Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В УСЛОВИЯХ ЛЕЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

shahov_2020 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 94 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.10.2020
В настоящее время наблюдается увеличение числа детей, рождающихся с церебральной патологией, при этом детский церебральный паралич занимает первое место в структуре детской инвалидности по неврологическому профилю. Частота его проявлений достигает от 5 до 9 на 1000 новорожденных в разных регионах нашей страны. Большое число исследований посвящено проблеме нарушений психического развития у детей с церебральным параличом.
Введение

В последние годы церебральный паралич (далее ДЦП) стал одним из самых распространенных заболеваний нервной системы у детей…Детский церебральный паралич - тяжелое заболевание ЦНС, которое проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. При этом особенно тяжело страдают двигательные структуры головного мозга, регулирующие произвольные движения, речь и другие корковые функции. Многие отечественные и зарубежные исследования посвящены изучению нарушений речи у детей с ДЦП (К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, И.В. Ипполитова, И.И. Панченко, Н.М. Махмудова, Е.М. Правдина-Винарская, О.Г. Приходько, И.Ю.Левченко и др.) [32, 31, 38, 29, 33]. Большое значение в механизме речевых нарушений при ДЦП имеет двигательная патология. Е.М. Мастюкова, М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская, К.А. Семенова, Н.М. Махмудова и другие ученые отмечают клиническую и патологическую связь между речевыми и двигательными нарушениями у детей с ДЦП [32, 37, 38, 33]. Двигательное сохранение патологических тонических рефлексов отрицательно сказывается на мышечный тонус артикуляционного аппарата. Тяжесть тонических рефлексов повышает тонус мышц языка, затрудняет дыхание, голосообразование, произвольное открывание рта, движения языка вперед и вверх. Л.О. Бадалян, Е.Ф. Архипова, Е.М. Мастюкова, М.Б. Эйдинова и др. считают, что подобные нарушения артикуляционной моторики задерживают формирование голосовой активности и нарушают звукопроизносительную сторону речи [7, 4, 32, 37]. Также отмечается позднее становление речи у детей с ДЦП. Наиболее распространенными нарушением речи у детей с ДЦП является дизартрия. При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения ЦНС. Структуру речевого дефекта составляет нарушение звукопроизносительной стороны речи. Для дизартрии характерны: нарушения артикуляционной моторики в виде изменения тонуса артикуляционных мышц, ограничения объема их произвольных движений координаторных расстройств, тремора, гиперкинезов языка, губ; нарушения дыхания; расстройства голосообразования, просодики. Нередко нарушен темп речи. Часто отмечается недоразвитие фонематического слуха. Изучение особенностей проявлений дизартрии и методов логопедической работы способствует максимальному использованию компенсаторных возможностей детского организма, пластичности мозга, чувствительности к стимуляции психического и речевого развития, способности к компенсации нарушенных функций. Актуальность исследования обусловлена тем, что речевые нарушения у детей с ДЦП носят стойкий характер и часто трудно поддаются коррекции. Объект исследования - процесс коррекционно-логопедической работы по коррекции дизартрии у детей-дошкольников с церебральным параличом. Предмет исследования - особенности логопедической работы по коррекции дизартрии у детей-дошкольников с церебральным параличом. Цель работы - выявление оптимальных путей по коррекции дизартрии у детей с ДЦП. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач: 1. Изучить теоретические источники по проблеме дизартрии у детей-дошкольников с церебральным параличом. 2. Изучить методы коррекции дизартрии у детей-дошкольников с церебральным параличом в условиях лечебного учреждения. 3. Определить содержание логопедической работы с дошкольниками с церебральным параличом в условиях лечебного учреждения. 4. Подобрать специальные приемы, направленные на коррекцию дизартрии у детей-дошкольников с церебральным параличом. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что логопедическая работа по коррекции дизартрии у дошкольников с церебральным параличом будет успешной при соблюдении следующих условий: ? выявление клинических проявлений дизартрии у детей с ДЦП; ? правильного отбора специальных методов, приемов и содержание коррекционно - логопедической работы в условиях лечебного учреждения; ? обучения родителей и активного привлечения специалистов (невролога, психолога и других) к коррекционному процессу; ? системности и безотрывности коррекционно-логопедической работы. При написании выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, экспериментальные методы (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты), качественный и количественный анализ результатов.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические подходы к проблеме дизартрии у детей с ДЦП в условиях лечебного учреждения 6 1.1. Понятие дизартрии. Особенности проявления дизартрии при ДЦП 6 1.2. Организация лечебной помощи детям с ДЦП в России 19 1.3. Методы логопедической работы с дошкольниками, имеющими ДЦП 25 Глава 2. Экспериментальное логопедическое изучение дошкольников с ДЦП 40 2.1. Организация и содержание констатирующего этапа 40 2.2. Анализ результатов констатирующего этапа 47 Глава 3. Экспериментальная логопедическая работа, направленная на организацию коррекции дизартрии у детей с ДЦП 61 3.1. Организация и содержание формирующего этапа 61 3.2 . Контрольный этап 71 Заключение 84 Список литературы 87 Приложение 1 91 Приложение 2 94
Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2015. - 400 с. 2. Антонова Л.Н. Практика проведения артикуляционной гимнастики у дошкольников с нарушениями речи в системе здоровьесбережения в образовательном учреждении // Молодой ученый. - 2017. - №15.2. - С. 15-18. 3. Арутюнян А.М. Профилактика возникновения дизартрии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т.26. - С. 1031-1035. 4. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие - М.: АСТ: Астрель, 2014. - 319 с. 5. Асташина И.В. Логопедические игры и упражнения для детей / И.В. Асташина. - М.: Рипол Классик, Дом. XXI век, 2017. - 192 c. 6. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М.: Либроком, 2017. - 218 с. 7. Бадалян Л.О. Детская неврология: учебное пособие / Л.О. Бадалян. - 4-е изд. - М.: МЕДпресс информ, 2016. - 608 с. 8. Башмакова С.Б., Станилеско И.В. Современные исследования дизартрии в отечественной и зарубежной логопедии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т.17. - С. 818 - 822. 9. Белякова Л.И. Психофизиологический инструментарий в пространстве изучения речи ребенка / Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова // Вопросы психолингвистики. - 2016. - №4 (30). - С. 30-38. 10. Булыкина Е.А. Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией при помощи дидактических игр // Молодой ученый. - М.: Гуманитар. издат. центр Владос, 2016. - №9. - С. 176-178. 11. Быцай А.К. К вопросу о диагностике интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста, имеющих стёртую дизартрию // Молодой ученый. - 2017. - №50.1. - С. 56-59. 12. Денисова О.А., Захарова Т.В. Леханова О.Л. Детская логопсихология. Учебник для студентов вузов. - М.: Владос, 2015. - 159 с. 13. Елецкая О.В., Тараканова А.А., Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи: учебно - методическое пособие / О.В. Елецкая, А.А. Тараканова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. - 312 с. 14. Киреенкова С.Л. Особенности волевой сферы у детей с дизартрией // Молодой ученый. - 2016. - №5. - С. 690-692. 15. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: избранные труды / Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. - М.: АРКТИ, 2015. - 224 с. 16. Левченко И.Ю., Дубровина Т.И. Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти. - М.: Национальный книжный центр, 2016. - 144 с. 17. Левченко И.Ю. АбковичА.Я. Диагностика особенностей развития обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата для построения индивидуальной образовательной траектории. Методическое пособие. – М.,ПАРАДИГМА, 2019. – 26с. 18. Логопедия / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др. / под ред. Л.С. Волковой. - М.: Просвещение, 2015. - 528 с. 19. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования / А.Р. Лурия. - М.: Академия, 2015. - 352 с. 20. Лыхенко Ю.В. Особенности формирования просодической стороны речи у детей со стёртой формой дизартрии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 39. - С. 2251-2255. 21. Макарова Н.В. Основные проявления недостаточности звуко-произносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией / Н.В. Макарова // Вестн. Таганрог.ин-та имени А.П. Чехова. - 2016. - №2. - С. 49-53. 22. Польшина М.А. Коррекция стертой дизартрии у старших дошкольников средствами логопедического массажа // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 апр. 2017г.) / ред.кол.: О.Н. Широков и др. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 119-122. 23. Приходько Е.В. Технологии обучения пересказу старших дошкольников // Молодой ученый. - 2017. - №3.1. - С. 59-60. 24. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: учебное пособие / Ф.А. Сохин. - 2-е изд. - М.: Издательcтво Московского психолого-социального института. Воронеж: Издательcтво НПО МОДЭК, 2018. - 224 с. 25. Райхерт Е.Н. Особенности фонетических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т.13. - С. 56-60. 26. Сапрыкина О.В., Витязь Л.Н., Комарова С.Я. Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии // Молодой ученый. - 2017. - №27. - С. 148-150. 27. Филичева Т.Б. Основы дошкольной логопедии. - М.: Эксмо, 2015. - 320 с. 28. Шелгунова Н.Б. Особенности проявления дизартрии при различных поражениях зон головного мозга // Молодой ученый. - 2017. - №20. - С. 209-211. 29. http://lesgaft-notes.spb.ru - Винарская, Е.Н. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга / Е.Н. Винарская, А.М. Пулатов. 30. http://metodich.ru - Панченко И.И., Щербакова Л.А. Основные формы дизартрических нарушений речи и дифференцированные пути коррекционного воздействия. 31. http://pedlib.ru - Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. 32. http://pedlib.ru - Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей. 33. http://pedlib.ru - Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. 34. http://pedlib.ru - Правдина О.В. Логопедия. / учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-товпед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. 35. http://perviydoc.ru - Винарская Е.Н. Дизартрия. 36. http://static.my-shop.ru – Гуровец Г.В. Психопатология детского возраста. 37. https://superinf.ru - Логопедия. Дизартрия (Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова). 38. https://www.scienceforum.ru - Эйдинова М.Б., Правдина - Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. 39. https://7gy.ru - Семенова К.А., Махмудова Н.М. Предречевое развитие и особенности его нарушений в ранней стадии детского церебрального паралича.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме дизартрии у детей с ДЦП в условиях лечебного учреждения 1.1. Понятие дизартрии. Особенности проявления дизартрии при ДЦП Наиболее частой формой речевой патологии при ДЦП является дизартрия. Дизартрия - тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи. В тяжелых случаях речь превращается в какое-то подобие мычания и делается совершенно непонятной [4, с. 15]. В настоящее время проблема дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психо-логопедическом направлениях. Наиболее подробно она описана у детей с ДЦП (М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, И.И. Панченко и др) [37, 38, 31, 29]. В основу классификации дизартрии положен принцип локализации, степень понятности речи для окружающих, синдромологический подход. На основе принципа локализации мозговые поражения различают псевдобульбарную, бульбарную, экстрапирамидную (подкорковую), мозжечковую, корковую формы (О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова, К.А. Семенова) [33, 31, 31, 38].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg