Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование практико-ориентированных умений и навыков в внеклассное занятие Экотуризм

irina_k200 1375 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 55 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.10.2020
Объект исследования: Географическое образование в сельской школе. Предмет исследования: Организация учащихся 7-9 классов основной школы для формирования практико-ориентированных навыков и умений при изучении предмета географии. Цель исследования: разработать и внедрить систему практико-ориентированного обучения в школьной географии через организацию кружка «Экотуризм» для учащихся основной школы. Гипотеза исследования предполагается в том, что внедрение практического материала при изучении географии в основной школе, будет способствовать лучшему достижению метапредметных и предметных результатов обучающихся. Задачи исследования: - рассмотреть понятие теории и методики практико-ориентированных умений и навыков в обучении школьной географии; - изучить методологию практико-ориентированных умений и навыков в обучении школьной географии; - рассмотреть виды и формы практико-ориентированной деятельности; - разработать кружок «Экотуризм» для формирования практико-ориентированных навыков и умений в классе в МБОУ Октемская СОШ им. П.И.Шадрина. Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретический анализ материалов по теме исследования, наблюдение, метод анкетирования, эксперимент, математико-статистические методы обработки результатов. Источником информации для написания данной работы послужили: научные исследования таких авторов как: Э.А., Кузнецова, Д.А. Алагулов, А.В. Купаевцев, А.В. Леонтович, А.А. Петрусевич и др., публикации в периодических изданиях, опыт учителей разных школ, заключенный в методических пособиях и Интернет-ресурсах. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Введение

Согласно Концепции развития образования, главной целью является создание модели наиболее эффективного развития образования в РФ, которое должно быть направлено на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала, способного реализовать себя не только в пределах страны, но и в мировом масштабе. На сегодняшний день востребованным является специалист-практик, умеющий самостоятельно решать профессиональные задачи, способный к креативному мышлению, саморазвитию и самообразованию. Тем не менее, несмотря на необходимость прикладной направленности образования (прежде всего в активно развивающихся естественных науках: географии) в школьном учебном плане количество часов, отведенных на эти предметы, неуклонно сокращается, что является причиной недостаточного использования в учебном процессе практико-ориентированных технологий. Сегодня, в эпоху глобализации, перед образовательными учреждениями различных уровней стоит задача, связанная с созданием практико-ориентированной образовательной среды, отвечающую запросам общества и государства. Изучение информационных источников различного уровня, а также опыта учителей-методистов, позволило выявить следующие противоречия между: - открытиями последнего десятилетия, совершенных учеными в области естественных наук и содержанием школьных предметов географии; - сохранением объема содержания предметов естественнонаучного цикла и сокращением часов в учебном плане, отведенных на изучение этих дисциплин; - практической направленности обучения и учебно-методические и материально-техническим обеспечением образовательных учреждений. В связи с выявленными противоречиями можно судить о существовании проблемы реализации практико-ориентированного обучения в рамках школьного предмета «География».
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретико-методологические вопросы практико-ориентированных умений и навыков в обучении школьной географии 6 1.1 Понятие «Практико-ориентированная деятельность в школьном образовании» 6 1.2 Методология и изученность практико-ориентированной деятельности в школьной географии 9 Глава 2. Практико-ориентированная деятельность в школьной географии 15 2.1 Современные технологии обучения и практико-ориентированная деятельность в школьной географии 15 2.2 Виды практико-ориентированной деятельности в школьной географии 19 2.3 Формы применения практико-ориентированной деятельности в школьной географии 22 Глава 3. Методика обучения практико-ориентированных навыков и умений в 7-9 классе 26 3.1 Практико-ориентированная деятельность в сельской школе 26 3.2 Программа кружка «Экотуризм» 29 3.3 Педагогический эксперимент и результаты исследования 38 Заключение 44 Список использованной литературы 47 Приложение 1 50
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1995 (ред. от 16 декабря 2019 г.) № 51 – ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2013. - №32, ст. 3301. 3. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://fgos.ru/ 4. Андреев, А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А. Л. Андреев / Педагогика. – № 4. – 2015. – С. 23. 5. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения./ А.Г. Асмолов. М.: Педагогика, 2017. 6. Баринова, И.И. и Герасимова, Т.П. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии / И.И. Баринова и Т.П.Герасимова. – М.: Просвещение,1983 – 85с. 7. Блаженов В.А. Приёмы развивающего обучения географии. М.: Дрофа 2016 8. Вилейто Т.В. Седюк Н.Н. Проблемные и творческие задания как способ формирования опыта творческой деятельности учащихся в современном уроке //География в школе. – 2019. – № 2. – С. 43. 9. Гин А. А. Приёмы педагогической техники. / А.А. Гин. М.: Вита-Пресс, 2016. – 88 с. 76. 10. Громова Л. А., Организация проектной и исследовательской деятельности школьников: методическое пособие / Громова Л. А. М.: Вентана-Граф, 2014 – 160 с. 11. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. / В.В. Гузеев. М.: Народное образование, 2016. – 128с. 12. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения/В.И. Звонников, М.Б. Челышковская — М.: Академия, 2018 – 224с. 13. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход в образовании / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. Извести УрО РАО. 2015, - №3 (33). – С. 27-34. 14. Елисеева Н.В. Значение психологической подготовленности школьников к действиям в экстремальных ситуациях. // Безопасность. Технологии. Управление. Материалы 2-й международной конференции. Тольятти: Изд-во: ТГУ, 2017. С. 51–54. 15. Иванов В.Б. Индивидуально-ориентированное обучение студентов в соответствии с требованиями ФГОС // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы. Материалы II Всероссийской научнопрактической конференции / Ответственный редактор А.В. Коричко. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2016. С. 12–13. 16. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2018. 17. Конюшко В.С. Методика обучения биологии: учебное пособие/В.С. Конюшко. – М.: Книжный дом, 2016 – 256 с. 18. Коринская, В.А. Самостоятельные работы учащихся по географии Материков / В.А. Коринская. – М.: Просвещение, 1983 – 206с. 19. Крылова, О.В. Современный урок // География в школе. – 2016 №2. – с. 33-35 20. Кузнецова Э.А., Алагулов Д.А. Исследование уровня знаний обучающихся о безопасном поведении в условиях автономного выживания// XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: сборник статей (г. Нижневартовск, 3–4 апреля 2018 года) / Отв. ред. А.В. Коричко. Ч. 1. Биология. Экология. География. Картография. Безопасность жизнедеятельности. Электроэнергетика. Электротехника. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2018. С. 235–239. 21. Купаевцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика, № 10. – 2015. – с. 27-33. 22. Леонтович А.В. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / Леонтович А.В., Саввичев А.С. М.: ВАКО, 2017. – 160 с. 23. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Монография. Барнаул: Издательство БГПУ, 2016. 318 с. 24. Петрусевич А. А. Диагностика в педагогическом исследовании: монография/ А.А. Петрусевич, Н.К. Голубев. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2015. – 266 с. 25. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. Пособие для учителя. / К.Н. Поливанова. М.: Просвещение, 2016. – 192 с. 26. Сиротин В.И. Практические работы по географии. – М.: АрКТИ, 2015. – с. 75-85. 27. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2016. – № 1 28. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология: педагогическое пособие для студентов и преподавателей/Н.Е. Щуркова. — М., 2015 – 224 с. 29. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. 2-е издание / В.А. Ясвин. М.: Смысл. 2016 – 17 с 30. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию// Интернет-журнал «Эйдос». – 2017.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретико-методологические вопросы практико-ориентированных умений и навыков в обучении школьной географии 1.1 Понятие «Практико-ориентированная деятельность в школьном образовании» На сегодняшний день наиболее распространенными направлениями в определении «практико-ориентированное обучение» можно считать три подхода, которые различаются как степенью охвата элементов образовательного процесса: -первый подход связывает практико-ориентированное обучение с формированием опыта практической деятельности учащихся при погружении их в среду близкой к профессиональной, в ходе учебных практических занятий (Ветров, Клушина, 2001 г. ). - второй подход, (Т. Дмитриенко, П. Образцов, 2003 г.) под практикоориентированным обучением предполагает использование профессионально-ориентированных технологий обучения и методик моделирования фрагментов профессиональной деятельности. - согласно третьему подходу (Ф. Г. Ялалов 2008 г.) практикоориентированное обучение направлено на приобретение опыта практической деятельности с целью достижения учебных задач. В таком случае, мотивация к изучению теоретического материала идёт от потребности в решении практических вопросов [11, c. 68]. С учетом второго (моделирование фрагментов профессиональной деятельности во время учебных занятий) и третьего (практическая направленность, как способ решения учебных задач) подхода, автором работы было сформулировано определение, которого мы будем придерживаться в данной работе: практико-ориентированное обучение - педагогический процесс, целью которого является решение учебных задач, посредством приобретения опыта практической деятельности, через моделирование профессиональной деятельности. При организации деятельности необходимо обратить внимание на принципы диалогизма и практико-ориентированности, что позволит сформировать у учащихся коммуникативные универсальные учебные действия (УУД): навыки диалогического общения, толерантное отношение к мнениям и взглядам других людей – познавательные УУД: умение определять проблему – и регулятивные УУД: находить оптимальный способ решения. Для реализации принципа практико-ориентированности должны быть положены: -реальные практические задачи, сложность которых соответствовала бы возрасту обучающихся; -моделирование профессиональной деятельности через индивидуальную работу, работу в малых и больших группах; -интеграция знаний других учебных предметов и практики. Именно выполнение практико-ориентированного принципа позволяет организовать особую (практико-ориентированную) образовательную среду. В современной литературе дается следующее определение данного понятия: практико-ориентированная образовательная среда – это специально созданное образовательное пространство, в котором объединяются целевой, содержательный, процессуальный компоненты, и осуществляются коммуникативная, информационная, деятельностная и профессионально-ориентированная функции, обеспечивающего достижения учащимся личностных, метапредметных и предметных результатов [15, c.12]. Практико-ориентированная образовательная среда характеризуется ориентацией на саморазвитие у учащихся, постоянно включенных во взаимодействие с другими участниками образовательного процесса, развивающихся и достигающих новых качественных высот. Развитие участников образовательной среды, объектов исследования способствует, развитию самой практико-ориентированной среды, которое, в свою очередь носит направленный характер и уровневую организацию. Применяя психолого-акмеологический подход можно выделить семь уровней развития практико-ориентированной образовательной среды: I. Аморфный уровень, который характеризуется отсутствием целей деятельности, слабо развитыми коммуникациями между участниками процесса; II. Директивный уровень – на этом уровне происходит отбор содержания деятельности, среда получает направление своей деятельности; III. Целеустановочный уровень характеризуется тем, что участники получают цель своей деятельности; IV. Аксиологический уровень характеризуется ориентацией участников на профессиональные ценности; V. На стратегический уровень субъекты образовательного процесса принимают определенную стратегию деятельности; VI. На функционирующем уровне среда достигает комфортных условий для всех участников образовательной деятельности; VII. Высший – акмеологический уровень, характеризуется тем, что субъекты являются носителями инноваций [14, c. 52]. Для организации в школе практико-ориентированной образовательной среды высшего (акмеологического) уровня необходимо выполнение следующих принципов: функционирование образовательного учреждения как учебно-научного комплекса; ориентация на практическую применяемость и востребованность универсальных учебных действий. Также важным вопросом является применение практико-ориентированных технологий обучения. Технологии практико-ориентированного обучения не являются абсолютно новыми для педагогической практики, но именно на них делается акцент сегодня Федерального государственного образовательного стандарта. Существует множество технологий обучения, которые можно отнести к практико-ориентированным: - технология критического мышления,; - интерактивные технологии обучения; -проектные и исследовательские технологии; - технология проблемного обучения; -информационно-коммуникационные технологии и др. Элементы этих технологий, различные приемы и методы обучения, способствующие формированию практических умений и навыков. Создание образовательной среды с практико-ориентированной направленностью обучения даст возможность построения целостного учебного процесса, создаст условия для целенаправленного формирования конкурентоспособной личности, будет способствовать профессиональному самоопределению подростков [21, c. 27]. Таким образом, практико-ориентированное обучение - педагогический процесс, достижение целей которого проходит с непосредственным приобретением опыта практической деятельности. Обязательными требованиями для практико-ориентированного обучения являются: применение реальных практических задач в учебной деятельности; моделирование практической ситуации должно проходит в групповой форме обучения; использование межпредметных связей. Выполнение всех этих требований будет способствовать созданию в учебном процессе практико-ориентированной образовательной среды - образовательного пространства, которое осуществляет как учебные, так и профессионально-ориентированные функции. 1.2 Методология и изученность практико-ориентированной деятельности в школьной географии Практико-ориентированный метод обучения – это метод обучения, предполагающий освоение и усвоение учащимися образовательной программы и формирование практических умений, посредством выполнения реальных практических заданий и упражнений. Практико-ориентированный метод обучения предусматривает: -усвоение учебной программы не только в стенах образовательной организации, но и за ее пределами в реальных условиях, путем выполнения практических заданий (во время походов, экскурсий и т.п.); -необходимое наличие в образовательной организации мест и площадок для осуществления практической работы (экологическая тропа в ДОО, теплица в школе и т.п.); -организация практической деятельности в высших учебных заведениях по освоению практических навыков профессиональной деятельности [24, c. 97]. Практико-ориентированные методы обучения имеют ряд характерных признаков, присущих только им: -обеспечение перехода от дисциплинарной к междисциплинарной организации образовательного процесса; -обеспечение перехода от адаптивной формы активности к креативной; -обеспечение перехода от разобщенности процессов формирования нравственности личности и получения учебных знаний к процессу развития духовности и формированию практической деятельности; -основным фактором обучения становится рефлексия учащегося; -продуктивность образовательного процесса обеспечивается за счет: рефлексивной позиции учащегося, готовности к инновационной деятельности, наличия конкретной учебной позиции, ориентации на личную и творческую реализацию. Важным условием применения практико-ориентированного метода обучения, является то, что учащийся становится не объектом учебного процесса, а его субъектом, имеющим возможность принимать активное участие в процессе обучения. Практико-ориентированный метод обучения имеет следующее содержание и наполнение: 1.Теоретическая часть, представлена семинарами, лекциями, занятиями по закреплению полученных знаний и т.д. 2. Практическая (прикладная часть), включает в себя разнообразные игры (ролевые, игровые), лабораторные и практические работы, в высших учебных заведениях – учебные и производственные практики по изученным модулям и т.п. 3. Самостоятельная работа, предусматривает самостоятельное выполнение учащимися письменных работ (рефераты, эссе, курсовые проекты и т.п.), исследовательских работ, самостоятельная работа в компьютерных классах и т.п. [30, с. 61] Участие в проектной деятельности, предполагает как самостоятельную проектную деятельность, так и совместную с педагогом. Основу практико-ориентированного метода обучения составляет создание педагогом таких условий, в рамках которых учащиеся будут иметь возможности реализовать свои потребности к познанию и исследованию, освоить различные формы учебной деятельности и применять их в самостоятельной работе. Таким образом, при реализации практико-ориентированного метода обучения происходит изменение роли педагога в учебном процессе. Педагог перестает быть «транслятором» готовых знаний, он принимает на себя роль менеджера, организующего и направляющего учебный процесс. Основные принципы, на которые опирается педагог при реализации практико-ориентированного метода обучения – это принципы самостоятельности, свободы и сотрудничества. Принцип самостоятельности – подразумевает организацию учебного процесса таким образом, чтобы дать учащимся возможность самостоятельного поиска и усвоения учебного материала, а также возможность осуществления самостоятельной практической и исследовательской деятельности. Принцип свободы – направлен на то, что педагог должен предоставлять учащимся свободу выбора в поиске учебного материала, его усвоении, представлении собственных работ и т.д. То есть, педагог не должен ставить учащихся в рамки и шаблоны по освоению учебной информации. Принцип сотрудничества – предусматривает равноправное участие педагога и учащихся в учебном процессе. Во время учебного занятия, обучающиеся не просто механических воспринимают учебный материал, а принимают равное активное участие обучении [29, с. 10]. Главная направленность принципов практико-ориентированного метода обучения – всестороннее развитие мышления учащихся. Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике. Практические работы способствуют воспитанию у обучающихся трудолюбия, развитию самостоятельности. Специфика географии заключается в том, что необходимым условием его усвоения является наличие у обучающихся умений пользоваться различными источниками географической информации для получения знаний: текстовыми, картографическими, статистическими и другими. Овладеть этими умениями можно только в ходе выполнения практических работ, именно им в современном образовании придаётся большое значение. В реальной практической деятельности это возможно осуществить двумя путями: Первый путь: чётко формулировать задания для практических работ, выделять основную линию решаемых задач. Второй путь: внедрение особых методик и подходов в урочной и внеурочной деятельности, исходя из специфики изучаемого материала [18, с. 126]. Практические работы по географии ориентированы на формирование следующих умений: ? Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений. ? Находить и анализировать в разных источниках географическую информацию (для изучения объектов, явлений, территорий, их обеспеченность ресурсами, хозяйственный потенциал, экологические проблемы). ? Приводить примеры географических объектов, явлений и процессов (использование и охрана природных ресурсов; адаптация человека к условиям окружающей среды). ? Составлять географическую характеристику территорий на основе различных источников географической информации. Выделяют: ? обучающие практические работы (выполняются под руководством; ? тренировочные работы (нацелены на закрепление и совершенствование умений); ? итоговые практические работы (выполняют контролирующую функцию, осуществляются обучающимися с наибольшей степенью самостоятельности). Выполнение практических работ на географическом материале способствует развитию общеучебных умений как компонентов стандарта по географии – анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать умозаключения. Вместе с тем наиболее важным является значимость практических работ в формировании умений использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Практическая работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, самостоятельности, на темп усвоения нового материала, но самое главное – именно практические работы создают ситуацию успеха, даже самый слабый ученик, не способный выучить определение, успешно справляется с задание в контурной карте или по атласу, выполняя совой объём задания, и получает положительную оценку [10, c. 61].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg