Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правовые последствия поставки товара без необходимой документации

irina_k200 2100 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 84 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.10.2020
Актуальность дипломной работы заключается и в том, что люди ежедневно вступают в различного рода правовые отношения, осуществляя свою жизнедеятельность, путем совершения большого количества сделок, в том числе и сделок, связанных с поставкой различного рода товаров, сталкиваясь при этом с множеством проблем: нарушением сроков поставки или отсутствием необходимых документов на товар и др. Правовую основу исследования составляют материала законодательств России и других, иностранных государства, а именно: Конституция РФ, Закон о защите прав потребителей, Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Федеральные законы РФ, Постановления Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, а также другие нормативно-правовые акты. Теоретической основой настоящей выпускной квалификационной работы составили научные труды таких авторов, как: М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, Е.П. Губин, Н.И. Клейн, Н.М. Коршунов, В.В. Лаптев, А.И. Масляев, Д.И. Мейер, И.А. Покровский, Ю.В. Романец, Е.А. Суханов, Ю.К. Толстой, В.К. Пучинский, Г.Ф. Шершеневич, В.Ф. Яковлев и другие. Основной целью выпускной квалификационной работы является проведение исследования теоретической основы и основных вопросов правовых последствий, связанных с поставкой товаров без документации. В процессе достижения вышеуказанной цели, были поставлены и решены следующие задачи: - исследовать гражданское законодательство по поставке товара в историческом аспекте; - исследовать современное гражданское законодательство в области правового регулирования поставки товаров; - выделить отличительные признаки договора поставки, а также ключевые особенности при их заключении; - исследовать сущность и содержание договора поставки; - определить порядок и условия внесения изменений, а также расторжения договора поставки; - рассмотреть нормативно-правовое обеспечение системы договора поставки; - определить правовые последствия поставки товаров без надлежащей документации; - дать общую характеристику гражданско-правовых последствий нарушения условий договора поставки. Объектом выпускной квалификационной работы выступают общественные отношения, которые возникают в связи с нарушением договорных обязательств исполнителя (поставщика), при доставке товаров с необходимой документацией. Предметом выпускной квалификационной работы выступают нормативно-правовые акты, регулирующие взаимоотношения в сфере поставки товаров, материалы судебной, а также материалы другой юридической практики. Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, библиографического списка и приложений. Текст работы дополнен иллюстрациями (рисунками), таблицами и графиками. В заключении автором общается материал исследования, характеристика поставленных задач.
Введение

Договор поставки на сегодняшний день является самым распространенным договором в предпринимательской деятельности. Данный договор превалирует в общем обороте рыночного сообщества в связи с тем, что затрагивает товарооборот и товарообмен, как на внешнем, так и внутреннем рынках, а также включает в себя переход имущественных благ и материальных ценностей от одних субъектов экономических отношений (поставщиков) к другим (покупателям). Актуальность и значимость данной тематики обуславливается тем фактом, что в своей сути поставка – это один из важнейших институтов гражданского права. В процессе вековой эволюции правовых систем, произошел своего рода естественный отбор норм о поставке, которые органически произошли из договора купли-продажи. Случайные и неудачные его положения с течением времени постепенно отсеивались, уступая свое место более целесообразным и обоснованным, повышался также и общий уровень юридической техники. Те правовые нормы, которые изначально регулировали только куплю-продажу, обрели характер общих, базисных положений для других сделок гражданско-правового характера. Именно поэтому, институт поставки оказал значительное влияние на формирование договорного права всех правовых систем: можно говорить о том, что в историческом аспекте, он стал прародителем всей общей части обязательственного права. А общие положения договорного права, почти полностью распространили свое влияние на отношения по поставке. На сегодняшний день «поставка» - это один из самых распространенных договоров в предпринимательской деятельности. Большое значение этого институте в современном праве обуславливается значительной гибкостью, широтой сферы своего применения, поскольку поставка является самой универсальной формой товарно-денежного обмена. Одновременно с поставляемым товаром, поставщик должен предоставить покупателю полную документацию на товар (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и так далее), которые предусмотрены законодательством, иными правовыми актами, а также самим договором. Это указывается в пункте 2 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) . К сожалению, вышеуказанная документация при поставке товара зачастую отсутствует, а возникающие споры приходится решать в судебном порядке. Как показывает статистический анализ количества поданных исков по категориям, которые рассматриваются арбитражными судами, количество исков по договорам поставки занимает одну из лидирующих позиций. (см. Табл.1). Таблица 1. Общие показатели по категориям дел Этим и обуславливается необходимость проведения исследования общей системной организации известных гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказания возмездных услуг, с точки зрения обеспечения охраны субъективных прав потребителей, поскольку рассматриваемые случаи затрагивают определенную специфику данных договоров, которая позволяет выделить их из числа родственных видов гражданско-правовых соглашений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОГОВОРОВ ПОСТАВКИ 7 1.1. История возникновения понятия договора поставки 7 1.2. Система источников права, составляющих нормативную базу регулирования договорных правоотношений поставки товара 14 1.3. Отличия договора поставки от других договоров по передаче имущества 20 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРОВ ПОСТАВКИ 27 2.1. Заключение договора поставки 27 2.2. Исполнение и расторжение договора поставки 36 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПРИ ПОСТАВКЕ ТОВАРА БЕЗ НЕОБХОДИМОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ 46 3.1. Необходимая документация при поставке товара 46 3.2. Неустойка и убытки при поставке товара без необходимой документации 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
Список литературы

1. Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. - 1993. - № 237; 2014. - № 163. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая / Федеральный закон от 26 января 1996 г. (ред. от 27.12.2019) // Российская газета. - 1996. - № 23,24,25; Российская газета. – 2019. - Федеральный выпуск № 296. 3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - № 25. - Ст. 2955; Российская газета. – 2020. - № 38. 4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 01.03.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 1; Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 1 марта 2020 г. 5. Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. - № 52 (часть I). - Ст. 6223. 6. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (ред. от 28.11.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 52(часть I). - Ст. 5140; 2018. - № 49(часть I). - Ст. 7521. 7. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» ред. от 01.03.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. - № 2. - Ст. 150; Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 1 марта 2020 г. 8. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. - № 48. - Ст. 4553; 2019. - № 52(часть I). - Ст. 7799. 9. Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. - № 34. - Ст. 3540; 2015. - № 29(часть I). - Ст. 4342. 10. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. - № 1. - Ст. 3; 2019. - № 52(часть I). - Ст. 7829. 11. Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (ред. от 19.07.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. - № 32. - Ст. 3303; 2011. - № 30(часть I). - Ст. 4596. 12. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. №594 «О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (ред. от 31.12.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. - № 28. - Ст. 2669; 2016. - № 2(часть II). - Ст. 190. 13. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)" (ред. от 16.10.2018) // Нормативные акты для бухгалтера. -2014 г. - №11. 2. Международные акты 1. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.) // Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации, 1994 г., N 1. 3. Материалы судебной практики 1. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 // Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (Дата обращения: 02.03.2020). 2. Определение Верховного Суда РФ от 27 июня 2018 г. N 130-ПЭК18 по делу N А40-178214/2016 // Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (Дата обращения: 08.03.2020). 3. Постановление Президиума ВАС РФ от 22.05.2001 № 1794/00 // Вестник ВАС РФ. – 2001. – № 10. – С. 9. 4. Постановление Президиума ВАС РФ от 18.04.2000 № 506/00 // Вестник ВАС РФ. – 2000. – № 8. – С. 12. 5. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.05.2001 № А56-30749/0016. // Вестник ВАС РФ. – 2001. – № 9. – С. 11. 6. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. N 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» // Вестник ВАС РФ. – 1998. – № 3. 7. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2019 г. N 09АП-60054/19 // Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (Дата обращения: 10.03.2020). 8. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2017 г. N 03АП-7547/16 // Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (Дата обращения: 10.03.2020). 9. Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 августа 2016 г. N 12АП-7250/16 // Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (Дата обращения: 10.03.2020). 10. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2015 г. N 09АП-26733/15 // Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (Дата обращения: 10.03.2020). 11. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2013 г. N 09АП-29825/13 // Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (Дата обращения: 10.03.2020). 12. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 3 декабря 2010 г. N 09АП-28032/2010 // Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (Дата обращения: 10.03.2020). 13. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2010 г. N 09АП-21851/2010 // Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (Дата обращения: 10.03.2020). 14. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 января 2016 г. N Ф05-20416/15 по делу N А40-6760/2015 // Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (Дата обращения: 10.03.2020). 15. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 января 2016 г. N Ф05-20416/15 по делу N А40-6760/2015 // Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (Дата обращения: 10.03.2020). 16. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 ноября 2015 г. N Ф02-5758/15 по делу N А74-8686/2014 // Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (Дата обращения: 10.03.2020). 17. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 июля 2015 г. N Ф07-4514/15 по делу N А56-37473/2014 // Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (Дата обращения: 10.03.2020). 18. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 мая 2014 г. N Ф05-3845/14 по делу N А40-44947/2013 // Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (Дата обращения: 10.03.2020). 19. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 июля 2012 г. N Ф05-6317/12 по делу N А40-104932/2011 // Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (Дата обращения: 10.03.2020). 20. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 июля 2010 г. по делу N А32-47016/2009 // Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (Дата обращения: 10.03.2020). 21. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 января 2009 г. N КГ-А40/11736-08 // Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (Дата обращения: 10.03.2020). 22. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 ноября 2004 г. N А12-13384/2004-С48 // Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (Дата обращения: 10.03.2020). 4. Учебная и научная литература 1. Анохин В.А Ответственность за нарушение договорный: обязательств. – М. Норма. 2000. – С. 83; Разумова И. Поставка или розничная купля-продажа? // ЭЖ-Юрист. – 2006. – № 10. – С. 10. 2. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (постатейный; 2-е издание, переработанное и дополненное). - Специально для системы ГАРАНТ, 2015. 3. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. – М. Статут. 2000. – с. 345. 4. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. – М. Статут. 2001. – С. 100-101. 5. Брагинский М.И., Шапкина Г.С. Хозяйственные договоры в материально-техническом снабжении и сбыте. – М. Экономика. 1976. – С. 45. 6. Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров. Комментарий. / Под ред. Розенберга М.Г. – М. Юридическая литература. 1994. – С. 16. 7. Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. – М. Статут. 1999. – С. 111-116. 8. Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды – М. Норма. 2002. – С. 117. 9. Галенская Л.Н. Комментарий к Международным правилам толкования торговых терминов "Инкотермс 2010" - Специально для системы ГАРАНТ, 2011 г. 10. Генкин Д.М., Новицкий И.Б., Рабинович Н.В. История советского гражданского права. – М. Юрлитиздат. 1949. – С. 43. 11. Гордон М.В. Система договоров в советском гражданском праве // Ученые записки Харьковского юридического института. Вып. 5. – Харьков. 1954. – С. 82-83. 12. Егорова М.А. Коммерческое право: учебник для вузов. - Специально для системы ГАРАНТ, 2013. 13. История государства и права СССР / Под ред. Чистякова О.И., Кукушкина Ю.С. – М. Наука. 1986. – С. 310. 14. Картужанский Л.И. Об основных условиях поставки // Вестник Ленинградского университета. – 1950. – № 10. – С. 69, 72, 79. 15. Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР / Под ред. Братуся С.Н., Садикова О.Н. – М. Юридическая литература. 1982. – С. 196. 16. Комментарий Гражданского кодекса Российской Федерации. Часть вторая. Глава 30 "Купля-продажа" (книга 1) / Под ред. Олейник О.М. – М. Бек. 1999. – С. 101. 17. Комментарий Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 2) / Под ред. Садикова О.Н. – М. Бек. 1999. – С.422. 18. Комментарии к Части 2 Гражданского кодекса РФ / Под ред. Садикова О.Н. – М. Инфра-М. 2000. – 624 с. 19. Кучер А.Н. Теория и практика преддоговорного этапа: юридический аспект. М., 2005. С. 246. 20. Мейер Д.И. Русское гражданское право в 2 ч. Классика российской цивилистики. Воспроизведение издания 1902 г. Т. 2. – М. Статут. 2013. – С. 238. 21. Мейер Д.И. Русское гражданское право: В 2-х ч. Ч. 2. – М. Статут. 1997. – с. 333. 22. Новикова А.А. Неденежная неустойка: теоретические и практические проблемы применения//Законы России: опыт, анализ, практика. 2011, N 2. 23. Романец Ю.В. Обязательство поставки в системе гражданских договоров // Вестник ВАС РФ. – 2010. – № 12. – С. 72. 24. Российское гражданское право. Учебное пособие / Под ред. Суханова Е.А. В 2-х т. – М. Бек. 1999. – С. 97. 25. Садиков О.Н. Российское гражданское право. – М., Юристь. 1998. – С. 74. 26. Сафонов М.Н. Договор поставки. – М. Инфра-М. 1998. – С. 112. 27. Старцева М.В. Договор мены в гражданском обороте: проблемы надлежащей квалификации // Арбитражная практика. – 2012. – № 4. – С. 15-17. 28. Советское гражданское право: Пособие для юридических вузов. Т. II. / Под ред. С.Н. Братуся. – М. Госюриздат. 1951. – С. 20. 29. Советское государство и право в первые годы советской власти. / Под ред. Титова Ю.П. – М. Юридическая литература. 1983. – С. 290. 30. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. – М. ТЕИС. 1995. – с. 327. 31. Яковлев В.Ф. О понятии договора поставки по советскому гражданскому праву // Проблемы гражданского и административного права. – Л. Издательство ЛГУ. 1962. – С. 244.
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОГОВОРОВ ПОСТАВКИ 1.1. История возникновения понятия договора поставки Одна из самых ярких черт российского дореволюционного гражданского права являлся тот аспект, что договор поставки, наряду с договором купли продажи выделялся в отдельный самостоятельный вид договора. Важно отметить, что под «поставкой» понимался договор, по которому одна сторона должна была доставить другой какую-либо вещь в обозначенные в данном договоре сроки. А отличие договора поставки от договора купли-продажи сводилось к тому, что поставка сводилась к некому промежутку времени, между заключением и исполнением договорных обязательств, в то время как куплей-продажей такой промежуток времени не предполагал, но и не исключал. Данное обстоятельство имело ключевое значение, в связи с тем, что продавцом по договору купли-продажи мог выступать исключительно собственник, таким образом правовые отношения, связанные с тем, что лицо обязывалось доставить имущество в будущем, к указанному сроку, договором не охватывались. Однако, в гражданско-правовой доктрине того периода можно отметить существенное сходство, даже отсутствие каких-либо значительных и существенных правовых оснований, позволявших выделить договор поставки в категорию самостоятельного договора. Например, по мнению, Г.Ф. Шершеневича: «Совокупность юридических отношений, которая охватывается на Западе одним понятием купли-продажи, у нас разделяется на три группы по едва уловимым признакам, таким как: купля-продажа в узком смысле данного понятия, запродажа и поставка. В данном конкретном случае законодателем были приняты бытовые понятия, не уделив внимания на тот момент, что они в своей сущности не содержат в себе достаточное количество юридических различий. С этой системой трех договоров, служащих одним и тем же юридическим средством достижения экономической цели, русское законодательство стоит совершенно одиноко среди других правильных законодательств» . Таким образом, в середине XVIII договор поставки уже был специально отрегулирован в отечественном праве, и имел мало аналогов в зарубежном законодательстве того периода. С момента своего рождения, данный институт применялся по большей части для регулирования взаимоотношений государства (казны) с частными лицами, возникавших по мере необходимости удовлетворения потребностей в том или ином товаре. Свод законов гражданских общим положениям договора поставке посвящалось лишь 8 страниц, в то время как казенным поставкам отводилось более 240. По утверждению Д.И. Мейера по своей сущности, поставка очень близка к купле-продаже: «как по договору купли-продажи за известную цену передаётся какая-либо вещь, точно так же – и по договору поставки. Родство обоих договоров оказывается ещё более близким, если принять во внимание тот факт, что и при купле-продаже исполнение по договору может не совпадать с его заключением. И, действительно, нередки случаи, когда при заключении купли-продажи продавец обязывается доставить покупщику такую-то вещь к такому-то времени, а не тотчас же по заключении договора, так что иногда трудно определить, есть ли данный договор поставка или купля-продажа» . В период подготовки V книги Гражданского уложения, который был вынесен на рассмотрение Государственной Думы в 1913 году, российскими цивилистами договор поставки рассматривался как один из видов договора купли-продажи, и определялся как один из договора купли продажи, и характеризовался как договор, в соответствии с которым продавец обязывался за определенное денежное вознаграждение, поставить покупателю известное количество заменимых вещей, к указанному в данном договоре сроку. При этом отмечалось, что порядок исполнения обязательств по договору поставки вполне сопоставим и к договору купли-продажи, в частности, если он был заключен с выделенным условием о доставке товара к определенному сроку. Идентичными признавались и последствия вышеназванных договоров. Важной особенностью договорных обязательств в период иностранной интервенции, а также гражданской войны, так называемого периода «военного коммунизма», что договор в своем гражданско-правовом значении уступает ряд своих позиций административно-правовым актам. В связи с переходом от торговли к распределению, который наметился в первые годы советской власти и широко осуществлявшемуся в период борьбы за существование Советского государства, в значительной степени сократили сферу использования договора мены. К примеру, Декрет СНК «О товарообмене и обязательной сдаче населением продуктов сельского хозяйства и промыслов» от 5 августа 1919 года не имел договорной основы в принципе. В период новой экономической политики существенно расширилась сфера применения важнейших договоров, таких как: договор купли-продажи, мены, а также поставки. Товарообмен в этот период получает значительное расширение, как в рамках советской государственной торговли, так и на почве вольного рынка. Специфическую разновидность купли-продажи составлял договор поставки, в котором в данном периоде покупателем являлся государственный орган, поставщиком - частное лицо. Поставки частных лиц государству предусматривались Декретом СНК «О порядке привлечения подрядчиков и поставщиков к выполнению заданий, возлагаемых на них государственными органами» от 4 октября 1921 года . Порядок сдачи поставки и возникающие из договора права и обязанности сторон определялись Положением о государственных подрядах и поставках. В течение анализируемого периода, данное положение подвергалось неоднократным изменениям и корректировкам. При этом Гражданский Кодекс выделяет в самостоятельную категорию договор мены. Важно отметить, что договор мены получил признание еще до издания ГК: Декретом СНК РСФСР «Об обмене» от 24 мая 1921 года крестьянам и кустарям разрешался товарообмен с государством . В отличие от товарообмена предыдущего периода, это уже была уже настоящая гражданско-правовая сделка мены: отношение обмена устанавливались по свободному соглашению сторон. Широкое применение в этот период договор мены получает и в отношениях между госорганами: непосредственный товарообмен между госпредприятиями был запрещен позднее, в связи с проведением кредитной реформы. Гражданский кодекс 1992 г., содержание, которого было во многом продиктовано дореволюционным проектом Гражданского уложения, не включал в себя нормы о договоре поставки как о самостоятельном виде гражданско-правового договора. Однако в дальнейшем, в связи с жестким централизованным регулированием имущественного оборота и всеобъемлющим планированием экономических отношений, это привело к созданию централизованной плановой административно-командной системы управления экономикой, договор поставки стал рассматриваться в качестве оптимального средства доведения плановых заданий до конкретных участников имущественного оборота. В советский период развития гражданского права договор поставки снова признается самостоятельным договором, являющимся основной правовой формой отношений организаций по снабжению и сбыту продукции в народном хозяйстве и одновременно ведущим хозяйственным договором . Под договором поставки понимался плановый договор, согласно которому организация поставщик обязывалась передать в течение определенного срока или сроки в оперативное (хозяйственное) управление организации-покупателя указанные в договоре товары или определенную продукцию, согласно обязательному для обеих сторон (организаций), плановому акту распределения товаров и продукции, а организация-покупатель обязуется принять и оплатить ее по установленным ценам. Договором поставки признавался также и заключаемый между организациями по их усмотрению договор, в соответствии с которым поставщик обязывался предать покупателю товар, не распределяемый в плановом порядке, в срок, не совпадающий с моментом заключения договора. В 30-е годы, наблюдалась устойчивая тенденция к усилению планово-регулирующего воздействия государства, в том числе сказывавшаяся и на отношения по поставке, что вело, к снижению сферы автономии воли сторон а также, было сопряжено с усилением и все большим регулированием со стороны закона и административных актов. Все более внедрялся хозрасчетный метод управления промышленность, как наиболее подходящий решение задач социалистического строительства. В отношении договора государственных поставок важно отметить и новое Положение о государственных подрядах и поставках. На этом этапе развития в роли поставщиков и подрядчиков уже выступали уже не только частные лица или же их объединения; по мере роста государственной промышленности и торговли, договоры поставки и подряда стали нередко заключать теперь и государственные органы, а принимать к ним одни и те же меры защиты государственных интересов, какие предусматривались Положением о государственных подрядах и поставках (представление залога, повышенные санкции, специфическая форма заключения и т.д.) оснований не было. Если Положение о государственных подрядах и поставках было изменено применительно к новым условиям в законодательном порядке, то статьи Гражданского Кодекса приспособлялись для регулирования отношений между государственными организациями в порядке судебно-арбитражной практики. Общая линия развития в области договора поставки в предвоенный период (1936-1941) может быть обозначена следующими штрихами: дальнейший рост планового договора поставки, заключаемого социалистическими предприятиями; борьба за договорную дисциплину, как одно из условий надлежащего проведения хозрасчета и т.д. (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1941 года о продаже демонтированного и излишнего оборудования; Инструкция Госарбитража при СНК РСФСР, утвержденная постановлением СНК СССР от 29.08.1939 года; Указ президиума Верховного Совета СССР от 10.07.1940 года об ответственности за поставку недоброкачественной или некомплектной продукции и выпуск продукции о нарушением обязательных стандартов и другие). В гражданском праве в военный и послевоенный период сужалась сфера договорных отношений, и усиливался принцип целевого назначения, в связи, с чем создавалась система целевых имущественных фондов. Плановые задания служили основанием для возникновения обязательств даже без заключения договора (Постановление Совета министров «О заключении хозяйственных договоров» от 15.04.1949 года, в котором подчеркивалось, что договор, заключенный на основе плана, признается единственно правильной формой отношений между хозорганами) . Договорные отношения в период «победы» социализма в СССР (50-60-е года) не соответствовали новым историческим условиям. Кроме того, гражданское законодательство было кодифицировано в рамках союзных республик в виде гражданских кодексов, в масштабе же всего советского Союза такая систематизация проведена не была. Поэтому 8.12.1961 года Верховный Совет СССР утвердил Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. Следующим кодифицированным актом гражданского законодательства является Гражданский Кодекс РСФСР, утвержденный Верховным Советом РСФСР 11.06.1964 года. По смыслу закона каждая из сторон такого договора обязуется передать имущество другой стороне в собственность или оперативное управление. Договор мены, как и договор купли-продажи, представляет собой одну из правовых форм товарного обращения. Договор поставки по Гражданскому Кодексу РСФСР 1964 года является основной правовой формой отношений социалистических организаций по снабжению и сбыту продукции в народном хозяйстве и одновременно ведущим хозяйственным договором. Статья 258 предусматривает две разновидности договора поставки: договор, основанный на плановом акте распределений продукции и договор, заключаемый по усмотрению сторон. Преобладающим является плановый договор поставки. При разработке нового ГК было принято решение сохранить договор поставки, но не в качестве самостоятельного гражданско-правового договора, а как один из видов договора купли-продажи, ориентированный на регулирование отношений по реализации различных товаров, складывающихся в основном между профессиональными участниками имущественного оборота, которые занимаются производством и оптовой торговлей сырьем, материалами, комплектующими изделиями, оборудованием. Выделение договора поставки в качестве особого вида договора купли-продажи было продиктовано необходимостью учета специфики указанных правоотношений, требующих более жесткого и детального регулирования. Вместе с тем не следует забывать, что договор поставки остается лишь одним из видов договора купли-продажи, что влечет за собой субсидиарное применение к отношениям, связанным с поставкой товаров, норм о договоре купли-продажи. При этих условиях задача законодателя применительно к регулированию договора поставки свелась лишь к определению специальных правил, учитывающих специфику отношений по поставкам товаров и подлежащих приоритетному (по сравнению с общими положениями о купле-продаже) применению . Рассмотрев эволюцию договора поставки в историческом аспекте, перейдем непосредственно к изучению поставки в российском законодательстве. 1.2. Система источников права, составляющих нормативную базу регулирования договорных правоотношений поставки товара Область правоотношений поставки регулируется значительным количеством нормативно-правовых актов, как гражданско-правовой отрасли, так и смежными отраслями права. Основными источниками правового регулирования взаимоотношений при поставке товаров относят, ГК РФ, а также другие федеральные законы, а также принимаемы в соответствии с ними и иные нормативные акты Российской Федерации. Взаимоотношения сторон, связанные с поставкой товаров регулируются параграфом 3 главы 30 Гражданского кодекса РФ. В том случае, если отсутствуют специальные нормы о договоре поставки, то в соответствии с п.5 статьи 454 ГК РФ, то по отношению к договору поставки применяют правила, которые содержатся в разделе III ГК РФ «Общей части обязательственного права». Важно отметить и тот момент, что поставка товаров осуществляемая для государственных и муниципальных нужд, попадает под действие параграфа 4 главы 30 ГК РФ. При анализе основных источников правового регулирования взаимоотношений поставки товаров, также нельзя обойти стороной и Конституцию Российской Федерации (далее – Конституция РФ), обладающую наивысшей юридической силой, которая также закрепляет основы конституционного строя России, государственное устройство страны, образование всех исполнительных, представительных а также судебных и органов местного самоуправления, закрепляя при этом права и свободы каждого человека и гражданина. . В соответствии с п.1 статьи 8 Конституции РФ, гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности . П. 1 статьи 34 Конституции РФ закреплено право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной незапрещенной законом деятельности. Данные принципы позволяют хозяйствующим субъектам заниматься предпринимательской деятельностью, в частности поставкой товаров, в соответствии с законодательством. В ч.1 п.2 статьи 1 Закона о защите прав потребителей указано, что Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей. А в ч.2 п.2 этой же статьи сказано, что Правительство Российской Федерации вправе издавать правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения). Примерами таких подзаконных актов могут являться: 1. Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 6 марта 1993 г. N 207 «Об утверждении Порядка организации поставки и перевозки продукции (товаров) для обеспечения народного хозяйства и населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» . Вышеуказанное Постановление включает положения на поставку и перевозку продукции (товаров) потребителям районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в нем отражаются объемы, конкретные сроки отгрузки с учетом предельных сроков поступления грузов в порты (пункты) перевалки. 2. Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 № 975 ; 3. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и иные. Таким образом, под иными правовыми актами необходимо понимать в первую очередь постановления Правительства РФ, которыми утверждаются соответствующие правила поставки товаров. Необходимо выделить ряд нормативно-правовых актов, которые регулируют отдельные виды поставок товаров: 1. Федеральный закон от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» , который устанавливает общие правовые и экономические принципы формирования на контрактной основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд; 2. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» - регулирует особенности поставки материальных ценностей в государственный резерв; 3. Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» - определяет особенности поставки продукции сельского хозяйства ; Правовое регулирование в отношении поставки отдельных видов товаров осуществляется такими нормативными правовыми актами как: 4. Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» ; 5. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» ; 6. Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» ; 7. Федеральный закон от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» ; и другие. Все вышеназванное представляет собой лишь небольшую часть источников права, которые составляют нормативно-правовую основу и базис регулирования договорных отношений при поставке товаров. Другими важными источниками правового регулирования защиты прав потребителей составляют различные кодифицированные нормативно-правовые акты Российской Федерации. Так в Уголовном кодексе Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее – УК РФ) предусмотрена ответственность, в том числе, за производство, хранение или перевозку в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей. В соответствии со ст.ст. 14.40, 14.41, 14.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ) определяется административная ответственность за нарушение установленных федеральным законом требований по предоставлению информации об условиях заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности и т.д. . Важное значение в системе источников права имеют международно-правовые договоры. Согласно п.4 статьи 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В качестве примера можно привести Конвенцию Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров . Присоединение к данной Конвенции СССР произошло 23-го мая 1990 года с заявлением о том, что любое положение статей Конвенции, которое допускало, что договор купли-продажи, его изменение или прекращение соглашением сторон либо оферта, акцепт или любое иное выражение намерения совершались не в письменной, а в любой форме, неприменимо, если хотя бы одна из сторон имеет свое коммерческое предприятие в Союзе Советских Социалистических Республик. Другим примером могут послужить Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс 2010». В своей сущности «Инкотермс» является документом, содержащим базовые условия поставок товаров, которые применяются в международной торговле. Наименование документа раскрывает его основную суть и расшифровывается как – Международные торговые термины. Первое издание Инкотермс датируется 1936-м годом и в последствии она неоднократно дополнялась и модифицировалась (в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000 годах), а последние изменения вносились в документ в 2010 году. Внесенные дополнения в значительной степени видоизменили данный документ. В первую очередь, правила Инкотермс предназначены как для внешней, международной, так и внутренней, внутригосударственной торговли. Важно отметить, что подобное использование этого документа впервые было закреплено в редакции от 2010 года, а все предшествующие редакции данного документа предусматривали его применение только в международной торговле. Инкотермс был принят Международной торговой палатой (МТП) - международной неправительственной организацией (МНПО), созданной в 1920 г. Вопрос об актах МНПО неоднократно дискуссировался в правовой литературе и до настоящего времени не имеется единства мнений в отношении их правовой значимости. Большинство ученых полагает, что акты МНПО не имеют обязательной юридической силы, однако они отражают сложившуюся международную практику, международные обычаи. Важно отметить тот момент, что МНПО принимает различного рода акты: как в отношении деятельности самой организации (по принятию бюджета, формированию органов организации и др.), так и акты, которые направлены на применение их правил членами соответствующих организаций (к примеру Инкотермс МТП, Унифицированные обычаи и правила по документарному аккредитиву МТП и др.) . Таким образом, резюмируя все вышесказанное, мы приходим к выводу о том, что существует достаточно большой массив нормативных и правовых актов, которые оказывают регулирующее воздействие на сделки, связанные с поставкой товаров. Помимо этого, в законодательстве существует большое количество нормативно-правовых актов, которые регулируют договор поставки для государственных и муниципальных нужд. Важно отметить, что при заключении договора поставки, следует обращать внимание на то, что существует перечень обязательных требований к отдельным видам товаров, несоблюдение которых может привести к тому, что товар может быть признан товаром ненадлежащего качества. 1.3. Отличия договора поставки от других договоров по передаче имущества Статья 506 ГК РФ гласит, что согласно договору поставки, поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую детальность, обязуется передать в установленные сроки или в сроки производимые или закупаемые им товары покупателю, для использования их в предпринимательской деятельности или в других целях, которые не связаны с личным, семейным, домашним или любым другим подобным применением. Противником отнесения договора поставки к одной разновидности договора купли-продажи выступает О.М. Олейник, по мнению которого единственное, что объединяет поставку и куплю-продажу, - это их правовая цель, т.е. направленность на передачу права собственности или иного производного вещного права на условиях возмездности и безвозвратности . В соответствии с точкой зрения О.М. Олейника следует тот факт, что договор поставки представлен в ГК РФ в качестве разновидности договора купли-продажи, и не противоречит сущности регулируемых им экономических отношений.Так, согласно позиции В.Ф. Яковлева, договор поставки и договор купли-продажи сходны в том смысле, что оба они юридически опосредуют возмездно-денежную реализацию имущества, которая по своей экономической природе есть не что иное, как купля-продажа . Анализ отграничения договоров купли-продажи и поставки проведен Ю.В. Романцом и В.В. Витрянским , которые к специфике поставки относят: особый субъектный состав (предприниматели, юридические лица), цель (извлечение прибыли) и в ряде случаев - длительность отношений (систематический характер), а также несовпадение момента заключения с моментом исполнения договора . О длящемся характере поставок, их многократности и периодичности как характерном признаке поставки писали М.И. Брагинский, Г.С. Шапкина . Однако длительность отношений между поставщиком и покупателем не означает, что на разовую сделку не распространяются нормы о поставке. Поэтому нельзя согласиться с предположением М.В. Гордона, что разовый договор поставки представляет собой особую форму договора, промежуточную между поставкой и куплей-продажей . Ю.В. Романец помимо специфики срока и характера предпринимательской деятельности (особого субъектного состава и цели договора) выделяет еще один признак - особый предмет договора поставки. По его мнению, большинство норм § 3 главы 30 ГК РФ сформулировано применительно к движимому имуществу, которое передается от продавца к покупателю не через присоединенную сеть (как при энергоснабжении), а обычным способом . Часто возможность отграничения купли-продажи от договора поставки ставилась в зависимость от предмета поставки.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 75 страниц
1875 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 60 страниц
2500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 42 страницы
1050 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 60 страниц
6000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 35 страниц
875 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg