Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Возникновение юридического лица

irina_k200 348 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 29 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.10.2020
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что возникновение юридического лица как субъекта предпринимательской деятельности является первоначальным этапом при его создании, а равно важнейшим условием его существования как такового. Объектом исследования курсовой работы является юридическое лицо. Предметом исследования является порядок возникновения юридического лица. Целью данной работы является изучение порядка возникновения юридического лица. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - раскрыть понятие юридического лица, - рассмотреть нормативно-правовое регулирование процесса создания юридического лица, - изучить процедуру создания юридического лица. Методы исследования: изучение и анализ научной литературы; сравнение, анализ и синтез, интервьюирование. Нормативно-правовой основой исследования явились: Конституция РФ, Гражданский кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты. Теоретической основой явились труды авторов литературы: Абдрахманова Д. М., Егорова, М. С. И т.д. Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Введение

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Юридическое лицо. История развития. 5 1.1. Появление категории юридическое лицо 5 1.2. Понятие юридического лица в настоящее время 9 Глава 2. Возникновение юридического лица 12 2.1. Нормативно-правовое регулирование процесса создания юридического лица 12 2.2. Процедура создания юридического лица 16 2.3. Значение юридического лица 23 Заключение 29 Список использованных источников 31
Список литературы

I. Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации М., 2019. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ: в ред. от 18 июля 2019. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 № 145-ФЗ: в ред. от 27 декабря 2019. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 № 174-ФЗ в ред. от 02 августа 2019. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 5. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 № 1146-ФЗ: в ред. от 28 января 2020. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 6. Об акционерных обществах: федер. закон Рос. Федерации от 26 декабря 1995 № 208-ФЗ: в ред. от 04 ноября 2019. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 7. Об обществах с ограниченной ответственностью: федер. закон Рос. Федерации от 08 февраля 1998 № 14-ФЗ: в ред. от 04 ноября 2019. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 8. О государственной регистрации юридических лиц: федер. закон Рос. Федерации от 08 августа 2001 № 129-ФЗ: в ред. от 26 ноября 2019. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». II. Учебная и научная литература 9. Абдрахманова Д. М., Егорова М. С. Предпринимательство без образования юридического лица. Порядок регистрации и прекращения деятельности // Молодой ученый. 2018. № 11. 10. Долинская В.В. Организационно – правовые формы хозяйствования: система и новеллы /Журнал российского права. 2019. № 1. 11. Закуракина О. В. Формирование и развитие теорий юридического лица в России // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы II Междунар. науч. конф.. П., 2019. 12. Золотарев А. С. Побочные эффекты реформирования системы юридических лиц в гражданском праве России // Молодой ученый. 2018. № 7. 13. Килабов М. М. Юридические лица, понятие и особенности их признаков // Молодой ученый. 2017. № 7. 14. Килабов М. М. Виды юридических лиц и их особенности // Молодой ученый. 2017. № 7. 15. Куликова Т. В. Ликвидация юридического лица и исключение юридического лица из единого государственного реестра — синонимы или различные понятия? // Актуальные проблемы права: материалы II Междунар. науч. конф. М., 2019. 16. Никитина С.С. Правовое регулирование деятельности юридических лиц: обзор изменений законодательства в 2015-2016 гг./ Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 1. 17. Репьев А.Г., Реуцкий, С.Ю. Юридические лица в гражданском праве: некоторые аспекты типологии / Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2019. № 14. 18. Рой А.А. Особенности гражданской правоспособности публично – правовых образований / Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 5. 19. Самсонов Д.А. Актуальные проблемы регистрации юридического лица. 2018. № 11. 20. Селютин А.В. Актуальные проблемы развития гражданского законодательства о юридических лицах / Территория науки. 2019. № 6.
Отрывок из работы

Глава 1. Юридическое лицо. История развития. 1.1. Появление категории юридическое лицо Российская правовая наука столкнулась с трудностями, связанными с поиском определения понятия юридического лица и конструирования правового режима для различных его видов, которые вызваны не только сложностью самой проблемы, несовершенством законодательства, но и отсутствием целостной, научно обоснованной, отвечающей современным потребностям и реалиям экономической жизни концепции, объясняющей природу юридического лица, которая могла бы быть принята законодателем. Вопрос о сущности, юридической природе, понятии и правовой конструкции такого субъекта права, как юридическое лицо, всегда являлся одним из сложнейших в юриспруденции. С момента появления юридических лиц в имущественном обороте и вплоть до настоящего времени теоретические споры по этой проблематике не утихают, а общепризнанного подхода пока так и не выработано. Как известно, наукой предложено большое количество концепций о юридическом лице. Многие, из которых основаны на опыте зарубежной практики и российском историческом опыте. Так же проблеме юридического лица посвящена обширная литература, создано множество теорий, пытающихся раскрыть природу юридического лица, отыскать его «субстрат», определить содержание понятия юридического лица и соотношение этого понятия с понятием субъекта права, все разнообразие теорий, объясняющих суть этого непростого явления, до сих пор остается малоизученным. Сегодня совершенствуется институт юридического лица в современном российском праве в направлении, отвечающем нуждам развивающегося экономического оборота, и способствует формированию в нашей стране рыночной экономики. Необходимое в этой связи уяснение направлений его эволюции невозможно без учета правовой природы такого явления, как юридическое лицо, знания национальных традиций и российского правоприменительного опыта. Речь в данном случае не идет о слепом заимствовании правовых норм из прошлого. Невозможно вернуться назад в прошлое и начать жить по существовавшим тогда правилам, придав им силу действующих законов. Речь идет о том, что при формировании современного законодательства необходимо учитывать те идеи, понятия, конструкции, методы, которые были сформулированы в российском праве в XIX ? начале XX века и прошли многолетнее практическое испытание. Следовательно, представляется необходимым осмысление не только учения о юридическом лице, разработанного выдающимися отечественными правоведами XIX ? начала XX века, но и законодательства о юридических лицах, сложившегося в указанный период, а также опыта его применения. Это позволит найти правильный подход к пониманию сущности юридического лица. Юридическое лицо – это правовая категория, абстрактная, как и все правовые конструкции. Но в то же время представляет собой феномен жизненного мира и логически проявляется в ходе развития общественных отношений, связанных с обменом, распределением материальных благ. Проблема юридического лица как никакая другая выявляет связи теории права и правовых реалий, отражающихся в правоприменении. На основе комплексного анализа теоретических концепций, а также исследования картины развития соответствующей правовой конструкции можно проследить, как различие в понимании сущности юридического лица приводило к различным практическим выводам, предопределяя принципиальное отношение к основным вопросам данной области. В зависимости от тех или иных исходных теоретических представлений о сущности юридического лица, в законодательстве и правоприменении находили соответствующее отражение такие важнейшие вопросы, как возникновение и прекращение юридического лица, правоспособность и дееспособность, внутренняя организация, ответственность за деликты и многие другие. Как известно, середина XIX – начало XX века характеризовались активными теоретическими разработками понятия юридического лица. Появились концепции о сущности этого явления. Российская юридическая мысль не обошла стороной проблему юридического лица, используя опыт зарубежной практики и российский исторический опыт, подвергая тщательному анализу различные доктрины, господствовавшие в юриспруденции России и за рубежом, она внесла существенный вклад в разработку его теории, рассматривая вопросы практического применения понятия юридического лица, его законодательного закрепления. Своеобразной традицией российской юридической науки являлось рассмотрение вопросов функционирования юридических лиц в контексте теоретикоправовых концепций и положений. Комплексное рассмотрение вопросов о месте института юридического лица, об использовании частно-правовых и публичноправовых начал, в правовом регулировании деятельности такого рода субъектов права невозможно без исследования указанных правовых категорий с точки зрения общей теории права. Для многих российских ученых, занимавшихся разработкой цивилистической проблематики, был характерен именно такой подход к исследованию правовых явлений. Многие российские правоведы XIX века, занимавшиеся исследованием концепций, объясняющих сущность юридических лиц, выделяли такие наиболее общие группы теорий, как теории фикции (олицетворения, персонификации), теории «бессубъектных прав» или «целевого имущества», а также теории, признающие реальность юридического лица. Одной из первых фундаментальных теорий юридического лица, явилась теория фикции. В числе российских дореволюционных цивилистов, разделявших теорию фикции, можно назвать Д.В Азаревича, В.Г Александрова, Е.В. Васьковского, А.М. Гуляева, Д.И. Мейера, Е.А. Нефедьева, Г.Ф. Шершеневича. В рамках теории фикции юридическое лицо рассматривалось как искусственный, вымышленный субъект, созданный законом для определенных юридических целей. Свойствами субъекта права (сознанием, волей) в действительности обладает только человек. Однако законодатель в практических целях признает за юридическими лицами свойства человеческой личности, олицетворяет их. Посредством юридической фикции создается вымышленный субъект права, существующий лишь в качестве абстрактного понятия. Таким образом, юридическое лицо создается государством. Оно не существует в действительности, а является лишь понятием. В теории фикции дееспособностью юридическое лицо не обладает. Представители этой теории, утверждали, что юридическое лицо, не может иметь сознания и воли и поэтому недееспособно. Но отсутствие дееспособности восполняется при помощи представительства, как при опеке над малолетними. Органы юридического лица играют по отношению к нему ту же роль, что и опекуны по отношению к недееспособным. Видно, что здесь появляется еще одна фикция: посредством первой фикции определенное общественное образование признается юридическим лицом, а посредством второй созданный таким образом субъект права обретает дееспособность. Теория «целевого имущества» или «бессубъектных прав» в российской дореволюционной цивилистике второй половины XIX ? начала XX века, развития не получила и даже подверглась обоснованной критике со стороны многих ученых, которые признавали, что право мыслимо и без лица как субъекта, а юридическое лицо воспринималось ими как совокупность имущества, имеющего целевое назначение и бессубъектные права и обязанности, возникающие относительно этого целевого имущества в гражданском обороте. Система юридических лиц в постсоветский период являлась нестабильной, не обладала логичностью построения и в целом не соответствовала принципу системности. К тому же она складывалась постепенно, по мере развития отношений разгосударствления и коммерциализации. Нормативные акты «пестрели» перечислением отдельных наименований юридических лиц без четкого определения их организационно-правовой формы, отсутствовали необходимые правила реорганизации, порядка правопреемства и пр. Не было установлено четкого определения понятия предприятия. В некоторых случаях, например при определении индивидуального частного предприятия, арендного предприятия, речь в большей степени идет об имущественном комплексе, а не о самостоятельном хозяйствующем субъекте. Смешение понятия предприятия как объекта гражданских правоотношений и субъекта оборота наиболее ярко проявилось в приватизационном законодательстве. Несмотря на нестабильность законодательной базы, отсутствие четких принципов построения системы юридических лиц, именно в конце 80-х ? начале 90-х годов XX в. была заложена основа для современной законодательной и теоретической базы. При этом разработчики Гражданского кодекса РФ (1994 г.) широко использовали те идеи, наработки, которые сформировались в более ранние периоды развития отечественного гражданского права. Все это в совокупности позволило создать достаточно эффективный, соответствующий реальной экономической и политической действительности, логичный по своему содержанию нормативный акт, заложивший основу построения системы юридических лиц нашей страны. 1.2. Понятие юридического лица в настоящее время Наряду с гражданами субъектами гражданского права являются также юридические лица – особые образования, обладающие рядом специфических признаков, образуемые и прекращающиеся в специальном порядке, установленном законом. Конструкция юридического лица является основной правовой формой коллективного участия лиц в гражданском обороте, что является необходимым в связи с тем, что жизнь современного общества невозможна без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Юридическое лицо имеет ряд присущих ему свойств, каждое из которых необходимо, а все они вместе – достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права. Эти свойства таковы: Организационное единство юридического лица. Это свойство проявляется, прежде всего, в определенной иерархии, соподчиненности органов управления, составляющих структуру организации, а также в четкой регламентации отношений между ее участниками. Организационное единство юридического лица закрепляется его учредительными документами (уставом и/или учредительным договором) и нормативными актами, регулирующими правовое положение того или иного вида юридических лиц. Имущественная обособленность юридического лица. Имущественная обособленность юридического лица представляет собой объединение множества инструментов (предметов техники, знаний, денежных средств и т.д.) в единый имущественный комплекс и создает материальную базу для его деятельности. При этом степени обособленности имущества у различных видов юридических лиц могут значительно различаться. Так, например, хозяйственные товарищества и общества, кооперативы обладают правом собственности на принадлежащее им имущество, в то время как унитарные предприятия – лишь правом хозяйственного ведения или оперативного управления. Однако в обоих случаях наличие правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом дает и тем и другим такую степень обособленности, которой достаточно для признания данного образования юридическим лицом. Самостоятельная гражданско-правовая ответственность юридического лица. Данное свойство регламентировано статьей 56 Гражданского кодекса и подразумевает, что участники или собственники имущества юридического лица не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых . Выступление юридического лица в гражданском обороте от своего имени – еще одно его свойство. Это свойство означает возможность юридического лица от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. А это как раз и является итоговым признаком юридического лица и, одновременно, целью, ради которой оно создается. Учитывая все перечисленное выше, можно охарактеризовать юридическое лицо как признанную государством в качестве субъекта права организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. ? Глава 2. Возникновение юридического лица 2.1. Нормативно-правовое регулирование процесса создания юридического лица До недавнего времени в Российской Федерации не было ни всеобъемлющего правового акта, который регулировал бы процесс государственной регистрации юридических лиц, ни единой системы такой регистрации, хотя принятие соответствующего закона было предусмотрено еще в 1994 г. первой частью Гражданского кодекса РФ: "Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц" (п. 1 ст. 51). В соответствии с п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Следовательно, нормами ГК РФ были декларативно определены лишь некоторые аспекты и требования к государственной регистрации отдельных видов юридических лиц. Порядок государственной регистрации юридических лиц определялся ст. 34, 35 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности"; Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации"; рядом других специальных законов, принятых в соответствии с нормами ГК РФ. Например, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" содержат ряд положений, определяющих специальные требования к юридическому лицу соответствующей организационно-правовой формы. Кроме того, существовало множество подзаконных актов, издаваемых местными органами власти. По этой причине процедура регистрации в разных субъектах Федерации имела "местные" особенности, причем весьма существенные. С 1 июля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее также - Закон о регистрации), который регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра. Закон о регистрации вслед за ГК РФ (ст. 51) исходит из необходимости государственной регистрации всех без исключения юридических лиц (как коммерческих, так и некоммерческих). Законодатель обоснованно не принял позицию некоторых юристов, которые отвергают необходимость регистрации некоммерческих организаций, не имеющих права заниматься предпринимательской деятельностью. Комментируемый Закон предусматривает единый порядок регистрации юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы и сферы экономической активности. Регистрация осуществляется по общим правилам, действующим на всей территории Российской Федерации. Закон основан на иной концепции, отличной от действовавшей до недавнего времени. Ранее многие регистрирующие органы полностью контролировали процесс создания юридического лица, включая регистрацию в налоговом органе, внебюджетных фондах, органах статистики; контролировали открытие банковских счетов, изготовление юридическим лицом круглой печати и т.д. Только удостоверившись в совершении этих и других требуемых законодательством действий, регистрирующий орган выдавал постоянное свидетельство о регистрации. В основе нового Закона заложено то, что государственная регистрация - это совершенно самостоятельное юридическое действие, и регистрирующие органы не должны следить за тем, в какой степени предприниматели соблюдают разные нормы права. В целях унификации законодательства о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности Федеральным законом от 23 июня 2003 г. № 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц", вступившим в силу с 1 января 2004 г., предусмотрен общий порядок государственной регистрации юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (с учетом специфики названных субъектов). С 1 января 2004 г. вступил в силу Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", который внес существенные изменения в часть первую Налогового кодекса РФ (НК РФ) и Закон о регистрации.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 25 страниц
100 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 26 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 25 страниц
400 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 32 страницы
390 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 26 страниц
290 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg