Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СТРАХОВАНИЕ

Организация социально страхования в РФ

irina_k200 408 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.09.2020
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ социального страхования в РФ, а также рынка социального страхования в РФ. Предметом данной работы является система социального страхования в РФ. Объектом данной работы являются фонды социального страхования. Для достижения цели данной работы, поставлены следующие задачи: • Изучение сущности, а также основных аспектов системы социального страхования в РФ; • Определение роли и значимости социального страхования для общества и государства; • Анализ проблем социального страхования; • Изучение правовой основы социального страхования в РФ; • Изучение перспектив развития социального страхования в РФ.
Введение

В настоящее время рыночная экономика в РФ создает адекватную систему социальной защиты населения, и немаловажную часть занимает социальное страхование. Создание динамичной модели социального страхования должно создавать принадлежность к социальной политике, придерживаться солидарности с обществом, а также быть справедливым по отношению к обществу. Определим задачи социального страхования: формирование денежных фондов, сокращение разницы в материальном обеспечении неработающего и работающего звеньев общества. Нужно учитывать большую значимость социально страхования для общества и государства в целом. Ведь стабильно развитое социальное страхование дает возможности концентрации ресурсов в единых фондах, чем обеспечивает надежное поддержание социального страхования государства. Актуальность темы данной курсовой работы заключается тем, что в настоящих условиях рыночной экономики, при социальной защите граждан, главным механизмом является именно социальное страхование. Именно поэтому очень важным является изучение теоретических основ социального страхования.
Содержание

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РФ. 5 1.1. Понятие и сущность социального страхования 5 1.2. Формы и модели социального страхования 9 1.3. Способы формирования института социального страхования 16 ГЛАВА 2. СУЩЕСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГЛ СТРАХОВАНИЯ В РФ 19 2.1 Действующие виды социального страхования в РФ 19 2.2 Правовая основа социального страхования в РФ 19 2.3 Экономические категории социального страхования в РФ 23 ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 25 Заключение 33 Список использованных источников 34
Список литературы

1. Бабич А.М., Егоров Е.В. и др. Социальное страхование в России и за рубежом. - М.: РАГС, 2016. 2. Бугаев Ю.С. О некоторых проблемах и перспективах социального страхования в России. // Финансы – 2015. - № 3 3. Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. – М.: Экспертное бюро, 2017 4. Уколов Е.Ф. Социальная политика государства. Издательство М.: «Луч», 2017 5. Страхование: Учебник/ Под ред. Т.А. Федоровой. — 2-е изд.,перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2016. — 875 с. 6. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 02.12.2019).. 7. Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»; 8. Официальный сайт Фонда Социального Страхования - https://www.fss.ru/. 9. Якушев Л.П. Социальная защита. Учебное пособие – М., 2018. 10. Федотов Д.Ю. О формировании доходов внебюджетных фондов России.// Финансы - 2013 - № 7
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РФ. 1.1. Понятие и сущность социального страхования Социальное страхование — это система социальной защиты, задача которой — обеспечивать реализацию конституционного права экономически активных граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы. Социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба. Особенностью социального страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства. Социальное страхование построено на определенной зависимости величины страховых выплат от величины трудового вклада и страхового стажа. Важнейшая экономическая функция социального страхования заключается в создании необходимых условий для воспроизводства трудовых ресурсов. Вместе с тем социальное страхование – это неотъемлемая часть политики государства в социальной сфере, оно способствует обеспечению социальной справедливости в обществе, созданию и поддержанию политической стабильности. Посредством социального страхования общество решает следующие задачи: – формирует денежные фонды, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных и лиц, не участвующих в трудовом процессе; – обеспечивает необходимое количество и структуру воспроизводства трудовых ресурсов; – сокращает разрыв в уровне материального обеспечения работающих и неработающих членов общества; – добивается повышения жизненного уровня различных социальных групп населения, не вовлеченного в трудовой процесс. Система социального страхования, с одной стороны, призвана обеспечивать профилактику, восстановление и сохранение трудоспособности работников, включая проведение оздоровительных мероприятий и переподготовки; а с другой – гарантирует материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имевших ее. Материальной основой социального страхования выступают соответствующие фонды с характерными для них направлениями использования. Общественно значимый характер фондов социального страхования и принцип солидарного участия работников и работодателей в их формировании определяет специфику управления ими. Эти фонды функционируют на принципах самоуправления и некоммерческого хозяйствования. Социальное страхование непосредственно связано с системой социальной защиты населения, наличие которой характерно практически для всех стран. Уровень этой системы зависит от экономических условий, культурно-исторических особенностей, политической культуры, состояния общественного движения. В период обострения экономических проблем и социальной напряженности необходимость ее расширения становится наиболее значимой и актуальной. Система социальной защиты призвана улучшать статус экономически и социально слабых слоев населения, создавать им определенную защищенность и безопасность, ограничивая нарушение принципов равенства и равноправия. Важнейшим приоритетом системы является поддержка нетрудоспособных граждан, для которых обособляется часть созданного валового продукта посредством формирования и использования специальных денежных фондов. Строится система, судя по опыту стран с рыночной экономикой, на основе многосторонней ответственности государства, негосударственных (включая и частные) структур, общественных объединений. Сфере социальной защиты населения присущи такие термины, как «социальное обеспечение» и «социальное страхование». Термин «социальное обеспечение» появился в обиходе в 1919 г., когда социальное страхование было заменено социальным обеспечением. Последнее носило характер материальной помощи рабочим и служащим, семьям красноармейцев, ремесленникам, крестьянам, больным и престарелым. Расходы покрывались за счет ассигнований из бюджета. По окончании гражданской войны государственное обеспечение было заменено социальным страхованием. В дальнейшем в хозяйственной практике эта терминология и сфера деятельности появились вновь. Причем социальное обеспечение находилось в ведении Министерства социального обеспечения, социальное страхование — в ведении профсоюзов и существовали «Фонд социального обеспечения» и «Бюджет социального страхования». В 1964 г. вводится социальное обеспечение и некоторые формы социального страхования членов колхозов, которые с 30-х гг. были одной из самых незащищенных категорий трудящихся. В 1971 г. организуются автономные от бюджета государственного социального страхования и фонда социального обеспечения фонды социального страхования и социального обеспечения колхозников. В 1991 г. все фонды слились в систему государственного социального страхования. В экономической и публицистической литературе термины «социальное обеспечение» и «социальное страхование» нередко отождествляют или, наоборот, считают неоднозначными. Между тем каждый из них несет специфическую смысловую нагрузку. Под социальным обеспечением следует понимать установленную государством систему материального обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также помощи многодетным, неполным и малообеспеченным семьям. Социальное обеспечение — это часть финансов, используемых государством как экономический инструмент распределения средств для содержания и обслуживания нетрудоспособных членов общества. Социальное обеспечение осуществляется в формах «социального страхования», «обеспечения» и «попечительства». Характерной чертой социального страхования является финансирование социальных выплат за счет взносов. При «обеспечении» финансирование материальной помощи осуществляется за счет налогов независимо от сделанных ранее взносов. Форма попечительства представляет финансирование из бюджета и ориентацию на индивидуальную нуждаемость. Форма социального страхования является доминирующей в странах рыночной экономики. Таким образом, под социальным обеспечением следует понимать процесс социальной защиты населения, а под социальным страхованием — одну из форм осуществления этого процесса. В системе социального страхования место страхования реализуется за счет взносов от определенной части заработной платы работников и фонда заработной платы работодателей. Причем в одних странах метод страхования носит накопительный характер, в других — солидарный. В первом случае при утрате заработка страхуемые получают компенсацию, размер которой ориентируется на величину их прежней заработной платы с учетом уплаты предварительных взносов. Этот принцип построения системы социального обеспечения во многих странах считается справедливым и одобряется ее участниками. При солидарном характере социального страхования работающие содержат нетрудоспособных. Истоки социального страхования тесным образом связаны с движением рабочих за создание материальных условий на случай болезни, безработицы, несчастья во время работы. Первоначальными формами социального страхования были кассы и общества взаимопомощи, а законодательная база и наиболее совершенная структура социального страхования были разработаны в Германии в 1883—1889 гг. 1.2. Формы и модели социального страхования Многообразие форм социального страхования не является случайным. Оно обусловлено объективными причинами. Во-первых, многообразием задач, которые оно решает при обеспечении социальной защиты населения: от пенсионного обеспечения человека в старости до страховой защиты работников при болезни, производственном травматизме и т.п. Во-вторых, возможностью и необходимостью участия в социальном страховании государства и иных структур общества (корпораций, объединений, ассоциаций работников и др.). Многообразие форм социального страхования предполагает необходимость их классификации по ряду критериев: 1) юридическому статусу; 2) организационно-правовому положению; 3) организационным формам; 4) страхуемым рискам. В соответствии с юридическим статусом различают страхование: – обязательное; – добровольное. В соответствии с организационно-правовым положением выделяют страхование: – государственное; – негосударственное. На основе организационного критерия различают страхование: – профессиональное; – территориальное; – корпоративное; – личное. Выделение форм социального страхования по видам социальных и профессиональных рисков в страховой форме защиты населения занимает особое место. К этим рискам, как уже отмечалось, относятся болезнь, старость, инвалидность, смерть кормильца, несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания, безработица и др. Защита от конкретных видов социальных и профессиональных рисков наиболее эффективно может быть организована в рамках отдельных направлений социального страхования, так как в этом случае обеспечиваются максимальный учет природы риска; более точный расчет финансовых средств, необходимых для страхования отдельных их видов; большая степень финансовой прозрачности и экономической эффективности; лучше учитывается идентичность интересов лиц, застрахованных в соответствии с конкретными видами социальных рисков (пенсионеры, безработные, временно нетрудоспособные и т.п.). Однородность и общность интересов страхуемых – определяющее условие для солидарного перераспределения средств, когда материальное обеспечение отдельного человека при наступлении страхового случая осуществляется за счет общих средств страхового сообщества. На основании данного критерия в системе социального страхования выделены следующие его формы (виды). 1. Пенсионное страхование (по старости, инвалидности, потери кормильца, выслуги лет). 2. Страхование безработицы. 3. Медицинское страхование. 4. Страхование временной нетрудоспособности (по болезни, материнству, уходу за ребенком). 5. Страхование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Выделяют двеконцептуальные модели социальной защиты населения –шведскую и американскую. Для шведской модели характерно социальное обеспечение, включающее в себя социальное страхование и социальную помощь, а также здравоохранение и образование, гарантируемые всем на одинаковых условиях (социальное обеспечение). Рынок в эту сферу не допускается. Это означает, что государство непосредственно обеспечивает социальную безопасность граждан, концентрируя для данных целей (само или через систему публично-правовых учреждений – страховые кассы и т.п.) необходимые финансовые и материальные ресурсы. В основе американского варианта рыночной модели социальной защиты населения лежит иной принцип: государство восполняет гражданину лишь то, что не могут для удовлетворения его потребностей сделать рынок и семья. Прямым следствием столь различных подходов является, во-первых, разный характер участия государства в социальной защите населения и, во-вторых, различный уровень социальных расходов, который несет государство в первом и во втором случае. Для России шведский вариант оказался наиболее целесообразным из-за неразвитости рыночных механизмов, слабой организованности населения. Кроме того, уход государства из социальной сферы привел бы к непредсказуемым последствиям, поэтому на данном этапе становления национальной системы социального страхования преимущественное развитие получили его государственные формы. В частности, были созданы четыре государственных фонда социального страхования: – фонд пенсионного страхования – Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР); – Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) с территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ТФОМС) в регионах; – Фонд социального страхования (ФСС), который осуществляет страхование временной нетрудоспособности, материнства и детства, а также несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; – Государственный фонд занятости (упразднен в 2001 г.). Данный фонд осуществлял страхование безработных и их материальное обеспечение. В то же время определенное развитие получили негосударственное социальное страхование, а также его частные формы. По критерию организации формирования и использования фондов социального страхования и степени их автономности можно выделить государственную и коллективную (негосударственную) системы социального страхования. При государственной системе фонды социального страхования полностью находятся в ведении государства. В коллективной системе государство создает нормативно-законодательную базу и контролирует деятельность фондов, оставляя формирование и расходование фондов в компетенции негосударственных организаций страховщиков. При этом в первом случае средства фондов ассоциированы и консолидированы с государственными бюджетами и могут быть использованы для финансирования разных государственных потребностей в социальной сфере вне социального страхования. Во втором случае фонды независимы от государственных бюджетов (автономны) и могут быть государственными или находиться в ведении организаций взаимного страхования и частных страховых компаний. Развитие указанных систем социального страхования зависит от выбора страховщиков. Например, в Великобритании основным элементом является Национальный страховой фонд, который ассоциируется с государственным бюджетом. В Германии социальное страхование больше носит коллективный характер и осуществляется организациями взаимного страхования, поэтому основным элементом являются кассы взаимного страхования. Кроме того, существуют смешанные модели организации социального страхования, в которых представлены элементы государственной и негосударственной (коллективной) систем (Япония, Франция, Швейцария). Если рассматривать исторически развитие национальных систем социального страхования, то можно выделить три основные модели: модель Бисмарка, модель Бевериджа и советскую модель. Советская модель социального обеспечения. Советская модель основывалась на социалистической системе социального страхования, когда наилучшей формой страхования рабочих считалось государственное страхование (рис. 18.11). Однако на самом деле данная модель не является страховой: это социальная помощь или социальное обеспечение из государственного бюджета. Сторонники подобной системы социального обеспечения выдвинули лозунг: отменить всякие взносы со стороны работающих, перейти к страхованию без взносов, а необходимые финансовые средства черпать или исключительно из выплат, осуществляемых предприятиями, или/и из государственного бюджета. С переходом к указанной системе социальное страхование утрачивает характер страхования: становится неясным и расплывчатым один из важнейших признаков страхования – систематическая уплата взносов самими страхуемыми, при этом круг субъектов, несущих ответственность по страхованию, не совпадает с кругом лиц, подвергающихся риску. Определяющая часть страхового бремени перекладывается на предприятия (не приобретающие при этом никаких прав), для которых страхование превращается в государственную повинность, обязательный налог. В свою очередь, предприятия, проводя соответствующую ценовую политику, получают возможность переложить страховое бремя на потребителей их продукции, что легко достижимо, когда в роли предпринимателя выступает само государство. В СССР государственная собственность на средства производства привела к упрощению всей процедуры расчетов тарифов, что соответственно повышало дотационность бюджета государственного социального страхования, поскольку такой порядок законодательно фиксировался. Значительная финансовая дотационность системы социального страхования за счет государственного бюджета закладывалась еще в первые годы советской власти. Необходимыми условиями функционирования советской системы государственного социального обеспечения служили государственные административные формы регулирования заработной платы в отраслевом и межотраслевом разрезе и на уровне предприятий – практически 100%-е обеспечение занятости трудоспособного населения, государственное здравоохранение, государственное бюджетное социальное обеспечение (пенсии неработающим пенсионерам, социальное обслуживания инвалидов и одиноких престарелых). На уровне предприятий в рамках государственного социального страхования производились выплаты по временной утрате трудоспособности, пенсий работающим пенсионерам, осуществлялись меры по оздоровлению трудящихся и членов их семей (совместные программы предприятий и профсоюзов). Во многих развитых странах применяются несколько институтов социальной защиты, важнейшими из которых являются: а) институт государственной социальной (безвозмездной) помощи; б) институт социального страхования (возмездная форма социальной защиты). С их помощью формируются значительные финансовые ресурсы – 30% и более ВВП. Для России эта доля составляет около 12% ВВП. При этом на долю социального страхования (в Германии, Франции, Бельгии, Италии), где получила развитие модель Бисмарка, приходится примерно 60–70% всех затрат на данные цели. В Великобритании (модель Бевериджа) государственное бюджетное финансирование систем социальной поддержки населения и расходы на социальное страхование приблизительно равны. Сравнительные характеристики различных моделей социального страхования представлены в табл. 18.3. Модель Бевериджа вбирает в себя элементы систем социального страхования, построенных по модели Бисмарка и советской модели. В нашей стране долгое время применялось государственное социальное обеспечение по принципу “единого котла”, без учета социальных рисков, при этом бюджет системы социального страхования сливался с государственным бюджетом и утрачивалась его страховая сущность. Рыночные отношения в сфере страхования воплощаются в различные параллельно существующие виды страховых учреждений: – личного страхования (жизни, пенсионного), для которого характерны личная ответственность индивида и гражданско-правовые (договорные) отношения; – социального страхования, имеющего публично-правовой статус, что с экономических позиций означает сочетание личной, коллективно-групповой и общественной ответственности; – социального профессионального страхования, для которого характерно сочетание коллективно-групповой (профессиональной) солидарности и личной ответственности. На развитие отдельных форм социальной защиты, их роли в национальных системах социальной сферы оказывают влияние социальная политика государства, экономическое состояние страны, уровень развития в ней демократии, культурные традиции и религиозные установки, а также решение таких вопросов, как: а) персональная и общественная ответственность за материальное благополучие членов сообщества; б) личная, профессиональная и общественная безвозмездная помощь особо нуждающимся; в) личная, коллективная и профессиональная взаимопомощь при организации защиты от массовых социальных рисков. Решение этих вопросов приводит к выбору отдельных видов защиты от конкретных типов социальных рисков и формированию их согласованной комбинации в форме национальной модели социальной защиты: различных видов самозащиты; общественной благотворительности; общественной профессиональной солидарности; государственной социальной помощи и обеспечения; корпоративных (фирменных) систем социальной поддержки и защиты персонала. 1.3. Способы формирования института социального страхования Система социального страхования органически связана с системой заработной платы, налоговой системой, политикой и состоянием на рынке труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем. Пока формирование системы социального страхования не увязано с указанными выше факторами, которые во многом определяют качественные ее характеристики – уровень пенсий и других страховых выплат, качество и объем услуг по лечению и оздоровлению трудящихся, построить эффективную систему социальной защиты в стране не удастся. В этой связи необходимо разработать среднесрочную программу мер с целью завершения в ближайшие 5-8 лет формирования системы социального страхования в России, в увязке ее с реформами в системе заработной платы и налоговой системе. Такая программа мер позволит обеспечить преемственность и последовательность в работе правительства, министерства, ведомств, сообщества субъектов социального страхования (представителей работников, работодателей и страховщиков). Необходимым и определяющим условием формирования институтов социального страхования является узаконение основных экономических механизмов (по сбору, распределению и перераспределению финансовых ресурсов). Центральный вопрос заключается в определении оптимальных для настоящего этапа пропорций между личным вкладом работника в отдельные государственные фонды социального страхования, увязанным с размером и объемом выплачиваемых пособий (принцип самоответственности), и долей средств, направляемой на перераспределение в пользу лиц с более низкими доходами и периодами страховых взносов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Страхование, 24 страницы
288 руб.
Курсовая работа, Страхование, 33 страницы
300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg