Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности развития внимания в дошкольном возрасте

irina_k200 504 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 42 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.10.2020
Объект исследования: внимание дошкольников. Предмет исследования: особенности развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что дети старшего дошкольного возраста имеют средний уровень развития внимания. Цель исследования: изучить особенности произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач: Проанализировать понятие произвольного внимания. Охарактеризовать особенности развития внимания в дошкольном возрасте. Выявить условия и приемы развития произвольного внимания у старших дошкольников. Провести экспериментальное исследование особенностей развития произвольного внимания у старших дошкольников. Проанализировать эмпирические данные исследования и разработать психолого-педагогические рекомендации. Методологическая основа исследования: теория культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского; принципы психологических исследований (развитие сознания в деятельности, развития, детерминизма) А. М. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна. При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались следующие методы : Теоретические (анализ, обобщение научных идей). Эмпирические (беседа и эксперимент). Методы обработки данных (количественный и качественный анализ результатов исследования). База исследования: Испытуемые - группа дошкольников из 15 человек в возрасте 6,5 лет Этапы проведения исследования: Теоретический: определение цели и задач исследования, изучение научной литературы, составление библиографии. Экспериментальный: проведение эмпирического исследования, обработка его данных. Обобщающий: подведение итогов теоретического и экспериментального исследования, разработка психолого-педагогических рекомендаций. Теоретическое значение исследования состоит в анализе и обобщении научных идей по заявленной теме. Практическая значимость работы заключается в проведении экспериментального исследования и разработке психолого-педагогических рекомендаций. Структура курсовой работы отражает логику, содержание и результат исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет, задачи исследования, методологическая основа и используемые методы. В первой главе «Теоретические аспекты проблемы развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста» рассмотрены понятие внимания, особенности, его функции, виды и свойства. Во второй главе описана опытно-экспериментальная работа по определению уровня развития произвольного внимания, у старших дошкольников. В «Заключении» подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе. В «Приложении» представлены дидактический наглядный материал для проведения исследования по выявлению уровня развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста.
Введение

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу, поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной деятельности и работы органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность. По-прежнему продолжаются споры о природе внимания. Одни учения утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого патологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления при этом совпадают. Первые проявления внимания можно пронаблюдать уже у новорожденных во время сосания. Развиваясь, ребенок научается управлять собой и сознательно направлять свое внимание на определенный предмет. Произвольное внимание - это внимание, связанное с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Важную роль в развитии произвольного внимания играет речь (вторая сигнальная система). Словесно сформулированная задача организует ориентировочную деятельность человека, направляет его внимание на определенные предметы. Изучение качественных характеристик произвольного внимания старшего дошкольника актуальный вопрос, т.к. особенности произвольного внимания определяются с целью установления степени готовности ребенка к обучению в школе.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………..………………………………………3 ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблем развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………...6 1.1. Понятие внимания, его виды, функции и свойства………………………..8 1.2.Особенности развития внимания в дошкольном возрасте.………………..…………………………………………………………13 1.3. Условия успешного развития творческих способностей детей в дошкольном возрасте..………………………………………………….……….17 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.……….22 2.1. Организация и методы исследования ……………………………………..22 2.2. Анализ и обсуждение результатов учащихся……………………………..25 2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию творческих способностей……………………………………………………………………..33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….…...36 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………38 ПРИЛОЖЕНИЕ ...……………………………………………………………….41
Список литературы

1. Баскакова, И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития [Текст] / И. И. Баскакова.- М.: Институт практической психологии, 1995. - С.34 2. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов [Текст] / Л.М. Веккер.- М.: Смысл, 1998. 3. Выготский, Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте: хрестоматия по вниманию [Текст]: под ред. А.Н.Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова / Л. С. Выготский.- М., 1976. - С. 184-219. 4. Выготский, Л.С. Вклад отечественных ученых в изучение проблемы развития внимания в целом и развития внимания у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин.- М.: Просвещение, 2001. 5. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций [Текст]: Собр. Соч.: В 6-ти т. Т.З. / Л. С. Выготский.- М.: Педагогика, 1999.- С. 38 6. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П.Я. Гальперин, С.Л Кабыльницкая.- М., 1974. 7. Годовикова, Д. Б. Роль предварительного зрительного ознакомления с условиями задачи в формировании двигательного навыка у детей дошкольного возраста: хрестоматия по вниманию [Текст] / Д. Б. Годовикова.- М.: Наука, 1999. - С.301-331 8. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю. Головин.- М.: АСТ, 2001.-800 с. 9. Джемс, У. Внимание: хрестоматия по вниманию [Текст] / У. Джемс.- М.: ЧеРо, 2009. - С. 51-52 10. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников [Текст]: под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- М.: Минск, 1997.- 351с. 11. Добрынин, Н.Ф. О теории и воспитании внимания [Текст] / Н.Ф Добрынин.- М.: ЧеРо, 2001.- С. 253 - 259 12. Дормашев, Ю. Б. Психология внимания [Текст] / Ю. Б. Дормашев, В.Я. Романов.- М.,1999- С. 215 13. Дубровинская, Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе: психологический журнал [Текст] / Н.В. Дубровинская.- 1982. - Т.З. - №5. - С. 54-65. 14. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста [Текст] / А.В.Запорожец.- М.: Просвещение, 1964. 15. Когнитивная наука. Основы психологии познания [Текст].- М.: Академия, 2006. - 341с. 16. Ланге, Н. Н. Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания [Текст] / Н. Н. Ланге.- М.: Одесса, 1999. - С.5-6 17. Леонтьев, А. Н. Очерк развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев.- М.: Флинта: Наука, 2008. - С. 56-59 18. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей [Текст] / Т.Д. Марцинковская.- М.: Наука, 1997 -176с. 19. Неймер, Ю.Л. Психологический словарь [Текст] / Ю.Л. Неймер. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 352 с 20. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / Н.Н.Палагина.- М.: Московский психолого- социальный институт, 2005. - 234 с 21. Петровский, А.В. Краткий психологический словарь [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 347 с. 22. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития [Текст]: под редакцией А. А. Реана.- СПБ.: «прайм - ЕВРОЗНАК» ,2005.-416с. 23 .Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / Рубинштейн С. Л.- СПб.: Питер, 2004. - 720 с. 24. Солдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез: серия «Высшее образование» [Текст] / Е.Л. Солдатова, Г.Н. Лаврова.- М.: Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 384с.
Отрывок из работы

1. Теоретические аспекты проблемы развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста 1.1 Понятие внимания, его виды, функции и свойства Внимание - это одна из наиболее изучаемых категорий в психологии. В тоже время это одна из тех категорий, которые порождают максимальное количество споров в психологии познавательных процессов. Внимание - это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности1. В свою очередь, под направленностью психической деятельности следует подразумевать ее избирательный характер, т.е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, - надо удержать этот выбор, сохранить его. Как следует из данного нами определения, другой характеристикой внимания является сосредоточенность. Под сосредоточенностью подразумевается большая или меньшая углубленность в деятельность, отвлечение от всего постороннего. Ю. Б. Дормашев и В. Я. Романов отмечают существенную особенность внимания, которая выражается в пестроте и разнообразии входящих в него явлений: «внимание может быть чувственным и интеллектуальным, активным и пассивным, непроизвольным, произвольным и послепроизвольным, оно может направляться и переключаться, удерживаться и отвлекаться, сосредотачиваться и распределяться. Его описывают как узкое и широкое, интенсивное и ослабленное, инертное и подвижное, устойчивое и колеблющееся. Считают, что внимание может выполнять целый ряд функций: различения, селекции, интеграции, контроля, настройки и сенсибилизации органов чувств, моторной мобилизации и др.» . Рассмотрим основные классификации внимания. У. Джеймс различает виды внимания по трем основаниям: по объекту - внимание может быть чувственным (когда оно относится к восприятию) и интеллектуальным (когда оно относится к воспроизведенным представлениям); по заинтересованности - внимание может быть непосредственным, когда объект интересен сам по себе или опосредствованным, апперцептивным, когда объект приобретает интерес по ассоциации; по степени требуемых усилий, степени активности сознания - внимание может быть пассивным, непроизвольным, не сопровождаемым никаким усилием, активным, произвольным, сопровождаемым чувством усилия. Поскольку каждый акт характеризуется по каждому параметру, сочетание этих трех типов характеристик дает шесть видов внимания: непроизвольное, непосредственное, чувственное; непроизвольное, опосредствованное, чувственно-непроизвольное, непосредственное, интеллектуальное; непроизвольное, опосредствованное, интеллектуальное; произвольное, опосредствованное, чувственное; произвольное, опосредствованное, интеллектуальное. Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Возникает такое внимание из-за физических, психофизиологических и психических причин. Они взаимосвязаны друг с другом, но условно их можно разделить на следующие четыре категории. Первая группа причин связана с характером внешнего раздражителя. Сюда надо включить, прежде всего, силу, или интенсивность, раздражителя (громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах и др.). Вторая группа причин связанна с соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека. Так, человек, испытывающий чувство голода, невольно обратит внимание на разговор, в котором идет речь о еде. Третья группа - общая направленность личности. То, что человека интересует больше всего, как правило, обращает на себя внимание, даже если он столкнулся с этим случайно. Следовательно, общая направленность личности и наличие предшествующего опыта непосредственно сказываются на возникновении непроизвольного внимания. В качестве четвертой самостоятельной группы причин следует назвать те чувства, которые вызывает у нас воздействующий раздражитель. То, что интересно человеку, что вызывает определенную эмоциональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания. В отличие от непроизвольного внимания главной особенностью произвольного внимания является то, что оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Основная его функция состоит в активном регулировании протекания психических процессов. Таким образом, произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного, однако оба вида внимания тесно связанны друг с другом, так как произвольное внимание возникло из непроизвольного. Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребенка при общении со взрослыми. Как было показано Л.С. Выготским, на ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми - взрослым и ребенком. Существует еще один вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н.Ф. Добрыниным послепроизвольным. В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий. Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся устойчивость. Концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания. Устойчивость заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте. Это свойство внимания может определяться периферическими и центральными факторами. В настоящее время доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточенно, новые стороны и связи. Когда поставленная задача требует сосредоточенности на каком-либо предмете и человек раскрывает в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, внимание очень длительное время может оставаться устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета не дает возможности для дальнейшего его изучения, человек легко отвлекается, его внимание колеблется. Если бы внимание при всех условиях было неустойчивым, более или менее эффективная умственная работа была бы невозможна. Оказывается, что само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Кроме того, устойчивость внимания зависит от ряда других условий. К их числу относятся степень трудности материала и знакомства с ним, его понятность, отношение к нему со стороны субъекта, а также индивидуальные особенности личности. Следующее свойство внимания - концентрация внимания. Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности внимания. Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Примером служат способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь важных дипломатических документов. Но, как показывает практика, человек способен выполнять только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких возникает вследствие быстрого последовательного переключения с одного вида деятельности на другой. Многие авторы считают, что распределение внимания является обратной стороной его другого свойства - переключаемости. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Следующее свойство внимания - его объем. Под объемом внимания понимается количество объектов. Которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую информацию на части. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении. Отвлекаемость внимания - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей. Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности. Большое значение для изучения характеристик внимания имеет вопрос о рассеянности. Рассеянностью обычно называют два разных явления. Во-первых, часто рассеянностью называют результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя. Совсем другой вид рассеянности наблюдается в тех случаях, когда человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться, когда он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь. Э.Б. Титченер описывал внимание по стадиям развития: первичное внимание, определяемое разнообразными влияниями; вторичное внимание - произвольное, активное, в процессе которого «центр сознания удерживается известным восприятием или представлением, удерживается, несмотря на противодействие других переживаний»; - производное первичное внимание, когда это восприятие или представление одерживает неоспоримую победу над своими конкурентами. Н.Н. Ланге рассматривает внимание как процесс усиления или изменения восприятия, критикуя определение внимания как концентрацию сознания и дает свое определение: внимание это целесообразная реакция организма. При этом и формы внимания определяются характеристиками, свойственными реакциям организма вообще: рефлективное - механическое, не имеющее никакой эмоциональной окраски, приспособляющееся; инстинктивное - приспособление к наилучшему восприятию, которое вызываются инстинктивными эмоциями любопытства и удивления; волевое внимание - при котором цель процесса уже заранее известна субъекту. С.Л. Рубинштейн, описывая свойства внимания, кроме факта произвольного и непроизвольного внимания, выделил следующие его типы: .широкое или узкое внимание, в зависимости от объема; .хорошо или плохо распределяемое; .быстро или медленно переключаемое; .концентрированное или флюктуирующее; .устойчивое или неустойчивое. Таким образом, внимание - сложное явление. Оно не является самостоятельным психическим процессом, это психическое состояние личности, выраженное в сосредоточенности на чем-либо. Выражает отношение человека к определенному объекту. Среди разновидностей внимания выделяют: природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредствованное, непроизвольное, произвольное и послепроизвольное, чувственное и интеллектуальное внимание. Внимание имеет ряд функций: обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном объекте или виде деятельности, активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психических процессов. К важным свойствам внимания относят: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, объем. 1.2 Особенности развития внимания в дошкольном возрасте Первые проявления внимания можно пронаблюдать уже у новорожденного во время сосания. На протяжении дошкольного возраста развиваются свойства внимания и его произвольность. Ребенок научается управлять собой и сознательно направлять свое внимание на определенный предмет. При этом он использует для организации внимания внешние средства, прежде всего слово и указательный жест взрослого, т.е. внимание становится опосредованным.[10, с.123] Основные изменения, происходящие в развитии внимания дошкольника - это расширение объема внимания, рост устойчивости и формирование произвольного внимания. Знакомство с все большим и большим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым - все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и внимание. Важное значение для развития имеет режим дня. Он создает опорные точки в жизни детей, служит внешним средством ее организации, облегчает переключение, распределение, концентрацию внимания. Внимание в дошкольном детстве носит преимущественно непроизвольный характер. Этот психический процесс отражает интересы дошкольника по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 минут, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до 2 часов. Это объясняется тем, что в игре отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Хотя дети дошкольного возраста и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Даже при сосредоточении внимания дети не в состоянии заметить главного, существенного. Это объясняется особенностями их мышления: наглядно-образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что дети все свое внимание направляют на отдельные предметы или их признаки. Возникающие в сознании образы, представления вызывают эмоциональное переживание, которое оказывает тормозное влияние на мыслительную деятельность. И если суть предмета не находится на поверхности, если она замаскирована, то дошкольники не замечают ее. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Непроизвольное внимание отличается стихийностью возникновения, отсутствием усилий для его появления и сохранения. Случайно возникнув, оно может тут же угаснуть. Эта особенность внимания дошкольников является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Взрослый, помня о том, что ребенка притягивает эмоционально насыщенный материал, создает зону положительных переживаний, тем самым вызывая и поддерживая непроизвольное внимание. Хочется подчеркнуть, что в развитии этого вида внимания главную роль играет именно взрослый. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, применяя для этого некоторые способы. Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают малыша в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, родители дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает и сам управлять своим вниманием. Так, в одном эксперименте с детьми проводили игру в вопросы и ответы по типу игры в фанты с запретами: «Да и нет не говорите, белого и черного не берите». По ходу игры ребенку задавали ряд вопросов. Среди них встречались такие, на которые он должен был ответить названием определенного цвета. Вопросы были следующего типа: «Ходишь ли ты в школу?»; «Какого цвета парта?»; «Любишь ли ты играть?»; «Бывал ли ты в деревне?»; «Какого цвета бывает трава?»; «Бывал Ли ты в больнице?»; «Видел ли ты доктора?»; «Какого цвета бывают халаты?» Ребенок должен был отвечать как можно быстрее и при этом выполнять инструкцию: 1) не называть запрещенных цветов, например черного и белого или красного и синего; 2) не называть дважды один и тот же цвет. Эксперимент был построен так, что ребенок мог выполнить все условия игры, но это требовало от него постоянного напряжения внимания, и в большинстве случаев дошкольники не справлялись со всеми этими задачами. Иной результат получается, когда взрослый предлагает ему в помощь набор цветных карточек, которые становятся внешними вспомогательными средствами для успешного сосредоточения внимания на условиях игры. Наиболее догадливые дети самостоятельно начинают использовать эти вспомогательные средства. Они выделяют запрещенные цвета, скажем белый и черный, откладывают в сторону соответствующие карточки и в процессе игры пользуются теми карточками, которые лежат перед ними. Следует отметить, что начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания к интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам. Возрастает устойчивость внимания и при рассматривании детьми картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей. Помимо ситуативных средств, организующих внимание в связи с конкретной, частной задачей, существует универсальное средство организации внимания - речь. Особенно усиливается роль речи в формировании внимания ребенка, когда дети сталкиваются с правилами, требованиями, выдвигаемыми взрослыми. Дошкольник значительно чаще и легче воспринимает слово, поэтому речь взрослого становится объектом внимания ребенка. Как известно, обозначение словом предмета, его признака или действия существенно изменяет процессы чувственного познания окружающего. Дети начинают все больше ориентироваться на слово - название вещи, слово - оценку поведения других детей и своего собственного, слово - приказ, требование, побуждение. Особенно показательно для развития внимания к речи-рассказу взрослого. Здесь физические характеристики голоса уходят на задний план, значимым становится содержание, которое понимают на основе опыта. Однако до конца дошкольного детства в организации внимания детей используют интонацию, загадочность, паузы. Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, учитывая при этом те или иные обстоятельства («Когда складываешь башенку, выбирай самое большое колечко... Так, правильно. А где теперь самое большое? Поищи!» и т. д.). Позднее ребенок начинает сам обозначать те предметы и явления, которые ему интересны, чтобы добиться нужного результата. Так он овладевает одним из главных средств управления вниманием - умением словесно формулировать то, на что он будет ориентироваться. По мере развития планирующей функции речи, ребенок становится способным заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности. Таким образом, в дошкольном детстве развиваются оба вида внимания - непроизвольное и произвольное. Изменяются свойства внимания: увеличивается его объем, т.е. то количество объектов, которое может быть отчетливо воспринято в относительно короткий промежуток времени, изменяется устойчивость как способность сохранять сосредоточенность на объекте. Произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. 1.3 Условия и приемы развития внимания у дошкольников Исследования, посвященные произвольному вниманию, восходят к работам JI. С. Выготского. Здесь условно можно выделить две линии: первая из них направлена на роль слова, вторая - на роль стимулов-средств в регуляции произвольного внимания. В раннем возрасте границы направляющей внимание речевой инструкции очень узки. Но с возрастом речевая инструкция взрослого, дополненная участием собственной речи ребенка, становится фактором, устойчиво направляющим его внимание. Этот факт показан многими отечественными психологами. Развитие произвольного внимания в детском возрасте было прослежено еще в ранних опытах JI. С. Выготского. В опытах Л.С. Выготского в одну из банок прятался орех и ребенок должен был достать его. К банке, в которую был спрятан орех, для ориентировки прикреплялась маленькая серая бумажка. Обычно ребенок 3 - 4 лет не обращал внимания на нее и не выделял избирательно необходимую банку. Однако, после того, как орех клался в банку на его глазах, ему указывали пальцем на серую бумажку, она приобретала характер знака, говорящего о скрытой цели и направляла внимание ребенка. Здесь указательный жест является знаком, заменяющим слово. У детей более старшего возраста указательный жест заменяется словом, ребенок начинает самостоятельно пользоваться указательным знаком, опираясь на который, он может организовать свое внимание. Л.С. Выготский, а затем А.Н. Леонтьев, показали, что на различных ступенях развития можно наблюдать формирование произвольного внимания путем опоры на развернутые внешние вспомогательные средства с их последующим сокращением и постепенным переходом к высшим формам свернутой внутренней организации внимания. Д.Б. Годовикова исследовала воздействие словесных инструкций на переключение внимания. Дети от 3 до 7 лет должны были нажимать на один ключ при зажигании красной лампочки и на другой при зажигании желтой. При изменении ситуации (закрывалось определенное окошечко) дети должны были действовать противоположным образом. Исследование показало, что детей всех возрастов дошкольного детства посредством предварительной словесной инструкции можно подготовить к преднамеренному, произвольному переключению с одного типа действий на другой в соответствии с изменениями элементов ситуации. Но переключение действия на основе словесной инструкции у детей от 3 до 5 лет требовало не только многократного повторения словесной инструкции, но и некоторое количество повторений переключения действия при смене сигнала (дети упражнялись в переключении действий). Половина детей от 5 до 6 лет и все дети от 6 до 7 лет переключают действие на основе инструкции. Было установлено, что старшие дошкольники активно усваивали инструкцию и этим обеспечивали формирование установочной реакции. Значение словесной самоинструкции для организации внимания хорошо видно из следующего примера. Детям дошкольникам предлагали из десяти карточек с изображениями животных отобрать те, на которых было хотя бы одно из указанных изображений (например, курицы или лошади), но ни в коем случае не брать карточки, на которых было запрещенное изображение (например, медведя). Ребенок отбирал карточки несколько раз подряд. Первоначально ему не давали никаких указаний относительно способа действия. В этих условиях дети с трудом выполняли задание, часто ошибались. Однако выполнение задания сразу же изменялось, когда ребенку предлагали повторить вслух инструкцию (после внимательного рассматривания изображений на карточках вспомнить, какие карточки можно брать, а какие - нельзя). Начиная со старшего дошкольного возраста дети после этого давали правильные решения, даже если в последующие задания вводили новых животных. Это проявляется в том, что, выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в 10-12 раз чаще, чем младшие дошкольники. В эксперименте Т.В. Петуховой также были показаны возрастные различия в становлении произвольного внимания при использовании речевых инструкций. Дети получали инструкцию, где предлагалось отобрать из 10 карточек те, на которых было хотя бы одно из двух названных животных (например, лошадки и курочки) и не брать карточки, на которых был, например, медведь. Инструкция давалась перед каждым выбором. Названные изображения два раза менялись. Начиная со второго отбора, детям предлагалось повторить инструкцию. Младшие дошкольники с большим трудом выполняли задание; старшие, активно используя речь, выполняли задание намного успешнее.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg