Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование готовности педагога дошкольного образования к межкультурной коммуникации

irina_k200 2575 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 103 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.10.2020
Актуальность исследования обусловлена противоречием, сложившимся в результате активизации XXI века межкультурных коммуникаций и отсутствием у педагога дошкольного образования межкультурных коммуникаций для построения межкультурного общения. Цель исследования – разработать технологию формирования готовности педагога к межкультурной коммуникации в профессиональной среде дошкольного образования. Объект исследования – процесс межкультурных коммуникаций педагогов в профессиональной среде дошкольных организаций. Предмет исследования – технология формирования готовности педагогов к межкультурной коммуникации в профессиональной среде дошкольных организаций. Гипотеза исследования – процесс формирования готовности педагогов к межкультурной коммуникации будет успешной, если методическую работу детская организация будет предусматривать, как: - системный мониторинг уровней готовности к межкультурной коммуникации воспитателей детских садов; - планирование методических семинаров, практикумов, тренингов повышающих эффективность межкультурного общения педагогов; - технологичность организуемых семинаров, практикумов, тренингов. Задачи исследования: - продемонстрировать уровень готовности педагогов к межкультурному общению; - разработать комплекс мероприятий, направленных на развитие готовности педагога к межкультурному общению; - обработать технологию формирования готовности педагогов к межкультурному общению. Методологическая база исследования. Проблема межкультурной компетентности педагога является комплексной и затрагивает разные научные дисциплины как педагогика, психология, этнография, этнокультурология, философия образования и т.д. Анализ научной литературы, реалии сложившейся педагогической и социальной ситуации подтверждают, что в системе высшего образования процесс становления готовности специалистов к профессиональной деятельности в многонациональных детских садах исследован недостаточно. Педагогическое образование должно обеспечить такую подготовку будущему специалисту, благодаря которой идеи межкультурного воспитания стали бы его убеждениями и которая бы обеспечила его способность оказать педагогическую поддержку детям дошкольного возраста – представителям разных этнических групп и создать в детском коллективе доброжелательную атмосферу межкультурного общения. Идея межкультурности отражается под разными терминами: мультикультура, полиэтничность, диалог культур, кросскультурное образование, поликультурное воспитание, межкультурное общение (Ю.В. Арутюнян, А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев, Н.М. Лебедева, З.А. Малькова, JI.JI. Супрунова и др.). Развитие теоретико-методологических вопросов изучения культуры и некоторые аспекты межкультурного взаимодействия получили свое освещение в научных трудах М.М. Бахтина, Г.Н. Волкова, JI.H. Гумилёва, М.С. Кагана, И.С. Кона, Д.С. Лихачева, В.М. Межуева, A.B. Роговой и др. Различные вопросы подготовки специалистов профессионально-педагогического образования исследованы в работах Л.А. Бордонской, A.A. Вербицкого, Д.Ц. Дугаровой, И.Ф. Исаева, B.C. Самсонова, Ю.В. Сенько, М.Ю. Швецова и др. В настоящее время активно разрабатываются научно-теоретические основы подготовки педагогов дошкольного звена (Л.С. Берсенева, Г. Вострухина, И.Е. Емельянова, Н.И. Рослякова, Х.Т. Шерьязданова и др.). Многие проблемы профессиональной подготовки педагогов для системы дошкольного образования изучены в работах М.П. Бобровой, Г.В. Брусникиной, М.А. Ковардаковой, Л.В. Поздняк, Л.Г. Семушиной, B.И. Ядэшко и др. Теоретико-методологические основы профессионально-личностного становления и развития педагога ДОУ в системе педагогического образования отражены в исследованиях А.Г. Гогоберидзе, C.А. Козловой, Т.С. Комаровой, Л.В. Поздняк, Л.Г. Семушиной и др. На необходимость подготовки педагогов дошкольного образования к профессиональной деятельности в многонациональном образовательном учреждении указывают О.В. Барсукова, З.М. Зарипова, А.И. Улзытуева и др. Особый интерес для исследования представляли работы учёных, изучающих различные аспекты межкультурного образования в образовательных учреждениях, роль национальной, многонациональной школы (В.В. Мирошниченко, Т.Б. Михеева, Э.Р. Хакимов, Е.А. Хамраева и др.). В трудах Н.С. Александровой, О.Л. Алексеевой, Л.Д. Вавиловой, М.Б. Кожановой, С.А. Машковой, М.А. Михайловой рассматривается проблема подготовки студентов к использованию идей народной педагогики, этнопедагогических традиций в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения, к воспитанию и формированию культуры межнационального общения у дошкольников. Различные подходы к решению проблемы профессионального становления будущего специалиста прослеживаются в работах таких исследователей, как М.Н. Ахметова, Ю.М. Забродин, Э.Ф. Зеер, Т.К. Клименко, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.Д. Шадриков, К.Г. Эрдынеева и др. Методы исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач использовалась следующие методы исследования: - теоретические (сравнительный и комплексный анализ психолого-педагогической, методической, учебной литературы и исследований по изучаемой проблеме; классификация; обобщение педагогического опыта; моделирование); - эмпирические (педагогическое наблюдение, анкетирование, устные и письменные опросы, педагогический эксперимент, проектирование; авторские методики); - методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных (качественный и количественный анализ полученных данных, метод математической обработки % - критерий для сравнения частотных (процентных) распределений данных, интерпретация результатов, графическое отображение статистических параметров). Данные методы легли в основу экспериментальной работы и обеспечили целостность исследования в соответствии с поставленными целями и задачами. База исследования – МБДОУ Шалинский детский сад «Тургай». Структура работы: ВКР состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложения.
Введение

Наше общество многоязычно, многонационально, полицивилизованно. В наше время остро стоят проблемы межкультурности и толерантности. В условиях взаимопроникновения культур, политической, социальной и экономической интеграции формирование межкультурного образовательного пространства является оптимальным ответом на текущие вызовы современных глобальных процессов. В России межкультурное образование имеет особую актуальность, когда в условиях социально-экономических и политических реформ сложилась новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, идей народной педагогики. В наше время стоит задуматься о необходимости обновления содержания подготовки будущих педагогов к работе в поликультурном образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения. Дошкольное образовательное учреждение выступает первой ступенью в системе непрерывного образования, и именно в нём закладывается фундамент развития настоящей личности. На какие трудности должен быть готов педагог дошкольного образования при межкультурном аспекте? Мы рассматриваем такие вопросы в нашей работе.
Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3 ГЛАВА I. Межкультурная коммуникация в системе профессионального образования воспитателя дошкольного образовательного учреждения 1.1. Специфика деятельности педагога дошкольного образования в условиях межкультурного общения ……………………………………. 8 1.2. Межкультурное общение в образовательном пространстве в дошкольной образовательной организации …………………………… 18 1.3. Межкультурная компетентность педагога в контексте современного образования ……………………………………………………………… 27 Вывод по I главе …………………………………………………………. 35 ГЛАВА II. Экспериментальные исследования формирования межкультурной коммуникации педагога дошкольного образования 2.1. Исследование готовности педагога дошкольного образовательного учреждения к межкультурной коммуникации ………………………… 36 2.2. Тренинг как метод обучения межкультурной коммуникации будущего педагога дошкольного образования ……………………………………. 43 2.3. Диагностика межкультурной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения ………………………………………… 57 Вывод по II главе …………………………………………………………64 Заключение ……………………………………………………………… 66 Список литературы ……………………………………………………… 70 Приложение ……………………………………………………………… 76
Список литературы

1. Арутюнян, Ю. В. Этносоциология: учеб. пособие для вузов / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А.А. Сусоколов. М.: Аспект Пресс, 1999. – 271 с. 2. Ахвердова, О.А. Этническая идентичность как условие формирова-ния высших свойств личности подростка // История отечественной и мировой психологической мысли: ценить прошлое, любить настоя¬щее, верить в будущее: Материалы международной конференции по истории психологии «V Московские встречи», 30 июня – 03 июля 2009 г. / Отв. Ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник / О.А. Ахвердова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. – С.719-725. (Материалы конференции). 3. Бабынина, Т.Ф. Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой: дис. … канд. пед. наук / Т.Ф. Бабынина. – Екатеринбург, 2001. – 229 с. 4. Барышников, Н.В. Межкультурная профессиональная коммуникация : Учебник для вузов [Текст] / Н.В. Барышников. ? М.: Провещение, 2013. – 252с. 5. Белогуров, А. Ю. Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе / А. Ю. Белогуров // Пе-дагогика. — 2013. — № 3. — с. 100–121. 6. Библер, B.C. Культура. Диалог культур / B.C. Библер // Вопросы философии. –1989. – № 6. – С. 31–41. 7. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-на/Д: Учитель, 1999. 560 с. 8. Габдулхаков В. Ф. Литературное образование детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / В. Ф. Габдулхаков. М.: Московский психолого-социальный университет (изд-во НПО «МОДЭК»); Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2017. 132 с. 9. Габдулхаков В.Ф. Повышение качества образования в условиях государственно-общественного управления. / Метод. пособие. Казань, 2015. 106 с. (в соавторстве с М.А.Ильиной 6 п.л., авторских 2 п.л.). 10. Габдулхаков В.Ф., Гареева А.М. Технология одновременного изучения трёх языков: русский, еnglish, татарча. / Учебно-методическое пособие. Выпуск 4. – Казань, 2014. – 163 с. 11. Поликультурное языковое развитие детей. Технология одновременного изучения трех языков. 64 с. 12. Габдулхаков В. Ф. Педагогическое образование в поликультурной России: монография / В. Ф. Габдулхаков. – М.: Московский психолого-социальный университет (изд-во НПО «МОДЭК»); Казань: Казан-ский (Приволжский) федеральный университет, 2016. – 146 с. 13. Габдулхаков В.Ф. Теория и практика поликультурного языкового образования. Казань, 2011. - 245 с. 14. Габдулхаков В.Ф. Инновации дошкольного образования в условиях современного социокультурного пространства / В.Ф. Габдулхаков, А.М. Рафф-Ганачевский // Сборник статей и методических материалов VII Приволжского регионального конкурса инновационных идей для системы дошкольного образования «Инновации дошкольного образования».- Казань: Издательство Казанского Университета, 2015. – с. 3 – 5. 15. Об особенностях поликультурного языкового образования в России и Татарстане /Н.Д.Колетвинова, В.Ф.Габдулхаков // Поликультурное образовательное пространство Поволжья: интеграция регионального и международного опыта: сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции / Под ред. Г.Ж.Фахрутдиновой. – Казань: Отечество, 2014. – С.150-158. 16. Герасимов, С.А.Педагогические средства воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01/ С.А.Герасимов. – Архангельск, 2004. – 269 с. 17. Декларация принципов толерантности утверждена резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года / Век толерантности: Научно-публицистический вестник. — М.: МГУ 2001. — С. 131—137. 18. Жукова, Т.В. Проблемы кросскультурной коммуникации студенче-ской молодежи: автореф. дис. ... к. соц. Н / Т.В. Жукова. – Москва: МГУ, 2009. – 16 с. 19. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заве¬дений / Е.А. Климов.– М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 304 с. 20. Конвенция о правах ребенка URL: http://www.un.org/russian/documen / convents/ childcon.htm/ (дата об¬ращения: 18.04.2010). 21. Крысько, В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.Г. Крысько. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 320 с. 22. Кузнецов, Д. Ю. Статистические методы анализа результатов психо-лого-педагогических исследований. / Д.Ю. Кузнецов. URL: http://vestnik.yspu.org/releases/ uchenue_ praktikam/11_4/ (дата об¬ращения: 25.09.2010). 23. Куликовская, И.Э. Теория и практика развития мировидения у детей в дошкольном учреждении / И.Э. Куликовская. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2002. – 302 с. 24. Лейбина, А.В. Психология мотивации творческого педагогического мышления в профессиональной деятельности воспитателя: автореф. дис. ... к. пс. н. [Текст] / А.В. Лейбина. – Ярославль: Ярославский го¬сударственный университет им. П.Г. Демидова, 2008. – 24 с. 25. Михеева, Т.Б. Совершенствование профессиональной компетентно¬сти учителя русского языка полиэтнической школы: автореф. дис. ... д. п. н. / Т.Б. Михеева. – Москва: МПГУ, 2009. – 45 с. 26. Михневич, О.А. Национальное самосознание как интегративный признак нации / О.А. Михневич, В.Г. Япринцев. – Минск: Харвест, 2007. – 320 с. 27. Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения: Учеб. пособие для вузов / Н.А. Морева. – М.: Просвещение, 2003. – 304 с. 28. Нестеров, Д.В. Формирование кросс-культурной грамотности школь-ников на основе реализации компьютерных технологий: Дис.…канд. пед.наук / Д.В. Нестеров. – Ярославль, 2003. – 185 с. 29. Палаткина, Г. В. Проблемы мультикультурного образовательного пространства. / Педагогические проблемы ста-новления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: сб. науч. и метод. тр. — Волгоград, 2001. — с. 22–26. 30. Панькина, А.Б. Формирование этнокультурной личности: Учеб. по-собие / А.Б. Панькин. – М.: Издательство Московского психолого-со-циального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 280 с. 31. Панько, Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада: Учеб. пособие для пед. Ин-тов / Е.А. Панько. – Минск: Издательство «Вышэйшая школа», 1986. – 157 с. 32. Панько, Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада: Учеб. пособие для пед. Ин-тов / Е.А. Панько. – Минск: Издательство «Вышэйшая школа», 1986. – 157 с. 33. Пищик, О.И. Формирование этнической толерантности у учащихся как фактор позитивного отношения к вынужденным мигрантам / О.И. Пищик // Журнал международного права и международных от¬ношений. - 2007 — № 3. – С. 66-69. 34. Пойзнер, Б. Университет против культурной патологии / Б. Пойзнер // Высшее образование России. – 2004. – №3. – С. 91-95. 35. Поштарева, Т.В. Формирование этнокультурной компетентности уча-щихся в полиэтнической образовательной среде: автореф. дис. ... д. пс. н. [Текст] / Т.В. Поштарева. – Владикавказ: СОГУ им. К.Л. Хета¬гурова, 2009. – 47 с. 36. Программа для приемных родителей и усыновителей / Под. Ред Б. Делука, Б.Спринг, Мурманск. – 2007. 37. Протасова, Е.Ю., Родина Н.М. Многоязычие в детском саду / Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина // Спра¬вочник старшего воспитателя до¬школьного учреждения, 2008.- №1. – С. 4-13. 38. Ронзин, Д.В. Психологическое содержание понятия «Профессио-нальное сознание учителя» / Д.В. Ронзин // Психологические проблемы развития профессионального сознания учителя. - Межвузовский сборник. Ред¬кол.: Д.Е.. Ронзин (отв. ред.) и др. - Л., 1991. 39. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: «Питер», 2000. – 720 с. 40. Садохин, АП. Межкультурная коммуникация: учебное пособие [Текст] / АП. Садохин. – М.: Альфа- инфа, 2013. ? 288 с. 41. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб.пособие для студ.высш. пед.учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Акаде¬мия», 2004. – 576 с. 42. Смыш, В.П. Моя профессия – воспитатель детского сада: Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы / В.П. Смыш. – М.: Про-свещение. 1989. – 64 с. 43. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков [Текст] / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, Л.А. Шарова. ? М.: Генезис, 2000. ? 289 с. 44. Солдатова, Г.У., Рыжова, С.В. Типы этнической идентичности / Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова. URL: http://www.etnopsy.ru/txt.htm (дата об-ращения: 24.09.2010). 45. Сундеева Л. А. Культурологический подход к проектированию современных образовательных систем // Вектор науки ТГУ. Педагогика. № 3(13), 2010. С. 41-43. 46. Сыртланова, Н.Ш. Мультикультурная направленность регионального компонента дошкольного образования: автореф. дис. ... к. пед. н. [Текст] / Н.Ш. Сыртланова. – Челябинск: ЧГПУ, 2008. – 25 с. 47. Татарко, А.Н. Тренинг межкультурной компетентности [Текст] / Под ред. А.Н. Татарко, Н. М. Лебедевой. ? М., 2002. ? 130 с. 48. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация [Текст] / С. Г. Тер-Минасова. ? М.: Слово, 2000. ? 259 с. 49. Тишкевич, М.А. Структура профессиональной компетентности педагога / М.А. Тишкевич // Ученые записки МГПУ. Психологиче¬ские науки: Сбор¬ник научных статей/ Науч. ред. И.А. Синкевич, А.А. Сергеева. – Мурманск: МГПУ, 2010. – Вып. 10. – С. 38-53. 50. Третьякова, Е. Н. Толерантность как духовно-нравственное качество личности: автореф. дис. … канд. философ. наук: 09.00.13 / Е. Н.Третьякова. – СПб, 2011. – 18 с. 51. Тузлукова В. И. Научно-педагогический глоссарий учителя экономики. ИКЬ: http://rspu.edu.ru/li/joumal/lexicography/glossary.htm (дата обращения 15.08.2011). 52. Улзытуева А. И. Компетентностный подход к проблеме формирования детского двуязычия // Гуманитарный вектор №1 (25). Чита, 2011. С. 10-13. 53. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. — М.: Просвещение, 2011. 54. Флиер А. Я. Культурология для культурологов: учеб. пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей. М.: Согласие, 2000. 207 с. 55. Хакимов Э. Р. Оценка педагогами этнокультурных особенностей ребенка // Меж-культурная компетентность педагога в поликультурном образовательном пространстве: научно-методические материалы / под ред. Хухлаева О. Е., Чибисовой М. Ю. СПб.: Книжный Дом, 2008. 408 с. С. 372-397. 56. Чернышев, А.С. Практикум по решению конфликтных педаго-гических ситуаций / А.С. Чернышев. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 186 с. 57. Щедровицкий, Г. П. Избранные труды / Г.П. Щедровицкий. — М.: Шк.Культ.По¬лит., 1995. — 800 с. 58. Юдина, Е.Г. Педагогическая этика и профессиональное созна¬ние педагогов / Е.Г. Юдина // Человек, 1998. - №4. – С.83-92.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. Межкультурная коммуникация в системе профессионального образования воспитателя дошкольного образовательного учреждения 1.1. Специфика деятельности педагога дошкольного образования в условиях межкультурного общения Межкультурная (демографическая, экономическая, межэтническая, межконфессиональная) проблематика начала проникать и в сферу образования. Закон «Об образовании», Концепция модернизации образования и иные документы федерального уровня указывают на воспитание толерантности и формирование межкультурной компетентности как на важные задачи образования, что предупреждает расизм, шовинизм и т.д. Как говорится в концепции дошкольного воспитания, важно обучать дошкольников в национальных и многонациональных детских садах русскому языку как языку межнационального общения, а также детей некоренной национальности национальному языку данной республики. Интер¬национальные чувства закладываются у ребенка через приобщение к своей национальной культуре – танцам, сказкам, пословицам и поговоркам [12, с.34]. Педагог дошкольного образовательного учреждения – один из тех взрослых, кто вводит детей в мир человеческой культуры [12, с.45] Обратимся к «Конвенции о правах ребенка», принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, в которой прописа-ны права ребенка [11, с.215]: 1. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, преду-смотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения; 2. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии; свобода исповедовать свою религию или веру мо¬жет подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц; 3. В тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства или лица из числа коренного населения, ре-бенку, принадлежащему к таким меньшинствам или коренному насе¬лению, не может быть отказано в праве совместно с другими члена¬ми своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным язы¬ком. На сегодняшний день в поликультурной системе образования требуется высокий профессионализм педагогов. Он определяется состав-ляющими его межкультурной компетенции. Анализируя психо¬лого-педагогическую литературу, изучающей особенности профессиональ¬ного сознания педагога ДОУ и специфику его деятельности в современных межкультурных условиях России, были выявлены основные противоре¬чия между существующей практикой подготовки педагога и его конкрет¬ной профессиональной деятельностью. Эти противоречия особо прояв¬ляются в ситуациях межкультурного взаимодействия с субъектами педаго¬гической деятельности, когда происходит столкновение национального и профессионального сознания. Обращаем внимание на исследования проблемы национального сознания и самосознания. Привлекают интерес ра¬боты таких авторов, как А.Г. Анаева, Ю.В. Бромеля, Л.М. Дробитева, В.В. Ивановского, П.И. Ковалевского, В.И. Козлова, П.И. Кушнира, О.А. Михневича, Г.В. Старовойтовой, С.А. Токарева, В.Г. Япринцева и др. Остановимся на мнениях О.А Михневича и В.Г. Япринцева. В понятие «национальное самосознание» О.А. Михневич и В.Г. Япринцев включают национальные патриотические чувства. Важную роль играют чувства национальной гордости и ответственности. Изредка наблюдается такая картина, как «болезненной, гипертрофированной формы чув¬ства национальной гордости, когда любовь к своей нации не сочетается с осознанием необходимости уважения других наций и народов. В межличностных отношениях подобный чувства проявляются в особом предпочте¬нии представителей «своей» нации независимо и вопреки их личностным, профессиональным и деловым качествам» [17, с.34]. По мнению С.А. Токарева, этническое самосознание это порождение исторического соотношения различного вида социальных связей (общ¬ность происхождения, , культурного уклада, государственной принадлежно¬сти, языка, территории, экономических связей, религии) [17, с.6]. В. Козлов отмечает, что оно «возникает в процессе длительной совместной жизни людей, на его формирование оказывают влияние социальная среда, представление об общем происхождении и общих исторических судьбах и т.д.» [17, с.65]. Исследуя вопрос национального самосознания, Чистов К. подчеркивает, что ему присущ «своеобразный симбиоз с самосознанием классовым, государственным, локально-географическим, конфессиональным, расовым, профессиональным и другими формами, с которыми он непрерывно взаимодействует» [17, с.52]. Многие исследователи отмечают, что в историческом развитии народа «этническое самосознание является не только результатом, но и одним из факторов, воздействующих на этнические процессы (их направления, темп, содержание и т.д.)». В разные периоды исторического развития этноса его самосознание может обостряться или ослабевать, мо¬жет приобретать спонтанный или целенаправленно организуемый харак¬тер. Этот процесс протекает в строго определенной взаимосвязи со всем многообразием окружающей национальной действительности [17, с.159]. О.А. Михневич и В.Г. Япринцев дали опредение понятию «национальное самосознание». Итак, по их мнению, «Национальное самосознание» это – 1. внутренняя осознанная идентификация личности со своей нацией; 2. система ее представлений об общности исторического прошлого, на¬стоящего, перспектив развития, возможности достижения нации в ее целостности и единстве; 3. экономическая, территориальная, культурно-языковая и государ¬ственная общность; 4. положение в структуре общественных, в том числе международных отношений; 5. осмысление национальных потребностей, интересов, идеалов и ценностей, а также духовной индивидуальности [17, с.65]. В.Ю. Хотинец думает, что студенческий возраст является решающим периодом развития этниче¬ского самосознания. Изме¬нения в дальнейшем представляют уже трансформацию в зависимости от нескольких факторов: экономических, демографических, социально-экономических условий жизнедеятельности этноса. Национальное сознание формируется долго. Оно рождается в длительном процессе усвое¬ния личностью определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяю¬щих ей функционировать в качестве полноправного члена общества. В то время, как профессиональное сознание включает систему знаний, норм и ценностей, которое обеспечивает профессиональную деятельность педагога. Во время педагогической деятельности в межкультурных условиях возникает постоянное столкновение национального и профессионального сознаний. Очень часто на первый план выступает национальное сознание. Причиной этой ситуации является конфликтные случаи. Из-за этого педагог совершает ошибки в межкультурных ситуациях взаимодействия. С каждым годом в дошкольных учреждениях увеличивается количество детей, для которых Россия не является родной страной. Одним из актуальных проблем в дошкольных образовательных учреждениях является воспитание дошкольников в межкультурных условиях. Перед большинством дошкольных учреждений страны стоит такая задача, как интегрировать детей других национальностей в жизнь группы ДОУ в целом. Такая проблема актуальна практически на всех возрастных этапах. Современное образование требует усиление специальных знаний, умений, навыков в ситуациях межкультурного взаимодействия от педаго¬гов ДОУ. По мнению Н.Ш. Сыртлановой, от воспитателей требуется: 1. знание народной культуры, истории, традиций, национальных особенностей народов, представленных в социально-этнической среде дошкольной группы; 2. умение использовать знания в воспитательно-образовательном процессе, в сфере устно-народного, музыкально-игрового, декоративно-прикладного фольклора; 3. владение коммуникативными навыками, современными культурными моделями поведения [38, с.71]. Основной составляющей педагогической деятельности это – изучение национально-психологических ценностей различных этнических общностей. Педагог должен предварительно познакомиться с обычая¬ми и традициями народов своих воспитанников. И тогда уже он придет в многонациональный коллектив с определенными представлениями и знаниями о формах поведения будущих воспитуемых, их возможных реакциях на любые воспитательные мероприятия, а также способах стимулирования их социально ориентированной деятельности. Воспитатель должен постоянно анализировать каждую ситуации в межнациональных отношениях, проводить работу по изучению национально-психологических особенностей детей. Благодаря этому, создается дружественные от¬ношения в группе. Помимо этого, педагоги должны обладать высокой культурой межнационального общения, чувством такта, деликатностью в отношениях с представителями различных этносов. Чтобы оказать на них воспитательное воздействие, необходимо быть знакомым с их националь-но-психологическими ценностями [24, с. 34]. Воспитательный процесс опирается на воспитательные принципы. Это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания. Принцип культуросообразности является одним из принципов воспитания. Он означает, что воспитание должно основываться на общечеловече¬ских ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нор¬мами тех или иных национальных культур и специфическими особенно¬стями, присущими традициями тех или иных регионов, не противореча¬щим общечеловеческим ценностям. В соответствии с принципом культуросообразности перед педагогом стоит сложная задача. Это - приобщение детей к различ¬ным пластам культуры этноса, общества, мира в целом [19, с.210]. «Реали¬зация принципа культуросообразности существенно осложняется тем, что ценности культуры общечеловеческого характера и ценности конкретных социумов различного уровня не только не идентичны, но и в силу различ¬ных обстоятельств могут довольно существенно различаться» [19, с.211]. Для того, чтобы исключить возможность возникновения ошибок при межкультурном воспитании, необходимо воспитывать у педагогов межкультурную компетенцию. Она играет важную роль в общении с представителями других народов. Исследователи выделяют межкультурную, этнопсихологическую, этнопеда¬гогическую, этнокультурную, поликультурную компетентности. Они же являются синонимами понятию «кросскультурная компетентность». Остановаимся на основных понятиях, раскрывающих сущность кросскультурной компетентности. Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — определенная мировоззренческая и нравственно-психологическая установка личности на то, в какой мере ей принимать или не принимать различные, прежде всего чуж¬дые, идеи, обычаи, культуру, нормы поведения и т. д. [35, с. 54]. Способность человека проявлять терпение к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным обычаям, мнениям, традициям, верованиям, чувствам, идеям и т. д., которая отражается в выдержке, самообладании, способности индивида длительно выносить непривычные воз¬действия чужой культуры без снижения его адаптивных возможностей называется этнической толерантностью [13, с. 302—303]. Межэтническая толерантность, как и этническая идентичность, формируется в сфере сознания и тесно связана с таким социально-психологиче¬ским фактором. Она проявляется в поступках [1, с. 208]. У человека, который обладает толерантным сознанием, имеется устойчивое психическое и эмоциональное состояние. У него уровень тревожности низкое, развито чувство эмпатии, этнические предрассудки отсутствуют. Он отличается широтой мышления, исходит из того, что все люди равны, у него активная жизнен¬ная позиция, ему характерны дисциплинированность и ответственность [31, с. 48]. Основой этнической толерантности является позитивная этническая идентичность. Авторы по-разному определяют «позитивную этническую идентичность». Так, например, Ю.А. Идрисова под позитивной этнической идентичностью понимает осознание себя в качестве представителя определенной этнической группы, сопровождающееся положительным отношением к своему членству в данной этнической группе и сочетающееся с ценност¬ным отношением к другим этносам. Позитивная этническая идентичность выступает нормой в формировании этнической идентичности личности [26, с.54]. Этническая индифферентность, гипоидентичность (этнический нигилизм), и гиперидентичность (этноэго¬изм, этноизоляционизм и национальный фанатизм) являются отклонениями от нормы (Г.У.Солдатова). В работах Г.У. Солдатовой, Н.М. Лебедевой, В.П. Левкович, И.Б. Андрущак и др. представлены под¬ходы к определению позитивной этнической идентичности. По мнению данных авторов позитивная этническая идентичность - это положительное восприятие себя как члена определенной этнической группы, которое сочетается с высокой этнической толерантностью и готов¬ностью к межэтническим контактам. Обращаем внимание на мнение Н.М. Лебедевой: этническая идентичность это часть социальной идентичности, представление человека о себе как о члене опреде¬ленной этнической группы наряду с эмоциональным и ценностным значе¬нием, приписываемым этому членству. Позитивная этническая идентич¬ность понимается как отнесение себя к данному этносу на основе позитив¬ной оценки его культуры, способствующей укреплению этнического само¬сознания группы и сохранению ее целостности как этнокультурного орга¬низма. Негативная этническая идентичность (негативные чувства, связан¬ные с этничностью) и опыт этнической дискриминации способствуют по¬явлению этнической интолерантности и установок на национальный эгоизм и разделение по этническому и религиозному признаку [29, с.19]. «Этническая идентичность» и «этническое самосознание» являются синонимами. Ряд авторов, в частности, Г.У. Солдатова считают, что понятие этнической идентичности, с одной стороны уже, т.к. представляет собой «когнитивно-мотивационное ядро этническо¬го самосознания», а с другой шире, поскольку содержит в себе слой бессознательного [29, с.93]. Межкультурная грамотность является залогом взаимопонимания разных народов на межкультурном уровне. Межкультурная грамотность – это умение человека принимать содержание и формы культуры другого народа, участвовать в совместной культурной деятельности, обогащающей и развиваю¬щей его как личность [8, с.32]. Рассмотрим основные теоретические подходы к определению «межкультурная компетентность». Т.В. Поштарева отмечает, что межкультурная компетентность, как свойство личности, выражается в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализуется через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаи¬модействию. В педагогике значение компетентности рассматривается не только с профессиональных позиций. Компетентностный подход определя¬ется как новая парадигма результата образования. В образовательном процессе нужно учитывать национально-психологические особенности де¬тей, своеобразие стиля воспитания в моно- и разноэтнических семьях, спе¬цифика межнациональных отношений в полиэтническом коллективе, кон¬кретный социокультурный контекст, в котором рос и развивался ребенок, оригинальность региона, среды в котором находится данное образователь-ное учреждение, то проблема формирования личности, умеющей эффек-тивно функционировать в поликультурной среде, позитивно не разрешает¬ся [26, с.45]. По мнению В.Г. Крысько, этносоциальная компетентность – это степень проявления знаний, навыков и умений. Она помогает специалисту решить следующие проблемы: 1. правильное оценивание специфики и условий взаимодействия, взаимо-отношений и общения с представителями конкретных этнических общностей, проявляющиеся в их ходе своеобразие традиций, привы¬чек и психологические качества; 2. определение адекватных форм воздействий с целью поддержания ат¬мосферы согласия, добропорядочности и взаимного доверия» [23, с.68]. По мнению А.С. Купавской этнокультурная компетентность определяется как совокупность знаний, представлений о других культу¬рах, реализующаяся через навыки, установки, модели поведения, которые обеспечивают эффективное взаимодействие с представителями этих культур и подчеркивает, что в зарубежной литературе распространен тер¬мин «межкультурная компетентность» [14, с.194]. Лисицына Т.Н. определяет межкультурную компетентность как «уважение друг друга, понимание различий, способность жить с людьми других религий, культур, языков, » [16, с.49]. Таким образом, были сделаны следующие выводы: 1. Существуют противоречия между существующей практикой подготов¬ки педагога и его конкретной профессиональной деятельностью. 2. Развитие профессионального сознания и профессиональной рефлексии должно стать составной частью содержания профессиональной подго¬товки будущих педагогов, т.к. рефлексивность является главным свойством культурного поведения человека. 3. Специалисты, обладающие межкультурной компетентностью и межкультурной грамотностью, смогут стать успешными в образова¬тельной системе, ориентированной на современное состояние общества в стремительно расширяющемся и усложняющемся поликультурном контексте. 4. Умение и способность строить свою педагогическую, профессиональ¬ную деятельность в поли- и многокультурной среде становится одним из основных требований не только к личности педагога, но и к его про¬фессионализму. 1.2. Межкультурное общение в образовательном пространстве в дошкольной образовательной организации Проблема межкультурной компетентности обсуждается в разнообразных пространствах. Современный статус российского общества, движения, происходящие государстве, побуждают по-новому посмотреть на проблемы образования нынешнего поколения, формирования нравственной и творческой цели личности. Проблема образования межкультурной коммуникации определяет важную роль не только в сфере научной мысли, но и в разрешении воспитательно-образовательных, социальных проблем. Смена моделей публичного развития, острая общественная дифференциация воплотили принципиально новую условию вхождения детей в социум [3, с.167]. Нынешнее общество нуждается в индивидах, обладающих высоким показателем социокультурной компетенции, с цивилизованным чувством толерантности, знающих навык межкультурной коммуникации. Чтобы осуществить это в жизнь, требуются компетентные наставники во всех сферах, в том числе и в области межкультурного общения. В философии образовательног процесса происходит смена основных концепций, вырабатываются различные подходы как в самой педагогике, так и в образовательных систем. Такие изменения воплощаются в жизнь на основе имеющегося культурного опыта. Изменения социально-экономических ориентаций заставляет педагогов обращаться к основным ценностям культуры для того, чтобы поправлять традиционные и ставить современные культурные цели и задачи образования в условиях быстро меняющегося общества. Увеличивается необходимость более действующего насыщения образовательного процесса культурными составляющими. Потому что несомненно они служат пространством для духовного становления ребенка. Именно общечеловеческие показатели культуры могут создать новые социокультурные потребности. При этом культура создает пространство для развития и интеграции многообразия, а образовательный процесс помогает детям понять эти явления [6, с.37]. Межкультурное общение в педагогической ипсихологии является сложным и разнообразным. Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок знал свои корни и тем самым мог установить место, которое он занимает в обществе, и с другой – привить ему уважение к другим культурам. Считается успешным, если межкультурное воспитание начинается в раннем возрасте. Во время общения, воспитуемый должен постепенно открывать для себя соответствия и отличия с иноязычными людьми. Исходя из этого, учреждения образования ставят перед собой цель ознакомить детей с разными народами, научить их развиваться в сообществе. При изучении психолого-педагогического аспекта межкультурного взаимодействия воспитуемых были выявлены разногласия между общими нравственными взглядами дошкольников и их единичными воплощениями, между необходимостью воспитания этики межкультурного общения и малым количеством разработок по воспитанию этики межкультурного общения у детей старшего дошкольного возраста [15, с.199]. Межкультурная коммуникация – основная потребность любого поликультурного сообщества. Концептуальное оформление межкультурного воспитания состоялось во всемирно педагогической мысли на рубеже 1970-1980 годов. Основные роли по проблеме межкультурных коммуникаций играют Американские и Канадские ученые. Эти проблемы поднимаются в исследовательских работах и союзах при университетах, образовательно-педагогических колледжах. Среди них подчеркивается Центр межкультурного воспитания при университете штата Вашингтон (Сиэтл) – глава Дж. Бенкс, Исследовательский центр межкультурного воспитания при Университете шт. Колорадо – руководитель Л. Бака, Стэндвордский центр программ по международному и межкультурному воспитанию, Национальный исследовательский центр культурного разнообразия в Санта-Кри. Распространением идей межкультурного воспитания занимается имевшая к 2001 году отделение в 22 штатах Национальная ассоциация межультурного воспитания – президенты К. Грант и Д. Голдник [3, с.174]. По мнению Д. Голдник и П. Шин межкультурное общение рассматривается как политика, в условиях которой культурная сфера определяется как почва позитивная и успешная для образования. Ким иллюстрирует его как образовательную поддержку пониманию учащимися событий, позиций, предположений и форм поведения, исходя из собственных и иных этнокультурных возможностей. А. Флерас, Ж. Эллио рассматривают это понятие как объемную вариативность методов включения человека в культурное многообразие [3, с.98]. В наше время ребёнок учит иностранный язык (английский, немецкий), знает русский и родной языки. Он путешествует с родителями за границу и понимает, что люди из разных территорий живут неодинаково. Раскрывается, что у них различается язык общения, взаимоотношения друг с другом, еда, музыкальные композиции и танцы. Его привлекает детский фольклор других народов. В учреждениях дошкольного образования компетентные педагоги не должны уничтожить этот интерес маленького человека, а наоборот, прветствуется воспитание любви к другим народам. С помощью воспитателя дошкольного образования общественно-культурный опыт ребенка справедливо проявляется и в его поведении. Но воображения ребенка о различных культур могут быть неполными, мозаичными. Иногда бывает такого рода момент, что ребенок отрицательно настроен к представителям определенной нации или народу. Ему трудно втягиваться в общение с представителями иных наций из-за языкового препятствия, непонимания традиций. Эмоционально-чувственное отношение к культуре разных стран доминирует над рационально-логическим, в связи с чем вопрос об этике межкультурных общений приобретает важное значение и звучание. Воспитатель должен правильно воспитывать у ребенка этику межкультурного общения. Важными чертами этики межкультурного общения являются: 1. осмысление и признание приоритета гуманистических ценностей; 2. понимание потребности достижения равновесия межкультурных интересов; 3. гармонизации гуманистических и национальных интересов; 4. неотъемлимое чувство национальной и общественной гордости, принадлежности к роду человеческому; 5. ощущение дружбы между культурами страны проживания, цельность семьи человеческой; 6. заботливость о судьбах родного края, большой родины, нашей планеты; 7. понимание необходимости работать на благо своей культуры, нации, народов страны проживания, во имя сохранения общества; 8. стремление и содействие расширению взаимосвязей своей культуры с народами всей страны проживания и всего мира; 9. неразделимая и постоянная заинтересованность к культуре своего народа, других народов страны, международной культуре; 10. знание своего родного языка, языка страны, в которой проживаешь, языков иных народов; 11. национальная скромность и забота о достоинстве своего народа, народов стран проживания, всей гуманности; 12. большое уважение к национальному значению граждан своего народа и любой другой, приветливость и осторожность во взаимоотношениях, а в перспективе – отказ от привычки различать людей по их национальному и расовому происхождению; 13. верное понимание национализма как особенно сложного, неоднозначного и неоднозначного феномена; 14. нетерпимость к шовинизму и расизму, стремление к освоению и повышению этики межкультурного общения. Ученые доказали, что особенности межкультурного восприятия определяюстся возрастом и социальными аспектами развития. Ребенок до 6 лет имеют неясное представление о своем народе, в тот же момент уже в 4 года у него формируется интерес к личности другой национальности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 144 страницы
3600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg