Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПСИХОЛОГИЯ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ

shahov_2020 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 95 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.10.2020
Анализ теоретических источников и опыта практической деятельности позволяет сделать вывод о многообразии исследований самооценки как психологического феномена. Особое значение представляет исследование особенностей самооценки подростков, поскольку именно подростковый период является ступень перехода из детства во взрослость. Подростковый возраст важнейший этап жизни личности, который знаменуется качественным сдвигом в развитии самосознания. Подросток вступает в новые формы отношений к окружающей действительности, осознаёт себя личностью, которая обладает, подобно всем взрослым людям, правом на уважение, самостоятельность и доверие. Подросток интенсивно усваивает из миравзрослых моральные ценности, нормы и способы поведения, которые составляют новое содержание сознания и превращаются в требования к поведению другого человека и собственному, в критерии оценки и самооценки.
Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что подростковый период – важнейший этап жизни, во многом определяющий последующую судьбу человека. Современное научное знание демонстрирует всевозрастающий интерес к проблеме самосознания личности. Вступление ребёнка в подростковый период знаменуется качественным сдвигом в развитии самосознания. Подросток вступает в новые формы отношений к окружающей действительности, осознаёт себя личностью, которая обладает, подобно всем взрослым людям, правом на уважение, самостоятельность и доверие. Подросток интенсивно усваивает из мира взрослых моральные ценности, нормы и способы поведения, которые составляют новое содержание сознания и превращаются в требования к поведению другого человека и собственному, в критерии оценки и самооценки. Надёжной основой для исследования самосознания личности на уровне психологического анализа является понимание сознания как двуединой ориентации человека в окружающем мире и в самом себе. Исходя из такого понимания, самосознание можно определить, как сознание, объектом которого является сам субъект. В результате человек приобретает способность к оценке своего знания, нравственного облика, интересов, идеалов и мотивов поведения, к целостной оценке себя. У подростков появляется отношение к собственному движению вперёд, контроль за этим, огорчения по поводу невыполнения задач, планов, иными словами развивается самооценка. Важнейшим новым моментом развития личности в подростковый период является то, что предметом деятельности подростка становится он сам – в одном он себя сдерживает, другое ломает, третье создаёт заново. Все это возможно благодаря формирующимся навыкам самооценивания. Развитие и становление самооценки, без которой невозможно формирование личности является сложным и длительным процессом, характеризующим психическое развитие в целом. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны социума и определяется многими факторами. Несмотря на то, что исследованию особенностей самооценки подростков посвящено большое количество исследований отечественных и зарубежных психологов (Р. Бернс, И.С. Кон, К. Роджерс, А.Г. Спикрин, В.В. Столин, и др.), эта проблема требует дополнительного вмешательства. В частности, в теории и практике недостаточно освещены вопросы, касающиеся условий и способов развития данного феномена. Это определяет противоречие и обусловливает актуальность настоящей работы, постановку цели, объекта и предмета исследования. Целью исследования является выявить возможности социально-психологического тренинга как средства развития самооценки подростков. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: ? изучить и систематизировать теоретические источники и опыт практической деятельности по проблеме исследования; ? определить уровень развития самооценки подростков; ? составить и внедрить в практику работы программу социально-психологического тренинга, направленного на развитие самооценки (проект «Саморазвитие личности»); ? проверить эффективность разработанной программы социально-психологического тренинга, направленного на развитие самооценки подростков (проекта «Саморазвитие личности»). Объектом исследования является самооценка подростков. Предметом исследования является социально-психологический тренинг как средство развития самооценки подростков. Для проведения исследования нами были выбраны следующие методы: ? теоретический метод, включающий в себя анализ научных источников по проблеме исследования; ? эмпирические методы, включающие в себя опрос и тестирование; ? метод количественной и качественной обработки данных. Для проведения диагностики исследования были применены следующие методики: ? «Шкала самооценки» (С.В. Ковалев); ? «Диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн» (модификация А.М. Прихожан). Теоретико-методологическая основа исследования представлена следующими принципами: ? принцип личностного подхода (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин); ? принцип развития (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, А.В. Запорожец); ? принцип единства сознания и деятельности (А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн и др.). В качестве теоретической основы исследования выступили общетеоретические исследования отечественных и зарубежных ученых по проблемам: ? развития личности (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский и др.); ? самосознания и самооценки личности (Б.Г. Ананьев, А.В. Захарова, И.С. Кон, Э. Эриксон и др.); ? психологических особенностей подросткового возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн и др.); ? самооценки подростков (Л.И. Божович, Ю.П. Ветров, И.С. Кон, И.И. Чеснокова и др.). Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов исследования в деятельности школьной психологической службы с целью гармонизации самооценки подростков. Результаты могут быть полезны педагогам-предметникам в рамках выбора средств, методов и форм взаимодействия и общения с учащимися и классным руководителям в рамках организации индивидуальных и групповых консультаций для родителей. Проектная идея заключается в следующем. Организация социально-психологического тренинга с подростками, включающего игры, упражнения ориентированные на развитие самоуважения, эмоционально-положительного отношения к себе, уверенности в себе, осознанности своих эмоций; а также развитие навыков эффективной коммуникации и конструктивного выражения своих чувств и эмоций – будут способствовать развитию адекватной самооценки подростков. Тип работы: исследование проектного типа. Апробация и внедрение проекта исследования проводилось на базе школы Березовского района, Красноярского края. Экспериментальную выборку составили учащиеся 7–8-х классов, в количестве 43 человек. Структура выпускной квалификационной работы соответствует целям и задачам исследования, практической целесообразности изложения материала. Работа состоит из введения, трех глав с обзором литературы, описанием методов исследования и результатов исследования, заключения и списка использованной литературы. Текст работы изложен на 94 страницах печатного текста, иллюстрирован 2 таблицами, 4 рисунками. Список использованных источников включает 53 источника, в том числе 2 зарубежных.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТА «САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ»...........................................................................................................7 1.1. Самооценка личности как психологический феномен.................................7 1.2. Самооценка как центральное образование Я-концепции личности подростка................................................................................................................22 1.3. Социально-психологический тренинг как средство развития личности подростка................................................................................................................34 Выводы по главе 1.................................................................................................46 ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА «САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ»........47 2.1. Паспорт проекта «Саморазвитие личности»...............................................47 2.2. Содержание проекта «Саморазвитие личности».........................................52 2.3. Оценка результативности проекта «Саморазвитие личности»..................84 Выводы по главе 2.................................................................................................87 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................88 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................91
Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности в социальной психологии. Психология личности и образ жизни. М.: Просвещение, 1987. С. 10–14. 2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Просвещение, 1998. С. 47–53. 3. Берис Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Просвещение, 1986. С. 12–328. 4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 2. С. 12–20. 5. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М: Ось – 89, 1999. 176 с. 6. Веренинина И.М. Учебная деятельность подростка // Советская педагогика. 1990. № 3. С. 29–33. 7. Вульфов К. Ребячий лидер – кто он? // Воспитание школьников. 1991. № 1. С.32–34. 8. Выготский Л.С. Педагогическая психология: учеб. Пособие. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с. 9. Гомезо М.В. Возрастная психология. М.: Просвещение, 1999. 345 с. 10. Даль В. Толковый словарь живого русского языка. М.: Инновационных и национальных словарей, 1981. Т.2. 807 с. 11. Десятникова Ю.М. Психологическое состояние старшеклассника при изменение социального окружения // Вопросы психологии. 1995. № 5. С. 18–20. 12. Дубровина И.В. Психология: учебник для сред. пед. учеб. Заведений. М.: Академия, 2001. 464 с. 13. Дусавиукий А.К. Развитие личности в учебной деятельности: учеб. Пособие. М.: Дом педагогики, 1996. 208 с. 14. Казнова Г.В. Взаимосвязь общественно полезной деятельности и общения подростков // Вопросы психологии. 1983. № 3. С. 40–45. 15. Кон И.С. Психология старшеклассника: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1982. 207 с. 16. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.: Просвещение, 1997. С. 90–96. 17. Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Сов. Педагогика, 1970. № 8. С. 1–3. 18. Краковский А.П. О подростках: учеб. пособие. М.: Педагогика, 1970. 272 с. 19. Кричевский Р.Л. О функции и идентификации во внутригрупповом межличностном общении: материалы книги // Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалёва. М.: Просвещение, 1981. С. 37–42. 20. Кузнецова Г.И., Харченко В.Д. Психологические особенности недисциплинированности подростков // Вопросы психологии. 1981, № 6, С. 138–144. 21. Куракин А.Т. Школьный ученический коллектив: проблемы, упражнения. М.: Знание, 1982. 126 с. 22. Липкина А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. Москва: Просвещение, 1968. С. 23–28. 23. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Просвещение, 1976. С. 10–19. 24. Лозоцева В.Н. Роль учителя в преодолении конфликтов между подростками-одноклассниками // Вопросы психологии, 1986, № 1, С. 79–87. 25. Матвеев В.Ф., Лебедев А.В. Особенности отношения дезадаптированных подростков к личностным качествам людей // Вопросы психологии. 1984. № 3. С. 73–78. 26. Михайлова Е.И. Социально-психологическая типология ответственности старших подростков и юношей // Мир психологии. 1996. № 3. С. 121–123. 27. Мотков А.А. Изучение личности подростков в учебной деятельности // Психологическая наука и образование. 2003. № 1. С. 8–14. 28. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Просвещение, 1997. С. 43–49. 29. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982. 168с. 30. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящёвой. СПб.: Речь, Институт тренинга, 2002. 256 с. 31. Психологический словарь. М.: Педагогика, 1996. 444 с. 32. Психология подростка / Под ред. А.А. Реана. СПб.: прайм ЕВРОЗНАК, 2003. 432 с. 33. Резниченко М.А. Особенности самооценки старших школьников при овладении способами учебной работы // Вопросы психологии. 1986. № 3. С. 35–44. 34. Ромек В.Г Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб.: Речь, 2003. 175 с. 35. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 424 с. 36. Савонько Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста // Вопросы психологии. 1969. № 4. С. 38–134. 37. Сафин В.С. Устойчивость самооценки и механизм её сохранения // Вопросы психологии. 1975. № 3. С. 34–40. 38. Сачкова М.Е. Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного коллектива: учебно-метод. пособие. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. 128 с. 39. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психологии. М.: Tехнологическая школа бизнеса, 1996. 428 с. 40. Смит М.Дж. Тренинг уверенности в себе. СПб.: Речь, 1999. 254 с. 41. Снегирева Т.В. Восприятие сверстников и взрослых подростками и старшеклассниками // Вопросы психологии. 1985. № 5. С.61–71 42. Соколова Е.Т., Чеснова И.Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей // Вопросы психологии. 1986. № 2. С.110–117. 43. Степанов С.Ю., Костенчук И.А. О рефлексивной организации тренинга развития коммуникативной компетенции педагогов // Модели рефлексии. Новосибирск. 1995. С. 117–135. 44. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 544 с. 45. Торн К, Маккей Д. Тренинг. Настольная Книга Тренера / Пер. С.А. Маслов. СПб.: Питер, 2002. 208 с. 46. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. М.: Знание, 1978. 47 с. 47. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии. 1983. № 1. С. 17–28. 48. Философский словарь / Под. ред. М.М. Розенталя. М.: Политиздат, 1975. 496 с. 49. Шахова И.П. Развитие интересов в старшем подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1986. № 6. С. 23–28. 50. Шеффер Д. Дети и подростки: Психология развития: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2003. 976 с. 51. Шумилин Е.А. Психологическая характеристика личности старшеклассника // Вопросы психологии. 1982. № 5. С. 72–77. 52. Blunbеrg А. Lеаrning аnd сhаngе in grоuрs. Hаrmоndswоrth, 1976. 365 р. 53. Hуmаn H.H. Thе Рsусhоlоgу оf Stаtus. N.У., 1942. 269 р.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТА «САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ» 1.1. Самооценка личности как психологический феномен Психологический облик человека очень многообразен и определяется как врожденными свойствами, так и приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и духовной культурой общества. Через индивидуальность раскрываются: своеобразие личности, её способности и предпочтительная сфера деятельности [1]. Наше умение разбираться в своем сложном психическом мире поможет нам легче решать трудные жизненные проблемы, вступать в общение с людьми. Любой человек, зная о своих положительных и отрицательных свойствах, может использовать плюсы и нивелировать минусы, прогнозировать и регулировать свое поведение, а также более сознательно проанализировать поведение и психологические свойства другого человека. В индивидуальности личности выделяются базовые свойства – её самооценка, темперамент, характер, способности человека. Именно базовые свойства, которые представляют сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт, формируют определенный стиль поведения и деятельности личности. Самооценка – это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов, а также одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности. Способность к самооценке формируется в человеке в процессе его социализации, по мере сознательного усвоения им тех моральных принципов, которые вырабатываются обществом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими. Поэтому в аспекте самооценки человек судит о моральном значении своей деятельности не просто от своего имени, а как бы со стороны, от лица других людей, от имени группы, к которой он принадлежит и субъективно относит себя. В морали самооценка и оценка со стороны других неразрывно связаны между собой. Можно сказать, что самооценка есть оценки других, принятые личностью в качестве масштаба собственного поведения или собственная оценка личности, которую она считает необходимой возвести во всеобщий масштаб.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Психология, 101 страница
1050 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg