Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Совершенствование точности штрафных бросков у баскетболистов 14-15 лет

irina_k200 1350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 54 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.10.2020
Целью исследования выявить иерархию факторов, влияющую на результативность штрафных бросков с целью корректировки методики их совершенствования Новизна исследования заключается в том, что мы предлагаем на основе полученных данных рассматривать тренировку штрафного броска у баскетболистов 14-15 лет с точки зрения формирования процессов саморегуляции путем выполнения упражнений метода прогрессивной релаксации Эдмунда Джекобсона (Уэйнберг Р.С., Гоулд Д., 1998). Объект исследования – тренировочный процесс подготовки баскетболистов старшего школьного возраста. Предмет исследования – результативность выполнения штрафных бросков под влиянием специальных упражнений, связанных с психологическим статусом. Гипотеза исследования состоит в предположении, что внедрив предложенную методику обучения технике выполнения штрафного броска, баскетболисты Алнашской ДЮСШ улучшат свои спортивные показатели Задачи исследования: 1. Оценить результативность выполнения штрафных бросков у баскетболистов 14-15. 2. Изучить количественные показатели выполнения штрафных бросков в ходе тренировочных занятий в юношеских командах в селе Алнаши 3. Изучить степень влияния факторов технической подготовленности баскетболистов на результативность штрафных бросков. 4. Разработать практические рекомендации к методике совершенствования штрафных бросков и проверить их результативность в ходе тренировочного процесса.
Введение

Актуальность. На точность штрафного броска в современном баскетболе наряду с техникой его выполнения влияет много факторов. Одним из них является ограничение времени на его выполнение. Штрафной бросок в игре является очень важной её частью. Многие игры заканчиваются с преимуществом команд в 1, 2 или 3 очка. Нередко судьбу игры может решить этот технический элемент. Трудно переоценить значение штрафных бросков для результата матча, здесь дело не только в очках, набираемых с помощью штрафных, но превосходстве тех, кто метко поражает цель этими бросками. Специалисты в области баскетбола сходятся во мнении о том, что на точность штрафных бросков во время игры влияют три основных фактора: • техника выполнения броска; • физическое состояние игрока на конкретный момент игры (усталость, утомление), которое влияет на точность прицеливания, сохранение равновесия тела, создание усилия, расчет или ритм, координацию и сопровождение. • психологический аспект, включающий концентрацию внимания, собранность, уверенность и умение расслабляться (Яхонтов Е. Р., 1978; Белов С.А., 1990; Гомельский А. Я., 1997; Портнов Ю.М.,1997). Нами установлено, что имеющиеся в теории методики по обучению и совершенствованию штрафного броска направлены на технику его выполнения и её сохранение в условиях физического утомления. Тренеры отмечают, что для эффективности тренировки, направленной на совершенствование штрафных бросков, целесообразно воссоздать условия, близкие к соревновательным: имитация шума болельщиков, искусственное повышение цены штрафного броска. Мы предполагаем, что выявление степени влияния технических показателей спортсменов позволят внести коррекции в существующую теорию подготовки баскетболистов в разделе повышения результативности штрафных бросков.
Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3 Глава 1. Анализ научно-методической литературы …………………………..5 1.1 Физиологические и особенности баскетболистов 14-15 лет………………………………………………………………………………… 5 1.2 Значение точности штрафного броска в баскетболе…………………….. 12 1.3 Факторы, определяющие эффективность выполнения штрафного броска у баскетболистов 14-15 лет ……………………………………………………….15 1.4 Методики совершенствования штрафного броска у баскетболистов высокой квалификации………………………………………………………….21 Глава 2. Организация и методы исследования……………... ………………...25 2.1 Цель и задачи исследования ………………………………………………..25 2.2 Методы исследования ……………………………………………………....25 2.2.1 Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы……………………………………………………………………….26 2.2.2 Метод экспертных оценок………………………………………………...26 2.2.3 Квалиметрия……………………………………………………………….26 2.2.4 Оценка уровня эмоциональной возбудимости игроков………………...26 2.2.5 Педагогический эксперимент…………………………………………….26 2.2.6 Методы математической статистики…………………………………….26 2.3 Организация и ход исследования…………………………………………..27 Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение ………………………...29 Выводы ………………………………………………………………………….37 Практические рекомендации …………………………………………………..39 Список использованной литературы ………………………………………….45 Приложения……………………………………………………………………..48
Список литературы

1. Анискина С.Н. Методика обучения технике баскетбола. – М., 1986. – 80с. 2. Баскетбол. Броски по кольцу: Мастера советуют. // Физкультура в школе – 1990. -№7 – с. 15-17. 3. Белов С.А. Баскетбол. Броски по кольцу // Физкультура в школе.- 1990.-№6 – с. 17-18. 4. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастера. – М.: Агентство «ФАИР», 1997. - 224 с.: ил. – (Серия «Спорт»). 5. Данилов В.А. Повышение эффективности игровых действий в баскетболе: Автореферат дис…доктора пед. наук. – М. 1996. -43с. 6. Девяткин Ю.П., Цимбалюк В.А., Ячменев Л.А. Оценивание выступления в соревнованиях баскетбольной команды. Методические рекомендации. Омск: Омский ГИФК, 1988. – 40с. 7. Джон Р., Вуден. Современный баскетбол. – М.: Физкультура и спорт, 1997.-58с. 8. Донован Б. Упражнения для совершенствования // Планета баскетбол.- 2006. - №1. с.23-26. 9. Зельдович Т., Кершинас С. Подготовка баскетболистов. – М.: Физкультура и спорт, 1964.-48с. 10. Катранов А.Г. Компьютерная обработка данных экспериментальных исследований: Учебное пособие/ А.Г. Катранов, А.В. Самсонова; СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. – Спб.: изд-во Спб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта,2005. – 131с. 11. Коузи Б., Пауэр Ф., Анализ и концепции в современном баскетболе. – М.: Физкультура и спорт, 1969.- 183с. 12. Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. – Пер с англ. Предисл. В.В. Давыдова, - М.: Физкультура и спорт, 1987. 224с. 13. Лосин Б.Е. Оценка соревновательной деятельности баскетболистов: Учебно-методическое пособие / СПб. ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. – 32с. 14. Мирошникова Р.В., Потапова Н.М., Кудряшов В.А. Обучение баскетболу. – Волгоград, 1994.-35с. 15. Основы планирования и программирования подготовки баскетболистов высокой квалификации. Методические рекомендации. – Киев: Киевский ГИФК, 1991. – 27с. 16. Полянцева Н.В. Тренировка точности выполнения технических приемов у баскетболистов: Автореферат дис. канд. пед. наук. – Киев, 1990 – 23с. 17. Портнов Ю.М. Костикова Л.В. Основы подготовки квалифицированных баскетболистов – М., 1988 – 76с. 18. Портнов Ю.М. Баскетбол: Учебник для институтов физической культуры. // Под ред. а.- М.: Физкультура и спорт, 1997.- 480с 19. Портных Ю.И., Лосин Б.Е., Кит Л.С., Луткова Н.В., Минина Л.Н. Игры в тренировке баскетболистов. Учебно-методическое пособие / СПб. ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, изд-во «Шатон», 2002 – 66с. 20. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. – м.: Физкультура и спорт. 1983, - 112с. 21. Родионов А.В. Психологическая подготовка баскетболистов: Методические разработки, М., 1987. -27с. 22. Родионов А.В., Воронова В.И. Психологические основы подготовки баскетболистов. – Киев: «Здоровья», 1989. – 135с. 23. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков; Под. ред. Ю.М. Портнова. – М.: Издательский дом «Академия», 1001. – 520с. 24. Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – Киев: Олимпийская литература, 1998, -335с. 25. Хмелик Н.А. Постарайся попасть в кольцо. – М.: Физкультура и спорт, 1985. -10с. 26. Шерстюк А.А. и др. Баскетбол: основные технические приемы, методика обучения в группах. Учебное пособие, - Омск, 1991. -60с. 27. Яхонтов Е.Р. Спорт и система подготовки спортсменов: Программа подгот. магистров по спец.521903 / СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта; Сост. Яхонтов Е.Р.; Под общ. ред. Евсеева С.П. - СПб., 1998. - 52с. 28. Яхонтов Е.Р., Генкин З.А. Баскетбол. – М.: Физкультура и спорт, 1978. -45с. 29. Яхонтов Е.Р. Юный баскетболист: Пособие для тренеров. / Под ред.Е.Р.Яхонтова. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 175с. 30. Яхонтов Е.Р. Методология спортивно-педагогических исследований: Курс лекций / СПб: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002 – 151 с. 31. Яхонтов Е.Р. Психологическая подготовка баскетболистов: Учебное пособие / Е.Р. Яхонтов; СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта. - СПб.: ПИО СПбГАФК, 2000. - 58с. 32. Яхонтов Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов: Учеб.-метод.пособие / Е. Р. Яхонтов; СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта. - СПб., 2004. - 77с. 33. Яхонтов Е.Р.Индивидуальная подготовка баскетболистов: Учебное пособие / Е. Р. Яхонтов; ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. - Л., 1975. - 48с. 34. Яхонтов Е.Р. Методология спортивно-педагогических исследований: Курс лекций / СПб: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002 – 151 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Анализ научно-методической литературы 1.1 Физиологические и психологические возрастные особенности баскетболистов 14-15 лет Спортивные игры, в том числе баскетбол, являются прекрасным средством развития физических качеств человека, формирования его осанки, укрепления здоровья. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать имеющиеся резервы двигательного аппарата. Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга подростка. Разнообразные воздействия во время игры стимулируют созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствуют проявлению наследственных (генетических) возможностей нервной системы. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность - мгновенная оценка ситуации, решение тактической задачи, выбор ответных действий. Игрок, находящийся на площадке, должен оценивать расположение игроков своей команды и соперника, анализировать особенности возникающих комбинаций, предвидеть направления передач мяча и т. п. В условиях недостатка времени успешность его действий определяется не только правильностью выбранных решений, но и скоростью осуществления нервных процессов. К 14-16 годам мозг по своему развитию приближается к уровню мозга взрослых, что позволяет переходить к этапу углубленной тренировки. В этом возрасте юные спортсмены уже могут не только управлять своими движениями в самых разнообразных условиях, но и осваивать тонкости тактического мышления (Яхонтов Е.Р., 1987). Программирование предстоящих движений должно отличаться у юных баскетболистов большой точностью, несмотря на недостаток времени. Многие действия в баскетболе (броски, передачи) весьма кратковременны. В такие промежутки времени невозможно вносить поправки при выполнении движения. При разучивании новых движений очень важно приучать ребят к переменной мощности работы, разнообразным интервалам передвижений и отдыха, к выполнению точных действий в разных условиях и при различной скорости перемещений. Даже при разучивании стандартных движений, например штрафных бросков, изменение высоты корзины, её размеры, веса и объема мяча, расстояния до корзины, угла броска приводило к резкому улучшению точности бросков у юных баскетболистов по сравнению со спортсменами, которые разучивали эти броски в стандартных условиях. На эффективность игровой деятельности баскетболиста оказывают влияние его интеллектуальные качества, особенности типа нервной системы, способность к тактическому мышлению. В спортивных играх необходимы специальные интеллектуальные качества: быстрота и объем зрительного восприятия, скорость переработки информации, развитое оперативное мышление, хорошая кратковременная память, устойчивость внимания, помехоустойчивость и др. Способность к решению простых зрительно – моторных задач улучшается уже в 12 лет и продолжает развиваться до 16 лет. Задачи, требующие восприятия более сложных ситуаций, переработки большего количества информации и выбора действий, решаются лучше с 14 летнего возраста. Следовательно, в этом возрасте необходимо выявлять и развивать способности к оперативному мышлению. В баскетболе, где спортсмену постоянно нужно зорко следить за передвижениями игроков и мяча, роль зрения особенно велика. В процессе многолетней тренировки именно в зрительной функции происходят наибольшие изменения. Глаз игрока видит значительно большую часть пространства, чем глаз нетренированного человека. Это облегчает ориентировку игроков на поле, улучшает их взаимодействия, повышает эффективность технических действий. У баскетболистов 13-16 лет уже достаточно повысилась устойчивость вестибулярного аппарата – даже после вращений на специальном кресле у них не нарушается деятельность скелетных мышц. Высокого развития чувства равновесия и устойчивости вестибулярного аппарата они достигают на 2-3 года раньше, чем сверстники, не занимающиеся систематической тренировкой. Для совершенного управления движениями большое значение имеют сигналы от мышц и кожи человека, которые информируют мозг о скорости движения и напряжения различных мышц, о положении рук и ног, о контакте с опорой и мячом. Мышечное чувство у наибольшей степени повышается у баскетболистов к 13-14 годам. Особенно оно развивается для тех суставов, которые имеют основное значение для игры. На протяжении всего периода школьного обучения продолжается окостенение различных частей скелета. К 13 годам завершается окостенение запястных и пястных отделов рук; окостенение фаланг пальцев ног происходит у юношей – к 15-21 году, пальцев рук – на 1-2 года позже. Окончательно этот процесс завершается лишь к 25 годам. Недостаточная зрелость опорного аппарата требует особого внимания при организации физического воспитания и спортивной тренировки в подростковом возрасте (Яхонтов Е.Р., 1987). В возрасте 7-18 лет происходят значительные изменения состава, длины и толщины мышечных волокон. Вес мышц к 17-18 годам составляет 44% и более от массы тела. Это обусловлено соответственно рост мышечной силы. У спортсменов вес мышц может достигать 50% веса тела. У юных спортсменов в мышечных волокнах больше воды и меньше плотного остатка. Они более эластичны, чем мышцы взрослого. Мышцы легче растягиваются и при большой подвижности в суставах обеспечивают большую амплитуду движений (проявление качеств гибкости). Старший школьный возраст, или ранняя юность, охватывает период с 15 до 17-18 лет. В эти годы продолжается переход от детства к взрослости, к физической и духовной зрелости. Физическое развитие юношей и девушек протекает относительно спокойно. У них замедляется рост тела в длину, увеличивается и стабилизируется вес, быстро растет мышечная сила, развивается выносливость, повышается работоспособность. Постепенно сглаживаются характерные для подростков несоответствия в росте костей и мышц, сердца и сосудов, уравновешивается кровяное давление, устанавливается ритмичная работа желез внутренней секреции. В этом возрасте заканчивается половое созревание. Наступающая физическая зрелость расширяет возможности старшеклассников: им становятся доступны все виды силовых упражнений на выносливость. За счет развития этих качеств у них заметно повышаются спортивные результаты. В некоторых видах спорта ранняя юность является периодом максимальных достижений. Ведущей деятельностью старшеклассников является учебно-профессиональная деятельность. В процессе этой деятельности у них развиваются познавательные и профессиональные интересы, способность строить жизненные планы, вырабатывать нравственные идеалы. Всему этому способствует целый ряд факторов: введение новых предметов и усложнение содержания обучения в старших классах школы; использование более активных форм учебных занятий (уроков типа лекций, лабораторных работ, написания рефератов); участие в олимпиадах по различным предметам; установление связей с промышленностными, сельскохозяйственными и другими предприятиями, с вузами. К будущей профессиональной деятельности готовят старшеклассников и занятия физической культурой и спортом. Они обеспечивают физическую закалку, воспитывают трудолюбие, выдержку и другие ценные психические и физические качества. К профессиональной деятельности старшеклассников побуждает и их новое положение в системе общественных отношений, связанное с получением паспорта в 14 лет, а в 18 лет – избирательного права и возможности вступить в брак. Перед ними встают новые, всё более сложные и ответственные задачи (Яхонтов Е.Р., 1987). Учебно-профессиональная деятельность старших школьников определяет развитие их личности, познавательной деятельности, возникновение новых психических образований. Устремлённость в будущее - внутренняя позиция старших школьников. Если подросток живёт главным образом настоящим, то старший школьник устремлён в будущее. Он задумывается над своим призванием, стремится выбрать профессию. Это устремлённость существенно влияет на упрочнение связи между учебными и профессиональными интересами. Вступление во взрослую жизнь обычно сопровождается «ролевым экспериментированием». Старшеклассники как бы примеряют к себе различные социальные роли, на собственном опыте пытаются познать каждую из них. В смене этих, нередко противоположных ролей выражается внутренняя противоречивость процесса самоопределения. Познавательная деятельность учащихся старших классов характеризуется дальнейшим развитием теоретического мышления. Оно приобретает личностный и творческий характер. Совершенствуется наблюдательность, произвольная память, произвольное внимание. Развитие теоретического мышления обуславливается переходом от усвоения сравнительно конкретных начальных научных знаний к изучению всё более общих закономерностей. Личностный характер мышления проявляется в стремлении иметь обо всём собственную точку зрения. Если подростку, встретившемуся с новым явлением, достаточно понять его, то старшему школьнику, кроме этого, интересно узнать, что известно о нём в науке и практике. Если имеются разные точки зрения, то он старается разобраться в них и составить собственное мнение. Творческий характер мышления проявляется в способности личности выходить за рамки обыденных представлений, искать непроторенные пути. Как показали беседы с тренерами; многие юные спортсмены критически относятся к тому, чему и как их учат. Они пытаются более целесообразно использовать свои индивидуальные достоинства или компенсировать недостатки. Однако под влиянием порыва чувств и юношеской увлечённости их действия не всегда оказываются рациональными. Значительные изменения происходят у старших школьников в эмоциональной сфере. У юношей и девушек заметно расширяется круг личностно-значимых отношений к различным сторонам жизни. Поэтому их эмоциональный мир значительно богаче, чем у подростков, отличается разнообразием и более высокой дифференцированностью переживаемых чувств. Всё это проявляется в расширении и углублении сферы моральных, эстетических и интеллектуальных чувств. Настроение старшеклассников характеризуется большей устойчивостью и осознанностью. У них повышается способность контролировать и регулировать свои эмоциональные состояния. Это связано и с более высоким уровнем развития воли по сравнению с подростками. Он характеризуется, преобладаем в волевой активности процессов сознательной саморегуляции: самоприказания, самоубеждения, самоободрения. Изменения в познавательной деятельности, эмоциональной и волевой активности у старших школьников сопровождается ростом их самосознания. Самосознание в старшем школьном возрасте приобретает качественно новые черты. К познанию своего внутреннего мира стремятся и подростки, но у старшеклассника как бы раскрываются глаза на самого себя. Он внезапно обнаруживает у себя целый мир новых чувств, связанных с красотой природы, восприятием музыки, ощущением собственного тела и др. юноша стремится к размышлению о самом себе, о своей непохожести на других, о своей зрелости. Повышенный интерес к своему внутреннему миру обуславливается позицией самоопределения старшего школьника. Конкретно это выражается в осознании к самооценке своих способностей, моральных, волевых и других качеств. Самооценка старшего школьника становится обобщённой (у подростка она сравнительно односторонняя и неустойчивая). Он способен полнее и глубже разобраться в своих мыслях и переживаниях, действиях и поступках, может составить о своём «Я» более устойчивое и полное представление. На основе самооценки качеств и свойств личности, а также успехов в деятельности и взаимоотношениях с людьми у старших школьников формируется самоуважение. Самоуважение – обобщённое отношение школьника к самому себе, отражающее степень принятия или непринятия себя как личности. У юных спортсменов с высоким самоуважением преобладает очень действенный мотив – стремление к успеху, однако они не редко переоценивают себя, проявляют самоуверенность, а иногда высокомерие, тщеславие, зазнайство. В старшем школьном возрасте происходят качественные сдвиги в нравственном сознании и поведении учащихся. У них вырабатываются собственные моральные взгляды и убеждения, основанные на уяснении очень сложных понятий о долге и чести, о чувствах личной гордости и собственного достоинства. Старшие школьники способны чувствовать тончайшие оттенки многих нравственных понятий и поэтому довольно точно отличают упорство от упрямства, гордость от кичливости. Они предают большое значение развитию у себя тех нравственных качеств, которые особенно важны для установления дружеских отношений и взаимопонимания. Такими считают чуткость и верность, умение ценить дружбу и товарищество, умение прислушиваться к мнению других, уважать чувства и убеждения другого человека. Однако раннюю юность не следует переоценивать. Наблюдение и практика показывают, что некоторые учащиеся ко времени окончания средней школы проявляют ошибочные и незримые нравственные взгляды и поступки. Они не всегда могут разобраться в отдельных жизненных фактах, литературных произведениях, кинофильмах особенно зарубежных, не всегда оказываются противостоять взглядам чуждым нашему обществу. Всё это диктует необходимость усилению идейно-воспитательной работы с учащимися. У старших школьников интенсивно формируется мировоззрение. В его формировании особенно большая роль принадлежит обществознанию – предмету, который объединяет научные знания о развитии природы и общества в целостную систему, позволяет понять место человека в природе и обществе, пояснить характер его отношения к окружающей среде и к самому себе. 1.2 Значение точности штрафного броска в баскетболе Броски по кольцу – важнейший технический элемент игры, конечная цель всех действий на площадке. Игроки любого класса уделяют тренировке бросков наибольшее внимание и работают над ними особенно тщательно. В задачу тренера входит направление этой работы, ее дозировка и исправление технических ошибок. Тренер вместе с игроком определяет оптимальный способ броска, исходя из физических возможностей, двигательных навыков и психологических особенностей игрока. После этого начинается сложная и очень важная работа по отработке техничного исполнения броска, доведение его до совершенства.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 58 страниц
1450 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 58 страниц
1450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg