Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие творческого мышления на уроках математики в начальной школе

irina_k200 1400 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 56 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.10.2020
Цель исследования – выявить педагогические условия развития творческого мышления на уроках математики. Объект исследования - мыслительная деятельность младших школьников. Предмет исследования - развитие творческого мышления на уроках математики. Задачи исследования: 1. Изучить теоретические основы развития творческого мышления младших школьников на уроках математики. 2. Выявить педагогические условия развития творческого мышления младших школьников на уроках математики 3. Разработать и провести опытно - экспериментальную работу, направленную на развитие творческого мышления младших школьников. Методы исследования: анализ психолого - педагогической и методической литературы, опытно - экспериментальная работа, ее количественный и качественный анализ, наблюдение за деятельностью учащихся. Экспериментальной базой исследования являлась Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Введение

Актуальность исследования. Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых. Однако в практической работе сдвиги в направлении решения этой проблемы еще очень незначительны. В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Согласно мысли Л.С.Выготского, обучение в школе выдвигает мышление в центр сознательной деятельности ребенка. Исследованием этого вопроса занимались многие педагоги и психологи, такие как Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Р. С. Немов, Е. И. Рогов, они углубили теорию развития мышления и научно обосновали процесс решения творческих задач, охарактеризовали условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения.
Содержание

Введение 2 Глава 1. Теоретические основы развития творческого мышления младших школьников на уроках математики 4 1.1 Мышление, его виды и характеристики 4 1.2. Творческое мышление младших школьников и его особенности. 9 1.3. Роль уроков математики в развитии творческого мышления 18 Глава 2. Экспериментальное исследование развития творческого мышления на уроках математики 21 2.1. Диагностика уровня развития творческого мышления младших школьников 21 2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 30 Заключение 32 Список использованных источников 34 Приложение 37
Список литературы

1. Артемов А.К. Приемы организации развивающего обучения. /А.К.Артемов.// Начальная школа.-2015-№3-с.35-39. 2. Блохин И. А. О проблемном обучении в начальных классах. /И. А. Блохин.// Начальная школа.-2003-№6-с.53-64. 3. Брайтовская С. И. Простейшие исследовательские задания. /С. И. Брайтовская.// Начальная школа.-2006-№9-с.72. 4. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение./ А. В. Брушлинский. - М.: Знание, 2003. – 96 с. 5. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение./ А. В. Брушлинский. - М.: Институт практической психологии, 2006. – 392 с. 6. Винникова И. В. Игры на развитие психических процессов./ И. В. Винникова. // Начальная школа. - 2002 - № 3 - С. 25 - 27. 7. Винокурова Н. Сборник текстов и упражнений для развития ваших способностей./ Н. Винокурова. – М.:ИМПЭТО,2005. – 96 с. 8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте./Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93с. 9. Выготский Л.С. Детская психология./под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432с. 10. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. /Л. С. Выготский. //Вопросы психологии. - 1996 - №6 - с. 44 - 46. 11. Гальперин П. Я. К психологии творческого мышления./ П. Я. Гальперин, Н. Р. Котик.// Вопросы психологии. - 1992 - №5 - с. 40 - 45. 12. Джапагова Р.М. Раскрытие творческих способностей. /Р.М. Джапагова. //Начальная школа. - 2000 - № 6 - С. 46 - 50. 13. Дружинин В. П. Психодиагностика общих способностей./ В. Н. Дружинин. – М.: Академия, 1996. – 224с. 14. Дружинин В. П. Психология общих способностей./ В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 1999. – 368 с. 15. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления./ под. ред. Н. Д. Виноградова. – М.: Совершенство, 2007. – 208 с. 16. Дусавицкий А. К., Репкин В. В. О развитии познавательных интересов. /А. К. Дусавицкий, В. В. Репкин. - М.: Просвещение,2000. - 120 с. 17. 3ак А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет./А. З. Зак. - М.: Новая школа, 1996. – 252с. 18. 3ак А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет./А. З. Зак. - М.: Новая школа, 1996. – 108с. 19. Калмыкова 3. И. Психологические приемы развивающего обучения./ З. И. Калмыкова. - М.: 3нание,1999.- 154с. 20. Занков Л. В. Избранные педагогические труды./ Л. В. Занков. – М.: Педагогика, 1990. – 424с. 21. Колягин Ю. М. Задачи в обучении математике./ Ю. М. Колягин. – М.: Просвещение, 2007. – 125с. 22. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников./ В. А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 2008. – 432с. 23. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы./Т. В. Кудрявцев. – М.: Знание, 1996. – 80с. 24. Лернер И. Я. Проблемное обучение./ И. Я Лернер.- М.: Знание, 2004. – 64 с. 25. Малыхина Н. И. Учет индивидуальных и психологических особенностей младших школьников./ Н. И. Малыхина.//Начальная школа. – 2004. - №2 - с. 21. 26. Матюшкин Г.И. Проблемная ситуация в мышлении и обучении./ А. М. Матюшкин. - М.: Педагогика, 1972. – 168с. 27. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории./ М. И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1975. – 368с. 28. Мерезникова Т. Д. Диагностика психического развития детей./ Т. Д. Мерезникова. – М.: Линка-Пресс, 1997. – 176с. 29. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику./ А. В. Мудрик. – М.: Институт практической психологии, 2007. – 365с. 30. Немов Р. С. Психология./ Р. С. Немов. – М.: Просвещение, 1995. – 231с. 31. Озерова О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей./ О. Е. Озерова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 189с. 32. Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении./ П. И. Пидкасистый. - М.: Просвещение, 1992. - 124 с. 33. Пичугин С. С. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников на уроке математики./ С. С. Пичугин// Начальная школа.- 2006. - №5 – с.41-47. 34. Подласый И. П. Педагогика./ И. П. Подласый. – М.: Просвещение, 1996. – 432с. 35. Пономарев Я. А. Психология творческого мышления./ Я. А. Пономарев. - М.: АПН, 2000. – 203с. 36. Рыбинский В. Н. Творческое мышление./ В. Н. Рыбинский. – Ярославль: Академия развития, 2006. - 111с. 37. Савенков А. И. Маленький исследователь./ А. И. Савенков. - Ярославль: Академия развития, 2002. – 269с. 38. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся./ Н. Ф. Талызина. - М.: Знание, 2003. – 198с. 39. Эльконин Д. Б. Символика и ее функции в игре детей./ Д. Б. Эльконин.// Дошкольное воспитание. - 1991 - № 3 - с.25 - 27. 40. Яковлева Е. А. Психология развития творческого потенциала личности./ Е. А. Яковлева. – М.: Фланта, 1997. – 169с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы развития творческого мышления младших школьников на уроках математики 1.1 Мышление, его виды и характеристики Мышление - психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с расширением задач, с творческим преобразованием действительности [22]. Мышление - обобщение и опосредованное отражение существенных закономерностей и свойств реальности, процесс постановки и решения проблем[13]. Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Отличие мышления от других психологических процессов состоит так же в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которой эта задача задана. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей. Мышление - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях [10]. Ощущение и восприятие отражает отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятия, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения. Через раскрытие этих отношений между непосредственно, чувственно данными свойствами вещей и явлений мышление раскрывает новые, непосредственно не данные абстрактные свойства: выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих взаимосвязях. Таким образом, мышление глубже познает сущность окружающего мира, отражает бытие в его связях и отношениях. Мышление - это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. Поэтому мышление опосредствованно, основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований, и обобщенное познание объективной реальности [14]. В процессе мыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью особых умственных операций. Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны мышления. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение. Анализ - это мыслительное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. В элементарной форме анализ выражается в практическом разложении предметов на составные части. Анализ бывает практическим (когда мыслительный процесс непосредственно включен в речевую деятельность) и умственным (теоретическим). Если анализ оторван от других операций, он становится порочным, механистическим. Элементы такого анализа наблюдаются у ребенка на первых этапах развития мышления, когда ребенок разбирает, ломает игрушки на отдельные части, никак не используя их дальше. Синтез - это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. В его процессе устанавливается отношение отдельных предметов или явлений как элементов или частей к их сложному целому, предмету или явлению [8]. Анализ и синтез протекают всегда в единстве. Анализируется то, что включает в себя что-то общее, целое. Синтез также предполагает анализ: чтобы объединить какие-то части, элементы в единое целое, эти части и признаки необходимо получить в результате анализа. Сравнение - это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Сравнение бывает односторонним (неполным, по одному признаку) и многосторонним (полным, по всем признакам); поверхностным и глубоким; неопосредствованным и опосредованным. Абстракция состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. В этом процессе признак, отделяемый от объекта, мыслится независимо от других признаков предмета, становится самостоятельным предметом мышления. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. Именно путем абстрагирования были созданы отвлеченные, абстрактные понятия длины, ширины, количества, равенства, стоимости и т.д. Абстракция - сложный процесс, зависящий от своеобразия изучаемого объекта и целей, стоящих перед исследователем. Среди видов абстракции можно выделить практическую, непосредственно включенную в процесс деятельности; чувственную или внешнюю; высшую, опосредованную, выраженную в понятиях. Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание. К конкретизации обращаются в том случае, если высказанная мысль оказывается непонятной другим или необходимо показать проявление общего в единичном. Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Простейшие обобщения заключаются в объединении объектов на основе отдельных, случайных признаков. Более сложным является комплексное обобщение, при котором объекты объединены по разным основаниям. Наиболее сложное обобщение, в котором четко выделяются видовые и родовые признаки и объект включается в систему понятий [12]. Все указанные операции не могут проявляться изолировано вне связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификация, систематизация и прочие. Каждая из мыслительных операций может быть рассмотрена как соответствующее умственное действие. При этом подчеркивается активность, действенный характер человеческого мышления, возможность творческого преобразования действительности. Мышление человека не только включает в себя различные операции, но и протекают на различных уровнях, в различных формах, что в совокупности позволяет говорить о существовании разных видах мышления Виды мышления Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действие в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи сначала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований. Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, которым здесь использует человек для решения задачи, является не понятия, суждения или умозаключения, а образы. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. Отличительная особенность следующего вида мышления - наглядно-образного - состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности, и без него совершаться не может. Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых - среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь. Последнее вид мышления - это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта. Заметим, что перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное [18]. Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б.М. Теплова, состоит лишь в том, что “они по-разному связаны с практикой.Работа практического мышления в основном направлена на решение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей”. Следует отметить, что все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой. Приступая к какому-либо практическому действию, мы уже имеем в сознании тот образ, которого предстоит еще достигнуть. Отдельные виды мышления постоянно переходят друг в друга. Так, практически невозможно разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, когда содержанием задачи являются схемы и графики. Практически действенное мышление может быть одновременно и интуитивным и творческим. Поэтому, пытаясь определить вид мышления, следует помнить, что этот процесс всегда относительный и условный. Обычно у человека задействованы все возможные компоненты и следует говорить об относительном преобладании того или иного вида мышления. Только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности человеком[27]. 1.2. Творческое мышление младших школьников и его особенности. Прежде чем излагать взгляды психологов на проблему творческого мышления, рассмотрим некоторые факты, которые помогут лучше понять сформулированные дальше положения, касающиеся данного вида мышления. С самого начала отметим, что творческое мышление не всегда связано только с одним из видов мышления, скажем, словесно-логического, оно вполне может быть и практическим и образным[16]. Психологами было затрачено много усилий и времени на выяснение того, как человек решает новые, необычные, творческие задачи. Однако до сих пор ясного ответа на вопрос о психологической природе творчества нет. Наука располагает лишь некоторыми данными, позволяющими частично описать процесс решения человеком такого рода задач, охарактеризовать условия, способствующие препятствующие нахождению правильного решения. Что же характеризует творческое мышление? Это особенность необходимости применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений [6]. Основная особенность творческого мышления как интеллектуальной системы - это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий. Что же такое творческое мышление? По мнению Р.С. Немова - это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового. Дж. Гилфорд считал, что “творческость” мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей: 1. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти и всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение. 2. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаружить его новое использование, расширять функциональное применение на практике. 3. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны. 4. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей. В последствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж. Гифордом. Что же мешает человеку быть творческой личностью? На данный вопрос дают свой ответ Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон. Они считают, что серьезным препятствием на пути к творческому мышлению могут выступать не только недостаточно развитые способности, но и в частности [36]: 1. Склонность к конформизму, выражающаяся в доминировающем над творчеством стремлении быть похожим на других людей, не отличатся от них в своих суждениях и поступках. 2. Боязнь оказаться “белой вороной” среди людей, показаться глупым или смешным в своих суждениях. Обе указанные тенденции могут возникнуть у ребенка в раннем детстве, если первые его попытки самостоятельного мышления, первые суждения творческого характера не находят поддержки у окружающих взрослых людей, вызывает у них смех или осуждение, сопровождаемые наказанием или навязыванием ребенку со стороны взрослого в качестве единственно “правильных” наиболее распространенных, общепринятых мнений.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 72 страницы
1800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg