Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПСИХОЛОГИЯ

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

shahov_2020 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 95 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.10.2020
В теоретической части данного исследования были проанализированы особенности формирования лексического строя речи дошкольников с ОНР и сделаны следующие выводы: Усвоение лексического строя речи детьми с нормативным речевым развитием происходит при совместной деятельности и обеспечивающем данную деятельность общении ребенка с окружающими людьми. Важную роль в пополнении и усвоении лексики играет развивающая с течением времени языковая способность, а также социум, предполагающий наличие постоянной практики речевой коммуникации. Однако в самом раннем возрасте лексическая основа только начинает формироваться. Активизация в развитии лексического строя речи прослеживается уже в старшем дошкольном возрасте.
Введение

Актуальность темы исследования. Лексика является главной составляющей родного языка, она помогает детям познавать окружающий мир, взаимодействовать друг с другом, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и событиями повседневной жизни. Усвоение лексической стороны речи в онтогенезе – процесс постепенный, обеспечивающий познание детьми предметов, эмоций человека, помогающий описать состояние природы, позволяющий делать обобщения, выводы, классифицировать предметы, называть их качественные характеристики. При речевых нарушениях, в том числе общем недоразвитии речи, лексический строй характеризуется грубыми дефектами. Это создает большие трудности при обучении грамоте и социализации детей. Большинство проведенных исследований в данной сфере дают основание утверждать, что дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают сложности при назывании в самостоятельной речи необходимые предметы, действия с ними, явления; при конструировании высказывания они опускают лексические единицы, либо заменяют их. Кроме того, дети не устанавливают связей между словами во фразе или предложении, предпочитая употребление в речи лексем в начальной форме (Т.В. Волосовец, Н.С. Жукова, Л.В. Лопатина, Р.Е. Левина, Н Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). К самым распространенным нарушениям лексики у дошкольников с ОНР можно отнести: пропуск отдельных слогов, перестановка звуков и слогов, включение лишних звуков или слогов в структуру лексических единиц; употребление слов в случайном, произвольном порядке, замены слов, низкий объем пассивного и активного словаря. В исследованиях Р.Е. Левиной отмечено, что дошкольники с ОНР не могут самостоятельно, без посторонней помощи использовать в составе фразы или предложения лексические единицы в соответствующем падеже, роде, числе, времени, лице. Даже в старшем дошкольном возрасте дети с ОНР используют в основном только им известные и распространенные в обиходно-разговорной речи лексические единицы. Таким образом, указанные обстоятельства определили актуальность темы диссертационного исследования. Требования ФГОС определяют необходимость проведения модернизации современного школьного образования с позиций внедрения в образовательную деятельность компьютерных технологий, при обязательном использовании личностно-ориентированного подхода. В настоящее время существует большое число методов коррекции лексического строя речи у дошкольников с ОНР, однако возможности формирования лексики с помощью информационно-компьютерных технологий, в частности с использованием компьютерных игр, изучены недостаточно, отсутствуют практические разработки в данной сфере. Не изучено, в частности, влияние компьютерных игр на коррекцию речевого развития; не определены психолого-педагогические условия, способствующие развитию лексического строя речи у дошкольников с ОНР средствами информационно-компьютерных технологий. Таким образом, это позволило определить проблему исследования, которая заключается в недостатке теоретических и практических материалов, обеспечивающих эффективность коррекционно-логопедической работы по развитию у старших дошкольников с ОНР лексического строя речи посредством использования компьютерных игр. Цель исследования: на основе теоретического анализа литературы по проблеме исследования изучить исходное состояние лексического строя речи и апробировать разработанную программу логопедической работы с использованием компьютерных игр по формированию лексического строя речи у старших дошкольников с ОНР. Объект исследования: состояние лексического строя речи у старших дошкольников с ОНР. Предмет исследования: компьютерные игры как средство формирования лексического строя речи у старших дошкольников с ОНР. Гипотеза: У старших дошкольников с ОНР имеется несформированность лексического строя речи. Мы рассматриваем логопедическую работу с использованием компьютерных технологий, в частности компьютерных игр как эффективного средства формирования лексического строя речи у старших дошкольников с ОНР. Задачи: 1. Проанализировать научную литературу по проблеме формирования лексического строя речи у старших дошкольников с ОНР. 2. Подобрать диагностический инструментарий и определить состояние лексического строя речи у старших дошкольников с ОНР. 3. Разработать и апробировать программу логопедической работы с использованием компьютерных игр для формирования лексического строя речи у старших дошкольников с ОНР. 4. Оценить эффективность предложенной программы по данным контрольного эксперимента. Научная новизна исследования заключается в том, что разработана и апробирована программа на основе использования компьютерных технологий. Практическая значимость исследования определяется тем, что представленная система занятий с использованием компьютерных игр может быть реализована в практике логопедической работы в любом ДОУ. Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Содержание

Введение 3 ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы использования компьютерных игр для формирования лексического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи 1.1. Особенности формирования лексического строя речи у старших дошкольников с ОНР как предмет психолого-педагогического изучения 6 1.2. Особенности применения компьютерных технологий при обучении детей с речевыми нарушениями 19 1.3. Компьютерные игры в работе учителя-логопеда как средство формирования лексического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 25 Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей лексического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 2.1. Организация констатирующего эксперимента 33 2.2.Описание и сравнительный анализ полученных результатов исследования 44 Глава 3. Система работы по формированию лексического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием компьютерных игр 3.1. Содержание формирующего эксперимента 61 3.2. Динамика развития лексического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 71 Заключение 84 Список литературы 88 Приложения 95
Список литературы

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. -С.П.: Детство-Пресс, 2013. – 187 с. 2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии / В.М. Акименко. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 109 с. 3. Антошин М. К. Учимся работать на компьютере. М.: Айрисс-пресс, 2015 – 335 с. 4. Бабина Г.В. Слоговая структура слова. Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: учебное пособие / Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова. - Электрон. текстовые данные. - М.: ПАРАДИГМА, 2014. - 96 c. 5. Баранова Е. Б. Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в подготовительной к школе группе // Логопед в дет. саду. – 2015. - № 9. – 155 с. 6. Белая К.Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ и роль воспитателя в освоении детьми начальной компьютерной грамотности. Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика» - М., 2013. - №5 – 186 с. 7. Бурачевская О. В. Приемы и методы психолого-педагогической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская // Молодой ученый. — 2015. — № 8. — С. 44-49. 8. Габдуллина З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Волгоград, 2014. – 82 с. 9. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е.В. «Новые информационные технологии в логопедической работе». Логопед М., 2016. № 4. – 122 с. 10. Гинзбург Е. Л. Слово как членимое единство, как комбинация морфем/ Е. Л. Гинзбург. - Пермь. 2006. – 247 с. 11. Глухов В. П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. – М., 2014.- 144 с. 12. Говиц Ю.М., Зворыгина Е.В., Поддьяков Н.Н. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2015. – 337 с. 13. Гриншпун Б.М. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью. // Дефектология. 2013.- №4. – 115 с. 14. Громова О.Е. Инновации - в логопедическую практику /Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений // О.Е. Громова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2016 – 344 с. 15. Денисова А.В. Игровые методы работы в логопедической практике / А.В. Денисова // Практический журнал психолога и логопеда. - 2016. - № 8. – 84 с. 16. Елсакова А.Н. Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда / А.Н. Елсакова, Н.Н. Лисовская, И.В. Соколова // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2014. – 169 с. 17. Ефимов И.О. pro РЕЧЬ. Современная нейрофизиология речи и слуха. Новые пути и методы коррекции. // Спб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2015. – 144с. 18. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников // Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург: Литур, 2015. - 320 с. 19. Зернова Л.П. Логопедическая работа с дошкольниками: Учебное пособие для дефектологических факультетов вузов. // М.: Академия, 2013. – 240 с. 20. Зыкина О.В. Компьютер для детей. // М.: Изд-во Эксмо, 2016. – 112с. 21. Иванова Е.В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов. // Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». 2014 - № 3 – 86 с. 22. Калинина Т. В. Специализация «Новые информационные технологии в дошкольном детстве» // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2016. - №?2. – 75 с. 23. Калягин В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. Практикум: пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов // Калягин В.А., Овчинникова Т.С.— Электрон. текстовые данные. — СПб.: КАРО, 2013. — 432 c. 24. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи // Г.А. Каше. – М., 2014. – 365 с. 25. Киселева Н. Дидактическое пособие «Логоклуб»: игры и занятия / Н. Киселева, Н. Никифорова // Дошкольное воспитание. - 2015. – № 5. – 174 с. 26. Козырева, О.А. Использование речевых игр на логопедических занятиях / О.А. Козырева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2015. - № 2. - С. 31-36. 27. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // В.В. Коноваленко. – М.: Гном и Д, 2015. – 446 с. 28. Королева Н., Петрова С. Использование новых информационных технологий в образовательном процессе детского сада. // Дошкольное воспитание, 2015 - № 7 – 88 с. 29. Короткова, А.В. Дроздова, Е.Н. Особенности формирования лексико- грамматического стоя речи 3 уровня / А.В. Короткова, Е.Н. Дроздова //Логопед. 2012. № 8. – 119 с. 30. Коррекция речевого и психического развития детей 4- 7 лет. / Под редакцией Лосева П.Н. М.: Творческий Центр «Сфера», 2012. ? 312 с. 31. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. // Под ред. Гаркуша Ю.Ф. –М.: Секачев, В. Ю, 2014. – 91с. 32. Лалаева, Р.И. Логопедия в таблицах и схемах: учебное пособие // Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н.— Электрон.текстовые данные. — М.: ПАРАДИГМА, 2012.— 216 c. 33. Левина Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. Избранные труды. / Р.Е. Левина, - М.: Аркти, - 2005. - 222 с. 34. Левина Е.В. Использование компьютерных технологий на индивидуальных коррекционно-логопедических занятиях // Логопед. 2015. - № 4.- 136 с. 35. Легачева Е. Н., Кочелакова О. Д. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий // Молодой ученый. - 2016. - №7. - С. 667-669. 36. Леонова Л. А. «Дошкольник и компьютер» // Изд.: Москва – Воронеж. 2015. – 172 с. 37. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. // Учебно-методическое пособие - Пермь, 2016 г. – 112 с. 38. Логопедия. Основы теории и практики // Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Москва: Эксмо, 2016. - 472 с. 39. Логопедия: методические традиции и новаторство / под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец // М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЖЭК», 2014. - 336 с. 40. Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. // СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2014. - 191 с. 41. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: Пособие для учителя-дефектолога // М.И. Лынская; Под ред. С.Н. Шаховской. - М.: Парадигма, 2012. - 128 с. 42. Науменко О. А. Коррекционно-развивающая работа по формированию различных форм замещения у дошкольников с общим недоразвитием речи // Коррекц. педагогика. - 2016. - № 5. – 96 с. 43. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет) // Н.В. Нищева. – СПб Детство-Пресс, 2014. – 287 с. 44. Петрова Е. Развивающие компьютерные игры. // Дошкольное воспитание. - 2016. - №?3.- 95 с. 45. Печинкина О. В. Медиаобразование дошкольников: несколько советов родителям // Детский сад от, А до Я. — 2016 - №?9. — 180 с. 46. Попова Е. Ф. Влияние компьютерных технологий на коррекционно-развивающее обучение детей с общим недоразвитием речи // Логопедия сегодня. - 2016. - № 10. – 116 с. 47. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2016 - № 8 – 280 с. 48. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2015. - № 4- 337 с. 49. Ромусник М. Н. Комплексный подход в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Логопед в дет. саду. – 2016. - № 7. – 115с. 50. Севастьянов, В.В., Морозов, М.Н. Мультимедиа технологии в обучении детей с речевыми и нейросенсорные нарушениями // Труды юбилейной научно-технической конференции. – Рязань, 2014. – 227 с. 51. Севастьянов, В.В., Морозов, М.Н., Шуварова, С.В., Кудашева К.Н. Применение мультимедиа технологий в реабилитации детей с нарушениями высших психических функций // Материалы первого всероссийского научного форума «Инновационные технологии медицины XXI века» «Медицинские компьютерные технологии». – Москва, 2014, - 337 с. 52. Серпенина Н. В. Использование многофункциональных игр в преодолении общего недоразвития речи дошкольников / Н. В. Серпенина, С. В. Миронова // Логопед. - 2016. - № 3. – 75 c. 53. Силантьева А.А., Медведева Е. Ю., «Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР посредством использования компьютерных игр», Балтийский гуманитарный журнал, № 3 (28) 2019. 54. 55. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4 -5 лет с общим недоразвитием речи. // М.: Мозаика – Синтез. Творческий Центр «Сфера», 2013. - 320 с. 56. Туманова Т. В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи: автореферат дис. ... доктора педагогических наук / Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова. - Москва, 2005. - 45 с. 57. Туманова Т. В. Системный подход к работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи // Практ. психология и логопедия. – 2016. - № 2. – 72 с. 58. Усова А.П. Обучение в детском саду // под ред. А.В. Запорожца. — М.: Просвещение. - 2012. — 176 с. 59. Фатихова Л.Ф. Компьютерные технологии в психолого-педагогической коррекции детей / Л.Ф. Фатихова // Логопед. - 2014. - №2. – 87 с. 60. Цейтлин С.И. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С.И. Цейтлин. - М., «Владос», 2007, - 220 с. 61. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. // М.- Просвещение, 2013 – 334 с. 62. Чистякова И.А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников. // С.-П.: Каро,2016. – 210с. 63. Щерба Л.Б. Языковая система и речевая деятельность / Л.Б. Щерба. - Л., 2006. – 428 с. 64. Эльконин Д. Б. Психология игры. // М.: Директмедиа Паблишинг, 2011. - 362с. 65. Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества: Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника: метод. рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. //М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2016. - 128с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 1.1. Особенности формирования лексического строя речи у старших дошкольников с ОНР как предмет психолого-педагогического изучения Усвоение детьми лексического строя речи в онтогенезе в современных психологических, лингвистических и педагогических исследованиях многих авторов рассматривается в общей системе речевой деятельности (К.Ю. Белая [6], З.Е. Агранович [1], Г.А. Каше [24] и др.). Обусловлено это тем, что восприятие и воспроизведение лексических единиц языка не является самоцелью, а помогает удовлетворять потребность человека в общении. Такая необходимость возникает прежде всего, в совместной деятельности людей (А.П. Усова [56], Д.Б. Эльконин [62] и др.).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg