Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Развитие памяти младших школьников в процессе обучения

shahov_2020 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 48 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.10.2020
В данном исследовании мы изучили проблему развития памяти младших школьников в процессе обучения. Таким образом, память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память – это отражение опыта человека путём его запоминания, сохранения и воспроизведения. То, что нами ощущается и воспринимается, не исчезает бесследно, все запоминается в той или иной степени.
Введение

Память – сложнейший психический процесс. Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности, её прошлого опыта. Успешность обучения ребёнка в школе напрямую зависит от развития памяти, так как память лежит в основе способностей человека и является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человека без постоянного улучшения этой функции немыслим. «Без памяти, - писал Рубинштейн – мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом». Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигла у человека. Память входит в структуру интеллекта. Она включена также в общую способность к учению и обучаемости, является необходимым условием накопления фонда знаний и «интеллектуальных умений». Память, как и все психические процессы, имеет особенности возрастные и индивидуальные. Многие педагоги, учащиеся, родители обращаются к психологу с просьбой оказания помощи по развитию памяти, именно это и заставило меня углубленно рассмотреть данную тему. В настоящее время в науке нет единой теории памяти. Поэтому изучение функционирования памяти в процессе обучения остается одной из главных проблем психологии. Объект исследования: учащиеся начальной школы. Предмет исследования: процесс развития памяти у учащихся начальной школы. Цель курсовой работы: изучить особенности памяти младшего школьника и ее проявления в процессе обучения. В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Изучить возрастные особенности развития памяти младших школьников и причины нарушений развития памяти в младшем школьном возрасте. 3. Охарактеризовать методики исследования памяти и проанализировать результаты. 4. Разработать рекомендации родителям по развитию памяти младших школьников. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: - теоретические методы: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; - эмпирические методы – наблюдение, эксперимент; - методы качественной и количественной обработки полученных результатов. В качестве основных психодиагностических методик были использованы: 1. «Диагностика памяти» (автор Л.Ф.Тихомирова); 2. Методика «Запомни цифры» (автор Р.С. Немов); 3.Методика «Долговременная память». Теоретическая значимость исследования состоит в том, что была изучена проблема развития памяти в психолого-педагогической литературе, рассмотрены психологические особенности детей младшего школьного возраста и выявлены факторы, влияющие на развитие памяти в младшем школьном возрасте. Практическая значимость исследования состоит в том, что были экспериментально подобраны методики исследования, изучены особенности памяти в младшем школьном возрасте и даны основные направления работы по развитию памяти. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводам по ним, заключения и списка литературы.
Содержание

Введение. Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития памяти в младшем школьном возрасте в современной науке. 1.1. Проблема развития памяти в психолого-педагогической литературе. 1.2. Психологические особенности развития памяти в младшем школьном возрасте. 1.3. Причины нарушений развития памяти в младшем школьном возрасте. Выводы по главе 1. Глава 2. Изучение развития памяти младших школьников в процессе обучения. 2.1. Характеристика объектов и методик исследования. 2.2. Анализ и интерпритация результатов исследования. 2.3. Рекомендации педагога родителям по развитию памяти младших школьников. Выводы по главе 2. Заключение. Список литературы.
Список литературы

1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы [Текст]/Б.Б.Айсмонтас. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 288 с. 2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения [Текст]/Р.Аткинсон. - М.: Наука, 1980. - 321 с. 3. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе [Текст]/М.Р.Битянова, Т.В.Азарова, Е.И.Афанасьева, Н.Л.Васильева. - М.: Совершенство, 1998. - 467 с. 4. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М.В. Гамезо М.В., Матюхиной Т.С., Михальчик. - М.: Просвещение, 1984. - 547 с. 5. Выготский Л.С., Психология [Текст]/Л.С.Выготский. - М.: Эксмо-пресс, серия "Мир психологии", 2002. -108 с. 6. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий [Текст]/П.Я.Гальперин // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М.:Просвещение, 1981.- 234 с. 7. Давыдов В.В. Предметная деятельность и онтогенез познания [Текст]/В.В.Давыдов, В.П.Зинченко // Вопросы психологии, 2002, №5. - с. 12. 8. Дубровина И.В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи [Текст]/И.В.Дубровина, М.И.Лисина// Возрастные особенности психического развития детей. - М.: Инфра-М, 1998.- 110с. 9. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология [Текст]/В.Н.Дружинин.- Спб.: Питер, 2000. - 354 с. 10. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности [Текст] / Б.В.Зейгарник. - М., 1971. 11. Зеньковский В.В. Психология детства [Текст]/В.В.Зеньковский. - Екатеринбург: Деловая книга, 1995. - 350 с. 12. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения.- СПб.: Питер, 2007.-205с. 13. Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Л.А. Карпенко: Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов-на-Дону: Издательство "Феникс", 1998. - 347 с. 14. Корсакова Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников [Текст]/Н.К.Корсакова, Ю.В.Микадзе, Е.Ю.Балашова. - М.: Педагогика, 2001. 15. Леонтьев А.А. Л.С. Выготский [Текст] / А.А.Леонтьев. - М.: Просвещение, 1990. – 237 с. 16. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания [Текст] / А.Н.Леонтьев// Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. - М.: просвещение, 1979. - 672 с. 17. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения [Текст]/А.Н.Леонтьев. - М.: Наука, 1983. - 219 с. 18. Мухина В.С. Детская психология/Под ред. Венгера Л.А. [Текст]/В.С.Мухина. - М.: Просвещение, 1985. - 271 с. 19. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. Кн.3. Психодиагностика.-3-е изд.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.- 688 с. 20. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка [Текст]/Ж.Пиаже.- СПб: СОЮЗ, 1997.- 187 с. 21. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка [Текст]/Ж.Пиаже. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 528 с. 22. Практическая психология образования. Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: ТЦ "Сфера", 1998. - 327 с. 23. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Юнити-Дана, 1990.- 84 с. 24. Психологический словарь. Под общ ред. Неймера Ю. Л. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 352 с. 25. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие.- М.: ТЦ «Сфера», 2008 -470 с. 26. Роджерс К. К науке о личности. История зарубежной психологии.- м.: Ось-89, 2009.-180 с. 27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст]/С.Л.Рубинштейн. - М.: Учпедгиз, 1989. - 321 с. 28. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы [Текст]/Н.В.Самоукина. - М.: Новая школа, 1995.- 312 с. 29. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст] /В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев. - М.: Школьная пресса, 2000.- 436 с. 30.Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2008.-530 с. 31. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 291с. 32. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей [Текст]/Л.М.Фридман. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 480 с. 33. Фридман Л.М., Кулагина М.М. Практический справочник учителя.- М.: Просвещение, 2009.- 258 с. 34. Худик В.А Диагностика детского развития: Методы исследования.- Киев, 2009.-220 с. 35. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников [Текст]/Г.А.Цукерман // Вопросы психологии.- 2002.- №5. - с. 15-21. 36. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей.- М.: Знание, 2010.-74 с. 37. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей [Текст]/Л.В.Черемошкина. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 317 с. 38. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение [Текст] / Н.И. Чуприкова. - М.: АО "Столетие", 1994. - 192с. 39. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.- М.: ПЦ «Инсайт», 2009.-150 с. 40. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника.- М., 1986.-М.: ТЦ «Сфера», 2009.-230 с.
Отрывок из работы

ГлаваI. Теоретические основы проблемы развития памяти младших школьников в процессе обучения 1.1 Понятие «память» в психолого-педагогической литературе Память, важнейшая характеристика психической жизни. Поэтому, проблема памяти – одна из особенно привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся проблем психологии. Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, сделавшей первые попытки изучить память экспериментально, была ассоциативная теория. Она возникла в XVII веке, преимущественное распространение и признание получила в Англии и Германии. В основе данной теории лежит понятие ассоциации – связи между определенными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером совместно с Ф. Шульманом, А. Пильцепером. Главная задача была общей для всех работ ассоцианистов: хорошо известное изучение условий образования, ослабления, взаимодействия ассоциаций. Память понимается как – сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобно, контрасту, временной и пространственной близости. Благодаря этой теории были открыты и описаны механизмы и законы памяти, например закон забывания Г. Эббингауза [23, с.355]. В соответствии с этим законом забывание после первого безошибочного повторения идет довольно быстро. Характеристика процессов памяти, имеющаяся в работах ассоцианистов, хотя и представляет некоторую, ограниченную ценность, весьма далека от раскрытия полного богатства мнемической деятельности человека. Особенно страдает в ней анализ мыслительных процессов, участвующих в запоминании и воспроизведении [10, с.233].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 23 страницы
276 руб.
Курсовая работа, Психология, 26 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Психология, 30 страниц
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg