Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Рассмотрение судами дел, возникающих из административно-правовых отношений

irina_k200 1375 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 55 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.10.2020
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере рассмотрения судами дел, возникающих из административно-правовых отношений. Предметом работы выступают теоретические и правовые основы деятельности судов по рассмотрению дел, возникающих из административно-правовых отношений, тенденции к становлению и развитию административного судоустройства и судопроизводства, особенности и некоторые проблемы осуществления правосудия по административно-правовым спорам. Целью исследованияявляется научная разработка теоретических и организационно-правовых аспектов деятельности судов по рассмотрению дел, возникающих из административно-правовых отношений. Для достижения поставленной цели перед настоящей выпускной квалификационной работой были поставлены следующие задачи: - проанализировать понятие и содержание административных правоотношений как объект судебной защиты; - дать правовую характеристику административно-правовых споров; - проанализировать порядок административного судопроизводства; - исследовать проблемы совершенствования деятельности судов по рассмотрению дел, возникающих из административно-правовых отношений. Методологическая основа выпускной квалификационной работы. В качестве методологической основы настоящего работы применялся диалектический метод познания и комплексный подход к исследованию правовых явлений. В процессе исследования использовались как общенаучные, так и специальные методы познания: системно-структурный, сравнительно-правовой, логический, статистический, социологический и другие. Структура выпускной квалификационной работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Введение

Актуальность темы выпускной квалификационной работы. В правовом государстве с демократической формой организации политической жизни общества потребность в реальном соблюдении государственными, муниципальными органами и их должностными лицами прав граждан обеспечивается эффективным функционированием судебной власти. Именно суды и судьи призваны защищать основные права и свободы человека и гражданина, провозглашенные Конституцией РФ . В то же время, о не вполне демократичном подходе к совершенствованию судебной системы свидетельствует тот факт, что в нашей стране все еще отсутствует независимая судебная инстанция по делам о спорах граждан с представителями публичной власти. В законодательном порядке правовой статус административных судов, главное предназначение которых – судебный контроль за законностью действий и издаваемых актов административных органов и их должностных лиц – до настоящего времени не определен. Возможность осуществления судебной власти посредством административного судопроизводства закреплена в Конституции РФ (ст. 118). Однако реализация этого конституционного положения не получила необходимого развития в законодательстве. Поэтому неслучайно повышенное внимание ученых-административистов и практических работников сферы правосудия к проблемам судоустройства и судопроизводства по делам, возникающим из административно-правовых отношений. В интересах становления правового государства международно-правовые стандарты обязывают привести судебную систему в соответствие с конституционными и международными принципами и нормами, в том числе в части обеспечения доступности этой системы гражданам. В этой связи необходимо акцентировать внимание на том, что если правовое государство развивается, а судебная реформа направлена на демократизацию правовой политики и судебной системы в целом, то конституционные требования должны найти свое практическое выражение. Административно-процессуальное законодательство является динамично развивающейся отраслью российского законодательства. Перед административно-правовой наукой стоят весьма масштабные и ответственные задачи. Вместе с тем, многочисленные научные труды свидетельствуют о том, что в такие основополагающие понятия административного права, как «административное судопроизводство», «административное дело», «административно-правовой спор» и другие учеными вкладывается разный смысл . Представляется, что в условиях осуществления судебной реформы требуется тщательное изучение соответствующих научных трудов, анализ законодательства, регулирующего порядок осуществления судопроизводства по делам, возникающим из административно-правовых отношений, а также изучение и оценка материалов судебной практики с целью определения концептуальных основ административного правосудия. Важнейшей вехой в развитии отечественного административного судопроизводства стало принятие в 2015 году Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ). Однако и после этого определенный перечень проблем, требующий дальнейшего разрешения, по-прежнему остается. Степень научной разработанности темы выпускной квалификационной работы. В разное время проблематике рассмотрения судами дел, возникающих из административно-правовых отношений, посвятили свои труды такие ученые, как А.В. Альхименко, Ю.А. Андрианова, А.Н. Артамонов, Д.Н. Бахрах, А.А. Власов, В.М. Вдовенков, И.М. Галий, Н.В. Громова, А.А. Демин, О .В. Егорова, В.В. Ершов, В.М. Жуйков, А.Б. Зеленцов, А.С. Зырянова, И.В. Капичников, Е.Б. Лупарев, М.Я. Масленников, А.В. Минашкин, И.А. Минникес, Ю.В. Надольская, М.В. Никифоров, И.В. Панова, А.А. Петрухин, И.Н. Поляков, В.В. Полянский, Ю.А. Попова, А.В. Пошивайлова, В.И. Радченко, Э.Н. Ренов, Салищева, В:В. Скитович, А.К. Соловьева. Ю.Н. Старилов, М.С. Студеникина, Н.В. Сухарева, Ю.А. Тихомиров, A.M. Удовенко, Д.В. Уткин, А.П. Фоков, С.Д. Хазанов, Н.Ю. Хаманева, Н.М. Чепурнова и другие.
Содержание

Введение…………………………………………………………………….3 Глава 1. Правовые основы деятельности судов по рассмотрению дел, возникающих из административно-правовых отношений…………..7 1.1. Административные правоотношения как объект судебной защиты……………………………………………………………………………..7 1.2. Правовая характеристика административно-правовых споров…...17 Глава 2. Особенности осуществления правосудия по подведомственным судам спорам административно-правового характера……………………………………………………………………...…29 2.1. Порядок административного судопроизводства…………………...29 2.2. Совершенствование деятельности судов по рассмотрению дел, возникающих из административно-правовых отношений……………………42 Заключение………………………………………………………………..50 Список использованной литературы…………………………………….53
Список литературы

Нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 03.09.2019). Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ от 29 июля 2002 г. № 30 ст. 3012. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ от 18 ноября 2002 г. № 46 ст. 4532. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ от 9 марта 2015 г. № 10, ст. 1391. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ от 7 января 2002 г., № 1 (часть I), ст. 1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921. Учебная литература и монографии: 1. Агапов А.Б. Административное право: учебник. – М.: Издательство «Юрайт», 2016. 2. Административное право: лекции / А. Н. Бабай, А. Г. Пархоменко. – Воронеж: МОДЭК, 2017. 3. Административное право: учебник / Э. Г. Липатов и др. – Москва: Дашков и К., 2018. 4. Копытов Ю.А. Административное право: учебник. – М.: Издательство «Юрайт», 2017. 5. Масленников М.Я. России?скии? административныи? процесс: перспективы легитимации, централизации и систематизации. – М., 2016. 6. Мигачев Ю. И. Административное право Российской Федерации: учебник. – М.: Издательство «Юрайт», 2015. 7. Смоленскии? М.Б. Административное право: учебник. – М., 2018. 8. Старилов Ю.Н. Административная юстиция. Теория, история, перспективы. – М., 2001. 9. Хомяков Г.А. Административныи? суд в России?скои? Федерации, 2001. Научные публикации: 10. Борисов А. М. К вопросу о содержании правоотношения // Административное и муниципальное право. – 2014. – № 11. 11. Голубкова Н.И. Избирательные споры: причины возникновения и способы предотвращения на основе анализа россии?скои? и зарубежнои? практики // Северо-Кавказскии? юридическии? вестник. – 2016. – № 2. 12. Жилин Г. А. К вопросу о целях административного судопроизводства в свете законодательных новации? // Закон. – 2013. – № 6. 13. Масленников М.Я. Административная юстиция и административное судопроизводство: соотношение с административным процессом, процессуально-правовая регламентация, перспективы развития // Государство и право. – 2011. – № 9. 14. Мельников В.Ю. Назначение уголовного судопроизводства, обязанность и ответственность властных субъектов // Северо-Кавказскии? юридическии? вестник. – 2017. – № 3. 15. Монашова К.Г. Административные суды России?скои? Федерации: есть ли в них необходимость, и какими они должны быть? // Молодои? ученыи?. – 2016. – № 15. 16. Огнева К.О., Опалев Р.О, Степанова О.А. Об основных новеллах Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации // Судья. – 2015. – № 6. 17. Осинцев Д.В. К вопросу об административных правоотношениях: традиции и современный взгляд // Вестник Уральского юридического института МВД России. – 2017. – № 1. 18. Сапожников А.И. К вопросу о создании административнои? юстиции в России?скои? Федерации // Адвокатская практика. – 2008. – № 1. 19. Серков П.П. Административные правоотношения // Вестник университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2019. – № 6. 20. Соловьев А.А., Огнева К.О. Приказное производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций: новеллы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации // Административное и муниципальное право. – 2018. – № 1. 21. Старилов Ю.Н. Принятие Кодекса административного судопроизводства России?скои? Федерации – важнеи?шии? этап судебнои? реформы и модернизации административно-процессуального законодательства // Вестник Воронежского государственного ун-та. Серия: Право. – 2015. – № 2. 22. Старилов Ю.Н. Установление административного судопроизводства в КоАС РФ как специальная форма реализации конституционно-правовои? нормы и как главныи? результат модернизации административно-процессуального законодательства // Актуальные проблемы административного судопроизводства: материалы всероссии?скои? научно-практическои?. – Омск, 2015. 23. Тарасов О.А. Новыи? проект Кодекса административного судопроизводства: особенности и значение для административнои? юстиции в России // Сравнительное конституционное обозрение. – 2013. – № 4. 24. Фролов С.В. Проблемы построения юридической конструкции административно-правового спора // Юридическая техника. – 2015. – № 7 (ч. 2). 25. Чепурных М.В. К вопросу о понятии и структуре административного судопроизводства в судах общей юрисдикции // Закон и право. – 2016. – № 1. 26. Чирнинов А.М. Некоторые проблемы создания административных судов в России?скои? Федерации // Политика, государство и право. – № 5. – 2017. Диссертации и авторефераты: 27. Галий И.М. Рассмотрение судами дел, возникающих из административно-правовых отношений: дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2008. 28. Лупарев Е.Б. Административно-правовые споры: дис. … д-ра юрид. наук. – Воронеж, 2003.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ ПО РАССМОТРЕНИЮ ДЕЛ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. 1.1. Административные правоотношения как объект судебной защиты. Теоретическое осмысление проблемы административно-правовых отношений традиционно вызывает трудности, поскольку этот институт связан со всеми (не менее сложными) институтами административного права. Сущность административно-правовых отношений должна обусловливать главные черты как материальных, так и процессуальных административно-правовых норм, т.е. управленческого процесса и административно-процессуальной деятельности. Принципиальным положением является то, что гражданин – один из главнейших участников административно-правовых отношений, важнейший субъект административного права, которое должно предоставлять гражданину максимум правовых возможностей в случае неправомерных действий органов управления (должностных лиц) для защиты его нарушенных прав и свобод. Согласно одной из концепций для административно-правовых отношений характерны следующие признаки: - они возникают в процессе государственного управления; - имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления (орган исполнительной власти); - являются отношениями власти-подчинения и характеризуются юридическим неравенством сторон . Другая концепция административно-правовых отношений включает такие их основные черты, которыми являются следующие: 1) возникают в сфере государственного управления; 2) могут иметь место между всеми субъектами административного права в любом их сочетании; 3) делятся по соотношению прав и обязанностей участников на две группы: а) отношения власти-подчинения; б) отношения равноправия . Такой подход в рассмотрении административно-правовых отношений остался практически до наших дней. Несмотря на некоторые различия в понимании сущности административно-правовых отношений, можно указать на их общий недостаток, свойственный обеим концепциям: в них ничего не говорится о таком важнейшем признаке этих отношений, как необходимость установления гарантии судебной защиты прав, свобод и интересов граждан по отношению к управлению. Иначе говоря, если такая гарантия судебной защиты отсутствует, то едва ли можно говорить о цивилизованных административно - правовых отношениях, характеризующихся организационностью, обязательным наличием органа управления, реализующего властную управленческую компетенцию и прочее. В более широком плане этот недостаток можно было бы определить как отсутствие правового режима административно-правовых отношений, как отсутствие режима обеспечения правовой защиты граждан по отношению к управлению (исполнительной власти). Итак, административно-правовые отношения – это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления . В административно-правовом отношении стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, урегулированных административно-правовой нормой. Административно-правовое отношение имеет структуру, в которую входят субъекты, объекты правоотношения и его нормативное содержание. Субъектами административного правоотношения являются его участники, т.е. те, кто наделен специальной компетенцией по управлению (органы управления, должностные лица), или те, которые имеют иной административно-правовой статус (граждане, общественные объединения). Традиционным является мнение о видах субъектов административного права – индивидуальных и коллективных субъектах. Индивидуальными субъектами являются граждане, иностранцы, лица без гражданства, а также лица, хотя и имеющие специальный административно-правовой статус, но участвующие в административных правоотношениях в качестве индивидуума (например, вынужденный переселенец, беженец, военнослужащий, военнообязанный, студент). Коллективными субъектами административных правоотношений считаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, которые наделены правами выступать в отношениях с другими субъектами в качестве единого целого публично-правового образования (например, объединения, организации, коллективы, предприятия и их подразделения, управленческие органы). Важнейшим признаком субъектов административно-правовых отношений является наличие у них материального или процессуального административно-правового статуса, т.е. прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности. В данном случае идет речь о двух следующих категориях: - административной правоспособности – способности иметь установленные в административно-правовых нормах права и обязанности (право на имя, право на благоприятную окружающую среду, право на медицинскую помощь и т. д.); - административной дееспособности – способности лица приобретать и осуществлять права, исполнять обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные нормативными правовыми актами, а также нести ответственность за нарушение административно-правовых правил (право на судебную защиту от действий и решений административных органов, право на поступление на государственную службу, право на пользование услугами адвоката в производстве по делу об административном правонарушении). Объектом административно-правового отношения являются действия (решения) субъектов административного права, их положительное или негативное поведение, выразившееся, например, в принятии должностным лицом соответствующего правового акта управления либо в совершении военнослужащим административного правонарушения. Содержание административно-правовых отношений составляют права, обязанности, запреты, ограничения субъектов административного права, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения или правовой защиты. Одним из важнейших элементов содержания административного правоотношения являются публичные обязанности и права, субъекты реализации которых называются участниками публично-правового отношения, призванные осуществлять публичные обязанности правомочия. Административно-правовое отношение – это разновидность правовых отношений, оно обладает общими признаками, характерными для всех видов правоотношений. Во-первых, это первичность правовых норм и, как следствие, наличие регулирующего воздействия правоотношения на конкретное общественное отношение конкретной правовой нормы, придающей ему юридическую форму. Во-вторых, это регламентация правовой нормой действий сторон этого отношения, придающая им юридическую силу. В-третьих, это корреспонденция обязанностей и прав сторон правоотношения, определяемая правовой нормой. В-четвертых, это специфичность состава любого вида правоотношений, элементами которого являются субъекты (участники отношений), объект (то, по поводу чего возникли отношения) и содержание, в котором различаются фактическая сторона (поведение субъектов) и юридическая сторона (субъективные права и обязанности) . Итак, особенностями административно-правовых отношении являются следующие. 1. В отличие от гражданско-правовых и ряда других видов правоотношений административно-правовые отношения построены на началах «власть-подчинение», в которых отсутствует юридическое равенство сторон. Конечно, для административно-правовых отношений по вертикали, когда управление предполагает подчинение участников совместной деятельности единой управляющей воле, такой подход обоснован. Однако с предоставлением Конституцией РФ более широких полномочий субъектам РФ и органам местного самоуправления, появлением предприятий и организаций различных видов собственности, развитием рыночных отношений все большее распространение получают отношения по горизонтали между органами исполнительной власти, местной администрацией и другими участниками, в которых они выступают как равноправные стороны управленческой деятельности. Это касается соглашений о разграничении (делегировании) полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, с одной стороны, и субъектов РФ и органов местного самоуправления (местной администрации) – с другой, о заключении административных договоров между органами государственного управления (местной администрацией) и негосударственными коммерческими организациями, соглашений о взаимодействии, координации деятельности, намерениях между равноправными органами исполнительной власти, местной администрацией одинакового уровня, общественными объединениями, негосударственными предприятиями и учреждениями. 2. Характер государственно-управленческой деятельности обусловливает необходимость выделения субъекта управления, т.е. той стороны регулируемых административным правом управленческих отношений, которая в пределах своей компетенции обязана реализовать государственно-властные полномочия для защиты публичных (государственных, общественных) интересов, конституционных прав и свобод граждан . Вот почему наличие в административно-правовых отношениях (как вертикальных, так и горизонтальных) органа государственного управления (либо в отдельных случаях общественной организации или иной негосударственной организации, которой государством поручено осуществление определенной государственной функции) обязательно. 3. Сфера государственного управления является управляемой сферой. Следовательно, в административно-правовых отношениях находят отражение все основные качества, присущие государственному управлению, а также публичные интересы, реализуемые в процессе практического осуществления функций органами исполнительной власти и местной администрацией. Налицо связь административно-правовых отношений не только с внешним выражением, но и с фактическим обеспечением целей и задач, стоящих перед исполнительной властью. 4. Административно-правовые отношения по своей сути – организационные, возникающие по инициативе любой из сторон. 5. Между сторонами административно-правовых отношений возникают споры, разрешаемые, как правило, во внесудебном административном порядке. Однако в случае не разрешения конфликта в административном порядке в подавляющем большинстве случаев другая заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с требованием о восстановлении ее законных прав и интересов, нарушенных исполнительной властью. 6. Административно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Такими условиями являются юридические факты – обстоятельства, при которых в соответствии с данной нормой между субъектами управленческой деятельности должны произойти конкретные правоотношения. В качестве юридических фактов выступают, как правило, правомерные либо неправомерные действия, иногда события. В качестве особенности юридических фактов по административному праву следует указать то обстоятельство, что основным видом правомерных действий, вызывающих возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений, служат индивидуальные правовые акты органов исполнительной власти (местной администрации), их должностных лиц, адресованные конкретному адресату и связанные с конкретной ситуацией. В качестве юридических фактов могут быть и правомерные действия граждан, юридических лиц, адресованные органу исполнительной власти (жалобы, претензия и т. д.), которые влекут возникновение конкретных административно-правовых отношений. Неправомерные действия связаны с нарушениями предписаний административно-правовых норм. Прежде всего, это административные и дисциплинарные правонарушения, касающиеся сферы государственного управления и влекущие юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относятся и бездействие при наличии предусмотренной нормой права обязанности совершать определенные действия. События — это явления, не зависящие от воли людей, т.е. стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии и т.д. С учетом современных реалий целесообразно выделить следующие черты административно-правовых отношений: 1) возникают в процессе государственного управления (или в сфере государственного управления); 2) имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления (или орган исполнительной власти), т. е. постоянным участником административно-правовых отношений является официальный и полномочный субъект государственного управления (субъект исполнительной власти), представляющий публично-правовой интерес, действующий от имени государства и реализующий свою управленческую компетенцию; 3) характеризуются отношениями власти-подчинения и юридическим неравенством сторон; 4) возникают для решения задач и осуществления функций управления для удовлетворения публичных или индивидуальных интересов по инициативе любого из субъектов этих отношений; 5) имеют организующее начало, так как административно-правовые отношения – это форма, в рамках которой и происходит организующее воздействие государственного управления на соответствующие объекты управления; 6) отличаются особым правовым режимом обеспечения законности и своей правовой зашиты (как правило, речь идет о трех способах – административном, прокурорском и судебном) . В первом случае (административный способ) споры, возникающие между субъектами этих отношений, решаются в административном (внесудебном) порядке, т. е. вышестоящими органами управления и должностными лицами, и направлены на проверку законности совершенных действий или принятых административных актов (управленческих решений). Административный порядок рассмотрения споров в каждом случае должен быть дополнен возможностью (если гражданин не удовлетворен решением по своей жалобе) последующего оспаривания в суде. Если административно-правовые отношения могут возникать по поводу осуществления субъектами исполнительной власти своей управленческой компетенции, то и гражданин в каждом случае должен иметь право на судебную защиту последствий реализации такой компетенции, если он считает, что органы управления нарушили его права и свободы. Во втором случае (прокурорское реагирование) существует возможность опротестования органами прокуратуры незаконных административных актов (решений) органов исполнительной власти и их должностных лиц. Вместе с тем протесты, принесенные прокурором на такие решения, автоматически их не отменяют. И наконец, в третьем случае (судебный порядок) закон предоставляет возможность направить жалобу о нарушении органами государственного управления и местного самоуправления (а также их должностными лицами и служащими) и другими субъектами права прав и свобод граждан в суд, если решения (административные акты) или действия (бездействие) нарушили их права и свободы. Это важнейшая черта административно-правовых отношений, без которой нецелесообразно вести речь о сущности и видах современных административно-правовых отношений. Именно судебный порядок защиты административных правоотношений является предметом настоящей выпускной квалификационной работы.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 69 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 69 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 65 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 50 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg