Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Связь аутоагрессии и типа внутриличностного конфликта у старших подростков (гендерный аспект)

mariapsyhologist 2100 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 92 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.10.2020
Выпускная квалификационная работа бакалавра с анализом особенностей аутоагрессии (самоагрессии) старших подростков с привязкой к типам внутриличностного конфликта и гендеру. В работе рассмотрены различные теоретические подходы к пониманию терминов "аутоагрессия", его причин, специфика возраста и гендера старших подростков. Отдельный параграф посвящен пониманию внутриличностных конфликтов и выделению их типов. Работа имеет полностью проведенное эмпирическое исследование на материалах гимназии и колледжа с применением математической статистики, задействовано 168 ученика в возрасте от 16 до 17 лет. Защищено в конце 2019 года, оценка "отлично".
Введение

Проблема самодеструктивного поведения подростков, несомненно, является одной из самых острых для общества. Достигая того возраста, когда необходимо совершать значимые жизненные выборы, когда завершается формирование самосознания и определяется личностная идентичность, подростки проходят кризисный период, связанный с проявлениями негативизма, бунта, демонстративности. Особое значение имеет гендер, так как он сопряжен с широким кругом выполняемых в обще-стве ролей, связан с выбором будущей профессии, спецификой общественного взаимодействия. Таким образом, подростки могут столкнуться с рядом внутриличностных конфликтов, переживаемых ими достаточно остро. Ранимая и эмоционально нестабильная личность подростка может прибегать к необдуманным и опасным действиям, стремясь разрешить внутриличностный конфликт или привлечь к себе внимание близких. Недостаток внимания взрослых к проблемам подростка в этот период может приводить к аутоагрессивному поведению, выражающемуся в разного рода зависимостях, рискованных поступках, самобичевании и самоповреждениях, суициде. Причины аутоагрессии среди подростков многочисленны, и в качестве одного из триггеров данного механизма можно назвать внутриличностный конфликт. Данное понятие можно рассматривать как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности [3]. Различные типы внутриличностного конфликта вызываются разными причинами, и, в зависимости от специфики внутриличностного конфликта подростка, можно многое сказать и об особенностях его аутоагрессивных проявлений. Своевременное распознавание внутриличностного конфликта и психологическая помощь в работе с ним могут снизить самодеструктивные тенденции подростка и тем самым помочь ему эффективнее социализироваться и пройти кризисный период без риска для жизни. Необходимо также отметить, что склонность подростков остро реаги-ровать на сложные ситуации и застревать на внутренней рассогласованности личностных структур может быть связана с проявлениями у подростков фе-мининных, маскулинных и андрогинных качеств. В психологической литературе фемининным личностям приписывается большая тревожность, чем маскулинным, а также большая эмоциональность, что дает возможность выплеснуть напряжение вовне. Маскулинным же личностям, как правило, свойственно минимально выражать вовне свои эмоции, что может стать причиной углубления переживаний внутреннего конфликта и привести к аутоагрессии. Об андрогинных же личностях следует сказать, что их гибкость поведения в сложных ситуациях позволяет легче переживать стресс, и в связи с этим аутоагрессия менее вероятна. Можно сказать, что особенности гендера подростка также необходимо учитывать, затрагивая тему внутриличностного конфликта и аутоагрессивного поведения.
Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3 Глава 1. Теоретический анализ аутоагрессии и внутриличностных конфлик- тов у старших подростков (гендерный аспект)……………….…………… 10 1.1. Понятие аутоагрессии в психологии, ее причины……..………….….. 10 1.2. Понятие внутриличностного конфликта, его виды и специфика…… 20 1.3. Специфика формирования гендера у подростков...…………….……. 31 Глава 2. Эмпирическое исследование связи аутоагрессии и типа внутрилич- ностного конфликта у старших подростков………………………………. 40 2.1. Программа эмпирического исследования……………………….……. 40 2.2. Анализ и обсуждение результатов эмпирического исследования…... 43 Заключение…………………………………………………………………... 66 Список литературы……………..………………………………….………... 70 Приложение А…………………………………………………….…………. 77 Приложение Б………………………………………………………….…….. 82 Приложение В……………………………………………………….………. 85 Приложение Г………………………………………………………………... 90
Список литературы

1. Авдулова Т. П. Гендерная социализация и структура общения в отрочестве / Т. П. Авдулова // Психологические исследования. –URL:http://psystudy.ru/index.php/num/2009n5-7/220-avdulova7.html (дата об-ращения: 16.03.2019). 2. Агазаде Н. Б. К проблеме типологии аутоагрессивных явлений у психически больных / Н. Б. Агазаде // 1-ый съезд психиатров соц. стран. – Москва, 1987. – С. 28–32. 3. Анцупов А. Я. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – Москва : ЮНИТИ, 2000. – 551 с. 4. Бендас Т. В. Гендерная психология / Т. В. Бендас. – Санкт-Петербург : Питер, 2006. – 431 с. 5. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – Москва : Прайм-Еврознак, 2004. – 320 с. 6. Боброва Е. В. Внутриличностные конфликты, их проявления и преодоление у наркозависимой молодежи / Е. В. Боброва. – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/vnutrilichnostnye-konflikty-ih-proyavleniya-i-preodolenie-1 (дата обращения: 23.01.2018). 7. Бойченко О. В. Подростковый суицид: причины, профилактика и диагностика / О. В. Бойченко, О. В. Нестеренко // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. – Таганрог, 2012. – № 5. – С. 130–133. 8. Воронова А. В. Гендерная психология : некоторые проблемы и перспективы / А. В. Воронова // Ярославский педагогический вестник. – Ярославль, 2018. – №1. – С. 139–147. 9. Галич Т. В. Проявление внутриличностного конфликта в дея-тельности сотрудника уголовно-исполнительной системы / Т. В. Галич // Современные научные исследования и инновации. – URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/74748 (дата обращения: 11.01.2018) 10. Герасимова В. В. Психологические аспекты профилактики ауто-агрессивного поведения у обучающихся образовательных организаций: ме-тодическое пособие / В. В. Герасимова. – Казань : ИРО РТ, 2015. – 56 с. 11. Головин С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. – Минск : Харвест, 1997. – 798 с. 12. Горюнова Н. И. Аутоагрессивное поведение как фактор суици-дального риска у подростков / Н. И. Горюнова, Д. А. Добряков // Тюменский медицинский журнал. – Тюмень, 2013. – т. 15, №3. – С. 27–29. 13. Гришина Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 544 с. 14. Гулдинг М. Психотерапия нового решения. Теория и практика / М. Гулдинг, Р. Гулдинг. – Москва : Класс, 1997. – 288 с. 15. Дубровина И. В. Возрастная и педагогическая психология / И. В. Дубровина. – Москва : Академия, 2003. – 368 с. 16. Ефремов В. С. Основы суицидологии / В. С. Ефремов. – Санкт-Петербург : Диалект, 2004. – 480 с. 17. Завгородняя И. В. Психологические теории перинатального раз-вития: учебное пособие / И. В. Завгородняя. – Воронеж : Научная книга, 2010. – 159 с. 18. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков : анамнез, этиология и патогенез / А. И. Захаров – Санкт-Петербург : Медицина, 1988. – 244 с. 19. Ильин Е. П. Пол и гендер / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2010. – 688 с. 20. Кернберг О. Ф. Агрессия при расстройствах личности / О. Ф. Кернберг. – Москва : Класс, 1998. – 368 с. 21. Клецина И. С. Практикум по гендерной психологии / И. С. Клецина. – Санкт-Петербург : Питер, 2003. – 479 с. 22. Кондратьев М. Ю. Азбука социального психолога-практика / М. Ю. Кондратьев, В. А. Ильин. – Москва : ПЕР СЭ, 2007. – 464 с. 23. Крутецкий В. А. Психология подростка / В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин. – Москва : Просвещение, 1965. – 315 с. 24. Кулаков С. А. Основы психосоматики / С. А. Кулаков. – Санкт-Петербург : Речь, 2003. – 288 с. 25. Курочкина И. А. Психологические особенности структурных компонентов гендерной идентичности подростков, воспитывающихся в раз-ных социальных условиях / И. А. Курочкина // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6–7. – С. 1518-1524; URL:http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34372 (дата обращения: 16.03.2019). 26. Литмен Р. Зигмунд Фрейд о самоубийстве / Р. Литмен // Журнал практической психологии и психоанализа. – URL:http://psyjournal.ru/articles/zigmund-freyd-o-samoubiystve (дата обраще-ния: 16.03.2019). 27. Личко А. Е. Подростковая психиатрия / А. Е. Личко. – Ленинград : Медицина, 1985. – 416 с. 28. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы пси-хологии / Б. Ф. Ломов. – Москва : Наука, 1984. – 446 с. 29. Лукашук А. В. Родительская аутоагрессия: связь с суицидальной активностью их потомства / А. В. Лукашук, А. В. Меринов // Российский медико-биологический вестник И. П. Павлова. – Рязань, 2017. – Т. 25, №1. – С. 86–91. 30. Лурия А. Р. Природа человеческих конфликтов. Объективное изучение дезорганизации поведения человека / А. Р. Лурия. – Москва : Когито-Центр, 2002 г. – 527 с. 31. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе / Н. Мак-Вильямс. – Москва : Класс, 2015. – 592 с. 32. Маклаков А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – Санкт-Петербург : Питер Пресс, 2007. – 583 с. 33. Малкина-Пых И. Г. Гендерная терапия. Справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. – Москва : Эксмо, 2006. – 928 с. 34. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности / В.С. Мерлин // Хрестоматия по психологии / Под ред. А. В. Петровского. – Москва : Просвещение, 1977. – С. 182–192. 35. Методическое руководство. Сборник тестов программно-методического комплекса дифференциальной диагностики поведенческих нарушений несовершеннолетних «Диагност-Эксперт+» / Под ред. Н. В. Дворянчикова и др. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. – 198 с. 36. Никуленкова О. Е. Гендерные особенности внутриличностных конфликтов в студенческом возрасте и их предупреждение: автореф. дис. … канд. психол. наук / Никуленкова О. Е. – Пятигорск, 2009. – 23 с. 37. Пилягина Г. Я. Аутоагрессивное поведение : патогенетические механизмы и клинико-типологические аспекты диагностики и лечения : ав-тореф. дис. … д-ра мед. наук / Пилягина Г. Я. – Киев, 2004. – 32 с. 38. Пилягина Г. Я. Аутоагрессия : биологическая целесообразность или психологический выбор? / Г. Я. Пилягина // Таврический журнал психиатрии. – 1999. – Т. 3, № 3. – С. 24–27. 39. Пожиткина Н. В. Исследование взаимосвязи андрогинности и типов эмоциональной направленности / Н. В. Пожиткина, А. В. Папушина, А. В. Петрова // Гуманитарные научные исследования // URL: http://human.snauka.ru/2012/06/1493 (дата обращения: 24.09.2018). 40. Полтавец В.И. Наследственные и средовые факторы в возникно-вении алкоголизма : автореф. дис. . д-ра мед. наук / В. И. Полтавец. – Дне-пропетровск, 1987. – 33 с. 41. Психоанализ депрессий / Под ред. М. М. Решетникова. – Санкт-Петербург : Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2005. – 164 с. 42. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан // Психол. журн. – 1996. – №5. – С. 3–18. 43. Реан А. А. Психология подростка. Полное руководство / А. А. Реан. – Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 432 с. 44. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. – Москва : АСТ, 2015. – 656 с. 45. Ретих М. В. Андрогинная гендерная идентичность личности в контексте психологической совместимости супругов / М. В. Ретих // Изве-стия Алтайского государственного университета. – 2014. – № 2–2. – С. 67–71. 46. Робер М. А. Психология индивида и группы / М. А. Робер, Ф. Тильман. – Москва : Прогресс, 1988. – 256 с. 47. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога : в 2 т. / Е. И. Рогов. – Москва: ВЛАДОС, 1999. – Т. 1 : Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с. 48. Романин А. Н. Основы психотерапии / А. Н. Романин. – Москва : Академия, 1999. – 208 с. 49. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2007. – 720 с. 50. Савенков А. И. Педагогическая психология / А. И. Савенков. – Москва : Юрайт, 2016. – 503 с. 51. Соловьева А. А. Особенности гендерной идентичности обучаю-щихся / А. А. Соловьева // Научное сообщество студентов XXI столетия // URL: https://sibac.info/archive/guman/6(54).pdf (дата обращения: 24.09.2018). 52. Теория статистики / В. Г. Минашкин, Р. А. Шмойлова, Н. А. Садовникова [и др.]. – Москва : ЕАОИ. 2008. – 296 с. 53. Трушников Д. Ю. Конфликтология / Д. Ю. Трушников. – Тюмень : ТюмГНГУ, 2009. – 448 с. 54. Фрейд 3. Психология бессознательного / З. Фрейд. – Москва : Просвещение, 1990. – 448 с. 55. Фрейд З. Большая книга психоанализа. Введение в психоанализ. Лекции. Три очерка по теории сексуальности. Я и Оно / З. Фрейд. – Москва : АСТ, 2015. – 970 с. 56. Фрейджер Р. Теории личности и личностный рост / Р. Фрейджер. – Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2002, – 690 с. 57. Хорни К. Наши внутренние конфликты / К. Хорни. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 555 с. 58. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. – Москва : Айрис-пресс, 2004. – 463 с. 59. Хьелл Л. Теории личности. Основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – Санкт-Петербург : Питер, 2006, – 607 с. 60. Чуприков А. П. Глоссарий суицидологических терминов / А. П. Чуприков, Г. Я. Пилягина, В. Ф. Войцех. –URL:http://www.psychiatry.ru/lib/56/book/110/chapter/2 (дата обращения: 24.09.2018). 61. Шевырина Л. С. Возрастные и гендерные особенности современных проявлений аутоагрессии у подростков / Л. С. Шевырина, М. Н. Салова, И. Н. Павлычева // Вестник Ивановской медицинской академии. – Иваново, 2011. – Т. 16, №3. – С. 75–76. 62. Шемякина О. О. Исследование внутриличностных конфликтов юношеского этапа развития / О. О. Шемякина. – URL: http://psyedu.ru/journal/2012/2/2913.phtml (дата обращения: 05.04.2015). 63. Шустов Д. И. Аутоагрессия, суицид и алкоголизм / Д. И. Шустов. – Москва : Когито-Центр, 2004. – 300 с. 64. Le Barre W. Personality from a psychoanalytic viewpoint // American Journal of Psychoanalysis. – 1998. – 58(1) – P. 21-39. 65. Maslow A. Toward a psychology of being / A. Maslow. – New York : Van Nostrand,1968. – 274 p. 66. McWilliams N. Psychoanalytic diagnosis: Understanding personality structure in the clinical process / N. McWilliams. – New York : The Guilford Press, 1994. – 426 p. 67. Rapaport D. The structure of psychoanalytic theory / D. Rapaport // Psychology: The study of a science: Formulations of the person and the social context. – 1959. – Vol. 3. – P. 1–158.
Отрывок из работы

Для понимания аутоагрессии и ее детерминант необ¬ходимо сначала остановиться на понятиях аутоагрессии и аутоагрессивного поведения, так как в психологической литературе эти понятия зачастую связаны. В подходе В. В. Журавлевой [10] аутоагрессию рассматривают как та-кую форму поведения, которая подразумевает систематическое нанесение вреда человеком своему собственному здоровью. Автор также выделяет ряд проявлений такого поведения, включающего самоуничижение, склонность к обвинению себя, причинение себе физических страданий и самоповреждение, а также самоубийство. В. В. Журавлева связывает эти проявления с психическими расстройствами личности, подчеркивает, что в этом случае критика своего поведения у аутоагрессивных снижается, и важную роль играют обостренные эмоциональные переживания, а при наличии психоза немаловажно и снижение чувствительности к боли как фактор, облегчающий аутоагрессивные действия [10]. В рамках подхода С. А. Кулакова аутоагрессия изучается как скрытое девиантное поведение, причем «толчком» к проявлению подобного поведе-ния может быть неспособность приспособиться к кризису в той или иной сфере, в социуме или при внутреннем конфликте личности. Особенно часто подобный вариант решения проблемы наблюдается у подростков [24]. Аутоагрессивное поведение в отечественной литературе понимается как действия, направленные на нанесение какого-либо ущерба своему сома-тическому или психическому здоровью, а также как вариант агрессивного поведения, при котором субъект и объект агрессии совпадают [60]. В. Д. Менделевич рассматривает аутоагрессивное поведение как вари-ант девиантного поведения, объясняя это тем, что личность направляет свою активность на самодеструкцию вместо налаживания связей с внешним миром и самоактуализации [60]. В качестве мотивов автор выделяет невозможность адаптации к внешним трудностям, патологии характера и психопатологию. Аутоагрессивность как понятие также имеет ряд трактовок. А. А. Реан определяет ее как устойчивую личностную особенность, дающую возмож-ность проявлять акты аутоагрессии, но не обязательно приводящую к ним [42]. С точки зрения В. В. Герасимовой, аутоагрессивность – это готовность человека к выполнению аутоагрессивных действий [10]. Существует также подход, в рамках которого аутоагрессивность как предрасположенность к самоповреждению является специфической чертой для некоторых личностей, например, для перенесших изнасилование или физическое насилие (М. Стоун), для страдающих посттравматическим стрессовым расстройством (Дж. Девидсон) или представителей нетрадиционных сексуальных пристрастий (Б. Ирвинг) [63]. Таким образом, мы приходим к выводу, что в настоящее время суще-ствует широкое разнообразие определений этих явлений, пред¬ложенных как отечественными, так и зарубежными авторами, однако ни одно из них так и не стало общеупотребительным, так как не разработано определения, несущего исчерпывающую информацию об изучаемом феномене. В рамках нашей работы аутоагрессивное поведение определяется как действия, направленные на нанесение какого-либо ущерба своему соматическому или психическому здоровью, при которых субъект и объект агрессии совпадают [60]. Аутоагрессия будет пониматься как агрессивные действия, направляе-мые субъектом на самого себя [11], аутоагрессивность – как устойчивая личностная особенность, дающая возможность проявлять акты аутоагрессии [42]. Основными теоретическими подходами, выражающими специфику аутоагрессии, можно считать эволюционно-биологический (или адаптационный), подход, исходящий из инстинктивной обусловленности аутоагрессии и психологический подход.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 38 страниц
1100 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg