Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Взаимосвязь стиля воспитания и самоотношения подростков.

irina_k200 360 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.10.2020
Цель изучить взаимосвязь типа семейного воспитания и самоотношения подростка. Объект: подросток. Предмет: взаимосвязь стиля семейного воспитания и самоотношения подростка. Гипотеза исследования существует взаимосвязь между стилем воспитания и самоотношением подростка. Задачи исследования: 1. Теоретически рассмотреть институт семьи и стили семейного воспитания. 2. Понятие и сущность самоотношения. 3. Изучить особенности стиля поведения подростков. 4. Определить стиль родительского воспитания. 5. Измерить самоотношение. Проверить наличие взаимосвязи между стилем воспитания и Самоотношения подростка. Тип исследования: 1.Диагностика по методу ДРОП (детско-родительские отношения подростков). 2. Самоотношение подростка (В.В. Столин и С.Р. Пантилееве)
Введение

Актуальность. Как показывают наблюдения, одной из наиболее часто встречающихся проблем, является проблема нарушенных взаимоотношений между родителями и ребенком, что имеет негативные последствия для психического развития ребенка, формирования его характера и личности в целом. Психологи-исследователи и практические психологи обнаружили много причин, приводящих к нарушениям развития эмоционально- личностной сферы подростков в семье. Эти причины условно можно поделить на две группы. Первые касаются, в основном, подростка, его психологических особенностей и поведения в семье, вторые относятся прежде всего к родителям, к их поведению, манере обращения и воспитания подростка. В основе того или иного стиля семейного воспитания находится определенное родительское отношение к ребенку. В психологии личности и подростковой психологии уделяется большое внимание вопросу роли семьи в воспитании и укреплении нравственного здоровья подрастающего поколения. Методологической основой исследования явились труды зарубежных и отечественных исследователей, таких, как: Г. Оллпорт, Э. Изард, В. Вудворт, З. Фрейд, Л. С. Выготский, Л. И. Божович и многих других психологов. Для практических психологов, это означает необходимость усиления внимания к проблемам воспитания детей и подростков.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………3 I.Глава Теоретические основы стиля воспитания и самоотношения подростков…………………………………………………………………………5 1.1Проблемы института семьи и стили воспитания……………...……………5 1.2 Понятие и сущность самоотношения подростков…………………………14 1.3 Психические особенности подростков……………………..………………18 II.Глава Эмпирическое исследование взаимосвязи семейного воситания и самоотношения подростков…………………………………..…………………22 2.1 Программа исследования……………………................................................22 2.2 Обоснование диагностических методик………………...…………………23 2.3 Анализ и интерпритация результатов…………………...…………………26 Заключение………………………………………………….……………………27 Список использованной литературы……………………………………...……30
Список литературы

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - М., 2003. - 192с. 2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: монография. - СПб, - 2004. - 223с. 3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии.- М.: Аспект Пресс. - 1995.- 234с. 4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения, - М: Педагогика, - 2000. - 144с. 5. Грищенко Л.А. Дети, не оправдывающие ожиданий.- Свердловск: Изд-во Урал, ун-та,- 2001.- 64с. 6. Дружинин В.И. Психология семьи. - М.,- 2014. - 320с. 7. Изард К.Э. Психология эмоций /Перев. с англ. - СПб.: Издательство "Питер", - 2016. - 464с. 8. Конфликтология / Под ред. А.С.Кармилина / СПб.: Издательство "Лань",- 2014. - 448с. 9. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер,- 2010. - 992с. 10. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2006. – 238 с. 11. Куницына В.Н., Казаринова Ы.В. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб.: Питер,- 2011. - 544с. 12. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. М., 2006. 144с. 13. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М: Смысл,- 2010.-250с. 14. Лук А.Н. Эмоции и личность. - М.: Знание, - 1997.- 144с. 15. Мастюкова Е.М., А.Г. Московкина. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб заведений / Под ред. В.И. Селиверстова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013 – 277с. 16. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 256 с. 17. Оллпорт Гордон В. Личность в психологии. - М.:"КСП+"; СПб: "Ювента". (При участии психологического центра "Ленато", СПб.), -2001.-345с. 18. Педагогика: Учеб пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 2002.-456 с. 19. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. Жамкочьян М.С. под ред. Магуна В.С- М.: Аспект Пресс, -2010.- 607с. 20. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – 476 с. 21. Раттер М. Помощь трудным детям.- М., 2009.- 432 с. 22. Селиванов В.И. Избранные психологические произведения (воля, ее развитие и воспитание).- Ряз. пед. ин-т.: Рязань,- 1992.- 390с. 23. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов / Под общ. Ред. М.А. Галагузовой.- М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 416 с. 24. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС », 2010.–272 с. 25. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов.- М.: ВЛАДОС, 2004- 321 с. 26. Эйдимиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия.- Л.,-1990.-510с.
Отрывок из работы

I. Глава Теоретические основы стиля воспитания и самоотношения подростков 1.1Проблемы института семьи и стили воспитания Семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы. В то же время семья имеет относительную автономность от общественно-экономических отношений, выступая одним из самых традиционных и устойчивых социальных институтов. В понятие «семья» изначально входили представления о питании (кормлении, утолении голода) и воспитании (обучении). В ее основе лежат функции защиты и удовлетворения витальных потребностей своих членов. Семья является первичной защитной средой индивида. Семья – это и результат и, пожалуй, еще в большей мере – творец цивилизации. Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества. Она производит главное общественное богатство – человека. Основное значение семьи – удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и воспроизводства населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общественные (групповые) потребности. Семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Семью характеризует несколько факторов. Первое, что характеризует как фактор воспитания – это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой и прежде всего со средой социальной, микросредой, усвоение им «созданной человечеством культурой» (А. Н. Леонтьев) играют первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его личности. Семейная среда, будучи для ребенка первой культурной пищей, многогранна, она включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка. Родители в большей или меньшей степени создают среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и другие средства воспитания; заботятся о положительных примерах и образцах поведения). От того, как организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития. Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации ребенка. Особенность воспитательной деятельности семьи – в ее непреднамеренности, естественной включенности в жизнедеятельность этой малой психолого-социальной группы. Специальные воспитательные «мероприятия», направленные на развитие, коррекцию каких-либо свойств, качеств личности ребенка, в современной семье занимают незначительное место, хотя в домашнем воспитании утвердились определенные требования, запреты, наказания и поощрения. И тем не менее в каждый момент жизни вплетаются те или иные воздействия взрослых воспитывающего или обучающего характера. Чем младше ребенок, тем органичнее сочетаются процессы ухода, присмотра, обучения, воспитания. Домашнее воспитание сугубо индивидуально, конкретно, персонализированно; благодаря этому оно благоприятно для инициирования активности ребенка. Активность самого ребенка, реализуясь в той или иной деятельности – основа формирования социально-психологических новообразований в структуре его личности, ведь специфически человеческие свойства и качества развиваются лишь в процессе взаимодействия ребенка со средой, в процессе его собственной активной деятельности. Содержание семейного воспитания очень разнообразно. В семье ребенок бывает свидетелем и участником самых разных жизненных ситуаций, причем не всегда позитивного содержания и смысла. В этом отношении социальный опыт, приобретаемый в семье, отличается большим реализмом. Через призму наблюдаемого поведения близких для ребенка взрослых у него выстраивается собственное отношение к миру, формируются представления о ценности тех или иных явлений, объектов. Отношения ребенка к окружающим предметам, нормам поведения, жизнедеятельности в родном доме возникает опосредованно, благодаря его общению со всеми членами семьи. Семья предоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный социальный опыт. Можно с полным правом говорить о том, что семейная воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответствующий образ жизни. С другой стороны, семья представляет собой достаточно замкнутую общность близких людей, которые воспитывают друг друга, ориентируясь на общественные интересы, потребности, используя при этом апробированные временем средства, методы и приемы воспитания, которые передаются от поколения к поколению. Наблюдается и заимствование новых способов воздействия, которые взрослые члены семьи видят в окружающей жизни, о которых узнают из специальной литературы. В меру своих сил и педагогических возможностей семья руководит становлением личности ребенка, заботясь о его здоровье, нравственном, интеллектуальном, эстетическом, трудовом развитии. Это тоже характеризует семью как фактор воспитания. Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что является организатором разнообразных видов деятельности детей. От рождения ребенок, в отличие от многих представителей животного мира, не обладает умениями, которые обеспечат его самостоятельную жизнь. Его взаимодействие с миром организуют родители и другие члены семьи. По мере овладения ребенком теми или иными действиями он превращается в субъекта собственной деятельности, но и на этом этапе ему необходимо внимание взрослого, эмоциональная поддержка, одобрение, оценка, иногда – подсказка, дополнительная информация о том, как лучше сделать, поступить в той или иной ситуации и т.д. Следует помнить, что мера усилий ребенка должна соответствовать мере его возможностей. Однако практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоятельств (тяжелые болезни, потеря работы и средств к существованию, аморальное поведение и др.) Следовательно, каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или, говоря языком науки, – воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания. Понятие «воспитательный (иногда говорят – педагогический) потенциал семьи» появилось в научной литературе сравнительно недавно и не имеет однозначного толкования. Ученые включают в него много характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие ребенка. А. С. Макаренко в «Книге для родителей» развил мысль о том, что воспитание ребенка в семье – это не только личное дело родителей, но процесс, имеющий непосредственный выход на общество: плохо воспитанные дети – это горе и слезы и для семьи, и для страны в целом. Семья представляет собой систему социального функционирования человека. Она обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных, условия для социализации подростков и, что важнее всего, объединяет своих членов чувством любви, общности и радости жизни. Таким образом, будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет ряд функций (от лат. functis – действие), важна для общества, необходима для жизни каждого человека. Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается остальной мир и свое место в нем. Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи. На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: появляются новые функции, отмирают или наполняются иным содержанием ранее возникшие . Между функциями, по мнению исследователей, существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость; поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказывается и на выполнении другой. По стилю отношений между родителями и детьми в семье различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание. И.С. Кон пишет о том, что родители не всегда практикуют один и тот же стиль воспитания: отцы как правило воспринимаются юношами и на самом деле бывают более жесткими и авторитарными чем матери, так что семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга. Авторитарное воспитание- тип воспитания в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины. При этом доминирует такой воспитательный метод как требование. Принуждение является основным путем передачи социального опыта детям. Степень принуждения определяется тем насколько ребенок имеет право сам определять или выбирать содержание прошлого опта и ценностной системы- семейных ценностей, норм поведения, правил общения, ценности религии и т.п. В деятельности родителей доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности всезнайства. По мнению Т.А. Куликовой, авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства доминированием единоначалия. В этом случае родитель единолично принимает и отменят решения, большинство вопросов в отношении проблем обучения и воспитания решает сам. Преобладающими методами управления деятельностью своих детей является приказы, которые могут отдаваться в жесткой и мягкой форме (в виде просьбы, которую нельзя не выполнить). Авторитарный родитель всегда очень строго контролирует и поведение детей, требователен к четкости выполнения его указаний. Инициатива детей не поощряется или поощряется в строго определенных пределах. Было обнаружено, что дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью. Почти или совсем не стремятся к независимости. Обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны. В подростковом возрасте эти дети особенно мальчики могут чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение в котором их растили, становясь иногда непослушными, агрессивными. Девочки же чаще всего остаются пассивными, зависимыми.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 31 страница
372 руб.
Курсовая работа, Психология, 24 страницы
288 руб.
Курсовая работа, Психология, 22 страницы
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg