Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Социально-правовая характеристика института передвижения осужденных без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения

irina_k200 1750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.10.2020
Объектом исследования являются общественные отношения, возни-кающие на основе норм правового института о предоставлении осужденным к лишению свободы передвижения без конвоя или сопровождения. Предмет дипломного исследования ? нормы уголовного, уголовно-исполнительного и иного законодательства, регулирующие общественные отношения, связанные с передвижением осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения. А также практика реализации данного правового института в деятельности исправительных учреждений. Цель исследования состоит в решении ряда теоретических и практи-ческих проблем реализации правого института передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения. Для достижения указанной цели были сформулированы и решены следующие задачи: ? определено понятие, содержание и современное состояние института передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения; ? исследованы исторические тенденции данного правового института, выявлена его зависимость с механизмами привлечения осужденных к труду; ? определена социально-правовая значимость данного института в со-временных условиях развития УИС; ? систематизированы нормы, регламентирующие предоставление осужденным к лишению свободы права передвижения осужденных к ли-шению свободы без конвоя или сопровождения; ? выявлены закономерности института передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения и ресоциализации осуж-денных после освобождения (подготовки к освобождению); ? сформулированы предложения по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства, подзаконных нормативных актов и практики их применения. Методология и методика исследования. Методологическую основу составил общенаучный диалектический метод, позволяющий рассматривать социальные явления в постоянном развитии, взаимосвязи и взаимозависимости. Метод исторического анализа использован при изучении процесса развития института передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения. Использованы конкретные методы социологических исследований (наблюдение, изучение документов, опрос экспертов, интервьюирование и анкетирование сотрудников и осужденных по вопросам, связанным с областью исследования). Нормативную основу исследования образуют нормативно-правовые акты различных уровней: международные правовые акты; Конституция РФ; уголовное, уголовно-исполнительное и иное законодательство РФ, а также ведомственные нормативные правовые акты. Теоретической основой исследования послужили достижения отечественной науки в области общей теории права, уголовного и уголовно-исполнительного права, криминологии, пенитенциарной психологии и педагогики, социологии. В процессе его проведения автор опирался на международно-правовые акты, Конституцию РФ, трудовое, уголовное и уголовно-исполнительное законодательство, ведомственные нормативные правовые акты в области организации исполнения лишения свободы. Эмпирическую базу исследования составили соответствующие ста-тистические данные ФСИН РФ, ряда территориальных органов УИС других регионов в сравнительном аспекте, а также личные дела осужденных, содержащихся в исправительных колониях, которым предоставлялось право передвижения без конвоя или сопровождения. Научная новизна дипломного исследования определяется, прежде всего, тем, что в литературе вопросы применения исследуемого института в достаточной мере не освещались. Основное внимание данной проблематике уделялось только в публикациях, посвященных прогрессивной системе исполнения наказания, изменению условий содержания осужденных в пределах одного исправительного учреждения, а также в учебной литературе и соответствующих разделах публикаций по общим вопросам уголовно - исполнительного права. В настоящей работе уделено значительное внимание решению вопроса о правовой природе института передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения. Обосновывается, что эта проблема имеет важное значение не только в теоретическом, но и практическом аспекте. С точки зрения теории – нет однозначного толкования правовой характеристики, нет четкой теоретической разработки, а в силу того, что законодатель не указывает назначение ст. 96 УИК РФ, кроме как производственной необходимости, это иногда отрицательно сказывается на практике применения данного института. Формируется подход «от специальности к личности», что в корне не соответствует целям исполнения наказания и исправления осужденных. В дипломной работе разработаны предложения и обоснованы единые требования и условия нахождения осужденных к лишению свободы за пре-делами исправительного учреждения с учетом их передвижения без конвоя или сопровождения. Также новизна работы подтверждается, результатами исследования, что позволяет вынести на защиту следующие основные положения. 1. Необходимо изменение организационных и правовых основ ин-ститута передвижения без конвоя или без сопровождения в целях исполь-зования его как элемента прогрессивной системы отбывания наказания в виде лишения свободы. В этом случае связь передвижения без конвоя лишь с производственно-хозяйственными нуждами и потребностями функционирования колонии должна уступить место задачам исправления осужденных, стать необходимым звеном в реализации иных целей нака-зания и обеспечения ресоциализации осужденных. 2. Целесообразно законодательно закрепить существующий комисси-онный порядок предоставления осужденным права передвижения без конвоя с последующим переводом осужденных на проживание вне мест лишения свободы в соответствии со статьями 121 и 132 УИК РФ. 3. Существующий принцип предоставления передвижения без конвоя «от специальности к личности» не соответствует целям исполнения наказания и исправления осужденных. Подобный подход не только не соответствует закону, но и отрицательно сказывается на практике применения мер воздействия к осужденным, правильное использование которых имеет большое воспитательное значение. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что уточняются отдельные положения норм уголовно-исполнительного права и вносятся предложения по их совершенствованию. Кроме того, значение данной работы обусловлено тем, что характер производственной деятельности исправительных учреждений ставит администрацию учреждений перед необходимостью широкого использования труда расконвоированных осужденных. Особенно широко используется труд расконвоированных осужденных в исправительных учреждениях, расположенных в отдаленных от центра лесных, северных регионах, где данная категория осужденных выполняет значительный объем работ: погрузочно-разгрузочные, транспортировку продукции, обеспечение хозяйственных нужд колонии, благоустройство территории и так далее.
Введение

Актуальность темы исследования. Передвижение осужденных без конвоя или сопровождения (ст. 96 УИК РФ), как один из правовых институтов уголовно-исполнительного права, выступает элементом прогрессивной системы, основанной на оптимальном сочетании текущих и перспективных задач лишения свободы. Данный институт имеет важное социально-экономическое и педаго-гическое значение, особенно в связи с дифференциацией и индивидуали-зацией исполнения наказания в зависимости от степени социальной за-пущенности лиц, осужденных к лишению свободы. Его значение является многоцелевым. Исходя из содержания закона, к первоочередной цели института передвижения без конвоя следует отнести обеспечение нормальной хозяйственной деятельности учреждения. Вместе с тем, нельзя однозначно утверждать, что назначение данного института – только решение производственных вопросов. Применение передвижения осужденных к лишению свободы способствует реализации мер исправительного воздействия, направленных на выработку и закрепление у осужденных стремления к правопослушному поведению, честному отношению к труду, исправлению, а также самовоспитанию. В то же время, передвижение осужденных без конвоя играет не последнюю роль в адаптации к условиям жизни на свободе, в подготовке к освобождению, а кроме этого, может обеспечивать реализацию многих других институтов исполнения и отбывания наказания. Значение данной работы для теории и практики обусловлено тем, что характер производственной деятельности значительного числа исправительных учреждений, выполнение хозяйственных работ для нужд колонии, СИЗО, тюрьмы, включая работы на всевозможных подсобных хозяйствах, ставит администрацию учреждений перед необходимостью широкого использования труда расконвоированных осужденных в различных учреждениях. В этой области имеются существенные расхождения. В одних исправительных учреждениях использование расконвоированных незначительно, а в других может достигать значительного количества. Подобное положение обычно наблюдается в исправительных колониях, расположенных в небольших населенных пунктах, где возможность привлечения вольнонаемных граждан к работе в колонии весьма ограничена. Особенно широко используется труд расконвоированных осужденных в исправительных учреждениях, расположенных в лесных регионах, где данная категория осужденных выполняет значительный объем работ: погрузочно-разгрузочные, транспортировка продукции, хозяйственные нужды колонии, благоустройство территории поселков и так далее. Во многих случаях отсутствие указанной категории осужденных вызвало бы определенные трудности в производственной и хозяйственной деятельности. Но только ли производственная необходимость обуславливает су-ществование института передвижения без конвоя или сопровождения? Как применение данного института соответствует целям уголовного наказания в виде лишения свободы? Какие задачи решает указанный институт? Каковы объективные трудности и негативные явления, влияющие на реализацию данного института? Какова социально- правовая характеристика института передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения? Ответ на эти вопросы, а также определение места и роли данного института в плане укрепления правопорядка и законности, борьбы с преступностью в стране для деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания – цель подготовки данной работы. Степень научной разработанности темы исследования. Отдельным аспектам передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения посвящены работы А.И. Васильева, М.Г. Деткова, Е.М. Захцера, А.И. Зубкова, А.В. Маслихина, Н.В. Ольховика, А.В. Папуашвили, А.Л. Ременсона, В.И. Селиверстов, Н.А. Стручкова, Ю.М. Ткачевского, В.А. Уткина, И.В. Шмарова. В.Е. Южанина и других. Исследуемые проблемы рассматривались в диссертационном исследо-вании О.Н. Уварова на тему «Передвижение осужденных к лишению свобо-ды без конвоя или сопровождения». В то же время следует констатировать, что непосредственно передви-жению без конвоя или сопровождения в юридической литературе уделяется крайне мало внимания, что свидетельствует не только об актуальности темы дипломного исследования, но и ее значимости.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО – ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИНСТИТУТА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ БЕЗ КОНВОЯ ИЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ § 1. Понятие и современное состояние института передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения…………9 § 2. История развития института передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения……………………...28 ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ БЕЗ КОНВОЯ ИЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ § 1. Правовое регулирование передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения………………………41 § 2. Проблемы и перспективы развития института передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения ……..49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………59 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….61 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………68
Список литературы

I. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ 1.1. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993. 64 с. 1.2. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными от 30 августа 1955 г. // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. – М.: Юрид. лит., 1990 г. 1.3. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июля 1996 г. № 64-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 25. – Ст. 2954. 1.4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Феде-ральный закон от 8 января 1997 г. № 2-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1997. – № 2. – Ст. 198. 1.5. Кодекс Российской Федерации об административных правонару-шениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 1. – Ст. 1. 1.6. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Рос. Федерации и Вер-ховного Совета Рос. Федерации. – 1993. – № 33. – Ст. 1316. 1.7. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Россий-ской Федерации до 2020 года: утв. Распоряжением Правительства Россий-ской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Сб. законодательства Рос. Федерации. – 2010. – № 43. – Ст. 5544. 1.8. Положение об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний. Утверждено Приказом Миню-ста РФ от 30 декабря 2005 г. № 7503 // Российская газета. 2006. 2 марта. 1.9. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений: приказ Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295 // Бюл. нормат. актов федер. органов исполн. власти. – 2016. – № 46. 1.10. Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы. Утверждены приказом Минюста России от 06.10.2006 г. №311 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2006. № 44. (с последующими изменениями и дополнениями) 1.11. Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях. 1.12. Инструкции по охране исправительных учреждений, следствен-ных изоляторов уголовно-исполнительной системы. 1.13. Перечень должностных лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных составлять протоколы об адми-нистративных правонарушениях: приказ ФСИН России от 8 июня 2009 г. № 246 // Рос. газ. – 2009. – № 151. 1.14. Положение о режимных требованиях на территории, прилегаю-щей к учреждению, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 3 сентября 2007 г. № 178 // Рос. газ. – 2007 – № 201. 1.15. Исправительно – трудовой Кодекс РСФСР. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1970. № 51. Ст. 1220. 1.16. Положение об исправительно – трудовых лагерях от 07. 04. 1930 г. // Собрание законодательства СССР, 1930, № 22, ст. 248. 1.17. Исправительно – трудовой Кодекс РСФСР. // СУ РСФСР, 1924, № 86, ст. 870. 1.18. Положение об общих местах заключения от 15. 11. 1920 года // СУ РСФСР, 1921, № 23 – 24, ст. 141. 1.19. Временная инструкция НКЮ от 23. 07. 1918 года «О лишении свободы как мере наказания и порядке отбывания такового». // СУ РСФСР, 1918, № 53, ст. 598; II. КНИГИ. МОНОГРАФИИ 1.1. Аванесов Г.А. Изменение условий содержания осужденных в процессе отбывания лишения свободы (прогрессивная система). М., 1968. 1.2. Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология. Особенная часть (предметно – методический аспект): Учебник в 2 – х частях. Домодедово: РИПК МВД РФ, 1995. 1.3. Астемиров З.А. История Советского исправительно – трудового права. Лекция. Рязань, 1975. 1.4. Бабаян С. Л. Поощрительные институты и их реализация при исполнении наказания в виде лишения свободы: монография/С. Л. Бабаян; под общ. Ред. заслуж. деятел. РФ, д-ра юрид. наук, проф. Ю. В. Наумкина; НИИ ФСИН России, 2009. 1.5. Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалисти-ческого права. Саратов, 1978. 1.6. Борисова О.Б., Бриллиантов А.В., Романов А.К., Светлов В.А. Передвижение без конвоя лиц, лишенных свободы: Учебное пособие. // ВНИИ МВД СССР. М., 1990. 1.7. Бриллиантов А.В., Курганов С.И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. // Под научной ред. А.В. Бриллиантова,. М., Проспект, 2011 г. 1.8. Говорухин Э.А. Ограничение в передвижении осужденных в местах лишения свободы как средство обеспечения режима. Лекция. Рязань, 1981. 1.9. Горобцов В.И. Проблемы теории уголовно-исполнительного принуждения (избранные публикации). Красноярск, 2003. С. 128. 1.10. Исправительно-трудовое (уголовно – исполнительное) право. Учебное пособие для учебных заведений МВД России. Под редакцией А.В. Маслихина. Рязань: РВШ МВД РФ, 1993. 1.11. Коломытцев Н.А. Исправление особо опасных рецидивистов. Рязань: РВШ МВД РФ, 1992. 1.12. Сизый А.Ф. Концепция стимулирования правомерного поведения осужденных: поощрительные нормы уголовно-исполнительного законодательства (проблемы теории и практики). Рязань: РВШ МВД РФ, 1993. 1.13. Сизый А.Ф. Поощрительные нормы уголовно-исполнительного права (проблемы теории и практики). Монография. Рязань: РВШ МВД РФ, 1994. 1.14. Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Пробле-мы Особенной части. М., 1985. 1.15. Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Пробле-мы Общей части. М.: Юридическая литература, 1984. 1.16. Стручков Н.А. Советское исправительно-трудовое право. Об-щая часть: Курс лекций. М., 1963. 1.17. Ткачевский Ю.М. Прогрессивная система исполнения уголовных наказаний: Учебное пособие. // МГУ им. Ломоносова. М.: Зерцало, 1997. 1.18. Ткачевский Ю.М. Российская прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. М.: Городец, 2007. С. 234. 1.19. Уголовно-исполнительное право России. Учебник для вузов и факультетов. Под редакцией А.И.Зубкова.: Издательская группа Инфа- М – норма, 1997. 1.20. Уголовно-исполнительное право России: Учебник/под ред. В. И. Селиверстова. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2017. 1.21. Фефелов В.А. Социально-правовая востребованность цивили-зации уголовно-исполнительного права Российской Федерации: Учебное пособие. Уфимская высшая школа МВД РФ, Уфа, 1993. 1.22. Фефелов В.А. Социально-правовые основы уголовно – испол-нительной цивилизации учреждений, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы. Рязань, 1992. 1.23. Фефелов В.А. Уголовно-исполнительное право России. Общая часть. Учебное пособие для образовательных учреждений МВД России. Рязань: РИПЭ МВД РФ, 1998. 1.24. Филимонов В. Д., Филимонов О. В. Институт права. Институт уголовного права. Институт уголовно-исполнительного права. ООО «Студия А». г. Санкт-Петербург. 2011. 1.25. Фомин Н.С. Педагогические основы разработки и реализации дифференцированных программ перевоспитания осужденных в ИТК: Монография. Домодедово: РИПК МВД РФ, 1994. 1.26. Шамсунов С. Х. Труд осужденных к лишению свободы в России (организационно-правовые проблемы): Моногр. – Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. 1.27. Хуторская Н.Б., Макарчук О.И. Федосова Е.В. Зарубежный опыт исполнения наказания в виде лишения свободы в учреждениях открытого и полуоткрытого типа: аналитический обзор с предложениями. М., 2010. С. 7. III. СТАТЬИ 2.28. Александров Ю. Пенитенциарная система Франции. // Пре-ступление и наказание, 2007. № 11. 2.29. Бабаян С.Л. Понятие и правовая природа поощрительных институтов уголовно-исполнительного права // Вестник Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний: преступление, наказание, исправление. 2012. N 18. С. 33?39. 2.30. Геранин В.В. Общий подход к определению правового положения лиц, отбывающих наказание в ИТК – поселениях. // Проблемы исполнения уголовных наказаний: Сборник научных трудов. Рязань: РВШ МВД РСФСР, 1991. 2.31. Уваров О.Н. Об оценке личности осужденного при переводе его в более мягкие условия отбывания наказания и при решении вопроса о предоставлении ему права передвижения без конвоя (сопровождения) // Вестник ТГУ. 2011. № 4. С. 56?72. 2.32. Уткин В.А. Гибридные исправительные учреждения и междуна-родные стандарты // Уголовно-исполнительное право, 2014. № 2. С. 12?18. 2.33. Уткин В. А. «Тюремный вектор» в уголовно-исполнительной системе. «Отечественные записки» №2 2008. 2.34. Уткин В. А. «Исправление», «ресоциализация», «социальная реабилитация» // Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сб. статей. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. С. 58-60. 2.35. Федореев П. Классификация осужденных по степени исправ-ления. // Преступление и наказание, 1999, № 12. IV. АВТОРЕФЕРАТЫ. ДИССЕРТАЦИИ 3.36. Афанасьев С.А. Правовое и организационное обеспечение режи-ма отбывания наказания в колониях-поселениях: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Владимир: Владим. юрид. ин-т ФСИН России, 2012. 3.37. Крачун В.Д. Оперативно-розыскные меры по предупреждению проникновения запрещенных предметов к лицам, содержащимся в исправи-тельных колониях: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. Наук. Владимир, 2006. 3.38. Прохорова М. В. Организационно-правовые проблемы стимулирования позитивной активности осужденных в воспитательных колониях: Дис. … канд. юрид. наук. – Томск. Томский государственный университет. 2010. 3.39. Синичкин А.А. Оценка степени исправления осужденных к ли-шению свободы. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08. Чебоксары, 2003. 3.40. Ткаченко Н.И. Надзор за осужденными в исправительных коло-ниях (правовой и организационный аспект): автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. 3.41. Якимович Ю.К. Изменение условий содержания осужденных в пределах одного ИТУ (по материалам ИТК общего, усиленного, строгого режимов Западно – Сибирского региона). Автореферат диссертации кандидата юридических наук. Томск, 1981.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО – ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИНСТИТУТА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ БЕЗ КОНВОЯ ИЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ § 1. Понятие и современное состояние института передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения Реформирование уголовно-исполнительной системы России, широкое применение принципа гуманизма при исполнении наказаний, повышение роли стимулирующих средств в исправлении осуждённых создали объективные условия для дальнейшего развития в уголовно-исполнительном праве поощрительных институтов, применяемых к осуждённым к лишению свободы. Выполняя роль позитивного стимула, они эффективно влияют на мотивацию правопослушного поведения осуждённых, обеспечивают необходимый простор для социально активной деятельности по ресоциализации и реабилитации после освобождения . Одной из важных теоретических проблем является вопрос о месте предоставления осуждённым права передвижения без конвоя или сопровождения в системе мер стимулирования правопослушного поведения осуждённых к лишению свободы. Данная проблема возникает из-за разделившегося мнения учёных-пенитенциаристов по поводу того, является ли право передвижения осуждённого за пределами исправительного учреждения без конвоя поощрительным институтом уголовно-исполнительного права. Первая группа учёных (В.И. Курилов, С.А. Иванов, Р.З. Лившиц, А.Г. Бережнов) высказывает мнение, что к стимулирующим нормам относятся только позитивные средства: поощрения, льготы, преимущества или создание так называемых правовых последствий. Данная точка зрения представляется нам несколько неполной, так как к мерам стимулирования поведения осуждённых, помимо мер поощрения, относятся и другие правовые институты уголовно-исполнительного права. Вторая группа учёных-пенитенциаристов (А.Д. Глоточкин, В.Ф. Пи-рожков, А.С. Севрюгин, Н.А. Стручков) придерживается точки зрения, что к стимулирующим нормам относятся не только меры поощрения, льготы и другие позитивные средства воздействия на поведения осуждённых, но и меры принуждения: взыскания, запреты наказания. Данная точка зрения представляется нам также не вполне полной, так как, на наш взгляд, помимо мер поощрения и взыскания, существуют ещё правовые меры и нормы по стимулированию поведения осуждённых. Третья группа учёных к стимулирующим (поощрительным) институтам относит не только меры поощрения и взыскания, но и иные правовые институты уголовно-исполнительного права, которые побуждают осужденных к правопослушному поведению. Так, В.Н. Кудрявцев отмечает, что «стимулирующее действие права выражается в юридическом признании, обеспечении и защите правомерных поступков, полезных для общества» . Также данной позиции придерживается А.Ф. Сизый, говоря, что «такая позиция толкования вопросов стимулирования является перспективной. Она составляет основу создания нового, всё расширяющегося в науке уголовно-исполнительного права направления, каким является юридическое стимулирование» . Следуя данной точке зрения, можно сделать вывод, что они относят к поощрительным институтам, помимо мер поощрения и взыскания, другие позитивные институты, в частности — предоставление осуждённым права передвижения без конвоя или сопровождения. Данная точка зрения, на наш взгляд, правомерна: предоставление осуждённым права передвижения без конвоя или сопровождения является в какой-то мере поощрением для осуж-дённых, отбывающих наказание в виде лишения свободы, так как позволяет им самостоятельно и свободно передвигаться за пределами исправительного учреждения, реализуя ограниченное конституционное право на свободу передвижения. Однако, рассматривая институт передвижения без конвоя в рамках по-ощрительного института уголовно-исполнительного права, можно отметить, что законодатель придерживается несколько иной позиции в статье 96 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, говоря, что данное право предоставляется осуждённым не для побуждения их к каким-либо действиям, а в связи с необходимостью выполняемой осуждёнными работы. Таким образом, исходя из положений действующего уголовно-исполнительного законодательства, можно сделать вывод, что институт предоставления осуждённым права передвижения без конвоя или сопровождения не является поощрительным и стимулирующим институтом уголовно-исполнительного права. Однако считаем, что передвижение осуждённых без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения не только является поощрительным институтом уголовно-исполнительного права, но и может считаться одним из видов мер поощрения. Так, А.Н. Михайлов отмечает, что безконвойное передвижение осуж-дённых способствует повышению уровня свободы и мотивации просоциальных изменений. Он отмечает, что право безконвойного передвижения предоставляется положительно характеризующимся осуждённым и способствует позитивным личностным изменениям . Исследуя зарубежный опыт предоставления осуждённым права пере-движения без конвоя или сопровождения, следует отметить, что в зарубеж-ных странах этот институт достаточно развит и направлен на ресоциализа-цию осуждённых. В Англии существуют открытые тюрьмы, которые предо-ставляют заключённым возможность трудиться на сельскохозяйственных работах на территории учреждения и за её пределами, получать профессио-нальную подготовку и даже высшее образование. Весьма сходной представляется и организация процесса исполнения лишения свободы во Франции. На первом этапе отбывания наказания, по прибытии в тюрьму осуждённые должны провести определённое время в одиночной камере (не более 45 дней). Последующее отбывание наказания в зависимости от поведения осуждённых может быть связано с прохождением нескольких этапов: 1) ставшие на путь исправления осуждённые днём работают вместе, ночуют в одиночных камерах (по оборнской системе); 2) увеличение количества льгот; 3) перевод на полусвободный режим с разрешением работать за пределами тюрьмы и посещать родственников; 4) условное освобождение за хорошее поведение . Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в разделе об основных направлениях развития уго-ловно-исполнительной системы закрепляет положение о дополнении систе-мы поощрений осужденных иными стимулами к правопослушному поведе-нию и активной ресоциализации. Также Концепция предусматривает разра-ботку новых мер поощрения, применяемых к осуждённым, а также к подо-зреваемым и обвиняемым, содержащимся в следственных изоляторах . Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение со-вершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами – записано в статье 1 УИК РФ. В этой же статье определены задачи уголовно-исполнительного законодательства: регулирование порядка и условий исполнения наказания, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание помощи в социальной адаптации. Исправление осужденных – сложная психолого-педагогическая и социально-правовая категория. Под сущностью исправления осужденных следует понимать их ресоциализацию, то есть процесс, который стиму-лирует формирование у осужденных жизненной позиции, отвечающей конституционным нормам, определяющим права, свободы и обязанности граждан . Закон определяет исправление осужденных как формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования их правопослушного поведени. Содержание целей и задач уголовно – исполнительного законодательства свидетельствует о том, что они основываются на международных актах о правах человека и об обращении с осужденными . Это прямо вытекает из статьи 10 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которой «… все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности… Пенитенциарной системой предусматривается режим для заключенных, существенной целью которого является их исправление…» . В соответствии с частями 2 и 3 статьи 9 УИК РФ основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, об-щественно – полезный труд, получение общего образования, профессио-нальная подготовка и общественное воздействие. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужден-ных и их поведения. УИК РФ дает определение понятия режима исполнения наказания в виде лишения свободы. Режим – это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание различных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий содержания. Уголовно – правовое воздействие наказания в виде лишения свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Осужденные к лишению свободы, не достигшие к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, помещаются в воспитательные колонии (общего и усиленного режимов). Степень изоляции осужденного от общества является основным признаком уголовного наказания в виде лишения свободы. Она определяется видом исправительного учреждения, назначенного для отбывания наказания по приговору суда. При этом обеспечение обязательной изоляции осужденных и постоянный надзор за ними является одним из основных требований режима в местах лишения свободы . Из общего правила обязательной изоляции осужденных закон предусматривает ряд изъятий. Например, краткосрочные или длительные выезды осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений (ст. 97 УИК РФ), проживание и работа под надзором администрации исправительной колонии (ч. 3 ст. 121 УИК РФ, ч. 3 ст. 133 УИК РФ). К их числу относится и возможность разрешения осужденным передвижения без конвоя или сопровождения за пределами колонии, основание которого в ст. 96 УИК РФ определяется следующим образом « 1. Положительно характеризующимся осужденным, отбывающим лишение свободы в исправительных колониях и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным для ведения работ по хозяйственному обслуживанию в следственных изоляторах и тюрьмах, может быть разрешено передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы». В зависимости от вида исправительного учреждения, а точнее, от категории отбывающих в нем наказание осужденных, рассматриваемый институт подразделяется на два вида: передвижение без конвоя – в от-ношении осужденных старше 18 лет, содержащихся в исправительных колониях, тюрьмах и следственных изоляторах; передвижение без сопровождения – в отношении несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях. Институт передвижения осужденных без конвоя или сопровожде-ния является одной из важных особенностей исполнения наказания в виде лишения свободы. В период, когда осужденным предоставляется возможность передвигаться без конвоя или сопровождения, на них практически полностью прекращают воздействовать такие основные элементы режима, как охрана и изоляция, и существенно снижается влияние надзора. По уголовно-правовым и уголовно-исполнительным признакам ли-цам, отбывающим наказание в колониях особого режима и в тюрьмах, не может быть разрешено передвижение без конвоя, в связи с чем хо-зяйственное обслуживание этих учреждений осуществляют осужденные, содержащиеся в исправительных колониях иных видов режима. Статья 77 УИК РФ представляет возможность администрации тюрем и следственных изоляторов оставить для хозяйственного обслуживания указанных заведений лиц, впервые осужденных к лишению свободы на срок не свыше 5 лет, которым отбывание наказания назначено в исправительных колониях общего режима (при их согласии). В связи с этим ч. 4 ст. 96 УИК РФ определяет, что осужденные, пользующиеся правом передвижения без конвоя или сопровождения, должны размещаться отдельно в жилых помещениях. Им может быть разрешено проживание в общежитии за пределами исправительного учреждения, но в границах, установленных администрацией исправительного учреждения по согласованию с органами местного самоуправления. Каждому осужденному, которому разрешено передвигаться без конвоя или сопровождения, выдается специальный пропуск, в котором указывается место работы, должность и маршрут движения, который также согласовывается с органами местного самоуправления. Право передвижения без конвоя или сопровождения может быть предоставлено только положительно характеризующимся осужденным (ч. 1 ст. 96 УИК РФ). Однако закон не разъясняет, каким должно быть поведение осужденных, чтобы быть признанным положительным (использовавшиеся ранее критерии «встал на путь исправления», «твердо встал на путь исправления», «доказал свое исправление» на практике сегодня не применяются). Подобное понятие является оценочным и потому субъективным. Однако наукой и практикой выработаны определенные критерии, согласно которым положительно характеризующимися считаются осужденные, у которых отсутствуют взыскания, выполняющие нормы выработки или трудовые обязательства, участвующие в проводимых воспитательных мероприятиях, являющиеся членами самодеятельных организаций осужденных или лояльно относящиеся к ним, повышающие свой общеобразовательный или профессиональный уровень.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 63 страницы
750 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 43 страницы
550 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 68 страниц
750 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 65 страниц
1625 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 95 страниц
2375 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg