Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Безработица как социальное явление в Российской Федерации

irina_k200 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.10.2020
Актуальность разработки проблемы последствий безработицы, предотвращения их негативного и использования положительного влияния на человека и общество предопределили выбор темы, постановку цели и задач работы. Объектом работы является безработица как социальное явления. В качестве предмета исследования выбраны особенности безработицы в Российской Федерации как социального явления. Целью работы является изучение безработицы в Российской Федерации как социальная проблема. Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи: ? дать определение безработицы как социального явления, ее видов; ? раскрыть содержание понятия «социальные последствия безработицы»; ? проанализировать классификацию социальных последствий безработицы; ? рассмотреть политику государства в области занятости населения; ? изучит взаимосвязь роста или падения уровня преступности с уровнем безработицы; ? рассмотреть направления и механизм регулирования государством социальных и экономических последствий безработицы; ? проанализировать политику в области занятости населения Ярославской области. Теоретическую основу данной работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых, исследующих как широкий комплекс проблем занятости населения в условиях рыночного хозяйства, так и вопросы ее государственного регулирования, в частности таких как: Райхлин Э., Рогов С.М., Салин Н.В, Швецов А.Н. Научная новизна исследования определяется оценкой новых тенденций в распространении безработицы, ее структурных особенностей, основанной на комплексном анализе характера безработицы в современной экономике, мерах по поддержке безработных и их переподготовки, трудоустройства. Информационной базой исследования послужили официальные статистические материалы Федеральной службы государственной статистики, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, статистика УМВД России отдела МВД РФ по Заволжскому городскому району. В ходе исследования применены методы группировок и классификаций, анализа, сравнения, научного наблюдения.
Введение

В настоящее время, в условиях продолжительного финансового кризиса, одной из важнейших социально-экономических проблем страны становится проблема безработицы населения, которая является многоаспектной проблемой. Исследования ученых, занимающихся этой проблемой, показывают неоднозначность проявления последствий безработицы как на уровне общества, предприятия, так и на уровне отдельной личности. Одной из главных причин этого является отсутствие научно обоснованных мер и механизма их реализации, направленных на решение проблемы регулирования последствий безработицы в целом. Основополагающими понятиями в теории безработицы являются понятия безработицы, занятости, последствий безработицы и другие, содержание которых требует уточнения в свете происходящих в экономике изменений и наметившихся тенденций социального развития, когда условием экономического развития является регулирование социально-экономических процессов. Необходимость изучения отечественной наукой проблемы последствий безработицы, которая ранее не рассматривалась, вызвана практическим интересом к рекомендациям специалистов в этой области, связанным с периодическим обострением ситуации преступности. Эта проблема обуславливает исследование широкого круга проблем, связанных с функционированием системы государственного регулирования занятости и ее трансформацией в условиях кризиса, а также безработицы. Сейчас, по информации Росстата, общий уровень безработицы в России составляет 6,1 миллиона человек или 8,1 процента от экономически активного населения. С более оптимистичными прогнозами по безработице на следующий год соглашаются сейчас большинство экспертов, которые склонны относить стабилизацию на рынке труда на счет антикризисных программ занятости.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3 1 СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ И ВИДЫ………………………………. 6 1.1 Виды и сущность безработицы …………………………………………… 6 1.2 Факторы развития безработицы………………………………………….. 10 2 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА……………………………………………………. 12 2.1 Безработица в России: особенности государственного регулирования и социальная защита……………………………………………………………… 12 2.2 Проблемы безработицы на современном этапе…………………………. 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..… 26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….. 28 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………… 30
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации Конституция Российской Федерации [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 15. - ст. 1691. 2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 23.06.2001 № 34-ФЗ (ред. от 05.02.2018) [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 2018. - № 7. - ст. 968. 3. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 11.07.2011) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». 4. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1991. (устарел). 5. Абакумова, О.Г. Макроэкономика [Текст]: курс лекций / О.Г. Абакумова. –М.: Приор, 2016. – 224 с. 6. Бабашкина, А.М. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / А.М. Бабашкина. - М.: Финансы и статистика, 2015. – 480 с. 7. Барсукова, С. Ю. Теневой и фиктив¬ный рынки труда в современной России // Pro et Contra. Том 5. № 1. М., 2017 – 347 с. 8. Архипов А.И. Экономика: учеб. / А.И. Архипов, А.К. Большаков; ред. А.И. Архипова. - М.: Проспект, 2008. - 840 с. 9. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учеб. / Е.Ф.Борисов. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - 399 с. 10. Бородянский Э. Реальный путь противодействия безработице / Э. Бородянский, В. Кузьмин // Человек и труд. - 2006. - № 9. - С. 9. 11. Булатов А.С. Экономика: учеб. / А.С.Булатов. - М.: БЕК, 2003. - 816 с. 12. Булатов А.С. Экономика: учеб. / А.С.Булатов. - М.: Экономист, 2006. - 831 с. 13. Бутырнова Т.С. Экономика: учеб. пособие / Т.С. Бутырнова. - М.: ЗАО «Экономика», 2004. - 364 с. 14. Голунова Э. «Безработица? Не может быть!» / Э. Голунова // Российская бизнес-газета. - 2007. - № 10. - С. 7.
Отрывок из работы

1 СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ И ВИДЫ 1.1 Виды и сущность безработицы Безработица ? это вынужденная незанятость, возникающая вследствие постоянного нарушения равновесия между спросом и предложением труда, как на интегрированном рынке труда, так и в его различных сегментах. Термин «безработица» впервые появился в Британской энциклопедии в 1911 г., затем употреблен в 1915 г. В отчете Минтруда США. В настоящее время безработица присутствует во всех странах мира в различных объемах, формах, продолжительности [11]. Важно подчеркнуть, что к безработным обычно относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших работу и предпринимающих попытку найти новую. Структура безработицы по ее причинам включает четыре основные категории рабочей силы: потерявшие работу в результате увольнения; добровольно оставившие работу; пришедшие на рынок труда после перерыва; впервые пришедшие на рынок труда. Соотношение этих категорий зависит, прежде всего, от фазы экономического цикла. Существует несколько концепций, трактующих феномен безработицы. В марксистской теории ее обычно связывают с процессом накопления капитала, при котором потребность в живом труде (переменном капитале) растет медленнее, чем в машинах и оборудовании (постоянном капитале). В западной экономической науке господствует точка зрения, согласно которой безработица в своей основе отражает экономическую целесообразность использования ресурсов, подобно тому как, скажем, степень загрузки производственных мощностей отражает целесообразность и эффективность использования основного капитала. Об этом говорит так называемый естественный уровень безработицы, отражающий структурные диспропорции на рынке труда (между структурой спроса и предложения рабочей силы по квалификации, демографическим, географическим и иным критериям). К естественной безработице относят также так называемую фрикционную безработицу, связанную главным образом с добровольным переходом трудящихся с одной работы на другую и с сезонными колебаниями в спросе на рабочую силу. Под структурной безработицей понимается безработица, вызванная несоответствием структуры спроса и предложения рабочей силы. Циклическая безработица отражает состояние экономической конъюнктуры в стране и превышение предложения рабочей силы над спросом на нее в этой связи. Безработицы не является принципиально новым явлением для России. Она достигала значительных размеров в дореволюционной России, особенно велико было аграрное перенаселение. В период нэпа безработица была ликвидирована на основе формированной индустриализации, провозглашена всеобщность и обязательность труда. Следующее десятилетие характеризуется хроническим дефицитом рабочей силы, с крытым аграрным перенаселением, высокой текучестью работников. Впервые наличие масштабной скрытой безработицы проявилось в условиях реализации «щекинского метода», позволившего высвобождать излишнюю рабочую силу и доплачивать за выполнение работы с меньшей численностью. Затем экономические реформы первой половины 90-х годов имели следствием перевод скрытой безработицы в открытую, началась официальная регистрация безработных, созданы государственные службы занятости. Четко можно уже определить некоторые общие тенденции российской безработицы: рост официально зарегистрированных безработных, неравномерность темпов безработицы по отдельным видам деятельности, отраслям, регионам, увеличение продолжительности периода нахождения нового рабочего места, разнообразие форм безработицы. Фрикционная безработица связана с профессиональными, возрастными, региональными перемещениями работников. Это лица наемного труда, которые, покинув предыдущее место работы, находятся в процессе перехода на новое место. Отличительный признак этого вида безработицы - добровольность и низкая продолжительность. Структурная безработица является результатом изменений в технологии, технике и структуре производства, структуре потребительского спроса, обусловливающих несоответствие структуры рабочих мест и профессиональной структуры работников. Этот вид безработицы, как правило, носит долговременный характер, требует дополнительных затрат общества и индивидов на переквалификацию, перемену места жительства. Циклическая безработица обусловлена циклическим характером воспроизводственного процесса в рыночной экономике. Она увеличивается в период кризиса и снижается в условиях подъема экономики. Особенно возрастает безработица в период перехода к новым технологическим способам производства на основе всеохватывающих революционных сдвигов в технике, технологии, организации производства. Региональная безработица возникает в результате диспропорций между спросом и предложением рабочей силы на данной территории. Она формируется под влиянием неравномерного экономического развития территорий, испытывает воздействие демографических, исторических, культурных и других специфически факторов. Высказываются предложения о выделении в особую форму конверсионной и экономической безработицы, приобретающие особую форму конверсионной и экономической безработицы, приобретающие особую значимость вследствие проведения в переходный период конверсии ВПК и усиления конъюнктурных колебаний. Текучая форма безработицы характеризуется увольнением работников с предприятий по собственному желанию и инициативе администрации. В переходный период причинами увольнения работников по собственному желанию стали финансовое состояние предприятия, размер предприятия (малое, крупное), форма собственности (государственное, приватизированное, выкупленное частными лицами). Коэффициент увольнения и доля уволенных, в связи с сокращением, выше на приватизированных предприятиях, чем на частных или государственных. В условиях, когда циклическая безработица отсутствует, экономика находится в состоянии полной занятости, так как фрикционная и структурная безработицы естественны и неустранимы в рыночной экономике. Введенный в научный оборот М. Фридманом естественный уровень безработицы находится под воздействием факторов: демографических, инфраструктурных, уровня минимальной заработной платы и социальных выплат. Под движением рабочей силы понимают механическое изменение её численности и состава или перераспределение. Любое изменение численности, связанное с приёмом, увольнением и перераспределением работников называется «оборотом» рабочей силы. Различают абсолютные показатели оборотов рабочей силы и относительные показатели движения рабочей силы. К абсолютным показателям движения рабочей силы относятся: абсолютный оборот по приёму - это число работников, принятых на работу в данном периоде; абсолютный оборот по увольнению - число уволенных за данный период; общий абсолютный оборот рабочей силы - это сумма абсолютного оборота по приёму и абсолютного оборота по увольнению - сумма принятых и уволенных. Однако абсолютные размеры оборотов не характеризуют степень интенсивности движения рабочей силы. На этот вопрос ? какова степень движения рабочей силы ? можно ответить путём расчёта относительных показателей оборотов рабочей силы - коэффициента оборотов отдельно по приёму, по увольнению и общему обороту рабочей силы. 1.2 Факторы развития безработицы Среди факторов, влияющих на динамику безработицы, основополагающими являются следующие: ? демографические факторы - изменение доли экономически активного населения в результате сдвигов в уровне рождаемости и смертности, половозрастной структуре населения, средней продолжительности жизни, в направлениях и объемах миграционных потоков; ? технико-экономические факторы: темпы и направления НТП, обусловливающие экономию рабочей силы. Разрушение наукоемких российских производств, проведение конверсии без учета экономических и социальных последствий на всех уровнях создали угрозу массового банкротства предприятий и лавинообразного высвобождения: ликвидность предприятия любой организационно-правовой формы с численностью работающих более 15 чел.; сокращение численности в количестве 50 и более человек в течение 30 календарных дней, 200 и более человек в течение трех месяцев, 500 более в квартал; увольнение работников в количестве одного процента общего числа работающих в связи с ликвидацией предприятий либо сокращение численности в течение 30 календарных дней в регионе с общей численностью занятых менее 5,0 тыс. чел. Экономические факторы: состояние национального производства, инвестиционной активности, финансово-кредитной системы, уровень цен и инфляции. По сформулированному А. Оукеном закону существуют отрицательная связь между уровнем безработицы и объемом ВНП, каждый «всплеск» безработицы связан со снижением реального объема ВНП. При каждом увеличении уровня безработицы на один процент темп роста реального ВНП снижается на два процента. Ежегодный прирост ВНП в размере 2,7 % удерживает долю безработных на постоянном уровне. Следовательно, пока не будет достигнуто не менее чем трехпроцентного прироста макроэкономических показателей, доля безработных будет увеличиваться. Закон Оукена иллюстрируется пиктограммой, где на горизонтальной оси показаны изменения уровня безработицы, а на вертикальной - изменения реального объема ВНП. Каждая точка соответствует определенному году. Линия, проведения через точки показывает, что изменение реального объема ВНП (в %) = 3 - 2* на изменение уровня безработицы. При росте безработицы с 6 до 8 % рост реального ВНП составит: 3 - 2 * (8 - 6) = - 1 %. Снижение ВНП указывает на спад в экономике [5]. Существует взаимосвязь безработицы и инфляции, впервые зафиксированная в 50-е год А. Филипсом в виде кривой. Он зафиксировал обратную взаимосвязь между темпами инфляции и долей безработицы: чем выше темпы инфляции, тем ниже доля безработных. Вмешательство государства может снизить уровень безработицы, расширяя совокупный спрос. Возникающая при этом напряженность на рынке труда будет способствовать росту заработной платы, цен, следовательно, и развертыванию инфляции. Для снижения инфляции необходимо производить политику ограничения спроса, что приводит к свертыванию производства, росту безработных. 2 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА 2.1 Безработица в России: особенности государственного регулирования и социальная защита Постоянное поддерживание определенного уровня занятости населения – сложная проблема для любой страны, в том числе имеющей многовековые рыночные традиции. Регулирование рынка труда в стране осуществляет служба занятости (СЗ), призванная содействовать найму, подготовке и переподготовке кадров, оказывать помощь безработным. Основными принципами в работе службы занятости являются: децентрализация; гибкость и мобильность; демократизм; рациональное сочетание в управлении вертикальных и горизонтальных связей. Перед службой занятости поставлены следующие задачи: ? учет свободных мест и граждан, нуждающихся в трудоустройстве; ? информирование о возможностях трудоустройств; ? содействие гражданам в выборе подходящей работы и работодателям в подборе необходимых работников; ? сохранение и организация новых рабочих мест путем прямого инвестирования и кредитования; ? организация общественных работ; ? организация профессионального обучения и профессионального консультирования незанятых граждан; ? оплата обучения, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий; ? регистрация безработных; ? выплата пособий по безработице и других видов материальной помощи; ? мероприятия по социальной защите различных групп населения. Государственная система службы занятости имеет три уровня подчиненности: ? I уровень – федеральная служба занятости; ? II уровень – региональные организации службы занятости; ? III уровень – местные организации служб занятости, в том числе городские, районные организации, их филиалы, бюро, центры. Для решения перечисленных задач каждый уровень системы службы занятости выполняет как общие, так и частные, присущие только ему функции. Общими функциями служб занятости всех уровней являются: ? анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу; ? оказание помощи в выборе работы; ? организация подготовки и переподготовки кадров [18]. Для федеральной службы частными являются функции: ? разработка целевых программ занятости, в том числе межрегиональных и региональных; ? поиск и разработка механизма финансирования этих программ; ? определение основных направлений профессионального обучения; ? создание правовой и нормативной базы функционирования; ? координация работы региональных и местных служб занятости Для местных организаций служб занятости частными являются функции, связанные непосредственно с гражданами: ? регистрация безработных; ? поиск свободных мест; ? трудоустройство; ? выявление актуальных профессий; ? переобучение и выбор курсов, а также учебных программ [18]. Много внимания уделяется социально незащищенным слоям населения. Предусматриваются специальные меры по профессиональной реабилитации инвалидов, адаптации военнослужащих в гражданской среде, содействие в развитии малого бизнеса, трудоустройство подростков, организации профессионального консультирования различных групп населения, участие в решении региональных проблем рынка труда, таких, как миграция работников за рубеж, работа на дому, работа неполный рабочий день. Основным источником финансирования служб занятости являются обязательные отчисления работодателей и средства обязательного страхования. В 1991 году в России сформировалась государственная служба занятости. Она организуют обучение и переобучение безработных на базе своих учебных центров, которые бывают многофункциональными, многоуровневыми, общеобразовательными и предоставляющими дополнительное образование. Источниками финансирования учебных центров являются средства, привлекаемые из региональных и местных бюджетов, а также из государственного фонда занятости. Деятельность учебных центров служб занятости строится на основе таких принципов как: опережающее обучение, содействие самозанятости населения; формирование социального заказа на обучение; предоставление преимуществ для граждан, нуждающихся в социальной защите. Центры оказывают как платные, так и бесплатные услуги, такие как: методическая помощь в организации профессионального обучения; организация обучения и переобучения рабочих и специалистов на предприятиях в районе; подготовка граждан для предпринимательской деятельности; стимулирование деловой активности населения; консультирование и предоставление информационных услуг, в том числе работодателям и гражданам [18]. Политика занятости – научно обоснованная система мер, реализуемая органами государственной власти в отношении рынка труда. Функциональная роль политики занятости, это обеспечение рациональной включенности трудоспособного населения в сферу занятости, регионального распределения рабочей силы на территории в соответствии с количеством и качеством рабочих мест; поддержание занятости на максимально возможном уровне; регулирование отношений между субъектами рынка рабочей силы; обеспечение средствами существования лиц, не имеющих работу. Политика занятости имеет свои особенности по странам, включает комплекс экономических, социальных, правовых мер по регулированию внутренних отношений занятости и внешних с другими странами по поводу миграционного обмена с международным рынком рабочей силы. В России политик занятости в современных условиях пока не имеет четкой стратегической ориентации, не подкреплена комплексом мер по обеспечению рациональной занятостью, направлена в основном на сокращение уровня и продолжительности безработицы, и оказание социальной помощи безработным [18]. Управляющее воздействие на сферу занятости и рынок труда оказывают три основных субъекта: ? государство (прежде всего через законодательную, а также исполнительную власть); ? работодатели (предприниматели, администрация предприятий и организаций); ? государственная служба занятости (прежде всего ее местные органы). Государство реализует стратегическое управление занятостью, то есть формирует общую политику занятости, под которой понимается совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена [18].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Социология, 33 страницы
299 руб.
Курсовая работа, Социология, 23 страницы
290 руб.
Курсовая работа, Социология, 24 страницы
288 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg