Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия детей дошкольного возраста

irina_k200 2275 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 91 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.10.2020
Актуальность исследования семейных взаимоотношений как фактора эмоционального благополучия ребенка дошкольника определяется современными условиями семейного воспитания. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Психические потребности ребенка лучше всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка. Семья предоставляет ребенку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для его социализации. У ребенка формируется эмоциональное поведение в отношении самого себя и других членов семьи, он учится эмоционально реагировать на постоянно изменяющиеся социальные ситуации, что формирует предпосылки для эмоционального благополучия. Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие психологические теории не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития. Это свидетельствует, о том, что данная тема весьма актуальна. Несмотря на глубокую разработанность общих проблем детско-родительских отношений в целом и проблем современной российской семьи в частности, вопросы влияния детско-родительских отношений на эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста остаются малоизученными. Проблема исследования: выявить факторы детско-родительских отношений, которые оказывают влияние на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста. Цель исследования: исследовать влияние детско-родительских отношений на эмоциональное состояние личности детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования – личность детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – влияние детско-родительских отношений на формирование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования. В результате грамотно организованного педагогического процесса, направленного на формирование положительных детско-родительских отношений, будет происходить улучшение развития этих отношений, а также эта работа будет благотворно влиять на эмоциональное состояние дошкольников. Задачи исследования: 1) проанализировать психолого-педагогическую литературу, касающуюся проблеме детско-родительских отношений и их влияние на эмоциональные развития детей дошкольного возраста; 2) подобрать диагностические методики по изучению детско-родительских отношений в семье; 3) реализовать проект, направленный на формирование положительных детско-родительских отношений и благополучие эмоционального состояния дошкольника, сформулировать выводы. Методология исследования – современные положения о сущности, структуре, функциях детско-родительских отношений: А.Я. Варга, Р.В. Овчарова, В. Сатир, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемилер; концепции, обосновывающие необходимость психологического сопровождения семьи сцелью обеспечения полноценного развития личности ребенка: Б.М. Битянова, Н.С. Глуханюк, И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова, Т. Яничева; принципы гуманистической психологии и педагогики составившие основу программы психологической оптимизации детско-родительских отношений. Методы исследования: - теоретические методы: анализ и синтез научно-теоретической и учебно-методической литературы; - эмпирические методы: методика «Рисую себя», методика «Рисунок семьи» А.И. Захарова, анкетирование, тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина; - статистические методы: количественная и качественная обработка результатов исследования. Элементы научной новизны и теоретической значимости исследования: экспериментально выявить влияния детско – родительских отношений на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении знаний об эмоциональном благополучии детей дошкольного возраста в системе детско – родительских отношений. Практическая значимость исследования: определение основных факторов детско – родительских отношений влияющих на эмоциональное благополучие дошкольников. Полученные в результате исследования теоретические данные могут быть полезны родителям, педагогам. База исследования: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №11» п. Сватково, Сергиево Посадского района, Московской области. Общая выборка составила 40 человек, из них 20 – старшие дошкольники, 20 – родители. Структура выпускного исследования состоит из введения, двух глав, включающих в себя параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложения. В первой теоретической главе рассмотрены сущность понятия эмоции в психолого - педагогической литературе, изучены педагогические условия формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в семье. Во второй главе нами выявлены особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста, установлено эмоциональное отношение к семье, определен тип родительского отношения к ребенку; разработан проект, направленный на формирование положительных детско – родительских отношений и эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста, а также исследована эффективность разработанного проекта. В заключении излагаются выводы сделанные в ходе исследования.
Введение

Эмоциональная сфера является важным звеном в формировании дошкольников, потому что никакое общение, взаимодействие эффективным не будет, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является значимым моментом в формировании личности растущего человека. Дошкольный возраст – это возраст, в котором начинает формироваться личность ребенка. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, ребенок активно осваивает обширный спектр различных видов деятельности. В период дошкольного детства формируется эмоциональное поведение и отношение ребенка к семье. Психическое развитие ребенка зависит от его эмоционального благополучия. Однако среди типичных детских эмоций зачастую существенное место занимают не только положительные, но и эмоции отрицательные, отрицательно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность. Именно поэтому так важно ознакомиться и изучить особенности эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста. Более того, диагностика эмоционального поведения и эмоциональных взаимоотношений в семье выступает первостепенным средством формирования у ребенка отношения к действительности, средством нравственного, эстетического и умственного воспитания. Главной задачей дошкольного воспитания является формирование полноценной личности, что актуально и в настоящее время.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКО -РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………… 8 1.1. Эмоции и особенности эмоциональной сферы в развитии личности… 1.2. Специфика эмоционального развития детей дошкольного возраста… 1.3. Семья как один из факторов формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста………………………………… 8 16 22 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………………………….. 34 2.1. Организация и методика исследования………………………………… 2.2. Результаты исследования детско – родительских отношений и эмоционального благополучия детей дошкольного возраста……………... 2.3. Анализ практики и пути оптимизации эмоционального состояния детей и детско – родительских отношений…………………………………. 34 35 56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 59 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………... 61 ПРИЛОЖЕНИЕ
Список литературы

Нормативно-правовая база: 1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 20.01.2020) Литература: 2.Белинский В. Г. Белинский. Избранные статьи. – М.: Детская литература, 2016. – 224 с. 3.Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения.– СПб.: Речь, 2015. –144 с. 4. Вилюнас В. К. Психология эмоций – СПб.: Питер, 2018.- 496 с. 5.Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 1. От рождения до поступления в школу. – М.: Владос, 2010. – 368 с 6.Выготский Л. С. Детская психология. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4. – М.: Говорящая книга, 2017–368 с 7.Гагай В. В. Семейное консультирование. – СПб.: Речь, 2016. – 320 с 8. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как?–М.:ЧеРо, Сфера,2015. – 240 с. 9.Грюнвальд Б.Б., Макаби Г.В. Консультирование семьи / Пер. с англ. – М.: Форум, 2014.- 258с 10.Гусева Т. И., Катарьян Т. В. Конспект лекций. Психология личности. – Воронеж: Научная Книга, 2017 -379 с. 11.Дробот О. Любить друг друга – значит смотреть не на друг друга, а в одну сторону// Семья и школа.-2017.-№10-С10 -13 12. Захаров А.И. Психология формирования самооценки. - Минск, 2015.-56 с. 13.Изард К. Э. Психология эмоций / К. Изард. —СПб. Питер, 2016. — 240 с. 14. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика – М.: Изд. Центр «Академия», 2017, 213 с. 15. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. / Е.П. Ильин — СПб: Питер — 2000. — 752 с. 16.Ковалева С.В. Психическое развитие ребенка и жизненная среда.// Вопр. психологии, 2017. – 208 с. 17. Ковалев, Н.П. Влияние стиля семейного воспитания на формирование половой идентичности у мальчиков младшего школьного возраста / Н.П. Ковалёва // Вестн. Сев. (Аркт.) федер. ун-та. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. - 2017. - № 2. - С. 134-137 18.Кови С. В. 7 навыков высокоэффективных семей. – М.: Попурри, 2016. – 432 с. 19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология.– М.: Сфера, 2018.–463 с. 20.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, Академия, 2016. – 511 с. 21.Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2015. – 320 с. 22.Марцинковская Т. Д. «Детская практическая психология»: — М.: Гардарики, 2017. — 253 с. 23.Мартел Дж. Богатство семьи и его дилеммы. Размышления о преемственности, сплоченности и наследовании. – М.: Олимп-Бизнес, 2017. – 272 с. 24. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 2001. — 148 с. (Развитие и воспитание дошкольника). 25.Мухина В.С. Психология дошкольника [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2016. - 245 26. Насонова Е.Б. Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное поведение старших дошкольников.–М.: Академия, 2016.- 236с. 27. Некрасов, А. Проектируем счастливую семью / А. Некрасов, Н. Гейжан. М.: АСТ: Полиграф изд., 2016. - 319 с. 28.Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства.- М.: Изд. института психотерапии, 2015.- 240с 29.Панфилова М.А. Тест для родителей // Обруч.- 2016.- №3.- с.12 30.Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско- родительских отношений // Вопросы психологии.- 2015.- №1.- с.19-26 31.Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Психология. – М.: Академия, 2015. – 512 с. 32.Писарев Д.И. Статьи и рецензии. – М.: , 2008. – 463 с 33. Рубинштейн С.Л. эмоции // Психология эмоций. Тексты / под редакцией Вилюнса В.К., Гиппенрейтер. – М., 2015. – 389 с. 34.Симонов П.В. Что такое эмоции? М.Д. 2016.– 118 с. 35. Синягина Н.Ю. Современная молодая семья: взрослые и дети / Н.Ю. Синягина. - СПб.: Каро, 2017. - 205 с. 36.Скроцкий Ю. А. Становление личности и психические отклонения. – СПб.: Алетейя, 2015. – 352 с. 37.Смирнова Е. О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 192 с. 38.Смирнова Е.О., Холмогорова В. М. Конфликтные дети. – М.: Эксмо, 2016. – 176 с. 39.Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста. – М.: Академия, 2016.– 272 с. 40.Хараш А.У. Восприятие человека как воздействие на его поведение / Психология межличностного познания. - М: Педагогика, 2015. - 152с 41. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 2017 – 104 с. 42. Якобсон Я.М. Психология чувств / Я.М. Якобсон, — М.: — 2018.- 228с. Интернет – ресурсы: 43. https://sibac.info/conf/pedagog/xxiv/31524 (дата обращения 01.02.2020) 44. https://www.dissercat.com/ (дата обращения 03.02.2020) 45. http://elar.uspu.ru/handle/uspu/10294 (дата обращения 03.02.2020) 46. https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3435/ (дата обращения: 09.01.2020) 47. http://psyjournals.ru/social_psy/2016/n2/golovey.shtml (дата обращения: 09.01.2020)
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 1.1 Эмоции и особенности эмоциональной сферы в развитии личности Эмоции, какими бы разными они ни казались, неотделимы от личности. Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Но более всего эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности [25, с.43]. Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности т.п. В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему - либо (к настоящей или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т.д.). Помимо этого, узкого понимания, понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент - переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В этом случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека [39, с172]. Эмоциональные состояния имеют очень разнообразные проявления. По степени интенсивности и продолжительности они могут быть длительными, но слабыми (печаль), или сильными, но кратковременными (радость). По субъективному переживанию эмоции можно разделить на две категории: на эмоции положительного порядка, связанные с удовлетворением жизненных потребностей человека и потому доставляющие удовольствие, и эмоции отрицательного порядка, связанные с неудовлетворением жизненных потребностей и потому доставляющие неудовольствие. По содержанию эмоции можно классифицировать на простые и сложные в зависимости от того, какого уровня потребности удовлетворяются у человека. К более простым относится гнев, страх, радость, горе, зависть, ревность, к более сложным - моральное чувство, эстетическое чувство, чувство патриотизма и др. По форме протекания - все эмоциональные состояния делятся на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства [35, с.143]. Чувственный тон - простейшая форма эмоционального переживания. Под чувственным тоном понимают эмоциональную окраску психического процесса, побуждающую субъекта к его сохранению или устранению. Некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от воспоминаний, связанных с ними, вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Так, хорошая музыка, запах розы, вкус апельсина приятны, имеют положительный эмоциональный тон. Если отрицательный чувственный тон переходит в болезненное отвращение, то в этом случае говорят об идиосинкразии [6, с.132]. Под настроением понимают общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Настроение является эмоциональной реакцией не на непосредственные события, а на их значение для человека в контексте его общих жизненных планов. Это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.д. Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение может стать устойчивой чертой личности - на этой основе людей делят на оптимистов и пессимистов [24, с.143]. Эмоции – это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. К числу стенических (или «гиперстенических») эмоций относятся эйфория, мания, гнев, тревога; к числу астенических - печаль, тоска, апатия, страх [31, с.234]. Стенические эмоции стимулируют деятельность человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. И, наоборот, астенические эмоции характеризуются скованностью, пассивностью. Эмоциональные переживания могут носить неоднозначный, противоречивый характер. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. К основным, фундаментальным эмоциям относится удовольствие, радость, страдание, удивление, отвращение, гнев, презрение, стыд, интерес, страх [4, с.243]. Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний - это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей (или неудовольствие, связанное с неудовлетворением органических потребностей). Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или неопределенна. Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса. Удивление – эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства, не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака. Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами субъекта. В межличностных отношениях если отвращение сочетается с гневом, то может мотивировать агрессивное поведение. Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций субъекта с жизненными позициями объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям. Стыд – отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных поступков и внешности ожиданиям окружающих или собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике. Интерес (как эмоция) – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение. Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся под влиянием информации о возможной реальной или воображаемой опасности. Каждая из указанных эмоций может проявляться целым спектром состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость может проявляться удовольствием, восторгом, ликованием, экстазом и т.д.). Из сочетания фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес [10, с.143]. В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов – аффект. Это самая мощная из рассматриваемых эмоциональных реакций. Аффект – сильное и кратковременное эмоциональное состояние, сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий затратил человек на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. Аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном. Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Эмоциональный стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д. стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Фрустрация - психологическое состояние расстройства, подавленности, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, озлобленностью, подавленностью, внешней и внутренней агрессией. Часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами. Страсть – сильное, стойкое чувство, определяющее направление мыслей и поступки человека. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. Особую форму переживания представляют собой высшие чувства. Чувства – личностные образования, они характеризуют человека социально-психологически [42, с.116]. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные. Нравственными (моральными) называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Нравственные нормы зависят от традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии, принятых в обществе. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, патриотизм, сочувствие и т.д. К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость, злорадство и пр. Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. К интеллектуальным чувствам относятся удивление, любопытство, любознательность, чувство сомнения в правильности решения и пр. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулирует, усиливает ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность знания. Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни, в искусстве. Эстетические чувства представляют собой сплав моральных и интеллектуальных чувств. Эмоции выполняют целый ряд специфических функций. Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции позволяют определить полезность и вредность воздействующих на человека факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Благодаря отражательной функции эмоций человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценить предметы и явления с точки зрения их желательности. В этом смысле эмоции выполняют еще и сигнальную роль. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь [37, с.113]. Эмоции выполняют также побудительную, или стимулирующую, функцию. Эмоции как бы определяют направление поиска, способное удовлетворить потребности человека. В связи с тем, что эмоции принимают непосредственное участие в обучении, выделяют их подкрепляющую функцию. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, возможно возникновение противоречия между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребности следовать определенной этической норме, что реализуется в борьбе между страхом и чувство долга. Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направит деятельность личности в ту или другую сторону. Ч. Дарвин выделил приспособительную функцию эмоций. Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность быстро, с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип и другие частные конкретные параметры, и таким образом эффективно приспособиться к окружающим условиям. Также эмоции выполняют экспрессивную или коммуникативную функцию (т.е. функция общения). Мимика, жесты, позы, выразительные движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своём отношении к предметам и явлениям окружающей действительности [33, с.154]. Защитная функция эмоций связана с возникновением страха. Он предупреждает человека о реальной или мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных для него последствий, а возможно, и от гибели. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека [5, с.186]. Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира [43]. Таким образом, сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. 1.2 Специфика эмоционального развития детей дошкольного возраста Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, и именно в этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, активное освоение различных видов деятельности. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. На этапе старшего дошкольного возраста происходит активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, формирование самооценки, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение [1]. Именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на психическое развитие ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско - родительских отношений. Воспитание эмоций сохраняет ведущее значение на протяжении всего детства. Эмоции ребенка отличаются многообразием, открытостью, слитностью и частой сменяемостью, подвижностью, импульсивностью, неосознанностью. Они связаны с выражением своих возможностей. Гармоничное развитие эмоциональной сферы возможно только при условии бережного подхода к формированию чувств маленького ребенка с учетом психофизиологических особенностей каждого возрастного этапа. Огромное значение для развития личности и эмоционального комфорта имеет формирование адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия. Под влиянием взрослого у ребенка накапливаются знания и представления о себе, формируется эмоциональная сфера, складывается тот или иной тип самооценки [12, с.171]. Важнейшее значение в эмоциональном развитии ребенка имеют общение с окружающими людьми и игра, в процессе которых формируются основы социальных чувств. Ребенок дошкольного возраста эмоционально легко возбудим, но эмоции обычно малоустойчивы. В дошкольном возрасте начинают заметно развиваться высшие чувства - моральные (в процессе игр, когда ребенок приучается подчинять свое поведение общим требованиям коллектива, при слушании сказок и рассказов и т. д.), эстетические (в процессе занятий музыкой, пением, рисованием, лепкой), интеллектуальные (в связи с развитием познавательных интересов и элементарными формами учебной деятельности в старших группах детского сада) [20, с.343]. Большие возможности для формирования эстетических чувств предоставляет знакомство с природой, особенно, когда это сочетается с изучением произведением искусства (слушанием соответствующей музыки, чтением рассказов, стихотворений, рассматриванием картин и репродукций и т. д.). Эмоциональное развитие дошкольника тесно связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в преддошкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности. То есть эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким, внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельств [19, с.223]. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку. Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщенными. Первые попытки сдержать свои чувства, например внешние их проявления - слезы, можно заметить у ребенка в 3-4 года. Хотя малышу еще плохо удается. Старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова. Дошкольники с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потребностями. Голод, жажда заставляют их действовать импульсивно [13, с.29]. В дошкольном возрасте развитие общения со взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно – ролевой игры приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств [34, с.103]. Практическое овладение нормами поведения также является источником развития нравственных чувств. Переживания теперь вызываются общественной санкцией, мнением детского общества. Опыт таких переживаний обобщается в форме нравственных чувств. В этом возрасте нравственные оценки поступков из внешних требований становятся собственными оценками ребенка и включаются в переживание им отношений к определенным поступкам или действиям. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания других. В трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от плохой работы. Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессий в адрес ровесника. Ребенок не приводит никаких аргументов против сверстника, а просто (в речи) выражает свое отношение к нему, сопереживание товарищу резко снижается. Когда дети соревнуются друг с другом, реально оценивая свои возможности, сравнивая себя с товарищем, то стремление к личному успеху, признанию собственных достоинств и достижений увеличивает силу экспрессий до самого высокого уровня [5, с.128]. Симпатия у дошкольника становится более действенной, проявляясь как желание помочь, посочувствовать, поделиться. Даже 4-5-летний ребенок выполняет нравственные нормы, проявляя чувство долга прежде всего по отношению к тем, кому симпатизирует и сочувствует. Эмоциональные реакции на положительную и отрицательную сторону поступков взрослых у малыша неустойчивы. Он может уступить, но только под влиянием взрослого или из симпатии и сочувствия к кому-либо. Первые более или менее сложные проявления чувства долга возникают у детей 4-5 лет. Теперь на базе жизненного опыта и первоначальных представлений у ребенка зарождается моральное сознание, он способен понимать смысл предъявляемых ему требований и относить их к своим поступкам и действиям, а также к действиям и поступкам других. В 5-7 лет чувство долга возникает у ребенка по отношению к взрослым и сверстникам, дошкольник начинает испытывать это чувство и по отношению к малышам. Возрастает способность к самооценке. Нарушения правил, недостойные поступки вызывают неловкость, вину, смущение, беспокойство. От 3 до 5 лет - это возраст эмоционального наполнения «я» ребенка. Чувства уже обозначаются словами, четко выражено стремление к пониманию, доверию, близости с другими людьми. Формируется и чувство общности - понятие «мы», под которым ребенок подразумевает вначале себя и родителей, а затем себя и сверстников. Устанавливается ряд этических категорий, в том числе чувство вины и сопереживания. Возрастает самостоятельность - ребенок занимает себя сам, не требует постоянного присутствия взрослых и стремится к общению со сверстниками. Развиваются фантазии, а вместе с ними и вероятность появления воображаемых страхов. В эти годы наиболее интенсивно формируются такие эмоции, как любовь, нежность, жалость, сочувствие и сострадание. Почти в равной степени эти чувства проявляются в отношении обоих родителей, если между ними нет конфликта, и они являются для детей объектом любви. Несмотря на чувство любви к обоим родителям (если они не конфликтны с ребенком и друг с другом), заметно эмоциональное предпочтение родителя другого пола, максимально выраженное, как и все эмоциональное развитие, в 4 года. Девочки нежно любят отцов, особенно если походят на них внешне, а мальчики испытывают эмоциональное влечение к матери. Недостаточная эмоциональная отзывчивость родителя другого пола порождает беспокойство, страх, неустойчивость настроения и капризность как средство привлечения внимания. Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий [14, с.243]. 1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессии в адрес ровесника. В групповых же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессии снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 38 страниц
1100 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg