Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Объекты авторского права: признаки и характеристика.

irina_k200 288 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 24 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.10.2020
Объект исследования – это общественные отношения, возникающие в связи с определением структуры авторского права, его содержания, объектов, признаков и правовой охраны. Предметом исследования является комплекс правовых норм, закрепленных в Конституции РФ, ГК РФ, ГПК РФ, и иных нормативных правовых актах, регулирующих отдельные характеристики рассматриваемого института. Цель исследования – изучение и правовой анализ особенностей объектов авторского права, закрепленных в действующем законодательстве. Поставленная цель может быть достигнута благодаря решению следующих задач: – проанализировать понятие и признаки объектов авторских прав; – охарактеризовать особенности объектов авторских прав, используемых в сети «Интернет»; – определить виды гражданско-правовой ответственности, применяемые в отношении юридических лиц и изложить их классификацию; – рассмотреть нормативно-правовую регламентацию охраны объектов авторских прав в законодательстве РФ; – дать характеристику институту международно-правовой защиты авторских прав. Среди наиболее значимых работ, посвященных изучению данной темы и имеющих научное значение, можно выделить исследования: Ф. Ф. Гайсина, А. А. Гогина, В. А. Жаворонкова, Д. Ж. Утарова, Д. Цветкова и др. Основными нормативными актами, которые используются при написании работы, являются: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ряд международно-правовых актов, таких как Бернская и Женевская Конвенции, и другие нормативно-правовые акты. Методологическую основу исследования составляют как общенаучные (анализ, синтез, сравнение), так и специальные (сравнительно-правовой, формально-юридический, статистический) методы познания. Структура работы обусловлена целями и задачами исследования, и состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения, и списка используемых источников и литературы.
Введение

Актуальность темы исследования объясняется рядом немаловажных обстоятельств. Во-первых, в настоящее время наблюдается объективная нехватка научного материала, посвященного данной теме, а ведь именно теоретические разработки и подталкивают законодателя на путь позитивных изменений, а уже имеющаяся литература по данной теме требует постоянного обновления и усовершенствования, в связи с динамичным развитием общественно-правовых отношений в сфере регулирования авторского права, которые должны идти в ногу со временем. Во-вторых, нельзя не отметить и то обстоятельство, что международная охрана прав авторов приобретает все большее значение, в виду интеграции в различные международные структуры, предполагающие необходимость принятия на себя государствами обязательств по охране авторских прав, и научно-технического прогресса, вызывающего к жизни новые способы использования объектов авторского права, что конечно обуславливает необходимость совершенствования национального правового регулирования данных областях. Вышеназванные обстоятельства и предопредели теоретическую актуальность и практическую значимость исследования вопросов определения объектов авторских прав, а также мер по их защите.
Содержание

Введение 4 1 Общая характеристика объектов авторских прав 6 1.1 Понятие и признаки объектов авторских прав 6 1.2 Особенности объектов авторских прав, используемых в сети «Интернет»10 2 Основы охраны авторских прав в российской и зарубежной практике 16 2.1 Нормативно-правовая регламентация охраны объектов авторских прав в законодательстве РФ 16 2.2 Международная охрана авторских прав на произведения 19 Заключение 24 Список использованных источников 25
Список литературы

1 Конституция Российской Федерации [от 12.12.1993 г., в ред. от 21.07.2014 г.] // Рос. газ. – 1993. – 25 дек.; 2014. – 23 июля. 2 Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 4: [от 18.12.2006 г., в ред. от 18.07.2019 г.] // Рос. газ. – 2006. – 22 дек.; 2019. – 22 июл. 3 Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений: [от 09.09.1886 г., в ред. от 28.09.1979 г.] // Бюллетень международных договоров. – 2016. – №9. – С. 3. 4 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон [от 27.07.2006 г. №149-ФЗ, в ред. от 18.03.2019 г.] // Рос. газ. – 2006. –29 июл.; 2019. – 20 мар. 5 Афанасьева Ю. А. Интеллектуальная собственность в Интернете / Ю. А. Афанасьева // Юрист и право. – 2019. – №1. – С. 13-18. 6 Барановский П. Д. О принципах международной охраны авторских прав / П. Д. Барановский // Журнал российского права. – 2016. – № 8. – С. 10-18. 7 Близнец И. А. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование: автореф. дис.. докт. юрид. наук / И. А. Близнец. – М., 2017. – 55 с. 8 Богданова О. В. Объекты авторских прав как предпосылка эффективности их защиты / О. В. Богданова // Право и экономика. – 2016. – № 7. – С. 28-32. 9 Болдырев С. И. Принципы охраны авторских прав на международном уровне: значение, роль, особенности / С. И. Болдырев // Таврический научный обозреватель. – 2016. – №5-1(10). – С. 194-198. 10 Витко В. С. О признаках понятия «плагиат» в авторском праве / В. С. Витко. – М.: Статут, 2017. – 179 с. 11 Войниканис Е. А. Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху: парадигма баланса и гибкости / Е. А. Войниканис. – М.: Статут, 2016. – 510 с. 12 Гогин А. А. О признаках объекта авторского права / А. А. Гогин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2018. – №2. – С. 99-103. 13 Дудкин Д. В. Объекты защиты авторских прав в сети интернет и их признаки / Д. В. Дудкин // Актуальные вопросы права, экономики и управления. – 2019. – №1. – С. 54-59. 14 Жаворонков В. А. Международный опыт охраны авторских прав / В. А. Жаворонков // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2018. – №2(23). – С. 35-40. 15 Ивлиев П. В. Институт авторского права, авторских и смежных прав в правоприменительной практике: анализ ситуации в сети интернет / П. В. Ивлиев // III международный пенитенциарный форум «преступление, наказание, исправление». – Рязань. 2017. – С. 288-293. 16 Полянская Е. М. История возникновения и развития авторского права в российской федерации и в зарубежных странах / Е. М. Полянская // Сборник материалов международной научно-практической конференции. – Санкт-Петербург, 2017. – С. 125-128. 17 Степанов П. В. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части четвертой) / П. В. Степанов. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 563 с. 18 Утаров Д. Ж. Объекты авторского права: понятие, проблемы / Д. Ж. Утаров // Аллея науки. – 2018. – №2. – С. 16-20. 19 Цветков Д. Исключительное право: история и современность / Д. Цветков // ЭЖ-Юрист. – 2017. – №1-2. – С. 15-19. 20 Шершеневич Г. Ф. Авторское право на литературные произведения / Г. Ф. Шершеневич. – Казань: Тип. Имп. ун-та, 2019. – 312 с. 21 Щербак Н. В. Авторское право: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. В. Щербак. – М.: Юрайт, 2019. – С. 238.
Отрывок из работы

1 Общая характеристика объектов авторских прав 1.1 Понятие и признаки объектов авторских прав Эффективная защита нарушенных авторских прав может быть достигнута только при точном законодательном определении основных понятий, связанных с этими правами. Прежде всего, речь идет об объектах авторских прав. Нормативное определение объектов авторских прав дано в п. 1 ст. 1259 ГК РФ, в соответствии с которым к ним относятся произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения . Нетрудно заметить, что законодатель, определяя исследуемое понятие, пошел по пути перечисления видов объектов, а не их сущностных признаков. Несмотря на это, ст. 1259 ГК РФ содержит довольно обширный, но не исчерпывающий перечень объектов авторских прав, поскольку подобный перечень предусмотреть и даже спрогнозировать попросту невозможно. Это можно объяснить тем, что с развитием науки, техники, информационных и иных технологий могут создаваться новые объекты авторских прав. Именно такая концепция отражена, например, в § 102 Закона об авторском праве США, согласно которому авторско-правовой охране подлежат авторские произведения, зафиксированные не только в любой уже известной осязаемой форме, но и в той форме, которая будет открыта впоследствии . В этой связи следует согласиться с О. В. Богдановой, которая пишет: «ввиду появления новых форм авторского творчества было бы желательно не давать подробного перечня объектов авторского права. Наличие исчерпывающего перечня означало бы, что авторы произведений, не вошедших в этот перечень, лишены правовой охраны» . Единственным сущностным признаком нормативного понятия «объект авторского права» является термин «произведение», однако законодательство оставляет данный термин без надлежащего определения, в связи с чем, возникает необходимость обратиться к научно-исследовательской литературе. Так, один из авторов проекта четвертой части ГК РФ П. В. Степанов дает следующее довольно лаконичное определение исследуемому понятию: «произведение – это такой результат творческой деятельности, который создан в сфере литературы, искусства, а также науки» . Классическим в науке гражданского права считается определение, данное В. И. Серебровским: «произведение – это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения». Однако более логичным представляется определение, данное В. С. Витко, в соответствии с которым произведение – это мысль в определенном самостоятельном (индивидуальном) изложении автором в объективной форме, которая и подлежит охране авторским правом. В другой своей работе В. С. Витко отмечает, что под произведением следует понимать результат интеллектуальной деятельности, т.е. само по себе произведение – это идеальный объект, выраженный в объективной форме, ведь право имеет дело только с объективным . Любое произведение должно быть объективировано вовне, т.е. определенным образом овеществлено. Как указывает И. А. Близнец, «объективация знания – это процесс превращения, трансформации знания, находящегося в голове человека, представляющего собой нечто субъективное, принадлежащее исключительно субъекту, индивиду, в нечто объективное, сливающееся с каким-то материальным носителем (звук, бумага и т.п.)» . Учитывая изложенное, объектом авторских прав не являются мысли, поскольку они, по справедливому замечанию Г. Ф. Шершеневича, «не поддаются исключительному присвоению». Закон не защищает мысль саму по себе, потому что «мысль не поддается закреплению за известным лицом и закон остается бессильным при желании защитить этот личный интерес автора. Защита такого интереса достигается не юридическим путем, а посредством литературной критики» , и поэтому мысль в уме не является объектом авторского права. Однако закон защищает мысль, объективированную в общедоступных формах. Отсюда мы можем заключить, что закон различает содержание и форму объекта авторского права. Защите подлежит только содержание, облеченное в определенную форму. О. С. Иоффе приводит в качестве иллюстрации соотношения содержания и формы такой пример: «Содержание картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван» предопределено тем историческим фактом, которому картина посвящена (Грозный убивает своего сына). Выражено это содержание средствами живописи, причем теми именно средствами, которые применил художник Репин и которые придали произведению его собственную, только ему присущую форму» . Из этого можно сделать вывод, что содержанием картины выступает мысль художника об осознании царем непостижимости содеянного (горе и ужас в глазах) и о безнадежной попытке исправить совершенное (рука на ране сына). Именно мысли (чувства) художника о совершенном царем убийстве сына, его понимание этого убийства как трагедии, выраженные на холсте линиями, очертаниями и красками, и являются содержанием картины. Суды по этому вопросу занимают твердую позицию и не признают заимствование идей нарушением авторского права. Как отметил, например, Суд по интеллектуальным правам по делу № А40-84902/2014, использование идеи, концепции нарушением авторского права в смысле п. 5 ст. 1259, п. 3 ст. 1270 ГК РФ не является . Аналогичным образом объектом авторских прав не может являться непосредственно труд (мыслительная деятельность) создателя произведения. Несмотря на то, что произведение должно нести след личности автора, быть результатом личного, индивидуального, уникального творческого труда, саму по себе мыслительную деятельность присвоить невозможно. Точнее будет говорить о присвоении результата творческого труда, а не самого по себе труда творца . Вместе с тем, не обработанные личностью, исключительно информационные материалы (сведения о фактах – например, сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и т.п.) не являются произведением, охраняемым авторским правом, что подтверждается пп. 4 п. 6 ст. 1259 ГК РФ. Таким образом, в заключении следует отметить, что выделяют два признака, которыми, в обязательном порядке, должны обладать объекты авторского права: 2. Творческий характер. В соответствии со ст. 1257 ГК РФ одним из основных признаков произведения является творческий характер труда автора. При этом априори предполагается, что результаты интеллектуальной деятельности созданы в процессе творчества: отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности не свидетельствует о том, что такой результат создан не творческим трудом и, соответственно, не относится к объектам авторского права. 3. Объективная форма. Результаты творческой деятельности могут стать объектами авторского права, если они представлены в какой-либо объективной форме, так как авторское право не может охранять мысли и/или идеи автора — им необходимо придать форму, доступную для восприятия окружающими. Произведение может быть выражено в письменной или устной форме, в виде изображения, в объемной форме, в формате звуко- или видеозаписи (п. 3 ст. 1259 ГК РФ). Исходя из сказанного, подытожим, что под объектами авторского права понимаются разнообразные произведения науки, литературы и искусства, созданные в процессе творческого труда, то есть произведения, созданные в таких творческих сферах, как литература, музыка, хореография, живопись, скульптура, графика, дизайн, архитектура, фотография, видеосъемка и пр. Особым объектом охраны авторским правом являются также программы для ЭВМ. Также считаем необходимым акцентировать внимание на возможности внесения изменений в ст. 1259 ГК РФ, дополнив ее определением термина «произведение», под которым следует понимать мысль в определенном самостоятельном (индивидуальном) изложении автором, выраженную вовне в форме результата интеллектуальной деятельности. 1.2 Особенности объектов авторских прав, используемых в сети «Интернет» Цифровые технологии – это важная часть современного общества, каждая сфера деятельности, так или иначе, соприкасается с Интернетом. Фотографы и художники устраивают показы своих работ в виртуальных галереях, композиторы и исполнители публикуют на персональных страничках свои произведения. В настоящее время весьма актуальной является защита авторских прав на такое составное произведение, как сайт в сети Интернет. В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под сайтом в сети Интернет понимается совокупность программ для ЭВМ и другой информации, которая содержится в информационной системе, доступной при помощи информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, благодаря которым осуществляется идентификация сайтов в сети Интернет . Интернет-сайт обычно состоит из материалов (дизайна, текстов, рисунков, фотографий, чертежей, аудиовизуальных произведений) в электронной форме. Естественно, не любое содержание интернет-сайта в целом и отдельных материалов может быть объектом авторских прав, а только то, что создано в процессе творческой деятельности. Однако большинство элементов интернет-сайтов как программ для ЭВМ создаются в результате творческой деятельности по подбору и расположению материалов, которые должны охраняться авторским правом, а права их создателей защищаться гражданско-правовыми способами. Как и в случае с произведениями литературы и искусства, авторское право на веб-ресурс возникает в момент его создания. Точно также и право на тексты и медиафайлы (то есть, на контент) также начинает действовать с того момента, как автор их создал. Это и есть важный аспект авторского права – согласно 1259 статье ГК РФ (п. 7), оно распространяется как на объект охраны целиком, так и на его части, если они могут быть признаны самостоятельными. Исходя из этого, авторство, связанное с интернет-порталами, можно условно разделить на два вида: 1. Авторские права на сайт полностью. Сюда входит шаблон ресурса, его уникальный дизайн и расположение материалов. 2. Авторские права на контент сайта. Эти права распространяются исключительно на содержимое ресурса. Чаще всего незаконно копируют и размещают у себя именно текстовые файлы и авторские изображения, поскольку это наиболее легкий способ полуавтоматического наполнения сайта-плагиатора . Однако, помимо проблем защиты сайта как объекта авторского права, институт авторского права имеет немало серьезных проблем, связанных с деятельности средств массовой информации в сети «Интернет». Так, одной из таких проблем является републикация сообщений, автором которых является другое лицо. Часть 1 ст. 1255 ГК РФ определяет, что интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. Часть 2 вышеупомянутой статьи устанавливает две группы прав, принадлежащих автору произведения: исключительные права, носящие имущественный характер; личные неимущественные права, в том числе право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения; иные права, которые не могут быть отнесены однозначно к исключительным, личным неимущественным правам. Рассматривая категорию исключительных прав, необходимо отметить, что данное определение понимается в нормативном контексте как законная монополия правообладателя на использование произведения любым способом, не противоречащим законодательству Российской Федерации, а также возможность разрешать или запрещать использование произведения другим лицам. Следовательно, если «онлайн-СМИ» опубликовало сообщение, автором которого является другое лицо, то, исходя из смысла положений, автор может потребовать удаление информации со страниц данного СМИ. Если средство массовой информации отказывается от такого варианта развития событий, то в этом случае лицо может обратиться в суд . В практике работы средств массой информации бывали такие случаи: например, некоммерческое интернет-издание, не осуществляющее предпринимательскую деятельность, производит републикацию сообщения без ссылки на первоисточник, а в указанном сообщении содержится информация (данные) из произведения какого-либо автора. Совершенно справедливо, что автор требует от издания, осуществившего републикацию, убрать имеющуюся информацию. В данном случае издание, ставшее ответчиком в суде, должно доказать, что информация была скопирована без умысла, а надлежащим ответчиком по делу является издание (автор или владелец сайта), которое опубликовало информацию первоначально. Второй проблемой следует назвать использование фотоматериалов в СМИ без ссылки на первоисточник. ГК РФ четко определяет, что фотографии – собственность автора (без каких-либо явно выраженных ограничений). Таким образом, если СМИ использует фотографии незаконным путем (то есть без соответствующего разрешения со стороны автора), то в этом случае автор имеет право обратиться сначала в редакцию с соответствующей просьбой об удалении материала и выплате компенсации, а потом, если редакция не отреагирует в надлежащие сроки, обратиться в суд . К сожалению, приходится констатировать, что количество нарушений прав автора или иного правообладателя в интернете растет год от года. Связано это с тем, что в условиях ожесточенной конкуренции быстрее и проще «украсть» чужую интеллектуальную собственность и сделать себе имя, нежели создавать свои объекты интеллектуальной собственности. В связи с этим, стоит рассмотреть зарубежный опыт. Так, в марте 2019 г. Европарламент одобрил реформу европейского законодательства о защите авторских прав. Последнее время реформа авторского права являлась спорной темой на всей территории ЕС. Утверждение Директивы об авторском праве парламентом Европейского союза вызвало неоднозначную реакцию. Цель изменений – адаптировать авторское право к цифровому веку. Авторы и издатели будут вовлечены в онлайн-бизнес больше, чем раньше. Реформа коснулась крупных интернет-платформ, лидерами которых являются YouTube, Facebook и GoogleNews. Интернет-платформы будут нести ответственность за контент, который загружают пользователи . Одной из целей Директивы является улучшение положения правообладателей. В частности, музыканты, исполнители, сценаристы, а также издатели новостей смогут получать оплату за использование своих работ и произведений на интернет-платформах. Издателям предоставляют право вести переговоры от имени своих авторов и журналистов о вознаграждении за статьи, которые используются агрегаторами новостей. Авторы и исполнители смогут требовать дополнительное вознаграждение от дистрибьютора, который продает их работы, если первоначально согласованная плата очень низкая по сравнению с доходом, полученным дистрибьютором. Также авторам и исполнителям разрешили отменять или исключать «исключительную лицензию» на права на произведение, если предполагается, что сторона, обладающая правами на использование, не осуществляет это право. Крупные платформы, такие как Youtube, Twitter и Facebook, несут ответственность за незаконное распространение защищенного авторским правом контента. Они будут нести прямую ответственность за контент, загруженный на их веб-сайт. Например, фильмы или тексты. Программное обеспечение будет сканировать все данные, которые пользователи хотят загрузить на платформу. В случае сомнений загрузка может быть заблокирована. Критики опасаются, что легальный контент, например, пародии, может «застрять» в фильтре и, таким образом, свобода слова будет ограничена. Такое программное обеспечение (Content ID) для распознавания уже используется на Youtube. У пользователей давно всплывает уведомление об использовании нелегального контента, если, например, в домашнем видео фоном звучит популярная мелодия по радио . В Директиве также содержатся положения, призванные обеспечить соблюдение авторских прав в режиме онлайн без ущерба для свободы слова, которая стала основной чертой Интернета. Согласно изменениям в Директиву, размещение простых гиперссылок с отдельными словами рядом с ними для описания статей, к которым они ведут, должно быть свободным от ограничений авторского права. Для начинающих или маленьких ресурсов (микро-и малые предприятия) Директива предполагает ряд исключений. Т.е. им будут идти на уступки в выплате гонораров и лицензионных отчислений, в случае публикации чужих авторских материалов. Таким образом, молодые ресурсы будут подвергаться меньшему количеству ограничений, чем крупные интернет-платформы. Подводя итог, следует отметить, что в реалиях нашего времени действующие механизмы авторского права часто не срабатывают: они не могут эффективно защитить интеллектуальную собственность — и в то же время ограничивают права общества на получение информации. Эти механизмы не эффективны потому, что сегодня информация в огромной своей части существует на электронных носителях. Есть еще большое заблуждение, будто все, что опубликовано в Интернете, – бесплатно, а фотографии и видео можно использовать по своему усмотрению, не спрашивая разрешения у автора. На самом деле это не так. Ровно также неверно утверждение, что для законного использования произведения нужно просто дать ссылку на сайт, откуда оно взято. Широкое внедрение и использование массовой, свободной, общедоступной и популярной сети «Интернет» формирует совершенно новые отношения по поводу информации, интеллектуальной собственности и авторских прав, и для решения указанных проблем требуется переосмыслить некоторые положения законодательства РФ об авторском праве на иных принципах. Ведь интернет помимо классических проблем авторского права породил новые уникальные специфические проблемы, связанные с защитой авторских прав. ? 2 Основы охраны авторских прав в российской и зарубежной практике 2.1 Нормативно-правовая регламентация охраны объектов авторских прав в законодательстве РФ Тот факт, что интеллектуальная собственность нематериальна, нисколько не умаляет ее ценности. В современных условиях интеллектуальная собственность является одним из главных ресурсов развития экономики как хозяйствующих субъектов, так и государств в целом. В постиндустриальной современности главными составляющими любого производственного процесса признаются информация, творчество и интеллектуальная составляющая. Именно поэтому охране авторского права уделяется достаточно большое внимание как среди теоретиков, так и правоприменителей и законодателей. В частности, законодательство Российской Федерации обеспечивает правовую охрану авторского права и охрану интересов всех субъектов правоотношений, взаимодействующих в сфере права интеллектуальной собственности Автором результата интеллектуальной деятельности признается физическое лицо, творческим трудом которого создан соответствующий результат. Если авторов два и более, они признаются соавторами . Понятие творческой деятельности является философским и в законодательстве РФ не раскрывается. В целом считается, что творчество – это такая деятельность, которая приводит к созданию нового, неповторимого и оригинального результата, к созданию качественно новых и принципиально индивидуализированных новых ценностей. В связи с этим, по законодательству РФ, юридическое лицо не может являться автором результата интеллектуальной деятельности, поскольку не обладает теми особенностями, которые присущи человеку как разумному существу: сознанием, волей, чувствами и рациональностью. Также, не будут являться авторами граждане, не внесшие в создание результата интеллектуальной деятельности личного творческого вклада, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие, равно как и помощь при оформлении прав на такой результат или помощь, способствующую его дальнейшему использованию, а также граждане, осуществляющие контроль за выполнением соответствующих работ . Правильное определение состава авторов результата интеллектуальной деятельности очень важно, поскольку от этого зависит то, каким образом и между кем будут распределяться права на указанный результат. Стоит особо отметить, что по законодательству РФ авторство и имя автора охраняются бессрочно. После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо. В российском законодательстве нормы, касающиеся перечня и содержания авторских прав, их действия, ограничений, порядка их осуществления и гражданско-правовых способов защиты практически полностью сосредоточены в ГК РФ. В настоящее время происходит накопление практики применения норм раздела VII ГК РФ, в процессе которого выявляются аспекты, требующие развития и определенных изменений или дополнений данных норм. Эта идея нашла свое отражение в «Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации» (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) . Создание Части IV ГК РФ позволило привести федеральное законодательство об интеллектуальной собственности в единую систему. В ее основу положена создававшаяся трудами многих отечественных ученых концепция субъективных имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации как прав исключительных. Специальные законы, существовавшие до 2008 года, такие как Патентный закон, который содержал нормы об использовании и защите исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы; Закон об авторском праве – о защите авторских и смежных прав, сейчас уже утратили силу. Эти положения перешли в часть IV ГК РФ, и их регулирование теперь осуществляется исключительно в рамках гражданского кодекса. Наряду с законами и подзаконными нормативными актами, в качестве источников правового регулирования интеллектуальной собственности, необходимо выделить и материалы судебно-арбитражной практики в Российской Федерации. Несмотря на то, что в нашей стране судебная практика не является источником права и тем самым не обязательна в правоприменении (как это принято в англосаксонской системе права), тем не менее, в Российской Федерации нижестоящие суды зачастую пользуются обзорами судебной практики для разбирательств дел. Однако, помимо ГК РФ, следует также указать, что Конституция как нормативно-правовой акт высшей юридической силы также, в ст. 44 гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и устанавливает, что интеллектуальная собственность охраняется законом. При этом институт авторского права в Конституции РФ упоминается и в п. «о» статьи 71 Конституции РФ, согласно которой правовое регулирование интеллектуальной собственности, наряду с уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, гражданским, гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным законодательством находится в исключительном ведении Российской Федерации, что означает осуществления правового регулирования и охраны интеллектуальной собственности лишь на федеральном уровне .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 17 страниц
150 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 30 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 19 страниц
200 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 39 страниц
555 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg