Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Анализ методик по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи

irina_k200 432 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.10.2020
Объектом исследования данной курсовой работы выступают методики по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Предметом исследования является анализ методик по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Гипотеза: применение специальных методик развития речи в коррекционно-логопедической работе особенно эффективны для развития связной речи. Цель данной курсовой работы состоит проведении анализа методик по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Рассмотреть современные концептуальные подходы к проблеме формирования речи у детей с общим недоразвитием речи. 2. Охарактеризовать методы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения. 3. Дать общую характеристику МБДОУ детский сад № 12 «Солнышко» г. Анапы. 4. Провести анализ методик по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи в МБДОУ д/с № 12 «Солнышко» г. Анапы. В соответствии с целью и задачами исследования, применялись следующие методы: изучение и анализ литературных источников, метод наблюдения, метод индивидуального исследования, изучение медицинской документации, беседы с детьми. База исследования: МБДОУ детский сад № 12 «Солнышко» г. Анапы. Теоретическую базу исследования составили труды следующих авторов: Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, Т.А. Ткаченко и других авторов. Практическая и теоретическая значимость работы состоит в том, что описанные методики могут быть использован в других детских садах коррекционного типа. Структурно работа состоит из введения, двух глав, разделённых на параграфы, заключения и списка литературы.
Введение

Актуальность. Проблема развития связной речи дошкольников с ОНР приобретает в современной методике коррекционной логопедической работы все большую актуальность. Это обусловлено тем, что только развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми, тем самым включая его в активный процесс коммуникации. От того, насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит успех и эффективность процесса общения. Полноценное овладение связанной речью, являющейся сложной формой речевой деятельности, предполагает наличие у ребенка определенного уровня речевого и интеллектуального развития, который характеризуется: степенью усвоения словарного запаса языка и умения им пользоваться, сформированностью навыков практического применения языковых законов и норм родного языка при передаче содержания готово текста, или при составлении самостоятельного связного высказывания. Формирование связной речи дошкольников и факторы ее развития рассматривались Е.И. Тихеевой, Е.А. Флёриной, JI.A. Пеньевской, Е.И. Радиной, Э.П. Коротковой. Дополняют и уточняют методику обучения монологической речи исследования О.С. Ушаковой и ее учеников: Н.Г. Смольниковой, Е.А. Смирновой, Г.Я. Кудриной, JI.A. Шадриной, Е.В. Савушкиной. В исследованиях Е.А. Смирновой и О.С. Ушаковой разносторонне рассматриваются методы и приемы развития связной речи детей дошкольного возраста.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИК ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ………………………………………………….. 5 1.1. Современные концептуальные подходы к проблеме формирования речи у детей с общим недоразвитием речи………………………………… 5 1.2. Методы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения………………………………………………. 9 ГЛАВА II. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 12 «СОЛНЫШКО» г. АНАПЫ…………….. 2.1. Характеристика базы исследования ……….………………………….. 2.2. Анализ методик по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи в МБДОУ д/с № 12 «Солнышко» г. Анапы ……….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….………………………………………………. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….
Список литературы

1. Арсеньева М.В., Баряева Л.Б. Основные направления развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (на материале детской художественной литературы) // Специальное образование. 2019.№ 4 (56). С. 17-26. 2. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург: «Питер», 2017. 431 с. 3. Гавриш Н.В. Использование малых фольклорных форм //Дошкольное воспитание. 1991. №9. С.12-15. 4. Глухов В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с системным речевым недоразвитием: учебно-методическое пособие. М.: МПГУ, 2017. 232 с. 5. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М.: АРКТИ, 2002. - 144 с. 6. Елкина Н.В. Психологические аспекты развития связной речи у детей дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник. 2009.№ 1 (58). С. 142-147. 7. Ефимова О.В., Парфёнова Т.А. Предметно-практическое моделирование как метод формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2019.№ 63-1. С. 105-108. 8. Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории, практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. М.: изд- во Эксмо, 2011. 288 с. 9. Красичкова Н.А. Использование речедвигательных упражнений в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2019.№ 62-1. С. 160-164. 10. Кривощапова Л.О. Пути формирования навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2006. Т. 2.№ 10. С. 124-131. 11. Криницына Г.М., Володина В.В. Специфика формирования связной речи детей с общим недоразвитием речи в инклюзивном образовании // В сборнике: Стратегии и практики развития инклюзивной культуры в пространстве регионаМатериалы форума с международным участием. 2019. С. 122-127. 12. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург.: Наука-Питер, 2006. 102 с. 13. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев. - Изд. 8-е- Москва: Ленанд, 2014. - 211 с. 14. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия; Под ред. Е.Д. Хомской. - Ростов-н/Д:Феникс,1998. - 416 с. 15. Макарова В.Г., Плотникова Е.А. Методика работы по формированию связной речи детей младшего дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора // Альманах мировой науки. 2019.№ 9 (35). С. 43-45. 16. Николенко Л.А., Подызбина С.А. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с помощью сказок в работе воспитателя // В сборнике: Проблемы социализации личности в контексте непрерывного профессионального образования Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией профессора В.Н. Скворцова Редакционная коллегия: проф. Н. М. Полетаева (отв. ред.), Е. Е. Журинская, А. Д. Абашина, И. В. Осмоловская, О. К. Смирнова, Л. Е. Лукина. 2014. С. 313-317. 17. Полякова Т.В. Фольклор в развитии речи детей // Воспитатель ДОУ. - 2010. -№1. С. 32-37. 18. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада / В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др.; под ред. Ф.А. Сохина. -3-е изд. испр. и доп. - М.: Просвещение, 1984. - 223 с. 19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Санкт-Петербург: «Питер», 2015. 705 с. 20. Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия,1999. 560 с. 21. Свищиковой В.В. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения. 2013.№ 1. С. 96-102. 22. Таран В.Т., Мельникова Е.Н. Интегративная технология предупреждения и преодоления речевых нарушений с использованием средств искусства и логоритмики (методика формирования пусковых механизмов саморазвития речевой системы при приобщении детей к искусству) // Обучение и воспитание: методики и практика. 2012.№ 2. С. 82-88. 23. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно: Система коррекции общ. недоразвития речи у детей 6 лет: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. М.: ГНОМ и Д, 2001. 140 с. 24. Томилова С.Д. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. - Москва: АСТ, 2013. - 704 с 25. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М.: ВЛАДОС, 2004. 704с. 26. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2012. № 11. С. 8-12. 27. Филичева Т.Б. Речь как явление физиологическое, социальное, психолого-педагогическое // Логопедия. 2008. №3. С. 5-9. 28. Хасанова Л.Ф. Использование мнемотехники для развития связной речи детей у детей с ОНР // В сборнике: Молодой исследователь: от идеи к проекту Материалы II студенческой научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»; под редакцией Д. А. Михеевой. 2018. С. 297-300. 29. Штефан С.Е., Медведева Е.Ю. Метод моделирования в логопедической корреции связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2018.№ 61-2. С. 252-255. 30. Шукайло М.В. Особенности формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня по авторской методике В.П. Глухова // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2014.№ 10. С. 131-134. 31. Южанникова М.А. Анализ существующих подходов к проблеме развития навыков связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // В сборнике: Современные тенденции и исследования в системе образования детей с ОВЗматериалы научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. 2018. С. 142-144. 32. Ястребова А.В. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи / А.В. Ястребова, О.Л. Лазаренко. - М.: АРКТИ, 2001. - 84 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИК ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 1.1. Современные концептуальные подходы к проблеме формирования речи у детей с общим недоразвитием речи В современной психологии модель речевого процесса представляется как многоуровневая иерархическая система с выделением трех подсистем: ? уровня относительно элементарных внутренне-речевых операций, связанных с использованием лексических элементов в речи; ? уровня оперирования логико-грамматическими, синтаксическими, понятийными структурами, вербальными клише; ? уровня коммуникативных процессов, обеспечивающих общение между людьми. Последний уровень в силу подверженности многофакторным влияниям, включая личностные, прагматические, ситуативные, наиболее сложен по своей организации и, соответственно, требует разработки специфических методов. Причем текст рассматривается как главный предмет анализа. «Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и точно», - писал Ф.А. Сохин. Ученый говорил о том, что связная речь объединена с миром мыслей и неотделима от него. По тому, как ребенок строит свою речь, можно судить об уровне его речевого развития [18]. Развитие связной речи и речевого общения составляет функциональный, или коммуникативный аспект формирования речи. В то же время связная речь тесно переплетается с двумя другими аспектами речи: структурным и когнитивным, так как отражает уровень развития ребёнка, способность анализировать, сравнивать; показывает уровень овладения словарём, грамматическим строем, звуковой культурой речи. В исследованиях Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А.М. Леушиной, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна и других ученых дана детальная характеристика особенностей двух форм связной речи (диалог, монолог). В них доказано, что у маленьких детей диалог предшествует монологу, а также то, что эти формы речи различаются по своей психологической природе и лингвистическим средствам. Диалогическая речь в большой степени ситуативна, то есть связана с обстановкой, в которой происходит разговор, и контекстуальна, то есть каждое очередное высказывание в значительной мере обусловлено предыдущим. Монологическая речь - это весьма организованный вид речи, который требует специального речевого воспитания. Произвольность монологической речи предполагает, в частности, умение избирательно пользоваться наиболее уместными для данного высказывания языковыми средствами, то есть умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передавали бы замысел говорящего. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи. С лингвистической точки зрения связная речь - это состоящий из более или менее законченных самостоятельных частей, обладающий определенной протяженностью, отрезок речи [15]. В психологии под данным термином понимается: во-первых, понятная, на основе ее собственного предметного содержания, речь; во-вторых, последовательность связанных друг с другом мыслей, выраженных точными словами в правильно построенных предложениях, а не просто последовательность слов или предложений; в-третьих, изложение определенного содержания, осуществляемое точно, логично, последовательно, образно и грамматически правильно [12]. В педагогике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3) название радела работы по развитию речи; 4) единое целое, организованное по законам логики и грамматического строя данного языка, речевое высказывание [2; 25]. В логопедии связная речь рассматривается в двух аспектах: ? как обеспечивающее общение и взаимопонимание людей развернутое смысловое высказывание; ? как сложная форма речевой деятельности человека, носящая характер последовательного развернутого изложения, основной функцией которого является коммуникативная, осуществляемая в двух основных формах - диалоге и монологе [19]. Говоря о структуре речевого высказывания А. А. Леонтьев, указывает на ее трёхчленность: создание плана, его реализация и сличение. Рассматривая речевое высказывание как речевое действие, он характеризует его с позиций мотивированности и целенаправленности, выделяя в нем содержательную, связанную с задачей действия, и операциональную, обусловленную условиями действия стороны [14]. Выполняя коммуникативную функцию, связное высказывание реализуется в двух основных формах - диалоге и монологе. В нашем исследовании интерес представляет монологическая форма речи, к основным свойствам которой, по мнению А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна и А.А. Леонтьева относятся односторонний характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, развернутость, определенная последовательность изложения [15, 18,14]. У детей с нормальным речевым развитием формирование связной речи происходит постепенно, вместе с развитием мышления, деятельности и общения. При этом большинство психологов (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев, Л.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) утверждают, что связная речь является показателем умственного, речевого развития ребенка и результатом общего развития речи. По мнению Л.С. Выготского, речедвигательные процессы способствуют лучшему протеканию мышления, помогают процессам понимания, а внутренняя речь обеспечивает лучшее запечатление и объединение понимаемого [3]. Так, в возрасте 5 - 6 лет дошкольники способны рассказать об увиденном или услышанном довольно подробно и последовательно, объяснить причины и следствия, составить рассказ по картине, отличить сказку от рассказа. В 6-7 лет, опираясь образец, дети сами могут придумать рассказ и сказку, поясняя, при этом, где сказка, а где рассказ. Самостоятельно составленные высказывания дошкольников, как правило, получаются логичными и развернутыми [12]. Главной особенностью речи детей дошкольного возраста является ее планирующая функция, в форме монологической контекстной речи. Дети осваивают разное структурно-функциональные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него. Однако, приходится констатировать что, не все дети в дошкольный период в полной мере овладевают навыком построения самостоятельного связного высказывания в силу ограниченности словарного запаса и несформированности грамматической стороны речи. Р.Е. Левиной выделена и подробно описана категория детей у которых, наряду с трудностями усвоения навыков словоизменения и словообразования, обусловленных нарушением произношения и различения звуков, недостаточно полноценным овладением системой морфем, отмечается качественная и количественная неполноценность словаря, несформированность грамматического строя речи, затрудняющих развитие связной речи, Такое системное нарушение получило название «общее недоразвитие речи» (ОНР) [17]. Своеобразие развития словаря, грамматического строя и связной речи при общем ее недоразвитии раскрыто в исследованиях В.К. Воробьевой Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, Ф.А. Сохина, Н.Н. Трауготт, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской и др. Авторами отмечается скудность и узко-ситуативный характер словаря детей, что отражается в неумении употреблять усвоенные слова и понятия при изменении ситуации речевого общения, невозможность осуществлять детьми данной категории спонтанно выбор усвоенных лингвистических языковых единиц и использовать их в речевой деятельности, что говорит о несформированности языковых средств, о значительном преобладании пассивного словаря над активным. В.К. Воробьева и С.Н. Шаховская отмечают несовершенство самостоятельной связной контекстной речи детей с речевым недоразвитием по структурно-семантической организации, указывая на возникающие у них трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в структурное целое, в отборе материала для той или иной цели коммуникации. При этом, развернутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются отсутствием четкости и последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные отношения действующих лиц, труднее всего данной категории детей дается самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания [17]. Таким образом, анализ работ ученых позволяет констатировать, что связное речевое высказывание детей с ОНР отличается отсутствием четкости, последовательности и полнотой изложения в силу того, что: ? пассивный словарь детей шире активного, и понимание речи остается ограниченным по сравнению со здоровыми сверстниками; ? номинативный и предикативный словарь превалирует над группами слов, обозначающих качество, признаки, состояния предметов и действий; ? наблюдается недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка, т. е. несформированность лексико- грамматической стороны речи. 1.2. Методы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения Рассмотрим предметно-практическое моделирование как метод формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Преодоление недоразвития лексико-грамматической стороны речи и формирование связного речевого высказывания у детей с ОНР, по мнению Т.А. Ткаченко, Т. Б. Филичевой и др., возможно в условиях специального обучения, при использовании соответствующих, основанных на учете параметров дизонтогенеза, компенсаторных и индивидуальных возможностях каждого ребенка, методик и технологий [22, 24]. При организации коррекционно-логопедической работы необходимо опираться на ряд принципов, одним из которых является принцип предметно-практической направленности процесса обучения языку. Учет данного принципа предполагает формирование мотивации к речевому общению и развертывание языковых ориентировок при выполнении совместной практической деятельности, в процессе которой естественно возникают мотивы речевой коммуникации, появляется потребность в усвоении и активном применении слов и целостных речевых структур, необходимых для обслуживания потребностей общения в связи с деятельностью [8]. Кроме того, овладение действиями с различными предметами обеспечивает ребенку чувственное (сенсорное) познание действительности. Постепенно усложняясь, сенсорные процессы и практические действия, все более тесно взаимодействуют с процессами мышления. Чем старше ребенок, тем сложнее его манипуляции с предметами, а совершаемая деятельность все больше подчиняется определенной цели (или замыслу). Развивающее воздействие предметно-практической деятельности определяется тем, насколько она согласуется с этим замыслом. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что предметно-практическая деятельность является естественной базой для: формирования у детей понятий; развития речи как средства коммуникации; воспитания речевой активности, самостоятельности, умения планировать свою деятельность. У детей с речевым недоразвитием стихийно такое взаимодействие само по себе, как правило, не возникает. Для его формирования, как отмечают психологи и педагоги, необходимо создание такой специальной обучающей среды, которая позволила бы решить задачи развития речи через развитие познавательных процессов при использовании сенсорного опыта детей. При этом практическая деятельность должна быть необходимым звеном в протекании этих процессов [7]. В рамках предметно-практической деятельности решение данных задач возможно через предметно-практическое моделирование. В педагогике под моделированием понимается деятельность по созданию моделей, их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях и связях объектов [1]. Использование метода предметно-практического моделирования в коррекционной работе с детьми с ОНР позволяет осуществить непосредственное знакомство детей с предметами, провести сравнение и сопоставление их признаков, представить наглядно структуру текста и взаимодействие его частей. А также способствует: ? увеличению объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, активизацией познавательной деятельности (мышление, восприятие, представление, памяти, внимания и др.); ? активизации словаря, совершенствованию процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь; ? формированию у детей умения планирования высказывания в соответствие с целью речевой коммуникации и в зависимости от вида речевого сообщения [9]. Использование метода предметно-практического моделирования в рамках коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи дошкольников с ОНР предполагает соблюдение следующих условий: 1. Постепенное усложнение речевого материала. 2. Соблюдение строгой последовательности при формировании устойчивых связей между словом, образом и символом. 3. Обязательное соотнесение предметного и речевого действия с символом. 4. Практические задания должны быть направлены на стимулирование познавательной и речевой активности детей. Таким образом, научные исследования подтверждают, что наглядные модели, являются доступной детям дошкольного возраста формой познания окружающей действительности. Их применение способствует не только развитию умственных способностей дошкольника, оно позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей с речевым недоразвитием, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные грамматические конструкции. Применение метода предметно-практического моделирования в рамках коррекционно-логопедической работы может обеспечить формирование у дошкольников с ОНР умения моделировать собственное связное высказывание в соответствии с ситуацией речевой коммуникации, основанного на осознанном понимании структурных особенностей разных типов связных высказываний. На современном этапе развития логопедической науки установлено, что благодаря использованию метода моделирования повышается мотивационный компонент детской деятельности на дальнейшее развитие и запоминание нового материала. Это обусловлено тем, что указанный вид деятельности является для ребенка новым и интересным. Несмотря на результаты имеющихся исследований о значимой роли метода моделирования проблема остается недостаточно изученной. Наблюдается потребность в практике располагать новыми подходами и методами с оценкой их продуктивности, однако таких научных рекомендаций на сегодняшний день недостаточно. Проблема состоит в том, чтобы определить наиболее продуктивные технологии для развития связной речи дошкольников с ОНР. Одним из самых проверенных и надежных механизмов взаимодействия с текстами является мнемотехника - набор инструментов, обеспечивающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования связей. Мнемотехника (в переводе с греческого - «искусство запоминания») - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций. В настоящее время низкий уровень речевого развития детей обусловлен серьезными причинами. Телевидение, компьютер заменили живое речевое общение. Из-за того, что дети мало общаются, у них нет возможности получать речевой опыт, поэтому целенаправленное развитие связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования. В последнее время в практике работы с детьми дошкольного возраста используются различные приемы мнемотехники, которые широко применяются, в частности для развития связной речи. Проблемы, связанные с процессом развития связной речи, являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Развитие связной речи в этом возрасте тесно связано со знакомством с литературными произведениями, понимание которых выражается в том, что ребенок может охватить большое количество персонажей, сложный сюжет или описание. Он выделяет не только содержание, но и главную идею, главный смысл произведения. В процессе пересказа ребенок старается использовать выразительные средства, характерные для данного литературного произведения. Методика обучения детей дошкольного возраста творческим рассказам и сочинению сказок уходит к отдельным рекомендациям Л.C. Выготского, В.В. Зеньковского, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной и другим ученым. Однако интенсивно она начала развиваться в последние десятилетия в связи с публикациями научных работ Дж. Родари, А.Е. Шибицкой, JI.A. Венгера, О.М. Дьяченко, Л.П. Стрелковой, JI.E. Стрельцовой, Л.Б. Фесюковой и других. Ученые раскрывают возможность использования серии сюжетных картин в формировании и развитии связной речи. Е.В. Савушкина в своей работе раскрыла возможности развития речи детей через произведения изобразительного искусства. В исследовании отмечается важность работы в данном направлении, возможность раскрытия творческого потенциала ребенка через произведения живописи. Организационно-методической основой развития речи у детей младшего дошкольного возраста является разработка соответствующей программы. Целью программы является повышение уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста за счет использования малых фольклорных форм. Методический инструментарий для реализации данной программы основывается: ? на практических разработках О.С. Ушаковой [25]; Н.В. Гавриш [3]; ? на специально разработанных с использованием малых фольклорных форм упражнениях Т.В. Полякова [17]. Такие упражнения могут встраиваться в уже существующие программы обучения и воспитания, а потому не требуют дополнительного времени и усилий по их обоснованию. Основными формами работы при этом являются: коллективные занятия, индивидуальные занятия, словесные дидактические игры, хороводные и подвижные игры Основными методами и приемами работы являются: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, рассматривание картин, целевые прогулки и экскурсии, чтение и рассказывание художественных произведений, пересказ, повторное проговаривание, объяснение, указания, вопросы, оценка детской речи. Кроме того, считаем целесообразным использовать малые фольклорные формы в повседневной жизни детей (умывание, зарядка, прогулка, прием пищи, подготовка ко сну, игры, занятия) по рекомендации С. Д. Томилова [24]. Ожидаемый результат реализации программы будет подразумевать высокий уровень развития лексики у детей. Такой уровень включает: ? знакомство с литературными правилами и нормами русского языка; ? выражение своих мыслей с использованием лексики и грамматики; ? самостоятельное составление законченного высказывания; ? развитие коммуникативной и интерактивной функции в общении как с взрослыми, так и со сверстниками; ? способность спрашивать, отвечать, объяснять. Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора является неотъемлемой частью развития лексики у детей младшего дошкольного возраста. ГЛАВА II. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 12 «СОЛНЫШКО» Г. АНАПЫ 2.1. Общая характеристика МБДОУ детский сад № 12 «Солнышко» г. Анапы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 «Солнышко» муниципального образования город-курорт Анапа расположен по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, микрорайон 12, 25. Учредителем МБДОУ детский сад № 12 «Солнышко» является администрация муниципального образования город-курорт Анапа. На 01.09.2018 год в МБДОУ д/с № 12 «Солнышко» количество воспитанников составляет 382 детей. По состоянию на 01.02.2018 года в МБДОУ д/с № 12 «Солнышко» обучаются 69 воспитанников со статусом «Ребенок с ОВЗ». В образовательном учреждении функционирует 17 групп, из которых: ? 2 группы кратковременного (адаптационного) пребывания (от 3 до 7лет); ? 2 группы кратковременного пребывания для детей с ОВЗ; ? 3 группы компенсирующей направленности (логопедические); ? 9 групп общеразвивающей направленности. Образовательный процесс организован в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы 2016 г. и рядом парциальных программ: 1.Основная образовательная программа дошкольного образования. 2. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для групп компенсирующей направленности. 3.Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ. Парциальные программы: ? Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи под редакцией Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной. ? Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. ? Методическое пособие «Ты, Кубань, ты наша Родина» Т.П. Хлопова, Н.П. Легких, И.Н. Гусарова, С.К. Фоменко, Л.Н. Данилина. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №12 «Солнышко» разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами Минобрнауки РФ и в соответствии с Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №12 «Солнышко». Целью программы является проектирование модели коррекционно- развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. Содержание программы обеспечивает полноценное развитие личности детей дошкольного возраста и реализуется на основе интеграции пяти основных образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Планирование коррекционной образовательной деятельности в логопедических группах составлено на основе программы – «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», авторами которой являются Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 43 страницы
299 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 16 страниц
192 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg