Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Взаимодействие ДОО и семьи как средство формирования представле-ний о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста

irina_k200 1900 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 76 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.10.2020
Цель исследования: теоретическое обоснование проблемы и разра-ботка методических рекомендаций по формированию представлений пра-вильном питании у детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОО и семьи. Объект исследования: процесс формирования представлений о пра-вильном питании у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: формы взаимодействия ДОО и семьи как средство формирования представлений о правильном питании у детей стар-шего дошкольного возраста. Для достижения цели исследования определены следующие задачи: 1. Изучить проблему формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях. 2. Выделить особенности формирования представлений правильном пи-тании у старшего дошкольного возраста. 3. Раскрыть формы взаимодействия ДОО и семьи в формировании пред-ставлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста. 4. Выявить уровни сформированности представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста. 5. Разработать методические рекомендации для педагогов по формированию представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОО и семьи. Методы теоретического и эмпирического исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ документации, беседа, диагностические методики, качественная и количественная обработка экспериментальных данных. Теоретическо – методологической основой исследования являются: положения И.И. Брехмана о методах формирования здорового образа жизни: Т.Н. Дороновой о взаимодействии дошкольных образовательных организаций и родителей; В.В. Колбанова о формировании умений и знаний для организации здорового образа жизни и правильного питания, О.И. Жданова о культуре здорового питания, Н.Г. Быкова, Л.Г. Касьянова, М.В. Меличева, О.С. Шнейдер о формировании представлений о здоровом образе жизни и становления культуры здорового образа жизни. Особенности организации правильного питания детей дошкольного возраста изучали В.А. Квитковская, О.А. Маталыгина, Н.Ю. Минина, Н.А. Сташевская и др. Теоретическая значимость исследования состоит в определении: - особенностей формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОО и семьи; - критериев, показателей и уровней сформированности представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать материалы выпускной квалификационной работы в практике работы дошкольной образовательной организации по формированию представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОО и семьи. Опытно-экспериментальную базу исследования составил МАДОУ детский сад №8 «Огонёк», г. Сургут. В исследовании участвовало 22 ребенка старшего дошкольного возраста, 22 родителя и 6 педагогов ДОО.Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав: теоретическая глава, методические рекомендации, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Введение

Актуальность. Здоровье детей относится к числу важнейших характеристик, определяющих детей в современном обществе, тем самым отражая состояние здоровья всего общества. По данным Министерства Здравоохранения РФ, состояние здоровья детей дошкольного возраста за последние годы значительно ухудшилось в связи с изменениями условий жизни и нарушением питания. Важной составляющей здорового образа жизни является правильное питание. Именно от того правильно ли питается ребенок дошкольного воз-раста зависит состояние здоровья взрослого. Рациональное питание является одним из факторов внешней среды, которые определяют правильное развитие ребенка. Оно оказывает самое прямое влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка [5, с.62]. Правильное питание является залогом здоровья. У многих детей до-школьного возраста отсутствует регулярность питания, чаще всего они ис-пользуют в пищу блюда, которые нельзя отнести к разряду полезных (шоколад, сухарики, газировку), не соблюдаются правила гигиены и прочее. Поэтому постоянно увеличивается число детей с заболеваниями и функцио-нальными нарушениями, обусловленными нерациональным питанием. Педагоги дошкольной образовательной организации отлично знают, что одна из самых актуальных проблем дошкольного образования – это проблема формирования основ культуры здоровья, осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста. Правильное питание, которое отвечает физиологическим потребностям подрастающего организма, повышает устойчивость к многим неблагоприятным воздействиям. Наибольшее значение соблюдения принципов рационального и правильного питания имеет в дошкольном возрасте. Данный период характеризуется интенсивными процессами роста, дальнейшим совершенствованием функций многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами обмена веществ, развитием моторной деятельности. К сожалению, существует проблема правильного питания у детей до-школьного возраста в семье. Многие родители не в состоянии обеспечивать детям правильное питание в силу отсутствия теоретических знаний. В боль-шинстве семей привыкли питаться не совсем правильной и полезной пищей, а это селенное, жареное, копченое, острое, сладкое. Многие родители кормят детей однотипно, в лучшем случае – котлеты, картофель, в худшем – макароны, пельмени, поэтому дети, не привыкшие к здоровой пище, отказываются в ДОО от овощных блюд, кисломолочной продукции, рыбы, запеканок. А ведь правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, хорошего настроения, важное условие нашего здоровья и долголетия. Здоровье - главная ценность человеческой жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не мучиться головными болями и бесконечными насморками. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, в общем развитии детского организма. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем, не навредить своему организму. В п 1.6. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) определена задача, «направ-ленная на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия...». «Физическое развитие включает приобретение опыта в становлении ценностей здорового образа жизни, овладении его элементарными нормами и правилами...» (п. 2.6 ФГОС ДО) [2]. Проблема формирования у детей начальных представлений о здоровом образе жизни, о правильном питании - актуальный аспект в работе педагогов ДОО. Часто взрослые теоретически понимают важность расширения представлений ребенка о рациональном питании (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим), но на практике действуют иным образом, сталкиваясь с множеством объективных и субъективных проблем. Такое противоречивое поведение взрослых не способствует укреплению здоровья детей. Повышение компетенций родителей в данном вопросе - необходимое звено в общем взаимодействии взрослых, воспитывающих дошкольника. Формирование навыков правильного питания должно проходить в системе «педагог - ребенок - родитель». Сформировать у детей на этапе завершения дошкольного образования ценностного отношения к здоровому образу жизни и правильному питанию, является целевым ориентиром дошкольных организаций. Сотрудничество педагогов ДОО и семьи представляет собой комплекс взаимодействий, взаимоотношений, совместной и индивидуальной деятельности. Единство дошкольного и семейного вопросах сохранения здоровья детей достигается, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понимают не только воспитатели, но и родители; когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физического воспитания и оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания. В дошкольном образовании накоплен обширный опыт сотрудничества с родителями, привлечения их внимания к жизни ребенка в ДОО с помощью различных форм, методов и приемов работы с родителями [12, с.53]. Здоровьесберегающий характер обучения и воспитания особенно ва-жен в дошкольных образовательных организациях, где ребенок получает базовые знания из многих наук, в том числе и о своем организме, на этом этапе происходит понимание и принятие ребенком ценности здорового образа жизни, правильного питания [12, с.77]. Одновременно с использованием инновационных технологий важней-шим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера род-ственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка делают его особо восприимчивым к их воздействию. Проблема правильного питания детей всегда интересовала ученых, педагогов и психологов. Особенности организации питания детей дошкольного возраста изучали такие ученые и специалисты, как В.А. Квитковская, О.А. Маталыгина, М.Ю, Н.А. Сташевская и другие [25, с.153]. Специальные психолого-педагогические и социологические исследо-вания (А.И. Захаров, Ю.П. Литвинене, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития детей дошкольного возраста [19, с.31]. В связи с вышеизложенным, актуальность дипломной заключающаяся в формирования представлений о правильном питании детей старшего до-школьного возраста посредством взаимодействия ДОО и семьи. В результате анализа психолого-педагогической литературы были вы-явлены следующие противоречия между: 1. Социальным заказом общества в воспитании детей старшего до-школьного возраста, у которых сформированы представления о правильном питании и недостаточно высоким уровнем подготовленности педагогов в данном направлении. 2. Потенциалом взаимодействия педагогов и семьи в формировании представлений о правильном питании и недостаточным применением его в дошкольной образовательной организации. Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: каковы педагогические возможности форм взаимодействия ДОО и семьи в формирования представлений о правильном питании детей старшего дошкольного возраста?
Содержание

Введение………………………………………………………………….……….3 Глава 1. Теоретические аспекты формирования представлений о пра-вильном питании у детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОО и семьи 1.1. Проблема формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследовани-ях…………………………………………………………………….9 1.2. Особенности формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………18 1.3. Формы взаимодействия ДОО и семьи в формировании представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста………………26 Выводы по 1 главе……………………………………………………………...33 Глава 2. Опытно-поисковое исследование по формированию представ-лений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОО и семьи 2.1. Выявление исходного уровня сформированности представлений о пра-вильном питании у детей старшего дошкольного возраста………………34 2.2. Методические рекомендации по работе, направленной на формирование представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОО и семьи…………………………51 Выводы ко второй главе…………………………………………………...….76 Заключение……………………………………………………………………...76 Список используемой литературы……………………………………….…..78 Приложение……………………………………………………………………..84
Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. вступившими в силу с 01.01.2020) - [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М. изд-во «Перспектива». 2014. – 32с. 3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384) - [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru 4. Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении По-рядка организации и осуществления образовательной деятельности по ос-новным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования») - [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru 5. Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в до-школьном образовательном учреждении [Текст] / В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. 2014. -124с. 6. Абрамова, Г.С. Психология развития [Текст] / Абрамова Г.С. // Учеб. пособие. М., 2012.-154с. 7. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход /Т.В. Ахутина // Школа здоровья. 2017. - №2. С.21 – 28. 8. Безруких, М.М., Филиппова, Т.А., Макеева, А.Г. Разговор о правильном питании / М.М. Безруких // Методическое пособие. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2016. – 114с. 9. Глазырина, Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошк. учреждений - М.: Гуманитар. изд. центр Владос, - 2015. – 160с 10. Горячев, В. Здоровье – категория педагогическая [Текст] / В. Горячев // Народное образование, 2009, №9 – С. 219-231. 11. Гундаров, И.А. и др. Медико-социальные проблемы формирования ЗОЖ [Текст] / И.А. Гундаров, Н.В. Киселев, О.С. Копина. – М.: Академия, 2015. – 120с. 12. Дронова, Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. обра-зоват. учреждения и родителей [Текст] / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2012. -190с. 13. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 528с. 14. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в ДОУ. Методическое пособие. - Ростов н/Д: «Феникс», 2013. - 288с. 15. Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным: Пер. с англ. /Г. Доман. - М.: АСТ, Аквариум, 2018.- 290с. 16. Денисенко, Е. В. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Денисенко // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. - №1. - С. 33-35. 17. Дьяченко, В.И., Сотрудничество в обучении / В.И. Дьяченко. – М., Про-свещение, 2014. – 160с. 18. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании до-школьника [Текст] / Е.С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 95с. 19. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: метод. аспект [Текст] / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Сфера, 2015. - 80с. 20. Зайцев, Н.К., Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. - Владивосток: Дальнаука, 2014. с. 148. 21. Капизова, Л.Г. Территория сотрудничества семьи и ДОУ по формирова-нию у детей основ физической культуры и здоровья // Молодой ученый. 2017. - №11. – с. 459-463. 22. Карепова, Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы [Текст]/ Т.Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2015. - 170с. 23. Копосова, Е.А. Формирование навыков здорового образа жизни у до-школьников / Е.А. Копосова //Вопросы дошкольной педагогики. 2018. - №1. - С. 16-18. 24. Моталыгина, О.А. Половое развитие и половое воспитание детей до-школьного возраста [Текст] / О.А. Моталыгина //Дошкольное воспитание. 2016. - №3. – с.22-26. 25. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2014. - 232с. 26. Кудрявцев, В.Т. Психолого-педагогические принципы развивающей оздоровительной работы с дошкольниками [Текст] /В.Т. Кудрявцев, Начальная школа: плюс-минус. 2014. №7.- С. 3-8. 27. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст] / Ли-сицын Ю.П. – Учебник. 2016. -522с. 28. Маханева, М. Здоровый ребенок: рекомендации по работе в детском саду и начальной школе / М. Маханева. - М.: АРКТИ, 2014. - 263с. 29. Мищенко, О.В. Диалог с родителями о питании дошкольников / О.В. Мищенко // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2017 - N 8 - С. 74-85. 30. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. 2014. - № 4. – С. 14-17. 31. Лещенко, М.В. Питание детей в дошкольном образовательном учрежде-нии / М.В. Лещенко, И.А. Прилепина. – М.: изд-во РОСМЭН. 2017.- 79с. 32. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Программа для до-школьных образовательных учреждений//Дошкольное воспитание. 2016. -№3. С.32-40; №4. С. 5-13. 33. Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 333с. 34. Пензулаева, Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. - М: Мозаика-Синтез, 2014. – 128с. 35. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 196с. 36. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. – М.: Современное слово, 2015. – 116с. 37. Поллебкин, В.В. История важнейших пищевых продуктов / В.В Похлебкин. – М. 2017. – 82с. 38. Рукова, М. Особенности организации занятий по физкультуре [Текст]/ М. Рукова // Дошкольное воспитание. 2013. - №9. - С.6-10. 39. Румянцева, Т.А. Деньгина, А.Ю., Рядинская, Н.В. Правильное питание – залог здоровья дошкольника / Т.А. Румянцева, Н.В. Рядинская // Педагогика: традиции и инновации: материал IX междунар. науч. конф. – Казань.: БУК, 2018. – с.29-32. 40. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и разви-тия дошкольников [Текст] / Э.Я. Степаненкова. - М.: ИЦ «Академия», 2016. - 368с. 41. Степаненкова, Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М: Мозаика-Синтез, 2014. – 164с. 42. Соловьев, Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздорови-тельной физкультуры [Текст] / Г.М. Соловьев. – Ставрополь: СГУ, 2015. – 111с. 43. Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков [Текст] / А.Г. Сухарев. - М.: Медицина, 2013. - 270с. 44. Смирнова, Е.О. Психология ребенка: учебник для пед. вузов и училищ / Е.О. Смирнова. – М.: Школа-Пресс, 2017. – 384с. 45. Савельева Н.Ю. Организация питания в дошкольных образовательных учреждениях / Н.Ю. Савельева. - Ростов н/Д: Феникс , 2015 - 405с. 46. Сыщикова, А.В. Современные информационные технологии планирова-ния питания детей в ДОУ / А.В. Сыщикова // Справочник руководителя до-школьного учреждения. 2017 - N 6 – 61с. 47. Татарникова, Л.Г. Обучение здоровью: педагогика и валеология //Валеология человека: здоровье, любовь, красота /Валеологический семинар академика В.П. Петленко в 5-ти тт. В 2-х книгах. Книга 2 Т. 5 – СПб. 2013. С.767-775. 48. Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / под ред. С.О. Филипповой. - М.: Академия, 2017. - 224с. 49. Шарманова, С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоро-вому образу жизни [Текст] / С.Б. Шарманова //Управление ДОУ. 2016. - №4. - С.40-45. 50. Шаталов, Г.С. Азбука здоровья и долголетия [Текст] / Г.С. Шаталов - М.: Энергоиздат, 2013, - 288с. 51. Шкляр, Е.А. Мотивация к занятиям физической культурой как условие повышения уровня физической подготовленности детей 5 – 7 лет [Текст] / Е.О. Шкляр //Физическая культура. Воспитание, образование, тренировка, 2016. - №5. - С.59 - 62.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты формирования представлений о пра-вильном питании у детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОО и семьи 1.1. Проблема формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях На сегодняшний день проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (далее - ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально - демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста [7, с.23]. На протяжении последних десятилетий проблема формирования пред-ставлений о здоровом образе жизни является объектом изучения многих исследователей (Т.В. Акутина, Г.А. Бутко, И.В. Журавлева, Ю.П. Лисицын, В.М. Нилов, В.П. Петленко, А.А. Покровский, Е.Л. Семенова, С.М. Степанова, Г.Х. Шингаров и др.). В отечественной науке имеются немногочисленные исследования, по-священные проблеме изучения формирования представлений о здоровом образе жизни и становления культуры здорового образа жизни у дошкольников (Н.Г. Быкова, Л.Г. Касьянова, М.В. Меличева, О.С. Шнейдер и др.). Существуют разные подходы к определению здоровья, например, по уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «здоровье – это со-стояние полного физического, душевного и социального благополучия, не только отсутствие каких-либо болезней и физических дефектов» [10, с.220]. Более подробном проанализируем, что же подразумевается под физи-ческим, душевным и социальным здоровьем по мнению Всемирной органи-зации здравоохранения [11, с.29]: 1. Физическое здоровье определяется состоянием и функционированием организма человека. Физически здоровый человек не чувствует усталости при выполнении каких-либо обязанностей. У него достаточно энергии для работы, учебы и выполнения домашних обязанностей. 2. Душевное здоровье определяет насколько человек доволен собой, насколько хорошо ему удается выполнять свои ежедневные функции. Ду-шевно здоровый человек доволен своими достижениями, способен адекватно анализировать совершенные им ошибки. Для поддержания душевного здоровья человеку необходимо время для отдыха, увлечений, возможность учиться чему-то новому, делиться переживаниями и чувствами с неравнодушными людьми. 3. Социальное здоровье определяет умение контактировать с другими людьми. Человек социально здоров, если легко может устанавливать и под-держивать отношения в обществе, уважает других людей и их права, оказы-вает помощь и способен ее принимать от других, поддерживает родственные связи, выражает собственные потребности и нужды понятным для окружающих языком. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это, прежде всего, поведение и мышление человека, которое обеспечивает ему охрану и укрепление здоровья: выработанная система привычек, которая позволяет ему достигать необходимого уровня жизни для решения задач, связанных с выполнением разных обязанностей; система жизни, которая обеспечит ему достаточный обмен со средой и тем самым позволят ему сохранить здоровье на долгие годы [16, с.33]. И.И. Брехман выделил следующие элементы здорового образа жизни: труд, режим труда и отдыха, отсутствие вредных привычек, активный образ жизни, личная гигиена, закаливание, правильное питание и питьевой режим [10, с.230]. Наиболее ценным элементом здорового образа жизни, как утверждают М.М. Безруких и Т.А. Филиппова, является правильное питание. Отметим, что проблема правильного питания как важная составляющая здорового образа жизни детей дошкольного возраста волновала ученых из разных областей науки: медицины, психологии, физиологии (Ю.П. Лисицын, Т.И. Бабаева, Г.К. Зайцев и др.) [27, с.263]. Важные жизненные функции организма человека зависят от того что он ест, как ест, когда и сколько. В.И. Смоляр, утверждал, что люди раньше стареют и умирают в связи с неправильным питанием и человек, питающий-ся рационально и правильно может прожить намного больше лет [23, с.16]. Ю.П. Климович и З.П. Матюхина сошлись во мнении, что правильное питание на должном уровне обеспечит работу организма человека, поставляя энергию, которая необходима для покрытия затрат жизнедеятельности. Для нормального протекания всех процессов в организме человека необходимо определенное количество разнообразных полезных веществ. Многообразие примеров образа жизни человека в современном обще-стве, с которыми постоянно сталкиваются дети дошкольного возраста, не всегда является образцовым, в результате у формирующейся личности скла-дывается неправильное представление о здоровом образе жизни или разру-шается уже сложившееся представление о нем. Будем опираться на определение Ю.П. Лисицына: «Здоровый образ жизни - это деятельность, наиболее характерная, типичная для конкретных социально-экономических, политических, экологических и прочих условий, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья людей». Из этого понятия следует, что на процесс формирования направленности личности на здоровый образ жизни влияют экологическая обстановка, общественное мнение, технология воспитательно - образовательного процесса, личности педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания [27, с.107]. Как утверждает Н.В. Вялова, именно в дошкольном возрасте форми-руются пищевые привычки и предпочтения, основы пищевого поведения, навыки культуры приема пищи, как важного компонента в правильном питании [28, с.88]. О роли правильного питания в развитии детей дошкольного возраста и сбережения их здоровья высказывались М.Я. Бренц, К.С. Ладодо, Е.Н. Новикова и многие другие ученые. Влияние на теоретические представления о путях усвоения пищи и на вопросы рационализации питания разных групп населения оказала концепция сбалансированного питания А.А. Покровского [37, с.34]. Исследования педагогов и психологов последнего десятилетия направлены на разработку идеи ценности здоровья в работе с детьми дошкольного возраста, формирование здоровьесберегающих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку). На педагогах и родителях лежит очень ответственная задача ? сформировать у детей потребность вести здоровый образ жизни. В настоящее время в ДОО Российской Федерации внедряется доста-точно большое количество разнообразных программ («Радуга» авторов С.Г. Якобсона, Т.И. Гризик, Т.Н. Дороновой и др.; «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, программа «Детство» авторов Т.Д. Рихтерман, Н.А. Ноткиной, Л.М. Гурович и др.). Все эти программы объединяет одна общая цель: сохранять и укреп-лять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни. Задача детского сада и семьи - сохранение и укрепление здоровья ре-бенка, важная составляющая которого - правильное питание. О нем необхо-димо заботиться с раннего детства, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие организма, способствовать профилактике заболеваний, устойчиво-сти к воздействию инфекций. Тема правильного питания детей дошкольного возраста всегда была актуальной: известно, что именно в детстве закладывается не только здоро-вье, но также и основные пищевые привычки. Здоровое питание для детей – это сбалансированное меню, содержащее все необходимое с точки зрения докторов и самого детского организма. Однако здесь не обойтись и без внешней стороны: вкусные, разнообразные, интересные блюда для привлечения внимания, ознакомления с возможными пищевыми сочетаниями составляют основу системы, которая в будущем принесет огромную пользу ребенку. В настоящее время организация питания детей дошкольного возраста регламентируется рядом законодательных и нормативных актов, а также методическими рекомендациями по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных организаций, утвержденных совместным приказом Минздравсоцразвития России и Минобрнауки РФ от 11 марта 2012 г. №213н/178 [5, с. 56]. Организация питания детей в дошкольных образовательных организациях регламентируется СанПиН 2.4.13049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» и СанПиН 2.4.5.2409-08, дополнительным нормативным документом, которым регла-ментируются нормы питания является Методические рекомендации 2.4.5.0107-15 «Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах»» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 12 ноября 2015г.). Проблема правильного питания всегда интересовала ученых, педагогов и психологов. Особенности организации правильного питания детей дошкольного возраста изучали В.А. Квитковская, О.А. Маталыгина, Н.Ю. Минина, Н.А. Сташевская и другие. А.С. Алексеева, В.Г. Алямовская, М.В. Лещенко рассматривали в своих научных трудах вопросы организации рационального и сбалансированного питания детей дошкольного образовательной организации [31, с.73]. А.С. Алексеева утверждает, что от организации правильного питания в дошкольном возрасте, во многом будет зависеть состояние здоровья уже взрослого человека [8, с.34]. По мнению О.А. Маталыгиной дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно оценивать свое питание, в том случае, если будет ока-зана помощь со стороны взрослых. Важной задачей взрослых является формирование у детей дошкольного возраста набора определенных знаний в области питания, что в дальнейшем поможет ему сохранить здоровье на должном уровне. В целях преумножения и сохранения здоровья детей дошкольного возраста важнейшей задачей взрослых является формирование у него определенных знаний в области правильного питания [24, с.51]. Современные исследователи при определении уровня сформированности знаний о правильном питании детей дошкольного возраста выделили когнитивный компонент - система представлений и знаний о правильном питании. Хотелось бы рассмотреть систему правильного питания с точки зрения различных подходов, а именно культурологического, системного, личностного, системно-деятельностного. На основе культурологического подхода понятие правильного питания – это видение его содержания сквозь призму категории культуры, отражающей совокупность материальных и духовных ценностей, созданные человечеством, народами различных стран и регионов. На основе системного подхода, строится концепция формирования культуры правильного питания субъектов образовательной системы, которая подразумевает целесообразность разработки программ обучения и воспитания, которые позволят сформировать систему ценностного отношения к здоровью на всех возрастных этапах. Актуализация личностного и системно-деятельностного подходов обусловлена тем, что последовательная их реализация повышает эффективность процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностной ориентации на здоровый образ жизни. Соответственно, личностно-ориентированный и деятельностный подходы позволяет рассматривать процесс формирования у детей дошкольного возраста ценностной ориентации на организацию правильного питания на различных уровнях в зависимости от индивидуальных предпочтений. Известно, что дети очень рано проявляют интерес к взрослой еде, и это нормально. Значит, по мере взросления нужно предлагать на пробу именно то, что относится к «правильной» еде, а не кусочек колбаски или соленого огурца, как делают многие родители. Зачастую переход на обычный стол, осуществляемый уже с года, становится плавным вхождением в мир здорового питания для детей, особенно, если семья придерживается подобных принципов. Супы без наваристых бульонов и тяжелых зажарок, тушеные или запеченные блюда вместо жареных, отсутствие большого количества сдобы или белого хлеба – вот только основные постулаты, а на самом же деле, секретов здорового питания огромное множество. Правила питания для детей должны быть основополагающими для всех родителей, а также, что очень важно, для бабушек и дедушек. Часто родители сталкиваются именно с тем, что предыдущее поколение, воспитанное на иных продуктах и способах их приготовления, создает проблемы в процессе кормления. Очень важно привлекать детей дошкольного возраста к совместному приготовлению: когда с детства прививаются знания о пользе и вреде тех или иных продуктов, о способах их тепловой обработки и их градации, о том, как можно красиво подать уже приготовленное блюдо - ребенок вырастает с готовой программой. Ну и, конечно же, информацию можно подавать в очень увлекательном виде, не обязательно просто выкладывать факты: яркие и незабываемые истории, даже сказки, придуманные мамой или папой, сделают мир еды более фантазийным. Один из способов правильного пищевого воспитания подразумевает глубокий и неподдельный интерес к основным принципам здорового питания. На самом деле, правильное и здоровое питание ребенка очень часто становится отправной точкой, после которой вся семья переходит именно на такое питание, и это не может не радовать. Специалисты - педиатры и га-строэнтерологи - бьют тревогу из-за очень частого употребления таких про-дуктов, которые наносят просто непоправимый вред: чипсы и газировки, копчености и маринованные овощи, сырая рыба в виде популярных ныне блюд японской кухни - все это никоим образом не должно присутствовать в рационе детей. Известно, что самые прочные привычки, как полезные так и вредные, формируются еще в детстве. С.В. Кириллова рекомендует закреплять умение правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, сохраняя правильную осанку; выбирать полезные продукты, употреблять в пищу фрукты, овощи. По результатам исследования В.В. Макаровой, выявлены следующие недостатки в области правильного питания у детей старшего дошкольного возраста [29, с.30]: Эти недостатки обусловлены: - отсутствием разработок современных методов и средств, способству-ющих поэтапному формированию правильного питания детей старшего до-школьного возраста; - недостаточностью наглядного материала и специальных дидактиче-ских пособий для решения задач; - нерегулярностью контроля со стороны взрослых за соблюдением правил здорово образа жизни; - непродуманностью ряда аспектов работы с семьей в данном направ-лении. Таким образом, выявление основ правильного питания предусматривает выработку у детей старшего дошкольного возраста необходимых полезных привычек, связанных с правильным питанием и здоровым образом жизни. 1.2. Особенности формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста Питание детей всегда интересовало ученых, педагогов и психологов, которые уделяли большое внимание этой проблеме. Особенности питания дошкольников изучали А.С. Алексеева, В.Г. Алямовская, В.А Квитковская, О.А. Маталыгина, Н.Ю. Минина, Н.А Сташевская, М.В. Лещенко и др. в своих работах рассматривали вопросы организации рационального и сбалансированного питания детей в ДОУ [31, с.85]. А.С. Алексеева утверждала, что от правильной организации питания в детском возрасте, во многом зависит состояние здоровья взрослого человека. По мнению О.А. Моталыгиной ребенок старшего дошкольного возраста должен и может самостоятельно оценивать свое питание, в том случае, если взрослые ему помогут [24, с.41]. Питание - это необходимая потребность любого живого организма и обязательное условие для жизни и здоровья человека. Пищевое поведение людей зависит от многих факторов, основным из которых является отсут-ствие знаний о правильном питании. Изменения, происходящие в последнее время в составе и качестве пищевых продуктов, в значительной степени осложнили задачу сохранения здоровья человека. Но при этом наш организм практически не изменился. Разнообразие форм образовательной деятельности, её вариантность способствует лучшему освоению дошкольниками представлений о полезной пище, культуре питания. При этом большое внимание необходимо уделить игровым приемам. Для формирования у дошкольников основных представлений о пра-вильном питании, поведенческих навыков и осознанного отношения к своему здоровью можно организовать работу по следующим темам: 1. «Если хочешь быть здоров» 2. «Самые полезные продукты» 4. «Удивительные превращения пирожка» 5. «Из чего варят каши, и как сделать кашу вкусной» 6. «Плох обед, если хлеба нет» 7.»Время есть булочки» 8. «Пора ужинать» 9. «Веселый этикет» 11. « Где найти витамины весной» 14. «Что надо есть, если хочешь стать сильнее» 16. « Всякому овощу – свое время» 17. «Мясо-рыба-морепродукты» 18. «Праздник урожая» Во время проведения организованной деятельности по формированию представлений о правильном питании детей важно научить правильно и красиво сервировать стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами и принадлежностями. Закрепляется это с помощью дидактических, настольных и сюжетно-ролевых игр, обыгрывании созданных специально ситуаций, а так же во время непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, изодеятельности и т. д. Для этого не следует ограничиваться не только беседами, а проводить игры разной направленности, в зависимости от цели, которую поставит педагог: ролевые, дидактические, ситуационные, кулинарные, сенсорные, словесные и другие игры. Правила игр должны быть особенными, связанными с выполнением ребенком тех или иных правил правильного питания. Можно проводить различные конкурсы, например, «конкурс рисунков» на тему «Плох обед, если хлеба нет», конкурс «Самая вкусная и полезная каша», «Конкурс знатоков фруктов и овощей», где детям предлагается описать не только внешний вид, но и вкусовые качества продукта; «Овощной ресторан», конкурс – викторина «Знатоки молока», «Что за чудо пирожки?». Можно использовать кулинарные и сенсорные игры: например, «при-готовь борщ или овощной салат», «варим варенье», «угадай по вкусу», «угадай по запаху», «определи на ощупь». Эти блюда познакомят детей с процессом приготовления блюд, помогут оценить полезность продукта и вкусовой интерес к блюдам. Игры-эксперименты и игры-путешествия содержат высокий потенциал по формированию представлений о здоровом образе жизни, правильном питании у детей старшего дошкольного возраста. Игры-эксперименты позволяют детям экспериментировать с различными предметами, делать собственные выводы и заключения. Суть такой игры заключается в закреплении культурно-гигиенических умений и навыков, формирование всех компонентов по правильному питанию. Суть игр-путешествий состоит в том, что дети совершая, в мир предметов, включая и продукты питания, манипулируют с ними, разрешают проблемные игровые ситуации в данном случае. В сюжетно – ролевой игре предлагают различные ситуации, связанные с отработкой навыков и правил поведения за столом, в составлении своего дневного рациона: «Встречаем гостей», «Составим меню для сказочного героя», «Вежливый магазин», «Поварята». Как правило, в сюжетно-ролевых играх дети отражают свой жизненный опыт и представление о правильном питании, о семейных традициях в области питании. Детям старшего дошкольного возраста нравятся дидактические игры, по формированию знаний о правильном питании и здоровому образу жизни разработана примерная картотека таких игр: «Угадай на вкус», «Приготовь компот», «Приготовь салат», «Полезная еда, вредная еда». В играх соревновательного характера, где предполагается взаимодей-ствие всех участников: «Кто быстрее соберёт овощи для супа», «Собираем урожай», «Подбери картошку», «Курочки и петухи», «Разложи продукты на разноцветные столы». Помимо этого во время режимных моментов необходимо планировать чтение художественной литературы, отражающей тему питания, например, «Горшок каши» Б. Гримм, «Яблоко» В. Сутеев, «Слава хлебу!» С. Погореловский. Чтение художественной литературы также будет способствовать обогащению словарного запаса, обучению вежливости, гостеприимства, развитию кругозора детей старшего дошкольного возраста. Очень важно активизировать исследовательскую деятельность, прове-дение опытов. Этот вид деятельности развивает у детей инициативу, творче-ство, побуждает использовать полученные впечатления для решения новых ситуаций, например, «Определи вкус продукта», «Какой сок», «Чудо-вода». Возможно, провести акции, например, «Полезные продукты» дети не только закрепляют свои знания, но и распространяют свой опыт среди близких родственников: они рекламируют полезные продукты, делают зарисовки. В художественно-эстетической деятельности детям будут интересны создание коллажей, выставки совместной продуктивной деятельности детей и их родителей «Мы за здоровое питание».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 72 страницы
1800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg