1.1 К Истории Разработки И Принятия Первой Российской Конституции
АННОТАЦИЯ. В статье говорится о разработке проектов российской кон-ституции, называются их авторы, анализируется содержание проектов, дается им современная оценка. Особое внимание обращается на не решенные в научной литературе вопросы, которые до настоящего времени являются объектом дискуссии: когда же все-таки была принята первая российская конституция и можно ли считать конституцией Основные государственные законы Российской Империи 1906 г.? На основании проведенного исследования автор пришел к выводу о достоверности позиции той части исследователей, которые начинают отсчет российских конституций не с 1918 г., как это утверждалось ранее, а с 1906 г.: Свод основных государственных законов — первая монархическая октроированная конституция России. Конституция РСФСР 1918 г. является не первой, а второй российской конституцией. Она была первой лишь среди конституций советского социалистического типа.
Нередко исследователями начало конституционной истории России увязывается с принятием V Всероссийским съездом Советов первой советской Конституции РСФСР 1918 г. В советской историко-правовой науке такой подход являлся доминирующим [1]. В настоящее время активно выдвигается и отстаивается гипотеза, что первой российской конституцией стал Свод основных государственных законов Российской Империи 1906 г. [2]. Исследовательские работы О.А. Кудинова, А.М. Осовела [3] и других авторов свидетельствуют о том, что серьезная работа по подготовке российской конституции проводилась и значительно раньше. Целью данной статьи является сопоставить существующие точки зрения и сформулировать позицию автора по обсуждаемой проблеме, что имеет как теоретико-познавательное, так и научное значение в контексте всего комплекса вопросов, которые обсуждаются научной общественностью в связи с 20-летним юбилеем Конституции РФ. Разработка текста российской конституции развернулась уже в начале XIX в. по инициативе Александра I. По его поручению проекты конституции подготовили М.М. Сперанский и Н.Н. Новосильцев. Официально они не именовались конституциями. Видимо, это было связано с тем, что у консервативной части российского общества термин «конституция» ассоциировался с революциями
в Северной Америке и Европе. Конституционный проект Сперанского получил название «План государственного преобразования» или «Введение к уложению государственных законов», конституционный проект Н.Н. Новосильцева известен как «Государственная уставная грамота Российской Империи». Анализ проектов М.М. Сперанского и Н.Н. Новосильцева показывает, что в случае их реализации Россия стала бы дуалистической монархией. Они базировались на принципе разделения властей, в них воплотился высокий уровень отечественной правовой мысли, вобравшей конституционно-правовые идеи, выработанные не только в России, но и в Западной Европе. В ноябре 1815 г. Александром I была дарована Конституция Царству Польскому. Выступая в 1818 г. на открытии первого польского Сейма, созданного на основе польской Конституции, Александр I во всеуслышание заявил о возможности в будущем распространить конституционные порядки на всю Россию. Но замыслам Александра I не удалось сбыться. Главная причина — это неготовность российского общества к конституционной реформе даже в виде дуалистической монархии. Есть версия, что инициатор введения конституционного устройства в России Александр I не умер в возрасте 47 лет, а самовольно покинул свой трон и провел остаток жизни в сибирской тайге, скрываясь под именем Федора Кузьмича [4].Заметим, что в специальной литературе по истории конституционного права речь идет главным образом о правительственных проектах российских конституций, в то время как проекты разрабатывались также представителями различных общественно-политических движений. Плодом длительной работы являлась «Конституция» руководителя «Северного общества» декабристов Никиты Михайловича Муравьева, который при подготовке ее текста изучил действовавшие в то время конституции революционной Франции, Североамериканских Соединенных Штатов, испанскую конституцию 1812 г. Идеалом Никиты Муравьева была конституционная монархия, но он не исключал возможности установления и республиканской формы правления, «если бы императорская фамилия не приняла конституции».По «Конституции» Муравьева Россия должна была стать федерацией, состоящей из «держав» и областей. Законодательная власть передавалась двухпалатному парламенту — Народному вече.