Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психологическое консультирование супругов с разным стажем семейной жизни

irina_k200 528 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 44 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.10.2020
Цель данного исследования – изучение аспектов, методов работы в рамках оказания психологического консультирования по проблемам супругов с разным стажем семейной жизни. Объект данного исследования – психологическое консультирование супругов. Предмет исследования– психологическое консультирование супругов с разным стажем семейной жизни. Гипотеза – Проблемы молодых пар значительно отличаются от проблем пар более старшего возраста, следовательно, и при консультирование супругов с разным стажем семейной жизни используются разные методы, подходы и способы организации семейного консультирования. Задачи исследования. 1. Изучить суть и аспекты психологического консультирования супругов с разным стажем семейной жизни 2. Проанализировать задачи психологического консультирования супругов с разным стажем семейной жизни 3. Провести практическое исследование, в рамках которого выполнить анализ особенностей консультирования супругов с разным стажем семейной жизни. 4. Выполнить анализ эффективности проведенного исследования. Методы исследования: в данной работе нами использовались такие методы исследования, как структурированное семейное интервью, наблюдение, семейный опросник жизненных событий, метод сравнительного анализа и обобщения. Выборка: В тестировании принимали участие 25 пар, все жители г. Самара, в возрасте от 19 до 60 лет, со стажем брака от 1 года, до 35 лет. Из 25 пар 20 пар состояли в официально зарегистрированном браке, 5 пар пребывали в гражданском браке. Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе психолога при решении задач нормализации семейных отношений в новых социальных условиях, а также при консультировании супругов. Структура работы: состоит из введения, двух глав, выводов заключения, списка использованных источников
Введение

Актуальность исследования. Семья и брак - сложный социальный институт, проблемы которого изучаются и практически разрешаются специалистами разных направлений: юристами, социологами, демографами, психиатрами, сексологами, наркологами, педагогами, психологами. Особое внимание на данном этапе развития нашего общества уделено просвещению по вопросам семейной жизни. Значительное развитие получил выпуск популярной литературы, открыты постоянные рубрики в ряде газет и журналов. Вопросы решения тех или иных проблем, возникающих в семейной жизни, являются обширной задачей, включающей в себя помощь в создании семьи (службы знакомств для одиноких) и ее укреплении (консультации для конфликтующих и разводящихся супругов), помощь в воспитании детей (консультации и центры для родителей), в семейной профилактике (консультирование и просвещение молодоженов, проблемных семей), в проведении семейной терапии неблагополучных семей, в оказании консультирования по вопросам рождения детей и лечения бесплодного брака, просвещение населения по различным вопросам семейной жизни (лектории, клубы, тематические объединения и пр.).Большую работу, направленную на популяризацию психологических знаний об основах семейной жизни, выполняют специалисты-психологи. Психология у всех без исключения людей в чем-то существенном отличается, и эти различия неизбежно начинают проявляться во внутрисемейных взаимоотношениях людей, особенно в первые месяцы и годы существования семьи. По причине таких различий между членами семьи время от времени возникают противоречия, споры и даже конфликты, которые супругам приходится разрешать. Это обычно приводит членов сравнительно молодой, недавно сформировавшейся семьи, в психологическую консультацию.
Содержание

Введение …………………………….……………………………………………2 Глава 1 Аспекты психологического консультирования супругов…..…...……6 1.1. Семья, супружеские взаимоотношения……………………...………..……6 1.2. Понятие и цели психологического консультирования супругов …….…..9 1.3. Задачи психологического консультирования супругов по проблемам супружеских отношений………………………………….…………………….14 Выводы ……………………….……………………………..……………….…..20 Глава 2. Практическое исследование по проблемам консультирования супругов с разным стажем семейной жизни…….……..……………..……….21 2.1.Описание выборки, этапов, и методов исследования …......…..…………22 2.2.Анализ результатов исследования…………………..……..….…...………21 Выводы ……………………………………………….………………………….31 Заключение…………………………………………………..…….…………….32 Список использованных источников ……………………..………….………..33
Список литературы

1. Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная психотерапия - Воронеж: НПО «Модэк», 2013 – 127 с. 2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Спб.: Питер, 2017. – 174 с. 3. Дружинин В.Я. Психология семьи. – Екатеринбург: 1-я типография, 2011. – 128 с. 4. Книгина И.В. Энциклопедия психологических тестов. – СПб.: Питер, 2017. – 100 с. 5. Ковалев С.В.Психология семейных отношений. - М.: Педагогика, 2011. – 109 с. 6. Козлова А.В. Работа с семьей. – М.: Педагогика, 2011. – 143 с. 7. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 189 с. 8. Лутошкин А. Я. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М.: Просвещение, 2010. – 177 с. 9. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. - М.: Айрис-пресс, 2012. - 144 с. 10. Мишина Т.М. Психологические исследования супружеских отношений при неврозах // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях / Под. Ред. Мягер В.К. и Зачепинского Р.А. – Спб.: Питер, 2013. – 145 с. 11. Пузанова Б.П. Коррекционная педагогика. - М.: Наука, 2017. – 120 с. 12. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Просвещение, 2014. – 184 с. 13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: Владос, 2006. - 529 с. 14. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: ЛЕВ, 2012. – 141 с. 15. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. - М.: Педагогика, 2009. – 138 с. 16. Чернявская А.П. Психологическое консультирование. - М.: Владос-Пресс, 2011. – 96с. 17. Психология [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: www.psykho.ru (дата доступа 12.06.18) 18. Форум психологов [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: www.forum.psykhology.ru (дата доступа 12.06.1
Отрывок из работы

Глава 1.Аспекты психологического консультирования супругов 1.1. Семья, супружеские взаимоотношения Семьяпредставляет собой малую социально - психологическую группу, члены которой состоят в связи посредством брачных или родственных отношений, общности быта, взаимной моральной ответственности и социальной необходимости, которая исходит из потребности общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [7, с. 24]. Семья как социальная группа обладает следующими основными психологическими характеристиками: - составом и структурой; индивидуальными характеристиками членов семьи (демографическими, психологическими, физиологическими характеристиками); - воспитанием и образцами поведения в родительской семье; - предшествующим брачным опытом супругов; - объемом и структурой семейного взаимодействия; - ролевым поведением, установками и ожиданиями; - структурой власти (авторитет и лидерство); -характером и структурой семейного общения; - структурой родственных связей [7, с. 27]. Внутри семьи могут быть выделены два основных вида социальных отношений: отношения супружеские (брачные отношения между мужем и женой) и отношения родственные (родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками, членами семьи). Но, выполняя более глубокий анализ семьи, возможно выявить множество других видов семейных отношений: родительские, детско-родительские, сибсовые, экстравзаимоотношения (отношения семьи и окружающего ее социального пространства) [7, с. 28]. Следовательно, семья является социальным пространством, в рамках которого проходит большая часть жизни каждого человека, где он на различных этапах своей жизни играет различные социальные роли, и овладевает различными видами взаимоотношений, которые соответствуют вышеуказанным ролям[7, с. 32]. Специфика и аспекты данного социального пространства могут быть определены формой семьи: так, семья может быть по своей форме нуклеарной, расширенной, полной, или неполной. В состав нуклеарной семьивходят родители и дети, данная форма семьи объединяет лишь два поколения. На сегодняшний день это наиболее распространенная структура семьи. Полная семьясоответствует нуклеарной семье, если в ее состав входят отец, мать, дети. Расширенная нуклеарная семьясостоит из нуклеарной семи, и родственников (бабушки, дедушки, внуки, сестры, братья, и так далее), а также люди, которые, являются близкими по тем или иным причинам. Неполная семья- если один из родителей отсутствует. Также имеется и дополнительная категория - так называемыефункционально неполные семьи.В таких семьях есть двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Каждая из вышеуказанных форм семей может являться нормальной или аномальной. Многие ученые, педагоги, в частности, В.Н. Дружинин считает«нормальной семьей»такую, которая может обеспечить необходимый минимум благосостояния, социальную защиту, и продвижение ее членов и может создать требуемые условия для социализации детей - до достижения ими психологической или психологической и физической зрелости [11, с. 54]. Подобной точки зрения придерживаются и современные исследователи, в частности, Т.А. Куликова, А.Н. Ганичева, А.В. Мудрик, О.Л. Зверева, и прочие, данные ученыевыделяют четырефактора семейного воспитания,данные факторы иопределяют ее нормальность / ненормальность[6, с. 48]: 1. Фактор социально-культурный.В данный фактор включенообразование родителей, их интеллектуальный и культурный уровень, психолого-педагогическая подготовленность и микроклимат в семье. 2. Фактор социально-экономический.Посредством данного фактора определеныимущественные характеристики семьи, уровень ее благосостояния, трудовая занятость взрослых членов семьи. 3. Технико-гигиенический фактор.В данном факторе учитываютсябытовые условия проживания семьи, техническая оснащенность жилища, особенности, которые обусловлены местонахождением населенного пункта (мегаполис, город, село, поселок городского типа, деревня). 4. Демографический фактор.Данным фактором обусловленыструктура и состав семьи: полная, неполная, однодетная, многодетная семья. Стоит отметить, что испокон веков считалось, что полной семьей является та семья, где забота о потомстве, о его разностороннем развитии разделена отцом и матерью. Но, тем не менее, на сегодняшнем этапе развития нашего общества имеется много данных, которые убеждают ученых, педагогов, общественность в том, что семья семье - рознь, даже если они относятся к одному типу (полная, неполная) [6, с. 51]. Социологами выделены семьи гармоничные, распадающиеся, распавшиеся, неполные. Так, в семье, которая считается гармоничной, оба родителя и дети взаимно связаны отношениями глубокого понимания, доверия, любви. Именно в таких семьях имеются лучшие условия для творческого воспитательного процесса. Также довольно часто можно встретить семьи полные, но обладающие явными дефектами воспитания: от полного эмоционального отторжения, гипоопеки до гиперопеки. Такие семьи могут считать неблагополучными, следовательно, полная семья еще не является гарантом полноценного воспитания ребенка [1, с. 87]. 1.2.Понятие и цели психологического консультирования супругов Для решения тех или иных проблем в супружеских отношениях, в семье и предназначено семейное консультирование. Семейное консультирование — разновидность психологического группового консультирования, объектом которого является семья, или, как часто говорят, подчеркивая системный характер отношений — семейная система. Традиционно данный вид помощи принадлежит к области системной семейной психотерапии. Однако его функции значительно шире и не сводятся только к психотерапевтическому воздействию [1, с. 88]. Как уже было выявлено, психология у всех без исключения людей в чем-то существенном отличается, и это может проявиться во внутрисемейных взаимоотношениях людей. Следовательно, между супругами возникают противоречия, которые вынуждают их обратиться в психологическую консультацию. Несовместимость характеров супругов в практике внутрисемейных отношений может в свою очередь выражаться в том, что: — один из супругов или оба супруга не в состоянии спокойно разговаривать друг с другом, часто раздражаются без достаточной на то причины, выходят из себя — действия со стороны одного из супругов вызывают противодействие, отрицательные эмоциональные реакции со стороны другого супруга — один или оба супруга обладают такими чертами характера, которые неприемлемы в общении с людьми, например - демонстративное неуважение партнера, оскорбление его человеческого достоинства [12, с. 52]. Несовместимость привычек, поступков и действий во внутрисемейной жизни чаще всего проявляется в том, что: — привычки одного из супругов оказываются неприемлемыми для другого супруга, раздражают его, доставляют ему немало неприятностей — один или оба супруга в разнообразных жизненных ситуациях часто возникающих в семейном общении, ведут себя так, что их поведение не устраивает друг друга — действия, предпринимаемые одним из супругов, вольно или невольно создают проблемы для другого супруга, препятствуют ему в достижении его собственных целей — у одного или обоих супругов одновременно есть какие-либо дурные привычки, психологически не приемлемые для большинства окружающих людей, в том числе - пьянство, неопрятность и др. — образ жизни, к которому привык один из супругов, не вполне устраивает другого супруга и создает для него проблемы [14, с. 23]. В свою очередь, расхождения во взглядах супругов по вопросам, требующим единства мнений в семье, чаще всего могут проявляться в следующем: — в вопросах распределения ролей в семье, например в вопросе о том, кому быть лидером, главой семьи — в вопросах распределения обязанностей в семье, например кто и за что должен нести ответственность — в вопросах распределения внутрисемейного бюджета, к примеру, в том, на что следует тратить имеющиеся средства — в вопросах оборудования квартиры — в вопросах режима внутрисемейной жизни — в вопросах питания — в вопросах обучения и воспитания детей — в вопросах организации семейного отдыха — в вопросах взаимоотношений с родственниками [14, с. 25]. Вопросов, по которым между супругами могут возникать расхождения во мнениях достаточно много и согласовать позиции по всем этим вопросам, добившись полного взаимопонимания, не представляется возможным. Проанализируем аспекты, каким же образом возможно решать все эти вопросы в практике семейной жизни. Типичная ситуация, заставляющая супругов обращаться к консультанту-психологу, такова, что в семье возникает не одна, а множество, связанных в единый узел проблем и распутать этот узел самим супругам не удается. Арбитром между супругами в данном случае может стать психолог-консультант или кто-либо из близких для супругов людей, например, тот человек, чье мнение для супругов является достаточно авторитетным, и кто лично заинтересован в сближении их позиций, в улучшении их взаимоотношений [11, с. 88]. Задача семейной психологической помощи обычно возлагается на консультации при органах гражданской регистрации, где молодые супруги могут получить информацию по адаптации к браку, психологической совместимости, а также на консультации при социальных службах, которые предоставляют социально-психологическую помощь проблемным семьям. По количеству факторов психологической травматизации семья стоит на первом месте, опережая все другие сферы, даже школу. Имеются в виду не только физическое насилие, сексуальные злоупотребления, жестокое обращения и травматизм, но и семейная депривация, психологическая агрессия. Это также «перегибы» родительского влияния, которые вызывают развитие личностных деформаций у детей. Важной особенностью семейной жизни является закрытый характер какой-либо информации, что касается семейных проблем, прежде всего травм — физических, моральных или сексуальных. О них не любят говорить ни жертвы, ни сами агрессоры. Это зачастую связано с чувством вины жертвы. В этом причина многих затруднений в решении семейных проблем. Семейное консультирование (как и семейная психотерапия) опирается на системный подход, то есть рассматривает семью как единую психологическую систему. Это значит, что психологические проблемы касаются семьи и всех ее членов, а не только кого-то отдельно, хотя симптомы этих проблем могут концентрироваться на одном конкретном члене семьи [2, с. 18]. Такими проблемами могут быть: • алкоголизм и другие виды аддиктивного (зависимого) поведения отдельных членов семьи; • созависимость или нездоровая психологическая зависимость людей друг от друга; • нарушение семейных отношений (конфликты, супружеские измены, семейная агрессия тому подобное); • проблемы детей (болезни, школьные фобии, неврозы, нарушение поведения и т.п.) как реакции на неблагоприятный климат в семье или конфликтные отношения взрослых • и многое другое. К сфере семейного консультирования, кроме проблем супружеских отношений, также принадлежат проблемы взаимодействия различных подсистем семьи, к которым можно отнести детско-родительские отношения, отношения между представителями различных поколений, живущих вместе, а также отношения семьи с внешними институтами, детскими учреждениями. Важными являются и проблемы адаптации к изменениям, происходящим в семье. Это не только подготовка к таким важным событиям семейной жизни, как брак, рождения детей и т.п.. Это и «нештатные» проблемы, которые возникают при разводе родителей и создании ими новых семей, воспитание детей в неполной семье и отношения между бывшим супругами и детьми после развода, проблемы усыновления и воспитания неродных детей и ряд других [12, с. 80]. Детско-родительские отношения часто не менее драматичны, чем супружеские, они также перегружены множеством игр, в том числе и силовых. Дети, как правило, усваивают типичные игры родителей. Воспитание часто даже неосознанно сводится именно к этому. Отношение родителей к мужским и женским ролям формирует сценарные убеждения их детей по семейным ролям партнеров по браку и перспектив семейных отношений в целом. С помощью системы ролевых ожиданий родители, сами того не подозревая, программируют будущую судьбу своего ребенка. Отдельной отраслью семейного консультирования является консультирование родителей по поводу проблем детей и детского воспитания. Важно убедить родителей, что проблемы детей редко существуют сами по себе, что помощь обычно требуется всей семье, в частности и родителям. Целевая психотерапевтическая помощь ребенку может не дать результатов, если не будет изменений во всей семейной системе, если не оздоровить всю систему семейных отношений. Поскольку психологическая помощь должна быть комплексной, удобной моделью исследования семейных отношений являются семейные роли. В них, с одной стороны, заложены основные функции, статусы и позиции членов семьи, с другой — это личностные модусы, в которых через ролевые идентичности функционируют личности участников. Принятие роли является важным условием взаимодействия в семье, что, в свою очередь, связано с конгруэнтностью ролевых ожиданий и притязаний участников взаимодействия. Учитывая это, можно сделать вывод о ролевую совместимости в семье. Таким образом, семейное консультирование является разновидностью психологического группового консультирования, объект которого – это семья. Традиционно данный вид помощи принадлежит к области системной семейной психотерапии. Однако его функции значительно шире и не сводятся только к психотерапевтическому воздействию 1.3. Задачи психологического консультирования по проблемам супружеских отношений Далее, в продолжение исследования проанализируем ключевые цели и задачи семейного консультирования. Так, цели семейного консультирования могут быть определены как развивающие, коррекционные, профилактические, адаптивные: развивающие цели связаны с ростом ресурсов семьи в сфере самоорганизации и саморазвития; коррекционные цели предполагают оптимизацию ролевой структуры семьи, повышение уровня ее сплоченности и удовлетворенности браком, улучшение межличностной коммуникации; профилактические цели связаны с ростом фрустрационной толерантности семьи; адаптивные - с успешным разрешением конфликтов, кризисов, проблем семьи. Основные задачи семейного консультирования: - психологическое консультирование по вопросам брака, включая выбор брачного партнера и заключение брака; - консультирование супружеских отношений (диагностика, коррекция, профилактика); - психологическая помощь семье при разводах; консультирование, диагностика, профилактика и коррекция детско-родительских отношений; - психологическая помощь в вопросах усыновления и воспитания приемных детей; психологическое сопровождение беременности и родов; - психологическое сопровождение становления родительства; - психологическое консультирование по вопросам супружеской измены; - психологическое консультирование в случаях насилия в семье. Принципы семейного консультирования являются следующими [5, с. 78]: Принцип профессиональной компетентности и ответственности консультанта. Принцип стереоскопичности диагноза Принцип реконструкции истории семьи Принцип совместной выработки решений Принцип привлечения широкого социального окружения Принцип единства диагностики и коррекции Принцип структурирования позиций в процессе консультирования Принцип выявления подтекста обращения клиента Способы организации семейного консультирования 1) индивидуальное консультирование одного из супругов; 2) параллельное индивидуальное консультирование обоих супругов одним консультантом; 3) параллельное индивидуальное консультирование обоих супругов разными, но взаимодействующими консультантами; 4) совместное консультирование обоих супругов либо всех членов семьи одним консультантом [5, с. 79]: Основные принципы и правила семейного консультирования можно свести к следующим пунктам. 1. Установление контакта и присоединение консультанта к клиентам. Достигается с помощью соблюдения оптимальной дистанции, способствующей конструктивному общению, а также приемов синхронизации мимики и дыхания консультанта и консультируемого, использования консультантом речевых форм, отражающих доминирующую репрезентативную систему того, кто сообщает о своей семейной проблеме. 2. Сбор информации о проблеме клиента с использованием приемов мета-моделирования (НЛП) и терапевтических метафор.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 35 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Психология, 37 страниц
444 руб.
Курсовая работа, Психология, 43 страницы
600 руб.
Курсовая работа, Психология, 24 страницы
288 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg