Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Социально-психологическая профилактика аддиктивного поведения подростков на базе общеобразовательной школы.

irina_k200 1500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 60 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.10.2020
Проблема исследования: противоречие между разработанными психолого-педагогическими программами профилактики аддиктивного поведения, основанными на общих закономерностях работы с аддиктами, и личностными особенностями современных подростков, склонных к аддиктивному поведению. Цель исследования: апробирование программы по профилактике аддиктивного поведения у подростков на основе теоретического изучения проблемы. Объект исследования: аддиктивное поведение. Предмет исследования: социально-психологическая профилактика аддиктивного поведения подростков. Гипотеза исследования: социально-психологическая профилактика аддиктивного поведения подростков будет эффективна, если она ориентирована на формирование здорового образа жизни, умения принимать правильные решения, выработку отрицательного отношения к ПАВ. Задачи исследования: 1) проанализировать научную, учебную и учебно-методическую литературу по данной теме; 2) изучить методы профилактики аддиктивного поведения; 3) провести диагностику аддиктивного поведения; 4) составить программу по профилактике аддиктивного поведения и определить ее результативность. Методы исследования: - теоретические методы: анализ и синтез; - эмпирические методы: тестирование (методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей, Лозовая Г.В; тест-опросник «Аддиктивная склонность», Юсупов В.В.; методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), Орел А.Н.); психолого-педагогический эксперимент; - методы количественного и качественного анализа; База исследования: МБОУ Лицей №17, г. Владимира, учащиеся 7 класса, 20 человек. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в работе педагога-психолога с подростками, склонными к аддиктивному поведению.
Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современной российской действительности увеличивается число социальных аддикций, их виды. Особенно подвержены такому виду поведения подростки. Для разработки эффективной профилактики и коррекции аддикций в подростковом возрасте необходимо изучить это явление, его психологические корни. По сведению сотрудников Центра социологических исследований Минобразования и науки Российской Федерации суммарные расходы несовершеннолетних и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет на приобретение наркотических средств, алкогольных напитков и табачных изделий в 2003 г. составили 251 млрд. 278,9 млн. руб. или 8 млрд. 816,7 млн. долл. США. С учетом вышеприведенных сведений о затратах молодежи на приобретение спиртных и табачных изделий в том же году, на наркотики приходится 3 млрд. 649,3 млн. долл. США, то есть более, чем в полтора раза больше на каждую группу вышеназванных источников аддиктивности отдельно. Поэтому вполне обоснованным является мнение о том, что незаконный оборот наркотиков достиг масштаба национального бедствия. Годовой же доход наркобизнеса, по данным российских экспертов, составляет четверть годового бюджета России [1]. Наряду с наркотической аддикцией, актуальными видами аддиктивного поведения являются: компьютерная, пищевая, химическая, алкогольная, табачная, сексуальная зависимость и т.д. В последнее время проблема аддиктивного поведения человека является весьма актуальной для российского общества и исследуется в широком контексте медицинского и психологического познания. Недовольство реальной жизнью и желание уйти от нее является одной из сложнейших проблем человеческой жизни. Формы и способы ухода чрезвычайно разнообразны и нередко носят патологический характер. Одной из таких форм является зависимое поведение, когда жизнь человека и его поведение начинают жестко зависеть от различных факторов. Список объектов зависимости достаточно широк: различные вещества, игры, источники информации и эстетического наслаждения, люди, работа, пища. Их можно классифицировать по специфическому объекту зависимости: вещества, процессы, отношения. Некоторые из зависимостей одобряются обществом, другие представляют личностную проблему человека, но не являются социально опасными, третьи имеют статус социально опасных. Любая из зависимостей, что-то отнимает у человека. Проблемой аддиктивного поведения занимались Ц.П.Короленко и Т.А.Донских [2], они показали психологические механизмы аддиктивного поведения, его этапы протекания. Проблема аддиктивного поведения подростков является актуальной несмотря на то, что в настоящее время существует большое количество исследований, посвященных данному вопросу. Работы отечественных и зарубежных психологов посвящены исследованию факторов, видов и причин аддиктивного поведения у детей и подростков (С.А. Беличева [3], Е.В. Змановская [4], Ю.А. Клейберг [5], А.Е. Личко [6], В.Т. Кондрашенко [7], Н.Ю. Максимова [8], В. А. Попов [9], И.А. Фурманов [10] и многие другие). Известно, что самый эффективный путь борьбы с аддиктивным поведением – это его профилактика через снижение факторов риска и активизацию факторов защиты. Однако существующая система профилактики аддиктивного поведения достаточно противоречива и не обеспечивает проведения превентивных мероприятий, ориентированных на большие группы здорового населения, на группы риска и группы высокого риска формирования аддиктивного поведения. Проблемой профилактики аддиктивного поведения занимались: Н. А. Сирота [11], А. А. Александров [12], Б. С. Братусь [13], Ю. А. Быкадоров [14], А. В. Гоголева [15], Н. А. Залыгина [16], З. В. Коробкина [17], С. Ф. Савченко [18].
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. Теоретические основы профилактики аддиктивного поведения. 1.1 Понятийно-терминологический аппарат исследования……………………6 1.2 Причины аддиктивного поведения подростков…………………………...16 1.3 Анализ научной литературы по социально-психологической профилактике аддиктивного поведения………………………………………..22 Выводы по первой главе………………………………………………………...34 ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование аддиктивного поведения 2.1 Организация и методы исследования………………………………………35 2.2 Программа по профилактике аддиктивного поведения…………………..39 2.3 Анализ результативности программы. Формулировка рекомендаций…..44 Выводы по второй главе ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы

1. Гришко, И.В. Специфика молодежного аддиктивного поведения в современной России [Текст] / И.В. Гришко // Общество и право. – 2016. 2. Короленко, Ц.П. Семь путей к катастрофе [Текст] / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. – Мозырь: Белый ветер, 1999. – 238 с. 3. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии. [Текст] / С. А. Беличева — М.: УЦ «Перспектива», 2006. — 250 с. 4. Змановская, Е.В. Девиантология [Текст] / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2004. – 288 с. 5. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения [Текст] / Ю.А. Клейберг. –М. : ТЦ Сфера, 2001. – 160 с. 6. Личко,А.Е.Психопатиииакцентуациихарактерауподростков [Текст] / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - Санкт-Петербург: Речь, 2009. - - 256 с. 7. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социал.-псих. и психиатр. Аспекты [Текст] / В. Т. Кондрашенко – Мн.: Беларусь, 1988. – 207 с. 8. Максимова, Н. Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: Учеб. пособие [для студентов вузов] / Н. Ю. Максимова. - Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 383 с. 9. Попов, В.А. Изменение мотивационно - ценностных ориентаций учащейся молодежи [Текст] / В.А. Попов, О.Ю. Кондратьева // Социол. исслед. – 1999 – №6. – С.96–99. 10. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов [Текст] / И.А. Фурманов. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010 — 351 с. 11. Сирота, Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма [Текст] / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. – М. : Академия, 2003. – 176 с. 12. Александров, А.А. Курение и его профилактика в школе [Текст] / А.А. Александров, В.Ю. Александрова. – М.: Медиа-Сфера, 1996. – 70 с. 13. Братусь, Б.С. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма [Текст] / Б.С. Братусь, П.И. Сидоров. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 124 с. 14. Быкадоров, Ю.А. Профилактика употребления наркотических средств и психоактивных веществ учащимися общеобразовательных школ и ПТУ [Текст] / Ю.А. Быкадоров. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 187 с. 15. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика [Текст] / А.В. Гоголева. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. – 240 с. 16. Залыгина, Н.А. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей [Текст] / Н.А. Залыгина, Я.Л. Обухов, В.А. Поликарпов. – Минск: Пропилеи, 2004. – 196 с. 17. Коробкина, З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи [Текст] / З.В. Коробкина, В.А. Попов. – М.: Академия, 2002. – 192 с. 18. Савченко, С.Ф. Профилактика аддиктивного поведения школьников [Текст] / С.Ф. Савченко, О.Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина. – СПб. : КАРО, 2006. – 288 с. 19. Ханзян, Э.Дж. Уязвимость сферы саморегуляции у аддиктивных больных: возможные методы лечения [Текст] / Э.Дж. Ханзян // Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С.Даулинга. – М.: Класс, 2000. – С. 28-54. 20. Руководство по аддиктологии [Текст] / Под ред. В.Д. Менделевича. – СПб. :Речь, 2007. – 768 с. 21. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы: науч. изд. [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб.: «Питер», 2000 – 512 с. 22. Усков,А.Ф. Неистребимаяаддикцияк жизни [Текст] // Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга. М.: Класс, 2000. С. 5–8. 23. Лисецкий, К.С. Психология негативных зависимостей [Текст] / К.С. Лисецкий, Е.В. Литягина. – Самара: Изд-во «Универс групп», 2006 – 251 с. 24. Бухановский, А. О. Зависимое поведение: клиника динамика систематика, лечение, профилактика [Текст] / А. О. Бухановский – Ростов-на-Дону, 2002. 60 с. 25. Даулинга, С. Психология и лечение зависимого поведения [Текст] / С. Даулинга – М.: Независимая фирма «Класс», 2015. 240 с. 26. Грузд, Л.В. Психологические факторы и механизмы формирования алкогольной и наркотической зависимости [Текст] / Актуальные проблемы психологии на современном этапе общественного развития: Сборник научных трудов / Под ред. М.Г. Рогова, В.Г. Иванова. – Казань: КГТУ, 2003. – 464с 27. Пакина, А.Ю. Личностно ориентированный подход к профилактике зависимости [Текст] / Ежегодник Российского психологического общества: материалы III Всероссийского съезда психологов. – СПб.: СПб ГУ, 2003 – 257с 28. Грузд, Л.В. Психологические факторы и механизмы формирования алкогольной и наркотической зависимости [Текст] / Актуальные проблемы психологии на современном этапе общественного развития: Сборник научных трудов / Под ред. М.Г. Рогова, В.Г. Иванова. – Казань: КГТУ, 2003. – 464с 29. Иванов, М. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера [Текст] / М. Иванов – Психол. журн. — 2003. -- Т. 24, № 2. — с. 41- 47. 30. Евдокимова, И. А. Игровая компьютерная зависимость как вид аддиктивного поведения [Текст] // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 956-958. 31. Смагин, С. Ф. Аддикция, аддиктивное поведение [Текст] / С. Ф. Смагин – СПб.: МИПУ, 2000. – 250с. 32. Сельченок, К.В. Психология зависимости. Хрестоматия. Харвест [Текст] / К. В. Сельченок – 2005 Минск., – 596с. 33. Короленко, Ц. П. Работоголизм – респектабельная форма аддиктивного поведения [Текст] // Обозр. психиат. и мед. психол., 1993/4. 34. Мизирене, Р.В Психологическая зависимость от еды [Текст] / Р. В. Мизирене - М., 2005. -150с. 35. Майтова, В.М Как решать проблему наркомании: Проект: Информация к размышлению и действиям [Текст] / В. М. Майтова. - М., 2002. 80 с 36. Психология. Словарь [Текст] / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с. - ISBN 5-250-00364-8 37. Воробьева, К.А. Профилактика агрессивности в подростковой среде [Текст] / К.А. Воробьева // Воспитание школьников. - №6. - С. 55 – 61 38. Коробкина, З. В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / З. В. Коробкина, В. А. Попов. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 192 с. 39. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. М., 2000. Приложение 1. к приказу Минобразования России от 28.02.2000 № 619. 40. Короленко, Ц. П. Социодинамическая психиатрия [Текст] / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева - М.: “Академический проект”, Екатеринбург: Деловая книга”, 2000 41. Шабалина, В. В. Зависимое поведение школьников [Текст] / В. В. Шабалина - СПб., 2001 42. Короленко, Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития [Текст] // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. 1991, N 1. С. 8-15. 43. Малкина-Пых, И.Г. Психология поведения жертвы [Текст] / И. Г. Малкина-Пых – М.: Эксмо, 2006. – 1008 с. 44. Завьялов, В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости [Текст] / В. Ю. Завьялов - Новосибирск: Наука, 1988. 45. Кулаков, С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков [Текст] / С. А. Кулаков - М.: Фолиум, 1996. – 70 с. 46. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика [Текст] / А. В. Гоголева - М.: МПСИ, Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. – 240 с. 47. Личко, А.Е., Подростковая наркология: руководство [Текст] / А. Е. Личко, В. С. Битенский – Л. 1991 48. Личко, А.Е Словарь современной американской психиатрической терминологии с ее отличиями от принятой в России [Текст] // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. / А. Е. Личко, Н. Я. Иванов - 1992, N 4. С. 63-84. 49. Шабалина, В. В. Зависимое поведение школьников [Текст] / В. В. Шабалина - СПб., 2001. 50. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения [Текст] / В. Д. Менделевич – М.: Медпресс, 2001 51. Леонова, Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте [Текст] / Л. Г. Леонова, Н. Л. Бочкарева - НГУ: Новосибирск, 1998. 52. Розенова, М.И. Нарушения личностной целостности в случаях аддиктивно-нарциссической патологии и их проявления в отношениях любви [Текст] // Мир психологии/ М. И. Розенова - 2006, № 4. С. 239-251 53. Холостова, Е.И. Социальная работа: учебное пособие. - 5-е изд. [Текст] / Е. И. Холостова - М.: изд-е "Дашков и К°", 2007 54. Елькин,И.О.Профилактиказависимогоповеденияподростков(на примере наркомании и алкоголизма) [Текст] : учеб. пособие /И.О.Елькин,Е.С.Набойченко. – Екатеринбург.: Издатель Калинина Г.П., 2007. 55. Абдрашитова, Т.А. Девиантное поведение молодежи и эффективность психологического консультирования [Текст] // Вестник университета «Кайнар» / Т. А. Абдрашитова - 2005. - № 2-3. - С. 66-70 56. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р. В. Овчарова – М.: СК «Сфера», 2001. С. 152. 57. Кон, И.С. Психология старшеклассника [Текст] / И. С. Кон - М.: Просвещение, 2016. С.213 58. Мокеева, Л.Г. Анализ готовности учителей к ведению антинаркотической работы. Ч.1. Валеология, образ жизни и здоровье [Текст] / Л. Г. Мокеева - М.: Просвещение, 2016. С.49 59. Кулаков, С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков [Текст] / С. А. Кулаков – М.: Смысл, 1998. – 195с. 60. Кун, Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека [Текст] / Д. Кун – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003 – 864с. 61. Духновский, C. B. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях: учеб. Пособие [Текст] / С. В. Духновский — Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 2003. – 124 с. 62. Программа по профилактике аддиктивного поведения [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://infourok.ru/programma-po-profilaktike-addiktivnogo-povedeniya-1576434.html (10.11.2019) 63. Целевая программа по профилактике аддиктивного поведения у детей и подростков «Умей сказать «НЕТ!» [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2012/08/01/tselevaya-programma-po-profilaktike-addiktivnogo (10.11.2019) 64. Программа профилактики аддиктивного поведения детей и подростков [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://multiurok.ru/index.php/files/programma-profilaktiki-addiktivnogo-povedeniia-det.html (10.11.2019) 65. Бобченко, Т.Г.Основы тренинговой работы: курс лекций [Текст] / Т.Г.Бобченко; Владим. гос.ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2018 –128с. 66. Сирота, Н.А. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди детей и подростков [Текст] / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский – М.: Фонд «Система профилактических программ», 2003
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Теоретические основы профилактики аддиктивного поведения. 1.1 Понятийно-терминологический аппарат исследования Термин «addiction» - лекарственная зависимость, был введен в 60-х годах XX века экспертами ВОЗ для обозначения привыкания к наркотикам и алкоголю. «Addiction» - юридический термин, обозначающий человека «слепо преданного, полностью пристрастившегося к чему-либо, обреченного, порабощенного, целиком подчинившегося кому-либо». Э.Дж. Ханзян считает, что аддикция – это попытка решения жизненных проблем индивидами, обладающими различными уровнями уязвимости и способности к быстрому восстановлению сил [19]. Многие исследователи рассматривают аддикцию как некое пограничное состояние, которое возникает между нормой и патологической зависимостью. Верно отметить, что любые виды аддикции свидетельствуют о своеобразном сигнале о помощи, которая требуется человеку для ощущения себя полноценным членом общества. Термин «addictus», по мнению относится к сфере юридической. Он означает «приговаривать свободного человека к рабству за долги», т. е. аддикт (зависимая личность) — это тот, кто связан долгами. Метафорически зависимым (аддиктивным) поведением называется глубокая, рабская зависимость от некой власти, от непреодолимой вынуждающей силы, которая обычно воспринимается и переживается как идущая извне, будь то наркотики, сексуальный партнер, пища, деньги, власть, азартные игры — т. е. любая система или объект, требующие от человека тотального повиновения и получающие его. Такое поведение выглядит как добровольное подчинение [20]. Аддикция и аддиктивное поведение это относительно новые понятия, и на данный момент среди психологов существует множество разногласий в его определении. Например, Ильин Е.П. под аддиктивным поведением понимает поведение, обусловленное «вредными привычками подростков и юношей» [21]. По мнению В.А. Попова истоки аддиктивного поведения заключаются в «примитивности чувств и эмоций части подростков и молодежи, что является в значительной мере продуктом молодежной субкультуры, воспроизводящей неразвитые потребности и ценности, которые могут быть не связаны с общепризнанными ценностями и нормами» [9]. А.Ф. Усков дает следующее определение аддиктивного поведения. Аддиктивным поведением называется глубокая, рабская зависимость от некой власти, непреодолимой силы, которая обычно воспринимается и переживается как идущая извне - будь то наркотики, алкоголь, сексуальный партнёр, пища, деньги, то есть любая система или объект, требующие от человека тотального повиновения [22]. К.С. Лисецкий, Е.В Литягина под аддиктивным поведением понимают зависимость от объектов неживой природы, в отличие от термина «зависимое поведение», которое характеризуется влечением к обладанию как объектов неживой, так и живой природы (например, зависимость от других людей) [23]. Е.В. Змановская под аддиктивным поведение понимает одну из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации [4]. А. О. Бухановский считает, что суть аддиктивного поведения раскрывается в способности определенного вида деятельности вызывать интенсивные эмоциональные переживания, что приводит впоследствии к возникновению потребности в периодическом изменении своего актуального психического состояния. Аддиктивное поведение приобретает характер доминирования, становясь дезадаптивным, что способствует нарастающему отрыву от реальности [24]. В. Миллер и М. Ландри под аддиктивным поведением подразумевают период злоупотребления веществами, которые изменяют психическое состояние до формирования зависимости от них [25]. Существуют химические и нехимические формы аддикций. К химическим аддикциям относятся: алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакокурение.К нехимическим относятся: компьютерные аддикции, азартные игры (гэмблинг), любовные, сексуальные аддикции, аддикция избегания, ургентные аддикции, работоголизм, адцикции к еде (переедание, голодание). Химические аддикции. Среди химических аддикции лучше всего изучена алкогольная аддикция. Хотя парадоксальность ситуации заключается в том, что термин «изучена» в данном случае не совсем верен, так как касается в основном токсического воздействия алкоголя на организм. Игнорирование аддиктивного звена процесса не дает ответа на вопрос, почему люди злоупотребляют алкоголем. Алкоголизм — хроническая психическая болезнь, развивающаяся вследствие длительного злоупотребления спиртными напитками. Такая болезнь сама по себе — расстройство не психическое, но при ней могут возникнуть психозы. Алкогольное опьянение может стать провокатором эндогенных психозов. На последней стадии этой болезни развивается деменция (слабоумие) [26]. Наряду с алкоголем табак — самое распространенное средство получения удовольствия. По классификации табачной зависимости по МКБ (международной классификации болезней), нюханье, жевание и другие формы потребления табака значительно уступают курению. Курение сигарет по распространенности и опасности стоит на первом месте по сравнению с курением сигар и трубки. Никотин оказывает многостороннее действие на нейрове-гетативные функции и обменные процессы. Центральное действие начинается спустя несколько секунд от начала курения. Никотин это психофармакологическое вещество. Психотропное его действие по сравнению с другими психофармакологическими веществами менее интенсивно, но, без сомнения, заметнее. Речь идет об эмоциональном выравнивании и успокаивающим эффекте [27]. Наркомания и токсикомания, отличие между ними условно. Термин «наркомания» используют по отношению к употреблению веществ, изменяющих психическое состояние, которые зарегистрированы как наркотики, «токсикомания» — при употреблении веществ, в этом качестве не зарегистрированных [28]. Нехимические аддикции. Одной из форм аддиктивного поведения является компьютерная зависимость. Термин «компьютерная зависимость» появился в 1990 г. Компьютерная зависимость относится к одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется желанием уйти от обыденности, повседневности путем изменения собственного эмоционально-психического настроения. Компьютерная зависимость состоит из следующих зависимостей: зависимость от компьютерных игр, сетевых игр, Интернет зависимость [29]. Больше всего подвержены к развитию компьютерной зависимости подростки в возрасте от 10 до 18 лет. Под влиянием компьютерных игр у ребенка часто даже в раннем возрасте сформируется аддиктивное поведение, которое характеризуется стремлением уйти от реальности путем изменения своего психического состояния. Увлекаясь компьютером, ребенок гораздо меньше интересуется обыкновенными игрушками и все чаще стремится к виртуальным играм. Большинство ролевых компьютерных игр рассчитано на подростковый возраст. Эти игры написаны людьми старшего поколения, без учета возрастных психологических особенностей. Подобные игры сильно влияют на формирование личности в период активной социализации и усвоения социальных ролей [30]. В России с 1 июля 2009 года любая игорная деятельность, за исключением букмекерских контор, тотализаторов и лотерей, может осуществляться только в четырёх специальных игорных зонах — в Калининградской области («Янтарная»), Алтайском («Сибирская монета») и Приморском краях («Приморье»), а также в Краснодарском крае («Азов-Сити»). Несмотря на запрет, игорный бизнес нелегально продолжает свою работу, маскируясь под интернет-кафе, лотерейные клубы, ночные клубы. Существует три вида аддикции, соприкасающихся друг с другом, к ним относятся любовные, сексуальные аддикции и аддикции избегания. Анализ лиц, предрасположенных к возникновению трех вышеперечисленных аддикции, показывает наличие у этих людей проблем с самооценкой, адекватный уровень которой для себя они не могут установить. Они не обладают способностью любить себя, имеют трудности в установлении функциональных границ между собой и другими людьми. Им присущи проблемы с умеренностью в поведении, в проявлении чувств, в реализации активностей и т. д. Таким людям свойственны проблемы контроля, при которых они позволяют другим контролировать себя или пытаются контролировать других [31]. Ургентнаяаддикция проявляется в привычке находиться в состоянии постоянной нехватки времени. Пребывание в каком-то ином состоянии способствует развитию у человека чувства отчаяния и дискомфорта[32]. Работоголизм - это бегство от реальности посредством изменения своего психического состояния, в данном случае достигающегося фиксацией на работе. Причем работа не представляет собой того, чем она бывает в обычных условиях: работоголик не стремится к работе в связи с экономической необходимостью, работа—отнюдь не одна из составных частей его жизни: она заменяет собой привязанность, любовь, развлечения, другие виды активности [33]. Аддикция к еде. Переедание. Аддикция к еде возникает тогда, когда еда используется в виде аддиктивного агента, применяя который, человек уходит от не устраивающей его субъективной реальности. В момент раздражения, неудовлетворенности, неудачи и скуки возникает стремление «заесть» неприятность, используя для этого процесс еды. И это часто удается сделать, так как во время приема пищи происходит фиксация на приятных вкусовых ощущениях и вытеснение в подсознании материала, имеющего психологически неприятное содержание. Такой способ ухода от реальности может оказаться достаточно эффективным способом контроля своего настроения, провоцируя, таким образом, быстрое формирование зависимости. Аддикция к еде — особый способ зависимости. С одной стороны — это психологическая зависимость, а с другой — происходит «игра» на удовлетворении голода. По мере того, как еда начинает использоваться уже не как средство утоления голода, а как средство психологического ухода от проблем, происходит определенное влияние на драйв удовлетворения голода с искусственным его стимулированием. Этот процесс носит психофизиологический характер, потому что переедающий человек входит в зону другого обменного баланса. Таким образом, процесс осложняется тем, что на каком-то этапе переедания наряду с психологическими механизмами использования еды как средства ухода начинают реализовываться физиологические механизмы, и человек начинает стремиться к еде потому, что ему хочется есть [34]. Голодание. Механизм возникновения голодания может быть объяснен двумя причинами. Первый вариант медицинский, обусловлен использованием разгрузочной диетотерапии. Разгрузочная диетотерапия применялась у пациентов с очень разными нарушениями. Фаза вхождения в зону голода характеризуется трудностью, связанной с необходимостью справиться с аппетитом. Через какое-то время происходит изменение состояния, появляются новые силы, аппетит исчезает (в прежнем смысле этого слова), повышается настроение, усиливается двигательная активность, голод переносится легко. Такое состояние выдерживается в течение определенного времени, и постепенно человек выводится из него. Некоторые пациенты стремятся продолжить это состояние, так как оно их устраивает, ибо происходящее субъективно им нравится. На уровне достигнутой эйфории происходит потеря контроля и человек продолжает голодать даже тогда, когда голодание становится опасным для жизни. Помимо медицинского варианта голодания существует и немедицинский вариант. Этим вариантом начинают пристально интересоваться в связи с учащением такого рода голодания в странах с высоким уровнем жизни. Голодание обычно регистрируется у девочек-подростков, воспитывающихся в достаточно обеспеченных и внешне благополучных семьях. Голодание начинается с ограничения количества принимаемой пищи, нередко придумывается специальная схема. Одним из психологических механизмов, провоцирующих голодание, является желание изменить себя физически, выглядеть «лучше» [34]. Аддиктивное поведение представляет собой своеобразный уход от реальности, путем замещения реальных эмоций каким-либо суррогатом. Обычно зависимое поведение воспринимается как пограничное состояние между патологией и нормой. В случае ситуации с подростками дело обстоит сложнее, так как эта грань особенно тонка. В зависимости от происхождения формы аддиктивного поведения довольно различны, но все они сигнализируют о том, что человеку необходима помощь. Ознакомившись с понятиями аддиктивного поведения, мы можем перейти к проблеме профилактики аддиктивного поведения. Под профилактикой подразумевается научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на: 1) предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска; 2) сохранение, поддержания и защита нормального уровня жизни и здоровья людей; 3) содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Всемирная организация здравоохранения определяет основным направлением охраны здоровья населения профилактическое, призванное искоренять причины возникновения и развития болезней, создавать наиболее благоприятные условия охраны здоровья, воспитания физически и духовно крепких людей. Профилактика - это направленная на предупреждение наркомании, алкоголизма и табакокурения работа (по воспитанию и просвещению) с населением (детьми, родителями, педагогами), включающая действия со стороны местной власти, прессы и всего общества, необходимые для того, чтобы дети, подростки и молодёжь не начали принимать наркотики, употреблять алкоголь и курить, чтобы их ближайшее окружение (родители, близкие и педагоги) не провоцировали на это» [35].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 38 страниц
1100 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg