Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

КОРРЕКЦИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ

shahov_2020 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 102 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.10.2020
Связная монологическая речь в норме характеризуется следующими особенностями: развернутость, произвольность, логичность, непрерывность и программированность. В группу детей с общим недоразвитием речи входит категория детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, у которых оказываются несформированы все компоненты языковой системы: лексика, грамматика и фонетика, как следствие, связная речь.
Введение

Программа детского сада предусматривает всестороннее развитие личности ребенка. Педагоги должны научить детей выражать свои мысли чистым литературным языком, свободно пользоваться разговорной монологической речью. Монологическая речь играет важную роль в формировании психических функций ребенка, его личности и дальнейшей социализации. Полноценная монологическая речь – необходимое условие успешного обучения в школе. Описание связной монологической речи и ее особенностей содержится в ряде работ современной лингвистической, психолингвистической, педагогической и специальной методической литературы. Применительно к различным видам развернутых высказываний связную монологическую речь определяют, как комплекс тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. Под связной монологической речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей речи» [3, с. 23]. Развитие монологической речи влечет за собой правильное грамматическое ее оформление, формирование навыков словообразования, подбор однокоренных слов. Расширяются возможности преобразования простых предложений в сложносочиненные и сложноподчиненные. Приведенные условия особенно значимы для коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (OHP). В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя. При этом отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи. Ряд исследователей, таких как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко и др., занимались проблемой формирования связной монологической речи у детей с ОНР. По диагностическим данным исследователей, детям с общим недоразвитием речи трудно отбирать факты для своих рассказов, строить предложения логически последовательно, структурировать высказывания, в их логическом оформлении. Несмотря на многочисленные работы и опыты специалистов данная проблема имеет место в современной логопедии. Одним из способов решения этой проблемы является использование на логопедических занятиях метода словесного творчества. Словесное творчество представляет собой изучение каких-либо явлений, процессов через построение и изучение слов. Объект исследования: процесс развития монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Предмет исследования: использование словесного творчества как средства развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР. Цель исследования: коррекция монологической речи у старших дошкольников посредством использования словесного творчества и проверить их эффективность в ходе экспериментальной работы. Исходя из всего выше сказанного были поставлены следующие задачи исследования: - определить задачи развития речи; - рассмотреть особенности психофизического развития детей старшего дошкольного возраста; - выделить словесное творчество как средство коррекции монологической речи у детей с ОНР; - провести диагностику уровня развития монологической речи у детей с ОНР; - предложить методику формирования монологической речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста; - проанализировать результаты эксперимента по развитию монологической речи старших дошкольников с ОНР. Методы исследования: - теоретический анализ, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; - констатирующий эксперимент; опытно-экспериментальная работа, беседа. Теоретическая основа исследования: Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития исследовались учёными: Воробьёва, В.К., Глухов, В.П., Ефименкова, Л.Н., Каше, Г.А., Лира Т.Л. и другими. Уточняют и дополняют методику обучения связной речи исследования Э.П. Коротковой о развитии структуры связного высказывания у старших дошкольников, исследования Э.П. Коротковой об особенностях овладения дошкольниками различными функциональными типами текстов. Практическая значимость исследования: определяется тем, что результаты исследования, отобранные нами комплексы упражнений, могут быть использованы логопедами, воспитателями, родителями, в работе по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Созданы методические рекомендации для логопедов и воспитателей по организации психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию речи. Гипотеза исследования: развитие речи у старших дошкольников с ОНР посредством словесного творчества будет проходит эффективно, если: - будет создана модель психолого-педагогического сопровождения в процессе развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня - будет повышена эффективность процесса развития связной монологической речи на логопедических занятиях посредством анализа состояния и предложения рекомендаций по его улучшению. База исследования: городское поселение Игрим, детский сад «Рябинушка» дети с ОНР (3 уровень) 5-6 лет. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты коррекции монологической речи у старших дошкольников с ОНР 7 1.1 Задачи и этапы развития детской речи 7 1.2 Психофизические особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста 10 1.3 Словесное творчество как средство коррекции монологической речи у детей с ОНР 14 Выводы по 1 главе 17 Глава 2. Экспериментальное исследование состояния связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 18 2.1 Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 18 Выводы по 2 главе 33 3. Логопедическая работа по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 34 3.1 Программа коррекции монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня. 34 3.2 Основные направления коррекционной работы и содержание методики формирующего эксперимента 50 Выводы по 3 главе 54 Заключение 54 Список использованной литературы 57 Приложение 102
Список литературы

1. Агранович, З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З.Е. Агранович. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 355 с. 2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2007. – 219 с. 3. Алхазишвили, А.А. Психология обучения устной описательной речи / А.А. Алхазишвили. – М.: 2003. – 376 с. 4. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда. М.: ВЛАДОС, 2009 [Электронный ресурс] // Электронно-библиотечная система издательства «Лань». URL: http://lanbook.com/ (дата обращения: 10.06.2017) 5. Бабина Г.В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи / Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова. – М., 2014. – 205с. 6. Бахтин, М.М. Собрание сочинений: В 7 т. / Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН. - М.: 2008. – С. 238-241. 7. Ванюхина, Г.А. Использование полисенсорного восприятия в процессе коррекции связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: дис. ... канд. пед. наук./ Г.А. Ванюхина. – М.: РГБ, 2003. – 126 с. 8. Венгер Л.А. О чем рассказывает сказка / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 20. 9. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2008. – 135 с. 10. Воробьёва, В.К. Методика развития речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьёва. – М.: Астрель, 2007. – 158с. 11. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: методическое пособие / под ред. И.Ю. Кондратенко. – М., 2010. – 269 с. 12. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Электронный ресурс] // Файловый архив студентов. 2015. URL: http :// www.studfiles.ru/ (дата обращения: 21.09.2016). 13. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов // Дефектология. – М., 2006. № 2. – С. 56-73. 14. Глухов, В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов // Дефектология. – М., 2006. № 6. – C. 24-28. 15. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – М.: АКТИ, 2012. – 142 с. 16. Громова, О.Е. Методика формирования начального детского лексикона / О.Е. Громова. – М.: Просвещение, 2006. – 254 с. 17. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: дети с общим недоразвитием речи: Кн. для логопеда / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 2008. – 112 с. 18. Жукова, Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 2008. – 320 с. 19. Зайцева, Л.А. Организация и содержание логопедических занятий в учреждениях образования / Л.А. Зайцева. – Мозырь: Белый ветер, 2006. – 243 с. 20. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда / Г.А. Каше. – М.: Просвещение, 2006. – 208 с. 21. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П. Короткова. – М.: 2012. – 365 с. 22. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Сфера, 2007. – 128 с. 23. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. – М., 2014. – 356 с. 24. Кошелева Н.В. Тематические и лексико-грамматические упражнения для взрослых и детей с нарушениями речи. М.: ВЛАДОС, 2015 [Электронный ресурс] // Университетская библиотека онлайн. URL: http :// biblioclub.ru/ (дата обращения: 05.10.2016) 25. Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н.Логопедия в таблицах и схема: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов по курсу «Логопедия». М., 2012 [Электронный ресурс] // Университетская библиотека онлайн. URL: http :// biblioclub.ru/ (дата обращения: 10.10.2016) 26. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М.: Просвещение, 2007. – 277 с. 27. Лира Т.Л. Речевое развитие дошкольников с использованием моделей / Т.Л.Лира, Е.И. Мельник. – М.: Содействие, 2008. – 100 с. 28. Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 2006. – С. 143-151. 29. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 680 с. 30. Малетина, Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Н. Малетина, Л. Пономарева // Дошкольное воспитание. 2006. № 8. – С.64-68. 31. Миронова С.А.Коррекция нарушений речи / С.А. Миронова. – М., 2014. – 385 с. 32. Методическое наследие. Книга 5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / под ред. Л. С. Волковой. – М.: Просвещение, 2007. – 657 с. 33. Методы обследования речи у детей / под ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2008. – 352 с. 34. Нищеева, Н. В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста / Н. В. Нищеева. – М.: Детство – Пресс, 2009. – 288 с. 35. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 2008. – 365 с. 36. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Ж.В. Антипова и др. – М.: 2002. – 286 с. 37. Психология детства. /Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с. 38. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2007. – 223с. 39. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007 – 720 с. 40. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с ОНР / С.Н. Сазонова. – М.: 2006. – 142 с. 41. Сидорчук, Т. А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине / Т. А. Сидорчук, А. Б. Кузнецова. – Ульяновск: ИЦ, 2007. – 74 с. 42. Сидорчук, Т. А.Технология составления творческих текстов по картине: пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений / Т. А. Сидорчук, А. Б. Кузнецова. – Челябинск: ТРИЗ-инфо, 2006. – 44 с. 43. Ткаченко, Т. Использование схем в составлении описательных рассказов / Т. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 4. – С. 17-21. 44. Фридман, Л.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л.М. Фридман. – М.: Знание, 2008. – 80 с. 45. Филичева Т.Б.Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова. – М: Эксмо, 2015. – 320 с. 46. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. – М., 2010. 47. Хватцев, М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. – М.: Просвещение, 2010. – 328 с. 48. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. – М.: Академия, 2003. – 240 с. 49. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Швайко Г. С. – М., 2008. – 120с. 50. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: 2006. Гл.8. – С. 402-417. 51. Якубинский, Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование / Л.П. Якубинский. – М.: 2008. Гл. 1. – С. 17-58.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты коррекции монологической речи у старших дошкольников с ОНР 1.1 Задачи и этапы развития детской речи Наиболее благоприятным периодом для освоения речи является дошкольный возраст. Маленький ребенок на втором году жизни начинает активно узнавать мир вокруг нас. Стремление все увидеть, потрогать, самостоятельно изучить превосходит возможности малыша. Ребенок пытается дотянуться до интересующих его вещей, объяснить взрослому собственные желания, но мимики и жестов не хватает. Раннее развитие речи считается одним из самых важных этапов в психическом развитии ребенка. Самостоятельная речь, которая обычно начинает формироваться в возрасте от 1,5 до 2 лет, является важным признаком перехода от младенческого возраста к раннему возрасту. Словарь ребенка второго года жизни активно дополняется новыми словами, если ребенок в возрасте 1 год и 8 месяцев произносит около 100 слов, то двухлетка может сказать уже выше 300 слов. В основном, детский словарь состоит из существительных, обозначающих объекты живой природы, предметы обихода и средства передвижения. Дети употребляют слова-действия гораздо меньше, чем слова-предметы. [13, c. 125] Особенность словарного запаса детей третьего года жизни заключается в том, что пассивный словарь превосходит активный в 1,2 раза. Трехлетние дети окончательно усваивают грамматический строй предложений.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg