Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Предмет и метод уголовно-правового регулирования.

irina_k200 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.10.2020
Актуальность исследования заключается в рассмотрении предмета и метода уголовно-правового регулирования. Объект исследования – общественный отношения, возникающие в ходе применения норм, регулирующих предмет и метод уголовно-правового регулирования. Предмет исследования – особенности, присущие понятию предмета преступления. При написании данной работы целью является выявление содержания предмета и метода уголовно-правового регулирования Для осуществления этой цели выполняются следующие задачи: - рассматриваются теоретические основы предмета и метода уголовно-правового регулирования; - анализируется механизм уголовно-правового регулирования. Методы, используемые в работе – обобщение, описание, метод сравнения. Структурно работа состоит из введения, двух глав, параграфов, заключения и списка литературы.
Введение

Уголовное законодательство как регулятор социальных связей в правовой среде занимает особое место. Место это определяется его главным назначением — охраной от преступных посягательств прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя государства. Следовательно, уместно предположить, что объектом уголовно-правовой охраны выступают не общественные отношения, как это принято в официальной теории права, а обеспечение права на реализацию таковых, т. е. правовой режим осуществления участниками социальных отношений своих субъективных прав и выполнения юридических обязанностей. Как известно, уголовное право не относится к числу регулятивных правовых отраслей. Его основное предназначение — «охранять общество от посягательств, угрожавших основам существования человека». Подобное утверждение позволило Б.Т. Разгильдиеву выдвинуть предположение о том, что «в задачу уголовного права не входит регулирование общественных отношений», а также, что уголовный закон «не может регулировать общественные отношения» . Сущность высказанной концепции представляется сомнительной. И не удивительно, что с ним не согласно подавляющее большинство авторов. Уголовное право, несомненно, выполняет функцию регулирования общественных отношений. Но каково его содержание? Каков предмет уголовно-правового регулирования? По этим вопросам не сложилось единой научной концепции.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТА И МЕТОДА УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ……………………………....5 1.1. Понятие уголовно-правового регулирования………………………..5 1.2. Задачи и принципы уголовно-правового регулирования…………11 1.3. Регулятивная функция уголовного права и уголовно-правового регулирования…………………………………………………………………....13 ГЛАВА II. МЕХАНИЗМ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ……………………………………………………………...17 2.1. Понятие механизма уголовно-правового регулирования и общая характеристика его элементов………………………………………….17 2.2. Норма права в механизме уголовно-правового регулирования….19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..31
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (1993) // Рос. газета. – 1993. – 25 дек. 2. Уголовный кодекс Российской Федерации. // «Собрание законодательства РФ», — 17.06.1996, — № 25, — ст. 2954. Специальная литература 3. Бастрыкин А.И. Уголовное право России: Практический курс / Бастрыкин А.И и Наумов А. В. — 3-е изд. — М.: Издательский центр «Волтерс Клувер», 2007. — 808 с. 4. Джинджолия Р. С., Боровиков В. Б. Российское уголовное право. В 2 частях. Общая часть. Учебно-наглядное пособие (схемы). – М.: Прометей. 2018. - 158 с. 5. Журавлев М.П., Наумов А.В., Никулин С.И., Понятовская Т.Г., Рарог А.И., Янеленко Б.В. Уголовное право России. Части Общая и Особенная (учебник; под ред. заслуженного деятеля науки РФ, д.ю.н., проф. А.И. Рарога; издание 10-е, перераб. и доп.). - "Проспект", 2018 г. – 944 с. 6. Журавлев М.П. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебник / Журавлев М. П., Наумов А. В. и др. — М.: Издательский центр «Волтерс Клувер», 2017. — 519 с. 7. Жариков Ю.С. Уголовно-правовое регулирование и механизм его реализации. – М., 2009. - 216 с. 8. Книги и учебники по конституционному праву и вопросам местного самоуправления Клепицкий И.А., Понятовская Т.Г., Рарог А.И., Соктоев З.Б., Цепелев В.Ф. Качество уголовного закона: проблемы Общей части: монография (отв. ред. д.ю.н., проф. А.И. Рарог). - "Проспект", 2016 г. – 288 с. 9. Лебедев, В.Н. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный)/Отв. ред. В.М. Лебедев. -13-е изд. - М., 2018. – 316 с. 10. Наумов А. В. Российское уголовное право: курс лекций: в 3 т. М., 2019. Т. 1: Общая часть. 11. Практикум по уголовному праву России / Под ред. проф. Ф.Р. Сундурова, М.В. Талан, И.А. Тарханова. – М.: Статут, 2014. – 520 с. 12. Сверчков В. В. Курс уголовного права. Общая часть. Учебник (комплект из 2 книг). / под ред. Томин В. Т. – М.: Юрайт. 2016. - 854 с. 13. Уголовное право России. Общая часть. Учебник. (под ред. доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.П. Ревина) - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2010 г. – 496 с. 14. Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. Ф.Р. Сундурова, И.А. Тарханова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Статут, 2016. – 864 с. 15. Уголовное право России: курс лекций: в 6 т. / под ред. Б.Т. Разгильдиева. Саратов. 2004. Т.1. – 320 с. 16. Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. В.П. Ревина. - М.: Юстицинформ. 2016. – 580 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТА И МЕТОДА УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 1.1. Понятие уголовно-правового регулирования Исследование эволюции взглядов в российской юридической науке на проблему уголовно-правового регулирования дало основание некоторым ученым выделять в связи с этим три этапа. На первом этапе изучалась главным образом нормативная основа и судебная практика применения уголовно-правовых норм, на втором – в сфере внимания ученых оказались многие аспекты данной проблемы, касающиеся, в частности, структуры уголовно-правовой нормы, понятия уголовного правоотношения, его соотношение с понятием уголовной ответственности и др.; на третьем – интенсивное развитие получили взгляды, относящиеся к методологическим аспектам проблемы уголовно-правового регулирования. Констатируя, что на сегодняшний день целостной концепции механизма уголовно-правового регулирования еще нет, поскольку многие вопросы по-прежнему остаются открытыми, ученые в качестве причин этого указывают на отсутствие единства в понимании и трактовке отправных философских и общесоциологических категорий, а также игнорирование ряда аксиоматических положений общей теории права. В целом соглашаясь с таким решением вопроса относительно причин возникновения разногласий в теории уголовно-правового регулирования, важно вместе с тем сделать акцент на непосредственной связи (обусловленности) данных разногласий с существующими ныне неоднозначными взглядами на само понятие уголовно-правового регулирования. Если исходить из этимологии слова "регулировать", то согласно словарям русского языка оно имеет несколько значений: 1) подчинять определенному порядку, правилу, упорядочивать; 2) устанавливать правильное, необходимое для работы взаимодействие частей механизма; 3) направлять развитие, движение чего-либо с целью привести в порядок, в систему. Отмечая это, многие правоведы предпочитают рассматривать правовое регулирование не как создание определенных правил поведения, упорядочивания и т.п., а в качестве вида (формы) воздействия, отличительными признаками которого служит то, что оно целенаправленно воздействует на поведение людей и общественные отношения при помощи юридических средств; регулирует общественные отношения при помощи норм права и других юридических средств; осуществляет всей системой юридических средств влияние на общественные отношения с целью их упорядочения и т.п. Иногда можно встретить и несколько иные подходы к характеристике правового регулирования, в том числе и такие, в которых под ним понимают непосредственно деятельность государства и общества, осуществляемую в процессе подготовки и принятия правовых норм, их реализации в конкретных правоотношениях и применения государственного принуждения в целях достижения стабильного в обществе правопорядка; механизм нормативного упорядочения, организации и деятельности субъектов права и формирования устойчивого правопорядка и т.д. Однако, несмотря на наличие в юридической литературе и таких взглядов на понятие правового регулирования, вряд ли будет преувеличением утверждать, что в настоящее время наиболее распространенным и, по сути, традиционным является такое представление о правовом регулировании, в котором в качестве родового используется понятие воздействия, а не какое-либо иное. В этой связи, нет ничего удивительного в том, что и в уголовном праве трактовка уголовно-правового регулирования как определенного рода воздействия до некоторого времени воспринималась, да и ныне еще нередко воспринимается как не вызывающая каких-либо серьезных возражений. Как уже было отмечено выше, в уголовно-правовой литературе нет единого мнения о том, что следует понимать под уголовно-правовым регулированием. А.В. Наумов – автор главы «Понятие, система и задачи уголовного права» начинает изложение с первого параграфа «Предмет и методы уголовно-правового регулирования» и при этом не обозначает свою позицию относительно понятия «уголовно-правовое регулирование», очевидно полагая, что это и так всем ясно! Автор пишет: «Уголовное право является одной из отраслей системы права (наряду с конституционным правом, административным, гражданским и другими отраслями). Ему присущи все признаки, свойственные праву в целом, т.е. нормативность, обязательность для исполнения и некоторые другие, а также специфические признаки, вытекающие из его отраслевой принадлежности. Из общей теории права известно, что одна отрасль права отличается от другой в первую очередь по предмету регулирования (т.е. по кругу регулируемых общественных отношений), а также по методу и задачам такого регулирования» . Далее автор, анализирует три основных разновидности общественных отношений, образующих в совокупности предмет уголовно-правового регулирования: охранительные уголовно-правовые отношения; общепредупредительные уголовно-правовые отношения регулятивные уголовно-правовые отношения Однако неясно, что же автор понимает под уголовно-правовым регулированием? Это же вопрос возникает при изучении работ других авторов. Так, например, в коллективной монографии, посвящённой рассмотрению механизма уголовно-правового регулирования, не определена позиция авторов относительного понятия уголовно-правового регулирования, которое, на наш взгляд, является исходным положением предпринятого в ней исследования. Аналогичным образом рассматривается предмет уголовно-правового регулирования в первой главе учебника по уголовному праву, которая называется «Предмет, метод, задачи и принципы российского уголовного права». В первом параграфе данной главы, посвященном рассмотрению предмета уголовного права, авторы пишут, в частности: «Российское право в целом – это система отраслей, которые различаются по предмету и методу правового регулирования. Предмет правового регулирования – это те общественные отношения, которые должны складываться в соответствии с нормами данной отрасли, а также те, которые фактически складываются, строятся, организуются, т.е. регулируются ими». На это достаточно распространённое в литературе явление обращает внимание Ю.С. Жариков, отмечая при этом, что дефиниция «уголовно-правовое регулирование» анализируется с прикладных позиций реализации конкретных норм уголовного закона, а сама работа, как правило, посвящена исследованию нормативных основ той или иной деятельности. В подобных случаях авторы вообще не изучают само содержание таких понятий, как «правовое регулирование» или «уголовно-правовое регулирование» Вместе с тем следует отметить, что и в работах, которые посвящены рассмотрению в той или иной мере понятия уголовно-правового регулирования, нет ясности относительно его содержания. Так, например, Ю.С. Жариков в указанной выше работе считает возможным выделить следующие основные признаки уголовно-правового регулирования: - это один из видов социально-правового регулирования, т.е. регулирования, связанного с упорядочением общественных отношений, но в содержании которого превалирует охранительный аспект правореализации; - устанавливает перечень противоправных общественно опасных деяний и критерии уголовно-правовой наказуемости за их совершение; - представляет собой исключительно государственно-правовое регулирование, поскольку уголовное законодательство устанавливается государством и находится в исключительном ведении Российской Федерации; - задачами уголовно-правового регулирования является не столько непосредственное нормирование, регламентация общественных отношений, сколько охрана уже существующих правоотношений, упорядоченных нормами других, различных отраслей права; В дальнейшем автор высказывает следующие суждения по поводу понятия «уголовно-правовое регулирование». Во-первых, уголовно-правовое регулирование, по мнению автора, «можно представить как создание в форме уголовного закона системы норм, определяющей принципы и основания уголовной ответственности, критерии противоправности деяний, находящихся за рамками правовых дозволений, и наказуемости лиц за их совершение, устанавливающей правовые запреты и обеспечивающей справедливое наказание за их нарушение, а также упорядочивающей общественные отношения, хотя по внешним признакам и являющиеся противоправными, но по своему характеру не подпадающие под уголовную ответственность в силу своей социальной полезности». Во-вторых, «уголовно-правовое регулирование следует представить в виде системы самостоятельных, с одной стороны, но в то же время жестко связанных между собой теоретико-правовых категорий: регулятивной функции уголовного права; механизма уголовно-правовой охраны; механизма уголовно-правового регулирования». Прежде всего, следует уяснить семантику термина «регулирование». К сожалению, к такому приёму, почему-то не обращается подавляющее большинство авторов. Иногда применение такого приёма оказывается неудачным. В общеупотребительном смысле термин «регулирование» означает действие по значению глагола «регулировать», т.е. подчинять определенному порядку, правилам, упорядочивать. Воздействовать на работу механизма и его частей, добиваясь нужного протекания какого-л. процесса, а термин «регулятивный» означает «Вносящий порядок, планомерность , направляющий» Представляется, что применительно к понятию «уголовно-правовое регулирование» термину «регулирование» следует придавать значение «упорядочение». Однако по логике вещей в упорядочении нуждается то, что нарушено и что подлежит упорядочению путём применения норм уголовного права. Иначе говоря, возникает вопрос о предмете упорядочения или уголовно-правового регулирования. В теории уголовного права на поставленный выше вопрос нет однозначного ответа. Изучение учебной и научной литературы даёт основание выделить два основных подхода к решению вопроса о том, что является объектом уголовно-правового регулирования. Один из них, получивший достаточно широкое распространение, основан на признании предметом уголовно-правового регулирования общественных (социальных) отношений, нередко именуемых в литературе уголовно-правовыми отношениями. Следует отметить, что уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за совершение того или иного деяния, недостаточно для возникновения уголовно-правового отношения, поскольку очевидно, что между такими нормами и уголовно-правовым отношением нет прямых причинно-следственных связей. В связи с этим возникает вопрос о механизме уголовно-правового регулирования, без уяснения которого невозможно получить полное представление об уголовно-правовом регулировании как задаче и функции уголовного права . 1.2. Задачи и принципы уголовно-правового регулирования Задачи уголовно-правового регулирования, в широком его понимании с определенной долей условности можно отождествить с регулятивной функцией. На этом основании к числу необходимых задач уголовно-правового регулирования в широком его понимании надо причислить: - обеспечение соответствия уголовного законодательства современной иерархии социальных ценностей, определенных в Конституции РФ и реальной криминогенной обстановкой в стране; - обеспечение дифференциации уголовной ответственности; - приведение отечественного уголовного законодательства в соответствие с ратифицированными международными договорами о противодействии различным видам преступлений (в настоящее время к числу актуальных направлений данного вида деятельности следует причислить противодействие коррупции, незаконному обороту наркотиков и защите прав несовершеннолетних); - исключение из действующего УК РФ норм, «не опирающихся на реальные возможности их применения в современных условиях» В качестве вспомогательных задач уголовно-правового регулирования следует рассматривать: разработку теоретико-правовых положений об источниках уголовного законодательства; фиксацию концептуальных требований к понятию и содержанию преступления и наказания (создание их теоретических моделей); теоретическое обоснование и закрепление в уголовном законодательстве дозволений и мер поощрений. Несмотря на столь обширный спектр собственных задач уголовно-правового регулирования, его содержание обусловливается также и целями, стоящими перед уголовным правом в целом как самостоятельной правовой отраслью. Это, в свою очередь, указывает на то, что, в общем, социальное предназначение уголовного законодательства заключается в охране общественных отношений от преступных посягательств. Цели достигаются посредством решения задач указанных в ч. 1 ст. 2 Уголовного кодекса , а именно путем установления оснований и пределов уголовной ответственности, определения, какие опасные для личности, общества и государства деяния следует признать преступлениями, а также закрепления видов наказания и иных мер уголовно-правового характера. Их реализация происходит в рамках охранительной и регулятивной функций. При несомненной доминанте первой. Вместе с тем те, от деятельности кого охраняются общественные отношения, рассматриваются в качестве участников этих отношений. Поэтому уголовное право не только охраняет общественные отношения от преступных посягательств, но и осуществляет уголовно-правовое воздействие на сознание и поведение как субъектов, вступающих в уголовно-правовые отношения, так и всех граждан, достигших возраста привлечения к уголовной ответственности. Благодаря реализации определенных функций уголовное законодательство (в комплексе с другими факторами духовного, экономического, политического и идеологического характера) осуществляет также и предупреждение преступлений, т.е. воздействует на порождающие ее причины и условия в целях их устранения или минимизации. Иначе говоря, посредством норм уголовного права государство решает предупредительную задачу, прежде всего демонстрацией самого уголовного закона, суровости санкций, предусмотренных за нарушение его запретов. Поэтому его карательное воздействие на виновного должно быть основано не только на строгом соблюдении принципов уголовной ответственности, но и на соответствующих принципах уголовно-правового регулирования. Последние, в частности, создают необходимые предпосылки для повышения эффективности и социальной обусловленности уголовного законодательства. 1.3. Регулятивная функция уголовного права и уголовно-правового регулирования Выполняя регулятивную функцию, уголовное право упорядочивает не существующее к этому моменту правоотношение, а ту сферу общественного отношения, которая может подвергнуться общественно опасному воздействию. В данном случае регулируются не существующие правоотношения, а изменяется правовое регулирование данного общественного отношения, т.е. оказывается корректирующее воздействие на указанные отношения в целях предотвращения их противоправного нарушения (развития). Через свой регулятивный механизм уголовное право неразрывно связано с иными социально-правовыми регуляторами общественных отношений и в содружестве с ними выполняет необходимое для человеческой личной и общественной жизнедеятельности многообразие функций, из которых, в плане рассматриваемого нами вопроса, имеет смысл выделить лишь охранительную и регулятивную функции. Думается, что именно в орбите этих, взаимосвязанных, хотя и действующих в различных сферах человеческого общения, функций уголовное право раскрывает и реализует свое специфическое содержание; только в их сфере уголовно-правовой регулятивный механизм получает искомую энергию, позволяющую ему работать не только в полную силу, но и достаточно эффективно. Источником энергии является преступление, а оператором, приводящим этот механизм в рабочий режим, выступает преступник. Совершив преступление, он как бы нажимает на условную кнопку этого механизма с символом «Пуск». Социальные ценности, в самом широком понимании этого слова, созданные многовековой деятельностью людей и в силу этого ставшие, как и сами люди, непреходящими общечеловеческими ценностями, уголовное право в содружестве с другими социально-правовыми регуляторами охраняет от потенциальных (возможных) преступников и преступных посягательств. Своими позитивными, социально-ценностными свойствами содержания уголовное право обращено, прежде всего, к честным, ответственно поступающим, проявляющим искреннее нормопослушание категориям граждан, побуждая их к включению в сложный, но так необходимый для развития личности, общества и государства охранительный механизм. Чем большее число людей вовлекается в орбиту общесоциального охранительного механизма, тем меньший удельный вес должен иметь в нем уголовно-правовой регулятор. Успешное (как равно и безуспешное) выполнение указанной функции влияет на процесс воспитания у широких масс населения либо чувства безоговорочного уважения к уголовному праву и поддержки его со всеми вытекающими из этого последствиями, либо полного неприятия его как полезного социально-правового инструмента. В связи с этим одной из главных задач уголовного права в сфере действия данной (очевидно, не только данной) функции является борьба с преступной психологией, идеологией «уголовного мира» и криминальным образом жизни. В этом суть охранительной функции уголовного права. Карательными, репрессивными свойствами содержания уголовное право в первую очередь обращается к тому, кто совершил (либо предпринимает попытки совершить) преступление, т.е. к преступнику либо потенциальному преступнику, стремясь всей силой своего принудительного заряда локализовать, а в последующем разрушить возникшее в результате совершенного им преступления отклоняющееся (аномальное) отношение. Конечной целью уголовного права в этом плане является уголовно-правовая реанимация и уголовно-правовая трансформация возникающих отклоняющихся (аномальных) отношений. Устрашающие атрибуты, неизбежно сопутствующие процессу реализации уголовно-правовых карательных институтов, правда с различной степенью воздействия, сориентированы на всех (в том числе и на тех, кто уже совершил преступление) субъектов общественных отношений с целью удержания их от преступного поведения в будущем. Именно в этом и заключается основной смысл регулятивной функции. Оперативно реагируя на совершенное преступление, нормы уголовного права тем самым предотвращают наступление в будущем более разрушительного (зачастую невосполнимого) вреда социально значимым интересам людей, как бы упреждая потенциально возможные на них преступные посягательства. На этом этапе происходит трансформация регулятивной функции уголовного права в функцию охранительную. Можно сказать, что регулятивная функция есть активная (деятельная) форма охраны субъектов общественных отношений, необходимо проявляющаяся в экстремальных преступных ситуациях.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 23 страницы
276 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 39 страниц
490 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 31 страница
372 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 32 страницы
384 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 36 страниц
490 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 39 страниц
490 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg