1. Понятие правового нигилизма.
Вопросы правового нигилизма исследовались многими философами и учеными-правоведами. В частности, о традиционности и специфике, непреодолимости и опасности правового нигилизма рассуждали многие зарубежные мыслители (Ш.Л. Монтескье, Г.В. Гегель, Ф.В. Ницше, М. Хайдеггер, М.Б. Смит, Ф.Г. Якоби, К. Левит, А. Токвиль, и др.), российские дореволюционные ученые и мыслители (Л.И. Петражицкий, Б.А. Кистяковский, Г.Ф. Шершеневич, М.Н. Сперанский, М.А. Бакунин, И.А. Ильин, Н.А. Бердяев, П.Н. Новгородцев, И.В. Михайловский, А.В. Новиков, В.С. Соловьев, С.Е. Десницкий и т.д.). На этапе развития общества, трудностьотрицания общественных ценностей, широко обсуждается в научных кругах, затрагивается в работах известных ученых и практиков. Многообразные аспекты правового нигилизма освещали и рассматривали в своих научных трудах известные российские юристы, такие как С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, П.П. Баранов, В.И. Гойман, В.А. Туманов, А.Н. Зрячкина, Н. И. Матузов, В.П. Сальников, и др., а также отечественные казахстанские ученые: А.С. Ибраева, Н.С. Ибраев, А.В. Гали, С. Малеев, А. Айтали и др. В настоящее время, существует, достаточно сложная трудность, заключающаяся в том, что на современном этапе в юридической доктрине не сложилось единого подхода к пониманию правового нигилизма. В зависимости от объекта, несоблюдение общественных ценностей рассматривается по-разному и потому наделяется разными смыслами. [13]
Термин «нигилизм» произошел от латинского слова «nihil», которое означает «ничто», «ничего», в широком смысле отрицание общепринятых ценностей и норм, укоренившихся форм общественной жизни.[5] Довольно часто нигилизм предшествует и является частью стихийных социальных протестов.
Нигилизм является одной из форм социального поведения, сознания и мироощущения личности. Отрицание общественных ценностей — самостоятельный, автономно существующий и развивающийся компонент бытия полномочия. Право первично, отрицание общественных ценностей вторичен. Право порождает отрицание общественных ценностей. Отрицание общественных ценностей можно представить как отторжение трех следующих составляющих правового государства.
Первое, действующее законодательство. При этом господствует отрицательное отношение к законам и оправдывается противозаконное поведение.
Второе, правопорядок, когда люди считают реально существующий правопорядок (который далеко не всегда совпадает с предписаниями законом) неправильным и несправедливым.
Третье, базовые идеи и принципы законодательного регулирования. Это проявляется как не восприятиеобщественным сознанием существа и значения свободы и формального равенства участников социального взаимодействия. [8]
Например, Ф. Энгельс писал: "Появление молодой буржуазии нашло свое отражение в либерально-конституциональном движении, а зарождение пролетариата - в движении, которое обычно называют нигилизмом.[9] Вообще, борьба против антинародных режимов (или "революционное движение") не может быть нигилизмом в полном смысле этого слова. Здесь происходит слияние нигилизма и естественной борьбой против устаревшей системы.