Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование универсальных учебных действий средствами внеурочной деятельности

shahov_2020 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.10.2020
Универсальные учебные действия представляют собой обобщенные действия, направленные на выполнение учебной задачи. Универсальные учебные действия подразделяются на личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные в зависимости от формируемых у обучающихся навыков. Формирование УУД у младших школьников осуществляется посредством использования современных образовательных технологий.
Введение

Актуальность темы. В последние несколько десятилетий в нашем обществе произошли кардинальные изменения в представление целей процесса образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основного результата образования произошел переход к пониманию процесса обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, умению занять активную общественную позицию, успешному решению жизненных задач, возникающих перед ними, умению сотрудничества и работы в группе, готовности быстрому переобучению в ответ на обновление требований и знаний рынка труда. Такие изменения в плане образования привели к выбору наиболее перспективного пути – формированию у обучающихся универсальных умений, призванных на помощь в решении задач быстрого и качественного обучения. Исходя из этого, Федеральный образовательный стандарт начального общего образования в качестве главных результатов определил не только предметные, но и личностные, и метапредметные результаты. Также существует примерный перечень локальных актов образовательного учреждения, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО (приложение 2) Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения обучающимися социального опыта. В контексте требований ФГОС внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественнополезной деятельности, достижения личностных, метапредметных результатов. Её осуществление предполагает создание условий, обеспечивающих развитие творческого потенциала личности, её социальное взросление, формирование гражданской ответственности, подготовку к жизнедеятельности в новых условиях за счёт предоставления учащимся широкого спектра новых образовательных программ. Организация внеурочной деятельности играет огромную роль в формировании УУД, так как внеурочная деятельность является продолжением того, над чем проводится работа в урочное время. А внеурочная деятельность в связи с введение ФГОС направлена на закрепление, развитие и совершенствование УУД. Внеурочная деятельность ставит своей целью развитие личности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС. Потому что внеурочная деятельность – это воспитательная деятельность, направленная на развитие, саморазвитие, воспитание и самовоспитание личности. Поэтому всю внеурочную деятельность необходимо направить на развитие таких воспитательных результатов, как: • приобретение учащимися социального опыта; • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Цель данной работы - изучить процесс формирования универсальных учебных действий средствами внеурочной деятельности. Объект: обучающиеся начального образования. Предмет: процесс формирования универсальных учебных действий средствами внеурочной деятельности.. Гипотеза – формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности будет проходить более успешно при соблюдении следующих условий: - если педагог знает и владеет теоретическими аспектами формирования сущности понятий универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий; - если учитель владеет приемами, методами формирования оценивания коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности Задачи данной работы: 1. Дать характеристику УУД, рассмотреть их виды и функции; 2. Рассмотреть внеурочную деятельность как средство формирования универсальных учебных действий. 3. Провести эмпирическое исследование формирования универсальных учебных действий. В работе использовали следующие методы: - изучения и анализ научной литературы; - изучения и обобщение опыта педагогов-практиков. Методики: 1) методика «Исключение понятий» С.Х. Сафоновой; 2) методика «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах В.М. Русалова; 3) методика «Последовательность событий А.Н.Берштейна; 4) методика «Сравнение понятий» В.М.Бехтерева. Универсальные учебные действия - это действия, направленные на саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). С поступлением ребенка в школу у него начинается новая жизнь. Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский говорил, что расставание с дошкольным возрастом – это расставание с детской непосредственностью. Другой, американский психолог Р. Бернс предупреждал, что, попадая в школьное детство, ребёнок попадает в менее снисходительный, а значит, более требовательный и жесткий мир.[41] Ребёнку уже самому нужно разбираться в своих отношениях с учителями и сверстниками. Ему нужно в одиночку встречаться с требованиями к себе, к тому, что он делает. Для него впервые открывается принципиально новый вид деятельности – учебная. Новая социальная роль, несет в себе новые обязанности, ответственность за выполняемое дело, качество которого постоянно находится под строгим контролем учителя. Появляются новые товарищи, с которыми надо взаимодействовать. Есть и неоправдавшиеся надежды ("Я думал, будет интереснее; Я думал, мы сразу все подружимся..."), новые требования к поведению ("Я не могу так быстро говорить, как хочет учительница; Я не хочу завтракать, когда все, мне позднее есть хочется, Я не умею так долго молчать, когда я знаю...") . Особенностью восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста является тесная связь его с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка - значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся - ярко выраженная эмоциональность восприятия. Зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим миром, возрастают целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия, устанавливаются взаимосвязи восприятия с речью и мышлением, и, как следствие, восприятие становится интеллектуальным. Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л. С. Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер. [42] Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от нагляднообразного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны. Современные требования к организации педагогического процесса в начальной школе связаны с акцентированием внимания на формировании универсальных учебных действий, успешность становления которых во многом предопределяется наличием коммуникативных навыков, открытостью к социальным контактам, бесконфликтностью поведения, становлению которых способствует правомерный выбор деятельности, обеспечивающей непроизвольное, эмоционально-позитивное освоение социокультурных ценностей.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ….………………………………………………………………………9 1.1 Функции универсальных учебных действий…………………………………...9 1.2 Виды универсальных учебных действий……………………………………...13 1.3 Организация внеурочной деятельности у школьников……………………….17 Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………..24 2.1. Педагогические условия формирования УУД младших школьников средствами проектных задач………………………………………………………24 2.2. Цели и задачи исследования, методология проведения исследования. ……28 2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования. Разработка рекомендаций. ……………………………………………………………………...36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….43 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

I) Учебники и учебные пособия: 1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2016. – 376 с. 2. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: Жизненный мир личности и “техники” ее бытия / Л.И. Анцыферова // Психол. журнал. – 1993. – № 2. – С. 3-16. 3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 2011. – 552 с. 4. Басс, А. Концепция агрессии / враждебности / А. Басс, А. Дарки. - Екатеринбург : Феникс, 2017. - 585 с. 5. Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – М.: Аспект Пресс 1995. – 214 с. 6. Бодалев А.А. О коллективном субъекте общения / А.А. Бодалев, С.К. Бондарева // Вопросы социальной психологии личности. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2001. – Вып.2. – С. 19-26. 7. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. – М., 1983. – 256 с. 8. Возрастная и педагогическая психология / под ред. И. В. Дубровина. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2016. - 368 с. 9. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Гардарики, 2017. – 512 с. 10. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. – С-Пб.: Изд-во ЛГУ. 2015. –204с. 11. Донцов А.И. Психология коллектива. – М.: Изд-во МГУ. 2010. –168с. 12. Еникеев М.И. Социальная психология: Учебник для вузов. –М.: «Издательство ПРИОР». 2016. –160с. 13. Кон И.С. Дружба / И.С. Кон. – 4-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2005. – 330 с. 14. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, Изд-во БГУ. 2009. –284с. 15. Котилевский С.СТеория и практика поисковых работ. Издание второе, дополненное. – СПб, 2017г.,- 296 с. 16. Конфликтология: Учебник для вузов /Под ред. В.П. Ратникова. –М.: ЭКСМО-ПРЕСС. 2014. –376с. 17. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. –СПб.: Питер. 2016. –269с. 18. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: Учеб.пособие для вузов. – М.: Издательство «Аспект-Пресс». 20016. –318с. 19. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Т. Ярошевского. –Ростов н/Д.: Феникс. 2016. – 512с. 20. Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. –М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. 2017. – 448с. 21. ЛеонтъевА. А. Психология общения. 3-е изд. М.: Смысл, 1999. – 246 с. 22. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 2017. – 346 с. 23. Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии //Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 231 с. 24. Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 400 с. 25. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. – М.: Академический Проект. 2016. –320с. 26. Мясищев В.Н Психология отношений. Избранные психологические труды. 4-е издание. – М.:МПСИ. 2017.-400с. 27. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1: Основы общей психологии. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2009. –688с. 28. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб.заведений: В 3 кн. –Кн.3: Психодиагностика: Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. –М.: ВЛАДОС. 2008. – 632с. 29. Новиков В.В. Социализация личности: внешние и внутренние детерминанты личности / В.В. Новиков, В.И. Страхов, Р.М. Шамионов // Журнал ЧФ: Социальный психолог. –2003. – № 1 (5). – С. 22-26. 30. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости // Райгородский Д.Я. Психология семьи: Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М». 2007. –521с. 31. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев: Наука. 2006. –191с. 32. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности. – М.: Просвещение. 2008. –339с. 33. Основы психологии: практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Изд-е 4-е., доп. и переработ. – Ростов на Дону.: Изд-во “Феникс”, 2003. – 704 с. 34. Психология конфликта /Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. – СПб.: Питер, 2017. –409с. 35. Рождественская Н.А. Роль стереотипов в познании человека человеком // Вопросы психологии. 2009. №4. С.34-37. 36. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.М. Столяренко. –М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2017. –543с. 37. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений / И.Р. Сушков. – М.: Академический Проект, ЦП РАН, 2014. – 448 с. 38. Турченко В.Н. Система образования как фактор научно-технического прогресса / В.Н. Турченко // Научно-техническая революция и проблемы образования. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1974. – С. 41-47. 39. Хухлаева, О. В. Психология подростка / О. В. Хухлаева. - М. :Владос, 2015. - 313 с. 40. Штарке К. Студенты. Становление личности / К. Штарке. – М.: Прогресс, 1982. –135 с. 41. Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала // Педагогика, 2012, № 1. С. 24-32 42. Диагностика межличностных отношений (А.А.Рукавишников) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2017. C.167-171. II) Интернет ресурсы: 43. Егидес А.П. Психология конфликта [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Егидес А.П.— Электрон.текстовые данные.— М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013.— 320 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17043.html.— ЭБС «IPRbooks» (дата обращения: 13.09.2019) 44. Клепцова Елена Юрьевна Виды межличностных отношений // Известия Самарского научного центра РАН. 2013. №2-2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vidy-mezhlichnostnyh-otnosheniy (дата обращения: 15.09.2019). 45. Ковальчук Сергей Юрьевич Неформальное молодежное объединение как институт гражданского общества // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2013. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/neformalnoe-molodezhnoe-obedinenie-kak-institut-grazhdanskogo-obschestva (дата обращения: 19.09.2017). 46. Михеева Г. А. Взаимодействие студентов в вузе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №43-2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-studentov-v-vuze (дата обращения: 19.09.2019). 47. Михеева Г. А. Формирование системы межличностных отношений // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №67. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sistemy-mezhlichnostnyh-otnosheniy-studentov (дата обращения: 01.00.2019). 48. Общая психология [Электронный ресурс]: хрестоматия/ А.В. Иващенко [и др.].— Электрон.текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2015.— 102 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54130.html.— ЭБС «IPRbooks» (дата обращения: 23.09.2019) 49. Родин Евгений Викторович Поисковое движение как вид социальных движений и как система добровольных общественных организаций // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. №1 (31). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/poiskovoe-dvizhenie-kak-vid-sotsialnyh-dvizheniy-i-kak-sistema-dobrovolnyh-obschestvennyh-organizatsiy (дата обращения: 01.09.2019). 50. Рябчиков Виктор Николаевич Педагогические условия успешности самореализации подростка в общественной организации (на примере поискового отряда) // Вестник ЧГПУ. 2009. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-uspeshnosti-samorealizatsii-podrostka-v-obschestvennoy-organizatsii-na-primere-poiskovogo-otryada (дата обращения: 02.09.2019). 51. Синельникова С. С. Особенности общения и межличностных отношений внутренне-конфликтной личности // Труды СПбГУКИ. 2010. №. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obscheniya-i-mezhlichnostnyh-otnosheniy-vnutrenne-konfliktnoy-lichnosti (дата обращения: 10.09.2019). 52. Шакуров Р. Х. Роль межличностных отношении и внушения в педагогическом процессе // КПЖ. 2005. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-mezhlichnostnyh-otnoshenii-i-vnusheniya-v-pedagogicheskom-protsesse (дата обращения: 15.09.2019).
Отрывок из работы

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 1.1 Функции универсальных учебных действий. Под универсальными учебными действиями в Концепции федеральных государственных стандартов общего образования понимается "…совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса". В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg