1. Артемьева, О.Н. Обучение основам смысловой переработки текста в процессе преподавания русского языка // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2011. – № 8. – С. 193 – 196.
2. Артемьева, О.Н. Обучение приемам понимания текста: учебно-методическое пособие, 3-е изд., испр. и доп. – Ульяновск: ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2015.
3. Баевский, В.С. Тематические и ключевые слова в языке русской поэзии I половины XIX в. Обзор работ Г. Хетсо за 1973–1985 гг. // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. – 1986. – № 5. – С. 452.
4. Белянин, В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. – М.: МГУ, 1988.
5. Болотнова, Н.С. Коммуникативная стилистка текста: Словарь-тезаурус. –Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008.
6. Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие. – 3-е издание, испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2007.
7. Болотнова, Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1992.
8. Большая литературная энциклопедия для школьников и студентов. / Красовский В. Е., Ситников В. П., Леденев А. В. — Филолог. о-во "Слово"; ОЛМА-ПРЕСС Образование Москва, 2003.
9. Бунеева, Е.В. Как читают текст учебника наши ученики? // Русский язык в школе. –1995. – № 6. – С. 11 – 18.
10. Валгина, Н.С. Теория текста: Учебное пособие. – М.: Логос, 2004.
11. Вежбицкая, А. Понимание культур через посредство ключевых слов. – М.: Языки славянской культуры, 2001.
12. Величко, Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1983.
13. Виноградов, В.В. О теории художественной речи. – М.: Высшая школа, 1971.
14. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: Наука, 1981.
15. Горшков, А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. пособие для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1996.
16. Горшков, А.И. Русская стилистика. – М.: АСТ: Астрель, 2001.
17. Граник, Г.Г., Борисенко, Н.А. Понимание текста на уроках русского языка и литературы // Русский язык. – 2007. – № 23. – С. 23 – 28.
18. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2017 года по русскому языку. М: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации, 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fipi.ru/.
19. Доблаев, Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. – М.: Педагогика, 1982.
20. Егораева, Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Часть 3 (C). Методические рекомендации по выполнению задания: учебно-методическое пособие / Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
21. Ембулаева, Т.Е. Обучать чтению на основе знаний о тексте // Русский язык в школе. – 1999. – № 4. – С. 12 – 21.
22. Задорнова, В.Я. Восприятие и интерпретация художественного текста / В.Я. Задорнова. – М.: Высшая школа, 2006.
23. Зельманова, Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. – М.: Просвещение, 1984.
24. Зимняя, И.А. Стратегиальный подход к воспитанию. Общая стратегия воспитания. Книга первая. – М.: Исследовательский центр качества проблем качества подготовки специалистов, 2001.
25. Ильенко, С.Г. Предложение в текстовом аспекте // Предложение в текстовом аспекте: Межвуз. сб. науч. тр. – Вологда: Вологодский гос. пед. ин-т, 1985. С. 3 – 15.
26. Ипполитова, Н.А. Вторичные тексты в учебной деятельности школьников // Русский язык в школе. – 2010. – № 6. – С. 3 – 9.
27. Ипполитова, Н.А. Развитие речи школьников в процессе обучения чтению // Русский язык в школе. – РЯШ. 1997. – № 1. – С. 11 – 19.
28. Кожина М.Н. Художественно-образная речевая конкретизация // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. – М.: Флинта: Наука, 2003. – С. 585 – 594.
29. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка. Изд. 3-е. – М.: Просвещение, 1993.
30. Костюк, Г.С. О психологии понимания // Научные записки Ин-та психологии УССР, 1950, т. 11. – С. 7 – 57.
31. Кубрякова, Е.С. Концепт // Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац. Краткий словарь когнитивных терминов. – М.: Издательство филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. – С. 90 – 93.
32. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 1997.
33. Лукин, В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории. Аналитический минимум. – М.: Ось–89, 2005.
34. Менчинская, Н.А. Понимание // В кн.: Психология: Учебник для пед. ин-тов. Под ред. А.А. Смирнова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова. – 2-е изд. – М., 1962. – С. 263 – 267.
35. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. М.: Флинта: Наука, 2001.
36. Моль, А. Теория информации и эстетическое восприятие. – М.: Мир, 1966.
37. Мурзин, Л.Н. Основы дериватологии. Конспект лекций. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1984.
38. Накорякова, К.М. Литературное редактирование: Учебное пособие. – М.: ИКАР, 2002.
39. Никитина, Е.И. Связный текст на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1966.
40. Николаева, Т.М. Единицы языка и теория текста. Исследования по структуре текста. – М.: Наука, 1987.
41. Николина, Н.А. Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
42. Одинцов, В.В. Стилистика текста. – М.: Наука, 1980.
43. Папина, А.Ф. Текст: его единицы и глобальные категории. – М.: Эдиториал, 2002.
44. Пленкин, Н.А. Восприятие текста учащимися // Лингвистические знания – основа умений и навыков: Пособие для учителя / Сост. Т.А. Злобина. – М.: Просвещение, 1985. – С. 148–149.
45. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1990.
46. Светловская, Н.Н. Основы науки о читателе. – М.: NB Магистр, 1993.
47. Сенина, Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие / Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. – Изд. 5-е. –Ростов н/Д: Легион, 2013.
48. Сидоров, Е.В. Проблемы речевой системности. – М.: Наука, 1987.
49. Симакова, Е.С. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Сочинение» / Е.С. Симакова. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
50. Сметанникова, Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению (междисциплинарные проблемы чтения и грамотности). – М.: Школьная библиотека, 2005.
51. Сметанникова, Н.Н. Что актуально в продвижении и обучении чтению? // Образование. Книга. Чтение: текст и формирование читательской культуры в современной образовательной среде. Сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Русская школа, 2010. С. 24 – 32.
52. Смирнов, А.А. Понимание // В кн.: Психология: Учебник для пед. ин-тов. Под ред. К.Н. Корнилова, А.А. Смирнова, Б.М. Теплова. – М., 1948. – С. 229 – 233.
53. Сорокин, Ю.А. Текст, цельность, связность, эмоциональность // Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. – М., 1982. – С. 61 – 74.
54. Стародубцева В.В. О смысловой и композиционной схемах речевого произведения // Русское слово: Материалы межрегиональной научно-практической конференции памяти профессора Е.И. Никитиной. 18 февраля 2009 года. Выпуск 1. Ульяновск: УлГПУ, 2009. С. 65 – 69.
55. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. Под ред. М.Н. Кожиной; члены редколлегии: Е.А. Баженова, М.П. Котюрова, А.П. Сковородников. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2006.
56. Страхов, И.В. Л.Н. Толстой как психолог. – Саратов, 1947.
57. Телия, В.Н. Лексические модусы экспрессивности // Язык как коммуникативная деятельность человека: Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. Вып. 284. – М., 1987. – С. 14–26.
58. Устинов, А.Ю. Работа над опорными словами на уроках русского языка в V классе // Русский язык в школе. – 1998. – № 5. С. 15 – 21.
59. Шаховский, В.И. Проблема эмотивного текста // В.И. Шаховский, Ю.А. Сорокин, И.В. Томашева. Текст и его когнитивно-эмотивные метаморфозы (межкультурное понимание и лингвоэкология). – Волгоград: Перемена, 1998.