Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правовое регулирование контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания: формы его осуществления и пути совершенствования

irina_k200 1950 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 78 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.10.2020
Объектом дипломного исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в связи с осуществлением контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации. Предмет исследования составляют нормы уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и иных отраслей права, регулирующих осуществление контроля за исполнением уголовных наказаний в России. Целью исследования является всестороннее исследование правового регулирования и организации контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания в Российской Федерации, а также определение возможных путей совершенствования его осуществления. Полагаем, что с этой целью было бы целесообразным рассмотреть все выделяемые в законодательстве и в теории уголовно-исполнительного права виды контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, причем характерных не только для уголовно-исполнительной системы, но и другие, определив наиболее функциональные и эффективные из них, выявив специфику каждого вида. Цель исследования предопределила постановку и решение следую-щих задач: - провести всесторонний анализ законодательства, регулирующего осуществление контроля в Российской Федерации; - рассмотреть формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания; - определить особенности осуществления контроля в Российской Федерации; - рассмотреть особенности отдельных видов контрольной деятельности. Методология исследования. В процессе выполнения дипломной работы применялись следующие методы: историко-правовой, анализ доку-ментов, сравнительно-правовой и системного анализа. Теоретической основой исследования послужили научные труды в области философии права, общей теории права, конституционного права, судебной власти, уголовного, уголовно-исполнительного права. Нормативную основу исследования составили законодательные акты различных уровней: международно-правовые акты по правам человека; Конституция Российской Федерации; действующее уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство; законодательство о судебной системе Российской Федерации; ведомственные нормативные акты, постановления пленумов Верховного суда Российской Федерации. Результаты дипломного исследования: 1. На междисциплинарном уровне исследованы природа, социально-правовое назначение контро¬ля за деятельностью учреждений и органов, исполня¬ющих наказания, определены сущность, формы и содержание системы такого контроля. 2. Осуществлено изучение контрольных статусов органов государ-ства, в том числе их компетенция и механизм ее реализации в пенитенци-арной сфере, установлены оптимальные правовые и организа¬ционные параметры функционирования органов контроля в современных условиях. 3. Разработаны научно обоснованные предложения по совершенствованию нормативной правовой базы и практики осуществления контроля при исполнении уголовных наказаний. Теоретическая значимость дипломного исследования обусловлена тем, что авторские выводы, предложения и рекомендации по его результатам имеют методологическое значение при решении отдельных аспектов осуществления контроля. Полученные выводы послужат отправной точкой и ориентиром для последующих общетеоретических и отраслевых научных исследований, связанных с изучением проблем контрольной деятельности в Российской Федерации. Практическая значимость исследования состоит в том, что прове-денный нами анализ законодательства по вопросам контроля за уголовно-исполнительными системами двух государств может способствовать со-вершенствованию организации этой деятельности и поиску путей более эффективной его реализации. Структура и объем исследования определены целью и задачами квалификационной (дипломной) работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Введение

Актуальность темы исследования. Деятельность уголовно-исполнительной системы (далее УИС) любого государства связана с правовой защитой охраняемых интересов гражданского общества. В местах лишения свободы содержатся лица, совершившие общественно опасные деяния, виновность которых установлена приговорами судов. Общество объективно заинтересовано в изоляции этих граждан в целях профилактики любых противоправных действий. Учредив государство, общество делегирует ему функцию возмездия, кары, будучи крайне заинтересованным в строгой реализации принципа неотвратимости наказания, закрепленного, как правило, в Основном Законе – Конституции Российской Федерации (ст. 22) и других федеральных законах. Уголовное наказание есть форма ограничения прав человека и граж-данина, посягнувшего на охраняемые законом интересы. Однако, к сожалению, деятельность уголовно-исполнительной системы не исключает возможность причинения вреда правоохраняемым интересам членов гражданского общества, содержащихся в местах лишения свободы. Поэтому через систему государственных и общественных институтов устанавливается постоянный контроль за функционированием правоохранительных органов. Не составляет исключения и деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, контроль за которым имеет свои особенности . Следует отметить, что принцип 4 Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1988 г., гласит, что задержание или заключение в какой бы то ни было форме и все меры, затрагивающие права человека, применительно к задержанным или находящимся в заключении лицам, должны осуществляться в силу постановления или подлежать эффективному контролю судебного или другого органа. Однако заметим, что контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания осуществлялся всегда. Система его проведения формировалась долгие годы, иными словами эффективность того или иного вида контроля проверена временем. В последние годы в условиях тесного сотрудничества с международными организациями в проведении демократических реформ особое внимание было уделено совершенствованию уголовно-исполнительных систем большинства государств, образовавшихся после распада в 1991 г. СССР, и при этом резко возросла актуальность вопроса контроля, так как изменившиеся приоритеты уголовно-исполнительной политики диктуют необходимость реформирования старых форм контроля и установления новых. Поэтому, как нам представляется, необходимо провести анализ законодательства Российской Федерации (далее РФ), касающегося осуществления контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Научная разработанность проблемы. Исследованием вопросов контроля за исполнением уголовных наказаний занимались в разное время Д.Н. Бахрах, А.И. Зубков, В.А. Иванов, И.Ш. Кисляханов, Л.М. Колодкин, П.С. Пономарев, В.И. Селиверстов, С.Х. Шамсунов, и другие. Проблемы контроля за реализацией прав и законных интересов осужденных достаточно подробно осветил в докторской диссертации В.И. Селиверстов, контрольная дея¬тельность в пенитенциарной сфере отдельных государственных структур изучалась С.А. Борсученко, Г.Л. Головешкиным, И.А. Давыдовой, Т.И. Желудковой, С.М. Зубаревым, А.В. Кубасо¬вым, В.Г. Павловым и др. Следует отметить тот факт, что сам по себе контроль в деятельности уголовно-исполнительной системы категория совершенно не новая. Но в то же время интересным является процесс реформирования законодательства, происходящий в Российской Федерации, в ходе которого использовались теоретические разработки в области уголовно-исполнительного регулирования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ § 1. Понятие и содержание контроля за учреждениями и органами, испол-няющими уголовные наказания ………………………………………………..8 § 2. Ведомственный контроль за исполнением уголовных наказаний……..19 ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ НАКАЗАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ § 1. Международный и государственный контроль за исполнением наказаний, его формы и направления осуществления………………………33 § 2. Судебный контроль и прокурорский надзор за исполнением уголовных наказаний…………………………………………………………..44 § 3. Общественный контроль и контроль Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за соблюдением прав осужденных…………56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….66 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………70 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...77
Список литературы

I. Нормативно-правовые акты: 1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Междуна-родная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юрид. лит., 1990. 2. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными // Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юрид. лит., 1990. 3. Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания // Международ-ная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юрид. лит., 1990. 4. Рекомендация Rec (2006) 2 Комитета министров к государствам-членам. Европейские пенитенциарные правила // Сборник конвенций, рекомендаций и резолюций, касающихся пенитенциарных вопросов. Рязань: Академия ФСИН России, 2008. 5. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или за-ключению в какой бы то ни было форме // Международные акты о пра-вах человека. Сб. док. М.: Норма-Инфра, 2000. 6. Конституция Российской Федерации. М.: Омега-Л., 2013. 7. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 9. Ст. 1011. 8. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 1. Ст. 1. 9. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954. 10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собр. зако-нодательства Рос. Федерации. 2001. №52 (ч. 1). Ст. 4921. 11. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 2. Ст. 198. 12. Закон РФ от 17 января 1992 г. № 20202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 8. Ст. 366. 13. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. №19. Ст. 2060. 14. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 29. Ст. 2759. 15. Федеральный закон от 5 июля 1999 г. № 133-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 28. Ст. 3466. 16. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 21. Ст. 1930. 17. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 15. Ст. 1277. 18. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №7. Ст. 300. 19. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1993. № 33. Ст. 1316, 1317. 20. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 30. Ст. 1792. 21. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд дей-ствий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 51. Ст. 4970. 22. Указ Президента РФ от 21 марта 2005г. № 317 «О некоторых вопросах Федеральной службы исполнения наказаний» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. №13. Ст. 1136. 23. Указ Президента РФ от 13 июня 1996 г. № 864 «О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25. Ст. 2998. 24. Указ Президента РФ от 18 октября 1996 г. № 1457 «Об утверждении Положения о Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. №43. Ст. 4886. 25. Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 53 (Ч. II). Ст. 5149. 26. Указ Президента РФ от 13 октября 2004. № 1314 «Об утверждении Положения о Федеральной службе исполнения наказаний» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. №42. Ст. 4109. 27. Указ Президента РФ от 24 августа 2004 г. № 1102 «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан»: // Соб. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 35. Ст. 3609. 28. Указ Президента РФ от 6 ноября 2004 г. № 1417 «О Совете при Президенте РФ по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. №46 (ч. 2). Ст. 4511. 29. «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти»: Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. № 30 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 4. Ст. 305. 30. «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах ФСИН России, на мирное время»: Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. № 205 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 16. Ст. 1455. 31. «Об утверждении норм создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях»: Постановление Правительством РФ от 2 августа 1997 г. № 974 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 32. Ст. 3787. 32. «О порядке обеспечения продуктами питания или деньгами на время проезда к месту жительства осужденных, освобождаемых от отбывания наказания»: Постановление Правительства РФ от 24 октября 1997 г. № 1358 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 44. Ст. 5074. 33. О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 г. № 2 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. №4. 34. О практике назначения судами Российской Федерации видов исправи-тельных учреждений: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 г. № 14 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. № 1. 35. «Об организации проверок в подведомственных Министерству юстиции Российской Федерации федеральных службах, осуществлении координации и контроля их деятельности»: Приказ Минюста России от 27 октября 2009 г. № 361 // Рос. газ. 2009. 27 нояб. 36. «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обви-няемых в следственных изоляторах»: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 5 августа 2003 г. № 27. 37. Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2007 г. № 19. 38. «Об утверждении Инструкции о порядке организации и осуществления контроля за исполнительской дисциплиной в Федеральной службе ис-полнения наказаний»: Приказ Федеральной службы исполнения наказа-ний от 28 мая 2005 г. № 192. 39. Права человека в местах принудительного содержания: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Рос. газ. 2017. 13 апр. 40. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 год // Рос. газ. 2018. 6 марта. 41. Обзор ФСИН России от 23 марта 2018 года №6-5317-08 «Об организации режима и надзора в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы». 42. Методические рекомендации по проверке организации работы по соблюдению прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях УИС №13-5389-01 от 26 марта 2012 г. II.Книги и статьи: 43. Алексеев А.Н. Теория управления. М.: РАГС, 2004. 44. Бриллиантов, А. В. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) [Текст] / А. В. Бриллиантов, С. И. Курганов. – под ред. А.В. Бриллиантова. –3-е изд., перераб. и доп. Москва : Проспект, 2017. – 576 с. 45. Гвозденко И. Решение жилищных вопросов сотрудников и пенсионеров УИС в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2008. № 1. 46. Гонцов Б., Козлова Е. Лучшие из лучших // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2008. № 2. 47. Зубарев С.М. Контроль за деятельностью персонала пенитенциарной системы в механизме обеспечения прав осужденных к лишению свободы // Гражданин и право, 2006. № 2. 48. Зубарев С.М. Теория и практика контроля за деятельностью персонала пенитенциарной системы. М., 2006. 49. Общественный контроль за деятельностью государственных органов в условиях модернизации России: Монография / Колл. Авторов; Отв. Ред. С.М. Зубарев. М.: Финансовый университет, 2011. 50. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Феде-рации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключен-ными. М.: Эксперт. Бюро, 1997. 51. Организация управления в уголовно-исполнительной системе: Учеб.: В 3 т. / Под общ. ред. Ю.Я. Чайки. Рязань: Академия права и управления Минюста России. 2002. Т. 1: Общая часть. 52. Сангаджигоряев Н.И. Ведомственный контроль за ОРД как средство повышения эффективности деятельности по обеспечению правопорядка в условиях модернизации УИС // Уголовно-исполнительная система Российской Федерации в условиях модернизации: современное состояние и перспективы развития: Сб. докл. Международ. науч.-практ. конф. (Рязань, 22-23 нояб. 2012 г.): в 4 т. Рязань, Академия ФСИН России, 2013. Т. 2. 53. Смирнов С.Н. Деятельность помощника начальника территориального органа ФСИН России по соблюдению прав человека в УИС. Рязань: Академия ФСИН России, 2006. 54. Уголовно-исполнительное право. Общая часть: Учебник / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. Рязань: Академия ФСИН России, 2009. 55. Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова. М.: Юрист, 2017. 56. Уголовно-исполнительное право России: Учебник. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 57. Федоров В.В. Контроль в системе взаимоотношений гражданского общества и государства (на примере уголовно-исполнительной системы): лекция / В.В. Федоров; Владим. юрид. ин-т. Владимир, 2008. 58. Уголовно-исполнительное право. Особенность часть: учебник / Под общ. ред. Г.А. Корниенко. Рязань: Академия ФСИН России, 2013. III.Авторефераты и диссертации: 59. Давыдова И.А. Судебный контроль за исполнением уголовных наказа-ний: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Рязань: Академия ФСИН России, 2005. 60. Кубасов А.В. Обеспечение принципа законности в исправительных колониях общего и строгого режимов: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Рязань: Академия ФСИН России, 2005. 61. Федоров В.В. Общественный контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы как форма взаимодействия гражданского общества и государства: автореф. дис. …канд. юрид. наук. Владимир, 2006.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ § 1. Понятие и содержание контроля за учреждениями и органами, испол-няющими уголовные наказания В любом государстве существует особая система государственных и общественных организаций, на которые возложены обязанности по поддержанию и укреплению законности в деятельности органов власти и управления. Применяемые ими различные правовые и организационные формы и методы деятельности, практические действия, операции обобщенно называются способами обеспечения законности. Это – надзор, контроль, обжалование. Слово «контроль» заимствовано из французского языка. Полного смыслового аналога этому слову в русском языке нет. Контроль означает: 1) проверку кого-либо или чего-либо, чтобы удостовериться в соответствии к чему-либо; 2) надзор, наблюдение в целях проверки; 3) испытание знаний, свойств для выяснения их пригодности к чему-либо. Таким образом, в упрощенном понимании контроль – это целенаправленные практические действия, которые позволяют убедиться в правильности чего-либо . Оценивая место и роль контроля в жизни общества и государства, В.В. Федоров приходит к выводу о том, что возникновение и развитие института контроля обусловлено интересами и потребностями общества в том, чтобы располагать объективной информацией о происходящем для своевременного реагирования на те или иные отклонения от заданных (ожидаемых) параметров. Роль контроля в механизме управления объективно обусловлена. Любая социальная система (а к ним с полным правом относятся исправительные учреждения) может нормально функционировать только при наличии обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами. Обратная связь реализуется посредством контроля, является его сердцевиной, включается во все процессы управления . В соответствии с этим структура социального контроля выглядит следующим образом: - субъект контроля (контролирующая система) – институциональное образование, объективно заинтересованное в получении результатов кон-троля и осуществляющее его. В качестве субъектов контроля могут высту-пать различные участники общественных отношений (общество и его ин-ституты, индивид, государство в лице компетентных органов и должност-ных лиц, международные организации). Субъектный критерий служит ос-нованием для выделения в качестве самостоятельных видов общественного, государственного и международного контроля, при этом: - объект контроля – это общественные отношения, процессы и явле-ния, отклонения в которых способны повлечь негативные последствия для жизнедеятельности социальных институтов. Широкий диапазон объектов социального контроля обусловлен многообразием сфер общественной жизни, наблюдение за которыми и сдерживание отклонения в них являются необходимым условием социальной стабильности; - содержание и режим контроля – совокупность форм, принципов, методов и средств осуществления контроля. Содержанием контроля охватывается деятельность (поведение), которую осуществляет субъект контроля по отношению к контролируемой системе. Режим контроля представляет собой организационно-инструментальную составляющую его проведения; - цели и задачи социального контроля – идеальное отражение предполагаемого и желаемого результата контроля, обусловливающие его осуществление . Контроль служит двум основным целям. Во-первых, он позволяет направлять всякую деятельность на выполнение предварительно установ-ленных заданий посредством проверки фактического состояния дел, степе-ни реальности осуществления принятых решений. Во-вторых, он дает воз-можность совершенствования деятельности путем своевременного обнару-жения и устранения возникших отклонений и их причин. Эти положения применимы и к такой составной части общего контроля, как контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, который является его отраслевой модификацией. Достижению поставленных целей способствуют задачи контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. К ним относятся: - организация неуклонного выполнения законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность этих органов, что достигается проверкой, с одной стороны, результатов выполнения поставленных задач, а с другой – способов и средств их достижения (использование надлежащим образом правовых возможностей); - обеспечение своевременности и качества выполнения управленче-ских решений, укрепление исполнительской дисциплины в деятельности данных органов, заключающейся в сознательном выполнении персоналом своих должностных инструкций; - повышение общего уровня организаторской и служебной деятельности, своевременное принятие необходимых мер по устранению недостатков; - выявление положительного опыта в сфере осуществления контроля и внедрение его в практику; - содействие правильному подбору и расстановке кадров в учрежде-ниях и органах, исполняющих уголовные наказания; - оказание практической помощи как аппарату учреждения, так и от-дельным его работникам в устранении недостатков в их работе. Социальный контроль является элементом жизнедеятельности любого общества независимо от стадии его развития и выступает средством социальной регуляции. При переходе общества к государственной форме организации основным субъектом социального контроля становится именно государство. Однако это не исключает наличия иных субъектов, способных осуществлять социальный контроль. В зависимости от того, кто контролирует, что и как контролируется, можно различать не только контроль, осуществляемый государством за отдельным членом общества – гражданином и обществом в целом, но и контроль, осуществляемый коллективом в отношении индивида и всего общества. В условиях достаточно развитого уровня взаимоотношений между обществом и государством последнее может само выступать объектом контроля со стороны общества, что позволяет говорить о такой форме взаимодействия как общественный контроль . Следует различать контроль за деятельностью государства в широком и узком смыслах. В широком смысле он представляет собой совокупность форм, принципов, методов и средств воздействия гражданского общества на государство (власть) для обеспечения со стороны последнего своих обязанностей перед обществом; в более узком смысловом значении – это деятельность соответствующих институтов гражданского общества по обеспечению реализации нормативно закрепленных параметров взаимодействия общества и государства посредством установления (выявления) фактического выполнения правовых норм органами государства, должностными лицами, гражданами и сдерживания выявляемых отклонений . В процессе управления контроль может быть представлен как повсе-дневная деятельность руководителя и аппарата управления по сбору и ана-лизу информации о функционировании исправительных учреждений, их отделов, частей и служб, а также отдельных сотрудников. Информация, получаемая при осуществлении контрольной деятельности, подразделяется на два вида. Во-первых, это сведения, которые учреждения представляют своему субъекту управления (ГУФСИН-УФСИН) в соответствии с табелем форм отчетности о состоянии и результатах деятельности. Периодическая отчетность дополняется оперативной информацией (суточной, недельной, месячной) о положении дел в конкретном исправительном учреждении, которая также заранее обусловлена по видам, срокам и способам представления. Во-вторых, при необходимости субъект управления может дать указания о представлении дополнительной информации. Такая ситуация на практике, как правило, возникает в случае выявления обстоятельств, которые невозможно было предусмотреть на стадии подготовки и принятия конкретного управленческого решения. Обеспечение правового положения лиц, отбывающих уголовные наказания, путем различных форм государственного и общественного кон-троля признано приоритетной задачей в ряде международных соглашений с участием Российской Федерации . В этой связи контроль имеет важное значение в обеспечении персоналом учреждений и органов уголовно-исполнительной системы обязанностей, прав и законных интересов осуж-денных. Необходимо отметить, что такая позиция государства по отношению к правам и свободам человека и гражданина как высшей ценности, охраняемой законом, в истории нашей страны не всегда имела место. Весь «советский» период приоритетными считались интересы государства, о чем свидетельствует анализ законодательства того времени, включая Конституцию СССР 1977 г. , Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. , Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 г. и другие. Не соблюдались зачастую личные права и свободы даже законопослушного гражданина государственными органами, не говоря уже о лицах, совершивших уголовные преступления, условия содержания осужденных в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания. Подтверждением этого состояния являются отдельные обзоры ГУИД МВД СССР , работы отдельных ученых-юристов . Только с началом реформирования нашего общества в конце прошлого века жизнь, здоровье, гражданские права и свободы человека были поставлены во главу интересов общества, а государство приняло на себя обязательство неукоснительного их соблюдения, защиты и охраны. Контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, испол-няющих уголовные наказания, имеет также большое социально-правовое значение. Прежде всего, в процессе контроля обеспечивается соблюдение законности при исполнении уголовных наказаний. Иные направления дея-тельности правоохранительных органов, в том числе, исполняющих наказания, не основанные на строгом соблюдении закона, дискредитируют государство в современных условиях в глазах международной общественности. Контроль за деятельностью персонала уголовно-исполнительной си-стемы одновременно служит средством выявления и устранения причин принятия правовых актов в случаях противоречия их действующему зако-нодательству. Информация о применении и исполнении законов и основанных на них нормативных правовых актов позволяет судить и о качестве самих законов, пробелах и противоречиях, имеющихся в них. Вскрывая имеющиеся нарушения законности в правоприменительной деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, определяя наиболее целесообразные меры взыскания за них, контроль формирует правосознание персонала УИС, ориентирует его на безусловное и точное соблюдение законов. И в этом отношении он имеет не только профилактическое, но и воспитательное значение. Контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, испол-няющих уголовные наказания, не самоцель, а необходимое средство повы-шения эффективности процесса исполнения наказания и применения исправительного воздействия. В процессе контроля становится возможным обнаружить и устранить выявленные в деятельности персонала УИС недостатки . Значение контроля за деятельностью персонала проявляется также в том, что он позволяет экономно расходовать и перераспределять выделяе-мые государством на содержание системы исполнения наказаний матери-альные средства, столь необходимые нашему государству на решение иных важных социальных задач. Деятельность персонала уголовно-исполнительной системы осу-ществляется на основе положений законов и иных нормативных правовых актов. Исходя из этого, под контролем за деятельностью персонала по ис-полнению уголовных наказаний следует понимать систему наблюдения и проверки соответствия его деятельности требованиям уголовно-исполнительного законодательства, нормативных правовых актов с целью выявления и пресечения возможных нарушений и их предупреждения в будущем. Работа персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, находится под пристальным вниманием средств массовой информации и всего общества в целом. Кроме того, деятельность персонала учреждений и органов уголовно-исполнительной системы находится и под контролем международного сообщества . Это связано с тем, что государства являются участниками международных соглашений, закрепляющих общепризнанные стандарты обращения с заключенными, обеспечивают соблюдение их политических, гражданских и социально-экономических прав и свобод. Поскольку персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, - основной субъект соблюдения правил обращения с осужденными, то за его деятельностью устанавливается не только национальный, внутригосударственный, но и международный контроль . Таким образом, важнейшими задачами контроля за деятельностью персонала в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы являются: во-первых, обеспечение соблюдения законности при исполнении уголовных наказаний, а во-вторых, обеспечение прав и законных интересов осужденных. Конкретизируя вышесказанное, отметим, что посредством контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы достигаются многие значимые для общества и его правовой системы цели. Исходя из всего вышеизложенного, можно сформулировать понятие контроля как систему наблюдения и проверки соответствия деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, требованиям уголовно-исполнительного законодательства и иных нормативных правовых актов с целью выявления и устранения имеющихся нарушений и их предупреждения в будущем . Иными словами, сущность контроля состоит в наблюдении и проверке соответствия деятельности объекта принятым управленческим решениям (законам, планам, нормам, стандартам, правилам, приказам, распоряжениям), установлении причин и условий, вызвавших отклонения, оказании конкретной помощи по улучшению работы, совершенствовании деятельности контролируемого объекта коррегировании действующих и принимаемых решений. Способствуя своевременному устранению недостатков, он призван повышать эффективность деятельности. Контроль – это своеобразная форма обратной связи, позволяющая устанавливать насколько точно соблюдаются заданные системе параметры. Главная задача состоит не в поиске «виновных» за совершенные ошибки, а в определении причин последних и возможных путей выхода из сложившегося состояния . В уголовно-исполнительной системе контроль должен быть направ-лен на обеспечение неуклонного выполнения требований законов, приказов и других нормативных правовых актов; строжайшее соблюдение законности во всех сферах деятельности исправительных учреждений, на совершенствование работы по исполнению наказания и исправлению осужденных, устранение недостатков в работе, достижение более высоких конечных результатов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 66 страниц
1650 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 75 страниц
1875 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 60 страниц
2500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 42 страницы
1050 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 60 страниц
6000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg