Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Гендерные особенности межличностных отношений

irina_k200 1250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 50 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.10.2020
Цель исследования: выявить характерные особенности межличностно-го общения в подростковом возрасте в гендерном аспекте Объект исследования: межличностное общение Предмет исследования: особенности межличностного общения под-росткового возраста в гендерном аспекте Гипотеза исследования: в подростковом возрасте существуют различия в особенностях общения между мальчиками и девочками Задачи исследования: 1. Дать характеристику межличностного общения и выделить его струк- туру; 2. Выделение изучение психологических особенностей общения подрост- ков; 3. Выделить психологическую характеристику категории «гендер»; 4. Эмпирически доказать, что мальчики и девочки в подростковом воз- расте отличаются по особенностям взаимодействиям Методы исследования: теоретический метод тестирование, анкетирование, математическая обработка данных Использованные методики: 1. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири 2. Методика С. БЕМ Эмпирическая база исследования: в нашем эксперименте принимали участие 20 человек: 8 юношей и 12 девушек в возрасте от 17 до 19 лет. Все испытуемые получают образование в гимназии №77, обучаются в 11 классе. Необходимо учитывать психологические особенности этого возраста. В ли-тературе он носит название подростковый возраст.
Введение

Значение общения в жизни подростков огромно и продолжает расти, от него все в большей мере зависят успешность и профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, наконец, личное счастье каждого. В психологии есть отдельная отрасль, изучающая закономерности по-ведения человека в обществе, определяемые его биологическим полом, социальным полом и их соотношением, которая называется гендерная психология. Само же определение гендер в переводе с латинского означает «род» и определяет сложный социокультурный процесс конструирования обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристик. Гендер определяет социальный статус личности в обществе и связанной с ним зависимости, возможности и ограничения, достижения социально значимых ценностей. Воспроизводство и развитие гендера осуществляется в процессе социализации и ресоциализации . В процессе социализации устанавливаются гендерные нормы, модели поведения, в период ресоциализации нарушаются ранее усвоенные требования и образцы поведения, вырабатываются новые нормы и образцы. Гендерная психология – это область психологической науки. И, как и у других областей, у неё очень длинная предыстория и очень короткая история. Но было бы неправомерным рассматривать эту историю только с 70-х гг. ХХв.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………3 Глава 1 Особенности межличностного общенияв подростковом возрасте: гендерный акспект………………………………………………………………5 1.1 Cтруктура общения………………………………………………………….5 1.2 Особенности общения в подростковом возрасте………………………….6 1.3 Психологическая характеристика гендера………………………………..19 Глава 2 Исследование особенностей межличностных отношений подростков разного пола в школьном классе………………………………………………23 2.1 Организация и методы исследования……………………………………..23 2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования гендерных особенностей межличностных отношений подростков………………………………..25 Заключение ……………………………………………………………………..39 Список использованной литературы…………………………………………..40 Приложение А…………………………………………………………………...42 Приложение В…………………………………………………………………...47
Список литературы

1. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. - М.: Просвещение, 1967. - 360 с. 2. Волков Б. С. Психология подростка [Текст] / Б. С. Волков. - М., Академический проект, 2005. – 256 с. 3. Воробьева Л. И., Психологическая роль и место подросткового возраста в онтоге- незе [Текст] / Л. И. Воробьева, Петровский В. А., Фельдштейн Д. И. // Психология совре-менного подростка. - М., 1987. - С. 6-36. 4. Дарвиш О. Б. Возрастная психология [ Текст] / О. Б. Дарвиш. - М.: Владос, 2003. – 264 с. 5. Еникеев М. И. Общая и социальная психология [ Текст ] / М. И. Еникеев. ? М.:- 2000. – 624 с. 6. Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности) [ Текст] / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 2008. – 175 с. 7. Лабунская В. А. Психология затрудненного общения [Текст] / В. Лабунская , Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус - учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с. 8. Лакосина Н. Д. Медицинская психология [Текст] / Лакосина Н. Д., Г. К. Ушаков; М.: Академический Проект, 2000. - 210 с. 9. Мегрелидзе К. Социология мышления [Текст] / К. Мегрелидзе. Тбилиси, 2000. – 488 с. 10. Миллер С. Психология развития: методы исследования. [ Текст] / С. Миллер – СПб.: 2002. – 464 с. 11. Мухина В. С. Основы воспитания и развития личности подростка в условиях вре- менных объединений. Развитие личности [Текст] // В. С. Мухина.- 2001. - № 3- с. 4-23. 12. Образ жизни детей и подростков Российской Федерации [ Текст]: сборник статей научно-практической конференции – М.: изд-во МГУ, 2001. – 210 с. 13. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов [ Текст] / К. Н. Поливанова – М.: Academia, 2006. – 65-72 с. 14. Психология общения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Горянина [и др]. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с. 15. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте [ Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. – Е.: Деловая книга, 2000 – 128 с. 16. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан - М.; Воронеж: МОДЭК, 2000 – 304 с. 17. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [ Текст] / Ф. Райс – СПб.: , 2000 – 816 с. 18. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога [Текст] / Е. И. Рогов.- М., Владос, 2001. – 384 с. 19. Рымарев Н. Ю. Гендерные различия в проявлении субъектности у подростков. Личность и её бытие: субъектный подход. Психология субъекта и гендерные аспекты бы-тия личности: Матер. III Всерос. науч.-практ. конф.[Текст] / Под ред. З.И. Рябикиной, В. В. Знакова. Краснодар, 2005. – 301 с. 20. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е. В. Сидоренко - СПб, 2002. – 350 с. 21. Шапарь В. Б., Практическая психология. Инструментарий [ Текст] / В. Б. Шапарь, Тимченко А. В., Швыдченко В. Н. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008 – 686 с. 22. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений [ Текст] / Л. Б. Шнейдер - М., 2000. – 512 с. 23. Ярцев Д. В. Особенности социализации современного подростка [Текст] /Д. В. Ярцев // Вопросы психологии - 2003.- № 6. – 54 - 58 с.
Отрывок из работы

Глава 1 Особенности межличностного общения в подростковом возрасте: гендерный аспект 1.1 Cтруктура общения Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозна-чить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Мы предлагаем характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Структура общения может быть схематично изображена следующим образом: • Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная,регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная (Ломов, 1976. С. 85). Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми. Отдельно следует рассмотреть вопрос о средствах и механизмах воздействия людей друг на друга и в условиях их совместных массовых действий, что должно быть предметом специального анализа, в частности при изучении психологии больших групп и массовых движений[18; с. 23]. Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимным восприятием и попыткам влияния друг на друга. Общение – осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направлен-ное на значимое изменение в состоянии, поведения и личностно- смысловых образованиях партнёра [15; с. 65-68]. 1.2 Особенности общения в подростковом возрасте Подростковый возраст - трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. Подросток чувствует себя подхваченным новой и неведомой ему си-лой, которая действует в его собственной глубине. Эта сила властно и нетерпеливо опрокидывает привычки, сложившиеся вкусы, толкает куда-то вперед, мутит и волнует душу, бросая ее из одной крайности в другую. Мечтательность является ключом к этому периоду. Лишь с этим периодом начинается настоящее самосознание, вкус и влечение к своему внутреннему миру, острое самоподчеркивание своих желаний и порывов, причем без всякого учета того, насколько они реализуемы. Упорное нежелание считаться с реальностью, уверенность в праве жить своим миром и придают всем замыслам и желаниям характер мечты. В этом периоде для подростка характерен большой вкус к асоциальности – к уединению и одиночеству, к трагическому чувству непонятности и ненужности никому, вообще к оторванности от всего и от всех [10; с.10]. Кроме того, подросток вступает в стадию частичного или (реже) пол-ного отрицания традиционной морали. Суть этого морального перелома вовсе не в отрицании чужой воли и в выставлении своей воли (этот момент является здесь вторичным). Главной причиной морального перелома является отрицание практического разума, непосредственное упоение набегающими влечениями. В этот период «цветения пола» подросток строит свое поведение в соответствии с тем, что обладает внутренней мистической силой и непререкаемостью, исходящих не от разума, не от традиции, а изнутри его самого. И если под влиянием ядовитой среды воображение подростка уже за-нято сексуальными сюжетами, то в его сознании с этим могут быть связаны только различные телесно сексуальные движения, чем намечается болезнен-ный, но почти неизбежный разрыв сексуальности (как чисто телесной стороны пола, включая те психические движения, которые связаны с этой телесной стороной пола) и эроса (т.е. искания любви, приводящего в движение всю психику, весь духовный мир, озаряющего душу поэтической мечтой о любимом существе). В самосознании подростка происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости — ощущение себя взрослым человеком; возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к независимости, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Появляются подростковая дружба и объединениев неформальные группы. Подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей [10; с. 89-90]. Возникают яркие, но обычносменяющие друг друга увлечения. Благо-даря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные образы своего «Я», однако изменчивые и подверженные внешним влияниям. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в вос-питательном отношении. Известный отечественный педагог А.П.Краковский (Краковский А.П. О подростках. М.: Педагогика, 1970.), сравнивая особенности поведения младших школьников и младших подростков, у которых разница в возрасте составляет всего один год, констатирует следующее. Подростки в сравнении со своими младшими товарищами в 6 раз чаще проявляют упрямство, в 9 раз чаще бравируют своими недостатками, в 10 раз чаще противопоставляют себя родителям. В целом количество немотивированных отрицательных поступков подростков отмечается в 42 раза больше, чем у младших школьников. Наибольшее количество детей с так называемой школьной дезадапта-цией, т. е. не умеющих приспособиться к школе (что может проявляться в низкой успеваемости, плохой дисциплине, расстройстве взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, появлении негативных черт в личности и поведении и т. п.), приходится на средние классы. Так, по данным исследователей, если в младших классах школьная дезадаптация встречается в 5—8% случаев, то у подростков—в 18— 20%. В старших классах ситуация вновь несколько стабилизируется, хотя бы уже потому, что многие «трудные» дети покидают школу [7; с. 100]. В подростковом возрасте могут впервые возникать или заметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических (а иногда и соматических) заболеваний или значительными затруднениями процесса формирования личности. Подсчеты специалистов говорят, например, о том, что риск начала шизофрении в подростковом возрасте в 3—4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни. Возникают трудности во взаимоотношениях между мальчиками и де-вочками в школе в период полового созревания и зрелости. В одном классе учатся мальчики и девочки одного возраста, но между 11 и 15 годами девочка практически на 2 года старше мальчика того же возраста. Она опережает мальчика по развитию, она выше ростом, у нее более «взрослые» интересы. Ей хочется принимать ухаживания, а он еще маленький дикарь, который считает подстыдным обращать внимание на девчонок. Для мальчиков сроки созревания особенно важны. В исследованиях, проведенных американскими психологами, показано, что мальчики с позд-ним созреванием менее популярны среди сверстников, они часто становятся возбудимыми, суетливыми, излишне разговорчивыми, пытаются привлечь к себе внимание всеми способами и ведут себя неестественно, у них чаще образуется низкая самооценки и появляется чувство отверженности [7; с. 45]. Подростковый возраст, его особенности [19; с. 200]. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста: 10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т.д. Обращаясь к отечественной истории, можно заметить, что возрастная терминология, касающаяся подростков также не была однозначной. В толковом словаре В.И. Даля подросток определяете как “дитя на подросте” – 14-15 лет. В академическом четырехтомном словаре русского языка 1983 г. разъясняется, что подросток - это «мальчик или девочка в переходном от детства к юношеству возрасте от 12 до 16 лет». На современном этапе границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме. Наиболее существенным в подростковом возрасте являются половое созревание. Показатели его и определяют границы подросткового периода. Начало постепенного увеличения секреции половых гормонов начинается в 7 лет, но интенсивный подъём секреции происходит в подростковом возрасте. Это сопровождается внезапным увеличением роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков. Личко А. Е. различает младший подростковый возраст 12-13 лет, средний-14-15 лет, старший-16-17 лет. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в вос-питательном отношении. Дубровина И.В. связывает трудности этого возраста с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой. Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приво-дит к конфликту между взрослыми и подростками. Реакция группирования со сверстниками. Подросткам свойственно ин-стинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, уме-ние подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает. Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по срав-нению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уро-вень самосознания, потребность осознать себя как личность[19]. Л. С. Выгодский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста. Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое “Я”, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростков, по мнению Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками. Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть при-нятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом. Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, а значит предъявлении требований через коллектив – один из путей формирования личности подростка. В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования орга-низаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра. Особенности общения подростковом возрасте. Одним из важнейших факторов формирования личности является об-щение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Ломова Б.Ф., Лурии А.Р., Мясищева В.Н., Петровского А.В. и др. Проблема слова, речи, выступления, искусства воздействия говорящего на слушателей давнюю, насчитывающую более двадцати столетий истории. Многие важные вопросы этой проблемы были в самом общем виде поставлены и рассмотрены еще Цицероном. Зимняя И. А. считает, что общение – совсем молодая проблема 20 столетия, ибо, если в Древней Греции и в Древнем Риме ораторское искусство изучалось в рамках риторики, эвристики и диалектики, то на современном этапе проблема общения изучается уже с точки зрения целого ряда наук: философии, социологии, социолингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей психологии, педагогики, педагогической психологии. Речевое общение широко исследуется во всем мире. Созданы специ-альные центры изучения общения (например, Центр Карнеги). При этом до сих пор не достигнуто единства в толковании самого понятия “общения”, его форм, механизмов. Исследователи по разному, с разных точек зрения интерпретируют этот процесс, создавая его различные модели, прелагая разные подходы к ею изучению: коммуникативно-информационные, интерактивные, деятельностные и д.р. С позиции деятельностного подхода исследователи Леонтьев А. Н., Андреева Г. М. считают, что общение – это сложный многоплановый про-цесс установления и развития контактов между людьми порождаемый по-требностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Утверждение единства общения и деятельности в то же время не пред-полагает однозначности трактовки, то есть общение рассматривают как вид деятельности (Щедровинский Г. П., Леонтьев А. Н., Рыжов В. В., Гусев Г. И.). Общение, во-первых, - это особый тип деятельности (коммуникативная деятельность), во-вторых, условие осуществления любой деятельности, в третьих, результат специальной задаваемой деятельности. В качестве основного определения используется следующее: общение – это взаимодействие людей, содержание которого является взаимный обмен представлениями и т.п. с целью установления определенных взаимоотношений. Развитие взаимоотношений выступает в качестве ведущей деятельно-сти в младенчестве, дошкольном и подростковом возрастах. При этом в разные периоды развития личности она имеет свои особенности: в младенчестве – это непосредственное эмоциональное общение ,в дошкольном периоде – это игровая деятельность, в ходе которой ребенок осваивает отношения между людьми, в подростковом возрасте – дальнейшее освоение взаимоотношений между людьми, но уже на более высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом. Следует отметить, что по вопросу определения конкретного типа ве-дущей деятельности для подросткового периода существуют две точки зре-ния: 1. Общение принимает статус ведущего типа деятельности и имеет ин- тимно-личностный характер, предметом общения выступает другой человек – сверстник, а содержание и является построением и поддержанием личных отношений с ним . Этой точки зрения придерживаются Элькенин Д. Б., Драгунова Т. В., Каган М. С. 2. В качестве ведущего типа деятельности подростка выступает обще- ственно полезная деятельность, в процессе которой происходит дальнейшее освоение различных форм взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и развертываются, как считает Фельдштейн Д. И., новые формы общения «как приобщение подростков к обществу». Все исследователи психологии подросткового возраста так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общения со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. Мудрик А. В. отмечает, что потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с воз-растом усиливается. Поведение подростков, считает Мудрик А. В., по своей специфике, является коллективно-групповым . Такую специфику поведения подростков он объясняет так: Во-первых, общение со сверстниками – очень важный канал информа-ции, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Во-вторых, Это специфический вид механических отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg