Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Уголовная ответственность за нарушение общественного порядка

irina_k200 2910 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 97 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.10.2020
Объектом исследования являются система уголовно-правовых мер противодействия преступлениям против общественного порядка и пути их оптимизации. Предметом исследования выступают ранее действовавшее и современное российское законодательство, регламентирующее ответственность за преступления против общественного порядка; материалы соответствующе правоприменительной практики; юридическая и иная литература, посвященная проблематике борьбы с ними. Цель и задачи исследования. Целью дипломного исследования является поиск путей повышения эффективности борьбы с преступлениями против общественного порядка. Достижение указанной цели возможно путем реализации следующих основных задач: • изучить понятие общественного порядка, а также понятие и виды преступлений, посягающих на общественный порядок; • провести детальный анализ составов преступлений, предусмотренных ст. 212-214 УК РФ; • установление типичных квалификационных проблем по делам о преступлениях против общественного порядка и разграничение их со смежными составами; • внести предложения по совершенствованию уголовного законодательства, регламентирующего вопросы уголовной ответственности за нарушение общественного порядка. Методологическую основу исследования составили диалектический метод научного познания, а также формально-логический, позволяющий раскрыть понятийный аппарат преступлений против общественного порядка; историко-правовой, позволяющий рассмотреть этапы становления уголовной ответственности преступления против общественного порядка сравнительно-правовой, исследующий вопросы регламентации ответственности за преступления против общественного порядка; статистический, системно-структурный, и другие частно-научные методы исследования социально-правовых явлений. Эмпирической базой исследования являются материалы опубликованной судебной практики, которые касаются вопросов привлечения к уголовной ответственности за нарушение общественного порядка. В качестве нормативной базы работы внутригосударственные нормативные акты в области правового регулирования оснований и особенностей уголовной ответственности за совершение насильственных половых преступлений. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные выводы и предложения могут быть использованы при дальнейших исследованиях проблем правового регулирования вопросов уголовной ответственности за нарушение общественного порядка. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе высших учебных заведений при преподавании дисциплин «Уголовное право», а также при подготовке учебных и учебно-методических пособий по указанным дисциплинам. Научная новизна магистерского исследования заключается в том, что автором на основании проведенного анализа действующего уголовного законодательства, а также практики применения норм об ответственности за нарушение общественного порядка внесены предложения по совершенствованию норм, регламентирующих ответственность за преступления против общественного порядка. Кроме того научная новизна исследования подтверждается положениями, выносимыми на защиту. Основные положения, выносимые на защиту: Формулирование общественного порядка в широком смысле страдает, на наш взггяд, неконкретностью, оно носит очень общий вид, не отображает надлежащим образом своеобразных для этого явления свойств. Из него не видно, какие стороны жизни общества, какой порядок взаимоотношений среди людьми необходимо охранять, противоборствуя с преступлениями. Преимущественным является представление общественного порядка в узком, наиболее узком значении данного слова. В данном значении, выступая социально-правовой группой, общественный порядок содержит не целую систему урегулированных общественными нормами социальных взаимоотношений, но только лишь конкретные их совокупности, возникающие в разных сферах жизнедеятельности. Подобное представление общественного порядка содержит немаловажную практическую значимость, оказывая содействие последующему совершенствованию правового регулирования общественного порядка, улучшению работы муниципальных организаций также государственных учреждений, ведущих борьбу с преступлениями. По окончанию сформулируем единое представление преступных посягательств на общественный порядок. Их возможно определить как общественно опасные, уголовно-противоправные, предумышленные нарушения правовых также неюридических правил действия людей в общественных местах, в области общественно-полезной работы, развлечений и обихода, которые наносят ущерб либо создают опасность причинения ущерба личности, имуществу, нормальной работе учреждений, компаний также органов, порядку управления, общественной безопасность в области обращения оружия. Также необходимо выделить, то что имеется несколько преступлений, которые посягают в первостепенную очередь на личность, имущество, общественную безопасность, а вспомогательным непосредственным объектом имеют общественный порядок. Это подобные действия как убийство, умышленное нанесение тяжелого или средней тяжести, легкого вреда здоровью также побоев с хулиганских побуждений, умышленное ликвидирование или порча собственности по хулиганским мотивам, приведение в непригодность предметов обеспечения, приведение в непригодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов также газопроводов, ожесточенное отношение с животными (п. «и» ч.2 ст. 105, п. «д» ч.2 ст. 111, п. «д» ч.2 ст. 112, п.но ч.2 ст.115, п.но ч.2 ст. 116, ч.2 ст. 167, ст. 215.2, ст. 215.3, 245 УК РФ).В связи с этим предлагаем классификацию преступлений, так или иначе связанных с нарушением общественного порядка: • преступные посягательства, которые основным непосредственным объектом имеют общественный порядок (ст.212-214 УК РФ); • преступные посягательства, у которых общественный порядок выступает в качестве дополнительного или факультативного объекта (п. «и» ч.2 ст. 105, п. «д» ч.2 ст. 111, п. «д» ч.2 ст. 112, п.а ч.2 ст.115, п.а ч.2 ст. 116, ч.2 ст. 167, ст. 215.2, ст. 215.3, 245 УК РФ). В исследовании была рассмотрена уголовно-правовая характеристика преступлений против общественного порядка, таких как массовые беспорядки (ст.212 УК РФ), хулиганство (ст.213 УК РФ) и вандализм (ст.214 УК РФ). 1. Массовые беспорядки - это общественно опасные действия организованной толпы, сопряженные с применением насилия, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителям власти. Основным непосредственным объект преступления являются основы общественной безопасности, а дополнительный - отношения собственности, здоровье личности, нормальная деятельность предприятий, учреждений, организаций. Объективная сторона данного преступления состоит из организации массовых беспорядков (ч. 1 ст. 212 УК); участия в массовых беспорядках (ч. 2 ст. 212 УК); призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно к насилию над гражданами. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. Субъект преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. 2. Хулиганством называют грубое нарушение общественного порядка, открытое выражение неуважения к устоявшимся нормам общества. Основным непосредственным объектом преступления является общественный порядок, а в качестве дополнительного вступают здоровье личности, отношения собственности, нормальная деятельность предприятий, учреждений, организаций. Объективная сторона хулиганства отображается в совершении активных деяний, отличающихся определенными такими признаками как, грубое нарушение общественного порядка, также действиях должно проявляться явное неуважение виновного к обществу и действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, должны сопровождаться применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, либо уничтожением или повреждением чужого имущества. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла и так называемым хулиганским мотивом, т.е. стремлением виновного противопоставить себя обществу, выказать ему свое неуважение и пренебрежение нормами человеческого общежития, нравственности, морали. Субъект простого хулиганства - физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет, а квалифицированного и особо квалифицированного (ч. 2, 3 ст. 213 УК) является лицо, достигшее 14 лет. 3. Вандализмом является осквернение зданий или иных сооружений и порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. Осквернение выражается различными действиями, приводящими к обезображиванию пользующихся общественным вниманием зданий и сооружений. К таким действиям следует относить нанесение непристойных изображений и надписей, наклеивание плакатов, репродукций, фотографий аморального содержания, пачкание красками, нефтепродуктами, нечистотами, обезображивание и повреждение памятников истории и культуры, общественно значимых зданий и сооружений. Порча имущества заключается в приведении его в полную или частичную непригодность. Способы порчи могут быть различными: нанесение механических повреждений, покрытие красящими или клеющими веществами, заливание нечистотами и др. Субъект преступления является лицо, достигшее 14-летнего возраста.Надеемся, то что сформулированное нами единое представление преступлений против общественного порядка, даст возможность конкретнее раскрыть значение и сущность составляющих и свойств составов отдельных видов преступлений, вступающих в предоставленную категорию, и, таким образом, точнее осуществлять уголовный закон. Меры предупреждения преступлений против общественного порядка имеют цель пресечь сам факт уголовно наказуемых действий, а также не допустить перерастания преступлений против общественного порядка в преступления более тяжкого характера. Реализация обозначенных в заключении предложений позволит, по нашему мнению, укрепить законность, обеспечить законодательную дифференциацию ответственности за преступления против общественного порядка, повысить эффективность практики предупреждения, предотвращения и пресечения этих преступлений. Структура диссертации определена кругом исследуемых проблем, ее целями и задачами, включает введение, две главы, объединяющие пять параграфов, заключение, список использованной литературы
Введение

Актуальность темы магистерского исследования. Один из требуемых и неотъемлемых условий нормального функционирования каждого государства считается сохранение общественного порядка на надлежащем уровне. Правоохранительные органы прикладывают значительные усилия, осуществляя борьбу со уголовно-наказуемыми формами нарушений законов поведения в обществе людей - вандализмом, хулиганством, массовыми беспорядками. Но результаты криминологических проведенных исследований говорят, то что данные преступления продолжают быть крайне распространенными в Российской Федерации (их часть во всей совокупности преступлений является в среднем от 5 вплоть до 7%), более того портятся их качественные характеристики (изменяется мотивация, методы совершения, увеличивается организованность). Данные преступления предполагают собой основательную угрозу для нашего общества, так как не соблюдают нормальную работу компаний, учреждений, организаций; наносят материальный вред, физический и другой ущерб личности и так далее Наиболее общераспространенное из числа них - хулиганство. Слова хулиганство и хулиган имею английские корни. Как отмечают многочисленные ученые, Hооligаn - имя злой семьи преступников, живших в ХVIII веке в Ирландии и прогремевшей небывалым дебошем. Хулиганство как преступление испытывает непрерывные скачки в увеличении преступности и отображается в статистике как более общераспространенное преступление. Но хотелось бы обозначить, то что за первоначальные 3 месяца 2020 года доля преступлений против общественного порядка составил 0,1%. С риторической стороны возможно выделить некоторые факторы из учебных пособий о хулиганстве, и невозможно не отметить такого «хулигана», как Владимир Маяковский, А. Вертинский, к примеру, упоминает о нем в следующее: « Во всей его манере держаться, в фигуре, осанке и жестах чувствовались непередаваемое презрение к окружающим и явный вызов обществу. Он был непримирим и беспощаден во всех своих суждениях и ошибках. А о богеме того времени в целом: «Мы, объявившие себя футуристами, носили желтые кофты с черными широкими полосками, на голове цилиндр, а в петлице деревянные ложки. Мы размалевывали себе лица, как индейцы, и гуляли по Кузнецкому, собирали вокруг себя толпы. Появляясь в ресторанах, кафе и кабаре и читали там свои заумные стихи, сокрушая и ломая все веками сложившиеся вкусы и понятия». Сальвадор Дали хорошо владел техникой скандала с целью «конструирования» собственного имиджа. Художник мог спокойно предстать на пресс конференции голым, читать лекции в скафандре, неустанно объявлять себя гением. Сальвадор Дали стал не просто хулиганом, эксцентричным живописцем, вызывающим споры критики, но и героем массовой культуры. Можно привести огромное количество примеров неправомерного поведения, которые описаны в литературе и по своему смыслу бросают вызов обществу. Говоря юридическим языком «грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу», как указано в ст. 213 УК РФ. Правоохранительных органов обладают возможностью результативно реагировать на факты преступлений нацеленные наперекор общественного порядка ограничены недостаточно совершенным правовым обеспечением. На сегодняшний день время основной задачей представляется установление оптимального круга уголовно-правовых мер, использование которых максимально результативно отразится на состоянии борьбы с правонарушениями против общественного порядка. Степень научной разработанности темы. Проблеме борьбы с преступлениями против общественного порядка были посвящены теоретические исследования таких ученых как Векленко С.В., Власов В.П., Гришанин П.Ф., Даньшин И.Н., Коржанский Н.И., Козаченко И.Я., Красиков Ю.А., Кузнецов, А.В., Кузнецова Н.Ф., Ляпунов Ю.И., Лубшев Ю.Ф., Портнов И.П., Труфанов Б.В., Яценко С.С. и др.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………........3 ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК КАК ОБЪЕКТ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ…………………………………………………………..…11 1.1 Понятие общественного порядка…………………………………..…..11 1.2 Понятие и виды преступлений, посягающих на общественный порядок…………………………………………………………………….…….…..16 ГЛАВА 2. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА: УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ………………………………………………………...…..22 2.1 Объективные признаки ст.ст. 212-214 УК РФ и анализ практики их оценки и применения ……………………………………………………….……...22 2.2 Субъективные признаки преступлений против общественного порядка…………………………………………………………………….…….…..57 2.3 Правоприменительная практика по делам о преступлениях против общественного порядка и ее анализ…………………………………………...….70 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………89 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...93
Список литературы

1. Нормативно - правовые акты 1.1. «Конституция Россиской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) 1.2 .«Уголовныи кодекс Россиискои Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020) 1.3. «Уголовно-процессуальныи кодекс РФ» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 18.02.2020) 1.4. «Уголовно-исполнительныи кодекс Россиискои Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 27.12.2019) 1.5. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальнои безопасности РФ» 1.6. «Кодекс Россиискои Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.03.2020) 1.7. Федеральныи закон «Об оружии» от 13.12.1996 N 150-ФЗ (последняя редакция) 1.8. Федеральныи закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодеиствии экстремистскои деятельности» (с изменениями и дополнениями) 1.9. Федеральныи закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ «О внесении изменении и дополнении в законодательные акты Россиискои Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодеиствии экстремистскои деятельности» (с изменениями и дополнениями) 2. Научная литература и материалы периодической печати 2.1 Арипов Э.А. Уголовная ответственность за массовые беспорядки (по материалам Кыргызскои Республики и Россиискои Федерации): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 122. 2.2 Багмет А.М. К вопросу о вооружахнном сопротивлении представителям власти участников массовых беспорядков // Вестник Воронежского института МВД России. 2012. N 2. С. 106, 107. 2.3 Багмет А.М., Бычков В.В. Уголовно-правовая характеристика массовых беспорядков: монография. М.: Проспект, 2009. С. 64. 2.4Бандурка А.М., Зелинскии А.Ф. Вандализм. Харьков, 1996. 2.5Векленко С.В. Уголовно-правовые меры воздеиствия на хулиганские проявления. Лекция. М., 1998. 2.6 Власов В.П., Лубшев Ю.Ф. Борьба с хулиганством. М., 1972. 3.7 Винокуров В.Н. Обьект преступления: теория, законодательство, практика: Монография. М.: Юрлитинформ, 2010. С. 20 и др. 2.8 Волков Б.С. Мотивы преступлении. Казань, 1982. 2.9 Гришанин П.Ф. Юридическая квалификация хулиганских деиствии. Лекция. М., 1969. 2.10 Даньшин И.Н. Ответственность за хулиганство по советскому уголовному праву. Харьков, 1971. 2.11Демидов Ю.Н. Уголовно-правовые меры борьбы с правонарушениями в экстремальных условиях. М., 1993. 2.12 Демидов Ю.Н. Массовые беспорядки: уголовно-правовои и криминологическии аспекты. М., 1994. 2.13 Дьяков С.В., Игнатьев А.А., Карпушин М.П. Ответственность за государственные преступления / Обш. ред. и введ. Л.И. Баркова. М.: Юрид. лит., 1988. С. 110. 2.14 Ефимов М. А. Борьба с преступлениями против обшественного порядка, обшественнои безопасности и здоровья населения. Минск, 1971. 2.15 Дурманов Н.Д. Уголовная ответственность за преступления против обшественнои безопасности, обшественного порядка и здоровья населения. М., 1962. 2.16 Зелинская Н.А. Политические преступления в системе международнои преступности. Одесса, 2018. С.138-139. 2.17 Ильясов А.З. Уголовно-правовые и криминологические проблемы массовых беспорядков: Дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 1999. С. 51 - 52. Аналогичнои точки зрения придерживается и А.В. Новиков (см.: Новиков А.В. Преступления против обшественного порядка, сопряжахнные с посягательством на собственность: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009. С. 106 - 107). 2.18 Красиков Ю.А., Труфанов В.В. Борьба с хулиганством. Воронеж, 1966. 2.19Козаченко И.Я. Квалификация хулиганства и отграничение его от смежных составов преступлении. Свердловск, 1984. 2.20Коржанскии Н.И. Квалификация хулиганства: Учебное пособие. Волгоград, 1989. 2.21 Коржанскии Н.И. Обьект и предмет уголовно-правовои охраны. М., 1980. С. 28. 2.22 Комментарии к Уголовному Кодексу РФ/под ред. В.М. Лебедева - 6-е изд., перераб. и дополн. М.: Норма, 2019. 2.23 Комментарии к УК РФ с постатеиными материалами и судебнои практикои. /Под ред. С.И. Улезько и М.Б.Смоленского. Ростов-на-Дону, 2012. 2.24 Кузнецова Н.Ф. Уголовная ответственность за нарушение обшественного порядка. М., 1963. 2.25 Комментарии к Уголовному кодексу Россиискои Федерации (постатеиныи) / Под ред. А.В. Бриллиантова. М.: Проспект, 2010. С. 829. 2.26 Кругликов Л.Л., Васильевскии А.В. Дифференциация ответственности в уголовном праве. СПб.: Издательство "Юридическии центр Пресс", 2002. С. 182. 2.27Куц Н.Т. Преступления против обшественного порядка и обшественнои безопасности. Киев, 1974. 2.28 .Мачковскии И.Г. Преступления против конституционных прав человека и гражданина: проблемы теории и практики правового регулирования: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 302 2.29 Милюков С.Ф.Россииское уголовное законодательство. Опыт критического анализа. СПб., 2010. 2.30 Морозов И.Л. Политическии экстремизм - леворадикальные течения. Волжскии, 2012. 2.31 Наумов А.В. Россииское уголовное право. Курс лекции. Т.2. Особенная часть. М.,2014. 2.32 Новиков А.В. Преступления против обшественного порядка, сопряжахнные с посягательством на собственность: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009. С. 11. 2.33Ожахгов С. И. Словарь русского языка.- М., 1968. 2.34 Помазков П.В. Борьба с преступлениями против обшественного порядка: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004. С. 55 - 56. 2.35 Пудовочкин Ю.Е. Учение о составе преступления: Учеб. пособие. М.: Юрлитинформ, 2009. С. 39 - 40. 2.36 Серебренникова А.В. Уголовно-правовое обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина по законодательству Россиискои Федерации и Германии: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 337. 2.37Уголовное право России в вопросах и ответах: учебное пособие/ под ред. В.С. Комиссарова 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Проспект, 2019. 2.38Уголовное право России. Части Обшая и Особенная: курс лекции/А.И. Рарог (и др.); под ред. А.И. Рарога - 2-е изд.. перераб. и дополн. - М.: Проспект, 2019. 2.39 Уголовное право. Особенная часть: учебник. /Под ред. В.Г. Гаикова и др. Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. 2.40 Уголовное право. Актуальные проблемы теории и практики: сборник очерков. /Под ред. В.В. Лунеева. М.: изд. «Юраит», 2015. 2.41 Уголовное право. Обшая и Особенная части. Курс лекции/В.И. Гладких, П.В. Федотов, Р.Н. Шумов. М.: Эксмо, 2015. 2.42 Уголовное право России. Части Обшая и особенная: учебник/под ред. А.В. Бриллиантова. М.: Проспект, 2015. 2.43 Уголовное право России. Части Обшая и Особенная: Учебник / Под ред. А.И. Рарога. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2012. С. 506. 2.44 Уголовное право России. Обшая и Особенная части: Учебник / Под ред. д.ю.н., проф. В.К. Дуюнова. М.: РИОР, 2008. С. 487. 2.45Фридинскии С.Н. Борьба с экстремизмом (уголовно-правовои и криминологическии аспекты). Ростов-на/Д., 2013. 2.46Яценко С.С. Уголовно-правовая охрана обшественного порядка: Киев, 1988. 3. Практические материалы 3.1.Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебнои практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждении» №45 от 15 ноября 2007г. // Доступ из [Электронныи ресурс]: ПС «ГАРАНТ». 3.2.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 г. «О судебнои практике по делам о хишении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых вешеств и взрывных устроиств //Россииская газета. 2002. 19 марта. 3.3.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. N 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм». // Доступ из [Электронныи ресурс]: ПС «ГАРАНТ». 3.4.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29 «О судебнои практике по делам о кражах, грабежах и разбое». // Доступ из [Электронныи ресурс]: ПС «ГАРАНТ». 3.5.Применение судами законодательства о борьбе с хулиганством. //Бюллетень Верховного Суда СССР, 2009, № 2. С. 29. 3.6.Обзор судебнои практики по делам о хулиганстве за 2019 год. Рязанском областном суд.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК КАК ОБЪЕКТ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ 1.1 Понятие общественного порядка В академической литературе проблема о понятии общественного порядка сконструирована слабо как в отраслевых правовых науках, таким образом и в единой теории государства и права. Необходимо кроме того выделить, то что юристы высказывают разнообразные убеждения о круге общественных взаимоотношений, образующих его сущность, а по этой причине любой из них по собственному убеждению обусловливает это объективно имеющееся социальное проявление. В онтологическом аспекте порядок характеризуется философами равно как представление категорийного типа, соотносящееся с беспорядком как своей противоположностью. Для нормального функционирования весь состав общества имеет необходимость в упорядочении, формировании общественного порядка, являющегося примитивным условием жизнедеятельности людей, организационной стороной гуманной коммуникации о каждом обществе, вне зависимости типа последнего. Многие юристы, устанавливая общественный порядок в широком смысле слова (как общественную группу), имеют в виду под ним все без исключения общественные взаимоотношения, урегулированные как правовыми нормами, так и общепризнанными мерками нравственности, традициями, обачаями и другими общественными нормами. Они имеют при этом в виду воплощение да реализацию абсолютно всех функционирующих в обществе (во всех без исключения областях существования) общественных норм как гражданами, так и муниципальными и государственными организациями. Формулирование общественного порядка в широком смысле страдает, на наш взггяд, неконкретностью, оно носит очень общий вид, не отображает надлежащим образом своеобразных для этого явления свойств. Из него не видно, какие стороны жизни общества, какой порядок взаимоотношений среди людьми необходимо охранять, противоборствуя с преступлениями. Преимущественным является представление общественного порядка в узком, наиболее узком значении данного слова. В данном значении, выступая социально-правовой группой, общественный порядок содержит не целую систему урегулированных общественными нормами социальных взаимоотношений, но только лишь конкретные их совокупности, возникающие в разных сферах жизнедеятельности. Подобное представление общественного порядка содержит немаловажную практическую значимость, оказывая содействие последующему совершенствованию правового регулирования общественного порядка, улучшению работы муниципальных организаций также государственных учреждений, ведущих борьбу с преступлениями. И.Н. Даньшин полагает, что «общественный, порядок, - это порядок волевых общественных отношений, складывающихся в процессе сознательного и добровольного соблюдения гражданами установленных в нормах права и иных нормах неюридического характера правил поведения в области общения и тем самым обеспечивающих, слаженную и устойчивую совместную жизнь людей». Согласно нашему суждению, с заключительным определением можно разделить мнение с одной ремаркой. Бесспорно, взаимодействие не может действовать без присутствия точных правил поведения, в отсутствии общественных общепризнанных мерок, которые представлены, важной предпосылкой упорядочения отношения общения. Непосредственно подобным путем добивается согласованность между поведением единичной личности и заинтересованностями иных людей и общества в целом. Однако жесткий порядок в сфере общения, общественный порядок - это не сами принципы поведения, нормы, а окончательный итог соблюдения правил поведения, норм. Центр тяжести, база режима взаимоотношений общения находится в плоскости исполнения гражданами общественных норм, стабилизирующих данные взаимоотношения. Все посягательства на общественный порядок подразделяются на такие виды: • аморальный проступок; • административное правонарушение; • преступление. Они различаются между собой по тяжести нарушений общественных отношений, являющихся содержанием общественного порядка. Каждому из этих видов присущ определенный заряд антисоциальности. Эго - материальный критерий, так как он выражает общественно-политическое содержание нарушения общественного порядка. Тяжесть таких нарушений зависит от многих объективных и субъективных факторов: специфики нарушаемых отношений общения между людьми, серьезности последствий, способа, места, времени нарушения, формы вины, характера мотивов и целей, личности нарушителя и т. п. Критерий для разграничения посягательств на общественный порядок усматривается также в содержании, особенностях и видах нарушаемых социальных норм, регулирующих и охраняющих общественный порядок. В основу разграничения анализируемых посягательств положен и характер применяемых санкций, то есть характер ответственности виновных. Такая ответственность может быть различной - моральной, общественной, юридической. Последние два критерия выражают внешнюю формальную сторону содеянного. Они дополняют основной материальный признак посягательств на общественный порядок. Преступления против общественного порядка относятся к наиболее тяжелым нарушениям социального общения людей. Согласно точке зрения, изложенной в работах Н. Д. Дурманова, А. В. Васильева, М. А. Шнейдера, Б. В. Здравомыслова, Н. Г. Александрова, С. Ф. Кечекьяна, В. А. Власова, Г. И. Петрова, О. М. Якуба, М. С. Строговича, О. Э. Лейста, И. С. Самощенко, М. Х. Фарукшина, А. П. Клюшниченко, И. Ф. Панкратова и др., преступления представляют собой качественно особый вид общественно опасных правонарушений, посягающих на условия существования общества. Таким образом, существенно необходимый, коренной материальный признак преступлений, в том числе и преступлений против общественного порядка - общественная опасность. По этому признаку они качественно отличаются от других видов правонарушений. Этот вывод вытекает из анализа уголовного закона. Так, в ч. 2 ст. 14 УК РФ сказано: «Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности». Иными словами, закон прямо признает наличие признака общественной опасности у преступлений и отсутствие его в деяниях противоправных, но малозначительных, составляющих суть проступков. К подобным малозначительным деяниям причисляются проступки всех видов, которые хотя и имеют формальное сходство с преступлениями, но по закону не относятся к их числу, ибо лишены такого признака, как общественная опасность. Юридическим выражением общественной опасности преступлений против общественного порядка является их уголовная противоправность. Наличие в действующем законодательстве уголовно-правовых норм об ответственности за преступления, против общественного порядка вызвано важностью тех общественных отношений, которым эти посягательства причиняют ущерб, известной распространенностью их и, наконец, необходимостью вести, борьбу с ними путем уголовной репрессии. Отсюда следует вывод, что уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за посягательства на общественный порядок, в настоящее время социально обусловлены. ? 1.2 Понятие и виды преступлений, посягающих на общественный порядок В уголовно-правовой литературе нашего времени к преступлениям, которые направление на нарушение общественного порядка большая часть ученых относит составы таких преступлений как массовые беспорядки, хулиганство и вандализм (ст. 212-214 УК РФ), которые собраны в главе 24 «Преступления против общественной безопасности» раздела IХ «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Обращая внимание на название раздела IХ в нем имеют место быть нормы, которые предусматривают ответственность за посягательства на общественный порядок. Между тем ни глава 24, ни какие-либо другие главы, которые включены в раздел IХ, в своем названии не содержат указания на один из важнейших объектов уголовно-правовой охраны - «общественный порядок». Нам остается только лишь догадываться, почему законодатель решил поступить именно так. Очевидно, во-первых, разработчики УК РФ полагали, что понятие «общественная безопасность» охватывает понятие «общественный порядок». Во-вторых, введение общественного порядка в название главы 24 сделало бы его идентичным названному разделу в целом, и остальные главы попросту перестали бы вписываться в его структуру. По нашему мнению, для того чтобы принять правомерность данного феноминального решения законодателя, следует понять таково ли на самом деле соотношение определений «общественный порядок» и «общественная безопасность». Необходимо выделить, то что в концепции уголовного права часть авторов расширительно трактуют представление общественной безопасности, объединяя ее к системе мер, нацеленных на службу охраны правительственного и общественного порядка, на обеспечение нормальных обстоятельств с целью трудовой деятельности и развлечений граждан. Более верной представляется точка зрения И.Н.Даньшина, который считает понятие общественной безопасности близким по отношению к общественному порядку, но не тождественным ему. По его мнению, общественная безопасность присуща, как правило, сугубо производственной деятельности, а общественный порядок складывается в области социального общения. Отличаются они между собой и по характеру норм, их регулирующих. Общественный порядок - результат соблюдения социальных норм всех видов; общественная безопасность возникает на основе только правовых и технических норм. В связи с тем, что понятия общественной безопасности и общественного порядка не совпадают представляется неудачным наименование гл. 24 УК РФ «Преступления против общественной безопасности», в которой фактически расположены и преступления против общественного порядка. Выход из создавшегося положения С.Ф. Милюков видит в возвращении к терминологии, принятой в прежнем уголовном законодательстве: глава 10 Особенной части УК 1960 г. именовалась «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения». На его взгляд, так и следует назвать раздел IХ действующего УК РФ. В таком случае его рамки будут логично охватывать деяния, предусмотренные главами 25-й (особенно, если под здоровьем населения понимать не только телесное, но и нравственное благополучие граждан), 26-й и отчасти главой 27-й (транспортные преступления лучше было бы выделить в отдельный раздел). Правда, и в таком случае глава 28-я продолжает выглядеть в анализируемом разделе «инородным телом». Скорее всего, она должна также стать основой самостоятельного раздела УК РФ. Реализация высказанных предложений позволит более адекватно поименовать и главу 24: «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». В целом, разделяя мнение С.Ф. Милюкова, отметим, что логичнее было бы отразить в названии раздела 1Х и главы 24 все объекты уголовно-правовой охраны. И здесь важно учитывать, что общественная безопасность - это сложная многоуровневая функциональная система. В качестве ее целевого назначения выступает защищенность жизненно важных интересов личности, общества, государства от угроз. Как показывает анализ раздела 1Х Особенной части УК РФ понятие «общественная безопасность» охватывает: общую безопасность: безопасность всех сфер жизнедеятельности людей, безопасность объектов атомной энергетики, взрывоопасных объектах, безопасность горных, строительных и иных работ; безопасность от общеопасных источников (огня, ядерных, радиоактивных, взрывчатых, легковоспламеняющихся, пиротехнических и ядовитых веществ, оружия, боеприпасов, взрывных устройств); а также экологическую безопасность, безопасность движения и эксплуатации транспорта и информационную безопасность. Несомненно, то что экологическая безопасность, безопасность перемещения и эксплуатации автотранспорта и информационная безопасность - это специализированные разновидности защищенности, которые предполагают собою независимые родовые объекты, на какие посягают соответствующие правонарушения. По этой причине обоснованно акцентирование их в единичные независимые главы раздела 1Х Особенной части УК РФ. Помимо этого, общественная безопасность представляет как родовой объект действий террористического направления, организованной преступной работы, а кроме того правонарушений, сопряженных с незаконным обращением с такими источниками угрозы, как огонь, взрывчатые, радиоактивные, легковоспламеняющиеся и едкие материалы, огнестрельное и холодное оружие, военные припасы, с неисполнением правил производства строительных также ремонтных дел в общественных зонах; правил раскрытия и функционирования объектов, где обращаются список источников высокой угрозы и др.). Это единвй защищенность, поскольку отмеченные список источников владеют единой возможной высокой угрозой. К Примеру, общеопасные список источников употребляется в самых разных областях существования общества, в том числе и в области изготовления, автотранспорта, науки, обихода, спорта, медицины и т. п. Несоблюдение законов безопасного обращения с ними формирует всеобщую угрозу, угрозу для многочисленных благ, вместе взятых. Любопытно, то что в УК некоторых иностранных государств общественная безопасность именуется непосредственно единой. Акцентируются и преступления, посягающие на данную общую безопасность. Исходя из сказанного, раздел 1Х следует озаглавить «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка, здоровья населения и общественной нравственности», главу 24 необходимо именовать «Преступления против общей безопасности и общественного порядка». По нашему мнению, правонарушения против общественного порядка владеют едиными характерными свойствами, в первую очередь в целом однообразием объектов посягательства. Другими словами, в ходе массовых беспорядков, хулиганства и вандализма срывается социальный процедура, полиадельфит.буква. социальные взаимоотношения, складывающиеся во ходе осмысленного и добровольного соблюдения гражданами поставленных в нормах права и прочих нормах неюридического характера правил поведения в общественных зонах, в сфере общественно-полезной деятельности, в быту и так далее. Уголовный закон, наказывая за массовые беспорядки, хулиганство, вандализм защищает не только лишь общественный порядок, а также личность людей, имущество и отдельные прочие общественные взаимоотношения. Данное совмещено с тем, что к общественным взаимоотношениям, которые занимают главное роль в структуре социального общения, рядом прилегают и те взаимоотношения, которые гарантируют: нравственную и физическую неприкасаемость личности; безопасность собственности; бесперебойную, ритмичную работу учреждений, органов и компаний, последовательность управления, общественную безопасность в области обращения оружия. Исходя из этого, можно сказать, что дополнительными объектами преступлений, ответственность за которые предусматривается в ст.212 УК РФ, выступают безопасность личности, собственности, порядок управления, общественная безопасность в сфере обращения оружия. При совершении хулиганства с применением оружия (ст. 213 УК РФ), наряду с грубым нарушением общественного порядка нарушается неприкосновенность личности и общественная безопасность в сфере обращения оружия. Квалифицированное хулиганство (ч.2 ст. 213 УК РФ), сопряженное с сопротивлением представителю власти или иному лицу, выполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, посягает на такой факультативный объект как порядок управления. В случае вандализма (ст. 214 УК РФ) страдает как общественный порядок, так и отношения собственности, а также общественные отношения в области публичной нравственности. По окончанию сформулируем единое представление преступных посягательств на общественный порядок. Их возможно определить как общественно опасные, уголовно-противоправные, предумышленные нарушения правовых также неюридических правил действия людей в общественных местах, в области общественно-полезной работы, развлечений и обихода, которые наносят ущерб либо создают опасность причинения ущерба личности, имуществу, нормальной работе учреждений, компаний также органов, порядку управления, общественной безопасность в области обращения оружия. Также необходимо выделить, то что имеется несколько преступлений, которые посягают в первостепенную очередь на личность, имущество, общественную безопасность, а вспомогательным непосредственным объектом имеют общественный порядок. Это подобные действия как убийство, умышленное нанесение тяжелого или средней тяжести, легкого вреда здоровью также побоев с хулиганских побуждений, умышленное ликвидирование или порча собственности по хулиганским мотивам, приведение в непригодность предметов обеспечения, приведение в непригодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов также газопроводов, ожесточенное отношение с животными (п. «и» ч.2 ст. 105, п. «д» ч.2 ст. 111, п. «д» ч.2 ст. 112, п.но ч.2 ст.115, п.но ч.2 ст. 116, ч.2 ст. 167, ст. 215.2, ст. 215.3, 245 УК РФ).В связи с этим предлагаем классификацию преступлений, так или иначе связанных с нарушением общественного порядка: • преступные посягательства, которые основным непосредственным объектом имеют общественный порядок (ст.212-214 УК РФ); • преступные посягательства, у которых общественный порядок выступает в качестве дополнительного или факультативного объекта (п. «и» ч.2 ст. 105, п. «д» ч.2 ст. 111, п. «д» ч.2 ст. 112, п.а ч.2 ст.115, п.а ч.2 ст. 116, ч.2 ст. 167, ст. 215.2, ст. 215.3, 245 УК РФ). Надеемся, то что сформулированное нами единое представление преступлений против общественного порядка, даст возможность конкретнее раскрыть значение и сущность составляющих и свойств составов отдельных видов преступлений, вступающих в предоставленную категорию, и, таким образом, точнее осуществлять уголовный закон. ? ГЛАВА 2. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА: УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ 2.1 Объективные признаки ст.ст. 212-214 УК РФ и анализ практики их оценки и применение Статьями 212-214 главы 24 «Преступления против общественной безопасности» раздела IХ «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» УК РФ предусмотрена ответственность за преступления против общественного порядка, такие как массовые беспорядки, хулиганство и вандализм. Родовым объектом массовых беспорядков, хулиганства также вандализма как и иных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена в главе 24 УК РФ, признаются социальные взаимоотношения, образующие сущность общественной безопасности. Касательно непосредственных объектов правонарушений, предусмотренных ст. 212-214 УК РФ, в материалах уголовно-правовой литературы отсутствует целостность суждений. Непосредственный объект массовых беспорядков многие авторы предопределяют как общественную безопасность. Иные научные работники акцентируют внимание на взаимосвязь общественной безопасности и общественного порядка, ратифицируя, то что непосредственным объектом массовых беспорядков выступают основные принципы государственного управления в сфере охраны общественной безопасности и общественного порядка; общественная безопасность в сфере нормального функционирования государственного механизма защиты общественного порядка, существования и самочувствия граждан от анархии и произвола массы. Третья категория авторов, к суждению которых мы приобщаемся, считает, то что объектом массовых беспорядков представляется общественный порядок как своеобразный элемент общественной безопасности. Массовые беспорядки предполагают собою патологии общественного порядка, производимые огромный группой людей (массой). Бесспорно, массовые беспорядки - это несоблюдение правил поведения в общественных местах, совершаемое скоплением лиц (массой), то есть отличительная вариация посягательства на общественный порядок. В теории уголовного права основной предоставляется нам концепция понимания объекта состава преступления как общественных отношений, которые охраняются уголовным законом от преступных посягательств . Как справедливо указывает Ю.Е. Пудовочкин, «объект преступления занимает особое место в структуре состава преступления. Во многом он выполняет системообразующую функцию, так как именно от характеристики объекта зависит то, каким образом он может быть нарушен... какие последствия могут наступить» . В контексте исследования вопросов уголовно-правового противодействия нарушениям в сфере организации и проведения публичных массовых мероприятий проблема определения непосредственного объекта состава массовых беспорядков считается крайне важной, поскольку позволяет определить, какая часть названных общественных отношений поставлена под охрану уголовно-правовым запретом, которая регламентирована ст. 212 УК РФ. Бесспорно, правильное представление о объекте выступает предпосылкой и для уяснения социально-юридической сущности рассматриваемого нами преступления. Анализируя юридическую литературу можно сделать вывод, что в большем количестве определение непосредственного объекта состава массовых беспорядков представлено нам чрезмерно лаконично. Так, Б.В. Яцеленко считает, что объектом состава массовых беспорядков выступает общественная безопасность . Но несоменно, что общественная безопасность безусловно страдает по завершению совершения преступления, предусмотренного ст. 212 УК РФ, но этот объект относится к большому количеству общественно опасных деяний, которые закреплены в главе 24 УК РФ «Преступления против общественной безопасности». П.В. Агапов предложил, что наиболее обширную трактовку непосредственного объекта рассматриваемого преступления: «непосредственным объектом... является состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от разнообразных угроз общеопасного характера» . Вместе с тем следует обратить внимание, что автор лишь заменил термин «общественная безопасность» его нормативным определением. Тем самым формулировка непосредственного объекта состава массовых беспорядков не получила более конкретизированный вид, позволяющий отличить рассматриваемое преступление от других деяний, предусмотренных в главе 24 УК РФ. Е.Н. Федик в целом соглашается с точкой зрения ранее рассмотреных авторов и от сеяб добавляет, что дополнительным объектом преступления, которое предусмотренно ст. 212 УК РФ, выступают «отношения по обеспечению телесной неприкосновенности человека, его здоровья, собственности, общественного порядка, нормальной деятельности предприятий, учреждений, органов власти и управления» . От себя хочется добавить, что предоставленное дополнение логично, так как оно предусматривает способы совершения исследуемого преступления - насилие, погромы, поджоги, уничтожение имущества, применение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказание вооруженного сопротивления представителю власти. В то же период такое ценное дополнение не исключает в полной мере неконкретизированности формулировки основного непосредственного объекта состава массовых беспорядков. М.П. Карпушин излагает, что «массовые беспорядки посягают на такие важные объекты, как основные интересы СССР в области государственного управления, охраны общественной безопасности и общественного порядка», а «поскольку совершение массовых беспорядков выражается в уничтожении и повреждении имущества и посягательстве на личности, их объектами могут быть также государственная и общественная либо личная собственность, личность представителей власти и отдельных граждан» . Конечно же, процитированное видение автором содержания объекта состава массовых беспорядков основывается на советском законодательстве. И, в частности, в современных условиях указание на нарушение основных интересов страны в области государственного управления утратило свою актуальность вследствие пересмотра видовой принадлежности изучаемого состава преступления. По мнению П.В. Помазкова, непосредственным объектом состава массовых беспорядков «является общественный порядок как специфический компонент общественной безопасности» . В этом определении заслуживает одобрения стремление автора сузить границы широко распространенного понимания непосредственного объекта состава массовых беспорядков до пределов компонента общественной безопасности в виде общественного порядка.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Право и юриспруденция, 63 страницы
850 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 75 страниц
990 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 85 страниц
1050 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg