Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Значение и проблемы интеграции управления интеллектуальной собственностью в национальную инновационную систему России

irina_k200 570 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 57 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.10.2020
Авторское право. Авторским правом регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В основе авторского права лежит понятие «произведения», означающее оригинальный результат творческой деятельности, существующий в какой-либо объективной форме. Именно эта объективная форма выражения является предметом охраны в авторском праве. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Группа исключительных прав, созданная во второй половине XX- начале XXI веков, по образцу авторского права, для видов деятельности, которые являются недостаточно творческими для того, чтобы на их результаты можно было распространить авторское право. Содержание смежных прав существенно отличается в разных странах. Наиболее распространенными примерами являются исключительное право музыкантов-исполнителей, изготовителей фонограмм, организаций эфирного вещания. Патентное право. Патентное право — система правовых норм, которыми определяется порядок охраныизобретений , полезных моделей,промышленных образцов(часто эти три объекта объединяют под единым названием — «промышленная собственность») иселекционных достиженийпутём выдачипатентов. Права на средства индивидуализации. Группа объектов интеллектуальной собственности, права на которые можно объединить в один правовой институт охраны маркетинговых обозначений. Включает в себя такие понятия, как:товарный знак,фирменное наименование,наименование места происхождения товара. Впервые правовые нормы об охране средств индивидуализации на международном уровне закреплены вПарижской конвенции по охране промышленной собственности, где товарным знакам посвящена большая часть конвенции, чем изобретениям и промышленным образцам. Право на секреты производства (Ноу-хау). Секреты производства (Ноу-хау) — это сведения любого характера (оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые охраняются режимомкоммерческой тайныи могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности. Права на новые сорта растений. Система правовых норм, которые регулируютавторские правана новыесортарастенийселекционеров(селекционные достижения), путём выдачипатентов.
Введение

Современная система управления интеллектуальной собственностью начала свое существование в России с начала 21 века. Правовой основой регулирования этой системы явилась введенная в силу в 2008 г. 4 часть Гражданского Кодекса РФ. Интеллектуа?льная со?бственность — в широком понимании термин означает закреплённое законом временное исключительное право, а также личные неимущественные права авторов на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Законодательство, которое определяет права на интеллектуальную собственность, устанавливает монополию авторов на определённые формы использования результатов своей интеллектуальной, творческой деятельности, которые, таким образом, могут использоваться другими лицами лишь с разрешения первых. На сегодняшний день система управления интеллектуальной собственностью имеет развитую большую инфраструктуру и механизм управления, который включает Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент), Российскую государственную академию интеллектуальной собственности (РГАИС), Федеральный институтпромышленной собственности (ФИПС), отраслевые и региональные органы управления интеллектуальной собственности, патентные службы и отделы интеллектуальнйо собственности. Мировой рынок интеллектуальной собственности представлен следующими правами:
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Интеллектуальная собственность в Российской Федерации и системы ее регулирования 1.1.Задачи интеллектуальной собственности 1.2.Управление интеллектуальной собственностью Российской Федерации на различных уровнях ГЛАВА 2. Инновационная система Российской Федерации 2.1. Тенденции развития 2.2. Правово регулирование и определение инновационной системы ГЛАВА 3. Интеграция интеллектуальной собственности в национальную инновационную систему России 3.1. Инновационное развитие России и роль интеллектуальной собственности 3.2. Практика управления интеллектуальной собственностью в Госкорпорации «Росатом» ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) ( с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 3-0.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ)//НПП: «КонсультантПлюс» (дата обращения 10.03.2020). 2. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29.09.2018). Документ опубликован не был. Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте Правительства РФ. [Электронный ресурс] //URL:http://government.ru/(дата обращения 11.03.2020). 3. Официальный сайт Роспатента [Электронный ресурс] //URL:https://rupto.ru/ru(дата обращения 11.03.2020). 4. Налоговый кодекс РФ часть I от 31.07.1998 г. №146-ФЗ и часть II от 5.08.2000 №117-ФЗ. 5. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ. 6. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 №51-ФЗ; часть вторая от 26.01.1996 №14-ФЗ; часть третья от 26.11.2001 №146-ФЗ; часть четвертая от 18.12.2006 №230-Ф3. 7. Федеральный закон от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». 8. Федеральный закон от 18.07.1999 №183-Ф3 «Об экспортном контроле». 9. Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности (одобрены распоряжением Правительства РФ от 30.11.2001 №1607-р). 10. Положение об инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 г. № 7; с изменениями от 29 апреля 2006 г., 9 июня 2007 г.) 11. Федеральный закон РФ от 16.10.2012 № 174-ФЗ «О Фонде перспективных исследований» // CONSULTANT.RU: сайт СПС КонсультантПлюс. URL.http://www.consultant.ru/ (дата обращения 11.03.2020). 12. Федеральный закон РФ от 13.07.2015 № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос // CONSULTANT.RU: сайт СПС КонсультантПлюс. URL.http://www.consultant.ru/ (дата обращения 10.03.2020). 13. Указ Президента РФ от 24.05.2011 № 673 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» // CONSULTANT.RU: сайт СПС КонсультантПлюс. URL.http://www.consultant.ru/ (дата обращения 12.03.2020). 14. Указ Президента РФ от 07.07.2011 № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации»//CONSULTANT.RU:сайт СПСКонсультантПлюс. URL.http://www.consultant.ru/ (дата обращения 10.03.2020). 15. Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 № 450 «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации»// CONSULTANT.RU: сайт СПС КонсультантПлюс. URL.http://www.consultant.ru/ (дата обращения 05.03.2020). 16. Постановлении Правительства РФ от 22.04.2009 № 342«О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно- технической деятельности» // CONSULTANT.RU: сайт СПС КонсультантПлюс. URL.http://www.consultant.ru/ (дата обращения 03.03.2020). 17. Постановление Правительства РФ от 21.03.2012 № 218 «Положение о Федеральной службе по интеллектуальной собственности» //CONSULTANT.RU:сайт СПС КонсультантПлюс. URL.http://www.consultant.ru/ (дата обращения 06.03.2020). 18. Федеральная целевая программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007 - 2010 годы и на период до 2015 года» // OLD.DVINALAND.RU: сайт Правительства Архангельской области (архивный). URL. http://old.dvinaland.ru/economy/machine/projects.html (дата обращения 10.03.2020). 19. Азгальдов Г.Г., Костин А.В. Управление интеллектуальной собственностью: Нужно ли? Можно ли? // Инвенции. Инновации. Инвестиции (ТРИИН-2010): материалы междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 26-28 мая 2010 г.)/ сост. Ж.В. Комарова. Минск: Белорусская наука, 2010. С. 10-18. 20. Генов С.Г. Прогнозирование результативности формирования и функционирования интегрированных структур в промышленности: дис. …канд. эк. наук. СПб., 2002. 134 с. 21. Григорьев В.Ю. Что такое управление интеллектуальной собственностью? // Качество. Инновации. Образование. 2010. № 1. С. 25-30. 22. Ермакова А.Н., Газизова А.Р. Организационно-учетные аспекты анализа состояния и движения нематериальных активов в вертикально интегрированных структурах // Экономический анализ: теория и практика. 2009 23. ЗверевА.В.ИнновационнаясистемаРоссии:проблемы совершенствования. М.: ИИЦ «Статистика России», 2008. 207 с. 24. Зинов В.Г., Лебедева Т.Я., Цыганов С.А. Инновационное развитие компании:управлениеинтеллектуальнымиресурсами:Учебноепособие /Под. ред. В.Г. Зинова. М.: «Дело» РАНХиГС, 2012. 246 с. 25. Иванова М.Г. Система управления интеллектуальной собственностью в холдинге на примере госкорпорации «РОСАТОМ» // IV часть Гражданского кодекса Российской Федерации: инновации в сфере интеллектуальной собственности: тез. докл. XVIII науч.-практ.конф. М.: Роспатент, 2014. С.59-61. 26. Инновационные приоритеты государства / А.А. Дынкин [и др.]. М.: Наука, 2005. 274 с. 27. Капран Н.П. Об оценочной системе для управления инновационной деятельностью // Биржа интеллектуальной собственности. 2012. Т.ХI,№ 6. С.13-16. 28. Кузык Б.Н. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2030 года. М.: ИНЭС, 2004. 24 с. 29. Леонтьев Б.Б., Мамаджанов Х.А. Авторское вознаграждение: особенности расчета и выплаты. М.: ПАТЕНТ, 2009. 151 с. 30. Мазур З.Ф., Мазур Н.З., Цапенко А.М. Теория и практика правовой охраны и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в сфере информатизации образования: монография. М.: ИИО РАО, 2007. 189 с. 31. Мильнер Б. Управление интеллектуальными ресурсами // Вопросы экономики. 2008. №7. С. 129 - 140. 32. Радыгин А. Собственность и интеграционные процессы в корпоративном секторе // Вопросы экономики. 2001. № 5. С.26-45. 33. Салихов Б. Интеллектуальный капитал организации: сущность, структура и основы управления. М.: ИТК «Дашаков и К», 2008. 156 с. 34. Скорняков Э.П. Предпринимателю об интеллектуальной собственности. М.: ВНИИПИ, 1997. 96 35. Смирнова В.Р. Проблемы формирования государственной инновационной политики на современном этапе // Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2009. № 2. С. 138-140. 36. Смирнова В.Р., Криуле Е.Г. Оценка эффективности управления интеллектуальной собственностью в современных корпоративных интегрированных структурах// Вестник ФГУП «ЦНИИ «Центр»: научный журнал. 2015. № 3. С. 93-101. 37. Статистика науки и образования. Инновационная деятельность в Российской Федерации: Инновационная деятельность в РФ / Е.В. Березина . М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ. 2015. Выпуск 7. С. 7. 38. Шепелев В.М., Фионин В.И., Мазур Н.З. Инновационная сфера: проблемы собственности и предпринимательства. М.: Машиностроение-1, 2004. 155 с. 39. Шичкина М.И. Современная практика и проблемы коммерциализации интеллектуальной собственности // Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности и повышение капитализации компании: Материалы 3-го Всеросс. форума «Интеллектуальная собственность 40. Якунин В.И. Инновация как социальная, технологическая и управленческая категория // Труды Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. М.: Научный эксперт. 2010. Вып. № 16. 32 с. 41. Агентство стратегических инициатив // ASI.RU: сайт Агентства стратегических инициатив. URL.http://asi.ru/nti/ (дата обращения 30.04.2016). 42. Близнец И.А. Роль интеллектуальной собственности в экономике России // Международная конференция ВОИС по ИС и развитию. Женева // WIPO.INT:сайтВсемирнойорганизацииинтеллектуальной собственности.2016.URL.http://www.wipo.int/webcasting/en/ index.jsp?event=WIP O/IPDA/GE/16#demand (дата обращения 10.03.2020). 43. Федеральный закон от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» // CONSULTANT.RU: сайт СПС КонсультантПлюс. URL.http://www.consultant.ru/ (дата обращения 15.03.2020). 44. Вloomberg Markets// BLOOMBERG.COM: сайт компании Bloomberg. URL.http://www.bloomberg.com/news/articles/2016-01-19/these-are-the-world-s- most-innovative-economies (дата обращения 07.03.2020). 45. Глобальныйинновационныйиндекс// GLOBALINNOVATIONINDEX.ORG: сайт The Global Innovation Index. URL.https://www.globalinnovationindex.org/content/page/GII-Home (дата обращения 10.03.2020). 46. Госкорпорация «Роскосмос» // ROSCOSMOS.RU: сайт Госкорпорации «Роскосмос».URL.http://www.roscosmos.ru/117/ (дата обращения 10.03.2020). 47. Заключение рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РоссийскойФедерациипорезультатамобсуждениявопросао совершенствовании полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности. 48. Инновации 2.0: поручения Дмитрия Медведева // OPEN.GOV.RU: сайт Открытого правительства. URL.http://open.gov.ru/events/5510760/ (дата обращения 03.03.2020). 49. Итоги 2015 года // RUPTO.RU: сайт Федеральной службы по интеллектуальной собственности. URL.http://www.rupto.ru/press/news_archive /inform2016/fipsitogi (дата обращения 10.03.2020). 50. Криуле Е.Г. К вопросу об управлении интеллектуальной собственностью в современных корпоративных интегрированных структурах // Электронный журнал «Труды МАИ».Рег. № ФС77-58560.2015.№ 79 (датаобращения 09.03.2020). 51. Методика по развитию практики управления правами на РИД в государственныхичастныхкомпаниях//RUSVENTURE.RU:сайт РВК.М.2015.С.5-32. URL.http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/ metodika.pdf (дата обращения 10.03.2020) 52. Национальный доклад об инновациях // RUSVENTURE.RU: сайт РВК.2015.С.7,С.90.URL.http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/NR OI_RVC.pdf (дата обращения 12.03.2020). 53. Патентная стратегия ОАО «КОНЦЕРН «ВЕГА» на период до 2017 года // VEGA.SU: сайт АО «Концерн радиостроения «Вега».2012. URL. http://www.vega.su/innovations/Patent_strategia.pdf(дата обращения 12.03.2020). 54. Российский статистический ежегодник. 2013 // GKS.RU: сайт Федеральнойслужбыгосударственнойстатистики. URL.http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/ IssWWW.exe/Stg/d3/21-02.htm (дата обращения 12.03.2020). 55. Российский статистический ежегодник. 2015// GKS.RU: сайт Федеральнойслужбыгосударственнойстатистики. URL.http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_13/ 56. Main.htm (дата обращения 02.03.2020). 57. Российское авторское общество // RAO.RU: сайт Российского авторского общества. URL.http://rao.ru (дата обращения 03.03.2020). 58. Терещенко В.В., Дубинина М.А., Криуле Е.Г. Вопросы управления инновационной деятельностью в условиях реформирования инновационной системы РКП // Научные чтения памяти К.Э. Циолковского. Калуга. 2013. 59. Триадные патентные семьи // OECD.ORG: сайт Organisation for EconomicCo-operation and Development. URL.https://data.oecd.org/rd/triadic- patent-families.htm (дата обращения 10.03.2020). 60. Управление интеллектуальной собственностью // AISIN.COM: сайт компании AISIN Group. URL:http://www.aisin.com/csr/fairness/intellectual/ (дата обращения 14.03.2020). 61. ФГБУ «Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения» // FAPRID.RU: сайт ФГБУ «Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения».URL.http://www.faprid.ru/folder/ (дата обращения 10.03.2020). 62. ФГУП «НПЦАП» // NPCAP.RU: сайт ФГУП «НПЦАП». URL.http://www.npcap.ru/nashe-predpriyatie/struktura.html (дата обращения 14.03.2020) 63. Гришаев С.П. Интеллектуальная собственность. М.: Юрист, 2004.328 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Интеллектуальная собственность в Российской Федерации и системы ее регулирования 1.1. Задачи интеллектуальной собственности В области развития института интеллектуальной собственности очерчен следующий круг задач: I. Повышение патентной активности. Актуальность задачи, касающейся поднятия активности заявителей по подаче заявок на выдачу патента на изобретение по национальной процедуре, обусловлена нестабильностью патентной активности российских заявителей в последние годы. Одной из причин такой стагнации является отсутствие четкого сформулированного понимания значения интеллектуальной собственности как конкурентного преимущества высокого ранга у образовательных организаций высшего образования, НИИ и бизнес-сообществ. Было выявлено, что молодые учёные и их более опытные коллеги не прорабатывают вопросы выбора правильной формы правовой охраны и дальнейшей коммерциализации создаваемых ими инновационных разработок или получаемых РИД. В результате возникают риски утраты прав на РИД и другие проблемы, связанные с их коммерциализацией. В случае, когда заявки на получение патента или свидетельства на регистрацию объектов интеллектуальной собственности все же подаются, выясняются другие проблемы – например, ошибки при оформлении заявок, на исправление которых уходит драгоценное время. В действительности, причин снижения патентной активности значительно больше. Они носят, в первую очередь, экономический характер и требуют принятия системных решений. II. Увеличение оборота прав интеллектуальной собственности. Согласно Глобальному индексу инновационной активности Всемирной организации интеллектуальной собственности (далее – ГИИ), Россия по итогам 2017 г. занимает 46-е место в мире. Методика расчета ГИИ предусматривает определение соотношения двух интегральных показателей: 1) располагаемые ресурсы и условия для проведения инноваций (Innovation Input); 2) достигнутые практические результаты осуществления инноваций (Innovation Output). III. Обеспечение ежегодной подачи международных РСТ-заявок от российских заявителей. С точки зрения развития рынка интеллектуальной собственности и процессов трансфера технологий за рубеж, не менее важным является развитие зарубежного патентования. Анализируя тренды активности российских заявителей по процедуре РСТ, стоит отметить, что в 2015–2017 гг. наблюдался активный рост количества международных заявок по процедуре РСТ, однако в 2018 году произошел спад количества таких заявок в сравнении с 2017 годом (1077 заявок в 2018 году против 1142 заявок в 2017 году). Тем не менее под конец 2018 года наметилась положительная тенденция: в IV квартале было подано 332 международных заявки, тогда как в III квартале – 242 заявки. IV. Реализация масштабных образовательных программ, ежегодное повышение квалификации не менее 5 тыс. специалистов в сфере защиты и оборота прав на РИД. Анализируя факторы снижения патентной активности российских заявителей, Роспатент выявил, что одной из причин является недостаток компетентных кадров в области интеллектуальной собственности. Вместе с тем одной из задач ОНДП является формирование не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики в соответствии с задачами пространственного развития Российской Федерации. В современном мире знания интеллектуальной собственности необходимы не только молодым ученым, но и руководителям учреждений и исследовательских групп. Такие знания помогут не только проводить исследования с дальнейшей прагматической ориентацией на патентование, внедрение и коммерциализацию РИД, но и будут способствовать эффективному достижению целей, указанных в Стратегии научно-технологического развития России. В целях развития интереса к сфере интеллектуальной собственности предлагается активная работа по следующим направлениям: • начальное просвещение в сфере интеллектуальной собственности посредством организации экскурсий, мастер-классов для школьников, учащихся колледжей, предприятий и организаций; • участие в организации и проведении олимпиад, конкурсов, включение номинаций по интеллектуальной собственности в уже существующие научнопросветительские и социальные проекты; • разработка новых программ в сфере дополнительного профессионального образования адресного характера при участии компаний-экспертов рынка для обеспечения практикоориентированности передаваемых знаний; • развитие дистанционного обучения по программам дополнительного профессионального образования; • развитие кооперации с образовательными организациями высшего образования для внедрения в учебный процесс дисциплин по интеллектуальной собственности; • проведение круглых столов/тренингов/обучающих семинаров от практиков высокого уровня по тематикам, включающим в себя все стадии развития интеллектуального продукта, вплоть до введения в оборот прав на РИД, и адаптированным под конкретные запросы аудитории. V. Определение и нормативно-правовое закрепление функциональных критериев и требований к формированию и реализации программ НИОКР для государственных нужд. Развитие системы интеллектуальной собственности напрямую связано с повышением эффективности НИОКР в части создания новых технических решений, соответствующих мировому уровню, и вовлечением прав на них в экономический и гражданско правовой оборот. В силу этого следующей обозначенной задачей в ОНДП стало именно совершенствование системы проведения НИОКР, созданных за счет бюджетных средств. В целях создания в рамках финансируемых из бюджета государства НИОКР РИД, обладающих высоким потенциалом внедрения, а также повышения экономической эффективности от использования интеллектуальной собственности (повышения результативности НИОКР) Роспатентом предложено нормативно установить обязанность государственных заказчиков: 1. Включать в государственные программы, предусматривающие выполнение НИОКР, целевые индикаторы, характеризующие результативность НИОКР с точки зрения достижения патентоспособности создаваемых ключевых решений и вовлечения прав на них в экономический и гражданско-правовой оборот для производства новой (усовершенствованной) продукции. 2. Использовать результаты патентных исследований и других инструментов патентной аналитики: • при включении в государственные программы мероприятий, предусматривающих выполнение НИОКР; • при формировании технических заданий на выполнение НИОКР, предусматривающих разработку новых (усовершенствованных) технологий, продукции, услуг в целях гарантированного достижения мирового уровня используемых в них ключевых технических решений. 3. С учетом результатов проведенных патентных исследований, при заключении государственных контрактов на выполнение НИОКР предусматривать в их начальной (максимальной) цене: • меры материального стимулирования организаций-исполнителей за создание патентоспособных ключевых технических решений, в том числе авторские вознаграждения; • затраты, связанные с обеспечением их правовой охраны, в том числе за рубежом, в случае закрепления прав на них за Российской Федерацией; • возможность компенсации организации-исполнителю затрат, понесенных ею в связи с приобретением прав на такие результаты интеллектуальной деятельности в пользу Российской Федерации у третьих лиц. Чем правильнее и корректнее будут использованы результаты НИОКР, тем эффективней будут вводиться в оборот права на РИД. результаты проверок свидетельствуют об очень низком уровне вовлечения прав на РИД в экономический и гражданско-правовой оборот. VI. Развитие современных практик патентной аналитики (проведение патентных исследований и разработка патентных ландшафтов). Развитие современных практик патентной аналитики (методологии, инструменты, реализованные проекты) является перспективным направлением деятельности Роспатента в рамках ОНДП. Данное направление направлено на масштабное внедрение в практику управления технологиями и инновациями постоянно действующих процессов анализа патентной информации в интересах определения направлений развития, мониторинга и контроля реализации портфелей НИОКР и РИД организации. Такое внедрение должно происходить как на государственном уровне, так и на уровне российских организаций. Современные инструменты патентной аналитики должны обеспечивать анализ барьеров и особенностей охраны РИД на существующих и перспективных рынках, а также анализ стратегий патентования, используемых ведущими компаниями в России и за рубежом. Ключевыми задачами разработки и практического применения современных инструментов патентной аналитики являются: • определение тенденций патентования для широкой области технологических приоритетов организации; • проведение технического анализа в привязке к ключевым сегментам области технологических приоритетов организации; • анализ современных стратегий патентования, применяемых ведущими отраслевыми организациями, для охраны РИД на перспективных рынках; • экспертное обоснование тенденций патентования, результатов технического анализа, стратегий патентования с привлечением ведущих отраслевых экспертов. VII.Формирование комфортной для правообладателей системы государственных услуг. В целях реализации указанной задачи Роспатент предпринимает активные усилия по повышению качества предоставляемых государственных услуг. Модернизация деятельности Роспатента происходит в согласовании с национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации», а также другими национальными программами. Роспатент является исполнителем или соисполнителем в ряде федеральных проектов: • Федеральный проект «Нормативное регулирование» (соисполнитель); • Федеральный проект «Информационная инфраструктура» (исполнитель); • Федеральный проект «Информационная безопасность» (исполнитель). Основными требованиями при формировании комфортной для правообладателя системы государственных услуг в области интеллектуальной собственности являются: • обеспечение стабильности показателей по сокращению сроков и увеличению объемов принятых решений по объектам интеллектуальной собственности; • повышение качества принимаемых решений. Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач: • оптимизация администрирования порядка оказания госуслуг; • совершенствование методологических подходов с учетом лучших практик экспертизы изобретений и полезных моделей на примере патентных ведомств стран БРИКС, ЕАПВ, ЕПВ; • продолжение работы по контролю и применению единообразного подхода к рассмотрению заявок, подаваемых по процедуре беспошлинного патентования; • доработка концепции аутсорсинга экспертизы заявок на изобретения и полезные модели. Роспатент из года в год совершенствует качество проведения экспертизы заявок, а также сокращает сроки проведения экспертизы. Анализируя средний срок рассмотрения заявок на изобретения (далее – ИЗ) за период 2015–2018 гг., стоит отметить, что он постоянно сокращается: с 10,5 месяцев в 2015 году он сократился до 8,05 месяцев в 2018 году. Срок рассмотрения заявок на промышленный образец (далее – ПО) постепенно сокращается: если в 2015 году он составил 6,7 месяца, то в 2018 году он равняется 5,49 месяца средний срок рассмотрения заявок на товарные знаки (далее – ТЗ) постоянно сокращается: с 12 месяцев в 2015 году до 7,5 месяцев в 2018 году VIII.Создание системы трансфера РИД, включая формирование центров трансфера технологий, осуществляющих коммерциализацию РИД научных и образовательных учреждений. Роспатент активно участвует в деятельности «Национальной ассоциации трансфера технологий», цель которой – объединение участников процесса для налаживания взаимовыгодного сотрудничества и повышения их профессионального уровня. В настоящий момент разрабатываются рекомендации по созданию и функционированию при научных и образовательных организациях центров трансфера технологий (далее – ЦТТ). Рекомендации определят виды и варианты структур ЦТТ, а также способы взаимодействия ЦТТ с внешней средой. Использование отечественных товарных знаков и наименований мест происхождения товаров в интересах развития рынков сбыта и экспорта. В настоящее время для регионов важно позиционирование своих товаров на внутренних и внешних рынках. В первую очередь, это относится к товарам, отражающим региональную специфику. Существует процедура правовой охраны региональных брендов через такие объекты интеллектуальной собственности, как наименование места происхождения товаров (далее – НМПТ). По данным Роспатента, за 2018 год было подано 100 заявок на государственную регистрацию НМПТ (прирост к 2017 году (56 заявок) составил 78,6%). Из них 42 заявки относятся к предоставлению права на ранее зарегистрированное НМПТ, а 58 – к государственной регистрации НМПТ. Следует отметить, что вопросу развития отечественных товарных знаков большое внимание уделяет Совет по вопросам интеллектуальной собственности при Совете Федерации. В частности, Роспатентом был разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации» (ГК РФ) в части нормативно-правового регулирования вопросов охраны НМПТ и географических указаний (далее – ГУ), который в 2018 году был принят Государственной Думой в первом чтении. Законопроектом предусмотрено: • создание более эффективного правового регулирования НМПТ; • включение географических указаний в ГК РФ в качестве самостоятельного охраняемого объекта интеллектуальной собственности (статья 1225); • определение особенности правовой охраны ГУ по сравнению с НМПТ. Это позволяет предоставить охрану многим обозначениям, например, так называемым региональным брендам, которые недотягивают до НМПТ. Современная концепция деятельности Роспатента предполагает неустанное совершенствование и выведение на новый уровень всех механизмов поддержки развития институтов интеллектуальной собственности. В настоящее время деятельность Роспатента – это не только регистрация прав на результаты интеллектуальной деятельности, но и патентная аналитика, построение патентных ландшафтов, нормотворческая деятельность в сфере интеллектуальной собственности, содействие трансферу технологий, организация деятельности центров поддержки технологий и инноваций и многое другое. Решением Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, принятом на заседании 3 декабря 2018 г., было определено рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о разработке долгосрочной стратегии развития Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. В настоящий момент Роспатент разработал проект стратегического документа, который предлагается назвать «Национальная программа развития интеллектуальной собственности». 1.2. Управление интеллектуальной собственностью Российской Федерации на различных уровнях Определяющим на сегодняшний является документ стратегического планирования Правительства. По инициативе Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) основные направлени деятельности Правительства направлены на реализацию положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Указом определены приоритеты деятельности Правительства Российской Федерации по осуществлению прорывного научно-технологического и социально-экономического развития. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (далее – ОНДП) были утверждены 29 сентября 2018 года Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым. В этом документе был выделен отдельный раздел, посвященный развитию интеллектуальной собственности, в котором определен круг задач, охватывающих все аспекты интеллектуальной собственности, начиная законодательным регулированием и заканчивая коммерциализацией прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Дляполученияположительногосоциальногоиэкономическогоэффектаот интеллектуальной собственности необходимо обеспечивать процессы её создания, правовой охраны и коммерциализации посредством планирования организации, координации, мотивации, контроля, являющимися функциями управления. Для исследования управления интеллектуальной собственностью на различныхуровняхорганизацииэкономическихсистем,необходимоопределить несколько понятий. Под управлением интеллектуальной собственностью в инновационных системах Мазур Н.З. [30] предложено понимать процесс целенаправленного систематическоговоздействиянаобъектуправления,представленныйнапервом уровне в виде экономических субъектов рынка или структур предприятия, занятых в процессах создания, защиты и коммерциализации интеллектуальной собственности, а на втором - в виде регулируемых (самоорганизующиеся) вышеназванных процессов, посредством комплекса мер, осуществляемых применительно к ним, который обеспечивает наиболее эффективное правовое, экономическое и социальное использование интеллектуальной собственности. При этом предметом управления интеллектуальной собственностью являются отношения по поводу создания, использования и коммерциализации интеллектуальной собственности. Зинов В.Г. [23] отмечает, что интеллектуальная собственность как объект управления требует комплексного рассмотрения, то есть необходимо глубокое понимание стратегии бизнеса, факторов, влияющих на его успех, средикоторых важное место занимает механизм правовой охраны используемых результатов творческой деятельности. В работе Шичкиной М.И [38] под управлением интеллектуальной собственностью следует понимать процесс целенаправленного систематического воздействия на объект управления, в качестве которого выступает интеллектуальная собственность, посредством комплекса мер, осуществляемых применительно к ней, что обеспечивает наиболееэффективное правовое, экономическое и социальное использование интеллектуальной собственности. В целом, автор настоящей работы согласен с представленными выше определениями, однако считает, что управление интеллектуальной собственностью необходимо осуществлять, начиная с момента ее создания, а, следовательно, процесс управления интеллектуальной собственностью (ИС) должен охватывать также процессы материального и нематериального стимулирования изобретательской и рационализаторской деятельности, получения правовой охраны ИС и т.д. Поэтому в целях настоящего исследования под управлением интеллектуальной собственностью будет пониматься процесс целенаправленного систематического воздействия на объект управления, в качестве которого выступает интеллектуальная собственность, посредством комплекса мер, осуществляемых применительно к ней, что обеспечивает создание ИС, её охрану и защиту в экономических и социальных целях. Рассмотрим систему управления интеллектуальной собственностью в Российской Федерации на уровне государства и схематично представим ее на Рисунке 1.1. Рисунок 1.1. Система управления интеллектуальной собственностью на уровне государства. На Рисунке 1.1 показано, что Правительство Российской Федерации осуществляет управляющее воздействие на подсистему управления интеллектуальной собственностью с помощью законодательных и нормативных актов. В управляемой системе среди федеральных органов исполнительной власти (далее – ФОИВ) отдельно выделено Минэкономразвития России, участвующее в формировании инновационной политики страны, с его подведомственными организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере инноваций и интеллектуальной собственности. Вместе с тем, особое внимание также следует уделить таким министерствам, как Минобрнауки России, Минсельхоз России, Минобороны России, осуществляющим ряд государственных функций в сфере интеллектуальной собственности, а также Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (Госкорпорация «Росатом») [19], Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (Госкорпорация «Роскосмос»). Минэкономразвития России в части инноваций осуществляет деятельность в сфере [48]: - стимулирования инновационной деятельности действующих предприятий, содействия созданию новых инновационных компаний, повышения спроса на инновационную продукцию, поддержки инновационной направленности сектора науки и образования; - оказания информационной, методологической помощи и образовательной поддержки реализации проектов развития брендов городов и регионов, призванных обеспечить формирование эффективных механизмов маркетинга территорий; - кластерной политики; - программ инновационного развития компаний с государственным участием; - формирования технологических платформ. В ведении Минэкономразвития России находится Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент), основными функциями которой являются [13] контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Подведомственными учреждениями Роспатента являются: - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт промышленной собственности» (ФИПС). Оно осуществляет прием и экспертизу заявок на объекты патентного права и средства индивидуализации,и другую ИС, на которую выдаются охранные документы; осуществляет государственную регистрацию договоров о распоряжении исключительным правом, библиотечное, библиографическое, справочно-информационное, научно-методическоеобслуживаниенабазегосударственногопатентногофонда и единой системы автоматизированных банков данных [60]. - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения» (ФАПРИД). ФАПРИД осуществляет [59]: - информационно-аналитическое обеспечение проведения Роспатентом проверок деятельности государственных заказчиков и организаций- исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение НИОКР военного, специального и двойного назначения за счет средств федерального бюджета; - техническое и информационно-аналитическое обеспечение ведения Роспатентом единого реестра результатов НИОКР военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат РоссийскойФедерации; - техническое и информационно-аналитическое обеспечение ведения Роспатентом учета переданных иностранным государствам лицензий на производство продукции военного назначения; - техническое и информационно-аналитическое обеспечение выполнения Роспатентом полномочий по подтверждению урегулирования вопросов правовой защиты интересов государства в процессе передачи иностранным заказчикам и использования ими результатов НИОКР военного назначения, которые содержатся в предусмотренной для передачи продукции военного назначения и права на которые принадлежат РоссийскойФедерации; - участие в судебно-претензионной работе по защите прав Российской Федерации на результаты НИОКР военного, специального и двойного назначения,созданныезасчетбюджетныхассигнованийфедеральногобюджета, право использования которых предоставляется государственными заказчиками исполнителям государственных контрактов на основании лицензионных договоров. - ФГБОУ ВО «Российская академия интеллектуальной собственности» (РГАИС) - единственная государственная образовательная организация в России,котораяготовитспециалистоввобластисоздания,управления,правовой охраны и коммерческого использования объектов интеллектуальной собственности. За выработку и реализацию государственной политики и нормативно- правовое регулирование, в том числе в сфере в научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также за развитие федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности отвечает Минобрнауки России [16]. Минсельхоз России в сфере интеллектуальной собственности имеет право самостоятельно принимать нормативные правовые акты в целях регулирования отношений, связанных с селекционными достижениями [15]. Минобороны России в сфере интеллектуальной собственности организует в установленном порядке патентно-лицензионную, изобретательскую, рационализаторскуюработу,втомчислерассмотрениезаявокивыдачупатентов на секретные изобретения, относящиеся к средствам вооружения и военной техники, осуществляет управление правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, находящиеся в ведении Минобороны России, в том числе исключительными правами на них, проводит мониторингихиспользования,атакжеучаствуетвмероприятияхпоихправовой защите [9].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Право и юриспруденция, 21 страница
200 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 21 страница
200 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 21 страница
200 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 28 страниц
200 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 20 страниц
200 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 11 страниц
200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg