Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Дидактическая игра как средство формирования представлений о выразительных средствах музыки у детей старшего дошкольного возраста

irina_k200 2550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 102 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.10.2020
Проблема исследования: каково влияние дидактической игры на формирование представлений о выразительных средствах музыки у детей старшего дошкольного возраста. В связи с вышеизложенным, очевидна актуальность дипломной работы, которая заключается в исследовании дидактических игр в формировании представлений о выразительных средств музыки у детей старшего дошкольного возрастаю Цель исследования: теоретическое обоснование проблемы использования дидактических игр в формировании представлений о выразительных средствах музыки и разработка методических рекомендаций по проблеме исследования. Объект исследования: процесс формирования представлений о выразительных средствах музыки у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования представлений о выразительных средствах музыки у детей старшего дошкольного возраста. С учетом поставленной цели были определены следующие задачи исследования: 1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений о выразительных средствах музыки у детей старшего дошкольного возраста; 2. Исследовать педагогические возможности дидактической игры в формировании представлений о выразительных средствах музыки у детей старшего дошкольного возраста; 3. Изучить уровень сформированности представлений о выразительных средствах музыки у детей старшего дошкольного возраста; 4. Разработать методические рекомендации по формированию представлений о выразительных средствах музыки у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Методы теоретического и эмпирического исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ документации, наблюдение, беседа, с целью выявления уровня сформированности представлений о выразительных средствах музыки был использован диагностический материал, разработанный В.П. Анисимовым. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: 1) определены особенности формирования представлений о музыкальных средствах музыки у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры; 2) выявлены критерии, показатели и уровни сформированности представлений о выразительных средствах музыки у детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать материалы выпускной квалификационной работы в практике работы дошкольной образовательной организации по формированию представлений о выразительных средствах музыки у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры. Опытно-экспериментальную базу исследования составило Нефтеюганское районное муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «В гостях у сказки», г.п. Пойковский. В исследовании участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста, 20 родителей и 4 педагога. Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Введение

Становлению музыкальной культуры детей дошкольного возраста придается огромное значение в современных педагогических исследованиях. Музыка обладает широким диапазоном воспитательного воздействия на развитие личности ребенка. Музыкальные впечатления способствуют развитию эмоциональных центров головного мозга, активизируя умственную деятельность, а это важно для интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Приобщение детей дошкольного возраста к миру музыки оказывает воздействие на формирование ценностного отношения к искусству и окружающей действительности, способствует личностному развитию. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для реализации индивидуальных творческих проявлений в музыкальной деятельности. В области восприятия развитие идет от простейших различений детьми дошкольного возраста наиболее ярких красок, форм, звуков к более активному осознанию красивых гармоничных сочетаний, к дифференцированию звуковысотных и ритмических соотношений в музыке, нюансов цветовой гаммы, разнообразия форм, поэтических созвучий. Для ребенка старшего дошкольного возраста характерен преимущественно эмоциональный, а не интеллектуально-рассудочный тип оценки происходящего. А.В. Запорожец удачно определил это «мотивационно-смысловой ориентировкой» в ситуации. Исследования психологов (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, В.С. Мухина и др.) свидетельствуют, что к моменту поступления в школу восприятие ребенка достигает высокого уровня. Однако детей старшего дошкольного возраста оно еще не достаточно дифференцированно: не имеет целенаправленного характера, часто непроизвольно. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающей действительностью, миром природы и предметов, а самое главное, миром людей, их эмоций, чувств и переживаний. Музыка из всех видов искусства отличается своей спецификой. Ей свойственна абстрактность, бессюжетность. Отсутствие в музыке чисто информирующей функции заставляет ребенка подсознательно стремиться к расшифровке таинственной и многозначной для него сущности. В настоящее время, считаем, необходимо уделять внимание проблеме формирования выразительных средств музыки у детей старшего дошкольного возраста, так именно дошкольный возраста является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Данная проблема находит свое отражение в нормативно-правовых законах, так в ФЗ «Об образовании РФ» в ст. 64 говорится о том, что образовательные программы ДО должны быть направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижения детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности [55]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) в соответствии с пунктом 2.6. «Музыкальное воспитание» представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (игровой, изобразительной, музыкальной и др.) [56]. Музыка обладает широким диапазоном воспитательного воздействия на развитие личности ребенка. Музыкальные впечатления способствуют развитию эмоциональных центров головного мозга, активизируя умственную деятельность, а это важно для интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Приобщение детей дошкольного возраста к миру музыки оказывает воздействие на формирование ценностного отношения к искусству и окружающей действительности, способствует личностному развитию. В области восприятия развитие идет от простейших различений детьми наиболее ярких красок, форм, звуков к более активному осознанию красивых гармоничных сочетаний, к дифференцированию звуковысотных и ритмических соотношений в музыке, нюансов цветовой гаммы, разнообразия форм, поэтических созвучий. Для ребенка старшего дошкольного возраста характерен преимущественно эмоциональный, а не интеллектуально-рассудочный тип оценки происходящего. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающей действительностью, миром природы и предметов, а самое главное, миром людей, их эмоций, чувств и переживаний. Музыка из всех видов искусства отличается своей спецификой. Ей свойственна абстрактность, бессюжетность. Отсутствие в музыке чисто информирующей функции заставляет ребенка подсознательно стремиться к расшифровке таинственной и многозначной для него сущности [40, с.92]. На формирование представлений о выразительных средствах музыки у детей дошкольного возраста в нашей стране оказали влияние взгляды таких педагогов и психологов, как В.М. Бехтеров, О.П. Радынова, C.Н. Беляева, Н.А. Ветлугина, Н.С. Карпинская, Р.И. Жуковская, Е.Г. Ковальская и др. Благодаря тому, что музыка представляет собой временной вид искусства, она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний. Каждое му¬зыкальное произведение имеет, таким образом, некую «чувственную программу» (термин психолога В.Т. Ражникова), разворачи¬вающуюся во времени. Формированию представлений о выразительных средствах музыки у детей дошкольного возраста в наибольшей степени способствует игровая деятельность, а именно дидактическая игра. С точки зрения ученых, осуществлять процесс музыкального воспитания в старшем дошкольном возрасте позволяют формы обучения, создающие условия для производства игровой деятельности. В психологической концепции игровой деятельности, развитой в работах О.П. Радыновой, Н.Г. Кононовой, Л.Н. Комиссаровой, О.Ю. Лазаревой, З.Я. Роот и других, игра определяется как деятельность, предмет и мотив которой лежат в самом процессе ее осуществления. Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания [53, с.85]. В процессе развития обычно личную значимость и привлекательность приобретают, прежде всего, те действия и те проявления личности, которые, став доступными, еще не стали повседневными. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием и достаточно долго играют в различные сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, дидактические, подвижные, музыкальные, театральные и театрализованные игры и т.д. [61, с.103]. Основное назначение дидактических игр: формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Содержание

Введение……………………………………………………………….………...3 Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о выразительных средствах музыки у детей старшего дошкольного возраста 1.1. Сущность и содержание понятия «выразительные средства музыки»……………………………………………………………………………9 1.2. Особенности формирования представлений о выразительных средствах музыки у детей старшего дошкольного возраста……………………..………16 1.3. Педагогические возможности дидактической игры в формировании представлений о выразительных средствах музыки у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...30 Выводы по 1 главе ……………………………………………………………..40 Глава 2. Опытно-поисковое исследование по формированию представлений о выразительных средствах музыки у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры 2.1. Выявление исходного уровня сформированности представлений о выразительных средствах музыки у детей старшего дошкольного возраста….………………………………………………………………………..41 2.2. Методические рекомендации по работе, направленной на формирование представлений о выразительных средствах музыки у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры………..……….….58 Выводы по второй главе……………………………………………………....79 Заключение………………………………………………………...……………81 Список используемой литературы……………………………………….…..83 Приложение……………………………………………………………………..90
Список литературы

1. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей [Текст] / В.П. Анисимов. – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 128с. 2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: кн. для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2014. – 160с. 3. Ветлугина, Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость. Восприятие музыки [Текст] / Н.А. Ветлугина; под ред. В.Н. Максимова. – М., 2016. – 219с. 4. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка [Текст] / Н.А. Ветлугина. – М., 2014. – 416с. 5. Ветлугина, Н.А. Музыкальный букварь [Текст] / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2018. – 75с. 6. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. – М.: Просвещение, 2013. – 276с. 7. Воловникова, Г.М. Педагогический словарь: в 2-х томах / Г.М. Воловникова, Л.И. Генсиоровская. – М.: Издательство академии педагогических наук, 2016. – Т.1. – 776с. 8. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2015. – 243с. 9. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: кн. для воспитателя детского сада / Н.А. Ветлугина и др. – М.: Просвещение, 2014. – 160с. 10. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 320с. 11. Детство: Комплексная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. – 352с. 12. Зацепина, М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации [Текст] / М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-синтез, 2013. – 88с. 13. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учеб.для студентов высших учеб. заведений [Текст] / А.Н. Зимина. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2017. – 304с. 14. Зырянова, С.М. Формирование у детей 6–7 лет представлений о средствах музыкальной выразительности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. – № S6. – С. 16–20. 15. Иванова, М.К. Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста посредством якутского музыкального фольклора // Успехи современного естествознания. 2018. – № 1 – С. 177-178 16. Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного образования. / под ред. Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева и др. - 6-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2018. - 192с. 17. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учебных заведений [Текст]/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 2-е изд., испр. и доп.– М.: Изд. центр «Академия», 2012. – 416с. 18. Комиссарова, Л.Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: пособие для воспитателей и муз. руководителей детских садов [Текст] / Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина. – М.: Просвещение, 2013. – 486с. 19. Кононова, Н.Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников: из опыта работы музыкального руководителя [Текст] / Н.Г. Кононова. – М.: Просвещение, 2012. – 308с. 20. Кононова, Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада: Из опыта работы [Текст] / Н.Г. Кононова. – М.: Просвещение, 2016. – 159с. 21. Курс общей возрастной и педагогической психологии. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 2014. – Вып.3. – 292с. 22. Комиссарова, Л.Н., Костина, Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: учеб. пособие для воспитателей и музыкальных руководителей дет.садов. – М.: Просвещение, 2013. – 144с. 23. Кононва, Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: из опыта работы музыкального руководителя. – М: Просвещение, 2012. – 96с. 24. Кулешова, С.А. Марш в музыке, движении, сказке / С.А. Кулешова. – Музыкальный руководитель. – М, 2016. - №4. – с.11-14. 25. Лобанова, О.Ю. Эмоциональная отзывчивость на музыку в структуре детской музыкальности. Современные проблемы дошкольного образования [Текст]: материалы международной научно-практической конференции посвященной 100-летию со дня рождения А.В. Кенеман / О.Ю. Лобанова – М., 2016. – 118с. 26. Лямина, Г.М. Воспитание детей в старшей группе детского сада: пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Г.М. Лямина. – М.: Просвещение, 2014. – 306с. 27. Льговская, Н.И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.И. Льговская. – М.: Айрис-пресс, 2016. – 120с. 28. Лазарева, О.Ю., Шестакова, Л.А. Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста / О.Ю. Лазарева, Л.А. Шесткова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. №3. – с.164-168. 29. Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / М.А. Михайлова. – Ярославль: Академия развития, 2015. – 112с. 30. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Д.В. Менджерицкая; под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 2012. – 128с. 31. Метлов, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду: спец. курс [Текст]/ Н.А. Метлов. – М., Просвещение. 2014. – 354с. 32. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ «Дошкольное воспитание» [Текст] / Н.А. Ветлугина, Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2015. – 264с. 33. Мухина, В.С. Детская психология: учеб. для студентов пед. ин-тов [Текст] / В.С. Мухина; под ред. Л.А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2013. – 376с. 34. Новикова, Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Г.П. Новикова. – М.: АРКТИ, 2017. – 227с. 35. Николаева, Л. Ю., Николаева Е.А. Игровая деятельность дошкольников / Л.Ю. Николаева, Е.А. Николаева // Образование и воспитание. - 2016. - №2. - С. 25-29. 36. Образцова, Т.Н. Музыкальные игры для детей [Текст] / Т.Н. Образцова. – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА» », ООО «Этрол», ООО «Гамма Пресс 2000», 2015. – 277с. 37. От рождения до школы: Инновационная программа дошкольного образования [Текст] / авт. коллектив Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова. – изд.пятое (инновационное), исп.и доп. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2019. - 336с. 38. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384). [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru 39. Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» - [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/ 40. Праслова, Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015. – 232с. 41. Перунова, Н.О. Музыкальная азбука для детей дошкольного возраста [Текст]/ Н.О. Перунова. – М., Просвещение. - 2013. – 96с. 42. Петрушин, В.И, Музыкальная психология [Текст] / В.И. Петрушин. – М.: Просвещение, 2014. – 209с. 43. Праслова, Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Г.А. Праслова. – СПб: ДЕТСТВО-Пресс, 2015. – 384с. 44. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений [Текст] / О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова. – Дубна: Феникс, 2014. – 352с. 45. Радынова, О.П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры [Текст] / О.П. Радынова // Музыкальный руководитель. 2015. – №1. – С. 15 – 19. 46. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: учеб. для студ. высш. и сред. пед. заведений [Текст] / О.П. Радынова, Л.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 209с. 47. Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей [Текст] / О.П. Радынова. – М.: Просвещение, 2012. – 119с. 48. Радынова, О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей дет. сада [Текст] / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. – М.: Просвещение: Владос, 2014. – 240с. 49. Радынова, О.А. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации / О.А. Радынова. - М.: Издательство «ГНОМиД», 2016.- С.8-17. 50. Роот, З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста: пособие для музыкальных руководителей [Текст] / З.Я. Роот. – М.: Айрис-Пресс, 2014. – 64с. 51. Тарасова, К.В. Основа системы музыкального воспитания [Текст] / К.В. Тарасова, Т.Г. Рубан // Дошкольное воспитание. – 2013. – №11. – С.63-69. 52. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей: избранные труды: в 2 т. [Текст] / Б.М. Теплов. – М., 2015. – Т.1. – 196с. 53. Трубникова, М.Л. Учим детей играть по слуху [Текст] / М.Л. Трубникова // Дошкольное воспитание. 2013. – №3. – С.83-88. 54. Тютюнникова, Т.Э. Просто, легко, весело / Т.Э. Тютюнникова. – Музыкальный руководитель. – М. 2019. - №5. – с.4-9. 55. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. вступившими в силу с 01.01.2020). [Электронный ресурс] – URL:http://www.consultant.ru 56. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М. изд-во «Перспектива». 2014. – 32с. 57. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства [Текст] / В.Н. Холопова. – М.: Изд-во «Лань», 2013. – 286с. 58. Цветкова, Т.В Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Приказы и письма Министерства образования и науки Российской Федерации [Текст] / Сост. Т.В. Цветкова. - М.: Сфера, 2016. - 96с. 59. Чайковский, П.И. Детский альбом: полное собрание сочинений для фортепиано. Том IV. – М: изд-во «Скорпион», 2013. – 133с. 60. Школяр, Л.В. Теория и методика музыкального образования детей [Текст]/ Л.В. Школяр. – М.: Просвещение, 2016. – 105с. 61. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 256с. 62. Эстетическое воспитание в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 2014. – 207с. 63. Энциклопедический музыкальный словарь / авт.-сост. Б. С. Штейнпресс и М.М. Ямпольский. - Изд. 2-е. М.: Советский композитор, 1966. - 632с. 64. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания [Текст]/ М.Г. Яновская. – М.: Просвещение, 2016. – 174с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о выразительных средствах музыки у детей старшего дошкольного возраста 1.1. Сущность и содержание понятия «выразительные средства музыки» Музыка – это движение звуков, различных по высоте, тембру, динамике, длительности, определенным образом организованных в музыкальных ладах (мажорный, минорный), которые имеют определенную эмоциональную окраску, выразительные возможности. Для восприятия музыкального содержания необходимо обладать способностью дифференцировать движущиеся звуки слухом, различать и воспринимать выразительность ритма [44, с.115]. Музыкальные звуки обладают различными свойствами: высота, тембр, динамика, длительность. Их различение в отдельно взятых звуках составляет основу музыкальных способностей. Длительность звука лежит в основе музыкального ритма, Чувство эмоциональной выразительности, музыкального ритма и воспроизведения его образуют одну из музыкальных способностей личности – музыкально-ритмическое чувство. Высота, тембр и динамика составляют основу звуковысотного, тембрового и динамического слуха. Содержание музыкального произведения детьми старшего дошкольного возраста воспринимается через ассоциации, вызванные определенными звучаниями. В музыкальном языке отдельные музыкальные звуки осмыслены и организованы так, что они образуют комплекс выразительных средств музыки. Выразительные средства – это те приемы, которыми пользуются композиторы при построении смысловых элементов произведения и которые способствуют созданию в нашем сознании определенных представлений и ассоциаций, углубляют понимание сути произведения и вызывают личностное отношение к нему. Выразительные средства музыки служат для воплощения художественных образов, способных вызвать у слушателя определенный круг ассоциаций, через которые и воспринимается содержание музыкального произведения [48, с.69]. Разные элементы музыкального языка (высота, долгота, громкость, окраска звуков и т.д.) помогают композиторам выражать различные настроения, создавать разные музыкальные образы [51, с.64]. Выразительные средства музыки – это средства, которыми пользуется композитор для воплощения своего замысла [40, с.103]. К выразительным средствам музыки относятся: мелодия; гармония; фактура; ритм; динамика; размер; темп; тембр. Рассмотрим выразительные средства музыки более подробно. Основным выразительным элементом музыкального языка является мелодия как уникальная форма человеческого мышления, художественное средство передачи чувств и эмоций. мелодия не имеет аналогов и существует лишь в сфере музыкального искусства. Мелодия - основа любого музыкального произведения, его мысль, его душа. Без мелодии музыка немыслима. Мелодия может быть разной - плавной и отрывистой, весёлой и грустной [63, с.298]. Регистр - часть диапазона, определенная высота звучания голоса или музыкального инструмента. Разные отрезки диапазона, отличающиеся друг от друга качеством звучания, называются регистрами. Обычно различают три регистра: нижний, средний и верхний. Наиболее часто употребляется у большинства инструментов и певческих голосов средний регистр [63, с.483]. В любой музыке, в любой песне кроме мелодии очень важен ритм. Всё в мире имеет ритм. Наше сердце - сердечный ритм; есть ритмы мозга, есть суточный ритм - утро, день, вечер и ночь. Смена времён года - это ритм планеты. Ритм в переводе с греческого означает «мерность» - это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков. Хорошо понятен ритм в разных танцах. Все понимают, о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша, танго. Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия. Он влияет на тот или иной характер музыки. Плавный ритм придаёт музыкальному произведению лиричность. Прерывистый ритм создает ощущение тревоги, взволнованности. Таким образом, ритм - это последовательность звуков одинаковой или разной длительности. Разные по длительности звуки объединяются в ритмические группы, из которых складывается ритмический рисунок произведения. Повторение одинаковых длительностей в произведениях медленного или умеренного темпа создает спокойный, уравновешенный образ. Одним из выразительных средств музыки является «размер». Чтобы записать ритм на бумаге, используют так называемый музыкальный размер. С его помощью музыканты понимают, с каким ритмом и темпом необходимо играть музыку. Музыкальные размеры бывают разные и записываются дробями: две четверти, три четверти и т.д. Чтобы точно соблюдать ритм, музыкант при разучивании новой мелодии должен считать: раз и, два и..и так далее, в зависимости от размера. К выразительным средствам музыки относятся «темп» - скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире. Например, быстрый темп - аллегро, престо; умеренный темп - анданте; медленный - адажио. Темп как основная скорость движения метрических единиц музыкального произведения тесно связан с чувством музыкального ритма, которое определяется как способность к активному переживанию ритмической организации фразы, мелодии, предложения. У каждого голоса имеется окраска - тембр. Человеческий голос имеет свою окраску, свой тембр; свой тембр имеет и каждый музыкальный инструмент. Благодаря тембру можем различить голос человека или музыкального инструмента, не видя его, а только слыша. Женские и мужские голоса: высокий - сопрано, тенор; средний - мeццо-сопрано, баритон; низкий - альт, бас. Тембр - способность слуха чувствовать различную окраску звука - помогает выявлению в музыке красочности. Динамика как способность слуха ощущать звук в различных диапазонах громкости способствует более сильному воздействию музыки на эмоциональное состояние слушателя. Тембр и динамика являются основными компонентами музыкального тембро - динамического слуха. Фразировка - способность к художественно-смысловому разграничению фраз - способствует наиболее точному, яркому и верному раскрытию идейно-эмоционального содержания музыкального произведения. Метр означает равномерное чередование сильных и слабых долей такта (пульсация). В нотной записи метр выражается в размере (верхняя цифра размера указывает, сколько долей в такте, а нижняя - какой длительностью выражена доля метра в данном размере), и тактах (такт - отрезок времени от одной сильной доли до следующей доли равной силы), отделенных между собой тактовыми чертами. Основными типами метр являются строгий метр - сильные и слабые доли такта чередуются равномерно; свободный метр - акценты распределяются неравномерно, в современной музыке может не указываться размер или отсутствовать деление на такты; двухдольный метр - одна сильная и одна слабая тактовые доли (/-) напр., полька или марш; трехдольный метр - одна сильная и две слабые тактовые доли (/-), например, вальс; полиметрия - одновременное сочетание двухдольного и трехдольного метра; переменный метр - меняется на протяжении произведения. Таким же уникальным атрибутивно-выразительным элементом музыкального языка является гармония, которая в общем смысле понимается как закономерное объединение тонов в созвучие и связь созвучий в их последовательном движении [63, с.168]. В музыкальном произведении гармония выполняет важные функции во временном процессе музыкального развития, передачи музыкального содержания и формы, наиполнейшего выявления художественной образности, стилистических и жанровых характеристик звучания, обогащает и углубляет звучание тематизмом, согласовывает многоголосие, составляющие элементы фактуры, конкретизирует взаимоотношения больших и малых частей произведения, элементов мелодии и отдельных звуков. В переводе с греческого «harmonia» означает созвучие. Гармония - это объединение звуков в различные созвучия (аккорды) и их последовательности. Главный элемент гармонии - это аккорд - одновременное сочетание трех и более разных по высоте звуков. В классической музыке гармония благозвучна (опирается на консонансы), в основном используются аккорды терцовой структуры. В современной музыке гармония может звучать резко, бывает весьма сложной, широко используются необычные созвучия - одновременное сочетание секунд, кварт, квинт и других интервалов [34, с.89]. Фактура - склад, вид изложения музыкального произведения (лат. fakturo - обработка). Основные элементы фактуры: мелодия, аккомпанемент (сопровождение), бас (нижний голос), средние голоса. Фактура бывает прозрачной (двух-, трехголосной), вызывая ощущение легкости, прозрачности; плотная (многоголосная, аккордовая) фактура создает впечатление силы, мощи; одноголосная фактура: любая одноголосная мелодия (сольная или унисонная), например, народная песня. Очень важным средством музыкальной выразительности являются «штрихи». Они указывают на манеру звуковедения и зависят от характера произведения: - Legato - (легато) предполагает связное, плавное звукоизвлечение. - Staccato - (стаккато) – отрывистое извлечение звуков. Стаккато обозначается точкой над или под нотами. Звуки при исполнении на стаккато короткие, с небольшими толчками, легкими акцентами и цезурами между звуками. Non legato - (нон легато) - несвязное, неплавное исполнение. Звуковедение с небольшим подчеркиванием каждого звука мелодии. Звуки при этом должны быть наполненными как при исполнении легато, цезуры между звуками сокращены. Все вышеизложенное, имеет основополагающее значение для музыки, но существует только на нотной бумаге до тех пор, пока не воплотится в звуках, звучание - непременное условие существования музыкального искусства. Звук материализуется, тем самым доносит до слушателя свой смысл музыки, заключен он в особой сфере выразительных средств - целом мире тембров. Человеческие голоса и инструменты - деревянные духовые, медные духовые, струнные и ударные - придают музыке живое дыхание и удивительное разнообразие красок. Они выступают и в отдельности, и в бесчисленных сочетаниях, каждое из которых обладает совершенно особыми экспрессивными качествами и колоритом. Вокальное соло раскрывает тончайшие эмоциональные нюансы, а монументальная, «фресковая» звучность смешанного хора способна сотрясать своды соборов и концертных залов; звучание струнного квартета, удивительное по теплоте и слитности тембров, одновременно создает впечатление пластичности и графической четкости линий; разноголосые деревянные духовые пленяют акварельной прозрачностью и ясностью красок. Важно помнить, что все выразительные средства музыки тесно связаны между собой. Большинство из них вообще не существуют сами по себе: так, мелодия немыслима вне ритма и лада, вне лада и фактуры не может возникнуть гармония, а ритм, хоть и более независим, чем все остальные элементы, но «одномерен» и лишен первейшей сущности музыки – звука. Взаимосвязь всех средств музыкальной выразительности окружает нас всюду. Действительно, по одной только последовательности звуков, воспроизведенной в произвольном темпе и ритме, трудно узнать даже очень знакомую мелодию. Сопоставим несколько примеров – пусть это будет тема Черномора из «Руслана и Людмилы» Глинки, лейтмотив копья Вотана из вагнеровского «Кольца Нибелунга» и тема па-де-де из балета «Щелкунчик». Их мелодии практически одинаковы – все они представляют собой простейшую нисходящую гамму. Одинаковые мелодии помещены в совершенно различные метроритмические, ладогармонические, фактурные и тембровые условия: непривычно, потусторонне звучащий целотонный лад, примитивный в своей равномерности ритм и грозное оркестровое тутти с преобладанием меди составляют существо темы злого волшебника; суровая окраска натурального минора, пунктирный маршевый ритм, аскетичное унисонное изложение и глухие тембровые краски низких струнных и медных духовых инструментов определяют характер вагнеровского лейтмотива; просветленный мажорный колорит, красочность и полетность неустойчивой гармонии на сильной доле, ритмическая пластичность и теплое, наполненное звучание струнных делают простую гамму одной из красивейших лирических тем Чайковского. Теперь, когда были рассмотрены различные элементы музыкального языка, увидели сложность и многообразие их связей, все они являются лишь средствами выражения художественного образа. Если же образов несколько, то и они, и восприятие слушателя тем более нуждаются в некоей силе, организующей всю совокупность средств выражения во временном потоке. Эту задачу выполняет в музыке форма, сложность понимания которой усугубляется тем, что она постижима только в момент исполнения музыкального произведения. С одной стороны, форма - это композиция, или структура произведения, связывающая все его части воедино. По стройности и уравновешенности композиции, по гармоничности соотношения частей и целого нередко судят о достоинствах музыкального произведения, не зря Глинка сказал: «Форма - значит красота». Вместе с тем форма - это одно из высших проявлений процессуальной природы музыки. В ней отражается смена музыкальных образов, раскрывается их контраст или связь, развитие или преобразование. Лишь охватив музыкальную форму целиком, можем уяснить логику художественного образа и ход мысли композитора. Таким образом, говоря о средствах и формах выражения в музыке, следует помнить, что значительной долей условности можем рассматривать их совокупность как единый художественный язык. В действительности же каждый композитор говорит на своем языке, а точнее, руководствуется законами своей собственной музыкальной речи. И это позволяет музыке оставаться вечно живым, непосредственным и бесконечно разнообразным искусством, словно вобравшим в себя все токи жизни и в чувственно постигаемой форме отразившим и переплавившим опыт других сфер духовной деятельности. В дошкольной образовательной организации необходим четко продуманный педагогический процесс , который будет направлен на становление творческой личности детей дошкольного возраста. 1.2. Особенности формирования представлений о выразительных средствах музыки у детей старшего дошкольного возраста Важное место в жизни любого человека занимает музыка и музыкальная деятельность. В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Как утверждал В.А. Сухомлинский: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» - эти знаменитые слова педагога сегодня как никогда актуальны [43, с.280]. Музыка, в среде искусств, занимает особое место, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg