Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ТОРГОВОЕ ДЕЛО

Сравнительный анализ торгово-экономических отношений СРВ с СССР/РФ (1976-2018гг.)

irina_k200 444 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.10.2020
Цель исследования - выявление особенностей, закономерностей и перспектив развития сотрудничества между РФ и СРВ. Для выполнения этой цели были решены следующие задачи – 1)Выявить предпосылки для сотрудничества между государствами. 2)Проследить эволюцию развития партнерства. 3) Обозначить факторы, определяющие заинтересованность стран в партнерстве. 4) Охарактеризовать текущие ключевые направления. 5) Определить существующие проблемы. 6) Оценить перспективы для сотрудничества. Объектом исследования является внешняя торговля, а предметом исследования - влияние внешней торговли на экономический рост. Эмпирической базой работы послужили научные труды Т. Авокусе, Л. Конья, А. Людвига, Р. Лопеса, Э. Бернанда, Д. Гриневея, Р .Кнеллера, Й. Вагнера. Методологической базой работы выступили статьи периодической печати, материалы электронных библиотечных систем, материалы сети Интернет, а также учебно-методическая литература
Введение

Актуальность темы исследования обусловлена несколькими основными факторами. В современном глобализированном мире экономики стран находятся в тесной взаимозависимости, и одним из важнейших факторов достижения высокого уровня экономического благосостояния является эффективное сотрудничество с членами мирового экономического сообщества. В последние годы Азиатско-Тихоокеанский регион приобретает для РФ все большее значение, в том числе в контексте общего политического вектора, получившего название «поворот на Восток». Развитие отношений с СРВ, который является одним из ключевых партнеров Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе и сотрудничество, с которым опирается на многолетний опыт тесного взаимодействия по широкому спектру направлений, и сегодня является одной из приоритетных задач для РФ, о чем свидетельствует как подписание официальных документов, так и взаимные визиты и заявления политиков и руководителей крупных компаний. Центральное место в расширении партнерских связей имеет энергетический сектор. СССР оказывал Вьетнаму существенную помощь в целях обеспечения суверенитета последнего в 20 веке, а впоследствии и в вопросах развития промышленности и энергетики. На современном этапе РФ является важным политическо-экономическим партнером Вьетнама, и ключевым партнером в сфере энергетики, который продолжает оказывать сильное влияние на энергетическую отрасль СРВ. Существуют предпосылки для последующего расширения и углубления сотрудничества в энергетическом комплексе между двумя странами. В процессе написания работы автор опирался на официальные документы РФ, важнейшим из которых является «Внешнеэкономическая стратегия РФ до 2020 г.», совместные Российско-вьетнамские соглашения и меморандумы, статистические обзоры и отчеты энергетических компаний, ряд публикаций в тематических журналах, а также на работы ведущих исследователей - Кобелева Е.В. , Кокушкиной И.В., Колотова В.Н., Мищенко Я.В.
Содержание

ВВВЕДЕНИЕ 3 1. История торгово-экономические отношения СРВ и СССР 5 1.1. Социалистическая Республика Вьетнам 5 1.2. Структура отношений СССР И СРВ 8 2. Анализ договоров СССР с СРВ и РФ с СРВ 16 2.1. Торгово-экономические отношения между странами 16 2.2. Энергетический договор 20 2.3. Анализ стратегического партнерства России и СВР 24 3. Проблемы и перспективы торгово-экономических отношений СРВ и РФ 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Список литературы

1. Андрущенко В.В. Тенденции развития внешнеэкономической деятельности России // Научно-методический журнал Концепт - 2016 - № Т11 - с.3381-3385 2. Антипова Л.Г., Ксенофонтова Е.М. Основные направления внешнеэкономической деятельности России в условиях экономических санкций // Управление инвестициями и инновациями - 2016 - № 2 - с.11-15 3. Бабак Л.М., Веретеникова О.А., Осипов В.А. Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 7-6. – с. 1011-1015; 4. Белановский С. А., Дмитриев М. Э., Комаров В. М., Комин М. О., Коцюбинский В. А., Никольская А. В. Анализ факторов реализации документов стратегического планирования верхнего уровня // Центр стратегических разработок. — 2016. 5. Бойцова М. И., Федоренко К. П. Изменения в динамике и структуре российского экспорта во Вьетнам после подписания Соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и СРВ// Рос. внешнеэкон. вестн. – 2019. – № 1. – С. 24–35. 6. Бойцова М. И., Федоренко К. П., Митрофанова И. Б. Изменения в динамике и структуре российского импорта из Вьетнама после подписания Соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и СРВ// Там же. – № 3. – С. 19–29 7. Витюк В.В. Определение страны происхождения товаров как основы тарифно-преференциального регулирования в период формирования таможенного законодательства Евразийского экономического союза: учеб. пособие. – Новосибирск: Новополиграфцентр, 2018. – 256 с. 8. Витюк В.В., Витюк Д.В. Понятие сельскохозяйственных товаров как объектов перемещения через таможенную границу и меры их таможенного регулирования, обеспечивающие продовольственную безопасность Российской Федерации// Инновации и продовольственная безопасность. – 2018. – № 2(20). – С. 28–35. 9. Витюк Д.В. Понятие сельскохозяйственных товаров по таможенному праву// Проблемы формирования правового социального государства в современной России: материалы XIII Всерос. науч.- практ. конф. (13 дек. 2017 г.). – Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2017. – С. 99–107. 10. Договор о ЕАЭС от 29.05.2014, с изм. и доп. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www. eurasiancommission.org/. 11. Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС: утв. решением Совета ЕЭК от 16.07.2012 № 54, с изм. и доп. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. 12. Кабир Л.С., Яковлев И.А. Торговля в целях развития: формирование устойчивой платформы интеграции России в АСЕАН// Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2018. – № 3(84). – С. 59–76. 13. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: Федерал. закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ// СЗ РФ. – 2010. – № 1. – Ст. 2. 14. Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации: указ Президента РФ от 30.11.2016 № 640//СЗ РФ. – 2016. – № 49. – Ст. 6886. 15. Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 13.09.2012 № 923// СЗ РФ. – 2012. – № 38. – Ст. 5133. 16. Современный Вьетнам: справ. – М.: Форум, 2015. – 368 с. 17. Соглашение между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, о свободной торговле от 29.05.2015 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/. 6. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120// СЗ РФ. – 2010. – № 5. – Ст. 502.
Отрывок из работы

1. История торгово-экономические отношения СРВ и СССР 1.1. Социалистическая Республика Вьетнам Вьетнам – государство социалистического типа, что отражено в его официальном названии: Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ), с многоукладной и переходной к рынку системой хозяйствования (экономикой), ориентированной на социализм, которая в результате ряда проведенных в стране социально-экономических реформ достигла к началу второго десятилетия XXI в. уровня среднеразвитых государств (ВВП на душу населения свыше 1 тыс. долл.), войдя в десятку наиболее динамично развивающихся стран мира. При этом стратегической задачей экономического развития Вьетнама является построение к 2020 г. современного индустриального общества, характерного для промышленно развитых стран, к чему страна объективно близка. Во внешнеэкономической сфере индустриализация, осуществляемая в стране, выражается в проведении вначале политики импортозамещения (преимущественно до 2000 г.), а впоследствии – экспортной ориентации национального производства. При этом внешнеторговая политика Вьетнама носит не открытый, а умеренно контролируемый со стороны государства характер, т.?к. в импортозамещающем производстве в большей степени задействованы предприятия государственного сектора экономики, а в производстве экспортоориентированной продукции – с иностранным капиталом . В то же время к середине второго десятилетия XXI в. стало наблюдаться снижение общей динамики экономического роста народного хозяйства Вьетнама, причиной чему явились открытость и либерализация экономики Вьетнама, а соответственно, зависимость от мировой капиталистической системы, подвергшейся в указанное время экономическому кризису, а также имевшее место замедление темпов развития экономики Китая, влияющей как на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), так и на мировое хозяйство в целом. К экономическим успехам Вьетнам пришел не сразу. Современный Вьетнам по социалистическому пути развивается сравнительно недавно, но имеет свою тысячелетнюю историю и относится наряду с Китаем и Египтом к восьми древнейшим самостоятельно возникшим на планете государствам. Во второй половине XIX в. Вьетнам подвергся колониальному завоеванию со стороны Франции. Военные действия, начатые французами в 1858 г. на Индокитайском полуострове, закончились захватом южной части Вьетнама и установлением на ней колониального режима и режима протектората над северной и центральной частью страны . Активная фаза колонизации завершилась в 1884 г. и ознаменовалась полной потерей Вьетнамом независимости и государственного суверенитета. В 1940 г., после поражения Франции в начавшейся Второй мировой войне, Вьетнам был оккупирован японскими войсками. В сентябре 1945 г. в результате разгрома советскими войсками японской армии в Китае и активизации национально-освободительного движения на территории Вьетнама (Августовская революция), была провозглашена Демократическая Республика Вьетнам (ДРВ). Поскольку «демократическая» Франция и после Второй мировой войны не отказалась от своей прежней колониальной политики и вела на территории Вьетнама боевые действия, в ходе так называемой первой войны Сопротивления (1946–1954 гг.) французские экспедиционные войска были разгромлены и капитулировали. Результаты войны были закреплены Женевским соглашением 1954 г., по которому французские войска были выведены из Вьетнама, а также была ликвидирована французская система колониального управления страной. Произошло международное признание суверенитета Вьетнама, Лаоса и Камбоджи. Временная демаркационная линия по 17-й параллели, имевшая, по Женевскому соглашению, цель отделить армии враждующих сторон, привела к расколу Вьетнама, поскольку на территории южнее 17-й параллели главой государства, существовавшего на этой территории со столицей Сайгон, стал ставленник США, не соблюдавший условия Женевского соглашения, выполнявшей рекомендации США по борьбе с внутренней оппозицией режиму Южного Вьетнама и проводивший политику на обособление юга страны от ДРВ. Мирная жизнь Вьетнама закончилась в 1964 г. событиями, получившими в истории название «Тонкинский инцидент», спровоцированными США, поскольку без непосредственного участия американских войск ведение сайгонским режимом войны с революционной оппозицией ощутимых результатов не давало. В марте 1965 г. США высадили во Вьетнаме свои вооруженные силы, доведя к концу года их численность до 200 тыс. человек, что привело к открытой американской военной агрессии, продолжавшейся до 1973 г. (вторая война Сопротивления), приведшей к ощутимым военным потерям США и мировой волне общественного осуждения американской агрессии. Военная интервенция была прекращена подписанием Парижского соглашения 1973 г., по которому американцы и их союзники должны были покинуть территорию Вьетнама . Соглашение закрепляло сложившийся баланс сил и устанавливало существование на территории Вьетнама двух зон и двух правительств, оставляя вопрос о воссоединении страны на внутреннее усмотрение. В создавшихся условиях руководством ДРВ было принято политическое решение по активизации борьбы за воссоединение Вьетнама, чтобы исключить сценарий Германии и Кореи. Было запланировано генеральное наступление армии ДРВ и всеобщее восстание на территории Южного Вьетнама. По итогам двухмесячной операции, 30 апреля 1975 г. сайгонские войска были разгромлены, а сайгонский режим прекратил существование. В течение первого полугодия 1976 г. Вьетнам был мирно объединен в единое государство. ДРВ преобразовано в Социалистическую Республику Вьетнам (СРВ). 1.2. Структура отношений СССР И СРВ История сближения двух стран начинается с признания Советским Союзом 30 января 1950 г. Демократической Республики Вьетнам. Во Вьетнаме помнят, что военная и экономическая помощь СССР сыграла решающую роль в завершении двух войн сопротивления французским колонизаторам, а затем в победе против агрессии США, что привело к последующему объединению Вьетнама. В 1978 г. при активной поддержке СССР Вьетнам стал членом Совета Экономической Взаимопомощи - основы экономической интеграции социалистических стран. История и развитие независимого Вьетнама всегда были самым тесным образом связаны с СССР и Россией. Если до обретения независимости Советская Россия и СССР служили для Вьетнама образцом для построения нового государства и общества, то начиная с 1945 г. отношения двух стран имели характер всесторонней поддержки и помощи Вьетнаму, особенно в годы войны Сопротивления агрессии США и не в последнюю очередь в области военно-технического сотрудничества. Политико-дипломатическая и моральная поддержка вьетнамского народа в его борьбе за независимость и построение демократического, а позднее и социалистического государства, оказывалась со стороны СССР постоянно и повсеместно. Распад СССР как единого государства повлиял на отношения двух стран, которые приняли характер, близкий к критическому, чему в немалой степени способствовали смена политического режима в стране, изменение государственного устройства и экономической основы постсоветской России, ориентация экономического развития страны по западному образцу. Экономическое состояние Российской Федерации не позволяло осуществлять даже полноценные торгово-экономические отношения, в связи с чем торговый оборот России и Вьетнама в 2000 г. составил всего 0,42 млрд долл. Однако Россия, как и СССР, осталась для СРВ одним из центров мировой политики и государством, с которым у Вьетнама сложились прочные и конструктивные отношения. Результатом перестройки и выведения вьетнамо-российских отношений на новый этап развития в современных условиях имело подписание в 2001 г. Декларации о стратегическом партнерстве между СРВ и РФ. Россия стала первой страной, с которой Вьетнам установил внешнеполитические отношения подобного уровня и формата. Аналогично и для России Вьетнам стал таким партнером, первым в Юго-Восточной Азии. В 2012 г. соглашением сторон уровень стратегического партнерства был повышен до всеобъемлющего стратегического партнерства. В то же время СРВ, проводя свою независимую внешнюю политику, предпринял усилия для интегрирования в мировое сообщество как в экономической, так и политической сфере на уровне не только АТР, но и мира в целом. Так, в 1977 г. Вьетнам стал членом ООН, а впоследствии также членом различных международных организаций: ООН (ЮНЕСКО, Совет ООН по правам человека, МАГАТЭ), Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН, 1995 г.), форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС, 1998 г.), Всемирной торговой организации (ВТО, 2007 г.) . Важное геополитическое положение и значение современного Вьетнама в мире объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, географическим расположением. Вьетнам занимает восточную часть Индокитайского полуострова с территорией, вытянутой с севера на юг вдоль его восточного побережья на 1750 км, и ее шириной с востока на запад: в северной части страны до 650, в центральной части – до 50, а в южной – до 350 км. Помимо материковой части, Вьетнаму принадлежит ряд островов (архипелаг Байтылонг, острова Фукуок, Кондао и др.), а также острова архипелагов Спратли и Парасельские острова, расположенные в пределах морской исключительной экономической зоны СРВ. Площадь территории страны 331 тыс.м?2 ; население 98,3 млн человек. Вьетнам граничит на севере с Китайской Народной Республикой (1281 км), на западе – с Камбоджей (1228 км) и Лаосской Народно-Демократической Республикой (2130 км). С востока Вьетнам омывается водами Южно-Китайского моря, в т.?ч. его Тонкинским заливом, с юго-запада Сиамским заливом. Протяженность береговой линии Вьетнама – 3260 км. Указанное географическое положение квалифицируется как пограничное между Северо-Восточной и Юго-Восточной Азией. Нахождение на стыке сфер влияния геополитических конкурентов Китая и США требует искусного политического лавирования между державами, что Вьетнаму пока удается благодаря использованию внешнеполитического принципа трех «нет»: нет участию в блоках, нет размещению иностранных военных баз на своей территории и нет участию в военных союзах, направленных против третьей страны. Вторым фактором, определяющим геополитическое положение СРВ, является соседство с Китаем, который в ходе азиатского финансового кризиса 1997 г. перехватил инициативу у США и укрепил свое влияние в регионе, постепенно усиливая позиции и устанавливая контроль за стратегически важными для КНР регионами, а также предусматривая их последующую интеграцию в сферу влияния Китая. Одним из таких регионов Китай в 2010 г. объявил ЮжноКитайское море и острова, расположенные в Тонкинском заливе (архипелаги Парасельские острова и Спратли). С одной стороны, близость такой державы, с которой установились достаточно прочные и выгодные для Вьетнама внешнеэкономические связи, способствовала более интенсивному развитию экономики Вьетнама. С другой – ряд конфликтных ситуаций, в т.?ч. территориального характера, между странами относительно сухопутных и морских владений заставляет Вьетнам лавировать и здесь, чтобы не попасть в зависимость к более сильной державе-соседке. Именно территориальные споры привели Вьетнам к необходимости более тесного сотрудничества с геополитическим противником Китая в Юго-Восточной Азии – США, начавшими с 2010 г. политику сдерживания КНР в Азиатско-Тихоокеанском регионе, формируя в указанных целях антикитайский «санитарный кордон» под своей эгидой и вовлекая в этот процесс и Вьетнам, что потребовало от него сохранения конструктивного баланса интересов со своими традиционными партнерами Россией и Китаем и новым крупным партнером – США, чтобы избежать конфронтации между державами и сохранить независимость своего внешнеполитического курса, в связи, с чем Вьетнам применил по отношению к США вышеназванный принцип трех «нет». Указанная диверсификация внешнеполитических отношений, проводимая Вьетнамом, позволяет ему реализовывать свои национальные интересы то за счет одного, то другого партнера. Так, к примеру, торгово-экономическое сотрудничество с США характеризуется следующими показателями: с 2006 по 2015 г. товарооборот вырос более чем в 3 раза и составил в 2015 г. почти 36, а в 2017 г. уже 50,8 млрд долл. с профицитом 32,4 млрд долл. в пользу Вьетнама. В 2014 г. с суммой накопленных инвестиций в размере 10,99 млрд долл. США становится седьмым крупнейшим инвестором в экономику Вьетнама. Между странами осуществляется сотрудничество в военно-технической сфере (поставка вооружения, обучение военных кадров в американских военных училищах, ремонт американских военных судов в портах Вьетнама и др.) и других направлениях. В свою очередь, торгово-экономические отношения СРВ с КНР характеризуются следующими данными: объем внешней торговли в 2014 г. – 58,5, а в 2017 г. – 93,7 млрд долл. с дефицитом для Вьетнама в сумме 22,8 млрд долл., что делает Китай самым крупным торговым партнером СРВ. При этом основу импорта товаров из КНР во Вьетнам составляют машины и оборудование, сталь, химическая продукция, удобрения, потребительские товары. Объемы прямых инвестиций Китая в экономику Вьетнама к 2014 г. суммарно составили 7,98 млрд долл. (9-е место среди главных инвесторов СРВ), но качество китайских инвестиций оценивается достаточно невысоко: низкая норма капиталовложений, короткие сроки инвестирования, отставание оборудования от современного уровня. Третьим фактором, определяющим геополитический статус Вьетнама, является его высокий авторитет не только среди стран АТР, но и ведущих стран мира. Этому способствует как тысячелетняя история страны, выходившей победителем из войн с многочисленными противниками, невзирая на их статус, традиционно высокий боевой дух вьетнамской армии, история войн и вооруженных конфликтов новейшего времени, высокий уровень и темпы развития экономики, успехи в социальной сфере, а также взвешенная внешняя политика в регионе и мире, активное участие в международных и региональных организациях, в политико-дипломатической сфере, в первую очередь по вопросам обеспечения безопасности и развитию сотрудничества в Юго-Восточной Азии, Азиатско-Тихоокеанском регионе и в мире в целом, что вызывает у стран-соседей и мировых держав заслуженное уважение. Именно на фоне своего геополитического положения, экономического статуса, мирового и регионального имиджа Вьетнам искусно диверсифицирует свои политические отношения и внешнеэкономические связи со странами, придавая им различный политико-дипломатический, экономический, правовой статус, используя для этого понятие партнерства. Так, к примеру, начиная с 1994 г., после снятия США экономической блокады с Вьетнама, отношения двух стран стали нормализовываться, что было закреплено торговым соглашением 2000 г. В последующие годы сотрудничество распространилось и на другие сферы. Политическое сближение СРВ и США относится к 2010 г. и обусловлено существенным повышением роли Китая в АТР, что привело к необходимости укрепления США своих традиционных союзов в регионе, поиску новых союзников и партнеров для освоения новых рынков сбыта товаров и направлений инвестирования. Точкой взаимных интересов стали проблемы региональной безопасности, обусловленные возвышением Китая и его экспансией в сторону наименее защищенной, но наиболее близкой и богатой ресурсами Юго-Восточной Азии. Стратегической целью такого сотрудничества со стороны США является сдерживание основного геополитического конкурента в регионе руками Вьетнама, вовлечение последнего в орбиту своих геополитических интересов и одновременное же ослабление его изнутри для снижения уровня самостоятельности и независимости строптивого партнера. В названных условиях, в т.?ч. с учетом уровня внешнеэкономических связей, в 2013 г. стороны определили свои отношения как отношения всеобъемлющего партнерства. Более значимым в иерархии отношений государств является уровень стратегического партнерства, которое, в свою очередь, имеет несколько степеней, учитывающих уровень и характер сотрудничества, его сферы и финансовые размеры, доверие к партнеру и т.?п. критерии и характеристики . Так, к простым стратегическим партнерам Вьетнам относит из стран Европейского союза (ЕС) Францию, Великобританию, Германию, Италию и Испанию, а также страны из АТР. Объемы товарооборота с назваными странами ЕС составили в 2013 г.: с Германией – 7,70 млрд долл., с Великобританией – 4,27, с Италией – 3,47, с Францией – 3,20, с Испанией – 2,42. Суммарная доля этих стран в торговом обороте Вьетнама составила 8,0 %, в т.?ч. каждой из них соответственно 2,92; 1,62; 1,31; 1,21; 0,92 %, а профицит в торговом обороте с ними в пользу Вьетнама – 9,02 млрд долл.; доля всего ЕС – 12,8 % (33,78 млрд долл.). в 2017 г. – 11,9 % (50,38 млрд долл.), с общим профицитом в сумме 26,18 млрд долл. Эти же страны не входят и в десятку главных инвесторов в экономику Вьетнама, как и наоборот. Движение к стратегическому партнерству с названными странами началось не сразу. Официальные связи СРВ с Европейским экономическим сообществом были установлены в 1990 г., а их правовая основа закреплена Рамочным соглашением о сотрудничестве 1995 г. Расширение сфер взаимодействия и углубление отношений привели к заключению между ЕС и СРВ Рамочного соглашения о всеобъемлющем партнерстве 2012 г. Специфическим статусом среди стран ЕС обладают Нидерланды, являясь для СРВ секторальным стратегическим партнером. Начиная с 2014 г. взаимоотношения Вьетнама и Японии этими странами квалифицированы как расширенное стратегическое партнерство. Отношения сторон развиваются как по линии политико-дипломатических связей, общий интерес в которых заключается в сдерживании усиливающейся наступательной политики Китая в обоих регионах Восточной Азии: Северо-Восточной (Япония) и Юго-Восточной (Вьетнам), так и в экономической и в иных сферах. Вьетнам притягателен для Японии своим географическим положением, природными ресурсами, дешевой и многочисленной рабочей силой, а Япония для Вьетнама – техникой, технологиями и капиталом, что приносит взаимную выгоду от такого сотрудничества. Так, Япония много лет входит в тройку основных торговых партнеров Вьетнама (вместе с КНР и США); к примеру, объем двусторонней торговли этих стран составил в 2014 г. 27,4,, а в 2017 г. – 33,43 млрд долл. Япония также является одним из главных инвесторов (вторым по объему инвестиций) экономики Вьетнама, которые к 2014 г. составили 37,3 млрд долл. с общим количеством проектов 2531. Такими проектами являются, например, участие в строительстве первой АЭС, скоростных железных дорог Север – Юг и Ханой – Хайфон, аэропорта в Ханое, метро в Ханое и Хошимине, международного морского порта Латьхюен, заводов фирм «Панасоник» и «Фуджи-Ксерокс» и др. Помимо этого, Япония – главный донор программы Официальной помощи развитию (ODA) – системы кредитования проектов в социальной сфере и малодоходных отраслях экономики (сокращение бедности, развитие коммунального транспорта, снижение нагрузки на экологию и т.?д.). Из 80 млрд. долл., полученных Вьетнамом к 2014 г. в рамках этой программы, 21 млрд. долл. (26,3 %) – вклад Японии. Япония также участвует в обустройстве бассейна р. Меконг, выделив на эти цели, начиная с 2012 г., 13,5 млрд. долл. Еще одним стратегическим партнером СРВ с 2009 г. значится Республика Корея, дипломатические отношения с которой как союзником США во второй войне Сопротивления Вьетнам восстановил в 1992 г., после чего началось активное наращивание объемов товарооборота между странами, достигшее к 2014 г. 29,5 млрд долл., но с дефицитом для Вьетнама в 13,9 млрд долл. На фоне указанных торгово-экономических успехов в 2015 г. между странами было заключено Соглашение о свободной торговле между ними, что дало дополнительный толчок указанным отношениям, и в 2017 г. товарооборот уже составил 61,56 млрд долл. при отрицательном сальдо Вьетнама 31,91 млрд долл. Республика Корея является лидером по объему накопленных к 2014 г. инвестиций в экономику Вьетнама, которые составили 37,7 млрд долл. с количеством инвестиционных проектов 4190. Следом за Японией, Республика Корея является для Вьетнама второй страной-донором по объему финансирования программы ODA. Так, в 2013 г. СРВ получила на цели программы от Республики Корея 1,41 млрд долл., или 20 % общего объема выделенных в рамках программы средств. Республика Корея также стала второй страной (после КНР) по числу туристов, посетивших Вьетнам, и третьей страной в рамках системы официального трудоустройства вьетнамских рабочих. ? 2. Анализ договоров СССР с СРВ и РФ с СРВ 2.1. Торгово-экономические отношения между странами Торговый оборот России и Вьетнама в 2013–2016 гг. составлял 3,75–3,97 млрд долл. Для придания импульса экономическим и торговым отношениям ЕАЭС и стран – его членов (Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан), 29 мая 2015 г. между ЕАЭС, указанными странами и СРВ было заключено Соглашение о свободной торговле, вступившее в силу 5 октября 2016 г., которым предусматривалось обнуление ставок ввозных таможенных пошлин стран обеих сторон Соглашения по 98 % тарифных линий. На современный момент отменены 2/3 всех ставок ввозных таможенных пошлин, оставшиеся будут обнулены поэтапно в течение 10 лет. Именно заключение названного Соглашения привело к росту товарооборота России и Вьетнама за последние два года; так, объем взаимной торговли в 2017 г. составил 5,23, а в 2018 г. – 6,08 млрд долл., но с отрицательным для России сальдо в течение всего анализируемого периода (табл. 1). Таблица 1 Товарооборот внешней торговли Российской Федерации и Социалистической Республики Вьетнам за 2013-2018 гг., млрд долл. США Не очень активно на этом фоне смотрится товарооборот и остальных стран ЕАЭС (табл. 2). ? Таблица 2 Показатели товарооборота внешней торговли ЕАЭС и государств-членов ЕАЭС с Социалистической Республикой Вьетнам за 2017-2018 гг., млрд долл. США Как следует из данных товарооборота государств-членов ЕАЭС и Вьетнама, доминирующее положение во внешней торговле с СРВ принадлежит Российской Федерации – 90,9 %, прочие 9 % приходятся на все остальные вместе взятые страны ЕАЭС. При том хоть минимальный, но стабильный профицит внешней торговли имеет только Беларусь. Вклад Армении и Кыргызстана в торговлю с СРВ минимален, у Беларуси и Казахстана динамика объемов торговли с СРВ в 2018 г. вообще отрицательная. При этом в 2018 г. доля внешней торговли ЕАЭС с СРВ составляет 0,89 % от объема внешней торговли ЕАЭС с третьими странами (753,42 млрд долл.), доля Вьетнама во внешней торговле всех стран ЕАЭС незначительная – менее 1 % (табл. 3). Таблица 3 Показатели долевого соотношения товарооборота внешней торговли ЕАЭС и государств-членов ЕАЭС с третьими странами и СРВ за 2018 г., млрд долл. США Исходя из приведенных показателей, результаты внешней торговли стран ЕАЭС и Вьетнама вряд ли можно считать удовлетворительными. Так, по доле в российском товарообороте за 2018 г. (0,96 %) Вьетнам занял 23-е место (в 2017 г. – 27-е место). Очевидно, что российский бизнес проигрывает в оперативности вьетнамскому, а во-вторых, не может определить группы товаров, приоритетные для торговли с СРВ (кроме товаров, поставляемых в рамках военно-технического сотрудничества, совместных производств и инвестиций, номенклатура которых известна по реализуемым проектам). Чтобы судить о товарах, которыми страны ЕАЭС торгует третьими странами, приведем укрупненную структуру основных товаров (на 2018 г.), из которой видно, чем торгует ЕАЭС (объем экспорта 490,64 млрд долл.) и что страны Союза закупают за рубежом (объем импорта 262,78 млрд долл.). Так, актуальными для ввоза в ЕАЭС являются : – машины, оборудование, транспортные средства (44,5 %); – продукция химической промышленности, каучук (18,3 %); – продовольственные товары и сельхозсырье (11,6 %); – металлы и изделия из них (6,9 %); – древесина и целлюлозно-бумажные изделия (1,6 %); – минеральные продукты (1,5 %). Экспортируются же из стран ЕАЭС за рубеж преимущественно: – минеральные продукты (67,2 %); – металлы и изделия из них (9,6 %); – продукция химической промышленности, каучук (5,6 %); – продовольственные товары и сельхозсырье (5,1 %); – машины, оборудование, транспортные средства (3,0 %); – древесина и целлюлозно-бумажные изделия (2,9 %). Понятие продовольственной безопасности определено Доктриной продовольственной безопасности РФ, на основании, которого нами проанализированы показатели продовольственной безопасности, связанные с внешней торговлей, а также внешнеторговые риски и угрозы ее обеспечения. Так, согласно Доктрине (п/п «б» п.7), объем импорта сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия – это один из показателей оценки состояния продовольственной безопасности РФ; соответственно будет интересен импорт в Россию из СРВ именно этих товаров. Понятие сельскохозяйственных товаров определено в п. 2 Протокола о едином таможенно-тарифном регулировании к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014, а их перечень приведен в ранее опубликованных работах. Под продовольственными товарами в самом общем виде следует понимать продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в т.?ч. продукты детского и диетического питания),
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Торговое дело, 64 страницы
340 руб.
Курсовая работа, Торговое дело, 27 страниц
245 руб.
Курсовая работа, Торговое дело, 27 страниц
270 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg