ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ (ФРАНЧАЙЗИНГА)
1.1 Сущность договора франчайзинга
В России франчайзинг больше известен как договор коммерческой концессии, закреплённый в ст. 1027 Гражданского кодекса. Согласно норме права под договором коммерческой концессии понимают договор, в котором одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) .
Франшиза – это полная бизнес-система, которую франчайзер продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру. Франшиза – это, прежде всего контракт, в котором выражены условия ведения бизнеса с правом возмездного использования торгового имени и фирменных технологий франчайзера.
История возникновения франчайзинга берёт свои начала в 19 веке. Первыми компаниями, начавшими продавать франшизы стали Немецкая фирма «Zinger» (использование франчайзинга с 1860 года), Американская компания Coca-Cola (с 1886 г.), PepsiCola, Американская компания General Motors (с 1911 г.) .
Непосредственно в России коммерческая концессия получила развитие в конце 90-х годов прошлого столетия, а именно с франшизы компании «Дока-Пицца» и «Дока-Хлеб», а первая иностранная франшиза – корпорация «Баскин Робинс».
Франчайзинг на сегодняшний день – развивающийся и перспективный вид предпринимательства. За последние три года франчайзинг в России вырос на 98 процентов, что, по данным Европейской ассоциации франчайзинга, является самым высоким показателем среди стран Европы и США .
Можно отметить следующие причины, исходя из которых приобретать франшизу выгодно: развитие малого бизнеса и отдельных отраслей хозяйства за счет внедрения инноваций и усиления эффективности действий органов власти; повышение общей культуры отношений между пред-принимателями посредством создания комплексной системы практического обучения без внедрения специальных учебных структур и программ; решение проблемы занятости населения за счет создания• новых рабочих мест; развитие внешней торговли и привлечение иностранных• инвестиций. На лицо неоспоримые преимущества. Однако, не смотря на внушительный рост данного вида предпринимательства остаётся ряд незавершённых моментов. Можно сказать, привлекательность франчайзингового рынка рознится в зависимости от сферы деятельности. Возьмем, к примеру, отрасль фастфуда, которая в Западной Европе и США занимает добрых 15–20% всего объема франшиз, в России этот показатель, по мнению экспертов, весьма низок – меньше 6% .