Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие навыков смыслового чтения у младших школьников в процессе филологического образования

shahov_2020 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 77 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.10.2020
Вопрос понимания текста является комплексным, относящимся к методике преподавания, педагогической психологии, психолингвистике и социальной психологии. Проблема понимания приобрела особую актуальность в последнее время, когда стал очевидным факт необходимости глубокого и сознательного осмысления большого количества информационных источников.
Введение

Умение понять текст является жизненно важным умением каждого человека: сегодня в мире ценится личность, умеющая осуществлять информационную переработку текста, постигать внутреннюю связанность и организованность компонентов и частей текста. Данная выпускная квалификационная работа посвящена теме развития навыков смыслового чтения у младших школьников в процессе филологического образования. Тема работы представляется актуальной, поскольку в современном интенсивно развивающемся в информационном отношении обществе возник социальный заказ на компетентную личность, способную обрабатывать любую поступающую информацию, формулировать выводы по ней и обосновывать собственную точку зрения относительно этой информации. Ученик должен уметь адекватно воспринимать текстовую информацию, как устную, так и письменную, различать ключевую и дополнительную информацию текста, понимать его тему и идею. Однако это умеют делать далеко не все. Причиной проблемы, по оценкам большинства методистов, является неправильная организация работы с текстом на уроках русского языка, незнание учителем основ информационной обработки текста и, как следствие, неумение научить им школьников. Актуальность исследования подтверждается также зафиксированными статистикой случаями возникновения у учащихся трудностей при написании сочинения-рассуждения. В то же время данная проблема выходит за рамки школьного обучения: проблема непонимания (или лишь частичного понимания) текста приводит к следствию более масштабного плана – неспособности обрабатывать любую поступающую информацию. Общекультурный уровень человека впоследствии оказывается недостаточно высоким, а, следовательно, и успешность такой личности в современном мире ставится под вопрос. Объектом данного исследования является процесс филологического образования младших школьников. Предмет данной работы – методика развития навыков смыслового чтения. Цель научной работы – изучив лингвистические исследования по тексту и накопленный методической наукой опыт по вопросу обучения осуществлению смысловой переработки прочитанного, разработать серию уроков, направленных на обучение школьников приемам понимания текста художественного стиля. Для этого необходимо решить следующие задачи: 1. Определить теоретические основы обучения пониманию текстов. Обобщить накопленный методической наукой опыт по обучению понимания текста, отобрать приемы понимания, работающие при анализе текстов художественного стиля. 2. Подобрать тексты, необходимые для организации обучения приемам понимания текстов художественного стиля. 3. Организовать обучение приемам и способам понимания текстов художественного стиля. 4. Провести контрольный эксперимент и определить степень эффективности проведенной работы. 5. Сформулировать выводы по результатам работы и предложения по улучшению качества усвоения школьниками текстового материала. Для проведения исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы: 1. Теоретические (изучение и анализ лингвистической, психолого-педагогической, методической и учебной литературы). 2. Практические (отбор материалов по теме исследования, наблюдение за процессом обучения). 3. Экспериментальные (проведение экспериментов). 4. Интроспективные (осмысление собственного опыта работы по данной проблеме и оформление результатов исследования). Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные в ходе исследования занятия по обучению пониманию текстов можно использовать в школьной практике. Новизна исследования заключается в том, что разработанные упражнения ориентированы на способы действия, знание которых позволит учащимся включать их в самостоятельную читательскую деятельность. Апробация разработанных упражнений проводилась в МБОУ СОШ 35. Основные положения исследования были изложены на Дне науки. Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, глоссария, списка литературы и приложений, включающих развернутые конспекты занятий русского языка, а также дидактический материал уроков (тексты художественного стиля).
Содержание

Введение……………………………………………………………………….…………..3 Глава I. Теоретические основы обучения пониманию текста………………………….6 §1. Определение понятия «текст». Признаки текста …………………………………...6 §2. Виды текстовой информации……………………………………………………….14 §3. Проблема классификации текстов …………………………………………………16 §4. Особенности текстов художественного стиля………………………….………….19 §5. К вопросу о процессе понимания текста …………………………………………..23 Выводы к главе I…………………………………………………………………………29 Глава II. Методика обучения осмысленному чтению в процессе преподавания русского языка…………………………………………………………………………...30 §1. Обзор методической литературы по вопросу обучения осмыслению текста…………………………………………………………………………………..….30 §2. Новый подход к чтению как к междисциплинарной проблеме XIX века………..33 §3. Навыки смыслового чтения…………………………………………………………34 §4. Обучение пониманию проблемы текста и авторской позиции по этой проблеме………………………………………………………………………………….38 Выводы к главе II………………………………………………………………………..40 Глава III. Обучение осуществлению информационной переработки текста на занятиях по русскому языку……………………………………………………………………….43 §1. Обучение приемам понимания текста……………………………...………………43 §2. Итоги обучения…………………………………………………………………..…..52 Выводы к главе III……………………………………………………………………….59 Заключение…………………………………………………………………………...…..60 Глоссарий………………………………………………………………………………...62 Список использованных источников……………………………………………...……64 Приложение 1………………………………………………………………………….…69
Список литературы

1. Артемьева, О.Н. Обучение основам смысловой переработки текста в процессе преподавания русского языка // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2011. – № 8. – С. 193 – 196. 2. Артемьева, О.Н. Обучение приемам понимания текста: учебно-методическое пособие, 3-е изд., испр. и доп. – Ульяновск: ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2015. 3. Баевский, В.С. Тематические и ключевые слова в языке русской поэзии I половины XIX в. Обзор работ Г. Хетсо за 1973–1985 гг. // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. – 1986. – № 5. – С. 452. 4. Белянин, В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. – М.: МГУ, 1988. 5. Болотнова, Н.С. Коммуникативная стилистка текста: Словарь-тезаурус. –Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008. 6. Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие. – 3-е издание, испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2007. 7. Болотнова, Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1992. 8. Большая литературная энциклопедия для школьников и студентов. / Красовский В. Е., Ситников В. П., Леденев А. В. — Филолог. о-во "Слово"; ОЛМА-ПРЕСС Образование Москва, 2003. 9. Бунеева, Е.В. Как читают текст учебника наши ученики? // Русский язык в школе. –1995. – № 6. – С. 11 – 18. 10. Валгина, Н.С. Теория текста: Учебное пособие. – М.: Логос, 2004. 11. Вежбицкая, А. Понимание культур через посредство ключевых слов. – М.: Языки славянской культуры, 2001. 12. Величко, Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1983. 13. Виноградов, В.В. О теории художественной речи. – М.: Высшая школа, 1971. 14. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: Наука, 1981. 15. Горшков, А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. пособие для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1996. 16. Горшков, А.И. Русская стилистика. – М.: АСТ: Астрель, 2001. 17. Граник, Г.Г., Борисенко, Н.А. Понимание текста на уроках русского языка и литературы // Русский язык. – 2007. – № 23. – С. 23 – 28. 18. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2017 года по русскому языку. М: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации, 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fipi.ru/. 19. Доблаев, Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. – М.: Педагогика, 1982. 20. Егораева, Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Часть 3 (C). Методические рекомендации по выполнению задания: учебно-методическое пособие / Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. 21. Ембулаева, Т.Е. Обучать чтению на основе знаний о тексте // Русский язык в школе. – 1999. – № 4. – С. 12 – 21. 22. Задорнова, В.Я. Восприятие и интерпретация художественного текста / В.Я. Задорнова. – М.: Высшая школа, 2006. 23. Зельманова, Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. – М.: Просвещение, 1984. 24. Зимняя, И.А. Стратегиальный подход к воспитанию. Общая стратегия воспитания. Книга первая. – М.: Исследовательский центр качества проблем качества подготовки специалистов, 2001. 25. Ильенко, С.Г. Предложение в текстовом аспекте // Предложение в текстовом аспекте: Межвуз. сб. науч. тр. – Вологда: Вологодский гос. пед. ин-т, 1985. С. 3 – 15. 26. Ипполитова, Н.А. Вторичные тексты в учебной деятельности школьников // Русский язык в школе. – 2010. – № 6. – С. 3 – 9. 27. Ипполитова, Н.А. Развитие речи школьников в процессе обучения чтению // Русский язык в школе. – РЯШ. 1997. – № 1. – С. 11 – 19. 28. Кожина М.Н. Художественно-образная речевая конкретизация // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. – М.: Флинта: Наука, 2003. – С. 585 – 594. 29. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка. Изд. 3-е. – М.: Просвещение, 1993. 30. Костюк, Г.С. О психологии понимания // Научные записки Ин-та психологии УССР, 1950, т. 11. – С. 7 – 57. 31. Кубрякова, Е.С. Концепт // Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац. Краткий словарь когнитивных терминов. – М.: Издательство филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. – С. 90 – 93. 32. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 1997. 33. Лукин, В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории. Аналитический минимум. – М.: Ось–89, 2005. 34. Менчинская, Н.А. Понимание // В кн.: Психология: Учебник для пед. ин-тов. Под ред. А.А. Смирнова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова. – 2-е изд. – М., 1962. – С. 263 – 267. 35. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. М.: Флинта: Наука, 2001. 36. Моль, А. Теория информации и эстетическое восприятие. – М.: Мир, 1966. 37. Мурзин, Л.Н. Основы дериватологии. Конспект лекций. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1984. 38. Накорякова, К.М. Литературное редактирование: Учебное пособие. – М.: ИКАР, 2002. 39. Никитина, Е.И. Связный текст на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1966. 40. Николаева, Т.М. Единицы языка и теория текста. Исследования по структуре текста. – М.: Наука, 1987. 41. Николина, Н.А. Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 42. Одинцов, В.В. Стилистика текста. – М.: Наука, 1980. 43. Папина, А.Ф. Текст: его единицы и глобальные категории. – М.: Эдиториал, 2002. 44. Пленкин, Н.А. Восприятие текста учащимися // Лингвистические знания – основа умений и навыков: Пособие для учителя / Сост. Т.А. Злобина. – М.: Просвещение, 1985. – С. 148–149. 45. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1990. 46. Светловская, Н.Н. Основы науки о читателе. – М.: NB Магистр, 1993. 47. Сенина, Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие / Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. – Изд. 5-е. –Ростов н/Д: Легион, 2013. 48. Сидоров, Е.В. Проблемы речевой системности. – М.: Наука, 1987. 49. Симакова, Е.С. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Сочинение» / Е.С. Симакова. – М.: АСТ: Астрель, 2010. 50. Сметанникова, Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению (междисциплинарные проблемы чтения и грамотности). – М.: Школьная библиотека, 2005. 51. Сметанникова, Н.Н. Что актуально в продвижении и обучении чтению? // Образование. Книга. Чтение: текст и формирование читательской культуры в современной образовательной среде. Сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Русская школа, 2010. С. 24 – 32. 52. Смирнов, А.А. Понимание // В кн.: Психология: Учебник для пед. ин-тов. Под ред. К.Н. Корнилова, А.А. Смирнова, Б.М. Теплова. – М., 1948. – С. 229 – 233. 53. Сорокин, Ю.А. Текст, цельность, связность, эмоциональность // Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. – М., 1982. – С. 61 – 74. 54. Стародубцева В.В. О смысловой и композиционной схемах речевого произведения // Русское слово: Материалы межрегиональной научно-практической конференции памяти профессора Е.И. Никитиной. 18 февраля 2009 года. Выпуск 1. Ульяновск: УлГПУ, 2009. С. 65 – 69. 55. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. Под ред. М.Н. Кожиной; члены редколлегии: Е.А. Баженова, М.П. Котюрова, А.П. Сковородников. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2006. 56. Страхов, И.В. Л.Н. Толстой как психолог. – Саратов, 1947. 57. Телия, В.Н. Лексические модусы экспрессивности // Язык как коммуникативная деятельность человека: Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. Вып. 284. – М., 1987. – С. 14–26. 58. Устинов, А.Ю. Работа над опорными словами на уроках русского языка в V классе // Русский язык в школе. – 1998. – № 5. С. 15 – 21. 59. Шаховский, В.И. Проблема эмотивного текста // В.И. Шаховский, Ю.А. Сорокин, И.В. Томашева. Текст и его когнитивно-эмотивные метаморфозы (межкультурное понимание и лингвоэкология). – Волгоград: Перемена, 1998.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы обучения пониманию текста §1. Определение понятия «текст». Признаки текста Текст (от лат. textus – ткань, сплетение, соединение) – объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность, целостность, завершенность и др. В семиотике текст рассматривается как осмысленная последовательность любых знаков. С этих позиций текст признается не только как словесное произведение, но и как произведение музыки, живописи, архитектуры и т.д. [Стилистический энциклопедический словарь русского языка, с. 528]. В языкознании текст ¬¬– это последовательность вербальных (словесных) знаков, представляющая собой снятый момент языкотворческого процесса, зафиксированный в виде конкретного произведения в соответствии со стилистическими нормами данной разновидности языка; произведения, имеющего заголовок, завершенного по отношению к содержанию этого заголовка, состоящего из взаимообусловленных частей и обладающего целенаправленностью и прагматической установкой. Лингвистические параметры текста описываются посредством текстовых категорий – общих и существенных признаков, свойственных как всем типам текста, так и каждому тексту в отдельности. Наиболее распространены три понимания термина «текст»: 1) как единицы высшего уровня языковой системы (узколингвистический аспект); 2) как единицы речи, результата речевой деятельности; 3) как единицы общения, обладающей относительной смысловой завершенностью. Эти трактовки понятия «текст» обусловливают различение терминов (и соответствующих понятий) «текст» (высказывание) как собственно языковой феномен и «целый текст», произведение с присущими ему свойствами, отличающими его от единиц и уровней языковой системы. Такими отличительными свойствами являются функционально-коммуникативные качества, проявляющиеся в реальных актах общения.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 77 страниц
2500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg