Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Оценка работы школы с родителями обучающихся.

irina_k200 732 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.10.2020
Объект исследования – педагогическое взаимодействие школы и семьи. Предмет исследования – совместная работа школы и родителей в воспитании детей младшего школьного возраста. Цель работы: определить педагогические условия оптимального взаимодействия школы и семьи как основу развития педагогической культуры родителей. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач: – изучить семейное образование как гуманитарное явление; – рассмотреть влияние семьи на формирование личности ребёнка младшего школьного возраста; – изучить педагогические особенности взаимодействия семьи и школы; – проанализировать формы и методы работы с родителями детей младшего школьного возраста; – рассмотреть организацию педагогического образования родителей детей младшего школьного возраста; – провести анализ порядка взаимодействия между школой и родителями детей младшего школьного возраста. В процессе выполнения курсовой работы нами были использованы следующие исследовательские методы: – теоретические – анализ педагогической и психологической литературы, систематизация информации, моделирование; обобщение и сравнение, конкретизация, прогнозирование; – эмпирические – наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование учащихся, диагностирование и др. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Введение

Жизнь ребенка также состоит из ключевых областей: школы и семьи, которые меняются и улучшаются. Утрата семейных ценностей в нынешнем состоянии общества стала, наряду с другими, одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одним из наиболее важных и актуальных вопросов образования является сотрудничество школы и семьи. Система образования меняется настолько стремительно, что родители часто испытывают недостаток осведомленности об этих изменениях и перенаправляют свою образовательную деятельность на школьный опыт, которого часто не хватает современным требованиям. Для устранения этого несоответствия учитель должен сделать учебный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Объединение усилий школы и семьи направлено на устранение противоречий, создание единой образовательной и развивающей среды. Взаимодействие между семьей и школой основано на общей цели - сформировать партнерские отношения между всеми участниками педагогического процесса. Общей задачей взаимодействия семьи и школы является обеспечение качественного образования, работа по профессиональному присмотру за детьми, воспитание нравственности и культуры поведения, создание потребности в здоровом образе жизни. Решению общей проблемы способствует комплексный подход к решению частных педагогических задач: формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании детей, о необходимости участия в школьном образовательном процессе, формирование психолого-педагогической культуры; формирование у педагогов понимания важности работы с семьей, их роли в формировании гуманных отношений между родителями и детьми, овладение формами диалога и сотрудничества между педагогами и семьей. Проблема взаимоотношений семьи и школы - относительно молодая проблема в педагогике. Отечественный педагог К.Д. Ушинский одним из первых ввел концепцию коллективных педагогов как средство нравственного воспитания детей в педагогике. Н.И. Пирогов выдвинул идею гармоничного единства действий главных действующих лиц в сфере образования. Примерно на рубеже 19 и 20 веков впервые появилась идея взаимодействия школы и семьи в процессе обучения ребёнка. К.Н. Венцель, наряду с проблемами семейного воспитания, воспитания детей, поднимает проблему взаимоотношений школа-родитель. Н.К. Крупская была одним из первых педагогов, пропагандирующих идею тесного взаимодействия школы и семьи. А.С. Макаренко рассказал о создании команды педагогов, в том числе и родителей, о существовании единой образовательной стратегии, согласованности эффектов. С.Т. Шацкий сформулировал методологические подходы к организации взаимодействия школы и окружающей среды, частью которой является семья школьников. Рассматривая все детское окружение как заботливое, В.А. Сухомлинский отметил важность единства требований и моральных приоритетов. Все действия педагогов, влияющие на ребёнка, взаимозависимы и взаимосвязаны. В 80-е и 90-е годы 19 века проблемы организации взаимодействия школы и семьи находят свое решение в рамках системных и комплексных подходов: Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.А. Караковский, Г.А. Победоносцев, М.М. Поташник и др. Учителя и родители воспитывают одних и тех же детей и имеют общие цели и задачи в области образования. Сотрудничество между педагогами и родителями дает возможность лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций и сторон, в различных ситуациях, и таким образом помочь друг другу понять его индивидуальные особенности, преодолеть негативные действия, сформировать ценные жизненные ориентиры. Часто, однако, влияние школы и семьи на ребёнка различается. Это приводит к социальному непониманию ребёнка, ухудшению отношений между школой и семьей, взаимному непониманию между школой, родителями и ребенком, снижению эффективности образовательного воздействия на ребёнка как со стороны школы, так и со стороны семьи.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ ………………………………. 7 1.1.Семейное образование как гуманитарное явление……………………. 7 1.2.Влияние семьи на формирование личности ребёнка младшего школьного возраста……………………………………………………………….……….. 12 1.3.Взаимодействие семьи и школы: сущность, структура, формы……...... 15 Выводы по первой главе…………………………………………………….... 25 ГЛАВА 2.ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКА…………………………………. 26 2.1. Диагностика уровня удовлетворенности родителей обучающихся качеством предоставляемых образовательных услуг на констатирующем этапе…………………………………………………………………………….. 26 2.2. Программы эффективного взаимодействия педагогов и родителей в воспитании младших школьников……………………………………………. 37 2.3. Анализ эффективности опытно-поисковой работы по реализации программы взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников……………………………………………………………………... 44 Вывод по второй главе ………………………………………………………........ 48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………........ 49 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………... 53
Список литературы

1. Адольф, В. А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография [Текст] / В.А. Адольф. – Красноярск : Красноярский государственный университет, 2013. – 310 с. 2. Алиева, Б. Ш., Рабаданов М.Х. Педагогические условия взаимодействия семьи и школы [Текст] / Б.Ш. Алиева, М.Х. Рабаданов // Вестник дагестанского научного центра РАО. – 2014. – №2. – С. 16-19. 3. Артемьева, Е. Н., Каретникова, У. Г. Новые формы взаимодействия семьи и школы в условиях ФГОС [Текст] / Е. Н. Артемьева, У.Г. Каретникова // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири.– 2014. – № 2. – С. 33-36. 4. Богомолова, М.И. Интерактивные формы работы с родителями младших школьников / М.И. Богомолова, Н.В. Заиграева // Начальная школа. – 2017. – № 10. – С. 14-17. – Библиогр.: с. 17 (2 назв.). – Электрон. копия доступна на сайте «Психологи на b17». URL: https://www.b17.ru/article/roditeli_i_schkola/ (дата обращения: 29.02.2020). – Доступ после регистрации. 5. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2013. – № 10. – С. 8-14 6. Брикунова, С. С. Психолого-педагогические условия организации коллективно-творческого взаимодействия в системе «семья-школа» [Текст] / С.С. Брикунова // Образование. Наука. Инновации. – 2015. – №2(40). С. 9-13. 7. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. – 2013. – № 10. – С. 51-55. 8. Волик, Л.М. Работа с родителями в начальной школе // Открытый урок : фестиваль педагогических идей : [сайт]. – Москва, 2003–2020. – URL: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/418801/ (дата обращения: 29.02.2020) 9. Волокитина, Ю.Н. Инновационные формы взаимодействия педагогов начальной школы и родителей / Ю.Н. Волокитина, О.И. Баранова // Концепт : электрон. журн. – 2017. – Т. 34. – С. 37–41. – URL: https://e-koncept.ru/2017/771147.htm (дата обращения: 29.02.2020) 10. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Юрайт, – 2016. 365 с. 11. Галина, А.И. Формы и методы взаимодействия учителя с родителями младших школьников / А.И. Галин, Н.А. Головнева // Студенческий научный форум – 2015 : VII Междунар. студ. науч. конф. : [сайт]. – Москва, 2020. – URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015016538 (дата обращения: 29.02.2020) 12. Голованов, В. П. Развитие полисферности дополнительного образования детей [Текст] / В.П. Голованов. – М. : МГПИ, 2012. – 340 с. 13. Гуда, Е.В. Формы и методы работы с родителями в начальной школе // Человек и современное общество: вопросы педагогики и психологии : материалы междунар. заоч. науч.-практ. конф., 25 января 2012 г. – Новосибирск, 2012. – Ч. II. - С. 39-43. – Электрон. копия доступна на сайте изд-ва СиБАК. https://sibac.info/sites/default/files/archive/2011/edagogika_i_ psihologiya_25.01.2012_chast_ii.pdf (дата обращения: 29.02.2020) 14. Даниленко, О. В. Результаты внедрения инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами [Текст] / О. В. Даниленко, И. В. Ермакова. – М., 2013. – 37 с 15. Дарижапова, М. Н. Методические рекомендации по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / М. Н. Дарижапова // Вестник бурятского государственного университета. – 2015. – №11. – С.47-52. 16. Демидова, Е.В. Работа классного руководителя с родителями учащихся // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2012. – № 2. – С. 54-60. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-klassnogo-rukovoditelya-s-roditelyami-uchaschihsya (дата обращения: 29.02.2020) 17. Дружинова, Т. Работа с родителями младших школьников // Педсовет : персональный помощник педагога : [сайт]. – Москва, 2020. – URL: https://pedsovet.org/publikatsii/pedagogika/rabota-s-roditelyami-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 29.02.2020) 18. Евдокимова, А.С. Работа учителя начальных классов с родителями учащихся // Наша сеть : социальная сеть работников образования : [сайт]. – [Москва], 17.05.2018. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2018/05/17/rabota-uchitelya-nachalnyh-klassov-s-roditelyami (дата обращения: 29.02.2020) 19. Иванова, Т.А. Организация работы с родителями учащихся начальной школы // Наша сеть : социальная сеть работников образования : [сайт]. – [Москва], 18.08.2014. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/08/18/organizatsiya-raboty-s-roditelyami-uchashchikhsya (дата обращения: 29.02.2020) 20. Керкис, С.С. Взаимодействие школы и семьи в формировании социальной активности подростков [Текст] : автореф. дисс. ...канд. пед. наук: 13.00.01 / С. С. Керкис. – Пятигорск, 2009. – 18 с. 21. Коробкова, В. В. Семейный клуб как форма партнерского взаимодействия школы и семьи младших школьников [Текст] / В.В. Коробкова // Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». – 2015. – № 9. – С. 22-26. 22. Креславская, Т.А. Эффективные формы взаимодействия педагога с родителями учащихся // Начальная школа. – 2017. – № 2. – С. 76-78. - Библиогр.: с. 77-78 (7 назв.). 23. Кулагина, И. Ю. Младшие школьники: особенности развития [Текст] / И. Ю. Кулагина. – М.: Педагогика, 2009. – 98 с. 24. Куренкова, О. В. Младшие школьники: способности и одаренность [Текст] / О.В. Куренкова// Ступень в педагогическую науку материалы V Международного форума работников образования. Центр научной мысли. – 2014. – С. 64-67. 25. Морозова, В. Е. Единство семьи и школы в воспитании учащихся [Текст] / В. Е. Морозова // Завуч начальной школы. – 2013. – №1. – С. 22-26. 26. Мосейчук, C. C. Школа и дом – одна семья: программа совместной деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся [Текст] / С. С. Мосейчук // Работа социального педагога в школе и микрорайоне . – 2014. – № 5. – С. 35-37. 27. Овчарова, Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2011.– 496 с. 28. Овчарова, А. П. Понятие «психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста» как педагогическая категория [Текст] / А. П. Овчарова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2012. – №7. – С. 12-19 29. Ражина, И. Н. Педагогические условия взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников [Текст] / И. Н. Ражина // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – №9. С. 66-69. 30. Ридигер, О. С. Взаимодействие школы и семьи в экологическом воспитании учащихся [Текст] : дисс…канд.пед.наук : 13.00.02 / О.Н. Ридигер. – М., 2012. – 198 с. 31. Сабитова, Г. В. Принципы социально-педагогической поддержки семьи с детьми [Текст] / Г. В. Сабитова // Семья в России. – 2007. – №3. – С. 1-18. 32. Седов, В. А. Развитие взаимодействия родителей и детей в жизнедеятельности общеобразовательной школы [Текст] : дис… канд. пед. наук : 19.00.02 / В.А. Седов. – Курск, 2002. – 210 с. 33. Степанова, И. В. Кризис традиционных форм взаимодействия семьи и школы [Текст] / И.В. Степанова // Вопросы воспитания в современной педагогике. – 2016. – № 5. – С.53-60 34. Суднева, О. Ю. Одаренные дети: особенности и сложности развития [Текст] / О. Ю. Суднева // Современные исследования социальных проблем. – 2015. – №8. – С. 5-8. 35. Сухомлинский, В. А. Мудрость родительской любви [Текст] / В. А. Сухомлинский. – М. : Мол. гвардия, 2018. – 345 с. 36. Талызина, Н. Ф. Вопросы профессиональной компетентности учителя [Текст] / Н. Ф. Талызина. – М. : Проспект, 2009. – 165 с. 37. Титаренко, В. Я. Семья и формирование личности [Текст] / В. Я. Титаренко. М. : Мысль, 2007. – 351 с. 38. Тряпицына, А. П. Новая школа и новый учитель [Текст] / А. П. Тряпицына // Вестник Герценовского университета. – 2016. –№ 3. – С. 22-25. 39. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений т. 10 [Текст] / К. Д. Ушинский. – М. : Изд-во Академии пед. наук, 2010. – 597с. 40. Хапачева, С. М. Педагогические условия взаимодействия семьи и школы в процессе формирования личности младшего школьника [Текст] / С. М. Хапачева, Д. А. Аллахвердян // Образование. Наука. Инновации. – 2015. – №4(42). – С. 12-19. 41. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] : ФЗ РФ от 29.12.2012 № 273- ФЗ // Консультант плюс: справочные правовые системы: Законодательство. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.03.2020). 42. Чекалина, Н.Н. Формы и методы работы учителя с родителями младших школьников // Наша сеть : социальная сеть работников образования : [сайт]. – [Москва], 26.02.2012. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/02/26/formy-i-metody-raboty-uchitelya-s... (дата обращения: 29.02.2020) 43. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. Приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) [Электронный ресурс]. URL: http.минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 25.02. 2020). 44. Шаповалова, М. С. Условия развития образного мышления у детей младшего школьного возраста [Текст] / М. С. Шаповалова // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики сборник докладов Международной научно-практической конференции: в 6 томах. – 2017. – С. 121-123. 45. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения [Текст] / под ред. Н.П. Кузина и др. – М. : Педагогика, 2010. – 567 с. 46. Якобсон П. М. Коллектив семьи и формирование личности [Текст] / П.М. Якобсон // Советская педагогика. – 2014, – №1. – С. 106-116. 47. Яничева, Т. Психологическое сопровождение деятельности школы. Подход. Опыт. Находки [Текст] / Т. Яничева // Журнал практического психолога. – 1999 – №3. – С. 33 – 39.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основные проблемы взаимоотношений семьи и школы 1.1. Семейное образование как гуманитарное явление Семья - это одна из основных ценностей, которую общество всегда принимало, она никогда не потеряет своего смысла, своей потребности, своего перехода к необходимости. Следовательно ни один социальный институт, каким бы совершенным он ни был, не может его заменить. На данном этапе развития семейной педагогики теоретические основы достаточно хорошо представлены. На каждом историческом этапе развития общества семейная педагогика совершенствовалась, впитывая лучшее из нового, но в то же время оставляя позади лучшее из прошлого. Теория П.Ф. Лесгафта о семейном воспитании интересна с точки зрения гуманизма, любви. Она пропитана любовью и уважением к ребенку, реальная забота требует изучения его психических и физических характеристик. П.Ф. Лесгафт талантливо восполняет пробелы в домашней педагогике, связанные с физическим воспитанием и семейным обучением. Также оправдан прогноз К.Д. Ушинского о том, что серьезное развитие теории физического развития может быть сделано ученым - врачом и учителем. П.Ф. Лесгафт завоевал уважение современников за аскетичную общественную деятельность в области образования [6]. Важно, чтобы каждый педагог знал обо всех требованиях, которые предъявляются к ребенку в стенах школы, и внимательно следил за их влиянием на школьный порядок ребёнка. П.Ф. Лесгафт говорил о бездумном влиянии родителей и воспитателей на ребёнка, совершенно не понимая, зачем нужно применять к нему те или иные воспитательные меры, и все же такое бессознательное управление личностью ребёнка никогда не происходит без серьезных последствий, а иногда реагирует на его дальнейшую жизнь [6]. Кто не знает, что образование (как в семье, так и в школе) часто сводится к тому, что ребёнка нужно учить, а под словом «учить» часто понимают: собирать, наказывать, угрожать и т.д. Да, это так, и не может быть до тех пор, пока они действуют совершенно слепо, не зная себя на каждом шагу; если они не «знают себя», они не научатся совмещать причины расследования, педагогические методы вынужденного характера будут продолжать преобладать в стенах школы, а также в семейной жизни [6]. В работе П. Ф. Каптерев «Энциклопедия семейного воспитания и обучения» попытался ответить на самые актуальные вопросы: чему и как учить маленьких детей в семье перед поступлением в среднюю школу? Эти исследования применяются и выявляют конкретные принципы преподавания, которые должны применяться родителями. Однако и в этом случае П.Ф. Каптерев не даёт практических правил, а лишь указывает наиболее важные пути подхода к проблеме, на которых, по его мнению, должна строиться система семейного обучения. Концепция семейного обучения, предложенная П.Ф. Каптерева, базировалась на понимании автором сущности маленького ребёнка как биосоциальной сущности и специфики его развития, особенно психологического. Именно такой подход, по мнению ученого, позволяет правильно определить направления образования: сначала в семье, а затем в школе. Каждый ребенок, за исключением детей с очевидными врожденными или приобретенными психическими отклонениями, развивается со дня рождения по вполне определенным законам, хотя индивидуальные особенности могут в некоторой степени отличаться [12]. Многие правила П.Ф. Каптерева в области семейного образования актуальны и сегодня. Поэтому сейчас, когда количество информации, воздействующей на ребёнка, неизмеримо возросло по сравнению с концом 19 века, особенно важно научить его не столько запоминать эту информацию, сколько думать о ней, оценивать ее, уметь отделять важное от второстепенного. Имеются также современные предупреждения об опасности слишком раннего систематического обучения детей, в том числе на иностранных языках, о попытках увеличить образовательную нагрузку без учета педагогических и возрастных особенностей ребёнка. Среди педагогических проблем, которыми занимается А.С. Макаренко, особое место занимает теория семейного образования. Он строит его в соответствии с основной идеей своего педагогического мировоззрения - воспитательной ролью коллектива. А.С. Макаренко считает семью коллективом, где не должно быть места произволу родителей, особенно отца, как это было в прежние времена, он указывает на то, что семья является более мощным воспитательным фактором, который может сделать больше, чем ожидалось. Отрицая авторитарный характер семейного воспитания, А.С. Макаренко придает большое значение истинному авторитету родителей, характеризует его ложные вариации, которые были чрезвычайно стойкими и встречались в некоторых семьях в то время. По мнению М.К. Цебриковой, семейное образование должно основываться на «гуманитарном» подходе [13]. Предполагает восприятие ребёнка как личности, а не как безвольного существа. Анализируя влияние социальной среды на формирование личности, М.К. Цебрикова отметила, что семья является ведущим фактором воспитания и развития личности ребёнка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Социальная система указывает программу воспитания, социальное окружение дает направления для этой программы. Часто приходится прислушиваться к жалобам родителей на то, что они не в состоянии создать здоровую среду для ребёнка. Они не в состоянии его создать, но могут нейтрализовать вредные последствия. Если семья имеет нормальные взаимоотношения, если родители пытаются понять душу ребёнка и условия, при которых на него можно повлиять, «если это здоровая и разумная семья, то любое другое влияние слабое, прежде чем оно окажется под его влиянием» [13]. В статье «Детские несчастья» М.К. Цебрикова показала, что больше всего в жизни детей омрачают разногласия между родителями, отсутствие у них образования, постоянная атмосфера неудовлетворенности, морщинистые лица и др. Всё это ранит душу ребёнка, оставляет на нём уродливые нравственные шрамы. Другие ошибки семейного воспитания М.К. Цебрикова видела «в безграничной любви родителей к детям, которые живут только для них». [13], они лишают детей независимости, «защищают их от других влияний, ставят себя на пьедестал всезнающей власти» и превращают детей в идолов, которые растут эгоистичными. Таким образом, в педагогическом наследии М.К. Цебриковой мы находим те истины, которые помогают нам найти выход из духовного кризиса семьи: «Чтобы построить жизнь ребёнка в руках семьи, семья может втянуть детей в устаревшие идеалы или воспитывать их в идеалы, которые создаются и которым принадлежит будущее» [22]. Рекомендации М.К. Цебриковой по проблемам морального, психического, физического и семейного труда детей, адресованные непосредственно родителям, остаются актуальными для современной практики воспитания детей. По мнению доктора педагогических наук Е.А. Аркина, семейное образование должно основываться на личном подходе. Он писал, что врач руководствуется основным принципом медицины: болезнь не должна лечиться, и пациент, как одна и та же болезнь, каждый болен по-своему, и каждый пациент нуждается в специальных средствах и методах лечения. Кроме того, этот принцип должен соблюдаться учителями и родителями. «Воспитывать надо не поведение или характер, а поведение и характер этого ребёнка, у которого есть свои особенности, свои условия жизни, свой образ жизни, который уже сложился, что и определило его развитие». [2]. Образовательные задачи, сформулированные исследователями, имеют большое значение для теории семейной педагогики, а также для ее анализа общих условий успеха семейного образования и причин наиболее распространенных ошибок родителей. Ученый призвал родителей осознать свою ответственность перед человечеством и, прежде всего, перед самими детьми за их судьбу, попытаться воспитать своих детей на научной основе. Для этого они должны познакомиться с идеями выдающихся учителей, передовой опыт которых служит основой знаний, на которых основывается педагогическая наука. Выше было рассмотрено семейное образование с точки зрения его развития в концепциях различных ученых. Из вышесказанного мы можем утверждать, что семейное образование является важнейшим источником формирования нравственности ребёнка, его ума, привития норм и социальных ценностей. Вопрос семейного образования никогда не терял своей актуальности. На основе проведенного анализа можно сформулировать общее определение: семейное образование - это основа, на которой строится процесс развития ребёнка, его вхождения в общество, принятия этого мира. Это зависит от семьи, как ребенок будет воспринимать мир: принять или отвергнуть его, это также зависит от того, как он будет гражданином, человеком в семье. Семья является источником нравственной культуры и социальных установок ребёнка. 1.2. Влияние семьи на формирование личности ребёнка младшего школьного возраста Среди многих современных социальных институтов семья занимает одно из первых мест. Нельзя отрицать его первоначального воздействия на ребёнка, поскольку оно является основой его будущей социальной жизни. Семья – является одна из ветвей воспитания подрастающего поколения. Сегодня уже нет дебатов о том, что важнее в формировании личности: семья или внесемейное образование (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Современная семья не может воспитывать ребёнка изолированно от других образовательных организаций: ребенок ходит в детский сад, затем в школу, занимается в кружке, посещает спортивную секцию и т.д. При всей универсальности и незаменимости семейного образования оно не обеспечивает всех условий для гармоничного и всестороннего развития личности. Таким образом, речь идет не о замене семейного воспитания социальным воспитанием или наоборот, а о его взаимодополняемости в создании личности ребёнка и сотрудничестве между родителями и квалифицированными педагогами. Семья является источником и связующим звеном в передаче социального и исторического опыта ребенку, и прежде всего опыта, связанного с эмоциональными и деловыми отношениями между людьми. Принимая это во внимание, можно с полным основанием считать, что семья была, есть и будет самым важным институтом воспитания и социализации ребёнка. Педагогика в настоящее время располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного образования, так как оно дает ребенку целый спектр чувств, широчайший спектр представлений о жизни. Более того, его сила и эффективность несравнимы ни с каким детским садом или школой, даже с высшим образованием. В свое время, Ж.Ж. Руссо заметил, что каждый последующий воспитатель оказывает меньшее влияние на ребёнка, чем предыдущий. Уникальность домашнего образования объясняется, главным образом, его первостепенной значимостью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребёнка в силу его биологической и психологической зависимости от них [1]. Педагогические исследования (А.Н. Леонтьев, С.А. Козлова), из разных уголков мира, которые так или иначе затрагивают маленького ребёнка, «интимный круг общения». (А.Н. Леонтьев) имеет особое значение. В этом кругу есть родители и другие близкие люди, которые удовлетворяют потребность защитить ребёнка, чей любимый и эмоциональный образ иногда запечатлевается в его сознании на всю жизнь. По мере взросления ребёнка он будет понимать и ценить своих близких, используя идеи и понятия, которые характеризуют различные аспекты личности человека: «Мама требовательная, но милая», «Папа учит меня храбрости», «Дедушка знает все на свете». А на пороге жизни первые «кирпичики» на образе близких ставятся на язык чувств и переживаний. Ребенок готов активно использовать эту картину очень рано: в дошкольном возрасте (А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович). И если ребенок - желанный и любимый человек и его близкие излучают любовь и привязанность, то он особенно чувствителен к их воспитательному воздействию. И наоборот, оказывается, что ребенок с первых лет жизни не восприимчив к комментариям, советам «чужой» тети (например, попутчики в транспорте, воспитатели из другой группы). Позже, в раннем подростковом возрасте, это будет важно для мнения друга, друга, прикасается к реплике прохожего, а в первые семь-восемь лет самый авторитетный - «Так мама сказала!», «Так папа мне сказал». Поэтому, как первый и очень важный фактор, определяющий особое значение семейного воспитания в формировании личности ребёнка, делающий его приоритетным по сравнению с другими образовательными организациями (детским садом, школой, детским домом и т.д.), ученые называют семейное воспитание глубоко эмоциональным, интимным. Она построена на кровном родстве и ее «проводниками» являются детская родительская любовь и реакция (чувство, доверие, чуткость) детей к своим родителям (Ю.П. Азаров, И.В. Гребенников, Т.А. Маркова, А.В. Петровский, А.Г. Харчев и др.). Однако это не единственный фактор, обеспечивающий эффективность, силу и жизнестойкость семейного образования. В исследованиях Т.А. Марковой мы находим обоснование еще двум факторам: ? Постоянство и продолжительность воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в различных жизненных ситуациях, их повторяемость в одночасье; ? Наличие объективных возможностей для вовлечения детей в домашнюю, предпринимательскую и образовательную деятельность семьи. [29] Дополняя характеристики уникальности семейного образования, отметим, что будучи небольшой группой, своего рода «микрокосмосом», семья наилучшим образом отвечает требованиям постепенного знакомства с ребенком для социальной жизни и постепенного расширения его перспектив и опыта. Поэтому следует признать, что семья не является однородной и разнородной социальной группой. Она состоит из «подсистем», различающихся по возрасту (старшие и младшие члены семьи), полу (мужчины и женщины), а иногда и по профессии (мать-музыкант, отец - врач, бабушка - педагог, дедушка - биолог). Благодаря этому ребенок может выразить свои способности как можно шире, быстрее и более полно реализовать свои потребности. [1]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 35 страниц
1200 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 38 страниц
456 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg