Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Народное творчество как средство нравственного воспитания младших школьников

shahov_2020 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 54 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.10.2020
В данной исследовательской работе мы рассмотрели наиболее эффективные творческие приемы для воспитания нравственной культуры младшего школьника в процессе анализа произведений устного народного творчества.
Введение

В современной России необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, нравственный потенциал, толерантность в межличностном, межнациональном и социальном общении. Развитие этих качеств не будет возможно без эффективной системы воспитания и обучения, потому что эффективность начального обучения, формирование нужной мотивации в большинстве зависит от организации учебной деятельности учащихся. Основные задачи начальной школы на современном этапе состоят в том, чтобы сформировать духовную сферу личности учащихся, воспитать их нравственные качества. Огромнейшее значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времен. Проблема морального воспитания нашла отражение в работах таких философов античности как: Пифагор, Демокрит, Аристотель. Пифагор говорил, что главное для человека «наставить душу к добру и злу». Другой выдающийся философ античности – Демокрит – писал: «Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье». Выдающийся мыслитель античности Аристотель в сочинении «Политика» отмечал, что «законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и сам государственный строй терпит ущерб»[3]. Многие выдающиеся педагоги прошлого времени отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план выдвигали нравственное формирование. Как уже было отмечено, нравственное воспитание нашего подрастающего поколения — это одна из главных задач общества. Маленький ребенок входит в сложнейший многогранный мир, в котором он может встретиться не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и еще с предательством, нечестностью, коварностью, корыстью. Ребенок должен суметь научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются его первые моральные установки, взгляды. Общественная жизнь, явления, в ней происходящие, постоянно корректируют, изменяют содержание нравственного воспитания. Именно поэтому конкретная разработка его всегда будет оставаться актуальной проблемой педагогики. Степень научной разработанности проблемы. Проблема нравственного воспитания достаточно хорошо разработана в педагогике и психологии. Эта проблема находит отражение в фундаментальных работах известных ученых, таких как Н.В. Архангельского [4], Г.С. Абрамовой [1], Н.И. Болдырева [9], Б.Т. Лихачева [22], А.С. Макаренко [24], В.А. Сухомлинского [30], И.Ф. Харламова [34], Л.Г. Григоровича [16], И.П. Подласого [28] и других ученых. В последнее время развернулись широкие исследования, посвященные нравственному воспитанию. Этим занимались ученые А.А. Горонидзе, А.А. Калюжный, Т.Ф. Лысенко, В.А. Сластенин и др., в работах выявляются сущности основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. На наш взгляд, одним из самых эффективных средств нравственного воспитания является народное творчество, фольклор. Он может отражать трудовую деятельность людей, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы и верования. Также, в фольклоре могут быть воплощены воззрения, идеалы и стремления людей, народа, богатейший мир мудрых мыслей, чувств, переживаний. Использование средств фольклора может помочь решить проблему обучения и воспитания учеников начальной школы. На данный момент, достаточно большое внимание уделяется изучению фольклора в воспитании младших школьников. Есть немало исследований, которые посвящены изучению фольклора. Этим изучением занимались Н.П. Андреева, В.П. Аникина, А.Н. Афанасьева, Г.С. Виноградова, М.Н. Мельникова, др. Однако время не стоит на месте, меняется мир, взгляды людей, моральные устои. Актуальность нашего исследования обусловливается невысоким уровнем нравственной воспитанности и поведения младших школьников. В своем исследовании мы хотим изучить в целом особенности нравственного воспитания младших школьников средствами фольклора во внеурочной деятельности, поскольку считаем, что именно те основы, которые закладываются в этом возрасте, влияют на весь процесс полноценного развития человека в будущем. Объектом исследования: процесс нравственного воспитания младших школьников. Предмет исследования – нравственное воспитание младших школьников средствами народного творчества во внеурочной деятельности. Цель исследования – изучение проблемы нравственного воспитания младших школьников средствами народного творчества Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Дать характеристику понятия «нравственное воспитание», раскрыть его цели, задачи. 2. Выявить особенности нравственного воспитания младших школьников. 3. Раскрыть методы и формы нравственного воспитания обучающихся средствами фольклора. 4. Провести экспериментальную работу по нравственному воспитанию младших школьников средствами фольклора, сформулировать выводы. Методы исследования: - изучение научной литературы по проблеме исследования; - наблюдение. Структура работы. Данная работа включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты цели и задачи работы, ее актуальность. Первая часть данной работы – теоретическая, в ней раскрываются отдельные аспекты проблемы нравственного воспитания средствами народного творчества (фольклора). Вторая глава посвящена разработке воспитательного мероприятия по нравственному воспитанию младших школьников средствами народного творчества ( фольклора ).
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА…………………………… 7 1.1. Нравственное воспитание школьников: цель, задачи, принципы…….. 7 1.2. Возрастные особенности младших школьников как предпосылки нравственного воспитания……………………………………………………. 10 1.3. Возможности народного творчества в нравственном воспитании младших школьников………………………………………………… 13 Выводы по 1 главе……………………………………………………………. 21 Глава 2. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……. 23 2.1. Из опыта педагогов по использованию народного творчества в нравственном воспитании младших школьников………………………….. 23 2.2. Разработка воспитательного мероприятия по нравственному воспитанию младших школьников средствами народного творчества…… 28 Выводы по главе 2……………………………………………………………. 39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 41 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….. 43
Список литературы

1. Абрамова Г.С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков. - Вопросы психологии, 1985, № 6, с. 38-45 2. Аристотель, Сочинения в 4-х томах / Аристотель. – М.: Просвещение, 2004, т. 4. – 613 с. 3. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории / Аристотель ; предисл. Д. Миртова. - Минск : Литература, 1998. - 1391 с. - (Серия «Классическая философская мысль»). - Указ. имен, предм.: с. 1364-1374. 4. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. 5. Ахмедьянова А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно – нравственного воспитания школьников / А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38 - 42. 6. Ахтырская, Е.Н. Изучение фольклора в начальной школе / Е.Н. Ахтырская // Начальная школа. – 2014. ? №11. – С. 47 – 50. 7. Бережнова, Л. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. Н. Бережнова. - М.: Академия, 2007. - 240 с. 8. Болбас, В.С. Нравственно – воспитательный потенциал народной педагогики / В.С. Болбас // Педагогика. – 2013. №4. – С. 112 – 120, с. 113. 9. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1979. 10. Буравова О. С. Устное народное творчество в воспитании нравственной культуры школьников / О. С. Буравова // Начальная школа. - 2010. - № 7. - С. 24 - 25. 11. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / С. Л. Выготский — М., 1984. — 321 с., c. 136. 12. Выготский, Л.С.Собрание сочинений / С.Л. Выготский —М.,1982. —287с. 123. 13. Вырщиков, А.Н. Уроки служения Отечеству в пространстве патриотически-ориентированного образования. – Волгоград: Авторское перо, 2005. – 269 с. 14. Гасанов, З.Т. Цели, задачи и принципы патриотического воспитания // Педагогика. – 2005. – №6. – с. 59 –63. 15. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/ И.С.Гессен— М.: «Школа-Пресс», 1995.— 376 с., c. 59. 16. Григорович Л.А Педагогика и психология: учебное пособие- М.: Гардарики, 2003 — 287с. 17. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. / В.И. Даль. – М.: Олма – Пресс. ? 2005. – Т. 2. – 670 с. 18. Егорова, Э. Н. Психология развития/ Э. Н. Егорова- Харьков, 2003. — 421 с. 19. Использование устного народного творчества с целью воспитания нравственных чувств у школьников [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа:https://studbooks.net/1902557/pedagogika/prakticheskoe_ispolzovanie_ustnogo_narodnogo_tvorchestva_urokah_chteniya_tselyu_vospitaniya_nravstvennyh 20. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст]: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова. - М.: Академия, 2000. -176с. 21. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011.- 23с. 22. Левчук, З. А. Нравственно воспитание личности: учебно-методические рекомендации / З. А. Левчук. - Брест: Бел ГУ, 2002. - 43с. 23. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, Юрайт, 1998. 24. Люблинская, А. А. Детская психология/ А.А. Люблинская — М., 1971. — 385 с. 25. Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность. - М., 1987/ Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. - Т.5. - М.: Просвещение, 1976. 26. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника/ И.С. Марьенко. — М.: Педагогика, 1985. — 368 с. 27. Николаев, В.А. Ведущие положения этнопедагогики / В.А. Николаев // Педагогика. – 2013. ? №4. – С. 41 – 49. 28. Огурцова З. И. // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – № 8. – С. 25–28. 29. Педагогические условия воспитания милосердия у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа:https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-vospitaniya-miloserdiya-u-detei-mladshego-shkolnogo-vozrasta 30. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: Учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. – М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. – 365 с. 31. Пословицы и поговорки русского народа. Напутное слово [Электронный ресурс]. ? Электрон. дан. – Режим доступа: http://vidahl.ru/naputn.htm, свободный. 32. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1980, т.2. – 675 с. 33. Терещенко А. В. Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Народные игры и забавы. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 256 с., ил. 34. Толковый словарь русского языка: В 3 т. / Ред. Д.Н. Ушаков. – Изд. Изм. и испр. Т.1: А-М. – М.: Вече: Мир кн.. – 2001. – 703 с. 35. Тришина, Е.С. Пословицы и поговорки как средство нравственного воспитания младших школьников / Е.С. Тришина // Начальная школа плюс до и после. – 2006. - №3. – С. 51 – 55. , с. 51. 36. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн.:Унiверсiтэцкае, 2000. – 560 с. 37. Этнопедагогика [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа:http://www.cap.ru/home/79/portrait/mold/citsal/obrazov/etnoped/index.htm, свободный.
Отрывок из работы

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА 1.1 Нравственное воспитание школьников: цель, задачи, принципы Термин «нравственность» берет свое начало от слова «нрав». С латыни нравы звучат как moralis– мораль. Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках [5]. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и так далее. Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет единой морали для всех времен и народов. По мере смены общественно экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде. В.И. Даль считал, что «нравственный» - противоположный телесному, плотскому и приравнивает к духовному, душевному, относящемуся к одной половине духовного быта, противоположной умственному, но составляющее с ним духовное начало: «к умственному относится истина и ложь; к нравственному - добро и зло» ,второе определение понятия «нравственный» по В И. Далю: «Добронравный, добродетельный, благонравный; согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина» В.И. Даль писал: «Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести. Христианская вера заключает в себе правила самой высокой нравственности. Нравственность веры нашей выше нравственности гражданской: первая требует только строгого исполненья законов, вторая же ставить судьею совесть и Бога» Таким образом, «нравственное», по В.И. Далю - духовное бытие человека, основанное на законах христианской морали [17].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg