В свете ухудшения экономической ситуации и изменения финансовой коньюктуры, из–за введения против России санкций, в стране произошло резкое падение турпотока, ставшее крупнейшим за последние 20 лет. Такого сильного падения российского выездного потока туристов не было ни в кризис 1998 года, ни в 2009 году. По данным Ростуризма количество поездок россиян за границу в 2016 года сократилось на 24 % по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. При этом количество туристических путешествий упало на 33,8 %. Всего за рубеж с января по июнь 2015 года было совершено 16,4 миллиона поездок, в том числе 5,4 миллиона с туристическими целями.
На этом фоне все большую популярность в качестве мест отдыха среди россиян приобретают отечественные курорты и туристские центры. Происходит переориентация турпотока с выездного на внутренний. При этом рост внутреннего турпотока составляет 30– 40 %.
В настоящее время сфера туризма является одной из наиболее перспективных отраслей экономики. На совещании в г. Сочи президент Российской Федерации В.В. Путин обратил особое внимание правительства, глав регионов на необходимость приоритетного развития туризма и других отраслей сервиса в экономике страны. В этой связи особенно актуальным становится исследование развития туризма краев, областей, отдельных территорий с целью обобщения опыта работы туристских организаций, выявления основных тенденций становления его материальной базы, направлений и особенностей развития туризма.
Необходимость реализации значительного потенциала туристского рынка России делает актуальной проблему изучения внутреннего туризма.
Вклад внутреннего туризма в развитие экономики страны оценен во всем мире. Устойчивое развитие данной сферы может способствовать повышению уровня жизни населения, укреплению морального духа и воспитанию чувства патриотизма в гражданах, повышению уровня образования и культуры населения, укреплению экономики страны, повышению инвестиционной привлекательности и т.д.
Туристская отрасль, как и сфера услуг в целом, находится в необоснованно запущенном состоянии, является предметом критики со стороны общественности. В российской индустрии туризма занят лишь один работник из 300, что в 80 раз ниже, чем в мировой экономике, и при этом только 10% туристических фирм занимается внутренним туризмом. В значительной степени это определяется недостаточным вниманием к сфере услуг в дореформенный период.
Практика различных стран современного мира (США, Великобритании, Франции, Германии, Японии и др.) свидетельствует о многих преимуществах и возможностях развития сферы внутреннего туризма, не только как отрасли, обеспечивающей трудоустройство, но и как поля развития предпринимательства, доходного сектора экономики, сферы, способствующей развитию человека, повышению эффективности производства.
Актуальность работы вызвана тем, что в настоящее время в России все больше россиян уделяют внимание зимнему отдыху и зимним видам спорта. Зимний отдых в России ассоциируется с Великим Устюгом, горнолыжными курортами Банное-Абзаково, Приэльбрусье, Красная Поляна, с активным отдыхом в Карелии. Увлечение горными лыжами и сноубордом породило спрос и в последние годы постоянно открываются все новые трассы и горнолыжные центры в Подмосковье, Средней полосе России, на Алтае, Байкале, идет реконструкция старых горнолыжных курортов, строиться новые отели, растет уровень сервиса.
Россия обладает мощным природным рекреационным потенциалом, рассредоточенным по многим регионам обширной территории страны. Однако в большинстве регионов он почти не используется из-за неразвитости инфраструктуры, отсутствия инвестиционных средств, низкого уровня сервиса, дефицита квалифицированных кадров.
Начиная с 1995 года туризм в России стал «оживляться» уже на основе элементов рыночных отношений. Появились законы РФ о туризме, другие официальные документы; оформилась система государственного управления отраслью; появились общественные и частные формы организации туристической деятельности; начали разрабатываться Программы развития туризма.
В последнее десятилетие в силу изменения общей социально-экономической ситуации в России интерес к вопросам регионального развития и потребность в разработке стратегий устойчивого развития горных территорий, обладающих мощными рекреационными ресурсами, резко возрос.
Актуальность и острота названных проблем, их достаточное своеобразие определили цель и задачи исследования.
Цель работы - выявить перспективы и проблемы развития горнолыжного туризма.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- изучить теоретические основы горнолыжного туризма;
- изучить виды горнолыжных трасс;
-изучить и сравнить горнолыжные курорты России
Объектом исследования является горнолыжный туризм.
Предметом исследования явился анализ рынка горнолыжного туризма.
Теоретической основой исследований явились труды российских и зарубежных ученых в области экономики и организации туризма: В.И. Азара, В.С. Белозерова, М.Ю. Беликова, Б.М. Бероева, А.С. Будуна, Ю.А. Веденина, И.В. Зорина, Е.А. Котлярова В.М., Кривошеева, Н.С. Мироненко, В.С. Преображенского, И.И. Пирожника, В.В. Савельевой, В.А. Шальнева, Н.А. Щитовой и других.
Теоретической и методологической основой исследования послужил методы научного познания: дедукция, системный анализ, синтез.
Теоретическую и методологическую базу составили государственные целевые программы развития, материалы, статьи в средствах массовой информации, путеводители.