Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности формирования самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста

shahov_2020 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 44 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.10.2020
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования самоконтроля детей старшего дошкольного возраста является актуальной в наши дни, так как большое значение имеет влияние семейной и предметно-развивающей среды на ребенка. Своей главной воспитательной задачей в детском саду должна быть целенаправленная работа педагога, побуждающая ребенка к проявлению самостоятельности.
Введение

В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. Это обусловлено тем, что самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность детей. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Самоконтроль - обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Основной задачей внедрения ФГОС ДО – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного возраста, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе. Авторы, пользующиеся понятием самоконтроля, понимают его далеко не всегда одинаково. Но при всем разнообразии определений в это понятие обязательно входит такой признак, как сопоставление своего действия - его хода, или его результата, или того и другого вместе - с образцом. Опыт работы показывает, что формирование самоконтроля у дошкольников подчиняется определенным закономерностям. В дошкольном возрасте самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребенок сталкивается с необходимостью подробно объяснить свои действия, самоконтроль относятся освоение способов самопроверки и развитие потребности проверять и корректировать свою работу. Потребность в самоконтроле появляется, если ребенок встречается с трудностями и у него возникает сомнение в правильности выполняемой работы. В начале обучения овладение самоконтролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче. Затем, постепенно, благодаря многократным и последовательным упражнениям, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс ее выполнения. Поскольку в процессе работы над формированием самоконтроля изменяется отношение дошкольников к нему, как к компоненту учебной деятельности, то постепенно изменяется и уровень его сформированности. Формирование основ самоконтроля в поведении дошкольников имеет важное значение для успешного осуществления деятельности, регулирования отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, подготовки его к школе. Самоконтроль дошкольника предполагает учет актуального уровня развития ребенка и предоставление ему возможности погружения в различные виды деятельности (игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение), что обеспечит достижение целей дошкольного образования. Роль педагога заключается в организации условий для самостоятельной деятельности дошкольника, обеспечивающих постановку им цели деятельности на основе своих интересов, способностей и потребностей, реализацию любознательности в процессе освоения действительности. Проблема самоконтроля многоаспектно исследовалась в работах В.В. Давыдова, В. А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева и др. В них даны разные трактовки исследуемого нами феномена. Кроме того, имеются отдельные исследования, в которых изучались особенности становления самоконтроля дошкольников и намечались этапы ее развития (Г.Н. Година, Т.В. Гуськова, А.А. Люблинская, Л.А.Порембская). Проблема исследования: как и какие средства способствуют формированию самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности формирование самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: теоретически обосновать особенности формирования самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста; 2. Рассмотреть особенности формирования самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста; 3. Определить диагностический инструментарий, направленный на определение сформированности навыков самоконтроля у детей старшего дошкольного возрастаю Методы исследования: теоретические: анализ педагогической, методической литературы по проблеме исследования.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы формирование самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста 6 1.1 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста 6 1.2 Особенности формирования самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста 15 Выводы по 1 главе 27 Глава 2. Методические основы формирования навыков самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста 28 2.1. Средства и приемы формирования самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста 28 2.2. Диагностический инструментарий направленный на определение сформированности навыков самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста 35 Выводы по 2 главе 42 Заключение 43 Список литературы 44
Список литературы

1. Акулова, Е.А. Формируем у детей самостоятельность и ответственность // Дошкольное воспитание / Е.А. Акулова. - 2015. 2. Белошистая, А.В. Педагогическая технология организации самостоятельной деятельности детей на занятиях ручным трудом в детском саду и дома / А.В. Белошистая, ОТ. Жукова // Детский сад от А до Я. - 2015. 3. Бехтерева, Е. Технология формирования ответственности. Старший дошкольный возраст / Е. Бехтерева // Дошкольное воспитание. - 2014. 4. Блонский, П.П. Дошкольный возраст / П.П. Блонский // Педология. - М., 2016. 5. Борисова, О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника / О.Ф. Борисова // Детский сад от А до Я. - 2015. 6. Букина, Н.Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными / Н.Н. Букина // Дошкольное воспитание. - 2015. 7. Гуськова, Т.В. Что такое самостоятельный ребёнок / Т.В. Гуськова // Дошкольное воспитание. - 2014. 8. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания — М., -2015. 9. Градова, А.П. Управление познавательной деятельностью учащихся / А.П. Градова // Учитель. – 2014. 10. Давыдов, В. В. Формирование учебной деятельности школьника — М., 2016. 11. Жарова, Л.В. Учить самостоятельности / Л.В. Жарова. - М.: Просвещение, 2015. 12. Каплан, Л.И. Первые проявления самостоятельности. Посеешь привычку - пожнёшь характер / Л.И. Каплан. - М., 2015. 13. Ковалева, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т.С. Ковалева. - М: 2016. 14. Лында, А. С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной работы учащихся / А. С. Лында — М., 2014. 15. Левитов, Н.Д. Вопросы психологии характера / Н.Д. Левитов. – М., 2014. 16. Лесгафт, П.Ф. Воспитание по доктору Лесгафту. Семейное чтение / П.Ф. Лесгафт - М., 2014. 17. Маркова, Т.А. Воспитание дошкольника в семье / Т.А. Маркова. -М., 2016. 18. Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Понамарев. - М., 2014. 19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 2015. 20. Репкина, Г. В., Заикина Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности — Томск, 2016. 21. Теплюк, С. Истоки самостоятельности / С. Теплюк // Дошкольное воспитание. - 2015. 22. Цеханская, Л.И. Методика «Учебная деятельность» / Л.И. Цеханская // Для детей старшего дошкольного возраста. – 2016. 23. Чехонина, О.И. Самостоятельная поисковая деятельность детей в образовательном процессе детского сада / О.И. Чехонина // Детский сад от А до Я, - 2014. 24. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е.А. Флерина. — М., 2015. 25. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. - М., 2014. 26. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эдьконин. - М., 2014. 27. Юсупова, Г. Воспитание самостоятельности у детей / Г. Юсупова // Дошкольное воспитание. - 2018.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы формирования самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста Современный уровень развития общества характеризуется сменой приоритетов образовательной парадигмы, которая предъявляет новые требования к результату дошкольного образования. Основой образования становятся принципы интерактивности, предоставления права выбора, проявления инициативы и учета интересов ребенка. Актуальным становится применение методик, которые целенаправленно ориентированы на формирование культурно и социально значимой субъектности ребенка, т. е. ребенка активного, инициативного, самостоятельного, способного самоопределению и самореализации в обществе. [1] Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющиеся основой федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, предусматривают в качестве одной из организационных моделей образовательной деятельности самостоятельную детскую деятельность, в которой формируется опыт дошкольников по преобразованию знаний и умений, полученных в ходе совместной деятельности детей и взрослых (педагогов и родителей), в практический опыт. Исходя из этого, стратегически на первый план выступает исходный и потенциальный уровни самостоятельности дошкольника, совершенствование которых предполагает создание специальных педагогических условий в образовательном процессе.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg