Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Экономическое сотрудничество России со странами Центральной Азии

irina_k200 528 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 44 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.10.2020
Целью работы является изучение экономического сотрудничества России и центрально-азиатских стран. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи курсовой работы: 1. определить основные направления экономической политики Российской Федерации; 2. выявить экономические интересы России в Центральной Азии; 3.проанализировать Центрально-Азиатское направление экономической политики России; 4. исследовать Российско-Казахстанские отношения; 5. изучить Российско-Узбекистанские отношения; 6. оценить Российско-Монгольские отношения; 7. подвести итоги о проделанной работе. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991г. по 2000 годы. Территориальные рамки работы охватывают Россию и Центрально-азиатский регион, включая Республику Казахстан, Киргизскую Республику, Республику Таджикистан, Туркменистан и Республику Узбекистан – государства, официально засвидетельствовавшие свою принадлежность к соответствующему региону в январе 1993 г. Методы исследования: в данной курсовой работе использован метод теоретического анализа научной литературы и публикаций, источников СМИ, который позволил проанализировать развитие экономической стратегии. На основе сравнительно-сопоставительного метода и метода обобщения рассмотрены многогранные аспекты двусторонних отношений России со странами Центральной Азии, в том числе в политической, экономической сферах. Научная новизна данной курсовой работы – в работе впервые применен метод сравнительно-сопоставительного анализа, для подробного изучения двусторонних отношений России со странами Центральной Азии. Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Введение

Актуальность работы. В современных условиях развития отношений Российской Федерации со странами Центрально-Азиатского региона имеет важное значение, так как с распадом СССР постсоветское пространство приобрело совершенно новое геополитическое и геостратегическое значение. Центральная Азия – это часть глобального мира. В настоящее время на экономическую ситуацию вокруг и внутри Центральной Азии прямо и косвенно влияют следующие факторы: ситуация на Ближнем Востоке; борьба с международным экономическим кризисом; нефтяная политика ОПЕК; крупные транспортные и коммуникационные проекты (нефтепровод БТД; трубопровод Казахстан – Китай, Россия – Япония и т. д.); расширение НАТО и ЕС; процесс смены правящих режимов в странах СНГ. Центральная Азия является потенциальной ареной соперничества крупных держав, таких как Россия, Китай, Индия, Пакистан, возможно Иран, а также США и Евросоюза. Все это придает возможному столкновению за центрально-азиатский регион крайне опасный глобальный характер. Для некоторых государств, таких как, например, Россия этот регион имеет важнейшее экономическое значение. Становыми хребтами политики России в Центральной Азии является безопасность и экономика. С началом экономического кризиса в стране, Россия продолжала и продолжает свою политику, направленную на влияние экономики в сотрудничестве с Центральной Азией. Российская Федерация последовательно проводит политику более глубокого проникновения в центрально-азиатские республики, прекрасно зная их экономическое состояние. Степень изученности темы. В целом историографию вопроса можно разделить по хронологическому принципу: 1) 1990-е гг. – становление постсоветского пространства; 2) 2000-е гг. – активное сотрудничество России со странами Центральной Азии, определение векторов развития. На первом этапе ученые осмысливали происходящие изменения в российской политике на международной арене. История внешнеполитического развития России на Ближнем и Среднем Востоке всесторонне рассмотрел А. М. Васильев «Россия на Ближнем и Среднем Востоке: от мессианства к прагматизму» . Автор осветил особенности целей, методов, и средств внешней политики России, ее реальные достижения, провалы и просчеты на Ближнем и Среднем Востоке в исторической ретроспективе, а также рассмотрел процесс принятия решений в Кремле по вопросам ближневосточной политики. Например, приводятся факты, связанные с Суэцким кризисом 1956 года, арабо-израильскими войнами 1967 и 1973 годов, войной в Персидском заливе 1991 года, советским вмешательством в Афганистане, политикой России в отношении Израиля. Работа является результатом его 30-летнего изучения Ближнего и Среднего Востока. А. В. Загорский анализирует подписание соглашений государствами-участниками СНГ через год и делает вывод о том, что Россия, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан составили «ядро» Содружества и готовы к углублению институционализации СНГ . Н.А. Ковальский в своей работе «Безопасность России. Черноморский регион» отмечает, что протяженность береговой линии, принадлежащей непосредственно России, резко сократилась, и это стало серьезным препятствием для обеспечения национальных интересов РФ на ее южных границах. Россия кровно заинтересована в том, чтобы устранить это препятствие прежде всего потому, что Черное море для нее - это естественный рубеж безопасности. После окончания "холодной войны" военная угроза России со стороны Черного моря уменьшилась. Однако, нельзя исключать эскалации напряженности в этом регионе с его большим дестабилизирующим потенциалом. Здесь стремится к политическому и экономическому доминированию Турция. В Черноморско-Средиземноморском регионе в политическом и военном плане утверждают свои позиции США, западноевропейские страны, блок НАТО. Негативное воздействие на ситуацию в Причерноморье оказывает так называемая "дуга конфликтов", протянувшаяся через Северное Причерноморье от бывшей Югославии до Закавказья. Без прочных позиций в Черном море Россия не в состоянии воздействовать на урегулирование этих конфликтов, а также обеспечить свои интересы в Средиземноморском регионе . Проблемы комплексного обеспечения безопасности рассматривает В. П. Зимонин , автор отмечает, что в условиях усложняющейся военно-политической ситуации в мире первостепенное значение имеет формирование системы безопасности и соразвития в Евразии. И упоминает, что центральное место в этом процессе может и должна занять крупнейшая евразийская держава - Россия. В условиях становления нового государства, изменение внешней политики в 1990-е гг. в своем исследовании раскрывает В. В. Бакушев , где отмечается, что с момента распада СССР внешнеполитическая доктрина России направлена на вхождение в мировое пространство на основе интеграции с деятельностью международных организаций. Исследователь З. К. Бжезинский в труде «Великая шахматная доска: Господство Америки и его геостратегические императивы» отмечает, что Евразия в последнее время стала жизненно важным центром экономического развития и растущего политического влияния. А также является "шахматной доской", на которой продолжается борьба за мировое господство, и такая борьба затрагивает геостратегию - стратегическое управление геополитическими интересами . Г. И. Чуфрин исследует отношения России с АСЕАН, в котором упоминает, что бывший министр иностранных дел А.В. Козырев в августе 1992 г. на Форуме АСЕАН заявил, что: «Двуглавый орел России с одинаковым интересом смотрит и на Запад, и на Восток. В этом и заключается миссия и ответственность великой евразийской державы» . Можно привести массу высказываний о значимости Восточного направления во внешней политике для России. Проблемами внешней политики России в восточном направлении занимался А. М. Хазанов, в частности в своем научном труде «Восток и Россия на рубеже XXI века» автор упоминает о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) в декабре 1991 года; а также рассматривает VIII саммит-совещание лидеров стран СНГ 9 сентября 1992 года, показавшая, что идут активные и плодотворные поиски путей решения «внутренних» проблем на базе не противостояния, а баланса национальных интересов каждого; пишется о встрече 29 марта 1996 года в Москве между президентами России, Киргизии, Казахстана, и Белоруссии, нацеленной на дальнейшее укрепление интеграции в экономической и гуманитарной областях. В монографии А. Г. Арбатова «Безопасность: российский выбор» рассматриваются вопросы, связанные с внешней политикой России, её военной доктрины и стратегии, военной реформы, и национальной политики. Подробно анализирует стратегические перспективы России в Восточной Азии О. А. Арин в статье «Стратегические перспективы России в Восточной Азии» , являющейся одним из важнейших направлений внешней политики государства и упоминает, что тогдашние лидеры М. С. Горбачев и Б. Н. Ельцин проявляли свое повышенное внимание именно данному региону, что объяснялось мировой популярностью Азиатско-Тихоокеанского региона. Например, Б. Н. Ельцин уже в самом начале своего президентства заявил, что «Россия идет на Восток» . Изучает различные особенности и проблемы формирования внешнеполитического курса России на протяжении фактически всей ее новейшей истории — от начала президентского срока Б. Н. Ельцина до завершения второго президентства В. В. Путина Е. П. Бажанов в своих трудах «Приоритеты России в меняющемся мире» и «Эволюция российской внешней политики в 1991 – 1999 гг.» . Исследователь Д. Г. Балуев дает подробную характеристику внешней политики России на рубеже XX - XXI веков, а именно раскрывает сложные и многообразные проблемы, которые встали во внешней политике в Восточном направлении. Автор в своем труде характеризует межгосударственные отношения как ожесточенная борьба за власть, ресурсы и территорию, ведущейся не только мирными способами, но и переходящей в вооруженные столкновения, доказывая это этническими, религиозными, пограничными конфликтами. Ценные материалы содержатся в труде Л. И. Абалкина «О концепции государственной социальной политики», где рассматривается трансформация российского общества в условиях экономических реформ. По мнению автора, одним из важнейших направлений экономических реформ является разработка долгосрочной социально-экономической концепции, которая должна стать основным документом государственной политики и улучшить качество жизни населения . Р. Р. Бурнашев в своем исследовании «Конфликтная стратегия России в Центральной Азии» характеризует международные отношения России и центральноазиатских стран, и описывает страны Центральноазиатского региона как слабые и уязвимые государства в плане дипломатических отношений. Подробно описывает международно-политическую активность постсоветских государств Центральной Азии, их внешнюю политику, также упоминает о конфликтах в Закавказье, России, и о размежевании интересов вокруг Каспийского моря И. Валестани в своем труде «Геополитическая ситуация на постсоветском пространстве (Центральная Азия, Закавказье) и внешняя политика России (1991 – 1997)» Автор Н. В. Загладин в своей статье «Новый мировой беспорядок и внешняя политика России», вышедшей в журнале «Мировая экономика и международная жизнь», рассуждает о внешней политике России в период неопределенности в мире, а именно в последнем десятилетии XX века . Т. А. Шаклеина в хрестоматии «Концепция внешней политики Российской Федерации 1993 года. Внешняя политика и безопасность современной России в 1991-2000 гг.» отражает международную деятельность Российской Федерации, начиная с 1990-ых годов. Она была задумана как итоговый труд, обобщающий идейно-политические дискуссии и дипломатическую деятельность за десять лет . В коллективной работе В. Парамонова, А. Строкова, О. Столповского «Внешняя политика России в Центральной Азии: Взгляд из Узбекистана» авторы подробно раскрыли историю отношений России и Центральной азии в политической, экономической, культуроной и других отраслях, обхватывая хронологические рамки со второй половины XIX века по современное время. В целом внешнюю политику России в Центральной Азии ученые характеризируют как целенаправленное стремление вовлечь республики региона в орбиту российского влияния, прежде всего в целях кардинального усиления международных позиций РФ . Исследователь М. Т. Лаумулин в своей статье «Центральноазиатская политика США» отметил, что основные направления и приоритеты внешнеполитической стратегии США были окончательно сформированы и определены узловые геополитические интересы. Стратегия американских демократов привязана к геополитической ситуации в Центральной Азии, причем с учетом российских интересов. Центрально-Азиатский регион остается в поле пристального стратегического внимания нынешней администрации США . М. О. Дмитриева предпринимает попытку проследить эволюцию внешнеполитического курса РФ в Центральной Азии на основе анализа различных документов и выступлений руководящих лиц, которые оказывают влияние на формирование внешней политики рассматривает возможности России в этом регионе и встречные вызовы. Автор утверждает, что в странах Центральной Азии происходит непрерывное состязание идей, концепций, геополитических проектов. По мнению автора, для победы в этом процессе России необходимо предложить наиболее привлекательные и прагматичные варианты сотрудничества, не ограничиваясь только декларациями . Объектом курсовой работы является современная экономическая стратегия России в центрально-азиатском регионе в контексте изменений в сфере экономики, а ее предметом – рассмотрение основных направлений экономической политики России в Центральной Азии.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 1.1 Концептуальные основы экономической безопасности России 12 1.2 Экономические интересы России в Центральной Азии 17 1.3 Перспективы Российской Федерации в Центрально-Азиатском регионе 28 ГЛАВА II. ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 33 2.1 Российско-Казахстанские отношения 33 2.2 Российско-Узбекистанские отношения 34 2.3 Российско-Монгольские отношения 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 41 Приложение я
Список литературы

1. Абалкин Л. И. О концепции государственной социальной политики // Избранные труды в IV тт. Т. IV. - М.: ИЭ РАН, 2000, с. 639 – 657. 2. Арбатов А. Г. Безопасность: российский выбор. - М.: «ЭПИцентр», 1999. – 242 с. 3. Арин О. А. Стратегические перспективы России в Восточной Азии // Центр международных исследований МГИМО. - М.: «Линор», 1999. – 79 с. 4. АСЕАН: итоги, проблемы, перспективы: Сб. ст. // Отв., ред. Г. И. Чуфрин; Институт востоковедения РАН. - М.: «Форум», 1998. – 412 с. 5. Бажанов Е. П. Приоритеты России в меняющемся мире // ДА МИД России, Институт актуальных международных проблем. - М.: Научная книга, 2000. – 231 с. 6. Бажанов Е. П. Эволюция российской внешней политики (1991-1999 гг.) // ДА МИД России. - М.: Научная книга, 1999. – 98 с. 7. Бакушев В. В. Интеграционные тенденции политики ведущих международных организаций и новой России // Российская академия государственной службы при Президенте РФ. - М.: РАГС при Президенте РФ, 1997. – 101 с. 8. Балуев Д. Г. Завоевание будущего: внешняя политика России на рубеже веков - Нижний Новгород, - М.: ИСИ ННГУ, 1999. – 211 с. 9. Безопасность России. Черноморский регион // Отв. ред. Н.А. Ковальский. - М.: «Интердиалект+», 1997. – 100 с. 10. Бжезинский З. К. Великая шахматная доска: Господство Америки и его геостратегические императивы. – М.: Вестник РУДН, серия «Международные отношения», 1998. - 381 с. 11. Бурнашев Р. Р. «Конфликтная стратегия» России в Центральной Азии // Центральная Азия: политика и экономика. – М.: Вестник РУДН, серия «Международные отношения», 2000. – 98 с. 12. Валестани И. Геополитическая ситуация на постсоветском пространстве (Центральная Азия, Закавказье) и внешняя политика России (1991-1997). - М.: «Эпикон», 2000. – 210 с. 13. Васильев А. М. Россия на Ближнем и Среднем Востоке: от мессианства к прагматизму, - М.: «Наука», 1993. – 192 с. 14. Восток и Россия на рубеже XXI века // Отв. ред.: Хазанов А. М. и др. - М.: Академия РАЕН, 1998. – 90 с. 15. Дмитриева М. О. Эволюция Российской внешней политики в Центральной Азии. – М.: Изд. «Дискуссия», 2014, - С. 1-8. 16. Загладин. В. «Новый мировой беспорядок» и внешняя политика России// - М.: МЭ и МО, 2000. – 231 с. 17. Загорский А. В. Содружество, год спустя // Международная жизнь; - М.: «МЖ», 1993. – 35 с. 18. Зимонин В. П. Новая Россия в новой Евразии: проблемы комплексного обеспечения безопасности. - М.: Клуб «Реалисты», 1997. – 92 с. 19. Лаумулин М. Т. Центральноазиатская политика США. Опубликован в журнале «Центральная Азия и Кавказ» Том 13, выпуск 4, - М.: «Центральная Азия и Кавказ», 2010. - 1-16 с. 20. Парамонов В., Строков А., Столповский О. Внешняя политика России в Центральной Азии: Взгляд из Узбекистана // Центральная Азия и Кавказ. –№ 3 (63). – М.: «Центральная Азия и Кавказ», 2009. – С. 1-15. 21. Шаклеина Т. А. Концепция внешней политики Российской Федерации 1993 года. Внешняя политика и безопасность современной России в 1991-2000 гг. – М.: МГИМО (У) МИД России, 2002. – С. 19-51.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1 Концептуальные основы экономической безопасности России Национальная безопасность в Российской Федерации рассматривается как защищенность жизненно важных интересов граждан, общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от внешних и внутренних угроз, различных по своей природе – политических, военных, экономических, информационных, экологических. Экономика взяла на себя главную роль в обеспечении национальной безопасности . По мнению Л. И. Абалкина , внутренняя структура экономической безопасности включает: 1. Экономическую независимость, которая сейчас не носит абсолютного характера, так как усиливается мировое разделение труда. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, которые обеспечивают ее конкурентоспособность и позволяют на равных участвовать в мировой торговле и кооперационных связях. 2. Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской деятельности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию. 3. Способность к саморазвитию и прогрессу: создание благоприятных условий для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение образовательного, культурного и профессионального уровня работников. Таким образом,экономическая безопасность – это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимости национальной экономики, её стабильности и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию . Правовые гарантии осуществления международной экономической безопасности заключаются в признании: принципов равноправия государств вне зависимости от социального и политического строя; свободы выбора пути, развития и форм организации экономической жизни; суверенитета государств с природными ресурсами экономическим потенциалом в своих странах; взаимовыгодного сотрудничества и свободного развития экономических, финансовых, научно-технических и иных мирных отношений между государствами: международного сотрудничества в целях экономического развития и социального прогресса; системы специальных льгот в отношении менее развитых стран – членов мирового сообщества; правил мирного урегулирования экономических споров без применения силы или угрозы силой . В настоящее время, когда мир стал более взаимозависим, даже развитые страны, сопротивлявшиеся введению нового порядка, вынуждены признавать многие его положения, идти на компромиссы . Их толкает на это осознание того, что «самый приоритетный, жизненно важный интерес любого государства состоит сегодня в укреплении надежности системы международной безопасности» . На уровне государства экономическая безопасность – это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессах . Национальная экономическая безопасность имеет внутреннюю материально-вещественную основу, предполагает достаточно высокий уровень развития производительных сил, способный обеспечить существенно важную долю натуральных и стоимостных элементов расширенного воспроизводства национального продукта; внутреннюю социально-политическую основу экономической безопасности, достаточно высокий уровень общественного согласия в отношении долгосрочных национальных целей, делающий возможными выработку и принятие стратегии социального и экономического развития, претворяемой в жизнь через государственную политику, устойчиво поддерживаемой большинством народа. Национальная безопасность означает создание необходимых условий и предпосылок для всех сторон жизнедеятельности человека, субъектов и общества в целом - защиты территориальной целостности, экономической и политической независимости, жизнеспособности систем, структур и институтов в соответствии с правовыми основами государственности и действующими законами. Национальная безопасность базируется на экономической безопасности страны, однако, имеет и свои специфические оценки, факторы и критерии, включая социальную, экологическую, внешнеэкономическую, национально-этническую стабильность, обороноспособную достаточность, ресурсную и научно-технологическую независимость, мобильность и др. Только ориентация на целостность поможет преодолеть изолированность подходов и критериев в выработке экономической политики и политики национальной безопасности, предотвратить создание особых, недостаточно скоординированных и даже конкурирующих структур и механизмов . Существует много различных взглядов на структуру национальной безопасности. Рассмотрим некоторые из них с позиций определения места экономической безопасности в структуре национальной безопасности. Главным объектом и субъектом национальной безопасности необходимо считать человека – самое ценное, но и наиболее опасное для себя и для окружающей среды существо на Земле . При этом человек присутствует во всех видах безопасности. Поэтому обеспечение безопасности личности становится условием обеспечения безопасности всех других ее видов и уровней. Одновременно положение личности определяется состоянием общества, государства. Личность находится в эпицентре практически всех опасностей, так как от любых чрезвычайных событий (военных, социально-политических, экологических, этнических, техногенных и т.д.) страдает именно человек . Основным же гарантом обеспечения безопасности призвано быть государство . Это изначально его основная функция и предназначение, которая включает: - адекватное, своевременное, упреждающее реагирование на угрозы в соответствии с характером и реальными масштабами этих угроз; - способность принимать превентивные меры по предотвращению и нейтрализации угроз; - оптимальное сочетание интересов безопасности страны и ее отдельных регионов; - сопряжение системы национальной безопасности с международной, региональной (общеевропейской, азиатско-тихоокеанской и др.) и глобальными системами безопасности, а также с национальной системой безопасности других стран; - рациональное и эффективное использование сил и средств, привлекаемых для решения задач обеспечения безопасности; - обеспечение военно-политической безопасности и др. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д. Россия, как одно из крупнейших государств, связана со всеми уровнями безопасности – международной, межгосударственной, национальной, а также со всеми ее проявлениями: политическими, экономическими, социальными, военными, экологическими и другими. И проблему экономической безопасности, а, по сути, обеспечения экономического возрождения России, необходимо рассматривать через экономические показатели, индексы, индикаторы . Таким образом, экономическая безопасность , на уровне государства это как такое состояние экономики, которое характеризуется комплексом условий: достаточным уровнем безопасности жизнедеятельности населения, устойчивым обеспечением ресурсами развитие народного хозяйства, реализацией и защитой национально-государственных интересов развития отечественной экономики и обеспеченное бесперебойными финансовыми поступлениями (в том числе налоговыми поступлениями), позволяющими существовать государству и решать стратегические задачи. 1.2 Экономические интересы России в Центральной Азии Экономические интересы России в Центральной Азии имеют вполне практический характер. Главный из них – не простое наращивание объемов товарооборота, а удержание экономики стран региона в русле российской экономической системы, достижение их интеграции с Россией. Абсолютные объемы внешней торговли России с центрально-азиатскими государствами невелики, но она по-прежнему является их важнейшим торговым партнером. Самый высокий товарооборот с Россией имеет Казахстан – примерно 4,5 миллиардов долларов в год. Годовой товарооборот между Россией и другим крупным государством Центральной Азии, Узбекистаном, составляет около 1 млрд долл. Экономика других стран региона слабее, соответственно мал и абсолютный объем товарооборота между ними и Россией . Тем не менее, будучи прежде частью Советского Союза, а теперь СНГ, страны центрально-азиатского региона подвержены наиболее значительному влиянию экономики России, являясь естественным продолжением ее экономического пространства . В то же время они представляют собой потенциальную опору для восстановления и расширения экономики России. Одной из целей, постоянно преследуемых Россией, является создание и сохранение единого экономического пространства СНГ . Несмотря на то, что экономические связи России со странами Центральной Азии во многом ослабели более чем за десятилетие, они по-прежнему продолжают поддерживать очень тесные отношения и имеют наибольшую перспективу для вхождения в единое экономическое пространство, создаваемое Россией . Центрально-азиатский регион располагает богатыми природными ресурсами и запасами полезных ископаемых. Здесь в больших объемах производятся нефть, природный газ, золото, хлопок и т. п. Вместе с тем Центральная Азия – это рынок сбыта российской техники и промышленных товаров, а также источник некоторых ресурсов, в которых Россия испытывает недостаток, - хлопка, овощей, продуктов питания и т. п . Другая область экономических интересов России в Центральной Азии связана с энергетикой. Регион очень богат нефтью и природным газом, но пути их транспортировки раньше полностью контролировались Россией. Используя свои преимущества географического положения и контроля над объектами капитального строительства, Россия практически полностью монополизировала транспортировку энергоносителей из Центральной Азии, что обеспечивает ей мощный рычаг воздействия на политику стран региона и огромную экономическую выгоду. Центральная Азия заинтересована в диверсификации транспортировки своих энергоносителей . С появлением альтернативной сети транспортных трубопроводов Россия, с одной стороны, понесет экономический ущерб от сокращения объемов транспортируемых с Каспия природного газа и нефти, с другой – потеряет часть влияния в регионе. Россия сначала негативно относилась к стремлению центрально-азиатских стран найти альтернативные маршруты транспортировки энергоносителей и пыталась предпринять ограничительные меры. Но после прихода к власти В. В. Путина произошел переход к активному курсу, политике сотрудничества между странами . Главным инструментом контроля стали сотрудничество и разработка совместных проектов. Участие России в проекте добычи и транспортировки каспийских энергоносителей стало ее новым экономическим интересом. В Центральной Азии проживает большое количество русских, что также обусловливает особые интересы России . После распада СССР в бывших советских республиках осталось примерно 20 млн русских, из них около половины проживали на территории Центральной Азии: в Казахстане – 6 млн, в Узбекистане – 1,66 млн, в Киргизии – 910 тыс., в Таджикистане – 390 тыс., в Туркмении – 340 тыс. Русские в Центральной Азии составляли 20% населения, а в некоторых странах, например, в Казахстане, их численность даже превышала число жителей коренной национальности . В течение последнего десятилетия многие русские покинули Центральную Азию, но значительное их количество по разным причинам осталось. Сейчас во всех странах Центральной Азии проживает более 6 млн русских, т. е. примерно 12% населения. Обеспечение прав и равного положения русских в этих странах делается все более важной составляющей государственной политики России, становясь отдельным направлением ее интересов. В то же время многочисленное русское население также становится связующим звеном в развитии отношений с Центральней Азией и эффективным средством расширения влияния России . Рассматривая процесс в целом, можно сравнить положение России и Китая в Центральной Азии и определить, какие изменения произошли после распада Советского Союза. Если, например, значение Китая в регионе, где он прежде практически отсутствовал, постепенно возрастает, то Россия, напротив, в этом отношении переживает регресс, она все более утрачивает свое некогда безраздельное влияние. Этот процесс представляется вполне естественным. Во времена СССР регион полностью входил в сферу его интересов. Присутствие там других государств было исключено. После получения государствами Центральной Азии независимости Россия утратила монополию, но влияние других стран в регионе долгие годы оставалось практически нулевым. Сейчас они начали внедряться в Центральную Азию . В политическом аспекте безраздельное господство России закончилось. Центрально-азиатские государства стремились к независимости и пытались всеми силами освободиться от российского контроля. Туркмения объявила о курсе активного нейтралитета, Узбекистан старался держаться от России на определенной дистанции. Россия была вынуждена вывести все свои воинские контингенты из стран региона за исключением Таджикистана . В экономическом отношении уровень сотрудничества России со странами Центральной Азии неуклонно снижался. В таких областях, как религия, культура и идеология, центрально-азиатские народы в основном вернулись к исламу, который вытеснил российскую культуру из повседневной жизни . Русский язык, хотя он по-прежнему повсеместно распространен, утратил статус государственного. Русские в массовом порядке потеряли государственные и общественные руководящие должности и были заменены представителями коренных национальностей. Они перестали быть приоритетной нацией. При этом по различным причинам, связанным с изменениями социальной обстановки, многие из них уезжали в Россию . Вот один из комментариев российской прессы: «В России даже и сейчас сохраняется нестабильная политическая обстановка, непривлекательное экономическое положение, образ жизни и жизненный уровень большинства населения отнюдь не вызывает восторга и зависти у населения среднеазиатских государств, культура и образование на низком уровне. И наконец, даже российские вооруженные силы уже далеко не являются предметом гордости и примером для подражания». Все это также стало естественной причиной сокращения российского влияния в Центральной Азии. Непрерывное ухудшение положения России в Центральной Азии и падение ее авторитета продолжались до конца 1990-х годов, после чего начались изменения. В 2000 г. к власти пришел В. Путин, после чего Москва стала уделять больше внимания СНГ и, соответственно, Центральной Азии . Произошла также корректировка стратегического курса. Россия повернулась лицом к Центральной Азии и стала проводить по отношению к региону более взвешенный курс, уменьшила свое давление . Прямой силовой прессинг был заменен сочетанием принципиальной твердости и гибкости, направленной на то, чтобы сделать Россию привлекательной для центрально-азиатских стран. Были изменены применявшиеся до тех пор жесткие прямолинейные методы. Произошло перемещение центра тяжести от подталкивания к всесторонней интеграции в рамках СНГ к двустороннему и многостороннему сотрудничеству. Все это принесло свои плоды. Начиная с 2000 г. в российском присутствии в Центральной Азии намечается тенденция роста, началось развитие двусторонних отношений. Особенно заметное потепление произошло в отношениях с Туркменией и Узбекистаном. В мае 2002 г. В. Путин посетил эти страны. Было подписано соглашение о закупках туркменского природного газа, а также о его транспортировке по российским газопроводам в объеме 50 млрд. куб. м. С Узбекистаном было подписано 28 соглашений в области военно-технического сотрудничества. Россия, используя рычаги экономической выгоды и активного сотрудничества, побудила страны Центральной Азии вновь повернуться к ней лицом. Организация Договора о коллективной безопасности под руководством России получила реальное развитие. В области экономического сотрудничества Россия также начала восстанавливать свои позиции. В мае 2000 г. главы России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана подписали соглашение о преобразовании Таможенного союза в Евроазиатское экономическое сообщество, что обозначило начало процесса интеграции экономических систем России и центрально-азиатских стран. В мае 2001 г. страны ОДКБ, в том числе Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан, достигли соглашения о формировании сил быстрого реагирования, что свидетельствовало о новом этапе развития сотрудничества между Россией и другими членами СНГ в военной области . Большую роль в увеличении влияния России в регионе сыграла и ШОС. Даже Узбекистан, который всегда отличался достаточно прохладным отношением к многостороннему сотрудничеству, вступил в эту организацию. Развитие ШОС способствует восстановлению влияния России в регионе. Организация стала дополнительным мостом, соединившим Россию со странами Центральной Азии и предоставившим им возможности для более широкого общения. Перемены после 11 сентября 2001 г., несомненно, стали значительным испытанием для стратегического статуса России в Центральной Азии. Многие исследователи полагают, что Россия осталась в самом большом выигрыше от последствий этих событий: американцы совершили за русских то, чего те сами давно хотели, но не могли сделать, т. е. ликвидировали режим талибов, который представлял серьезную угрозу безопасности России. Тем не менее события, происходившие в Центральной Азии после 11 сентября, и связанные с ними перемены причинили России ощутимый ущерб с точки зрения стратегического положения. В противном случае не было бы столь негативной реакции российских элит в связи с изменившейся обстановкой . После того как начали разворачиваться основные события, российские власти опубликовали заявление из пяти пунктов в поддержку США, среди прочего они не возражали против ввода американских войск в регион для разгрома талибов. Россия сделала этот шаг, взвесив все плюсы и минусы . При этом следует заметить, что при всем желании Россия не смогла бы воспрепятствовать вводу американских войск в Центрально-азиатский регион. Особенно ничего не могла она поделать с тем, что Узбекистан предоставил США свою территорию для размещения военных баз. Создание американских военных баз в Центральной Азии имеет глубокое значение для России . Это положило конец концепции единоличного права России размещать там войсковые контингенты; таким образом, было покончено с монопольным российским военным присутствием в регионе. Можно сказать, что после этих событий уже не существует российских зон интересов, в которые Америка не осмелилась бы войти. После 11 сентября центрально-азиатские страны в той или иной степени повернулись к США. Это также ослабило российские позиции, которые, казалось бы, только начали укрепляться. Несмотря на то, что США не дали официальных гарантий безопасности Центрально-азиатского региона, само присутствие американских войск в регионе предоставило странам Центральной Азии новый выбор и новую опору в обеспечении безопасности. Это также ослабило роль России как гаранта безопасности региона, особенно уменьшив значение организации договора о коллективной безопасности . Тем не менее, несмотря на то, что стратегическое присутствие и влияние России в регионе неуклонно снижаются, а также на серьезные последствия перемены обстановки после событий 11 сентября, она все-таки остается государством, влияние которого в Центральной Азии по-прежнему остается весьма глубоким. Россия правила Центральной Азией больше полутора веков. Ее влияние на политические, экономические, военные и культурные отношения между странами региона слишком глубоко, чтобы его было легко нейтрализовать. Россия знает Центральную Азию лучше, чем любая другая страна. Ведущие социальные слои центрально-азиатских стран получили советское образование и до сих пор продолжают получать образование в России. Образованное население Центральной Азии говорит по-русски, слушает русскоязычное радиовещание, смотрит российское телевидение, знает российских политиков и общественных деятелей. У многих в России есть родственники и друзья. Россия, образно выражаясь, для центрально-азиатских стран не только близкий сосед, но и дальний родственник. Социальная жизнь народов Центральной Азии тесно связана с российским обществом. У руководителей государств региона не существует языковых барьеров в общении с российскими руководителями, они хорошо понимают друг друга, могут непосредственно общаться в любой области на любом уровне. В этом отношении с Россией не может сравниться ни одна великая держава. Несмотря на то, что образованная общественность центрально-азиатских стран все больше изучает и использует английский язык, место, которое в социальном общении занимает русский язык, он не утеряет еще долгие годы. Хотя доля торговли со центрально-азиатскими странами во внешнеторговом обороте России снижается, она по-прежнему остается их важнейшим внешнеторговым партнером. Россия имеет наибольшую долю во внешнеторговом обороте Узбекистана (16%). Россия, также крупнейший торговый партнер Казахстана, занимая в его внешнеторговом обороте около 35%. Несмотря на то, что страны Центральной Азии возлагают большие надежды на развитие экономических связей с западными государствами, основным потребителем и рынком сбыта производимых ими товаров по-прежнему является Россия. Главное богатство центрально-азиатских государств – природные ресурсы. А контроль над транспортными артериями по-прежнему в основном остается у России. Туркменский природный газ и нефть из Казахстана поступают на международный рынок по трубопроводам, проходящим через российскую территорию, хотя ситуация изменилась после ввода в эксплуатацию трубопровода «Баку – Тбилиси – Джейхан». В вопросах безопасности и обороны центрально-азиатские страны до сих пор во многом опираются на Россию. Таджикскую границу по-прежнему охраняют российские пограничники, офицеры центрально-азиатских государств проходят подготовку в России, вооружение и военная техника этих государств также в основном российского производства, их поставки, помимо всего прочего, в рамках организации договора о коллективной безопасности выполняются по льготным ценам . Россия в Центральной Азии представлена двумя организационными структурами, в которых она занимает ведущее положение, - Евроазиатским экономическим сообществом и организацией договора о коллективной безопасности. Это связующие стержни российской и центрально-азиатской интеграции . Очевидно, что обстановка, возникшая в регионе после 11 сентября 2001 года, стимулировала решимость России сохранить и укрепить свое стратегическое присутствие в Центральной Азии . После определенного периода колебаний Россия начала принимать меры по расширению своего присутствия в регионе. Американский исследователь М. Олкотт считает, что ввод войск США в Центральную Азию еще более укрепил основания для наращивания там Россией своего присутствия. Россия убеждала центрально-азиатские страны, что усиление ее влияния не имеет гегемонистской подоплеки, а направлено только на поддержание баланса сил в регионе. В качестве путей достижения своей цели Россия рассматривала усиление организации договора о коллективной безопасности, ускорение развития Евроазиатского экономического сообщества параллельно с повышением уровня двусторонних отношений с государствами Центральной Азии. В мае 2002 г. под руководством России статус участников Договора о коллективной безопасности был официально повышен до региональной организации, которая приобрела структурные формы. 23 октября 2003 г. от имени ОДКБ в Киргизии была сформирована база ВВС в Канте, которая стала первой российской военной базой, созданной на территории Центральной Азии после распада СССР. Последние три года антитеррористическая составляющая ОДКБ получила новый, мощный импульс . Двусторонние отношения России и государств Центральной Азии также получили развитие после событий 11 сентября. Особенно следует отметить заметное улучшение ее отношений с Узбекистаном и Туркменией. В апреле 2003 года Россия и Туркмения подписали соглашение о сотрудничестве в области энергоносителей на 25 лет . Заключение долгосрочного соглашения с Россией имеет не только большое экономическое, но и огромное политическое значение. Еще больше внимание общественности привлекли процессы, происходившие в области развития отношений между Россией и Узбекистаном. Узбекистан всегда держался на определенной дистанции, проводя независимый внешнеполитический курс. Узбекистан вышел из организации договора о коллективной безопасности в 1999 года он не вошел в Евроазиатское экономическое сообщество. После прихода к власти в России В. Путина в российско-узбекистанских отношениях наметились положительные изменения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Экономика, 39 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Экономика, 22 страницы
490 руб.
Курсовая работа, Экономика, 27 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Экономика, 31 страница
490 руб.
Курсовая работа, Экономика, 41 страница
490 руб.
Курсовая работа, Экономика, 26 страниц
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg