Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психологическая характеристика профессионального самоопределения в юности

shahov_2020 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 49 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.10.2020
Курсовая работа посвящена изучению психологической характеристики профессионального самоопределения в юности. Актуальность данного исследования заключается в том, что в юноше-ском возрасте каждый стоит перед выбором. Этот выбор судьбоносный. От него зависит, кем станет человек, принесёт ли ему это удовлетворение, не будет ли он жалеть о сделанном. Будет ли он счастлив от принятого в старшей школе решения. Ежегодно множество девушек и юношей после окончания школы сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования.
Введение

Самоопределение — это определение своего отношения к своей жизни, определение самим субъектом своего "способа жизни". Оно является основой и необходимым источником самореализации личности. Самоопределение, по сути, ориентир личности на поиск и обретение смысла жизни. Потребность в самоопределении возникает на рубеже старшего подрост-кового и юношеского возрастов и предполагает единство представлений о са-мом себе и о мире. Когда юноша стоит на пороге взрослой жизни, и общество ставит перед ним задачу выбора профессии и пути профессионального образования. Адекватное решение задачи выбора дальнейшего профессионального пути требует предварительного профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте. Подросток должен стать субъектом профессионального самоопределения, самостоятельно осуществляющим свой выбор. Соответственно, основной целью является формирование у подростка внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего профессионального развития. Актуальность данного исследования состоит в том, что в юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Возникает множество вопросов: «Кем быть? Каким быть? В какую сферу пойти?» Мир профессий включает в себя тысячи интересных специальностей. Разные их виды требуют различных ка-честв от человека. В каком-то случае должна быть острота мышления, в другом - способность находить контакт с людьми, а в следующем - физическая сила и т.д. Ежегодно множество девушек и юношей, после окончания школы, начинают искать применение своим навыкам, силам и способностям. При этом большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования. Причина в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет только приблизительные представления о существующих профессиях и оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой деятельности требования со своей ин-дивидуальностью. Текущая социально-демографическая ситуация определяется необходи-мостью поиска новых подходов к решению многих вопросов, например, безработица молодёжи и психологическая помощь выпускникам школ в профессиональном самоопределении, так как в современное время становятся суровее условия выхода трудоспособного населения, в том числе молодёжи, на рынок труда. Профессиональный потенциал молодых людей используется не в полной мере, потому, что работодатели неохотно принимают их на работу из-за недостатка трудового опыта. На данный момент бывает и так, что молодые люди, не желая того сами, вынуждены менять свою специальность, работать не по имеющемуся образованию. Различные аспекты проблемы психологической помощи обучающейся молодёжи в профессиональном самоопределении отражены в трудах А. В. Карпова, Н.С. Пряжникова, А.В Мудрик, Е.М. Павлютенкова, С.Н. Чистяковой, Е.А. Климова и др. посвящённых проблемам принятия решений в профессиональной деятельности, профессионального самоопределения молодёжи, формированию квалификационных характеристик будущего работника, его трудового потенциала. Объектом исследования являются учащиеся 17-18 лет. Предмет исследования: психологическая характеристика профессио-нального самоопределения в юности. Цель исследования: изучить психологическую характеристику профес-сионального самоопределения в юности. Задачи исследования: 1. Рассмотреть проблему профессионального самоопределения в психолого-педагогической литературе. 2. Выявить и рассмотреть факторы, влияющие на профессиональное само-определение в юношеском возрасте. 3. Проанализировать психологическую помощь педагогов старшеклассни-кам в профессиональном самоопределении. 4. Подобрать методики исследования, проанализировать результаты разработать рекомендации педагогам, направленные на поддержку учащихся в их профессиональном самоопределении. Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что, если педагог будет со-блюдать специально разработанные рекомендации, то профессиональное самоопределение старшеклассников будет более эффективным. Методы исследования: 1. Теоретические: анализ психологической, психолого-педагогической литературы, периодических изданий по проблеме исследования. 2. Эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование, Методика Л. Йо-вайши (в модификации Г.В Резапкиной), Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова. 3. Методы количественной и качественной обработки результатов иссле-дования. Теоретическая значимость работы состоит в том, что мы рассмотрим проблему профессионального самоопределения в психолого-педагогической литературе, выявим факторы, влияющие на профессиональное самоопределе-ние в юношеском возрасте, проанализируем психологическую помощь педагогов старшеклассникам в профессиональном самоопределении, разработаем рекомендации педагогам, направленные на поддержку учащихся в их профессиональном самоопределении. Практическая значимость работы заключается в том, что мы организовали процедуру и методы исследования, проанализировали и интерпретировали результаты исследования, составили рекомендации по эффективной помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении. База исследования: МБОУ СШ № 6 им. А.С. Макаренко города Арзамаса. Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, списка литературы и приложений.
Содержание

Введение 3 Глава I. Теоретические основы изучения психологической характеристики профессионального самоопределения в юности 7 1.1 Проблема профессионального самоопределения в юности в трудах зарубежных и отечественных учёных 7 1.2 Факторы профессионального самоопределения в юношеском возрасте 12 1.3 Психологическая помощь педагогов старшеклассникам в профессиональном самоопределении………………………………………… 18 Выводы по I главе 22 Глава II. Изучение психологической характеристики профессионального самоопределения в юности 24 2.1 Характеристика объектов и методов исследования 24 2.2 Анализ результатов исследования 26 2.3 Рекомендации по эффективной психологической помощи в процессе профессионального самоопределения у юношей... 30 Выводы по II главе 36 Заключение 38 Список литературы 41 Приложение 1 44 Приложение 2 49
Список литературы

1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2010. 2. Мантикова А.В. Формирование личности в старшем пубертатном воз-расте // «Наука. Мысль: электронный периодический журнал». – 2016. С. 38-42. 3. Занятость, безработица и неполная занятость. – М., 2014. С. 274 4. Статья «Психологический анализ динамики профессионального само-определения личности» [Электронный ресурс], 2009. – режим доступа к ста-тье.: https://tovievich.ru – 1988. С. 52-53 5. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. – 1994.С. 43 – 52. 6. Павлютенков Е.М. Профессиональная ориентация учащихся. Киев: Ра-дянська школа, 2003. С.152 7. Пряжников Н.С., Румянцева Л. С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся. – Москва: Издательский цент «Академия», 2013. 8. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. / Н.С. Пряжников. - М.: Наука, 2012. С. 390 9. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ Е.Ю. Пряжникова. - М.: Академия, 2015. С.496 10. Эренбург Р. Смит Р. Современная экономика труда. Теория и государ-ственная политика, М.: Изд-во ММПИ, 2014. С - 382 11. Маслоу А. Мотивация и личность: Перевод с английского. - СПб: Питер, 2006. С- 352 12. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988. С - 199 13. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. С. - 159 14. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: МГУ, Центр "Детство", 1993. С - 56 15. Климов Е.А. - Психология профессионального самоопределения. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Ака-демия", 2004. 16. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. - Основы профориентологии М.: Высшая школа, 2005. С. - 159 17. Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьни-ков: Организация и управление. М.: Педагогика, 1987 С.- 160 18. Селиванова О. Занятость молодёжи - стратегическая проблема. // Человек и труд. 2003 19. Антосенков Е.Г. Профессиональная подготовка рабочей молодежи // Народонаселение. 2001. № 2. С. 81-88. 20. Оссовский В.Л. Ценности профессиональной деятельности. Опыт и ме-тодол. пробл. социол. исслед: автореферат доктора философских наук : 19.00.09 / АН УССР. Ин-т философии. - Киев, 1986. 21. Занятость и рынок труда в России: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы. – М., 2013. С.- 320 22. Карпов А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности. - Ярославль: Изд-во ЯРГУ, 2009. 23. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2010. 24. Эриксон Э. - Идентичность: юность и кризис М: Изд-во "Прогресс", 1996. С. – 234 25. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. - Основы профориентологии М.: Высшая школа, 2005. С.- 159 26. Организация профориентационной работы в школе: Сборник инструк-тивно-методических материалов - Биробиджан, обл. ИПКПР 2011. С.- 26 27. Чупрунова С.А., Булышева М.Б., Дудко Л.В., Абрамова Г.М.,Чернова Ж.С., Курленя В.А.- Методическая разработка "Профориентационные пробы" [Электронный ресурс], 2016. – режим доступа: https:// https://xn--80acqkxbs.xn--p1ai/materialy/metodicheskaya-razrabotka-proforientatsionnye-proby 28. Хекхаузен X. Психология мотивации достижения / Пер, с англ. 2001. 29. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2005. С.- 304 30. Герций Ю. Занятость и рынок труда. // Человеческие ресурсы. 2010С.- 278
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы изучения психологической характе-ристики профессионального самоопределения в юности 1.1 Проблема профессионального самоопределения в юности в трудах зарубежных и отечественных учёных. Профессиональное самоопределение - поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой трудовой деятельности. Это эмоционально окрашенное отношение личности к своему месту в мире профессий. В отечественной литературе накоплен богатейший опыт исследования проблемы профессионального самоопределения. Это в первую очередь разра-ботки таких учёных, как Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, А.В. Мантикова, С.Н. Чистякова, Т.В. Кудрявцев и многих других. К примеру, Е.А. Климов, в своих трудах даёт следующее определение профессиональной направленности, определяя её как сложную черту личности, которая отличается не только положительным отношением к той или иной трудовой деятельности, но и активным желанием трудится в той или иной профессии [1]. Автор пишет о двух уровнях самоопределения: 1) гностический, когда происходит перестройка сознания и самосознания; 2) практический, когда изменяется реальный статус человека. Разберём конкретные составляющие профессиональной направленности. Основной среди них является система ценностей, которая связана с профессиональными устремлениями человека. К профессионально-ценностным ориентациям относятся: · социальная значимость и престиж профессии; · содержание профессионального труда; · возможности совершенствования и самоутверждения личности. В современном мире с каждым годом растёт количество специалистов в экономической, финансовой и бухгалтерской сферах, так как это престижно. Существуют более востребованные профессии, например, водитель, строитель, автомеханик, швея, воспитатель, учитель. Но вышеперечисленные виды профессиональной деятельности неинтересны для молодёжи. Из этого, можно сделать вывод, что молодёжь в большинстве своём интересует престиж.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 23 страницы
276 руб.
Курсовая работа, Психология, 26 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Психология, 30 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Психология, 32 страницы
300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg