Изменения, которые происходят в постоянно меняющемся мире
влияют на институт семьи, так как семья находится в неразрывной связи со всеми компонентами нашего общества. В современных условиях семья оказалась в состоянии кризиса, хотя за прошлый век усовершенствовались почти все сферы жизнедеятельности.
Как показывает статистика сокращение числа семей между переписями населения 2010 годов и 2015 года на 2,4 %. При этом темпы сокращения числа семей намного выше, чем темпы сокращения численности населения (2,4 % против 1,9 %), сокращается доля семей с несовершеннолетними детьми в общей численности семей. Растет число бездетных семей. Каждая 3-я семья в России не имеет детей.
Систему семейных взаимоотношений составляет совокупность функций семьи, и возникновение в такой системе дисфункции вполне может привести ее в «болезненное состояние». Пренебрежение, а в некоторых случаях и полное отклонение от выполнения каких-то функций подрывает семейный образ жизни, встает риск распада семьи[15, с.64].
Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли определяет состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений.
То,что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить основные функции родителей, определяющие внутрисемейные социально-психологические факторы, влияющие на воспитание детей[10, с.124].
Объект исследования - особенности семейного воспитания на разных возрастных этапах ребенка.
Предмет исследования – функции родителей по формированию семейных ценностей.
Цель нашей работы –определить основные функции родителейв развитии и воспитании ребенка.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты семейного воспитания.
2. Выделить основные функции и задачи родителей в воспитании и развитии ребенка.
3. Определить основные направления социально педагогической работы по формированию семейных ценностей.
4. Разработать программу работы по формированию представлений о ценностях семейной жизни у старшеклассников.
В основу исследования положены следующие гипотезы:
-формирование позитивного сознания у подростка, растущего и воспитывающегося в семье, связано с особенностями семейного воспитания и выполнения основных функций родителями в процессе воспитания.
- развитие представлений о важности семейных ценностей у подростков зависит от реализации функций семейного воспитания.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами использовался комплекс методов исследования:
1. Методика для определения детско-родительских отношений подростков (ДРОП);
2. Тест «Взаимоотношения в семье»;
3. Тест Милтона Рокича « Исследование ценностных ориентаций»;
Исследование проводилось в несколько самообразова этапов:
На первом этапе осуществлялся выбор темы, определялись теоретические основы исследования, изучалась психолого-педагогическая литература, разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы.
На втором едагог этапе проводилась проверка гипотезы; разработка и апробирование программы, экспериментальная база исследования.
Третий этап - анализировались и оформлялись результаты исследования.
База исследования: опытно - экспериментальная работа проводилась на базе общеобразовательной школы №19 города Кокшетау, Республика Казахстан.
Курсовая работа имеет следующую структуру: содержание, введение, основная часть работы, которая включает в себя две главы, заключение и список использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность рассматриваемой темы, ставится цель и задачи, формулируется предмет и объект исследования.