Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

Эффективность системы управления качеством продукции как элемента системы управления конкурентоспособностью организации

irina_k200 432 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.10.2020
Цель курсовой работы исследовать влияние эффективности системы управления качеством продукции на конкурентоспособность организации. Цель работы определила следующие задачи: 1) рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности; 2) исследовать методологию оценки конкурентоспособности организа-ции; 3) изучить влияние эффективности системы управления качеством про-дукции на конкурентоспособность организации. Теоретической и методологической основой исследования послужили классические работы по теоретическим основам рынка, законодательные решения по вопросам хозяйственной деятельности, методические положения и инструктивные указания государственных и финансовых органов.
Введение

Главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия, а также удовлетворение общественных потребностей в его продукции, работах, услугах. Все это регулируется государством экономическими методами. Ориентируясь на прибыль, каждое предприятие, каждый предпринима-тель должны иметь свою стратегию, определить свою позицию в конкурентной борьбе. Обычно под конкуренцией понимается соперничество на каком - либо поприще между отдельными лицам (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. Экономическая конкуренция – это рыночное соперничество экономически обособленных товаропроизводителей, столкновение их интересов, связанных с реализацией продукции одним и тем же покупателям с целью – добиться приверженности к своей продукции и получения наибольшей прибыли или дохода. Товар – это главный объект на рынке. Он является индикатором экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Именно для этого товар должен обладать определенной конкурентоснособностью. В то же время, конкурентоспособность товара – это такой уровень экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке, то есть максимально удовлетворить конкретные нужды потребителя и на этой основе занять и сохранить за собой определенную долю на рынке, потеснив товары других производителей. Конкурентоспособность – это сравнительная характеристика товара, со-держащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…..………………………………………………………………. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 1.1 Значение конкурентоспособности в современной экономике………... 1.2 Классификация объектов конкурентоспособности…………………… 2 МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………………………….. 2.1 Оценка конкурентоспособности продукции……………………………. 2.2 Оценка конкурентоспособности организации…………………………. 3 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ………………. 3.1 Эффективность системы управления качеством продукции………… 3.2 Оценка влияния качества продукции на конкурентоспособность организации…………………………………………………………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….…………………………………………………….. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...
Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая – Федераль-ный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 29.09.2019) (с изм. и доп, вступ. в силу с 30.12.2019) //Собрание законодательства РФ.- 2019.- №52 (часть 1)-ст. 3340 2. Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в ред. от 02.08.2019) //Собрание законодательства РФ.- 2019.- №52 (часть 1)-ст. 4392 3. Федеральный закон Российской Федерации от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп. от 13. 07. 2015 г.) //Собрание законодательства РФ.- 2015.- №38 (часть 2)-ст. 2340 4. ГОСТ Р 12.0.006-2002 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Общие требования к системе управления охраной труда в организации (с Изменением N 1)- Москва: Омега-Л, 2015-215с. 5. Агарков А.П. Экономика и управление на предприятии / Агарков А.П., Голов Р.С., Теплышев В.Ю. - М.:Дашков и К, 2017. - 400 с.: ISBN 978-5-394-02159-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/415185 6. Алексейчева Е.Ю. Экономика организации (предприятия) / Алексейчева Е.Ю., Магомедов М.Д., Костин И.Б., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Дашков и К, 2018. - 292 с.: ISBN 978-5-394-02129-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/415188 7. Арзуманова Т.И. Экономика организации / Арзуманова Т.И., Мачабели М.Ш. - М.:Дашков и К, 2018. - 240 с.: ISBN 978-5-394-02049-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/430313 8. Афитов Э.А. Планирование на предприятии: Учебник / Афитов Э.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, Нов.знание, 2015. - 344 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование:Бакалавриат) ISBN 978-5-16-010305-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/483207 9. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации) / Баскакова О.В., Сейко Л.Ф. - М.:Дашков и К, 2017. - 372 с.: ISBN 978-5-394-01688-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/411402 10. Волков, О.И. Экономика предприятия : учеб.пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. - 2-е изд. - Москва : ИНФРА-М, 2016. - 264 с. -(Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-006306-5 (print) ; ISBN 978-5-16-101357-1 (online). 11. Газалиев М.М. Экономика предприятия / Газалиев М.М., Осипов В.А. - М.:Дашков и К, 2015. - 276 с.: ISBN 978-5-394-02571-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/558286 12. Грибов, В.Д. Экономика предприятия. Практикум : учебник / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : КУРС ; ИНФРА-М, 2015. - 448 с. - ISBN 978-5-905554-67-4 (КУРС) ; ISBN 978-5-16-006132-0 (ИНФРА-М, print) ; ISBN 978-5-16-102100-2 (online). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/469851 13. Жиделева В.В. Экономика предприятия: Учебное пособие / Жиделева В.В., Каптейн Ю.Н., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 133 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование:Бакалавриат) (Обложка. КБС) ISBN 978-5-16-005672-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/560886 14.Казакова. Н. А. Диагностика и прогнозирование банкротства. // Фи-нансовый менеджмент. М.:2015, № 6, С. 17-33. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/344019 15. Кнышова Е. Н. Экономика организации: учебник / Е.Н. Кнышова, Е.Е. Панфилова. — М.: ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. — 335 с. — (Профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/851181 16.Кобозева Н. В. Банкротство: учет, анализ, аудит: Практическое посо-бие / Кобозева Н. В. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 208 с.: 60x88 1/16 (Обложка) ISBN 978-5-9776-0154-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/541244 17. Кован С. Е. Предупреждение банкротства организаций: монография / С.Е. Кован. — М.: ИНФРА-М, 2017. – 219 с. — (Научная мысль). – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/768155 18. Краснова, Л. Н. Экономика предприятий : учеб.пособие / Л.Н. Крас-нова, М.Ю. Гинзбург, Р.Р. Садыкова. - Москва : ИНФРА-М, 2019. - 374 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://znanium.com]. — (Высшее Образование:Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/14287. - ISBN 978-5-16-102525-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1003322 19. Маевская Е.Б. Экономика организации: Учебник / Маевская Е.Б. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 344 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образова-ние:Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-012088-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/553320 20. Паламарчук, А. С.Экономика предприятия: Учебник / Паламарчук А. С. - Москва :НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 458 с. (Высшее образование:Бакалавриат) ISBN 978-5-16-009836-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/536182
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 1.1 Значение конкурентоспособности в современной экономике Конкуренция вынуждает предпринимателей постоянно искать и находить новые виды продуктов, услуг, которые могли бы понравиться потребителям, производить продукцию высокого уровня качества по разумным ценам, а это, в свою очередь, стимулирует эффективное использование ресурсов и вознаграждает тех, кто эффективно трудится. Всех участников конкурентного процесса конкуренция делает материаль-но заинтересованными в удовлетворении тех потребностей, которые выражаются через спрос. Они действуют эффективно, создавая (посредством цен) предпосылки для капиталовложений, стимулируют внедрение мероприятий научно-технического прогресса, расширение номенклатуры товаров и услуг. Если нет конкуренции, то интерес к постоянной инновационной деятельности теряется, и никакие призывы или административные наказания не помогают. Только борьба за потребителя за выживание в условиях конкуренции побуждает внедрять достижения научно-технического прогресса, осваивать новую продукцию, услуги, повышать эффективность производства. Поэтому развитие конкурентных отношений в экономике, в которых свободно участвовали бы государственные, акционерные, кооперативные и иные предприятия, а также индивидуальные предприниматели – это предпосылка для превращения экономики государства в эффективно функционирующую среду. В условиях конкуренции соперничество можно условно разделить на те виды, в которых соревнуются между собой производители продукции, и те, где главными действующими лицами выступают потребители этих товаров, В условиях рыночных отношений значение конкуренции потребителей не столь велико, и обычное состояние экономики – когда соревнуются между собой производители товаров и услуг. Чистая конкуренция наблюдается в тех отраслях, где много фирм произ-водят аналогичные продукты и услуги и любам фирма может перепрофилиро-вать свою деятельность на другую отрасль. Если же в отрасли немного фирм (менее 20), то конкуренция протекает в совершенно другом аспекте и уже ха-рактеризуется как соперничество. Чистая конкуренция предполагает: фирмы выходят на рынок и свободно борются за потребителя. Практически это можно наблюдать на рынке; сельскохозяйственных продуктов, между фермерами. В других сферах чистая конкуренция присутствует теоретически, так как на нее оказывает практическое воздействие целый ряд факторов: государственное регулирование, неофициальные соглашения между фирмами и др. Конкуренция монополистическая предполагает раздел рынка или его значительных частей между компаниями в виде конфиденциальных договоренностей в рамках трестов, синдикатов, картелей и т.д. Учитывая действие антитрестовского законодательства, подобная форма встречается редко, так как даже при незначительных проявлениях таких соглашений немонополизированные конкуренты и «четвертая власть» – пресса привлекают к ним внимание государственных органов и судов. Поэтому часто подобные соглашения делаются устно, не оставляя «следов». В маркетинге различают три формы конкуренции: функциональную, видовую и предметную. Функциональной конкуренция называется потому, что любую потреб-ность можно удовлетворить различными способами. Видовая конкуренция возникает вследствие наличия товаров, предназна-ченных для одной и той же цели, но имеющих различия по каким-либо суще-ственно - важным характеристикам. Предметная конкуренция происходит в результате выпуска идентичных товаров, различающихся только качеством изготовления. Соперничество предприятий одной отрасли за получение наивысшей прибыли, которой можно добиться лишь постоянно совершенствуя, развивая производство, позволяет не только не отставать от научно-технического прогресса, но и стремиться быть впереди. Различают также ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкурен-ция характеризуется тем, что производители воздействуют на спрос путем по-вышения или снижения цены на товар, определяя долю участия в рынке. Однако такой способ влияния на рынок длительного успеха не приносит, так как другие конкуренты могут легко продублировать этот же метод, что может привести к ценовой «войне». При неценовой конкуренции предприятия воздействуют на спрос при помощи отличительных особенностей своей продукции или стимулируя ее сбыт. Они повышают уровень качества, улучшают внешнее оформление, упаковку, активизируют рекламу, расширяют набор сервисных услуг. Это позволяет увеличить объем продаж при сложившейся или даже более высокой цене. Здесь важнейшим условием привлечения потребителя является обеспечение предприятием конкурентоспособности товара. Оценкой конкурентоспособности товаров и услуг занимаются различные субъекты рынка – предприятия-изготовители, предприятия сферы услуг, потребительские организации. В конечном счете оценка конкурентоспособности является прерогативой потребителя. Из ряда аналогов он выбирает товар (услугу), который больше соответствует его потребностям. Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы свое-временно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка). При этом исходят из того, что выпуск нового продукта прежде чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразен. Вместе с тем любой товар после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Такой процесс можно замедлить и даже временно задержать, но остановить – невозможно. Поэтому новое изделие проектируется по графику, обеспечивающему его выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним изделием. Иначе говоря, конкурентоспособность новых товаров должна быть опе-режающей и достаточно долговременной. Конкурентоспособность рассматривается, в первую очередь, как свойство продукции. Её количественной характеристикой является показатель конкурентоспособности продукции. Основным наиболее распространенным показателем является интеграль-ный показатель качества. Интегральный показатель качества продукции представляет собой отно-шение суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению (Пэ ) к суммарным затратам на создание (Зп ) и эксплуатацию продукции: (Зэ ): I= Пэ /(Зп +Зэ ) (1) Именно этими мерками руководствуется рядовой потребитель, выбирая необходимый ему товар из набора товаров-аналогов. Именно соотношением качество-цена широко оперируют потребитель-ские организации нашей страны и за рубежом, определяя рейтинг товаров, ис-ходя из конкурентоспособности. Поскольку сущность понятия конкуренция – это соперничество, то возникает необходимость в использовании относительного показателя конкурентоспособности – «уровня конкурентоспособности». Уровень конкурентоспособности продукции – это количественная отно-сительная характеристика способности продукции удовлетворять требования конкретного рынка в сравнении с продукцией конкурентов. Конкуренция это борьба независимых экономических субъектов за огра-ниченные экономические ресурсы [5, с. 104]. Для обеспечения стабильного положения на рынке с помощью увеличе-ния прибыли, объемов продажи, расширения сбыта продукции предприятие должно быть конкурентоспособным. Товар или услуга являются предметом конкуренции с целью завоевать потребителя. Потребитель становится объектом потребителя. Определение конкурентоспособности не является универсальным. Прак-тика изучения конкурентоспособности выработала много трактовок определе-ния конкурентоспособности. С одной стороны конкурентоспособность это своего рода способ хозяй-ствования, с другой – способ развития. Помимо этого в роли стихийного регулятора также выступает конкуренция. Основным регулятором развития рынка является конкуренция. Чем сильнее предприятие, тем выше уровень конкуренции. Конкуренция – это двигатель и стимулятор экономического развития предприятия. Конкурентоспособность предприятия складывается из конкурен-тоспособности товара и конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность товара складывается из комплексной характери-стики его свойств, которые дают ему преимущества перед другими товарами с такими же характеристиками. При этом конкурентоспособность товара описывается с помощью каче-ственных и экономических показателей. В качественных показателях рассматриваются функциональные свойства товара, его надежность в процессе использования, эргономические и эстетиче-ские свойства. В экономических показателях рассматриваются показатели, показываю-щие суммарные затраты потребителя на удовлетворение его потребности. В исследованиях часто сопоставляют конкурентоспособность товара и конкурентоспособность предприятия. Но между ними есть существенные отличия. Во-первых, конкурентоспособность предприятия, являющейся отличи-тельной особенностью от других предприятий и она изучается в небольшой промежуток времени. Во-вторых, конкурентоспособность товара определяет его потребитель с одной стороны, а с другой – сам производитель и предприниматель, который и решает производить этот товар или нет. Конкурентоспособность организации является относительной характеристикой, которая показывает отличие развитие предприятия от развития предприятия-конкурента, по таким характеристикам, как удовлетворенность товароми эффективности производственной деятельности. Она показывает возможности и динамику приспособленности предприятия к рыночным условиям. 1.2 Классификация объектов конкурентоспособности В практике управленческой деятельности предприятия все более широкое внимание уделяется конкурентоспособности производства и продукции. Происходит акцентирование внимание на такие характеристики деятельности как место предприятия на рынке, его особые преимущества, способности удовлетворять требованиям рынка. В условиях роста конкуренции изучение и оценка конкурентоспособно-сти производимых и реализовываемых товаров становится насущным вопро-сом. Резкое обострение конкуренции в сфере торговли, рост цен на продукцию сделали актуальной проблему разработки механизма формирования конкурентных преимуществ торгового предприятия. Оценив конкурентоспособность своей продукции, предприятие может разработать мероприятия по её повышению, выбрать предприятия-партнёров для организации совместного выпуска продукции, привлечь средства инвесто-ров для организации конкурентоспособного производства, составить маркетинговые программы для выхода предприятия на новые рынки сбыта, своевременно принять решения об оптимальном изменении товарного ассортимента, о разработке и производственных мощностей и др. Естественно, основной фактор внешней среды – это деятельность конкурентов и в целом непосредственное окружение предприятия. Немаловажную роль играют государственная политика в области разви-тия конкуренции и ограничении монополистической деятельности, законода-тельно-правовые нормы в области защиты прав потребителей, стандартизации, сертификации, государственное урегулирование экспортно-импортной деятельности, направленное на защиту отечественного производителя, доступ к более дешевым и удобным сырьевым источникам. Конкурентоспособность продукции носит относительный характер: она может обнаружить себя только по отношению к другой продукции. Конкурентоспособность есть результат совокупного воздействия потре-бительских и стоимостных характеристик продукции, а также организации деятельности предприятия производителя по сбыту продукции, которая должна соответствовать условиям рынка, конкретным требованиям потребителей по экономическим, качественным характеристикам и по коммерческим условиям реализации. Оценка конкурентоспособности продукции служит исходным элементам для производственно-хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Она должна производиться на всех этапах движения продукции, начиная с процесса проектирования и заканчивая процессом её эксплуатации потребителем. Потенциально основные параметры конкурентоспособности закладываются на стадии разработки продукции (технические, эстетические, нормативные), но признание продукции покупателем происходит все же на рынке в момент продажи. Такая оценка позволяет изыскивать резервы повышения конкурентоспо-собности продукции на всех этапах её движения. Важно быстро и точно опре-делить направления повышения конкурентоспособности. Этому способствует постоянный мониторинг. Мониторинг конкурентной среды позволяет определить направления повышения конкурентоспособности. Практически очень важно оценить конкурентов: насколько они агрессивны, в чем преимущества товаропроводящих сетей конкурентов, как они стимулируют реализацию продукции. Высокий уровень конкурентоспособности продукции свидетельствует о целесообразности её производства и возможности выгодной продажи. При совершении покупок каждый потребитель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди ряда аналогичных предлагаемых на рынке, и приобретает тот из них, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребность. При этом он стремиться добиться оптимального соотношения между уровнем потребительских свойств изделия и расходами по его приобретению и использованию, т. е. получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат. По отношению к конкретной потребности указанное соотношение может быть достигнуто рядом различной продукции благодаря наличию аналогичных свойств. Поэтому различные виды продукции будут обладать способностью удо-влетворять данную потребность и по отношению к ней могут рассматриваться как взаимозаменяемые. ? 2 МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 2.1 Оценка конкурентоспособности продукции В мировой практике специалисты выделяют пять основных показателей, по которым можно судить о конкурентоспособности: качество, цена, реализа-ция, реклама, техническое обслуживание продукции. Оценка способности товара конкурировать производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения, т.к. конкурентоспособность товара или иного объекта - понятие относительное, то есть о нем можно говорить только при сравнении с другим объектом. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец – это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем. В результате оценки конкурентоспособности продукции могут быть при-няты следующие решения [7, с. 115]: 1) изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, по-луфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции продукции; 2) изменение порядка проектирования продукции; 3) изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортиров-ки, монтажа; 4) изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ре-монту, цен на запасные части; 5) изменение порядка реализации продукции на рынке; 6) изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков; 7) изменение системы стимулирования поставщиков; 8) изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции. Целью каждого субъекта на свободном рынке является достижение оптимального соответствия результатов функционирования свои предприятий конкурентным требованиям, предъявляемым к их конкурентоспособному товару со стороны покупателя [8, с. 127]. Таким образом, конкурентоспособный товар, находящийся на свободном рынке, как правило, обладает какими-либо конкурентными преимуществами перед другими подобными изделиями, как качественными показателями, так и привлекательностью для покупателя. Поэтому конкурентные преимущества того или иного товара можем рас-сматривать с двух позиций: позиции производителя и позиции потребителя. Если рассматривать конкурентные преимущества товара с точки зрения производителя, их можно условно разделить на четыре основных вида: 1) необходимо снизить издержки производства по сравнению с конку-рентами и, соответственно, появится возможность регулировать цену; 2) использовать новые технологии производства, применять ноу-хау или патенты в технологических процессах; 3) предоставлять дополнительные услуги потребителям; 4) рекламировать свою продукцию в средствах массовой информации. При изучении мнений потребителей мы собирали информацию как об «идеальной марке». Этот метод применяется при разработке новых продуктов. Если обнаружится, что существующие на рынке предложения во многом не дотягиваются до «идеала», то появляется возможность предложить что-то новое, более отвечающее чаяниям потребителей. За рубежом конкурентоспособность товара определяется в зависимости от его качества, критериями оценки которого являются «стоимость цикла службы» продукта при заданных в стандарте качества параметрах его использования и индекс удовлетворения потребностей потребителей. Необходимость обеспечения высокого качества выпускаемой продукции продиктована жесткими условиями конкурентной борьбы, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В связи с выходом кооперативных организаций и предприятий на международный рынок внешнеэкономические связи потребительской кооперации в настоящее время значительно расширяются. Поэтому их продукция должна соответствовать международным стандартам. В условиях рыночных отношений особое значение имеет исследование конкурентоспособности, которое должно базироваться и рассматриваться с позиций системного и комплексного подходов. В этой связи весьма актуальными являются проблемы конкурентных преимуществ и конкуренции, стратегического менеджмента и отраслевого маркетинга. Исследование проблем конкурентоспособности вызывает необходимость ее классификации по субъектам хозяйствования (страны, регионы, предприя-тия), видам производимой продукции, услуг и информации; видам производ-ственной деятельности, включая разработку нормативных актов, научно-методических документов, проектно-конструкторской документации и технологии, новых форм и методов организации предпринимательства. Все уровни и виды конкурентоспособности взаимосвязаны и взаимообу-словлены, а поэтому конкурентоспособность товара, может быть обеспечена, если она будет достигнута на всех уровнях управления и всех видов деятельности. Формы экономической конкуренции как борьбы между частными произ-водителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров непре-рывно развивались, обогащались новыми находками, отражая особенности развития промышленности и системы хозяйствования. Оценка конкурентоспособности начинается с определения цели исследо-вания: если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения об изделиях, которые выйдут на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса. На основе изучения рынка и требований покупателей выбирается продукция, по которой будет проводиться анализ или формулируются требования к будущему изделию, а далее определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке. При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар. По каждой из групп параметров проводится сравнение, показывающее насколько эти параметры близки к соответствующему параметру потребности. Успешность функционирования любой фирмы зависит, в конечном сче-те,от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребите-лям. Тем самым приходится признать необходимость разработки четкой мето-дологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции,основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики и других наук. В процессе оценки конкурентоспособности продукции необходимо сле-довать следующим принципам: 1) противоположности целей и средств субъектов рынка; 2) учета особенностей различных сегментов рынка; 3) преимущественно рационального поведения субъектов рынка. Принцип противоположности целей и средств при управлении конкурентоспособностью продукции означает, чтоконкурентоспособность продукции как экономическую категорию следует рассматривать вдвойственном аспекте, т.е. в процессе оценки и управления конкурентоспособностью необходимо учитывать интересы обоих субъектов рыночных отношений (потребителей и производителей), целевые ориентиры которых взаимосвязаны и противоположны: для производителя важны параметры, которые влияют на уровень затрат, для потребителя – параметры,влияющие на потребительские свойства продукции. 2.2 Оценка конкурентоспособности организации Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристи-ка, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурент-ных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции [15, с. 67]. Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как: ? конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках; ? вид производимого товара; ? ёмкость рынка (количество ежегодных продаж); ? лёгкость доступа на рынок; ? однородность рынка; ? конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке; ? конкурентоспособность отрасли; ? возможность технических новшеств в отрасли; ? конкурентоспособность региона и страны. Рассмотрим отдельно все составляющие показатели конкурентоспособности товара. Так, технические показатели товара определяются оценкой соответствия его технического уровня, качества и надежности современным требованиям, которые выдвигаются потребителями на рынке. Эти требования наиболее полно отражают их общественные и индивидуальные потребности при достигнутом (прогнозируемом) уровне социально-экономического развития и научно-технического прогресса как у нас в стране, так и за рубежом. Основные требования потребителей к техническим показателям находят отражение в национальном и международном стандартах. Под стандартизацией понимают разработку и установление технических показателей (норм) для принятой к выпуску продукции, способов ее маркировки, упаковки, транспортировки и хранения. Документ, которым определяется (нормируется), стандартизируемый продукт, называется стандартом. Он является не только техническим, но и государственным документом. Стандарты включают в себя полную характеристику товара и содержат технические условия на его изготовление, правила приемки, сортировки, упаковки, маркировки, транспортировки и хранения. При оценке качества товара, прежде всего, определяется его соответствие стандартам. Соответствие стандартам это регламентируемый потребительский пара-метр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю. В каждой стране существует своя система стандартизации товаров, соот-ветствующая степени развития национальной экономики, науки, техники и тех-нологии.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Менеджмент организации, 42 страницы
420 руб.
Курсовая работа, Менеджмент организации, 37 страниц
444 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg