Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОЛОГИЯ

Особенности социальной экологической политики в Московской области.

irina_k200 552 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 46 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.10.2020
Целью работы является изучение экологической ситуации в Москве и Московской области. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: • Изучить естественнее экосистемы региона; • Выявить антропогенное влияние на экосистемы; • Рассмотреть состояние заповедного дела в регионе.
Введение

Вторая половина XX столетия — период осознания человечеством отрицательных экологических последствий его хозяйственной деятельности, исчерпаемости большей части природных ресурсов, необходимости рационального использования территории и слежения за состоянием окружающей среды. Московская область, в которой вследствие перенаселенности и высокой концентрации производства сложилась напряженная экологическая обстановка, а природные ресурсы в очень большой степени вовлечены в хозяйственный оборот, является одним из районов, где работу над вышеназванными проблемами нельзя откладывать на далекое будущее. Для их успешного решения необходима хорошая комплексная изученность природных условий, с учетом тех перемен, которые произошли в результате антропогенного воздействия. Термин «экология» был введен в 1866 г. Э. Геккелем. Он употребляется в настоящее время в двух основных значениях - классическом и модернистском. Классическое толкование экологии определяет ее как раздел биологии, изучающий взаимодействие биосистем различных уровней организации (преимущественно надорганизменных) с окружающей средой. Согласно модернистскому, экология -- междисциплинарный комплекс знаний о проблемах взаимодействия общества и природы, охраны окружающей среды и регулирования использования природных ресурсов. Модернистское толкование экологии в нашей стране практически не отличается от принятого на Западе и сегодня является наиболее распространенным. В связи с этим широкое распространение получили и производные понятия - «экологический кризис», «экологические проблемы», «экологическая обстановка», «экологическое движение», «социально-экологическая политика» и т. п.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………3 Глава 1. Социальная экология………………………………………………....5 1.1 Термин «Социальная экология»…………………………………………..5 1.2 Проблемы социальной экологии России……………………………......21 Глава 2. Московская область и ее особенность экологической политики...30 2.1 Естественные экосистемы Московской области………………………...30 2.2 Экологическая ситуация Московской области………………………….34 2.3 Решение экологических проблем Московской области………………..39 Заключение…………………………………………………………………….4 Список литературы……………………………………………………………47
Список литературы

1. Атлас Московской области масштаба 1:100000, 2-е изд., АСТ-Пресс Картография, Роскартография, Москва, 2003 2. Водохранилища Московской водной системы, М., 2005 3. Москва: Энциклопедия. / Гл. ред. С.О.Шмидт. Сост.: М.И.Андреев, В.М.Карев. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. 976 с. 4. Москвоведение. География Москвы и Московской области, под ред. А. И. Алексеева и др., М., 2004 5. Мячкова Н. А., Сорокина В. Н., Климат Московской области, М., 2007 6. Общегеографический атлас «Москва. Московская область, Москва, 2005 7. О состоянии окружающей среды Московской области в 2002 году. Государственный доклад / Под ред. Н.В. Гаранькина, Н.Г. Рыбальского и В.В. Снакина. М.: НИА-Природа, 2003. 314 с. 8. Экологические исследования в Москве и Московской области. Состояние растительного покрова. Охрана природы, М., 2002 9. www.mosreg.ru Портал Правительства Московской области 10. www.ecomo.ru/template/Default/images/maps/pochv_b.gif Сайт почвенного факультета МГУ им. М.В.Ломоносова 11. http://www.priroda.ru/lib/detail.php?ID=5182
Отрывок из работы

Глава 1. Социальная экология 1.1 Термин социальная экология Социальная экология - теория, изучающая закономерности и формы взаимодействия общества со средой обитания, многообразие связей социальных изменений с изменениями в жизнеобеспечивающих материальных предпосылках социальных процессов. Уже в XIX в. американский ученый Д. П. Марш, проанализировав многообразные формы разрушения человеком природного равновесия, сформулировал программу охраны природы. Интенсивное изучение гуманитарных аспектов экологических проблем началось в нашей стране в конце 60-х--начале 70-х гг. В этой области проявили себя такие выдающиеся ученые, как П. Л. Капица, Н. Н. Моисеев, Е. К. Федоров, И. Т. Фролов, В. А. Энгельгардт, А. Л. Яншин и др. Учитывая общечеловеческий характер экологической безопасности, важно знать уровень понимания этого вопроса и в других странах, особенно индустриально развитых, где воздействие на природу достигло максимальных масштабов. О необходимости решительных мер в защиту окружающей среды высказались западные исследователи и общественные деятели: А. Горц, И. Илиш, Э. Дамман, А. Ренн, П. Рассел и др. Конференция ООН по проблеме окружающей среды (1972) в Стокгольме впервые привлекла серьезное внимание мировой общественности к глобальной деградации и разрушению природы в ходе развития цивилизации. Изучение гуманитарных проблем экологии включает различные аспекты: технические, экономические, социально-политические, эстетические, этнические, психологические и др. Проблема взаимоотношений общества с природой внутренне связана с проблемой человека, как центральной во всем комплексе глобально-экологических проблем современности. Необходимо сказать, что в ходе общественного развития XIX--XX вв. оказались в значительной мере утраченными основополагающие принципы бытия человека в мире, выработанные человеком на протяжении своей истории. Сюда нужно отнести и многие идеи, развивавшиеся как до марксизма, так и в марксизме с момента его возникновения. Во многом они оказались мировоззренчески извращены в угоду волюнтаристским представлениям о необходимости «покорения природы», ее «переделки». До последнего времени преобладали подходы, в которых человеческое измерение было представлено в самом общем виде, без прямого обращения к анализу основных мотивов, целей и задач материально-технической деятельности человека, взятой в ее связи с духовно-гуманистическим пониманием полноты человеческой жизни. Однако в истории ряд культур традиционно формировал положительное, жизнеутверждающее отношение человека к миру, к самому себе, к другим людям, к обществу в целом, к природе. Мы нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим природе и находимся внутри ее и в отличие от всех других существ умеем познавать ее законы. В связи с этим нельзя не вспомнить слова великого демократа Н. Г. Чернышевского, который писал: «Свободное действие человека возмущает естественный ход природы; природа и ее законы восстают против оскорбителя своих прав; следствием этого бывают страдание и погибель действующего лица, если действие было так могущественно, что вызванное им противодействие было серьезно: потому все великое подлежит трагической участи. Природа здесь представляется живым существом, чрезвычайно раздражительным, чрезвычайно щекотливым насчет своей неприкосновенности. Неужели в самом деле природа оскорбляется? неужели в самом деле природа мстит? Нет, она продолжает вечно действовать по своим законам, она не знает о человеке и его делах, о его погибели; ее законы могут иметь и часто имеют пагубное для человека и его дел действие; но на них же опирается всякое человеческое действие. Природа бесстрастна к человеку; она не враг и не друг ему: она -- то удобное, то неудобное поприще для его деятельности»1. Действительно, самое страшное, к чему может привести пренебрежение заботой о гармонии человека и природы, -- это исчезновение духовности, без которой человек не может быть человеком. Экологическая деятельность предполагает коренное изменение содержания труда с точки зрения экологических императивов, рационализацию потребления и сохранение здоровья людей. Говоря о воздействии человека на природу, уместно обратить внимание на то трагическое противоречие, которое сложилось к концу века в результате стихийного развития. Только за последние 150 лет, на которые приходится наибольший «расцвет» индустрии, природа понесла больший урон, чем за все 3--4 млн лет существования рода человеческого. Человек не смог предвидеть разрушительной силы своего могущества и наращивал его, не понимая губительных последствий этого. Так, например, за последние 30 лет было уничтожено 50% тропических лесов Азии и Латинской Америки, которые уже не смогут поглощать углекислый газ, что, соответственно, повышает его содержание в атмосфере. Из-за загрязнения атмосферы повреждено более половины деревьев в ФРГ. Страны Европейского Экономического Сообщества ежегодно выбрасывают в атмосферу 18 млн тонн диоксида серы и 10 млн тонн оксидов азота. «Кислотные дожди» наносят непоправимый урон лесным богатствам многих стран, отравляют озера и реки. В результате гибнут промысловые породы рыб, заражаются флора и фауна. Необходимо преодолеть устоявшиеся стереотипы мышления относительно того, что экологический кризис охватил только Запад, а у нас государство осуществляет охрану окружающей среды в интересах человека. Это далеко не так. Благодаря гласности завеса секретности вокруг экологических проблем приподнялась. Средства массовой информации дали много сведений о кризисной либо тяжелой экологической обстановке во многих городах и целых регионах, таких как Поволжье, Урал, озеро Байкал. Большой урон природе был нанесен неограниченной властью государственных монополий - отраслевых министерств и ведомств, которые десятилетиями проводили в жизнь политику индустриального экоцида, подлинные масштабы которого еще предстоит оценить. Примерами ведомственного экоцида являются строительство каскадов ГЭС-гигантов на равнинных реках Волге, Енисее, Ангаре (что привело к затоплению территории, равной всей Франции), планы дальнейшего строительства аналогичных объектов на Алтае, Севере, Дальнем Востоке. А что стало бы с экологией природы при осуществлении проекта пресловутой переброски части стока северных и сибирских рек на юг? Экологическая обстановка в нашей стране коренным образом отличается от современного положения на Западе, где на протяжении последних 10 -- 15 лет планомерно осуществляются экологизация природопользования и энергосбережение, существует хорошо организованное и мощное «зеленое» движение. Важнейшим звеном системы обеспечения экологической безопасности должна стать государственно-правовая политика. Первым законом об охране окружающей среды принято считать эдикт английского короля Эдуарда IV (1273 г.), запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ Лондона, за нарушение эдикта полагалась смертная казнь. Однако если наших средневековых предков удерживал от совершения весьма незначительных, по современным понятиям, экологических «проступков» страх жестокого наказания, то теперь этого страха нет, зато появился ужас от масштаба и последствий самих экологических преступлений. Два фактора -- экологический кризис и неадекватность правового регулирования -- требуют неотложного решения проблемы охраны окружающей среды посредством создания правового механизма экологической безопасности. Правовой механизм включает в себя следующие аспекты экологической безопасности: а) предметом правового регулирования являются не отношения между природой и человеком, а сам человек, его права и экологические интересы, деятельность общественных организаций, национальностей и народов, территориальных образований; б) основу экологической безопасности составляет право человека на благоприятную окружающую среду. Этому праву должна соответствовать обязанность государства обеспечить рациональное, экологически целесообразное, эффективное использование природных ресурсов в интересах людей; в) разработку основ экологической безопасности и ее неотъемлемой части - международной экологической безопасности. Требуется проработка международно-правовых аспектов концепции международной экологической безопасности. Прежде всего речь идет о комплексе норм предупредительного характера: системе правовых предписаний сотрудничества в чрезвычайных экологических ситуациях; системе международного мониторинга и контроля, включая проведение международных инспекций на местах; порядке обмена экологически безопасными технологиями, и др. Следует кардинально изменить философию и механизм принятия решений по глобальным и локальным модернизационным проектам. Должна быть дана оценка того, насколько полно в них реализованы синхронность и симметричность экономического, научно-технического, социального и культурного прогресса как в пределах отдельных стран и регионов, так и в общепланетарном масштабе. В проектах должно быть учтено следующее: какой техникой и технологией производить; какова целесообразность выпуска данного продукта в указанном месте и количестве; каковы последствия с экономической и социальной точек зрения. Любой технологический процесс не может считаться совершенным с экологической точки зрения, если он не основан на малоотходной или безотходной технологии. Особую актуальность в современных условиях приобретает разработка основ социально-экологической и гуманитарной экспертизы. Практическое отсутствие в течение нескольких десятилетий развитого механизма независимой экспертизы в СССР нанесло тяжкий урон экономике общества, деформировало общественное сознание, привело к экологической катастрофе в ряде регионов. Необходимость научного определения места человека, выражения его социальных интересов, духовных запросов и потребностей в общей системе социального проектирования остро проявилась при рассмотрении проектов, строительстве крупных АЭС, ГЭС, водохранилищ, предприятий, затрагивающих коренные интересы отдельных народов и страны в целом. Например, только в результате переброски вод из бассейна Печоры могло быть затоплено 4 775 кв. м. Но никто при этом не упоминает о подтоплении земель, потому что этим огромным по своему отрицательному значению для народного хозяйства эффектом в проекте никто не занимался1. Важной проблемой является улучшение экологического воспитания, регулярное информирование населения об экологической обстановке в мире, стране и на местах, формирование соответствующего общественного мнения. Надо отказаться от устаревших стереотипов, главной идеей которых является «покорение природы». В экологическом воспитании участвуют все существующие структуры: государство, политические партии, семья, школа, высшие учебные заведения, средства массовой информации. Цель такого экологического воспитания -- изменение общественного и индивидуального сознания в сторону более разумного, по-настоящему гуманного отношения к природе, что отразится не только на производстве, но и на образе жизни, потребностях людей. Экологизация сознания -- не простое накопление знаний, с помощью которых декларируется необходимость защиты и восстановления природной среды существования человеческой цивилизации. Этот сложнейший процесс означает расширение горизонта нравственных отношений, распространение моральной санкции на весь мир живого, всю природу. Экологизация предполагает и фундаментальное изменение в характере мышления. Экологическое мышление в сфере политики -- это мышление с иной, постсовременной рациональностью, в соответствии с которой политика с позиции силы должна быть заменена силой политических аргументов. В связи с тем, что не разработана модель устойчивой мировой системы, не создана наука, изучающая глобальную экологию на основе синтеза экологии, социологии и экономики, предлагается наполнить новым содержанием понятие «политика». Во-первых, она, как наука, должна изучать отношения между классами, нациями и другими социальными группами на основе синтеза экологии, социологии и экономики, а также наиболее общие закономерности развития человеческих обществ, мировой системы и государств в условиях антропогенно перегруженной Земли, модели их оптимального, устойчивого развития; во-вторых, она должна охватывать сферу практической деятельности, связанную с отношениями между социальными группами, реализующую модели оптимального, устойчивого развития человеческого общества, мировой системы и государств при помощи государственной власти и международных институтов. Экологизация сознания - длительный и трудный процесс, требующий для своего осуществления многих объективных предпосылок, создание которых диктует необходимость коренной модернизации всех сфер общественной жизни. Наиболее радикальный путь экологической безопасности предложен западногерманским идеологом правых экологистов Г. Грулем и французским теоретиком экологизма А. Горцем. Он сводится к строгой регламентации выпускаемой крупной индустрией продукции и развитию самодеятельного производства (по индивидуальным заказам и малосерийной продукции). Подобные представления отражают озабоченность западных идеологов экологического движения последствиями, к которым ведет безграничное развитие «потребительского общества», и являются попыткой найти ему альтернативу. По мере распространения этих взглядов в западных странах встает вопрос о том, насколько возможна реализация предлагаемой концепции обеспечения экологической безопасности. Следующий путь обеспечения экологической безопасности характеризуется некоторыми представителями альтернативного движения на Западе как революционный. Примером такого подхода могут служить взгляды норвежского теоретика, экологиста Э. Даммана, который считает, что необходима революция в «обществе изобилия», о приближении которой, с его точки зрения, свидетельствуют стихийные социальные движения последних 10--15 лет. Ее основу должна составить революция ценностей. Интересным представляется подход к экологической безопасности через процесс формирования глобального сознания. С такими идеями выступил американский исследователь П. Рассел. Он рассматривает человечество как формирующийся целостный социальный организм. Для превращения его в единую систему, с точки зрения П. Рассела, необходима не только физическая и биологическая эволюция, но и формирование глобального, или планетарного, сознания. (Качественно новый уровень эволюции человека П. Рассел вслед за В. И. Вернадским назвал ноосферой.) Такое сознание, по мнению американского ученого, формируется в процессе взаимодействия и многочисленных обменов информацией между людьми различных стран. В результате, считает он, возникает чувство взаимосвязанности, общности подходов к решению назревших проблем, в том числе и экологических. Таковы некоторые пути обеспечения экологической безопасности, которые требуют не только национального, но и интернационального признания и использования. Это объясняется взаимосвязанностью природы и человека, гуманизмом экологических проблем, целостностью нашего мира. Экологический кризис оказывает все более ощутимое воздействие на мировоззренческие ориентации и деятельность политических сил. Экология превращается в политический фактор, который все сильнее влияет на общественные процессы. Осознание этого идет противоречиво, так как требует кардинальной смены не только мировоззренческих стереотипов, но и политических традиций, моделей экономического и социального развития, на которых десятилетиями основывались программные и стратегические установки государств и политических партий. Социально-экологическая политика направлена на выбор и реализацию определенного типа взаимосвязей между обществом и природой. В ее задачу входит целенаправленное воздействие на систему «общество--природа» с целью своевременного разрешения возникающих в ней противоречий и обеспечения наиболее благоприятных естественных условий развития человека как в данный момент, так и в отдаленной перспективе. Стратегическая цель социально-экологической политики -- обеспечение гармонизации взаимоотношений общества и природы, благоприятных естественных условий жизни и труда людей, а также совокупность задач по совершенствованию тех или иных направлений и форм природопользования. Так, Указ Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 4 февраля 1994 г. предусматривает реализацию закрепленного в Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом в целях поддержания устойчивого развития, а также решение текущих социально-экономических задач в неразрывной связи с осуществлением адекватных мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов. Государственная стратегия включает следующие основные положения: обеспечение экологически безопасного устойчивого развития в условиях рыночных отношений; охрана среды обитания человека; оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагополучных регионах России; участие в решении глобальных экологических проблем. Действенная социально-экологическая стратегия призвана согласовать местные, региональные и глобальные, экономические, экологические и социокультурные цели развития общества. Пренебрежение хотя бы одной из целей ведет к неполноценности принимаемых решений. Таким образом, рассматриваемая под этим углом зрения экологическая политика представляет собой многоуровневую сложную систему. Она структурируется по уровням экологических интересов. Экополитика может быть глобальной (планетарной), региональной, транснациональной, общенациональной, локальной и т. д. Уровням целей экологической политики должны соответствовать по масштабу органы управления и контроля, содержание и особенности решаемых задач. Так, общенациональную экологическую политику призваны решать органы высшей законодательной и исполнительной власти, руководство государственными экологическими программами. Для выполнения решаемых проблем разрабатываются программы необходимых мероприятий и изыскиваются источники финансирования. Для глобальной экологической политики принципиальным является уяснение основных истоков обострения экологической проблемы. Ими может быть ряд процессов, к которым можно отнести противоречия в общественной жизни, прежде всего экономические и политические, носящие непримиримый характер и обеспечивающие смену фаз общественного развития. Далее, стихийное или недостаточно сознательное присвоение человеком богатств природы и динамика демографических процессов. Чрезмерный рост населения может оказать негативное воздействие на глобальные процессы. В основе разработки социально-экологической политики лежит совокупность определенных принципов: А) учет конкретных внутренних и внешних условий развития общества и его реальных возможностей; Б) сочетание общественного, коллективного и частного производства в процессе взаимодействия человека и природы; В) единство экологической, экономической, социальной и других сторон жизни общества; Г) разумное сочетание решения экологических задач с обеспечением возможностей рационального хозяйствования, необходимостью непрерывного развития производства, удовлетворения материальных и духовных потребностей общества; -- учет влияния внутренних экологических мероприятий на глобальные процессы и высшего экологического фактора на внутреннюю экономическую жизнь. Как и любая другая форма политики, социально-экологическая политика конкретна. Она определяется степенью знания объекта (биосоциальной системы), спецификой внутренних и внешних условий существования государства, материальными возможностями, которыми располагает общество для проведения такой политики. Послеоктябрьский период в социально-экономической политике нашего государства оказался сложным и противоречивым. Практическая деятельность людей во многом оценивалась по превратно истолкованной идее господства человека над природой, поэтому зачастую люди не задумывались над последствиями покорения природы. Эта тенденция во многом усиливалась под воздействием литературы, искусства, средств массовой информации. Негативные последствия такого подхода из-за специфики естественных процессов сразу проявиться не могли и оказались ощутимыми через несколько десятков лет.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg