Д.Б. Эльконин выделяет три основных новообразования (соответственно три параметра), по уровню сформированности которых определяет готовность к школе. Это произвольность действий ребенка, владение средствами, прежде всего знаковыми, и новообразованием он считает интеллектуализацию аффекта, выражающуюся в том, что у дошкольника появляется поведение, подчиняющееся правилам, социальным нормам. Это проявляется в возможности адекватно действовать в ситуации учебной задачи, которую он называет основным компонентом в структуре учебной деятельности [48].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg