Актуальность темы исследования. Прежде всего, следует отметить, что современный этап социально-экономического развития характеризуется стремительным научно-техническим прогрессом, который подразумевает динамику общественных связей, постоянно растущую технико-энергетическую вооруженность и усложнение процессов общественного производства. Все это, безусловно, порождает появление новых видов источников повышенной опасности, менее подконтрольных человеку, усложнения уже существующих. Так, рост автопарка и интенсивности движения транспортных потоков зачастую превращает автомобиль из орудия создания материальных благ в орудие разрушения. Необходимость защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств обусловила появление нового Федерального закона РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Многократное же усложнение производственного процесса, интенсивное использование атомной энергии, электрической энергии высокого напряжения, сильнодействующих и ядовитых химических веществ вообще создает реальную опасность нарушения экологического равновесия в природе, что может привести к катастрофическим последствиям для существования человечества.
Все сказанное указывает на необходимость решения масштабной задачи правового опосредования научно-технического прогресса путем совершенствования законодательства, регламентирующего последствия причинения вреда источником повышенной опасности, установления единообразия в толковании применения действующего законодательства, регламентирующего последствия причинения вреда источником повышенной опасности и практики его применения. Следует отметить, что актуальность разрешения перечисленных вопросов не раз подчеркивалась в правовой литературе.
Степень научной разработанности составляют труды отечественных специалистов, занимающихся разработкой теоретических и практических аспектов ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности: Б.С. Антимонова, А.М. Беляковой, О.В. Дмитриевой, Н.И. Коняева, О.А. Красавчикова и других. Общетеоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых-цивилистов: М.М. Агаркова, М.И. Брагинского, С.Н. Братуся, В.В. Витрянского, О.С. Иоффе, Ю.Х. Калмыкова, Н.С. Малеина, О.Н. Садикова, В.А.Тархова, и других авторов.
За последние 10 лет по данной теме практически не появлялось специальных монографических (в частности диссертационных) исследований. Между тем в нашей стране за последнее десятилетие существенно изменилась как правовая система, так и политическая, и экономическая, проведен ряд кодификаций гражданского законодательства. Это доказывает то, что необходимы современные комплексные исследования проблемных вопросов, которые касались бы гражданско-правовой ответственности за причинение вреда источником повышенной опасности.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление особенностей гражданско-правовой ответственности за причинение вреда источниками повышенной опасности, а также обоснование правильного решения спорных вопросов, возникающих как в теории гражданского права, так и в практике применения судами правовых норм, касающихся возложения ответственности вследствие причинения вреда источником повышенной опасности.
Исходя из поставленной цели, в работе были поставлены следующие задачи:
? проанализировать понятие и дать юридическую характеристику источника повышенной опасности;
? рассмотреть классификацию источников повышенной опасности;
? охарактеризовать критерии юридического закрепления порядка обращения с источниками повышенной опасности;
? исследовать особенности потерпевшего и причинителя вреда как сторон деликтного обязательства по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности;
? проанализировать основания и условия возникновения обязательства из причинения вреда источником повышенной опасности;
? описать особенности и спорные вопросы порядка определения размера возмещения ущерба при причинении вреда источником повышенной опасности;
? охарактеризовать транспортное средство как источник повышенной опасности;
? провести обзор судебных решений по статье 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации о возмещении ущерба от дорожно-транспортного происшествия;
? проанализировать роль страхования в совершенствовании гражданско-правовой ответственности в системе возмещения вреда, причиненного транспортным средством.
В качестве методологической основы выпускной квалификационной работы применялись общенаучные методы познания, а также некоторые частнонаучные методы: исторический, сравнительно-правовой, технико-юридический, системного анализа, формально-логический.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, списка использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы, двух приложений.
Научная и практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что содержащиеся в ней предложения и выводы могут быть использованы в правотворческой деятельности в процессе совершенствования законодательства, регламентирующего гражданско-правовую ответственность в системе возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности, в частности транспортным средством. Сформулированные в работе теоретические положения могут быть полезными с точки зрения дальнейшего исследования актуальных проблем гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности.