Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Обследование и организация логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией.

irina_k200 456 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.10.2020
Актуальность темы исследования: В связи с тем, что проблема нарушения речи при дизартрии в последние годы резко возрасла, появляется необходимость изучения и устранения данного нарушения. Дизартрия, как и многие другие нарушения речи, имеет различные степени сложности и включает в себя различные формы, которые различаются по симптоматике и степени тяжести нарушения. Ученые, которые и по сей день изучают данную проблему, предлагают различные методы работы с детьми-дизартриками. Поэтому важность данной темы исследования крайне велика. Степень разработанности темы исследования: Логопедия, как наука сложилась благодаря исследованяим отечественных и зарубежных ученых, таких как М.Мюллер, В.Ф. Олтушевский, К. Верник, Куссмауль., Д.В. Литтль и д.р. Объектом исследования является дизартрия как нарушение речи у детей. Предметом исследования является выявление нарушения речи и развитие системы коррекционной работы с детьми в дизартрии. Цель исследования - обследование и организация логопедической работы с детьми в дизартрии. Задачи: 1. Изучать на основе представленной литературы теоретические основы, представляя концепцию и характеризуя признаки дизартрии как нарушение речи у детей. 2. Представить методику логопедического обследования детей с дизартритными нарушениями. 3. Описывают организацию логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией. Для достижения этой цели и задач были использованы следующие методы научных исследований: · Поиск и изучение научной литературы · Описание и описание исследуемого материала · Анализ и обобщение работы Методологической основой исследования стали материалы учебно-научных публикаций о нарушении речи - дизартрии и работе логопедов с этим видом нарушения. Практическая значимость исследования: Представленной работа будет касаться проблемы особенностей логопедической работы с детьми в случае такого нарушения, как дизартрия. Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы, в которых раскрываются поставленные цели и задачи данной работы.
Введение

В настоящее время все активнее поднимается проблема расстройства детской речи. Обращений к логопедам с проблемами нарушения речи у детей становится с каждым годом все больше. Одним из наиболее частых нарушении речи является такое нарушение, как дизартрия. Его значение для детской практики довольно быстро возросло в связи с тем, что недостаточность двигательной части центральной нервной системы в раннем детстве становится все более частой. В частности, дизартрия - один из симптомов такого заболевания, как детский церебральный паралич (ДЦП). Обратимся немного к истории логопедии в целом. Логопедия — достаточно молодая наука. Зарождение и развитие логопедии пришлось на начало XX века, хотя предпосылки выделения её в самостоятельную науку существовали и раньше. Еще в Древней Греции и Древнем Риме философы и врачеватели поднимали вопрос о целесообразности правильного воспитания речи. Но, не смотря на все исследования, логопедия как наука сложилась лишь к концу XIX столетия, благодаря исследованиям зарубежных и отечественных ученых (М. Мюллер, В. Ф. Олтушевский, К. Вернике и д.р.). Что же касается дизартрии, то она обширно распространена в последние годы. Первые описания дизартрии, как научного термина, появились в печати еще более 150 лет тому назад. Это были наблюдения популярного немецкого невролога Джона Вильяма Литтля (1853). Джон Вильям, давая подробную клиническую картину ДЦП, отметил, что "специфические нарушения речи происходят на фоне повреждения двигательных систем организма". Термин "дизартрия" был впервые упомянут в 1879 году Куссмаулом, который этим понятием объединил все нарушения артикуляции. В дальнейшем, с середины XX века исследователи стали считать, что речевые нарушения при дизартрии достаточно сложные, с которым не только связано расстройство тончайшей координации мышц речевого аппарата, но и патология просодических характеристик устной речи. Патогенез или механизм дизартрических нарушений речи проявляется в различных очаговых поражениях мозга. Эти поражения: стволовые, вызывающие вялый и спастический паралич (бульбарная и псевдобульбарная дизартрия пирамидными со спастическим параличом (псевдобульбарная дизартрия); стволово – подкорковыми с нарушениями мышечного тонуса и гиперкинезами (различные подкорковые формы дизартрии); под-корково-мозжечковыми с расстройствами речевой просодии (подкорковые и мозжечковые формы дизартрии); корковыми с артикуляторной апраксией («кинестетическая» и «кинетическая» артикуляторная апраксия). Часто встречаются сложные поликато-генетические формы дизартрии. Итак, проследив наблюдения многих ученых, изучающих данное нарушение, можно сделать вывод, что «дизартрия — это обобщенное название группы речевых расстройств, которое имеет несколько форм, и каждая характеризуется своей неврологической и речевой симптоматикой. При дизартрии наиболее часто встречаются нарушения функционирования речеобразовательной системы.» Термин "дизартрия" относится к расстройству речи, при котором нарушается износ звука и неправильная организация звукового потока. Независимо от степени повреждения центральной нервной системы при дизартрии, целостность функциональной системы экспрессивной ректификации каждый раз ухудшается. При дизартрии нарушаются высота, тон, громкость голоса, ритмико-интонационный уровень речи, искажается фонетическая окраска речевых звуков, в целом нарушается фонетическая система речи. Эта патология речи сочетается в основном с нарушением иннервации мышц периферического речевого аппарата, что вызывает нарушение нейромодальной регуляции мышечного тонуса в результате органического или функционального повреждения центральной нервной системы.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Общее понимание о дизартрии. 7 1.1. Понимание дизартрии как сложного речевого процесса. Формы дизартрии. 7 1.2. Методика логопедического обследование и основные направления организации логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией. 15 Глава 2. Исследование логопедической работы с детьми при дизартрии 24 2.1. Подготовка исследования 24 2.2 Содержание практической работы и её результат 29 Список использованных источников: 35
Список литературы

Нормативно-правовые акты: 1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года [Электронный ресурс] URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/5.html (дата обращения 04.02.2020) Литература: 2. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. Ростов на Дону: Феникс, 2008. 3. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. Москва: АСТ: Астрель, 2008. 4. Архипова Е.Ф. Особенности логопедической работы при дизартрии. // Коррекционная педагогика, 2004. 5. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: АСТ: Астрель, 2007. 6. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М.: АСТ: Астрель, 2008. 7. Белякова Л.И. Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи: метод. пособие. М.: Книголюб, 2005 8. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. Москва: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. 9. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. СПб.: Детство-Пресс. 2004. 10. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2008. 11. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. М.: Академия, 2003. 12. Дьякова Е.А. Основные принципы использования логопедического массажа в коррекционно-педагогической работе. // Логопед в детском саду, 2005. 13. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Владос, 2001. 14. Копылова С.В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими расстройствами речи. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2006. – № 3. 15. Костенькова О.Н. Комплексный подход к преодолению речевых нарушений у детей. // Логопед в детском саду, 2008. – №9. 16. Лопатина Л.В. Комплексный подход к диагностике стертой дизартрии у дошкольников. // Логопед в детском саду, 2005. –№ 4 . 17. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие. СПб.: Союз, 2005. 18. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 19. Правдина О.В. Логопедия. Учебное пособие для студентов дефектолог. факультетов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., «Просвещение», 1973. 20. Приходько О.Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста. // Специальное образование, 2010. –№ 2. 21. Приходько О.Г. Принципы, задачи и методы логопедической работы при дизартрии. // Специальное образование, 2010. – №4. 22. Приходько О.П. Логопедический массаж при дизартрических нарушениях у детей раннего и дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2008. 23. Теория и практика / под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б. . – изд.2-е, испр. И доп. М. : Эксмо, 2018. 24. Фатеева Н.М., Чубенко Е.А., Посохова М.А., Шанаурина О.А. Использование дыхательных методик для формирования речевого дыхания у детей с псевдобульбарной дизартрией. // Специальное образование, 2010. №2. 25. Филичева Т.Б., Чеевлева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М. : Просвещение. 1989. Интернет-ресурсы: 26. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской [Электронный ресурс]. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0049/2_0049-161.shtml (дата обращения 25.01.2020) 27. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской [Электронный ресурс]. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0049/2-0049-169.shtml (дата обращения 30.01.2020) 28. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской [Электронный ресурс]. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0049/2_0049-181.shtml (дата обращения 02.02.2020)
Отрывок из работы

Глава 1. Общее понимание о дизартрии. 1.1. Понимание дизартрии как сложного речевого процесса. Формы дизартрии. Для начала необходимо познакомиться с таким понятием, как дизартрия. По определению профессора Филичевой Т.Б. « дизартрия — это нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Термин «дизартрия» образован от греческих слов arthson — сочленение и dys — частица, означающая расстройство.» Первое упоминание о дизартрии появились в печатных изданиях еще в XIX веке. Это были наблюдения немецкого невролога Литтля(1853). Он провел ряд исследований по ДЦП, вследствие чего выявил подробную картину нарушения речи и отмечал специфические для дизартрии отклонения в речи на фоне поражения моторных систем организма. Яркие проявления дизартрии заключаются в расстройстве артикуляции звуков, в нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации. Эти нарушения проявляются по-разному, в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе. Они проявляют себя по-разному, в зависимости от тяжести расстройства. Затрудняя, а иногда и полностью препятствуя членной речи нарушений артикуляции и фонизации, образуют так называемый первичный дефект, который может вызвать вторичные проявления, осложняющие его структуру. Клинические, психологические и логопедические исследования детей с дизартритными нарушениями показывают, что эта категория детей очень неоднородна по уровню двигательных, психических и речевых расстройств. Причинами дизартрии у детей являются органические поражения центральной нервной системы в результате различных неблагоприятных факторов на развивающемся мозге ребенка в предродовой и ранний периоды развития. Чаще всего внутриутробные поражения возникают в результате острых, хронических инфекций, дефицита кислорода (гипоксия), интоксикации, токсикоза беременности и ряда других факторов, вызывающих родовые травмы. Часто в таких случаях удушение происходит во время родов, ребенок рождается преждевременно. Так же одной из причин дизартрии может быть несовместимость по резус-фактору. Немного реже дизартрия появляется на фоне возникновения инфекционных заболеваний нервной системы в первые годы жизни ребенка. Чаще всего дизартрия наблюдается у детей, которые страдают детским церебральным параличом. По данным Е. М. Мастюковой « дизартрия при ДЦП проявляется в 65 — 85% случаев». Профессор Чиркина Г.В. считает, что «классификация клинических форм дизартрии основывается на выделении различной локализации поражения мозга. Дети с различными формами дизартрии отличаются друг от друга специфическими дефектами звукопроизношения, голоса, артикуляционной моторики, нуждаются в различных приемах логопедического воздействия и в разной степени поддаются коррекции.» Во многом благодаря закону об образовании, в котором говориться, что: « создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья». Инклюзивное образование дает детям возможность развития коммуникабельности, общения, что благоприятно влияет на их развитие, в том числе и на речь. Основными признаками дизартрии у детей являются также дефекты звукопроизношения и голоса в сочетании с нарушениями речи, особенно артикуляции и речевого дыхания. В дизартрии, в отличие от дисталии, нарушается произношение, как согласных звуков, так и гласных. Нарушения последних классифицируют по рядам и подъёмам, нарушения согласных звуков – по наличию или отсутствию вибрации голосовых складок, способу и месту сустава, наличию или отсутствию дополнительного подъема задней части языка в жесткое небо. Эти дефекты дизартрии делятся на 2 группы: А) антропофоническое – искажение звука; Б) фонологическое – отсутствие звука, замещение, недифференцированное произношение, смешение. При дизартрии можно различать речевые и неречевые нарушения. Это проявления бубонного и псевдобульбарного синдрома, которые проявляются в результате нарушений сосания, глотания, жевания, физиологического дыхания в сочетании с нарушениями общемоторной и дифференцированной особенно малой двигательной системы пальцев, а также нарушений опорно-двигательного аппарата (дизартрия всегда сопровождает ЦПУ), нарушение эмоционально-волевой сферы, нарушение ряда психических функций (внимания, памяти, мышления), нарушение когнитивной деятельности. По словам О.Г. Приходько, «изучение дизартрии было связано, во-первых, с выявлением причин этого нарушения и классификацией проявлений в зависимости от этих причин». Из изучения дизартрии возникли два подхода: 1. Первый опирается на неврологическое понимание причин расстройств. Он учитывает патогенез клинических проявлений дисартрии, локализацию очага поражения, характер речевых нарушений при синдроме соответствующих двигательных нарушений. 2. Второй подход основан на нейрофонетике, предполагающем фонематический анализ дизартрической речи на основе современной психолингвистики. Упор делается на патогенетический анализ выявления нейрофонетического синдрома дизартрии. Изучив данные подходы, сформировались еще два определения дизартрии. По первому из них авторы Л.С. Волкова, В.И.Селиверстов дают такое определение: «дизартрия рассматривается как расстройство произносительной стороны речи, при которой страдает просодическая сторона звукового потока, фонетическая окраска звуков или неправильная реализация фонемных сигнальных признаков звукового строя речи с. (пропуски, замены звуков)» Согласно второму подходу, К. Беккер и М. Совак дают свое определение: «дизартрия представляет собой нарушение координации речевого процесса, которое является симптомом повреждения моторного анализатора и эфферентной системы, и при котором нарушена способность членения речи и артикуляции в целом. » Проанализировав оба определения, одно из которых основано на внешних проявлениях патологии, а второе указывает на наличие повреждений центральной и периферической нервной системы, формируется более полное понимание дизартрии в целом. Дизартрия считается нарушением звукового износа и просодической стороной речи, что обусловлено органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата и в результате наличием повреждений центральной и периферической нервной системы. Дизартрия наблюдается у детей с различными видами (тяжестью) неврологической патологии. Изучая психомоторное развитие детей, Л. Т. Журба и Е. М. Мастюкова выявили разные степени тяжести неврологической патологии: лёгкую, среднюю и тяжёлую. По мнению Л.Т. Журбы и Е.М. Мастюковой: «Легкая степень: гипертензионный синдром, гидроцефальный синдром, минимальная мозговая дифункция, синдромы гипервозбудимости и гиповозбудимости, негрубая неврологическая симптоматика в виде нарушений мышечного тонуса, тремора. Средняя степень: синдромы двигательных расстройств, эписиндром(судорожный синдром), церебрастенический синдром. Тяжелая степень: детский церебральный паралич, органическое поражение ЦНС ( умственная отсталость).» В процессе изучения данного нарушения– дизартрии, выделяют разного рода нарушения, которые различны внешними особенностями проявления и местом поражения в коре головного мозга. Ученые выделел 9 форм дизартрии: бульбарная, псевдобульбарная, мозжечковая, корковая, подкорковая, экстропирамидальная, паркинсоническая, стертая, холодовая. Рассмотрим каждую из форм более подробно.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg