Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Механизм правового регулирования.

irina_k200 300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 25 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.10.2020
Актуальность данной темы заключается в том, что у государства и общества существует потребность развития и улучшения законодательства, а также повышения результативности существующего. Правовое регулирование - это функция власти, условие, необходимость которого возникает из определенных предпосылок. Слабая эффективность механизма правового регулирования и его несовершенство ведет за собой произвол, самоволие в социальной жизни приводит к повышению уровня преступности, отрицательно влияет на общественные отношения и государственно правовые явления в целом. Именно механизм правового регулирования является движущей силой права, законности и справедливости. Объектом исследуемой темы являются общественные отношения, которые возникают в связи с применением юридических фактов в механизме правового регулирования. А предметом выступают жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает появление, изменение, прекращение прав и обязанностей. Целью данной работы является углубленное изучение темы, анализ теоретического материала, расширение, накопление и углубление знаний по теме механизма правового регулирования. Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи: разработать план, подобрать и изучить учебные материалы к данной теме, раскрыть значение понятия, признаков и элементов механизма правового регулирования; рассмотреть стадии правового регулирования; дать характеристику правовым ограничениям и стимулам. А так же выявить актуальную проблему и сформулировать пути ее решения наиболее эффективными способами. Для исследования темы, необходимо обратится к методам научного познания: всеобщие методы (материалистическая диалектика), общенаучные методы (функциональный, формально-логический), частно–научные (социологический), частноправовые (формально-юридический, сравнительно-правовой).
Введение

Тема «права» является важной на сегодняшний день, поскольку именно она составляет основу практической юриспруденции, знание теории права способствует развитию правового мышления. Право представляет собой системную норму, санкционированную государством, которая является обязательной для исполнения всеми членами общества, оно устанавливает отношение собственности, регламентирует порядок деятельности органов государственного управления, представительных органов, а также определяет меры борьбы с преступниками и правонарушителями. Что регулирует право? Этот вопрос сохраняет свою актуальность. Без его уяснения невозможно решать основные юридические проблемы, а также оно представляет собой большую сложность, то, что регулируется правом не остается неизменным в процессе развития общества. Под правовым регулированием понимается сотрудничество государства и общества с целью подготовки, принятия и реализации нормативно-правовых актов. Важно отметить, что в данном процессе главенствующую роль занимают законодательные и исполнительные органы государства. Правотворческая деятельность осуществляется обществом, его организациями и объединениями. Правовое регулирование необходимо для создания и поддержания порядка и стабильности в обществе, это достигается с помощью использования целого арсенала различных средств правового воздействия. Они создают единый, налаженный механизм. Механизм правового регулирования, позволяет осуществлять результативное регулирование и упорядочение общественных отношений. Он обеспечивает перевод общих правил в конкретно юридические права и обязанности субъектов. Его цель заключается в обеспечении действенности норм права, то есть в их связывании с юридическими фактами, а также в удовлетворении выраженных в праве интересов отдельных лиц, государства, организаций, общества в целом.
Содержание

1.ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5 2. СТАДИИ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 8 3. СРЕДСТВА, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И ТИПЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 10 4. ПРАВОВЫЕ СТИМУЛЫ И ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ 16 5. ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 25
Список литературы

ИСТОЧНИКИ: 1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) 2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) 3. "Кодекс законов о труде Российской Федерации" (утв. ВС РСФСР 09.12.1971) (ред. от 10.07.2001, с изм. от 24.01.2002) 4. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) 5. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020) 6. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31.07.1998 N 146-ФЗ 7. ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31.07.1995 N 119-ФЗ (последняя редакция) ЛИТЕРАТУРА: 1. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов. // А.Ю.Ларин. 2005, С. 225-234 2. Теория государства и права: учебник (Н.И. Матузов, А.В. Малько) (Юристъ, 2004) 3. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. Издание второе, исправленное и доработанное / А. Ф. Колотов, О. С. Вырлеева-Балаева, В. Н. Симонов, И. В. Скуратов, Ю. В. Ярыгина. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. – 233 с. ISBN 978-5-4417-0228-7 4. Теория государства и права. Учебник // Под ред. В.Л Кулапова. Саратов, 2011, С.391-394 5. Теория государства и права. Учебник // Под редакцией Л.П.Рассказова. М, ИНФРА-М, 2015,С.368-374 6. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1966. 7. Алексеев С. С. Теория государства и права М.: Издательство БЕК, 2003. - 320 с. 8. Марченко М.Н., Дерябина, Е.М. Правоведение: учебник. - М. : ТК Велби, Изд-во "Проспект", 2003. - 353с.
Отрывок из работы

1.ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Прежде чем дать понятие механизму правового регулирования, необходимо уяснить, что такое механизм. Механизм – это совокупность элементов, благодаря которым функционирует устройство. Механизм правового регулирования – это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом, при помощи которых происходит упорядочение общественных отношений в соответствии с задачами и целями правового государства. Данный механизм позволяет: обеспечить комплексное воздействие различных средств на общественные отношения и поведения людей; показать изменение права, механизм его объективного регулирования. Из вышеизложенной дефиниции можно выделить свойства, характеризующие цель механизма правового регулирования, средства ее достижения и эффективность. Цель механизма правового регулирования – это обеспечение упорядочения общественных отношений, гарантия справедливого удовлетворения интересов субъектов. Это главное, содержательное свойство, которое объясняет значимость данной категории и показывает, на то, что роль механизма правового регулирования заключается в организации социальной жизни и осуществлении интересов субъектов общественных отношений. Механизм правового регулирования - организационное воздействие правовых средств, которое позволяет в определенной степени достигать поставленных целей, то есть эффективности и результативности. Как и любой управленческий процесс, правовое регулирование стремится к совершенствованию и оперативности правовой формы, создающей благоприятный режим для развития полезных общественных отношений. Понятие механизма правового регулирования дает возможность собрать и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, обозначить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества. Рассмотрим на примере, как действует механизм правового регулирования. Абитуриент преследует цель – поступить в высшее учебное заведение. Для осуществления своего права поступить в вуз, он ссылается на соответствующие нормы, содержащиеся в статье 43 Конституции РФ. Она гласит, что каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Эта норма получила дальнейшее развитие в ФЗ «Об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» и тд. Элементами механизма правового регулирования являются стартовые, реально действующие фрагменты правовой системы, отображающие основные этапы воздействия права на общественные отношения. Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования: Норма права, которые выступают в качестве предписания, образца и модели поведения человека в обществе. Это учредительная основа регулирования общественных отношений. В нормах права закрепляется, что запрещено, а что дозволено и какие последствия влечет за собой нарушение или соблюдение, установленного в них предписания. Норма права является основой всего механизма правового регулирования, все остальные элементы носят производный характер. В качестве примера обратимся к статьям Конституции РФ: Сбор информации о частной жизни лица без его согласия не допускается (ст.24); Одно и то же лицо не может быть Президентом более двух сроков подряд (ст.81). Юридический факт – это жизненные обстоятельства, которые предусмотрены правом и влекут за собой юридические последствия. В большинстве случаев, для возникновения правоотношения необходимо наличие нескольких юридических фактов (совокупность фактов), то есть юридического состава. Примером юридического факта является договор купли-продажи. Правоотношения – это разновидность общественных отношений, которые регулируются нормами права. Через правоотношения происходит реализация права, это и есть основной путь претворения предписаний, содержащихся в нормах права в акты поведения людей. Примером может послужить любая сделка в магазине. Покупая товар, мы вступаем в правоотношения с продавцом, который обязан продать товар по указанной на этикетке цене и взять за это деньги, а мы обязаны оплатить выбранный товар. Акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, использования и исполнения). Охранительный правоприменительный акт (используется в случае правонарушения); Также можно выделить своеобразные элементы: правосознание и режим законности. Правосознание – особая форма общественного сознания, которая представляет собой систему знаний, оценок, настроений, чувств, отображающий отношение к праву, и действующему в стране законодательству. Режим законности - общественно-политический режим, который состоит из верховенства закона и законности в общественной жизни, строгого соблюдения правовых норм всеми участниками общественных отношений. Их особенность заключается в том, что они не материальны, но это не является препятствием для оказания оперативного влияния на процесс правового регулирования. На основании вышеизложенного необходимо отметить, что в широком смысле механизм правового регулирования - вся совокупность правовых явлений, которые функционируют в обществе и оказывают влияние на сознание и поведение субъектов, то есть механизм юридической надстройки. В узком смысле механизм правового регулирования включает в себя только то, без чего невозможно регулирование общественных отношений, а именно - императивное, властное их нормирование государством. Любому механизму свойственно наличие элементов, которые обеспечивают его функционирование. Каждый элемент механизма правового регулирования, своим способом воздействует на общественные отношения и на поведение людей, таким образом, выполняя свои регулятивные функции. Необходимо упомянуть, что в действительности элементы механизма правового регулирования влияют на общественные отношения как при помощи юридических, так и неюридических средств и способов воздействия на поведение людей. Интересы человека являются основным ориентиром для совершенствования элементов механизма правового регулирования. Выступая в качестве своеобразной правовой технологии удовлетворения этих интересов, механизму правового регулирования необходимо носить социально ценный характер, создавать режим, благоприятствующий реализации законных устремлений личности, и укреплять ее правовой статус. Как и все управленческие механизмы, правовое регулирование стремится к оптимизации, совершенствованию и эффективности правовой формы, которая в наибольшей мере создает благоприятный режим для развития и динамики полезных общественных отношений. То есть, если в обществе присутствует порядок и стабильность, а общественные отношения упорядочены, значит, механизм правового регулирования эффективен. ? 2. СТАДИИ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Механизм правового регулирования представляет собой длительный процесс, состоящий из определенных стадий. Можно выделить следующие стадии, которые последовательно сменяют друг друга: Первой стадией является – стадия регламентации общественных норм, здесь, путем правотворческой деятельности компетентных органов государства, осуществляется издание нормы права и ее общее воздействие. Они закрепляются в формально-юридических источниках права, самым важным из которых является нормативный правовой акт. Совокупностью нормативно правовых актов являются законы и подзаконные акты, придание законам высшей юридической силы предполагает необходимость их высокого качества, во многом определяющего действенность механизма правового регулирования. Нормы права, которые были включены в систему права, общим образом регламентируют, координируют и регулируют поведение участников общественных отношений. Для начала нормативного регулирования необходимо установить исходное правовое положение гражданина или организации, именно поэтому на этой стадии происходит определение правового положения субъекта правоотношений. Правовое положение гражданина определяется конституционными правами и обязанностями, а статус организации составляет ее компетенция. Профессионализм правотворческого органа на данной стадии приобретает большое значение. Так, например, согласно статье 105 Конституции РФ, Федеральные законы принимаются Государственной Думой, таким образом, она осуществляет правотворческую деятельность; В качестве второй стадии можно выделить – стадию возникновения субъективных прав и юридических обязанностей. В рамках данной стадии нормы права переходят в практическую сферу, происходит конкретизация права. Правовые отношения, проявляющиеся на данном этапе, устанавливают юридическую связь между субъектами, через определение субъективных прав и обязанностей. Именно здесь норма права становится опорной точкой формирования правового сознания и собственной правовой позиции участников правоотношений, а также происходит установка конкретного поведения. Так, в главе 12 Семейного кодекса РФ, перечислены права и обязанности родителей в отношении своих детей; Третьей стадией является – стадия реализации субъективных прав и исполнения юридических обязанностей и их воплощение в поведении участников общественной жизни. Здесь, уже, субъекты права фактически пользуются своими субъективными правами, выполняют свои юридические обязанности, соблюдают правовые запреты, ведут правомерное поведение. Акты реализации права в форме соблюдения, исполнения и использования требований правовых норм субъектами регулируемых отношений могут осуществляться по различным основаниям. Однако для общества предпочтительнее, чтобы лица выполняли требования правовых норм добровольно и сознательно, а не из страха быть привлеченными к юридической ответственности. Но важно учитывать, что добровольный характер и сознательность реализации права связаны с наличием определенного уровня правовой культуры у субъектов. На данной стадии процесс регулирования может быть завершенным, так как, вследствие исполнения требований правовых норм в жизнь, достигается цель механизма правового регулирования – устанавливается правопорядок; Четвертая, но необязательная стадия – применение права. Не всегда субъекты учитывают действующие нормы права, часто нарушают их, в таком случае реализация прав и обязанностей прекращается, если такое происходит, то государство активно вмешивается в правовые отношения и пресекает правонарушения, наказывая виновных. Например, если родители уклоняются от выполнения обязанностей, в отношении свих детей, то они могут быть лишены родительских прав, согласно статье 69 СК РФ. Таким образом, государство пресекает правонарушения. Итак, подводя итоги, вышеизложенного, необходимо отметить, что все стадии правового регулирования должны соответствовать нормам права, установленным в действующем законодательстве. Результатом работы процесса правового регулирования можно назвать правовой порядок. С некоторыми оговорками можно утверждать, что стадиям механизма правового регулирования соответствуют его элементы: Стадия регламентации общественных отношений – норма права; Стадия возникновения субъективных прав и обязанностей – правоотношения; Стадия реализации субъективных прав и исполнения юридических обязанностей и их воплощение в поведении участников общественной жизни – акты реализации прав и обязанностей; Стадия применения права – акты применения права. Согласно этому, механизм правового регулирования помогает выстраивать череду юридически значимых событий на пути продвижения общества к социально полезным целям, выявлять слабые звенья и комплексно реагировать на появляющиеся проблемы, устраняя в первую очередь их причины. 3. СРЕДСТВА, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И ТИПЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Право призвано регулировать общественные отношения. Данный процесс осуществляется не самостоятельно, а действует на основе соответствующего механизма правового регулирования. В юридической науке различают понятия «правовое регулирование» и «правовое воздействие». Если мы говорим о правовом регулировании, то мы имеем в виду воздействие права на общественные отношения с помощью правовых средств, способов и методов. Таким образом, в уголовном праве содержаться требования не совершать общественно опасные деяния. В таком случае для соответствующего юридического воздействия на общественные отношения используются соответствующие средства (запрещающая норма права, юридическая ответственность, наказание), способ (запрещение), метод (императивный). Понятие «правовое воздействие» более объемное по своему содержанию, чем правовое регулирование. Оно включает в себя всю совокупность правовых явлений, которые оказывают влияние на общественные отношения. Правовое воздействие - это влияние на общественные отношения как юридическими средствами, способами, методами, так и другими правовыми явлениями такими, как правосознание, правовая культура, правовые принципы и др. Так, например, большинство людей не совершают преступления, не из-за страха наказания, а из-за сложившегося правосознания, которое предполагает уважение к праву. Правовое регулирование как специально-юридическое воздействие всегда связывают с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, а правовое воздействие - не всегда. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе - необязательно. Таким образом, под правовым регулированием всегда понимается и правовое воздействие, но правовое воздействие не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений. В этом смысле регулирование – это всего лишь одна из форм воздействия права на общественные отношения, охватывающая далеко не все его формы, к которым относят информационно-психологическую, воспитательную, социальную. Информационно-психологический аспект, по-другому его называют мотивационный, выражается воздействием управленческой правовой информации на мотивы субъектов. Здесь необходимо выделить два основных юридических средства - правовые стимулы и правовые ограничения, которые объединяют в себе и информационные, и психологические закономерности, которые осуществляются в этом процессе. Чтобы определить сущность правового регулирования и его механизма, необходимо разобраться в его средствах, способах и методах. Правовые средства это правовые явления, которые выражаются в инструментах и деяниях, благодаря которым происходит упорядочение общественных отношений, а также удовлетворение интересов участников правоотношений. Они разнообразны и многочисленны, выполняют различные функции на определенных участках правового регулирования. Для начала проклассифицируем правовые средства: 1) По уровню задач, решаемых в правовом регулировании, выделяют: общие и специальные средства. Универсальные задачи на всех участках правового регулирования решают общие правовые средства. Фактически это те правовые средства, которые выполняют роль основных элементов механизма правового регулирования: юридические нормы, правоотношения, права и обязанности, правоприменительные акты. В свою очередь специально правовые средства можно разделить на две группы, это правовые средства, которые решают особенные, социальные задачи в сфере правового регулирования и правовые средства, решающие конкретные, определенные задачи. К первым можно отнести различные юридические режимы – правовые режимы реализации различных форм собственности, правовые режимы землепользования и так далее. А ко вторым – специфические формы и установления операционного порядка. Это жалобы, неустойка, акт, залог и тому подобное. 2) По характеру деятельности субъектов в процессе практического использования: По этому основанию выделяются группы правовых средств, так называемые юридические механизмы, которые обеспечивают различные виды специальной юридической деятельности на разных стадиях правового регулирования. Юридический механизм правотворчества. Правовые средства, которые обеспечивают правотворческую деятельность органов государственной власти, общественных объединений, либо деятельность граждан при проведении референдума. Например, право законодательной инициативы, терминология, правомочия по свободному волеизъявлению, нормативное построение; Механизм реализации права. Группа правовых средств, которая с юридической стороны обеспечивает правореализующую и правоприменительную деятельность субъектов. В зависимости от полномочий субъектов и содержания деятельности по реализации права правовые средства можно разделить на две группы: К первой группе относятся правовые средства, используемые гражданами, общественными объединениями, хозяйствующими и иными субъектами в непосредственной правореализующей деятельности, теми субъектами, которые осуществляют такую деятельность вне государственно-властных функций и полномочий. В качестве примера можно выделить договоры и недоговорные обязанности, диспозитивные нормы и реализуемые на их основе субъективные права и обязанности, завещание и акты по его исполнению, исключительные полномочия субъектов и правовые формы их реализации, отказ от принятия ненадлежащего или просроченного исполнения и другие. Ко второй группе относятся правовые средства, которые используются правоприменительными органами, обладающими государственно-властными полномочиями в процессе правоприменительной деятельности. Например, построения правоприменительных актов, индивидуальных предписаний, разнообразные процессуально-процедурные формы, типовые юридические документы, правоположения, восполняющие пробелы в праве, санкции в их материализованном продолжении. 3) С очки зрения содержания и функций в процессе их использования: Правовые средства регулятивного значения, такие правовые средства устанавливают способы и порядок осуществления права с положительной стороны; Правовые средства охранительного значения. Их действие направлено на охрану правопорядка, восстановление нарушенных прав. Такие правовые средства содержат меры государственного принуждения; Процессуально-процедурные правовые средства, они определяют порядок, формы и виды действий по использованию регулятивных и охранительных правовые средства, способы их оформления и фиксации, стадии их осуществления. Механизм правового регулирования предполагает использование различных способов непосредственного влияния правовых предписаний на общественные отношения. Способы правового регулирования – приемы, с помощью которых осуществляется правовое регулирование. В зависимости от особенностей правовых норм, которыми осуществляется регулирование, определяется их сущность. К основным способам механизма правового регулирования принято относить: дозволение, запрещение и обязывание. Дозволение – это способ правового регулирования, который предоставляет выбор своих действий по реализации определенного субъективного права, в пределах предоставляемых этим правом возможностей, участнику правоотношений. Юридические дозволения прописаны в нормативных актах. Как правило, это делается с помощью управомочивающих норм права, в тексте которых содержаться слова «вправе», «может», «имеет право». Например, «Президент Российской Федерации: ...имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации», (пункт б) статьи 83 Конституции РФ. Запрещение – способ правового регулирования, связанный с необходимостью воздержания от определенных действий, с пассивным поведением. Юридическое запрещение является важным правовым способом, который обеспечивает организованность социальных отношений, охрану прав отдельных граждан, организаций, государства, общества в целом. Это так называемый барьер на пути нежелательного, вредного и опасного для общества поведения. Как правило, юридические запреты исходят из соответствующих моральных запретов, принятых в обществе. Так, например, в обществе осуждается ложь. Некоторые ее разновидности (клевета, лжесвидетельство и др.) прописаны в нормах права как юридические запреты. Нарушение юридических запретов ведет за собой наступление юридической ответственности. Юридический запрет предполагает наличие соответствующего органа или должностного лица, который в праве требовать его выполнения. Юридические запреты выражаются в нормативных актах в виде запрещающих норм. Особенно наглядно это видно в уголовном законодательстве. Все статьи Особенной части УК РФ содержат запреты не совершать указанные в диспозициях действия под угрозой наказания. Обязывание – способ правового регулирования, связанный с возложением на лиц необходимости совершать активные действия, указанные в законе или договоре. Оно выражается в нормативных актах в виде обязывающих норм. Например, согласно статье 57 Конституции РФ каждый обязан платить установленные налоги и сборы. Невыполнение юридической обязанности влечет за собой юридическую ответственность.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 45 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 31 страница
300 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 29 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 24 страницы
300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg