Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Педагогические условия организации работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения

shahov_2020 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 106 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.10.2020
Проблема защиты от опасных ситуаций появилась одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Сложившаяся социальная и экологическая проблема вызывает беспокойство у людей всей планеты.
Введение

Актуальность проблем исследования. В ФГОС ДО говорится, что социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Актуальность проблемы безопасного поведения с каждым годом возрастает. На протяжении многих лет человек строил технические средства, чтобы создать условия безопасности комфортности своего существования, а в итоге человек сам оказался перед опасностями, связанных со строительством и применением техники. Необходимо тщательно готовить население к жизни в условиях, в которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение опасной ситуации. Особая тревога испытывается за детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте любознательность ребенка, его активность в познании окружающего мира, иногда становится небезопасным для него. Формирование понимания опасных ситуаций неизбежно связано с целым рядом запретов. Даже взрослые люди, иногда сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя» и другие. Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на безопасность которая свойственная взрослым. Их жажда знаний, желания постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностям. Не должны оставаться в стороне педагоги, родители и просто взрослые люди: ведь невозможно воспитывать человека, не приучая его к соблюдению всех тех норм и требований, нарушения которых приводит к тяжелым, порой трагическим последствиям. Присутствуя недолгое время в детском саду, замечаешь, что многие дети несамостоятельные, безынициативные, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Мы согласны с мнением многих исследователей (Р.И. Жуковский, С.А. Козлова, Э.К. Суслова и др.) [18], что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе. Не случайно, что именно сейчас в сложный переходный период жизни нашего отечества, коллективы многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Поэтому я считаю, что в детском саду необходимо изучать с детьми правила безопасного поведения и формировать у них эти навыки. Известно, что привычки, сформированные и закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Основой формирования безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. Если запретов будет слишком много – ребенок не сможет выполнять их в полной мере и неизбежно будет нарушать, поэтому лучше стимулировать выполнение правил, выяснив вначале понял ли ребенок то или иное правило, было у него время чтобы его усвоить, придерживается ли сам взрослый данных правил, не слишком ли много запретов требуется от ребенка. Данная проблема вызвала интерес у зарубежных и отечественных и исследователей (С.Л. Рубинштейн, К. Роджерс, К.Ю. Белая, Л.М. Таутиева, П. Лич, П. Статмэн, K. Holmes, Э. Эриксон и др.). Существенный вклад в изучение опыта личности внесли Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др. В педагогической науке накоплен богатый материал по организации и обогащению социального, личного опыта ребенка (Н.Ф.Голованова, Л.Г.Золотарева, Н.Г.Косолапова, А.С.Лагутина и др.). В работах данных исследователей отмечается, что дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться и опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде (Н.Н.Авдеева, А.А.Баранов, Г.Казанцев, Г.С.Грядкина, В.Г.Каменская, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина). Одной из главных задач по формированию социальных представлений у дошкольников старшего возраста является формирование их безопасного поведения, то есть правилам дорожного движения, желанию их выполнять, средствам и способам сохранения своего здоровья, пожарной, социально-бытовой, экологической безопасности, способам реагирования и поведения в опасных ситуациях. Основная задача по формированию безопасного поведения у детей дошкольного возраста – дать детям основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, насколько у детей старшего возраста развита способность определять опасные ситуации, уметь их прогнозировать, зависит качество их социализации. Возникло противоречие между потребностями жизни в накоплении ребенком старшего дошкольного возраста опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованных педагогических условий организации данного процесса. Выделенное противоречие свидетельствует об актуальности проблемы формирования опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста. Данная проблема настолько актуальна, что послужила нам основанием для выбора данной темы: «Педагогические условия организации работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения». Цель исследования: разработать и апробировать программу по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения. Объект исследования: процесс формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: компьютерные игры как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования. Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при следующих педагогических условиях: 1) Создание предметно-пространственной среды: группа оснащена ноутбуками; 2) Создание картотеки компьютерных игр; 3) Компетентность педагогов ДОО. Задачи исследования: 1) Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; 2) Подобрать методики для выявления уровня понимания безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста; 3) Выявить эффективность компьютерных игр по формированию безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста; 4) Апробировать программу; 5) Анализ результатов исследования; 6) Создать картотеку компьютерных игр; 7) Разработать методические рекомендации для родителей и педагогов ДОО по безопасному поведению детей дошкольного возраста. Теоретико-методологические основы исследования: - теории и концепции о безопасном поведении в зарубежной и отечественной науке: С.В. Белова, А.В. Ильницкой, А.Н. Леонтьева, Л.Л. Морозова, К. Роджерса, С.Л. Рубинштейна, В.П. Сивкова, Т.Г. Хромцова, Э. Эриксона, K. Holmes и др.; - исследование социальных представлений как одной из процедур социального мышления: П. Лич, С. Московичи, Л.М. Таутиева, П. Стэтман и др.; - исследования понимания опасных ситуаций у дошкольников с нарушениями в развитии: В.В. Боброва, М.С. Давыдова, А.Н. Косымова, Т.А. Максименко, А.Н. Сакаева, К.С. Тебенова и др. Методы исследования: 1) метод теоретического обзора исследования; 2) эмпирические методы (экспериментальные методики); 3) методы качественного и количественного анализа данных. Теоретическая значимость работы заключается в том, что данное исследование позволяет расширить представления о безопасном поведении у дошкольников старшего возраста, о способности определять и прогнозировать опасные ситуации. Сформировать у детей данной категории способы формирования умения определять опасность. Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные экспериментальные диагностические методики и развивающая программа могут быть использованы в диагностической и развивающей работе педагога, музыкального руководителя в образовательных учреждениях в процессе формирования безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Эмпирическая база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 251 Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан. Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, двух выводов, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………………………………………………………………….7 1.1. Проблема безопасного поведения детей в зарубежной и отечественной науке …………………………………………………………… 1.2. Компьютерные игры как средство формирования безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………14 1.3. Педагогические условия формирования безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………22 Выводы по главе 1……………………………………………………………25 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………7 2.1. Констатирующий эксперимент …………………………………………27 2.2. Формирующий эксперимент ……………………………………………35 2.3. Контрольный эксперимент ……………………………………………41 Выводы по главе 2……………………………………………………………47 Заключение ……………………………………………………………………49 Список литературы ……………………………………………………………51 Приложение ……………………………………………………………………54
Список литературы

1. Авдеева, Н.Н., Князева, О.Л., Стеркина, Р. Б. Парциальные программы Безопасность: Основы безопасности детей дошкольного возраста[Текст]. М.: Просвещение, 2007. – С. 34-55. 2. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы [Текст]/Под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. – М.: Просвещение, 1968. – 446 с. 3. Ахмадиева Р.Ш. Предупреждение дорожно-транспортного травматизма как педагогическая проблема [Текст]/Р.Ш. Ахмадиева // Казанский педагогический журнал. – 2010. – № 3. – С.192. – С. 65–73. 4. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды[Текст]/. М.: Экон-Информ, 2009. 248 с. 5. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей[Текст]. – М.: Мозаика-синтез, 2014. – С.64. 6. Загуляева Е. Н. Роль организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста [Текст]// Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1122-1124. 7. Зубарева Ю.М. Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах / Ю.М.Зубарева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 63-68.Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы [Текст] / А. Маслоу. М.: Смысл, 1999. – С. 423-430. 8. Каюрова А. Н. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС [Текст] / А. Н. Каюрова, О. В. Скокова, Т. С. Шеховцова // Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 384-386. 9. Ковальковская Н. Как должна быть организована жизнь ребенка / Ковальковская Н. [Текст]. // В помощь просвещенцу. 1923г. 10. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью[Текст]. - М.:Просвещение, 1998.-С.22-55. 11. Кондрашина С.П. Компьютерная игра "Дорожная Азбука" для детей 6-9 лет [Электронный ресурс]: Детский развивающий портал «Почемучка» /[Текст]. -Режим доступа: http://pochemu4ka.ru 12. Коломийченко, Л.В. Концепция и программа социального развития дошкольников[Текст]. / Л.В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. – 2016. – №4. – С.15–20. 13. Краснопольский Э. К вопросу о развитии трудовых навыков у детей дошкольного возраста[Текст]//Вестник просвещения.1925г. 14. Лапшин В.И. Правила дорожного движения. [Текст] М. «Транспорт» 2014.-12 с. 15. Леонтьев, А.Н. К теории развития психики ребёнка [Текст] //Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2003. – С.58-65. 16. Макарова Л. П. Формирование мотивации здорового образа жизни как критерий качества образования [Текст] / Л. П. Макарова, М. С. Матусевич, О. В. Шатровой // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1021-1023. 17. Мугулов, Ф.К. Безопасность личности: теоретические и прикладные аспекты социологического анализа. [Текст]/Монография. – Сочи. 2003. – С.243. 18. Политехническое воспитание и программы дошкольных учреждений// Под ред. Дегтяренко О., Радина Е., Рыцлина Т. [Текст] / Дошкольное воспитание. 1932г. 19. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]/ / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Воспитание дошкольника, 2004. – 208с. 20. Рыкова М. А. Формирование основ безопасности у дошкольников [Текст] / М. А. Рыкова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 82-83. 21. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир. [Текст]/– М.: Наука, 1997.- С.190. 22. Садретдинова А.И. Проектирование педагогических условий формирования культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников [Текст]/ А.И. Садретдинова // Вестник СПб. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. – 2008. – № 3. – С. 407-411. 23. Сарыев, М.Б. [и др.] Проектирование в сфере организации дорожного движения – зарубежный опыт [Текст] / М. Б. Сарыев [и др.] // Молодой ученый. — 2011. — Т.3.– №4. — С. 107-109. 24. Статмэн П. Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверенных и осторожных детей[Текст]. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 272 с. 25. Тимофеева Л.Л. Интегративный подход в процессе формирования культуры безопасности у дошкольников [Текст]. // Дошкольная педагогика. – 2013. - №10. - С. 6-11. 26. Усачев, А. Школа безопасности [Текст]. / А. Учачев, А, Березин. – М.: Знание, 2016. – 140 с. 27. Ушинский К.Д. Страх и смелость[Текст] // Ушинский К.Д. Избр. Пед. Соч.: В 2 т. М.: Педагогика, 1974. 28. Федяевская В. М. За безопасность детей на улице[Текст]// Дошкольное воспитание. 1937г.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраст 1.1. Проблема безопасного поведения в зарубежной и отечественной науке детей старшего дошкольного возраста. Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Однако, ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая проблема вызывает беспокойство у людей всей планеты. В середине прошлого века к началу XXI в. проявилось все более осторожное отношение к науке и разуму. Пришла обеспокоенность масштабностью глобальных потрясений, которые все с большей силой обрушиваются на человечество. Катастрофы, аварии, несчастные случаи, гибель людей занимают ведущее место в информационной сети, а значит, и в сознании людей. В современном мире, характеризующемся высоким уровнем использования информационных технологий и технических средств, возрастает роль человеческого фактора в формировании антропогенных опасностей техносферы. В истории дошкольного образования с середины XIX века в классической педагогике наряду с общими вопросами образования и воспитания детей значительное место стали занимать вопросы воспитания здорового образа жизни, гигиена труда, привития навыков санитарно-гигиенических навыков и навыков безопасного поведения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Педагогика, 87 страниц
2610 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg